Может ли ​ресторан отменить бронь, если нашел других клиентов?

4
Аватар автора

Антон

спросил в Сообществе

Забронировал ресторан для новогоднего корпоратива, внес предоплату. За месяц до события администратор заведения вернул предоплату и сказал, что у них корпоратив провести не получится, потому что на эту дату они нашли другого клиента. Законно ли это?

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Все зависит от того, вносили вы предоплату как человек или представитель компании, а также был это аванс или задаток. Расскажу подробнее.

Как ресторан может расторгнуть договор с человеком без статуса ИП

Когда заведение выкладывает меню с подробной информацией о доступных к заказу блюдах, включая цену, оно делает публичную оферту — предлагает любому желающему заключить договор на оказание услуг общепита. Заказывая еду или напитки, покупатель эту оферту акцептует — соглашается с предложенными условиями договора  .

То же касается предложения забронировать столик или целый зал для проведения корпоратива или другого праздника. Если заведение в меню, на сайте или в соцсетях пишет: «Приглашаем провести у нас новогодний корпоратив…» — оно делает публичную оферту. И человек, забронировавший столик или зал, ее акцептует.

Тогда ресторан не вправе отказаться от выполнения обязательств. Если потребитель не нарушил условия брони — например, вовремя внес предоплату и передал список гостей, — заведение не может отказаться от исполнения публичного договора  и просто вернуть деньги, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 782 гражданского кодекса.

Вот пример: ресторан обращается к неопределенному кругу потребителей, а значит, обязан заключить договор с любым обратившимся. Источник: solovey62.ru
Вот пример: ресторан обращается к неопределенному кругу потребителей, а значит, обязан заключить договор с любым обратившимся. Источник: solovey62.ru

Как ресторан может расторгнуть договор с компанией или ИП

Если вы вносили предоплату как представитель бизнеса, ресторан заключил договор не с обычным человеком, а с компанией или ИП. Тогда закон о защите прав потребителей не работает и нужно смотреть на условия заключенного соглашения: там должно быть указано, когда одна из сторон может его расторгнуть в одностороннем порядке и как это происходит.

По общему правилу ресторан может отказаться от исполнения обязательств по договору, если полностью возместит заказчику убытки  .

Например, если ваша организация договорится с другим заведением, где стоимость той же услуги будет выше, можно попробовать взыскать с первого ресторана разницу — но только когда это среднерыночная цена за аналогичные услуги. Если ваша компания просто решит за чужой счет получить услугу классом выше, разницу в цене нельзя считать убытком.

Как возвращают аванс и задаток

И аванс, и задаток — это способы предоплаты. Например, вы договорились, что вся услуга будет стоить 10 000 ₽. Чтобы подтвердить свои намерения выполнить обязательство, вы передаете исполнителю 2000 ₽ и оговариваете, что оставшиеся 8000 ₽ уплатите позже — в день получения услуги или несколькими днями позже.

Но задаток и аванс существенно различаются.

Задаток обеспечивает выполнение сторонами принятых обязательств. Деньги обязательно передают по письменному договору  .

Когда одна из сторон уклоняется от исполнения соглашения, сумма  :

  1. остается у исполнителя, если от договора отказывается заказчик;
  2. возвращается заказчику в двойном размере, если от договора отказывается исполнитель.

Поэтому, если вы договаривались с рестораном как потребитель и подписывали соглашение о задатке, ресторан обязан вернуть вам его в двойном размере — при условии, что вы, конечно, согласны отказаться от услуг заведения. Как я писала выше, исполнитель не может не выполнить обязательства по публичному договору.

Аванс — просто предварительный платеж. При расторжении договора между потребителем и организацией по ее инициативе эту сумму возвращают всегда  .

Что можно сделать, если ресторан отказался оказать вам услугу

Если вы действовали как потребитель, можете потребовать, чтобы ресторан все-таки выполнил принятые на себя обязательства и предоставил вам помещение для корпоратива  .

Но судебный процесс — это небыстро. Скорее всего, когда все закончится, требование о понуждении ресторана к выполнению обязательств для вас уже будет не актуально.

Поэтому лучше изначально просить возместить убытки — например, компенсировать разницу между стоимостью несостоявшегося корпоратива и нового предложения, если к моменту отказа цены на рынке поднялись. А еще следует добавить требование о компенсации морального вреда.

Чтобы потребовать возместить убытки, нужно их подтвердить. Для этого подойдет договор с новым рестораном, где прописана стоимость услуг, и несколько скриншотов с сайтов аналогичных заведений, из которых будет видно, что на тот момент это была среднерыночная цена.

Сначала надо направить ресторану претензию. Если в течение 10 дней с даты ее получения ресторан откажет или промолчит, вы можете подать исковое заявление в суд.

Один экземпляр иска направьте ответчику обычным заказным письмом или через сервис электронных заказных писем. Либо вручите лично в двух экземплярах — на втором ответчик должен поставить отметку о принятии.

Второй экземпляр иска с приложенными документами, в том числе квитанцией об отправке иска ответчику, направьте мировому судье. Если сумма требования не больше 1 000 000 ₽, госпошлину платить не нужно  .

Кроме требования возместить убытки, вы можете указать в иске компенсацию морального вреда и неустойку за просрочку исполнения требования — 3% от суммы убытков за каждый день просрочки, но не больше суммы требования  .

А еще суд вправе назначить ресторану штраф за неисполнение требования потребителя добровольно — половину от присужденной вам суммы  .

Также вы можете подать жалобу в Роспотребнадзор, если ресторан снова откажется выполнить обязательства. В течение 30 дней ведомство рассмотрит обращение, вынесет заведению предостережение и может назначить штраф за нарушение прав потребителей  :

  1. должностным лицам и ИП — от 15 000 до 30 000 ₽;
  2. малым предприятиям — от 50 000 до 150 000 ₽;
  3. средним и крупным компаниям — от 100 000 до 300 000 ₽.

Ваше мероприятие это уже не спасет, но, возможно, после этого ресторан перестанет нарушать права потребителей и в следующий Новый год не будет портить людям праздник.

Если действовали от лица организации или ИП, загляните в условия договора — возможно, там предусмотрена неустойка в случае отказа стороны от исполнения сделки. Там же обычно прописывают претензионный порядок: обязательно ли сторонам его соблюдать и каков срок для направления и рассмотрения претензии.

Споры между организациями и ИП рассматривает арбитражный суд  . Какой именно — должно быть указано в договоре. Если такой информации не будет, придется действовать по общим правилам.

Что в итоге

Законность отказа заведения от проведения корпоратива зависит от контрагента. Если ресторан договорился с человеком без статуса ИП, отказ незаконен.

Если договор был с организацией или ИП, заведение может отказаться от его исполнения, но должно компенсировать заказчику убытки. А тот обязан их подтвердить и доказать, что они возникли именно из-за отказа.

Порядок возврата предоплаты зависит от того, аванс это был или задаток. Первый должны вернуть полностью, а задаток — в двойном размере, так как договор прекращается по инициативе ресторана.

Если заведение отказывает потребителю в услуге, это можно оспорить в суде. Но, поскольку новогодний корпоратив актуален в короткий промежуток времени, а судебные дела длятся долго, можно не оспаривать отказ, а сразу потребовать возместить убытки и компенсировать моральный вред.

Анастасия КорниловаСталкивались с отменой брони? Расскажите об этом:
  • Ник ЗавадскиВо, ненавязчивый российский сервис и забота о репутации. "Почему? Да потому что нахрен пошел, вот почему"2
  • Zloy IgorНик, самое лаконичное объяснение0
  • Zloy IgorНикогда с таким не сталкивались, надеюсь, не столкнёмся1
  • МаксимНик, там в другой ветке говорили о том, что для свадьбы оверпрайс 2х и что её нельзя перенести. Женится, видимо, кто-то3