7 вопросов и ответов о деловой репута­ции: как оценить, защитить и улучшить

Обсудить

Если у компании хорошая деловая репутация, поставщики активнее захотят с ней работать, кандидаты — соглашаться на собеседования, а инвесторы — вкладывать деньги в ее развитие. Разберем самые важные вопросы, которые касаются деловой репутации.

👔 Что такое деловая репутация

Это уровень доверия, мнение о бизнесе или конкретном человеке. Закон репутацию относит к нематериальному благу, но без четкого определения. При покупке бизнеса репутацией можно считать будущие экономические выгоды, которые одна компания получает от присоединения другой

🌀 Как она формируется

Деловая репутация состоит из совокупности информации о бизнесе или человеке: отзывов и упоминаний в СМИ, контента в соцсетях, качества производимой продукции, квалификации и численности сотрудников, объема спроса и имиджа бренда. Например, позитивно на репутацию повлияют новости о росте продаж, негативно — иски от контрагентов

⭐️ Как оценить деловую репутацию

Бухгалтеры и инвесторы оценивают репутацию с помощью формул гудвилла. Например, при торговле акциями считают как «стоимость реального капитала минус рыночная цена бизнеса». При покупке компании из цены сделки вычитают стоимость реального капитала. Например, репутацию «Яндекса» в декабре 2022 года оценивали в 23% от цены компании

🔍 Как ее проверить

Бизнес должен проверять репутацию контрагентов, говорится в письме ФНС и в постановлении Высшего арбитражного суда, однако конкретного алгоритма в законе нет. Проверьте, по какому поводу и с кем судится контрагент, есть ли у него долги, почитайте отзывы клиентов и сотрудников в интернете

⚔️ Как себя защитить

Если кто-то распространяет порочащие репутацию сведения, можно потребовать опровержения и возмещения убытков через суд. Причем бизнес должен подтвердить наличие репутации, а затем доказать, как именно она пострадала — например, начали уходить клиенты. На компенсацию морального вреда претендовать не получится

⚖️ Существует ли институт деловой репутации в России

В 2021 году в арбитражные суды поступило 899 дел о защите деловой репутации, в 2022 — 716 таких дел, за первые шесть месяцев 2023 года — 353 дела. Судебная практика постоянно развивается. Например, в 2016 году появилась возможность судебной защиты от оценочных суждений, носящих оскорбительный характер

😎 Как улучшить деловую репутацию

Специалисты по управлению репутацией советуют действовать комплексно: наладить мониторинг отзывов, рассказывать о себе в геосервисах и СМИ, мотивировать клиентов оставлять комментарии о бренде

💼 Все о бизнесе — в нашей рассылке

Раз в две недели отправляем письма, где делимся последними новостями для бизнеса и кейсами предпринимателей из разных сфер

Полезные статьи для тех, кто занимается бизнесом:

Обращайте внимание на репутацию бизнеса, прежде чем купить? Как проверяете?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество