«Чтобы увидеть мир, глаза не нужны»: как я стал незрячим тревел-блогером
В раннем детстве из-за рака сетчатки я потерял оба глаза. Прозвучит странно, но это положило начало моей любви к путешествиям.
Я был долгожданным поздним ребенком, диагноз стал тяжелым ударом для родителей. В попытках сохранить зрение они возили меня из Урая — маленького городка в Ханты-Мансийском автономном округе — в Москву, Тюмень, Уфу, Екатеринбург. Когда к двум с половиной годам мне удалили оба глаза, мы продолжали летать на химиотерапию раз в три месяца. Можно сказать, что путешествия начались для меня с пеленок. Пусть мы и ездили только по больницам.
Сейчас мне 29 лет. Я объехал 28 стран и 72 региона России. Будучи незрячим, я прыгал с парашютом, погружался с аквалангом, стрелял из Калашникова, водил поезд и даже научился управлять яхтой.
Я начал вести тревел-шоу и сделал незрячие путешествия собственным брендом. С уверенностью могу сказать: чтобы увидеть мир, глаза не нужны.
Первые путешествия
Родители всегда любили путешествовать и стремились привить мне эту привычку. Они чувствовали грань между заботой и гиперопекой и не хотели запереть меня, незрячего, в четырех стенах. Летом мы обычно отдыхали на Черном море. В четыре года я научился плавать, в семь впервые прокатился с инструктором на водном мотоцикле. Меня водили в аквапарки, не запрещали нырять с пирса и в целом никак не ограничивали.
Мне читали книги, герои которых странствовали по миру: «Робинзона Крузо» Даниэля Дефо, «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона. В подростковом возрасте я увлекся пиратской тематикой и уговорил папу с мамой свозить меня туда, где разворачивалось действие любимых романов, — на Карибские острова.
Для нас это было безумно дорого. Родители копили пару лет, чтобы организовать поездку в Доминикану. Так в 14 я впервые оказался за границей. Тогда же получил полезный опыт самостоятельного планирования путешествий, который помог поверить в свои силы.
Мне выделили 300 $ (26 684 ₽) и поручили организовать экскурсионную программу на острове. У меня был ноутбук со специальной программой для незрячих, которая озвучивает всю информацию с экрана.
Сейчас такая опция есть почти в каждом смартфоне, просто не все о ней знают. Эта функция позволяет незрячим проверять почту, пользоваться соцсетями и мессенджерами. То есть когда я говорю, что читаю текст или смотрю видео, имею в виду, что слушаю.
Я нашел на местном форуме русскоязычного гида, связался с ним, обсудил детали и спланировал несколько поездок по острову. Семье оставалось прийти на трансфер к назначенному времени.
Во время учебы в университете я начал путешествовать самостоятельно. В основном автостопом, потому что денег было впритык. В 2014 году на попутках добрался из Екатеринбурга в Крым и прекрасно провел там две недели. Участвовал в волонтерских программах, за жилье и питание не платил. Обратно вернулся на поезде. В итоге весь отпуск обошелся мне в 12 000 ₽. Половину суммы потратил на дорогу, вторую — на фрукты.
Конечно, в путешествиях автостопом случались курьезы. Однажды ловил машину на заправке под Уфой, хотел доехать до Самары. Долго никто не останавливался. Вдруг слышу — подъехала машина, водитель опустил стекло. Дальше у нас был такой диалог:
- — Парень, ты что, слепой? Не видишь, что стоишь под «кирпичом»?
- — Не вижу, серьезно.
- — Да ладно! Погоди, это как?
Он вышел и начал меня расспрашивать. Долго не верил, что я незрячий. Рассматривал — у меня стоят красивые глазные протезы. Зато потом повез за 120 километров, хотя ему нужно было в другую сторону. Всю дорогу приговаривал: «Братан, не дрейфь, прорвемся».
Кстати, белая трость, которую используют незрячие и слабовидящие, светится в темноте, поэтому многие водители по вечерам путали меня с гаишниками. Иногда я этим пользовался. Помашу палочкой — они останавливаются. Потом, правда, половина уезжала.
Какая дебетовая карта Т-Банка подойдет незрячим и слабовидящим
Советуем тактильную карту Black. У нее есть специальная выемка сбоку и яркий вертикальный картхолдер, чтобы легко отличать карту от других. А контрастный дизайн и увеличенный шрифт помогут увидеть и прочитать номер карты. С картой Black от Т-Банка можно получать повышенный кэшбэк рублями до 15% или оплачивать покупки у партнеров с кэшбэком до 30%.
Оформите карту по кнопке ниже — представитель банка бесплатно доставит ее когда и куда вам удобно, а пользоваться преимуществами карты можно сразу в приложении Т-Банка
Как я планирую путешествия
Все свои поездки я планирую самостоятельно. Всегда начинаю с поиска информацию в интернете — изучаю опыт других путешественников. Понимаю, какие локации хочу посетить, делаю заметки в телефоне или на компьютере. Записываю точные адреса гостиниц, кафе, музеев и заранее строю маршрут между этими точками.
За годы выработал определенный механизм, который дает возможность путешествовать без оглядки на финансовую составляющую. Думаю, эти советы пригодятся и зрячим путешественникам.
Выбор направления. Я никогда не начинаю с вопроса, сколько у меня есть денег. Прежде всего, исхожу из того, куда хочу поехать. Почти любое путешествие можно организовать с минимальным бюджетом. Главная задача — грамотно потратить деньги.
Допустим, в 2019 году слетал в Тбилиси из Екатеринбурга. Билет туда-обратно с длительной пересадкой в Стамбуле стоил 10 700 ₽. Я взял бесплатную экскурсию от авиакомпании с посещением Голубой мечети и успел пообедать в городе. Остался в полном восторге и отлично сэкономил. А мои мама и теща за неделю до этого купили билеты в Грузию за 36 000 ₽. Называется, почувствуйте разницу.
Особое место в списке моих любимых направлений занимает Байкал. На собственном опыте убедился, что там можно отдохнуть при любом бюджете. В первое путешествие туда я ездил автостопом, жил в палатке на диком пляже на Ольхоне. Потом приезжал еще раз шесть и, независимо от уровня комфорта, всегда был там счастлив. Это рай для интровертов вроде меня. Наверное, поэтому я снял там одну из лучших серий своего шоу.
Покупка билетов. Научиться находить дешевые билеты несложно. Нужно соблюдать основные правила: искать в нескольких источниках, покупать сильно заранее или ловить акции.
Я всегда проверяю цены в разных агрегаторах и обязательно захожу на официальные сайты авиакомпаний. Если рейс зарубежный, изучаю предложения перевозчика в местной валюте: часто они обходятся дешевле. Мой опыт показывает, что самые недорогие билеты можно купить за полгода или за два-три дня до поездки.
Еще караулю распродажи. Рекомендую подписаться на максимальное количество авиакомпаний, услугами которых вы планируете пользоваться. Они часто сообщают об акциях в рассылках.
Поиск жилья. Как и большинство путешественников, я бронирую жилье через агрегаторы, но никогда не стесняюсь спрашивать у владельцев о скидках. Часто мне их дают. Иногда, если нужно остановиться больше чем на два-три дня, договариваюсь о продлении с хозяевами напрямую: получается дешевле.
Если речь не идет об очень популярном курорте в сезон, найти недорогой вариант можно на месте. Нужно просто отъехать пару остановок от туристического центра и поспрашивать людей на улицах или в магазинах. Я пользовался этим способом в Грузии, Армении, Турции, странах Юго-Восточной Азии и неплохо экономил.
Например, придя на вокзал в Ереване, нашел квартиру, которая стоила на треть дешевле, чем варианты, доступные онлайн из России. В Узбекистане разница при аналогичной ситуации была примерно вдвое. Понимаю, что такой способ подойдет не всем, потому что это определенный выход из зоны комфорта. Поэтому, когда путешествую с женой, бронирую все заранее: ей это важно.
Питание. Здесь будет немного неожиданный совет. Чтобы вкусно и недорого есть в поездках, нужно отключать зрение. Часто лучше всего кормят в заведениях, которые выглядят непрезентабельно. Особенно это правило работает в азиатских странах.
Еще одна верная примета: чем больше внутри местных, тем вкуснее еда. Правда, сам я могу пользоваться этим лайфхаком, только когда меня в поездках сопровождает супруга или кто-то из коллег.
Путешествия незрячего как бренд
Со временем я понял, что незрячий путешественник — это бренд, который можно развивать. Нашел компанию-партнера и при ее поддержке в 2018 году проехал на попутках от Калининграда до Владивостока. Преодолел 10 000 километров за 45 дней. О своем путешествии я рассказывал на открытых лекциях — выступил в 15 городах по маршруту.
На одной из таких встреч меня увидел режиссер Александр Романов. Ему пришла идея запустить тревел-шоу про незрячего путешественника. Уже через неделю мы снимали пилот в Улан-Удэ. Получилось очень весело: я строил юрту, играл на народных инструментах, торговался на рынке, ел сырые бараньи потроха — этим в Бурятии традиционно угощают гостей.
Мы пытались продать идею шоу нескольким телеканалам, чтобы снять полноценный сезон. Но реакция на незрячего ведущего была примерно одинаковой. Продюсеры говорили, что люди не готовы смотреть такой контент. Мы получали отказ за отказом.
Внезапно помогла пандемия. Границы закрылись, фокус сместился на развитие внутреннего туризма, в отрасль стали вливать деньги. Мы получили грант на съемку. Так появился проект «Куда глаза не глядят», ведущим которого я стал. Выпустили первый сезон — зрителям понравилось. Сняли еще два. Недавно вышла последняя серия третьего сезона, посвященная Владивостоку. Подали заявку на четвертый.
Часто в комментариях люди задают вопрос: зачем я путешествую? Логика примерно такая: если не видишь, нет смысла куда-то ездить, сиди дома. Я нормально к этому отношусь. Большинство просто не встречались с незрячими, поэтому действительно не понимают. Пытаюсь объяснять. Мое шоу не только тревел-продукт, но и просветительский.
Впечатления от поездки формируются за счет положительного опыта, эмоций. Вопрос в том, как их получать. Помимо зрения есть множество других способов: осязание, обоняние, вкус, слух. В путешествиях я стараюсь все потрогать, понюхать, попробовать. Другие важные источники информации — люди, история, культура региона или страны.
Приезжая в новое место, я почти всегда иду на рынок. Продавцы рады поболтать, рассказать последние новости и чем-нибудь угостить. Особенно люблю маленькие аутентичные базарчики в грузинских селах или частные лавочки где-нибудь в Италии.
В поездках я получаю множество эмоций. Они дают энергию, которая позволяет двигаться дальше, делать что-то новое, зарабатывать больше денег и снова путешествовать. Получается замкнутый круг из приятных вещей. Когда смотришь передачу по телевизору — это одно, когда едешь и видишь все своими глазами — совсем другое. Как бы это ни звучало из моих уст.
Особенности незрячего туризма
В условиях города уши заменяют мне глаза. Я пользуюсь наушниками, чтобы получать информацию и ориентироваться в пространстве. Иногда это приходится делать одновременно, поэтому наушники настроены на разные каналы. В одном может идти рабочее совещание, через второй я параллельно просматриваю интернет. Плюс постоянно нужно считывать, что происходит вокруг меня: это вопрос безопасности.
Я испытываю сильное звуковое давление, поэтому дополнительный инфошум выбивает из колеи. По этой причине я не очень люблю Москву: слишком громко. Зато Екатеринбург, где живу сейчас, на слух нравится. В центре города расположена плотина — звук падающей воды прекрасен.
Люди в России и Европе по-разному реагируют, когда видят человека с белой тростью. За рубежом развит культ индивидуальности и неприкасаемости личности. Иностранцы боятся обидеть лишним вниманием, поэтому помощь предлагают очень осторожно: вдруг я сам хочу справиться. В Германии вообще никто не подходил ко мне первым. Из-за этого я подолгу стоял на тротуаре, когда пытался перейти дорогу. Приходилось кричать, привлекать внимание — тогда сразу находились желающие помочь.
В России установить контакт тоже непросто, но по другим причинам. Возможно, это наследие советского прошлого: многие привыкли, что люди с инвалидностью сидят дома и никуда не ездят. Поэтому при виде человека с белой тростью многие удивляются, не знают, как себя вести. Но если первый контакт состоялся, у нас все проще, чем в Европе. Наши люди не так сдержанны, часто ведут себя панибратски: «Что, слепой? Давай помогу».
Иногда это приводит к забавным случаям. Как-то в Екатеринбурге мужчина вызвался помочь мне спуститься по ступенькам. Попутно он начал описывать девушку, которая шла нам навстречу. Очень жалел, что я не могу увидеть, какая она красивая. Пытался передать словами, рассказывал, какие у нее ноги, какая юбочка. Закончилось тем, что он полностью переключил на нее свое внимание, а я врезался в столб.
В аэропортах я всегда пользуюсь услугой сопровождения. В России этот сервис на очень высоком уровне, особенно в крупных городах. Бронировать заранее не нужно, вызвать сопровождающего можно в любой момент со стойки информации. Сотрудник берет тебя под руку и ведет прямо к самолету, помогая пройти все досмотры, может показать, где туалет или бизнес-зал.
На вокзалах есть аналогичная услуга, но ее надо заказывать за сутки до поездки. Заявки принимают в единой справочной службе РЖД. Достаточно назвать номер поезда, чтобы тебя встретили и помогли донести багаж.
В России эта система работает почти идеально, чего не могу сказать о Европе. Сопровождающие забывали меня в Швейцарии, были проблемы в Италии. Думаю, это связано с тем, что люди там более расслабленные.
Хотя однажды у меня возникла неприятная ситуация в России. Это было в аэропорту одного из уральских городов. Я прилетел ранним рейсом, за час с небольшим до начала мероприятия, где должен был выступать. Оно проходило в соседней гостинице — примерно в 100 метрах от терминала. Вызывать такси из-за такого расстояния глупо, да никто бы, наверное, и не приехал. Я попросил сотрудников аэропорта довести меня, так как сориентироваться было сложно. Как я понял, службы сопровождения в аэропорту не было.
Сначала меня попытались спихнуть на грузчиков, но они занимались разгрузкой багажа. Тогда я пошел в медпункт, но и там сказали ждать. Я нервничал, так как боялся опоздать, и ответил, что пойду искать гостиницу сам. Медсестра схватила меня за руку, попросила присесть и предложила успокоительное. Я не стал конфликтовать, пить таблетки, конечно, тоже. Нашел пассажира, который не торопился, и он меня довел.
Доступная среда в путешествиях
Если говорить о доступности туристических объектов, нужно учитывать два фактора: городскую инфраструктуру и культурную составляющую. По обоим пунктам Европа до сих пор впереди нас.
Я начал самостоятельно путешествовать с 2012 года. В Италии впервые в жизни увидел тактильные репродукции Боттичелли и испытал культурный шок. До сих пор помню, с каким восторгом изучал картину «Рождение Венеры». В России в тот момент ничего похожего не было.
За последние годы ситуация сильно улучшилась. В музеях существенно больше адаптивных программ для незрячих. Городская среда тоже стала заметно лучше, во многом благодаря Олимпиаде, чемпионату мира по футболу и другим крупным международным событиям.
На первое место по совокупности всех факторов в плане доступности я бы поставил Москву и Санкт-Петербург — здесь без сюрпризов. В обеих столицах много низкопольных автобусов, удобно передвигаться. В крупных музеях доступны тактильные макеты, а экскурсоводы обучены тифлокомментированию, то есть умеют особым образом описывать экспонаты для незрячих. В Москве среди таких объектов храмы Василия Блаженного и Христа Спасителя, Музей русского импрессионизма, в Питере — Исаакиевский собор и Русский музей.
Впрочем, по моим наблюдениям, многие города-миллионники стараются внедрять технологии для людей с дополнительными потребностями на уровне культуры и инфраструктуры. Например, мне довольно легко путешествовать по Сочи и Казани. Местами неплохие тенденции в провинции. Но речь, как правило, идет о регионах, где есть деньги. Я видел хорошие примеры в Городце, Кунгуре, Нижневартовске, Сургуте, Ханты-Мансийске.
Отдельно упомяну Дзержинск в Нижегородской области. Ни один вопрос, связанный с дорожной инфраструктурой, там не решается без участия людей, передвигающихся на колясках, поэтому уровень доступности среды очень высокий. А вот в моем родном Екатеринбурге звуковых светофоров для незрячих как не было, так и нет. Краснодар, на первый взгляд, комфортен, но если немного отъехать вглубь региона, то путешествовать становится очень неудобно.
В целом корреляция простая. Можно открыть антирейтинг городов с точки зрения качества дорог и тротуаров — это будет список мест, куда не стоит ехать незрячему или человеку на коляске. Для нас очень важны чистота и состояние улиц.
Рекомендации
Мой совет людям с инвалидностью, которые задумываются о путешествии, прост: стоит планировать маршрут, взвесив свои потребности и ограничения. Не все направления могут вам подойти.
Например, я давно могу позволить себе путешествие на Камчатку, но не еду туда. Понимаю, что регион привлекает туристов в основном красотой природы и трекингом по вулканам. Оценить первое для меня невозможно, второе просто неинтересно. Ради купания в океане и вкусных морепродуктов я скорее отправлюсь во Владивосток, что будет гораздо дешевле.
Главное при планировании поездки — прислушиваться к своим ощущением и избегать стереотипов. Мне говорили, что людям с инвалидностью и без опыта путешествий не стоит ехать на Кавказ. Я не послушал и открыл одно из своих любимых направлений. Обожаю Чечню, Дагестан, Кавминводы и остальные регионы Кавказа. Мне нравится там все: гостеприимство, еда, культура, природа.
Приведу список мест, которые рекомендую посетить всем путешественникам независимо от опыта и особенностей здоровья.
Городец, Музейный квартал. Прекрасный город, который мне понравился гораздо больше разрекламированного Суздаля. В нем много интересных музеев, но атмосфера более камерная. Я не люблю толпы туристов, поэтому особенно это отметил.
Музеи расположены в старинных особняках купцов и меценатов и занимают целый квартал. Например, в доме графини Паниной собраны часы со всего мира. Мне дали подержать почти все, кроме самых редких, — их описали. По соседству расположен Городецкий краеведческий музей, где можно познакомиться с бытом 18—19 века, экспонаты тоже разрешают трогать.
Новосибирск, Музей смерти. Шикарный частный музей, который я искренне советую посетить всем. Особенно полезно будет тем, у кого идет сложный внутренний диалог. Хотя и детей, на мой взгляд, туда стоит свозить. Там работают профессиональные ребята, которые правильно преподносят такую мрачную тему. Мне, например, предложили полежать в гробу, и я, конечно, согласился. Впечатления очень яркие.
Москва, Музей русского импрессионизма. Я влюбился в это место. Один из первых музеев в России, где внедрили тифлокомментирование на высоком уровне и тактильные картины. Одно дело, когда можно потрогать общеизвестные картины. А тут русский импрессионизм — мало кто с ходу сможет назвать хотя бы одного художника этой школы. Прикольно.
Сочи, музеи в Олимпийском парке. Советую посетить Механический музей Леонардо да Винчи, где представлены модели и механизмы, собранные по чертежам знаменитого мастера. Там есть вечный двигатель, катапульта, планер, арбалет. Все экспонаты двигаются, их можно испытать — очень интересно. По соседству неплохой Автомузей Ника Панули. Туда стоит сходить, чтобы сфотографироваться в разных автомобилях. Могу сравнить это место с музеем Феррари в Италии.
Что в итоге
Через путешествия я пришел к своему главному призванию — наставничеству. Еще в юношестве понял, что самый короткий путь чего-то достичь в жизни — перенять опыт другого. Сначала мне в этом помогали родители, потом — незрячий наставник. Благодаря им я осознал, что нет ничего невозможного.
Теперь я работаю с педагогами, занимаюсь повышением их квалификации. Еще веду тренинги и выступаю с мотивационными лекциями, делюсь опытом с молодежью с инвалидностью. Один из примеров таких проектов — «Эстафета успешности». Мы приглашаем известных предпринимателей, общественных деятелей и успешных людей с инвалидностью. Они рассказывают о своей карьере и помогают молодым людям поверить в себя. Мне важно зажечь их, помочь найти свое место в жизни и трудоустроиться. Работа — главный аспект успешности любого человека, а особенно с инвалидностью.
Еще я организую образовательные мероприятия в России и СНГ, постоянно езжу в командировки, выступаю с лекциями. Только за последние несколько месяцев посетил Благовещенск, Владивосток, Москву, Оренбург, Пензу, Саранск, Томск, Хабаровск. Из зарубежных поездок были Казахстан и Киргизия.
Тем, кто по каким-то причинам не решается путешествовать, советую начать с микропоездок. Можно исследовать соседний город или регион. Найдите ближайшую достопримечательность, которая вас вдохновляет, и отправляйтесь туда. Не жалейте денег на путешествия. Эмоции, которые вы получите, останутся на всю жизнь. Это валюта, которая никогда не обесценится.