Может ли ресторан отменить бронь, если нашел других клиентов?
Забронировал ресторан для новогоднего корпоратива, внес предоплату. За месяц до события администратор заведения вернул предоплату и сказал, что у них корпоратив провести не получится, потому что на эту дату они нашли другого клиента. Законно ли это?
Все зависит от того, вносили вы предоплату как человек или представитель компании, а также был это аванс или задаток. Расскажу подробнее.
О чем вы узнаете
Как ресторан может расторгнуть договор с человеком без статуса ИП
Когда заведение выкладывает меню с подробной информацией о доступных к заказу блюдах, включая цену, оно делает публичную оферту — предлагает любому желающему заключить договор на оказание услуг общепита. Заказывая еду или напитки, покупатель эту оферту акцептует — соглашается с предложенными условиями договора .
То же касается предложения забронировать столик или целый зал для проведения корпоратива или другого праздника. Если заведение в меню, на сайте или в соцсетях пишет: «Приглашаем провести у нас новогодний корпоратив…» — оно делает публичную оферту. И человек, забронировавший столик или зал, ее акцептует.
Тогда ресторан не вправе отказаться от выполнения обязательств. Если потребитель не нарушил условия брони — например, вовремя внес предоплату и передал список гостей, — заведение не может отказаться от исполнения публичного договора и просто вернуть деньги, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 782 гражданского кодекса.
Как ресторан может расторгнуть договор с компанией или ИП
Если вы вносили предоплату как представитель бизнеса, ресторан заключил договор не с обычным человеком, а с компанией или ИП. Тогда закон о защите прав потребителей не работает и нужно смотреть на условия заключенного соглашения: там должно быть указано, когда одна из сторон может его расторгнуть в одностороннем порядке и как это происходит.
По общему правилу ресторан может отказаться от исполнения обязательств по договору, если полностью возместит заказчику убытки .
Например, если ваша организация договорится с другим заведением, где стоимость той же услуги будет выше, можно попробовать взыскать с первого ресторана разницу — но только когда это среднерыночная цена за аналогичные услуги. Если ваша компания просто решит за чужой счет получить услугу классом выше, разницу в цене нельзя считать убытком.
Как возвращают аванс и задаток
И аванс, и задаток — это способы предоплаты. Например, вы договорились, что вся услуга будет стоить 10 000 ₽. Чтобы подтвердить свои намерения выполнить обязательство, вы передаете исполнителю 2000 ₽ и оговариваете, что оставшиеся 8000 ₽ уплатите позже — в день получения услуги или несколькими днями позже.
Но задаток и аванс существенно различаются.
Задаток обеспечивает выполнение сторонами принятых обязательств. Деньги обязательно передают по письменному договору .
Когда одна из сторон уклоняется от исполнения соглашения, сумма :
- остается у исполнителя, если от договора отказывается заказчик;
- возвращается заказчику в двойном размере, если от договора отказывается исполнитель.
Поэтому, если вы договаривались с рестораном как потребитель и подписывали соглашение о задатке, ресторан обязан вернуть вам его в двойном размере — при условии, что вы, конечно, согласны отказаться от услуг заведения. Как я писала выше, исполнитель не может не выполнить обязательства по публичному договору.
Аванс — просто предварительный платеж. При расторжении договора между потребителем и организацией по ее инициативе эту сумму возвращают всегда .
Что можно сделать, если ресторан отказался оказать вам услугу
Если вы действовали как потребитель, можете потребовать, чтобы ресторан все-таки выполнил принятые на себя обязательства и предоставил вам помещение для корпоратива .
Но судебный процесс — это небыстро. Скорее всего, когда все закончится, требование о понуждении ресторана к выполнению обязательств для вас уже будет не актуально.
Поэтому лучше изначально просить возместить убытки — например, компенсировать разницу между стоимостью несостоявшегося корпоратива и нового предложения, если к моменту отказа цены на рынке поднялись. А еще следует добавить требование о компенсации морального вреда.
Чтобы потребовать возместить убытки, нужно их подтвердить. Для этого подойдет договор с новым рестораном, где прописана стоимость услуг, и несколько скриншотов с сайтов аналогичных заведений, из которых будет видно, что на тот момент это была среднерыночная цена.
Сначала надо направить ресторану претензию. Если в течение 10 дней с даты ее получения ресторан откажет или промолчит, вы можете подать исковое заявление в суд.
Один экземпляр иска направьте ответчику обычным заказным письмом или через сервис электронных заказных писем. Либо вручите лично в двух экземплярах — на втором ответчик должен поставить отметку о принятии.
Второй экземпляр иска с приложенными документами, в том числе квитанцией об отправке иска ответчику, направьте мировому судье. Если сумма требования не больше 1 000 000 ₽, госпошлину платить не нужно .
Кроме требования возместить убытки, вы можете указать в иске компенсацию морального вреда и неустойку за просрочку исполнения требования — 3% от суммы убытков за каждый день просрочки, но не больше суммы требования .
А еще суд вправе назначить ресторану штраф за неисполнение требования потребителя добровольно — половину от присужденной вам суммы .
Также вы можете подать жалобу в Роспотребнадзор, если ресторан снова откажется выполнить обязательства. В течение 30 дней ведомство рассмотрит обращение, вынесет заведению предостережение и может назначить штраф за нарушение прав потребителей :
- должностным лицам и ИП — от 15 000 до 30 000 ₽;
- малым предприятиям — от 50 000 до 150 000 ₽;
- средним и крупным компаниям — от 100 000 до 300 000 ₽.
Ваше мероприятие это уже не спасет, но, возможно, после этого ресторан перестанет нарушать права потребителей и в следующий Новый год не будет портить людям праздник.
Если действовали от лица организации или ИП, загляните в условия договора — возможно, там предусмотрена неустойка в случае отказа стороны от исполнения сделки. Там же обычно прописывают претензионный порядок: обязательно ли сторонам его соблюдать и каков срок для направления и рассмотрения претензии.
Споры между организациями и ИП рассматривает арбитражный суд . Какой именно — должно быть указано в договоре. Если такой информации не будет, придется действовать по общим правилам.
Что в итоге
Законность отказа заведения от проведения корпоратива зависит от контрагента. Если ресторан договорился с человеком без статуса ИП, отказ незаконен.
Если договор был с организацией или ИП, заведение может отказаться от его исполнения, но должно компенсировать заказчику убытки. А тот обязан их подтвердить и доказать, что они возникли именно из-за отказа.
Порядок возврата предоплаты зависит от того, аванс это был или задаток. Первый должны вернуть полностью, а задаток — в двойном размере, так как договор прекращается по инициативе ресторана.
Если заведение отказывает потребителю в услуге, это можно оспорить в суде. Но, поскольку новогодний корпоратив актуален в короткий промежуток времени, а судебные дела длятся долго, можно не оспаривать отказ, а сразу потребовать возместить убытки и компенсировать моральный вред.