Как сделать описание товарного знака для регистрации
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Бизнес
Я — руководитель патентного бюро. Поделюсь кейсами и советами, которые помогут предпринимателям. Знаю, что многие сталкиваются с проблемами при защите собственной интеллектуальной собственности.
Регистрация товарного знака — сложный процесс. Трудности у предпринимателей возникают уже в момент заполнения заявки, которую необходимо подать в Роспатент. В ней есть разные пункты, но в этом материале я расскажу о том, как правильно составить описание товарного знака.
Кейс
Из чего состоит заявка на регистрацию товарного знака?
Чтобы получить регистрацию товарного знака, нужно подать в Роспатент заявку, она включает в себя несколько листов, которые содержат разные графы, в том числе:
— данные заявителя, его места жительства или нахождения;
— перечень классов МКТУ, то есть видов деятельности;
— изображение заявленного обозначения;
— его описание.
Описание товарного знака — ключевая графа, которая обязательна к заполнению, иначе Роспатент будет задавать дополнительные вопросы, а это скажется на сроке регистрации не лучшим образом. В 571 графе заявитель должен подробно словами описать свое обозначение, чтобы избежать возможных конфликтов с другими знаками и обеспечить его защиту.
Заявка в Роспатент всегда подается на русском языке. Все элементы на иностранном языке должны быть расшифрованы в обязательном порядке.
В заявке можно указать только один товарный знак. Хотите зарегистрировать два обозначения? Подавайте две разные заявки и отдельно опишите каждое обозначение.
После подачи заявки Роспатент проводит экспертизу на предмет соответствия документов и товарного знака требованиям закона и отсутствия конфликта с уже зарегистрированными обозначениями. Если заявка проходит экспертизу успешно, то товарный знак регистрируется.
Как правильно составить описание?
Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы описать свой товарный знак, однако на практике дело обстоит иначе. Нужно учесть требования Роспатента и объективно прояснить экспертам, что означает ваше обозначение.
Для правильного составления описания товарного знака учтите эти моменты:
— Словесные элементы обязательно должны быть указаны в описании, дополнительно нужно пояснить их значение.
— Графические элементы тоже нужно объяснить, это касается любых изображений, символов, цветов и шрифтов, которые используются в знаке.
— Иные элементы — если знак их содержит то, также нужно описать.
Описание должно быть максимально полным и корректным. Нельзя упускать даже мелкие детали. В последствии это может стать проблемой, даже если регистрация будет пройдена без препятствий. Правильное описание товарного знака помогает установить сходство или отличие между различными знаками, что может быть полезно экспертам при рассмотрении спорных случаев.
Еще необходимо учитывать, что товарные знаки бывают:
— словесными;
— изобразительными;
— комбинированными;
— объемными.
Это 4 популярных вида, но могут быть товарные знаки в виде запахов, цветов, звуков, вкусов, голограмм, световых эффектов. В зависимости от вида обозначения к описаниям могут предъявляться разные требования. Ниже мы рассмотрим эти особенности, но пока остановимся на том, в какой последовательности желательно составлять описание:
— Вид обозначения должен быть указан в первую очередь.
— Далее необходимо указать все элементы, которые входят в товарный знак.
— Указать на их расположение относительно друг друга.
— Затем объяснить их смысл и значение товарного знака.
Описание товарного знака может получиться объемным, поэтому допустимо оформить его на отдельном листе, обычно мы так и делаем.
Словесный товарный знак
Большинство товарных знаков имеют хотя бы один словесный элемент. Если они выполнены на иностранном языке, нужно обязательно указать перевод и транслитерацию.
Бывает, что у обозначения отсутствует смысловое значение, тогда нужно просто рассказать о том, как оно образовано. В любом случае ваш товарный знак был как-то придуман и несет какое-то значение, состоит из частей со смыслом.
В случае если в вашем обозначении используются специальные термины из узкой сферы деятельности или почти неупотребляемые в обычной жизни слова, нужно расшифровать их значение для экспертов.
Слова могут быть написаны стандартным шрифтом или стилизованным. Это нужно обязательно уточнить в описании.
Пример стандартного описания словесного товарного знака:
Заявляемое обозначение — словесный товарный знак «GOLDENMARK» выполнен стандартным шрифтом в латинице заглавными буквами, транслитерация «ГОЛДЕНМАРК». Заявляемое обозначение является фантазийным и семантически нейтральным в отношении перечня заявляемых товаров и услуг.
Изобразительный товарный знак
Если ваше обозначение состоит из графических элементов, нужно описать каждый, раскрыть их смысловое значение. Когда визуальные элементы — это абстракция, нужно указать, из каких частей создан логотип.
Если знак содержит изображение какого-то предмета, нужно указать его название и описание.
Пример описания изобразительного товарного знака:
«Заявляемое обозначение — изобразительный товарный знак. В центре черного круга изображена фигура велосипедиста розового цвета на велосипеде белого цвета в движении. Заявляемое обозначение является фантазийным и семантически нейтральным в отношении заявленных товаров и услуг».
Комбинированный товарный знак
Товарный знак этого вида имеет в составе словесные, графические и другие элементы. Нужно описать каждый из них. Обязательно указывается состав комбинированного обозначения.
Объемный товарный знак
Обычно это упаковка или внешний вид изделия. Трехмерный объект необходимо описать по внешним критериям, не упуская из виду ни одну деталь, а также указать смысловое значение.
Звуковой товарный знак
Если знак содержит звуки, то необходимо описать их характеристики. Дополнительно прикладывают нотную запись или диаграмму частот, а также фонограмму на электронном носителе, потому что по одному описанию невозможно понять, о какой мелодии идет речь.
Пример описания звукового товарного знака:
Заявлено звуковое обозначение длительностью 3 секунды. Оно представляет собой короткую музыкальную фразу, состоящую из трех частей. Первая часть — мотив во временном отрезке 0,0 - 1,7 сек, начинающийся с нерезкого однократного удара бас-барабана, совмещенного с синтезированным арпеджированным пассажем. Вторая часть на 1,0 - 2,4 сек — мелодичный мотив «Ту-Ту-Те-Тут», исполненный мужским голосом. Нотный ряд мотива: ре-ре-фа-ре. Третья часть длительностью 1 с, начинающаяся примерно на отметке 2,0 сек — отчетливый звук однократного удара бас-барабана.
Обонятельный товарный знак
Это запах, значит, нужно указать его характеристики, состав или химическую формулу. Могут не пройти регистрацию естественные запахи, которые присуще какому-либо продукту или объекту. Обонятельный товарный знак, как правило, создан искусственно.
Пример описания обонятельного товарного знака:
Аромат, напоминающий запах розы и лимона. Состав: эфирные масла розы и лимона, ароматические соединения, спирт.
Изменяющийся товарный знак
К ним можно отнести в том числе световые обозначения. Они меняются в определенной последовательности в течение установленного времени, могут быть привязаны к обстоятельствам или особым условиям.
Пример описания изменяющегося товарного знака:
Изменяющийся знак представляет собой стилизованное изображение секции светофора, изменения в изображении секции светофора при смене указания числа баллов справа от изображения: при указании от 0 до 3 баллов — зелёный свет; при указании от 4 до 6 баллов — желтый свет; при указании от 7 до 10 баллов — красный свет.
Цветовой товарный знак
Таких обозначений в Роспатенте зарегистрировано не много. Они состоят из одного цвета. Фактически заявитель закрепляет за собой право использовать выбранный цвет.
Пример описания цветового товарного знака:
На регистрацию заявлено обозначение, состоящее исключительно из синего цвета Pantone 300CV.
Есть и другие виды товарных знаков, но они практически не встречаются в российской практике. Если вы все-таки решите регистрировать обозначение нестандартного вида, то лучше обратиться за составлением описания к патентному поверенному.
Чем грозит некорректное составление описания?
Если описание не содержит достаточной информации, эксперты направят вам запрос. Придется на него ответить. Это увеличит срок регистрации, как минимум на 1 месяц.
Если в течение 3 месяцев заявитель не ответит на запрос экспертов, заявку аннулируют. Придется заново подавать документы, а в то время пока заявка будет считаться отозванной, ваше обозначение может зарегистрировать на себя любой другой предприниматель или физическое лицо.
Корректное описание товарного знака снижает уровень субъективности экспертизы. То есть заявитель может дать экспертам верное направление, чтобы не возникло ошибочных выводов относительно обозначения. Это актуально, когда регистрация подается с учетом рисков. С помощью описания заявитель может заранее привести контраргументы на возможные возражения эксперта.
Если описание не отражает сущность обозначения, то в дальнейшем могут возникнуть судебные споры с конкурентами, доказать свою позицию будет сложнее. То есть в суде будут сравнивать описания спорных товарных знаков, чтобы понять, есть ли между ними сходство.
Очень важно составлять описание с максимальной точностью, а при необходимости обращаться за помощью к профессиональным юристам или патентным поверенным.
Выводы
1. Описание товарного знака — обязательная часть заявки на товарный знак.
2. Без описания вашу заявку примут, но пришлют запросы, на которые придется отвечать.
3. У каждого вида товарного знака есть свои особенности при составлении описания.
4. Описание должно быть точным, ясным и полным, включая все элементы знака и их характеристики.
5. Некорректное описание может привести к серьезным проблемам в будущем.
6. Если сомневаетесь в том, правильно ли составили описание, обратитесь к специалисту по интеллектуальной собственности за помощью.
Советы
Какие ошибки совершают заявители, когда самостоятельно составляют описание?
На первом месте банальные орфографические или стилистические ошибки. На это тоже обращают внимание эксперты, поэтому желательно перепроверить описание перед подачей заявки в Роспатент.
Также заявители нередко не замечают деталей, то есть описывают только основные элементы товарного знака. Такое описание будет считаться неполным.
В случае со словесными элементами многие заявители забывают, что нужно перевести обозначение и привести в описании транслитерацию.
Нам встречались описания, в которых всего несколько предложений, но все они противоречат друг другу. Это случается, потому что заявители не всегда могут однозначно трактовать собственные обозначения. Такая путаница недопустима, заявку вернут заявителю для устранения недостатков.
Самостоятельное составление описания товарного знака требует внимательности и хотя бы минимальных знаний в области права интеллектуальной собственности.