Как я вывел сеть клиник эпиляции из кризиса 2020 года и увеличил прибыль в пять раз
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Бизнес
Меня зовут Юрий Гудков. Я — основатель консалтинговой компании GCG, а также СЕО международной сети клиник лазерной эпиляции.
За последние три, надо сказать, довольно непростые для бизнеса, года сеть выросла в 4 раза по выручке и количеству клиник. В прошлом году она перешагнула отметку в 500 млн годовой выручки, сделав новой целью достижений 1 млрд. Активно растет и консалтинг — предприниматели заинтересованы в быстром росте и опыте внедрения моих методов ведения бизнеса в свои компании.
Сейчас сеть клиник стабильно развивается, клиенты пишут положительные отзывы, сотрудники ходят на работу с удовольствием. Но так было далеко не всегда, особенно, во время пандемии, когда мы переживали кризис. В то время было принято много решений — правильных и не очень. Историей роста в сложных условиях, а также ошибками, которые на этом пути можно допустить, я и хочу поделиться с вами.
Кейс
Заканчивается 2020 год. Ситуация на многих рынках нестабильна, а некоторые — в глубоком кризисе после ковидных ограничений. Ниша лазерной эпиляции и косметологии в России находилась в глубокой «заморозке». На тот момент компании было 7 лет, а в сети — всего 7 клиник: 5 в Москве и 2 в регионах. Перед нами встала дилемма: либо надеяться на лучшее и ждать, когда рынок «оттает», либо совершить рывок — продолжить открывать клиники с целью за 2-3 года вырасти в 3-4 раза.
К тому времени у меня уже был успешный опыт развития сетей: салоны связи, алкогольные магазины, ювелирные салоны, GPS навигации. Я воспринял это как вызов, и выбор оказался очевиден.
Естественно, у меня есть собственный метод, который основан на многолетнем опыте. Я расскажу по порядку, что мы делали, поделюсь алгоритмом действий и полезными инструментами.
Цель
Все начинается с идеи, которая превращается в цель. Даже если она полностью вызрела и красиво оформилась в вашей голове, самое важное — переложить ее на бумагу. Необходимо написать идеальную картину, наполнить смыслом и сделать осязаемой, «твердой». А после «закинуть якорь» вперед, натянуть трос и плавно начать тянуть себя к цели.
Когда вы посмотрите на эти записи, вам, как и мне, цель может показаться слишком амбициозной и даже напугать. Но, как говорится «глаза боятся, а руки делают». Интерес сильнее опасений, и я люблю это состояние, когда ты точно знаешь, ГДЕ ты должен быть, но на вопрос «КАК?» ответа пока нет.
Команда
Следующий шаг — команда. Важно заразить ее своей идеей, написать четкий план, где будут ответы на все возникающие «зачем?» и «как?». В помощь идет стратегическая сессия: мозговой штурм, поиск и выбор ключевых инициатив, финансовый план и план мероприятий.
Чтобы увидеть командный синергетический эффект в работе сотрудников, очень важно учесть несколько аспектов:
— организационно-функциональная схема, в которой будет учтено все необходимое для реализации стратегического плана;
— оцифровка работы каждого сотрудника;
— построение качественных каналов коммуникации;
— культура компании, которая поощряет успешные действия сотрудников и мотивирует на личную и общую продуктивность;
— не бояться потерять непродуктивных, неэтичных сотрудников.
Для этого шага мы настроили несколько дашбордов, которые сделали прозрачным производство продукта каждого сотрудника и создали бизнес ритм организации для быстрых и качественных коммуникаций.
Прибыль
В нашей нише основную выручку и прибыль мы получаем от постоянных клиентов. Нужно понимать их потребности, чтобы качественно удовлетворить. И вот что мы делали, чтобы получать максимальный доход:
— регулярно проводили опросы «постоянников», чтобы получить достоверную информацию о том, что их волнует, чего они ожидают, как и в чем сравнивают с конкурентами;
— формировали маркетинговую стратегию на основе полученной в опросах информации;
— выстраивали рекламную деятельность;
— мотивировали отдел продаж на максимальные продажи.
Фокус на маржинальной прибыли в итоге привел к тому, что за три года она выросла в 5 раз при том, что выручка только в 4 раза.
Финансы
Это очень важный элемент коммерческой организации. Было необходимо, чтобы выручка и «маржа» приводили к росту чистой прибыли. На это влияет то, как мы работаем с затратами, контролируем бизнес-процессы и оптимизируем их.
Чтобы получать больше прибыли, нужно:
— настроить финансовое планирование, бюджетирование и контроль;
— научиться работать с ТБ, БДР, БДДС, баланс, фонды;
— ввести систему правил, которые позволят сохранять и увеличивать прибыль;
— научить команду ТОП‑менеджеров принимать управленческие решения на основе финансовых показателей.
Эта задача была сложной, но интересной. И мы с ней справились, как я уже упоминал, увеличили выручку в 4 раза, маржу в 5, а чистую прибыль в 5,5 раза. Важно еще и то, что финансовый порядок в компании позволяет принимать правильные управленческие решения.
Продукт
Сразу скажу, что еще на момент формирования стратегии развития мы заложили очень важный фундамент — гарантию качества оказанной услуги. И чтобы гарантировать качественный продукт, нужно:
— настроить планирование, снабжение и производство продукта;
— прописать технологию, стандарты и нормативы производства и предоставления продукта компании;
— создать отдел контроля качества и находить любые отклонения от норм и стандартов;
— улаживать конфликты сразу же, как только их выявили;
— обучать и повышать квалификацию сотрудников;
— улучшать технологию производства.
Маркетинг
К нам пришло осознание: чтобы достичь цели и прийти к идеальной картине, делать так, как мы делали раньше уже не получится — нужен абсолютно новый подход. Первое, что мы тогда сделали, — полностью пересмотрели подход к привлечению новых клиентов и развитию локаций. Мы представили, как бы подошла к развитию глобальная компания, зафиксировали несколько ключевых правил, от которых не отклонялись на протяжении всех трех лет:
— постоянно выделять на маркетинг 15% затрат от общей выручки;
— ежедневно контролировать и анализировать все наши источники получения лидов, регулярно тестировать новые источники;
— постоянно предлагать вводную услугу;
— сделать идеальным внешний и внутренний PR;
— настроить поток новых клиентов и предпринимать все меры для их повторных визитов.
Идеальная проработанная картина и прописанные цели, которые поддерживает команда, система оценки и мотивации каждого сотрудника в компании, правильно настроенные коммерция, финансовое планирование, доведенная до идеала услуга, настроенный поток новых клиентов — все это основы для магического роста компании.
Возможные ошибки
Конечно, даже если вы опишете на бумаге идеальную картинку и начнете двигаться к цели, ошибки будут неизбежны. Я расскажу о тех, что мы совершили — всегда полезно знать, где стоит «подстелить соломку».
Когда мы начали активно расширяться, идя по пути крупной компании, открыли много клиник в новых городах, не имея на руках качественной аналитики рынка на местах. В итоге нам пришлось закрыть одну клинику.
Еще один сложный момент в быстром расширении — активный рост, когда внутренние процессы еще не успели полностью усовершенствовать. Или же найм слишком большого количества сотрудников для закрытия задач, раздутый ФОТ без итогового результата. В результате пришлось проводить дополнительный анализ и приводить «штатку» в порядок.
Мы хотели работать на оборудовании, которое считается одним из лучших на мировом рынке, его парк разросся. С одной стороны — это правильно, это влияет на качество услуг. Но нужно учитывать и ситуацию в мире — рано или поздно любому оборудованию потребуются запчасти и обслуживание, а с поставками, с учетом ситуации в мире, могут быть проблемы.
Также стоит заранее проанализировать ситуацию с получением кредитных средств и финансирования со стороны банков — в нашем случае вместо одного месяца пришлось ждать полгода, что замедлило плановые процессы.
Однако, стоит понимать, что все эти проблемы не могут помешать магии роста компании, а лишь его затормозить. Главное — вовремя их обнаружить и найти оптимальное решение.
Выводы
Подводя итоги 2021-2023 годов, могу сказать, что время было довольно интересным и интенсивным. Да, было много нереализованных задач и откровенных провалов, но вместе с тем — много рекордов и покорения новых вершин.
При оценке результата всегда ориентируйтесь на факты. В нашем случае это: было 7 клиник, стало — 29; выручка выросла в 4 раза, а прибыль в 5.
Все это стало возможным благодаря моему методу, по которому мы работали, и который я применяю уже много лет как в своем бизнесе, так и при помощи другим предпринимателям. Метод носит название 7G, где каждая G расшифровывается как:
- Goal — пропиши цель и идеологию
- Great team — найми и продуктивно организуй команду
- Gross margin — создай доход
- Good finance — наведи порядок в финансах
- Guarantee — гарантируй качественный продукт
- Global marketing — настрой поток новых клиентов
- Growth company — масштабируй компанию
Особенность и главная ценность метода в том, что он позволяет выстроить СИСТЕМУ — четкую, настроенную и сбалансированную совокупность множества элементов работы любой компании. Используя его, как фундамент, бизнес приобретает только нужные регламенты и стандарты, сотрудники сверхпродуктивны, а компания растет, будто это магия.