Как быть, если бесит коллега: вопрос из интернета
Вопросы из интернета
4K
Фотография — Robert Daly / Getty Images

Как быть, если бесит коллега: вопрос из интернета

Ищем причины, отстаиваем свою позицию, справляемся с раздражительностью
14
Аватар автора

Ольга Карасева

учится не беситься

Страница автора

Может быть, у вас есть коллега — или даже несколько, — который вас бесит.

Иногда у неприязни есть причины. Например, когда коллеги проявляют пассивную агрессию, скидывают свои задачи на других, требуют сдать отчет «еще вчера». Но бывает, что раздражающий человек хорошо справляется со своими обязанностями, но пользуется резкими духами или запрещает включать кондиционер, даже если все остальные сотрудники в кабинете падают в обморок от жары.

Похоже, что с несносными людьми приходится работать многим: в Яндексе ответ на вопрос, что же делать, если бесит коллега, в среднем ищут тысячу раз в месяц. Рассказываем, как перестать раздражаться и сработаться со сложными коллегами.

Мозг: рассылка об эмоциях и психике
Лайфхаки о том, как не поддаваться стрессу, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Какие коллеги обычно раздражают

В окружении коллег мы проводим примерно треть жизни, так что иметь с ними хорошие отношения полезно. Исследования показывают, что наличие друзей на работе помогает получать от нее большее удовлетворение, защититься от стресса и выгорания и лучше справляться со своими обязанностями. К сожалению, завести приятелей получается далеко не всегда. А бывает, что некоторые коллеги, наоборот, бесят настолько, что хочется уволиться.

Специалист по разрешению рабочих конфликтов Эми Галло на основе своего опыта выделила самые распространенные архетипы невыносимых коллег. Она описала их в книге «Как сработаться с кем угодно — даже с невыносимыми людьми».

😣 Неуверенный в себе босс. Начальник, который сомневается в собственных компетенциях и значимости, нередко создает проблемы подчиненным. Из-за своей неуверенности он может, например, принижать заслуги сотрудников, не идти на компромиссы, постоянно подчеркивать свою важность, менять решения, заниматься микроменеджментом — контролировать работников и не допускать никакой самостоятельности.

Правда, неуверенность — это не всегда вина самого начальника: ее причиной может быть корпоративная культура и поведение вышестоящего руководства, заставляющие сомневаться в себе. А иногда неуверенность вызывают даже стереотипы: например, молодой руководитель может считать, что он не готов управлять старшими сотрудниками.

Чтобы сработаться с неуверенным в себе боссом, нужно объяснить, что вы понимаете всю сложность его задачи, но при этом вы с ним союзники, а не соперники. Полезно будет и напоминать ему, что вы только делаете свою часть работы, а финальное решение остается за ним.

😥 Пессимист. Это коллега, который постоянно чем-то недоволен: работа скучная, клиенты невыносимые, а в офисной столовой закончился любимый суп. Отражается пессимизм и на рабочем процессе: человек может, к примеру, раз за разом откладывать выпуск продукта, потому что видит в нем новые недостатки. Причем проблемы, из-за которых сокрушается пессимист, далеко не всегда реально существуют и заслуживают настолько серьезного отношения.

При этом, как пишет Эми Галло, пессимисты в любом коллективе необходимы. Есть исследования, которые показывают, что они более тщательно следят за здоровьем — и точно так же они могут действительно находить ошибки в работе или добиваться того, чтобы в офисе поставили более удобные кресла. Но важно уравновешивать пессимистов в команде оптимистами, иначе из-за их постоянных сомнений работа остановится.

🥺 Вечная жертва. Это сотрудник, который не просто жалуется, а еще и считает, что все настроены против него. Он не принимает никакую критику и не хочет нести ответственность, так что обычно реагирует на замечания враждебно и пытается сваливать вину на других. Причиной такого поведения могут быть личностные особенности вечной жертвы — потребность в признании, ощущение собственной исключительности, неразвитая эмпатия.

Чтобы не конфликтовать с такими коллегами, стоит давать им больше самостоятельности и отмечать их успехи, тем самым удовлетворяя потребность в признании. Также иногда человек выходит из режима вечной жертвы, когда у него самого появляются подчиненные, которым нужно помогать.

😐 Пассивный агрессор. Кажется, что такой коллега не делает ничего плохого: не грубит, не конфликтует, не выходит из кабинета, хлопнув дверью. Но в его словах и действиях все равно прослеживается негативное поведение — нежелание работать и идти на компромиссы. К примеру, он может не отказываться от какой-то задачи напрямую, а просто выполнить ее в последний момент и настолько плохо, что другим придется все переделывать. Также пассивного агрессора можно узнать по характерным фразам: «Мне жаль, что вы не можете немного напрячься и все успеть», «Я просто обожаю делать чужую работу», «Коллеги, хочется просто немного взаимоуважения».

Работая с такими людьми, лучше не «заглатывать наживку». Эми Галло советует не поддаваться на пассивно-агрессивные провокации, так как в этом случае в глазах руководства вы окажетесь агрессором, а коллега — невинной жертвой. Также стоит обращать внимание на содержание, а не форму: если человек выполнил свои обязанности — неважно, какими комментариями он это сопроводил. Если же такой сотрудник саботирует работу, с ним нужно серьезно поговорить или даже расстаться.

🧐 Всезнайка. Такой человек любит демонстрировать свою экспертность и хвастаться профессиональными заслугами, хотя на деле может оказаться, что он работает не лучше коллег, которые просто не могут перекричать его на встречах. Также всезнайки плохо воспринимают критику и другие точки зрения, демонстративно объясняют и так понятные вещи, дают советы коллегам в тех сферах, в которых на самом деле совершенно не разбираются.

Так склонны вести себя люди, обладающие излишней самоуверенностью. Окружающие нередко поддаются их влиянию — особенно если в работе есть показатели, которые невозможно объективно рассчитать или измерить, вроде умения быть лидером. Оказавшись в коллективе с такими людьми, лучше разделить сферы ответственности, чтобы всезнайка не вмешивался в чужие дела, а также выстраивать границы, например вежливо попросить не перебивать.

😬 Учитель-мучитель. Это старший коллега, который в свое время прошел через определенные трудности и теперь считает, что другие тоже должны страдать. Мучители могут намеренно не давать подсказок, отказываться от способов облегчить работу и достичь того же — или даже лучшего — результата более простым путем. Также они нередко обвиняют всех в лени, не верят в выгорание и вообще негативно настроены против тех, кто говорит о необходимости заботиться о своем здоровье и соблюдать баланс работы и личной жизни.

В таких случаях иногда помогает прямой разговор: стоит объяснить мучителю, что вы трудитесь над общим делом, а для его успеха нужны сотрудники с хорошим самочувствием.

😩 Кладезь предубеждений. Такой коллега имеет целый набор оскорбительных предубеждений: молодые сотрудники нерадивые, женщины плохо считают, представителям других национальностей нельзя доверять. Причем зачастую человек может не озвучивать свое мнение, зная, что оно вызовет осуждение, а просто действовать в соответствии с ним — к примеру, продвигать по карьерной лестнице только мужчин.

Воздействовать на таких коллег непросто: даже жалоба вышестоящему руководству на откровенно бестактные замечания и несправедливые действия не всегда сработает. Но чтобы противостоять такому человеку, лучше иметь коалицию единомышленников, которые тоже готовы указать на его предубеждения. Слова одного сотрудника могут остаться незамеченными, но к группе прислушаются с большей вероятностью.

🤫 Интриган. Это коллега, который не может просто приходить на работу и выполнять свои обязанности: ему нужно с кем-то соперничать, искать врагов и союзников, распространять сплетни, продумывать многоходовки, которые приведут его к карьерному росту и успеху. Конечно, время от времени почти все сотрудники рискуют оказаться вовлеченными в офисные политические игры, но интриган действует так постоянно и вполне осознанно.

Сработаться с интриганом можно, только если не участвовать в его играх, например не поддерживать сплетни и отказываться от его предложений игнорировать в чате неугодного коллегу. Еще один способ — прибегать к помощи интригана, но исключительно в рабочих вопросах, не касающихся его политических игр. Так он все равно перестанет считать вас врагом и запишет в ряды союзников.

Скорее всего, это далеко не все архетипы раздражающих коллег. Может быть, у вас на работе встречаются и другие — к примеру, очень инициативный, но бесполезный сотрудник, который своей бурной деятельностью только создает остальным проблемы. Или человек, который попал на работу по знакомству и теперь с удовольствием пользуется привилегиями, но не несет никакой ответственности.

А нередко источником раздражения становятся даже не рабочие вопросы, а бытовые разногласия: слишком резкие духи, привычка громко разговаривать по телефону, неуместные личные вопросы, рыба в микроволновке, не вовремя включенный — или, наоборот, выключенный — кондиционер. Иногда они бесят даже сильнее, чем просроченный дедлайн или излишне контролирующий стиль управления.

Что делать с раздражающими коллегами

Сохраняйте спокойствие. В первую очередь постарайтесь не выплеснуть свое раздражение на коллегу, даже если он перешел все границы, например отпустил отвратительный эйджистский комментарий или в сотый раз выключил кондиционер, заставив всех страдать от жары и духоты. Помните, что ваша бурная реакция станет дополнительным козырем в его руках, особенно если в конфликте будет разбираться руководство.

Успокоиться помогут проговаривание эмоций, дыхательные упражнения, телесная релаксация, прогулка быстрым шагом или напоминание себе, что на нас негативно влияют не действия других людей, а наше к ним отношение. Возможно, у вас есть и свои проверенные способы.

Кому-то помогают раскраски с мелкими деталями. Есть даже специально предусмотренная раскраска на случай рабочего стресса — с мемами и сюжетами из офисной жизни. Источник: chitai-gorod.ru
Кому-то помогают раскраски с мелкими деталями. Есть даже специально предусмотренная раскраска на случай рабочего стресса — с мемами и сюжетами из офисной жизни. Источник: chitai-gorod.ru

Ограничьте общение. Подумайте, действительно ли рабочее противостояние заслуживает вашего внимания и помогает вам двигаться к намеченному. Например, ваша цель — это выполненная задача. Но для ее достижения вам вовсе не обязательно сталкиваться с тем самым человеком, который вызывает раздражение. Возможно, получится обратиться напрямую к его руководителю, чтобы он дал задание подчиненному.

Но если взаимодействие с раздражающим коллегой неизбежно, постарайтесь не оставаться с ним один на один. Во-первых, часто невыносимые люди начинают вести себя более сдержанно, если понимают, что могут столкнуться с осуждением. Во-вторых, это поможет вам доказать свою правоту в случае, если ваше противостояние станет предметом разбирательства. Например, свидетели могут подтвердить, что коллега грубо ответил на вашу просьбу.

Также стоит сделать общение с раздражающим человеком более формальным: не разговаривать с ним лично, а переписываться в чатах и по электронной почте, по возможности добавляя к переписке и других адресатов. Это тоже поможет фиксировать факты его недопустимого поведения.

Включите «обратный фильтр». Этот метод журналист Harvard Business Review Тони Шварц советует в книге «Общение с трудными людьми». Нужно попробовать взглянуть на мир глазами человека, который вас раздражает, и понять его мотивы. Для этого можно задать себе вопросы: что он чувствует, чего он хочет, как он сам объясняет свои действия. Совершенно точно, что коллега, которого вы считаете сложным, воспринимает ситуацию по-другому — возможно, даже видит вас виноватым, а себя считает жертвой. Попытка понять противоположную точку зрения может приблизить вас к разрешению конфликта.

Полезно будет и проявить эмпатию. Вспомните все, что вы знаете о раздражающем коллеге, и попытайтесь понять его мотивы. Например, сотрудник, который постоянно отказывается от предложенных вами улучшений, может быть и без того завален работой — и понимает, что согласие с вами для него будет означать еще больше вечеров, проведенных в офисе.

Поговорите напрямую. Иногда стоит озвучить претензии и выслушать ответные. Так считает преподаватель Гарвардской школы управления Холли Уикс. Она рекомендует подготовиться к разговору, чтобы ваша речь состояла из трех ингредиентов успешного общения — ясности, нейтрального тона и сдержанности.

Ясность означает, что смысл ваших слов не получится истолковать двояко. Потому важно избегать эвфемизмов, туманных фраз, обобщений. Например, вместо: «Мне кажется, у нас в команде не все хорошо работают», нужно указать коллеге на его систематические ошибки. Но при этом формулировки должны оставаться сдержанными и безоценочными, а интонации и выражение лица — максимально нейтральными.

В разговоре с раздражающим коллегой стоит упомянуть и о своей ответственности. К примеру, сказать: «Я знаю, иногда и тебе бывает непросто со мной работать». Это поможет расположить собеседника и даст ему понять, что вы не нападаете на него, а настроены на конструктивный и продуктивный диалог.

Для подстраховки Холли Уикс также советует отрепетировать свой разговор с каким-нибудь незаинтересованным собеседником, который не будет однозначно занимать вашу сторону, а беспристрастно оценит ваши аргументы и подачу. Возможно, то, что вам показалось ясным и нейтральным, другой человек поймет иначе, например обнаружит признаки пассивной агрессии в формулировках.

Обратитесь за помощью. Марк Герзон — писатель и специалист по медиации, то есть преодолению разногласий — считает, что конфликт может быть нескольких типов. Холодный — это тихая вражда между сотрудниками, которая может вообще никак не проявляться. Но иногда оружием в ней становятся интриги, сплетни и мелкие подлости: например, можно не отправить неугодному коллеге ссылку на важную встречу. Горячий конфликт — это открытое противостояние, которое нередко сопровождается взаимными оскорблениями и угрозами. После того как он дошел до этой фазы, люди вряд ли смогут работать вместе.

Но ни горячий, ни холодный тип конфликта нельзя назвать конструктивным. Гораздо продуктивнее теплый — когда стороны открыты для дискуссии. В этом случае сотрудники уже готовы обсудить свои противоречия, но при этом их отношения не доходят до открытой враждебности и агрессии. Но иногда, чтобы конфликт стал теплым, нужно участие третьей стороны. Это может быть руководитель, менеджер по персоналу или приглашенный медиатор.

Если вы решите поговорить о своем противостоянии с руководителем, не забудьте сделать акцент на том, что поведение коллеги не просто раздражает, но и негативно влияет на работу. А если претензии к человеку накопились сразу у нескольких сотрудников, их тоже стоит привлечь к разговору.


Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine

Ольга КарасеваРасскажите про своих самых невыносимых коллег:
  • Сырная палочкаМне кажется у меня Комбо архетипов. Все собрались.0
  • Pirozhok_s_kapustoy"Полезно проявить эмпатию" Что-то на иисусовском - подставь вторую щеку. Может, ещё и часть рабочих задач таких сотрудников на себя взять, чтобы им легче и комфортнее жилось? Конструктив работает только тогда, когда вторая сторона готова к диалогу. Намеренное манкирование трудовыми задачами/ рабочей этикой к этому случаю точно не относятся15
  • Pirozhok_s_kapustoyХодят слухи, в отношении новичков, бывает, процветает бабуллинг. Когда "деды" спецом не дают новым сотрудникам нужную для работы информации, дабы подольше сохранить свое место в корпоративной иерархии. Особенно актуально для бумерских (читай - советской закалки) компаний8
  • Произошел КлоунизмPirozhok_s_kapustoy, и для госки. там точно полно дедовщины/бабуллинга/мучителей. реально любое предложение уровня вносить правки в электронном документе, а не на бумаге, встречают так, будто ты предлагаешь голыми на работу ходить8
  • Аглая ВороноваУ меня на нынешней работе очень много лизоблюдов, которые очень сильно льстят начальству. К месту и ни к месту "у нас самая красивая директор по персоналу". Ей буквально пишут стихи в чате. При этом ну... уважать начальству и немного льстить - ну ок. Но так грубо!.. Ужас!.. Хотелось бы верить, что хоть деньги за такое лизание попы платят хорошие.2
  • КотямбаМеня бесит, когда женатые коллеги не понимают нет, а послать матом воспитание не позволяет. При этом лицо кирпичом, сухое да/нет на вопросы не помогают.0
  • Роман ЮрьевичКак тут не вспомнить шутку: в отпуск ушел один человек. А отдохнул весь коллектив...11
  • Пхахада все они - заебавшие рожи, моя задача - заебать их еще сильнее.3
  • ПхахаСырная, комбо - это когда все собрались в одном человеке. В моем коллективе такой человек - я )4
  • Дмитрий НиконовБольше всего бесят коллеги любители потрындеть по личным делам между собой или по телефону сядут и лял-лял-ля, еще и темы в духе, "вот раньше в наше время все лучше было, а вот сейчас все не так".0
  • Сырная палочкаПхаха, блин верно сказано.Хотела написать что у меня вся коллекция походу) Вы? А мы случаем на работаем в одной конторе? :D0
  • АндрейПеречислены рекомендации западных авторов, которые в пространстве РФ не работают, т.к. совершенно иной уровень культуры, иной менталитет. Перечисленные типажи должны быть идентифицированы крутым HR-ом и руководителем на стадии собеседования. Да, ошибки возможны, но это работа этих людей, в этом их профессионализм. Избежать попадания подобных типажей очень просто: прививать/создавать определенную культуру в фирме, компании. И не на бумаге, а на деле. пример. как раз совсем недавно читал интервью с молодым, успешным предпринимателем, который в интервью рассказывал, что как-то наняли крутого спеца на руководящую позицию, с которым позже пришлось расстаться. причина очень простая: разный стиль управления и общения с сотрудниками. у них в компании принято общаться на ты даже с хозяином бизнеса, он же директор. А нанятый руководитель из бывших военных или силовиков, который привык в приказном тоне. Когда это вскрылось на одном из совещаний - директор стал свидетелем диалога того человека с подчиненным, с ним попрощались. но это ошибка руководства, которое не идентифицировало человека. В перечне типажей нет двух, которые могут оказаться посильнее других. 1. люди, не соблюдающие гигиену. К своему ужасу дважды сталкивался с женщинами. 2. люди, которые зарабатывают на судах с работодателями.1
  • ВасилисаАндрей, согласна с Вами полностью!Женщины ведут себя намного хуже мужчин!И удивляет другое..Все говорят старшее поколение много претензий и тд,но ведь в большинстве молодежь совсем работать не хочет,интересуют только деньги и сплетни …0
  • ВасилисаБабулям тоже надо работать ,а с молодыми это зачастую проблематично..Работаю в медучреждении ..и если бы не бабули…то кроме сплетен и интриг работа просто бы не выполнялась.Каждый пусть следит за собой ,а не занимается всякой ерундой0