«Страшно считать, во сколько обошлась поездка»: как мы съездили в Бурятию и Иркутскую область

Опыт читательницы

Этот текст написан в Сообществе. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Lolli polli

любит автопутешествия

Мы с мужем родом из Бурятии, но давно живем в Москве. Очень скучаем по природе родного края: горам, рекам и солнцу.

Летом 2023 года наконец отправились в долгожданное путешествие. Перелет до Иркутска авиакомпанией S7 обошелся в 25 000 ₽ в один конец на человека. Больно, если знать, что в несезон билет стоит 10 000—12 000 ₽ с багажом.

Мы не планировали маршрут заранее: не знали, куда именно поедем, где будем жить и когда полетим обратно. Такой подход всегда влетает в копеечку, но мы не хотели подгонять себя. Решили, что возьмем в аренду машину, чтобы исследовать сразу два региона, потом погостим у родственников в Улан-Удэ, а оттуда вернемся в Иркутск на поезде.

Вся поездка заняла месяц. Где мы только не были за это время: в Орлике, Выдрине, Байкальске, на Теплых озерах, Гусином озере. Останавливались в основном в гостевых домах и только одну ночь смогли провести в палатке.

Аренда машины

Из аэропорта Иркутска мы поехали на такси в поселок Култук. Он расположен примерно в 100 километрах на берегу Байкала. За поездку заплатили 2000 ₽. Там нас встретил друг на арендованной Тойоте Королле. Мы взяли ее у знакомой за 1200 ₽ в сутки на 10 дней. Это очень дешево.

Официальные сервисы проката берут за каждый въезд в другой регион минимум 3500 ₽ — для этого в автомобилях установлены GPS-трекеры. Мы постоянно курсировали между Бурятией и Иркутской областью, поэтому такой вариант был крайне невыгоден.

С нашей машиной тоже было не все гладко. Она несколько раз ломалась, что придало путешествию дополнительный оттенок авантюризма. Например, уже в поездке выяснилось, что хозяйка ни разу не меняла масло и даже не подозревала, что это необходимо. Пришлось делать техобслуживание прямо в дороге.

Вывод, который мы сделали на будущее: не арендовать машину у женщин, так как они не всегда понимают, как за ней ухаживать. Дополнительно заставила понервничать низкая подвеска: она не слишком подходит для местных условий. Всего мы проехали около 3000 километров. Кстати, бензин в Бурятии в среднем был на 2 ₽ дешевле, чем в Москве.

Письма о путешествиях и эмиграции
Истории о том, где отдыхать, учиться и жить, — в вашей почте по воскресеньям. Бесплатно

Орлик

Первой точкой нашего маршрута стало тихое село Орлик в Бурятии, где живут друзья мужа. Путь до него был неблизкий — около 450 километров. Зато в дороге мы любовались живописными видами гор и лесов.

Приехав, начали обзванивать местных в поисках жилья. Сняли небольшой гостевой домик, за двое суток заплатили 2800 ₽. Обстановка максимально простая, без удобств. На территории была баня, посещение стоило 250 ₽. В Орлике есть кафе, но мы до него не добрались, готовили на скорую руку. Ассортимент в местных магазинах скромный, например креветки не купить. Но все необходимое есть.

В селе очень тихо, по улицам ходят коровы и лошади. Еще там отличные дороги и продуманная планировка, что приятно удивило. Люди добрые, открытые и гостеприимные. Незнакомцы подходили и спрашивали: «Вы откуда? Что планируете делать?» А потом советовали, куда можно съездить поблизости, потому что искренне хотели сделать приятно. Для меня это стало большим удивлением: отвыкла от подобного в мегаполисе.

Мы съездили на водопады, расположенные неподалеку. Красивое место, где можно остудиться в летнюю жару и искупаться. Для спуска в воду оборудована лестница. Неподалеку есть долина вулканов, но добраться туда можно только пешком или на лошадях. Знаю, что в Орлик еще приезжают, чтобы сплавляться на лодках. Но мы с мужем решили оставить активные развлечения на следующий раз. А в том, что вернемся, не сомневаюсь: очень понравилось это место, от души его рекомендую.

На третий день мы заехали к другу в гости буквально на полчаса — попрощаться. Но уехать не получилось. Нас накормили двумя кастрюлями невероятно вкусных поз — это национальное бурятское блюдо, — напоили чаем с тортом и оставили ночевать.

Байкал

Ранним утром выехали в сторону Байкала. По дороге снова наблюдали удивительные виды, которыми невозможно налюбоваться. За пять часов доехали до села Выдрино, оно стоит прямо на берегу и известно своими плантациями клубники. Пятилитровое ведро там продавали по 1400—1500 ₽.

Мы опять ничего не бронировали заранее, варианты ночлега искали на месте через «Авито». На Байкале был разгар сезона. Апартаменты, отели, гостевые домики — все было занято. Мы не ожидали такого ажиотажа. Припарковались у берега в полной растерянности, начался дождь.

Наконец нашли вариант — комнату в частном доме за 850 ₽ в сутки. Условия были очень скромными: из мебели только кровать, дверь без замка, общие кухня, душ и туалет. Всего на гостевом этаже было три или четыре комнаты. Территория не облагорожена, дом требовал ремонта, но даже такой вариант был для нас спасением. Переночевали и поехали дальше.

Теплые озера

Нас ждали Теплые озера — три искусственных водоема в глубине леса. Они расположены рядом друг с другом, но отличаются температурой воды, так как имеют разную глубину. В советские годы там добывали руду, а сейчас это курорт. Места очень красивые, но отдыхающих много. Вход — 500 ₽ с человека, въезд на машине — еще 500 ₽.

В этих краях сезон начинается с середины августа. Мы были в конце июля, и вода еще не прогрелась, купаться было невозможно. Муж с другом поплавали один раз, я смогла только окунуться. Еще мы там обгорели.

На территории есть несколько кафе, цены московские. Заказала кофе — ждала 40 минут. В пиццерии стояло фортепиано, сыграла на нем, и мне за это бесплатно налили молочный коктейль — приятно.

Поставили палатку рядом с входом на территорию комплекса, вечером развели костер и приготовили шашлык на мангале. Неподалеку отдыхала компания молодых ребят, мы познакомились. Оказалось, они родом из деревни, где жила моя бабушка. Приятное совпадение. Мы играли на гитаре и пели у костра, было очень атмосферно.

В походных условиях я героически продержалась одну ночь. У меня проблемы с поясницей, и спать на твердой земле было испытанием. Когда проснулась, поняла, что все болит. К тому же хотелось принять душ.

Снова стали искать ночлег. Забронировали уютную комнату в большом доме в Байкальске — до него от Теплых озер около 40 километров. Жилье стоило 2000 ₽ с человека в сутки — дороговато. Переночевали и вернулись обратно. Всего мы провели на Теплых озерах трое суток.

Гусиное Озеро

Затем мы отправились в поселок Гусиное Озеро, от Байкальска до него около 450 километров. Оттуда родом мой муж, там у него живет мама. Очень тихое и немноголюдное место, стоит на берегу прекрасного теплого водоема.

В Гусином Озере расположен Тамчинский дацан — старейший в Бурятии буддийский храмовый комплекс. Он был основан в 1741 году. В советские годы его превратили в антирелигиозный музей, многие реликвии были утрачены, часть зданий разрушена.

Сегодня это действующий дацан. К сожалению, мы не успели побывать внутри, но посмотреть на него снаружи и пройтись по территории тоже было интересно. Спокойное и приятное место.

Проблемы в поездке

В путешествии у нас было несколько неприятных ситуаций, связанных с арендованной машиной. Первая произошла на Байкале. Мы остановились на берегу, начался дождь, автомобиль перестал заводиться. Оказалось, проблемы с аккумулятором. Мы чувствовали себя беспомощными и не знали, что делать. К счастью, нашлись неравнодушные люди — запитали нас от своей машины и помогли завести.

Дальше в поездке мы поняли, что начал стучать двигатель. Муж с другом обнаружили, что в нем практически не осталось масла. Нашли станцию техобслуживания, купили, залили, проверили. Большая удача, что машина осталась на ходу и не пришлось эвакуировать ее в дороге.

Этих приключений, видимо, показалось мало, и мы решили переехать на нашей легковушке горную реку. Течение было быстрым, а вода потрясающего бирюзового цвета. Сначала решили перейти вброд, но потом увидели, что машины в этом месте проезжают. Правда, в основном внедорожники.

Совет: никогда не подкидывайте монетку с вопросом, надо ли переезжать реку, если не хотите потом впопыхах черпать воду из салона. Автомобиль застрял и заглох посередине русла. Муж выбежал, раскидал камни со дна, и машина смогла выехать, но мы потом еще долго ее сушили. Зато есть что вспомнить.

Кстати, выбравшись из реки, мы минут через десять уперлись в тупик. Дорога закончилась перед чьим-то домиком. Хозяева сказали, что дальше можно пройти только своим ходом или на лошадях. Мы только сели, чтобы перекусить после этих приключений, как пошел дождь. Словом, ничего как следует не планировали, поэтому постоянно попадали в нелепые ситуации, но воспринимали это легко и весело.

В поездке все прошло тихо и спокойно. Была только одна нервная ситуация — встреча с четкими пацанами, как из 1990-х, в Выдрине. Когда мы искали гостевой домик, навстречу медленно двигалась машина с открытыми окнами. Оттуда высунулись парни в солнечных очках и стали внимательно нас разглядывать: кто приехал в их родные владения. К счастью, они к нам не приставали.

Не стоит ждать сервиса высокого уровня. Здесь никто не распинается перед туристами. Ты приехал, поселился — на этом все, до свидания. Но мне это было неважно, потому что энергетика мест возле Байкала ценна сама по себе. Было много увеселительных активностей: плавание в теплых и не слишком озерах, песни под гитару у костра, встречи с интересными людьми, караоке с друзьями и поход в дацан в Улан-Удэ. Самое сильное для меня впечатление — общение с природой.

Наше путешествие удалось, несмотря ни на что. Но я не могу однозначно советовать такой отдых всем, особенно тем, кто побывал за границей. Сервис здесь не тот, и цены не назвать низкими. Но уединение, спокойствие и чистый воздух получите сполна.

Бюджет

Страшно считать, во сколько обошлась поездка. Все оплачивал муж, опишу примерные расходы. Перелет из Москвы в Иркутск и обратно на двоих в разгар сезона стоил около 50 000 ₽. Еще 6000 ₽ отдали за билеты на поезд из Улан-Удэ, где закончилось автопутешествие, до Иркутска.

На жилье за всю поездку потратили около 40 000 ₽, хотя платили за него не везде. В Улан-Удэ останавливались у моих родственников, в Иркутске — у друзей, в Гусином Озере — у свекрови. На еду ушло 27 500 ₽ с учетом покупки продуктов, кофе и походов в кафе.

Расходы на поездку в Бурятию и Иркутскую область на двоих — 148 500 ₽

Билеты на поезд в Иркутск6000 ₽
Такси из аэропорта2000 ₽
Путешествовали на машине по России? Расскажите про свой маршрут:

Вот что еще мы писали по этой теме