Что грозит за публикацию рекламы без маркировки: 4 реальные истории

11

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Борис Фельдман

Страница автора

Предыстория

Меня зовут Борис Фельдман, я директор по правовым вопросам в DestraLegal.ru.

Ниже будет проведено исследование, подготовленное нашим юридическим сервисом, в связи с большим количеством запросов клиентов в части маркировки рекламы. В нем юристы определили, какая доля предпринимателей соблюдает новое законодательство в сфере рекламы, выявили самые распространенные нарушения, а главное — изучили актуальную практику контролирующих органов.

Кейсы

Почти каждому предпринимателю известно, что с 1 сентября 2022 года действуют новые правила в сфере рекламы — была введена обязательная маркировка рекламных креативов. Согласно закону, вы должны заключить договор с оператором рекламных данных, который присваивает каждой рекламе уникальный идентификатор (токен). Полученный токен, информацию о рекламодателе (юридическое наименование, ИНН) нужно указать на рекламной интеграции с пометкой “Реклама”.

До осени этого года правила соблюдались нехотя по причине того, что не было предусмотрено серьезной ответственности за такое нарушение. Однако в сентябре в КоАПе появились нормы, устанавливающие штрафы от 10 000 до 500 000 рублей за несоблюдение требований в сфере маркировки рекламы.

Соблюдаются ли правила в сфере маркировки рекламы?

Для анализа сервис выбрал крупные (по количеству подписчиков) телеграм-каналы и проанализировал порядка 1 000 публикаций. Среди просмотренных каналов: Москва.Live, ВПШ, Рифмы и Панчи и другие.

На 1 000 публикаций в выбранный период пришлось 85 рекламных креативов, большая часть из которых была промаркирована неправильно или вовсе отсутствовали обязательные элементы: пометка, сведения о рекламодателе, идентификатор. На основании полученных данных можно сделать следующие выводы:

  1. Всего 42,4% публикаций были правильно промаркированы.
  2. Неправильно оформили рекламную интеграцию в 10,6% случаев. Самыми распространенными ошибками были: не указан рекламодатель, не указан ERID, отсутствует пометка “Реклама”.
  3. Было замечено довольно большое количество так называемых “спорных публикаций”: обязательные элементы рекламы были незаметны и, например, сливались с фоном или были изображены нечитабельным размером шрифта. В таких случаях публикация не на 100% является “штрафной”, все зависит от усмотрения контролирующего органа. На данный момент практика не сформирована, а в случае наложения штрафа можно попробовать обжаловать — после появления первых прецедентов станет понятнее, насколько высоки шансы на оспаривание.
  4. И, конечно же, юристы сервиса DestraLegal.ru обнаружили контент без маркировки, общий объем которого составил 24,7%.

Анализ публикаций в телеграм-каналах показал, что новые требования законодательства соблюдаются не всеми, но все-таки положительная динамика преобладает — почти половина креативов была промаркирована и соответствует требованиям законодательства. И это не может не радовать.

Юристами отмечается, что рекламораспространители ошибочно полагают, что в случае, если за рекомендацию не заплатили, договор не заключали, то за такой пост не накажут в случае отсутствия маркировки. Но нет, вас накажут. В этом случае не идет речь про коммерческое размещение публикации, главное — формат/стиль подачи информации.

Многолетняя практика показывает, что не все решения/предписания ФАС являются правомерными, поэтому и в случае наложения санкций за нарушение правил маркировки итоговый документ по делу может быть обжалован. Решение антимонопольного органа можно оспорить в ФАС (так называемая “ведомственная апелляция”) или судебном порядке. Причем в суд можно обратиться, минуя данную процедуру.

Однако главный минус ведомственной апелляции заключается в том, что в компетенцию коллегиальных органов входит пересмотр только тех решений и (или) предписаний территориальных органов, которые нарушают единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства. Таким образом, целесообразно обращаться в ФАС только в том случае, если в похожих ситуациях территориальный орган уже выносил решение в вашу пользу.

Первые административные дела. Кто и за что получил штраф на 300 000 ₽?

Кто бы мог подумать, что на посты (например, в телеграме) будут обращать внимание представители власти. Но их действительно это волнует. Большинство нарушений обнаруживается из-за жалоб подписчиков, конкурентов или просто недоброжелателей. Работа ФАС не сводится к просмотрам аккаунтов, пабликов и соц.сетей. Задача службы заключается в том, чтобы проверить поступившую жалобу и возбудить дело об административном правонарушении по факту нарушения законодательства о рекламе.

На примере наиболее известных решений покажем, какие нарушения были выявлены, а главное — какой размер штрафа был назначен.

1. Одно из первых дел, которое было возбуждено ФАС в отношении редактора паблика «Блогерша Рубцовск», в результате чего было выдано предписание. Рекламораспространитель отделался лишь испугом без потери денег.

Пример поста из решения ФАС: «Шары по 111 рублей! Нам удалось договориться с поставщиком и нам выделили баллон с хорошей скидкой. Поэтому мы можем сделать для вас шары доступнее. Лимит 300 штук. Запись идет. Успевайте! Предложение актуально при заказе от 25 штук. Студия КРЕАТИВ ул. К.Маркса 148 WhatsApp 89ХХХХХХХХХ».

2. Телеграм-канал «Лиса рулит»: отсутствует идентификатор рекламы в рекламных сообщениях. Штраф в размере 300 000 рублей.

3. Телеграм-канал «Мой Нижний Новгород»: отсутствует идентификатор рекламы. Штраф в размере 2 000 рублей (ФАС) и 30 000 рублей (Роскомнадзор).

Пример поста из решения ФАС: «Да ну нафиг отдыхать в России — это деньги на ветер!… Подпишитесь, чтобы чаще отдыхать и с удовольствием колесить Туда Сюда по России».

4. Группа в «Вконтакте» «Подслушано Зеленоградск» и телеграм-канал «Зеленоградск подслушано»: выдано предписание об устранении нарушений до 22.12.2023. Отчитаться ФАС рекламораспространитель должен до 26.12.2023. Если предписание не будет исполнено, то грозит штраф до 500 000 рублей.

Пример поста из решения ФАС: «Уважаемые родители продолжаем набор девочек от 3-х лет и старше для занятий художественной гимнастикой в ФОК «Янтарь». Развить ловкость, гибкость, артистизм, быть здоровыми, энергичными и активными помогут юным красавицам регулярные занятия спортом рядом с домом, в удобное вечернее время. Пробное занятие бесплатно».

Выводы

С момента введения штрафов прошло еще слишком мало времени для того, чтобы образовалась сильная и объемная практика по назначению штрафов за отсутствие маркировки. Сегодня рекламораспространители пытаются подстроиться под существующие реалии размещения интернет-креативов, о чем свидетельствует проведенное нашим сервисом исследование, а ФАС и Роскомнадзор не дремлют и рассматривают жалобы, назначают штрафы. Именно поэтому не стоит пренебрегать маркировкой рекламы и советуем каждому предпринимателю разобраться в этой теме.

  • АнастасияХм, интересно, даже не задумывалась над тем, что за этим действительно следят. Подскажите, а если пост, например, состоит из фотографии и текста, то «маркировать» нужно все элементы или что-то одно? Заранее спасибо за ответ!2
  • ИринаПодскажите, пожалуйста, а для чего это всё придумано? Вряд ли каждый предприниматель, тем более не крупный, работающий, как правило, практически в одиночку, сможет разобраться в этом. Штрафы для него будут просто разрушительными. Одной рукой государство вроде как поддерживает малый бизнес, а другой убивает его.0
  • Иван ЕременкоРоскомнадзор никогда не дремлет и быстро берут новые правила в оборот и следуя им действуют безуклонительно. Был опыт, лучше не дремать и все делать по уму, по закону.1
  • Андрей ВасильцовТеперь и за ВК взялись, и там маркировка обязательно, да уж, времена, но уж коли пошло, то надо следить, штрафы немаленькие.1
  • ИванМаркировать рекламу – это только часть проблемы! Эта часть проблемы, обычно состоит из: нужно/не нужно маркировать, как и где маркировать, но бОльшая часть проблем проявляется, когда рекламодатели, агентства и рекламораспространители выясняют, что по маркировке теперь нужно ещё и отчитываться. Отчётность – это отправка актов и статистики по открученной рекламе, причём есть как особенности документооборота, который предусматривает законодатель, также и особенности ведения учёта в ОРД (операторы рекламных данных). И, зачастую реальные отношения не вписываются в заложенную в закон логику, здесь многим придётся подстраиваться. Мы занимаемся маркировкой на заказ, а также передаём отчётность по рекламе, и знаем не понаслышке о таких проблемах.0
  • Борис ФельдманАнастасия, добрый вечер! В законе указано, что реклама должна содержать пометку и информацию о рекламодателе. При этом нет указания на то, что каждый элемент рекламы (в Вашем случае фотография и текст) должны содержать пометку. Закон четко устанавливает, что один рекламный креатив = одна пометка. Таким образом, укажите идентификаторы в тексте или на фотографии на выбор. Этого будет достаточно :)0
  • Борис ФельдманИрина, здравствуйте, здесь все довольно просто: повышение уровня контроля со стороны власти и, как нам кажется, самое главное — усиление борьбы с мошенничеством.0
  • Роман УдальцовВопросов пока больше, чем ответов, к сожалению. Может кто понимает, как обоснованно ответить на следующие вопросы? Ситуация 1: Открытая группа (чат, не канал) в telegram про локальный Жилой комплекс. Размещается сообщение «Открылся новый салон красоты <Назывние>, мы находимся в таком-то доме, первую неделю скидки, ждем вас» – надо маркировать? Ситуация 2: В той же открытой группе одна из соседок – «Ой, девочки, сходила в новый салон <Название>, очень понравилось, на ноготочки теперь только туда» – реклама и админам надо такое запрещать?0
  • user1325719Добрый день. А если владелец паблика, у которого мы покупали рекламу промаркировал посты, но не сформировал акты, удалил посты. Что то может быть за это?0
  • ХудоӣРоман, есть письмо ФАС России от 20.09.2023 N 08/76261/23 «Об информации в сети «Интернет» и ответы на вопросы по рекламе в интернете на официальном сайте ФАС [https://fas.gov.ru/pages/reklama_v_internete], где уточняется за что и кого будут карать. Ситуация 1 «Открылся новый салон красоты <Название>, мы находимся в таком-то доме, первую неделю скидки, ждем вас» — это однозначно реклама, могут оштрафовать рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя (владелец Телеграм-чата). Но есть ответ ФАС: Является ли рекламой информация о товарах или мероприятиях, размещенная на сайтах/сообществах в социальной сети, которые являются агрегаторами объявлений или новостей района/города/профессионального сообщества? — Нет, если сами объявления о товарах или мероприятиях размещены списком в едином стиле и имеют отношение к тематике сайта/сообщества в социальной сети. Такая информация не является рекламой и представляет собой каталог, по которому в том числе выдается справка по запросу пользователей. То есть можно разместить организации, находящиеся в жилом комплексе в виде каталога, где каждая организация будет оформлена в едином стиле — это не будет рекламой: Организации в нашем жилом комплексе: <Категория> <Название>, <адрес>. <Описание услуг>. <телефон, ссылка на сайт/соцсети> * Салон красоты «Зебо», ул. Колотушкина, д. 1, этаж 1 (вход напротив памятника). Стрижки мужская и женская, визажист, массаж. <телефон, ссылка на сайт/соцсети> * Салон красоты «Требует жертв», ул. Колотушкина, д. 3, этаж 2. Депиляция, пилинг, маникюр, педикюр, массаж, спа. <телефон, ссылка на сайт/соцсети> * Пекарня «Бародарона», ул. Колотушкина, д. 3, этаж 1, помещение 1-Н. Лепешки, лаваш, самса. Ситуация 2 «Ой, девочки, сходила в новый салон <Название>, очень понравилось, на ноготочки теперь только туда» — это похоже на отзыв на товар (услугу) от покупателя и рекламой не является, в сообщении нет призыва, тут скорее основная цель сообщения — выразить личное мнение пользователя услуги. Но грань тонкая, зависит от контекста — можно и как рекламу расценить, если сообщение навязчивое и в чате никто не обсуждает услуги в салонах красоты. Например, все обсуждали в чате огромные цены на коммунальные услуги, а тут отзыв про салон красоты, хотя никто не спрашивал до этого про салоны. Есть ответ ФАС про отзывы, но там говорится о специальном разделе: Признаются ли рекламой отзывы на товар от покупателей данного товара, размещенные в специальном разделе? — Отзывы о товаре в специальном разделе рекламой не являются, поскольку в оставленных отзывах содержится личное мнение покупателей. Есть ответ ФАС про обзоры товаров в блоге: Признается ли рекламой обзор нескольких товаров разных производителей в видеоролике или посте блогера?
 — Такой обзор не относится к рекламе (при условии, что избыточное внимание не уделяется отдельному товару), если его основной целью не является продвижение товара на рынке. Видно логику ФАС при определении сообщения как рекламы или как отзыв — главное, что является основной целью сообщения: продвижение товара на рынке или выражение личного мнения потребителя о товаре.0
  • AnnaLeoА если 2 компании договорились между собой, обменялись товарами и проводят розыгрыш в своих каналах, разыгрывая товар партнера с ссылкой на канал. Такой розыгрыш будет считаться рекламой? И в случае рекламы, то кому выписывается штраф?0