История о том, как я была предпринимателем, а затем вышла из бизнеса и устроилась на работу в IT

82

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Елена Фетисова

Страница автора

Бизнес

Вы десятки раз встречали истории, когда пишут и говорят только о том, как бросить карьеру и стать предпринимателем — обрести “свободу”, жить на островах и купаться в деньгах.

А как выйти из бизнеса и работать после этого в найме никто не пишет. Хотя период пандемии и развитие экосистем корпораций сильно усилил количество таких историй.

Когда я была предпринимателем, мне приходилось часто нанимать самой людей и проводить самой собеседования, потому что я занималась малым бизнесом, где в самом начале развития компании, предприниматель делает все сам: он сам себе HR, сам себе маркетолог, сам себе бухгалтер, сам себе водитель и даже сам себе руководитель. Так вот, проводя собеседования, я задавала стандартный вопрос о целях человека через 5-10 лет. И каким был самый частый ответ? Правильно: «открою свой бизнес и буду предпринимателем».

Моей старшей компании в 2019 году исполнилось 10 лет. А думала ли я тогда, когда задавала им этот вопрос, о том, что я буду через 10 лет уже НЕ предпринимателем?

Сейчас я точно знаю, что путь от предпринимателя в найм — это интересный опыт. Мой путь от бизнес-леди до системного аналитика был полон сюрпризов и принес в мою жизнь много нового, был даже переезд в другую страну, но расскажу обо всем по-порядку.

Как возникали идеи бизнеса. Идеи всех моих бизнесов приходили легко и причина была одна — мне самой не хватало чего-то на рынке и я думала "а почему бы не сделать самой?". Таким образом, все мои бизнесы были в "голубом океане".

Например, в 2008 году я закончила курсы повышения квалификации — обучилась на бухгалтера: в городе было всего 3 организатора курсов для бухгалтеров, эти 3 компании находились в старых зданиях, клиенто-ориентированного подхода не было, удобных учебных материалов не было, учителя были старой закалки — работающие на заводах бухгалтера, которые не умели передавать знания, и чтобы понять материал который они пытались объяснять, приходилось дома сидеть и самой разбираться, хорошо, что у меня мама бухгалтер и объясняла она гораздо лучше, чем на курсах. Этот был период, когда все больше и больше появлялось коммерческих предприятий, налоговое законодательство менялось и спрос на бухгалтеров начал расти.

В общем мне было настолько некомфортно там учиться, что, как только я закончила курсы и сдала успешно международный экзамен, то сразу решила открыть центр бизнес-обучения, где первым продуктом стали курсы бух.учета.

Я сама разрабатывала учебники, с рисунками, с табличками, с интересными домашними заданиями. Я нашла молодых, талантливых, интересных ребят-преподавателей, которые сейчас уже сами стали предпринимателями или финансовыми директорами в крутых компаниях. Мы с ними доработали учебные материалы, создали презентации и начали собирать первые группы.

Мы быстро заняли лидирующее место в этой нише: все в городе знали, что у нас интересно, и что наши выпускники точно знают предмет, поэтому их сразу берут на работу. Дальше я развивала центр, добавляя туда разные виды курсов: языковые, компьютерные.

Кстати, для того, чтобы организовать компьютерные курсы, я добилась получение гранта от Hewlett Packard (на фото наш первый компьютерный класс и мои талантливые современные коллеги: преподаватели и менеджеры).

Кейс

Первый крупный проект. Однажды на семейном ужине, мой брат-бизнесмен (тогда ему нравилось смотреть видеотренинги Радислава Гандапаса), сказал «вот я бы пошел на тренинг Гандапаса». В тот же вечер я написала в компанию Радислава, а спустя несколько часов получила ответ и приняла решение организовать его тренинг в нашем городе. Я хотела привезти Радислава Гандапаса ко дню рождения брата, но по датам не сложилось и я наметила тренинг на лето 2013.

Это была сумасшедшая идея: у меня не было денег ни на гонорар, ни на рекламу. В итоге за рекламу я практически ничего не заплатила, потому что договорилась с рекламными компаниями работать на бартер на билеты: все хотели пойти на тренинг Радислава Гандапаса!

Наш город был усыпан моей агрессивной маркетинговой и PR-кампанией, был заполонен билбордами с рекламой тренинга, а в топовых ресторанах на каждом столе стояли тейбл-тенты, потому что рестораторы тоже хотели пойти на тренинг. В самых популярных СМИ появлялись анонсы.

На первую часть предоплаты гонорара я заняла деньги с мыслью, что, если что — продам машину, а это все что у меня было! Поставила «all in». Такое вот предпринимательское крейзи решение) Авиабилеты нужно было брать бизнес-класс, что тоже недешево, тут я договорилась с авиа-агенством не на бартер, но на постоплату.

Подходящих райдеру отелей в нашем городе было всего 2 на тот момент. Один из них не заинтересовался нашим предложением, а второй также с радостью пошел на бартер.

Билеты на тренинг мы продавали дорого, очень дорого на тот момент для нашего города. Билет на 1 день тренинга стоил столько, сколько в среднем зарабатывает менеджер по продажам за месяц. Все знакомые предприниматели были уверены, что мы прогорим, это был настоящий вызов.

Но я верила в успех. И мы с командой смогли это сделать: мы смогли продать 100 билетов, окупить все расходы, и хорошо заработать. Я всего лишь хотела сделать что-то приятное для брата (кстати он до сих пор не знает, что послужил мне мотиватором для этой затеи), а вышло очень круто — новый виток в жизни моей компании (на фото — первый открытый тренинг Радислава Гандапаса для руководителей в Бишкеке, 2013 год).

Кстати, Радислав Гандапас, когда приехал к нам, первым делом спросил — какие еще тренинги мы организовывали, с кем сотрудничали. Я ответила, что ни с кем, он первый. Он не смог скрыть удивления… и, наверняка, в мыслях крутилось «а смогут ли эти ребята сделать все на уровне…» Помню как мы ехали из аэропорта и он сказал: “Удивительно, я никогда не приезжаю первым, как вам удалось договориться с моей командой?” )))

Смогли! И договориться, и организовать все на высшем уровне! Наша команда впечатлила всех своей организацией! Пишу и горжусь!

После этого тренинга мне было очень легко организовывать все остальные тренинги: спикеры с удовольствием принимали наше приглашение приехать и со всеми у нас был эксклюзивный контракт.

Новые бизнес-проекты и партнерство Дальше во всех бизнесах я управляла делами с партнером. Мы открыли магазин бизнес-литературы в 2014 году, потому что в нашей стране не было возможности купить где-то бизнес-литературу.

А еще получили эксклюзивный контракт на доставку из Ирландии блокнотов Paperblanks, потому что, путешествуя по Тайланду, зашли в книжный магазин, увидели эти блокноты и влюбились в них! (фото в нашем офисе — первая партия блокнотов). Офис у нас был один для тренингового центра и магазина, поэтому блокнотам на фото радуется преподаватель бух.учета.

В 2016 году мы решили открыть сеть полезного фастфуда на колесах: придумали купить несколько бусиков, переделать их под кухню, оборудовать гриль-оборудованием и готовить мясо на гриле с картофелем или овощами на гриле и с полезным салатиком. И начали готовиться к запуску.

И вот мы запустили свой первый фудтрак и… уехали в отпуск во Францию) Во Франции мы влюбились во французские багеты. Так в нашем фастфуде появились еще и свежеиспеченные булочки, багеты и печенье с шоколадом, приготовленное по французскому рецепту.

Я без скромности скажу, что скучаю по этим самым вкусным багетам и мясу на гриле — это был лучший фастфуд в городе. Но фастфуд требовал слишком много времени и финансовых вложений, которых у нас не было — все что было, мы вложили в запуск бизнеса, надеясь быстро выйти на самоокупаемость, но деньги закончились, а на самоокупаемость мы не вышли, поэтому начали искать кому продать бизнес. К этому моменту наш бренд знали все в городе и многие рестораторы хотели купить нашу сеть фастфуда на колесах, поэтому мы продали его достаточно быстро и выгодно.

Правда, к нашему большому сожалению, новый владелец не справился с нашим продуктом: ввел в продажу гамбургеры вместо мяса на гриле и другие дешевые, невкусные фастфудные товары, испортив всю марку и в итоге закрыл его.

Начало пандемии. В начале 2020 года у нас было 2 действующих бизнеса:

  1. магазин бизнес-литературы и бизнес-аксессуаров, которому исполнилось на тот момент 5 лет и
  2. центр бизнес-обучения, которому исполнилось в 2019 году 10 лет.

А за месяц до пандемии мы с партнерами запустили онлайн-школу для руководителей малого бизнеса. В марте 2020 года мне пришлось закрыть мои 2 действующих бизнеса, так как в Киргизию закрыли границы и возить тренеров не представлялось возможным, да и, как вы все знаете, проведение массовых мероприятий запретили.

Осталась только онлайн-школа, у которой целевая аудитория — это малый бизнес, а малый бизнес в 2020 году потерпел очень много потерь: многие компании закрылись (как мои), другие сильно урезали бюджеты на любые траты и в первую очередь, конечно на обучение.

Но не буду рассказывать как тяжело было развивать только что открывшуюся компанию в таких условиях, скажу лишь, что в 2021 году мы с партнерами приняли решение поставить этот проект на паузу.

Итак, в марте 2021 года я решила заняться прокачкой профессиональных навыков и поиском работы, так как потеря бизнесов сказалась и на моем моральном настрое: я была разочарована в себе как в предпринимателе.

Выводы

Сейчас, спустя время, я понимаю, что сделала все, что могла в тот момент, а бизнесы у меня были действительно очень крутыми — мои компании были лидерами рынка в Кыргызстане.

Вход в IT. Я четко для себя решила, что хочу попасть в IT-сферу. Для переквалификации я выбрала новое популярное направление Data Science, тщательно отбирала курсы, остановила свой выбор на одной из тренинговых компаний и приступила к 8-ми месячному обучению.

Несколько часов в день я выделяла на обучение, а с третьего месяца обучения я начала отправлять резюме и проходить собеседования. На курсах мне посоветовали убрать нерелевантный опыт из резюме, а это значит — вычеркнуть всё… все мои 20 лет опыта… я вычеркнула не только 20 лет своей жизни из резюме, но и вычеркнула свой возраст: кому нужен начинающий специалист без опыта работы, которому 38 лет) Такое себе ощущение, скажу я вам!

Это не помогло: на такое резюме не было ни одного отклика. Тогда я решила действовать самостоятельно, без hr-консультантов. Вернула весь свой опыт в резюме, и решила искать работу бизнес-аналитиком, но обязательно в IT-компании.

Интересно, что я неоднократно слышала фразу: "Вы крутой кандидат, но у вас оверскиллс для нашей позиции". Ежедневно я проходила минимум 3 собеседования, и в конце сентября 2021 года я получила на руки 3 оффера: одна из компаний готова была взять меня, но, если я перееду сразу в Москву. Вторая предложила удаленную проектную работу на 3 месяца бизнес-аналитиком, а затем возможность рассмотреть трудовой договор. А третья предложила должность руководителя компании в городе, где я тогда жила. Наиболее интересным мне показался второй вариант, его я и выбрала.

В декабре, еще до завершения проекта, эта компания сделала мне предложение о работе, но днем раньше я получила еще один оффер — это был оффер от компании, в которой я работаю сейчас. В итоге у меня был сложный выбор: так как я уже подружилась с коллективом, у меня был очень классный руководитель, с которым я общаюсь до сих пор. А в новом месте меня ждала полная неопределенность, но гораздо большие возможности для карьерного роста. Я выбрала карьерные возможности, предупредив, что смогу приступить к работе через месяц, так как проект нужно довести до конца.

И вот, с января 2022 года я вышла на работу в компанию своей мечты — в одну из крупнейших IT-компаний России.

Я работаю удаленно, как и мечтала, но и выезжать в офис у меня также есть возможность, которой я иногда с удовольствием пользуюсь.

В марте 2022 года я прошла испытательный срок и мне сообщили, что нужно в течении 2-3 месяцев переехать в РФ, так как вне страны работать будет запрещено. Мы с семьей посоветовались, подумали и решили переехать. В июне 2022 года мы уже были в Москве.

Вот так круто поменялась жизнь, когда я решила войти в IT. Кстати, за эти 2 года я выросла в компании до ведущего аналитика. Вот что значит постоянное рвение вверх!

Новый вызов. Сейчас я снова переживаю новый этап и новый вызов. Нет, нет — я не ухожу обратно в бизнес, не бросаю все свои силы в олимпийский спорт и не меняю профессию)

Я решила, что у меня есть чем делиться с теми, кто стоит на распутье и кому, как и когда-то мне нужна поддержка. К тому же, я чувствую, что у меня есть нереализованная потребность — передавать навыки, обучать, консультировать. Поэтому у меня созрела идея создания блога и частного консультирования по бизнес-процессам малого и среднего бизнеса. Я хочу больше рассказывать и о своем пути и о кейсах, которые встречались в моей жизни, а их было очень много — путь длиною 20 лет и в роли предпринимателя и в роли руководителя и в роли сотрудника и в роли консультанта.

Советы

И в завершении такого трушного лонгрида, я хочу поделиться важными шагами, которые нужно сделать, чтобы стать успешным в найме после выхода из бизнеса:

  • Нужно собрать весь свой бекграунд: понять, что вы умеете такого, чего не умеют те, кто никогда не был предпринимателем. В чем ваша фишка, ваша сила? Например, у меня это умение организовать что угодно, умение видеть все в разрезе процессов, а также многозадачность и постоянное обучение — все годы владения бизнесом я училась без остановки, а еще отсутствие страха к переменам. Думаю, этот последний пункт и помог мне в 38 лет получить новую профессию и не бояться попробовать. Отсюда следующий пункт:
  • Пробуйте новое, ищите себя в разных профессиях.
  • Будьте готовы к не быстрым результатам. Мне понадобилось в общей сложности 1 год и 3 месяца, чтобы устроиться на работу, которую я люблю.
  • Будьте готовы к тому, что у вас появится руководитель. Это один из самых сложных пунктов — когда в течении долгого времени вы — сам себе руководитель, сами принимаете решения, сами решаете с кем и как работать, сами несете ответственность за все, то в новых реалиях придется научиться действовать в определенных рамках. Мне повезло с руководителями, а может быть, потому что это было моим критерием выбора места работы? Хотя у меня сменилось уже 3 руководителя в одной и той же команде, но точно знаю, что бывший предприниматель не будет что-то терпеть, к чему-то подстраиваться, потому что если что-то не устраивает, то такой человек изменит ситуацию под себя, направит в нужное себе русло: бизнес этому отлично учит.
  • Ну и последний пункт — проработайте эту ситуацию со специалистом. Я потеряла бизнесы, когда случилась пандемия. Конечно, это был стресс, такие резкие перемены не проходят бесследно и чем раньше вы поймете, что нужно проговорить свою ситуацию, тем легче пройдет этот период. У меня ушло 2 года, чтобы осознать свой путь.

Я очень надеюсь, что моя история принесет кому-то пользу! Буду рада вашим комментариям и вопросам.

  • Рабиндранат ТагорКак-то явственно веет инфоцыганством. Начиная Радислава Гнапо.. Гнадо.. Гандопаса (без понятия кто это, совсем) и до блога и бизнес-консультирования :))43
  • С.С.Антон, а надо знать всех инфоцыган поимено?36
  • ГнусУ авторки какие-то курсы в мутной конторе и богатый опыт инфоцыганства. Три офера из Москвы-это очень мало для такого профи.9
  • ГнусАнтон, я тоже впервые слышу о маэстро рабиндронаде или как его там.9
  • С.С.Антон, инфоцыгане ни разу не авторитеты для адекватных, образованных и думающих людей, и знать их никто не обязан. Все, что они из себя представляют - раздутый мыльный пузырь. Знать имена всех мыльных пузырей? Для чего? Мое "поведение" (хотя о поведении тут вообще речи не может быть, это понятие из другой оперы) говорит лишь о том, что меня совершенно не впечатляют льющие мочу в уши якобы успешные люди.29
  • ГнусАнтон, боюсь, что этот рабиндронад является авторитетом лишь для вас и авторки3
  • С.С.Гнус,11
  • С.С.Антон, Вас ваши инфоцыгане даже спорить не научили))) Давайте хоть я научу) В споре нельзя: 1) использовать аргументы, не связанные с темой спора, притягивать за уши факты из абсолютно не связанных с темой областей; 2) переходить на личности; 3) как бы сдаваться, используя прием с виртуальным вздохом и закатыванием глаз "ой, все/ о чем с вами говорить/все про вас понятно и т.д.; 4) додумывать за незнакомого человека черты его характера или факты из жизни, пытаясь, как вам кажется, умело подшить это к делу спора; 5) желать удачи или говорить, что у вас совсем нет времени на спор, продолжая спорить с непременным желанием остаться с последней фразой; 6) не отвечать на неудобные вопросы, так или иначе уходя от ответов или делая вид как минимум Друзя, говорящего с младенцем, а также отвечая вопросом на вопрос.25
  • Полиция Т—ЖАнтон, не грубите7
  • 🗺🐈неожиданный поворот по закрытию границ в киргизию4
  • 🗺🐈вы продали 100 билетов, сколько из них по бартеру?))5
  • Александр КасьяновЯ работал в найме. Через 3 года открыл свой бизнес, связанный с пассажирскими перевозками автомобильным транспортом, и параллельно с работой его развивал. Сейчас я учусь в лётном училище, осуществляю мечту детства и параллельно веду бизнес. После окончания училища планирую работать пилотом и развивать пассажирские перевозки ещё шире.20
  • user3450170Классный опыт! Ещё раз доказывает что в любой ситуации всегда есть ресурсы и возможности3
  • СергейС.С., мне кажется инфоцыгане им платят деньги, иначе объяснить их логику по защите продавцов воздуха я не могу3
  • Александр ЁговС.С., а как можно, не зная человека, чем он занимается, навешивать на него ярлык инфоцигана?3
  • Саша ЧернышевСтатья интересная, но надо было сначала написать про Киргизию, чтобы всем было понятно, что и как в вашей карьере. Если вы стали ведущим системным аналитиком IT после 8 месячных курсов, то ведущей компании повезло с вами.5
  • Ягодная ЛуКошкаЯ! Я! Я! Я молодец! Я офигенная! Вот уж правду говорят, что сейчас - век нарциссизма :) Этот же текст читался бы гораздо легче, если бы автор более спокойно изложила факты, плюсы и минусы, а не занималась саморекламой.14
  • Ягодная ЛуКошкаСаша, причем, она пошла учиться на дата сайентиста. Одна из самых сложных сфер в IT и с высоким порогом входа. Чему там можно научиться за 8 месяцев? И какая связь между DS и системной аналитикой?) Кроме небольших пересечений.3
  • С.С.Тигран, Максим Романовский придумал, самый знаменитый коуч, тренер, гуру, наставник всех наставников и коучей России, да чего там России, мира, миллиардер, создатель самой успешной школы прокачки навыков, гений, плейбой, филантроп и т.д.7
  • Aleksey FaleyevЕлена, это Алексей Фалеев, спасибо вам и супругу за ваш магазин Либро, за тренинговую компанию, которая привозила не только Радислава Гандапаса, ещё и Игоря Манна, Максима Батырева и многих других людей. И успехов на новом месте. У талантливого человека всё всегда получается, не сразу, но всё и всегда. С уважением, Алексей3
  • АнонимОчень похвально, что вам удалось воспользоваться преимуществами предпринимателя во время перемен в жизни. Пусть моя «предпринимательская деятельность» была безвозмездной, но это меня также научило пробовать, познавать новое, брать и нести ответственность. И как вас, также занесло в IT, о котором у меня никакого представления не было :)4
  • Елена ФетисоваAleksey, спасибо большое! И вам успехов!2
  • АлександрНеужели кто-то покупается на такую тухлую рекламу инфоцыган?)4
  • Елена ФетисоваЯгодная, а я ведь написала, что у меня не получилось после 8 месяцев устроиться на дата сайнтиста) и даже не было ни одного отклика на стажера. Тут речь про то, что я просто с нуля решила освоить профессию в 38 лет. А в IT я устроилась как бизнес-аналитик и в этом у меня был уже опыт.3
  • Елена ФетисоваРабиндранат, видимо кроме неизвестного вам имени и раздражающих слов про блог и бизнес-консультирование ничего в статье не приглянулось? ну что ж - каждому свое, каждый делает упор на том, что нравится ему.5
  • Елена ФетисоваАлександр, удачи в таком интересном деле!1
  • Елена ФетисоваСаша, нигде в статье не сказано что я стала ведущим системным аналитиком после 8 месячных курсов) Я им стала спустя 3 года постоянного обучения и кропотливой работы.7
  • Елена ФетисоваАлександр, а где тут реклама инфоцыган?) вы про единственно упомянутое имя?0
  • Саша ЧернышевЕлена, даже за три года это не реально. Значит уровень требований в компании низкий.2
  • Ягодная ЛуКошкаЕлена, я взаимодействую с бизнес-аналитиками и представляю специфику их работы. "Иметь в прошлом собственный бизнес" и "работать бизнес-аналитиком" - несколько разные вещи. Насчёт Data Science - ясное дело, что не получилось после восьмимесячных курсов с базовым образованием бухгалтера)) Не очень понятно, по каким принципам выбрали именно это направление и именно эти курсы. За такой короткий срок эту сферу полноценно освоить нельзя. Прочитали, что самая высокооплачиваемая сфера в ИТ? Так элементарный анализ требований к дата сайентистам говорит и о высоком пороге входа в неё. Про то, что вы где-то учились бизнес-анализу, в статье не нашла. Вообще какой-то пробел в информации между учебой на DS и внезапным переходом в аналитики.5
  • Ягодная ЛуКошкаЕлена, так и рассказали бы лучше, чему учились, какие инструменты освоили, а не вот эту воду на 2/3 статьи)6
  • Елена Н.Непонятно, почему обучение и магазин было не перевести в онлайн, как делали все бизнесы в этот период? Зачем всё закрывать? Или доход приносили только тренинги от заезжих звёзд, и без них смысла и ресурсов продолжать и адаптировать два других направления бизнеса к новым реалиям не было?3
  • СюзМолодец. Интересно. Но интереснее другое: на протяжении 20 лет вы были бизнесменом, а не чилили в найме без груза ответственности. Что дал вам бизнес: на что за 20 лет удалось заработать?3
  • Константин>одно из самых сложных направлений в айти >рассылала резюме через 3 месяца 🤣6
  • Павел БахметьевРабиндранат, тоже так думаю. Бизнес закрыли, зато идут учить людей бизнесу. Реально успешным предпринимателям этим неи времени заниматься, хотя очень хотелось бы с ними пообщаться)6
  • Алексей ZollmannАнтон, ну... ну... Каких владельцев? Какого бизнеса?Владельцам реального бизнеса он даром не нужен. И знать его не знают. Среди менеджмента... Также. Оторвитесь от банки с водой заряженной Чумаком в 80х. Она давно протухла.2
  • Татьяна АршиноваСпасибо за вашу историю, очень интересно и мне многое знакомо, но почитала комментарии и ужаснулась, один негатив - люди, вы что такие злые? Свой бизнес - это невероятно сложно, постоянная занятость 24 на 7, это выгорание и нестабильность в заработке, то густо, ту пусто, это постоянные действия по решению каких то бесконечных проблем и оплата всевозможных бизнес услуг. Те, кто этого не прошел, не поймут. Я благодарна автору за статью, сама бы написала про свой проект, но не буду, чтобы не огорчаться, читая злые комментарии3
  • Степан ТвердохлебЕлена, я раньше много чего для людей выкладывал полезного. Но в основном одни негативщики всякую хрень несут. Причём просто на глаза у них как правило пелена падает и застилает всё обозрение, отчего эти люди просто вообще ничего не могут увидеть и тем более понять. Ведь каждый из них это успешный диванный предприниматель, каждый второй - успешный и искусный оратор-психолог, который точно знает как надо было сделать. Только вот одна беда у таких людей - нет у них ничего за спиной, даже просто богатого опыта, и принцип из жизни достаточно просто - не то плохо, что у меня корова сдохла, а плохо то, что у соседа ещё живая. Очень хороший у вас опыт! И самое главное, что это всё в итоге не сломало вас, а только подтолкнуло с нужным опытом в нужное русло! Так держать!!!2
  • Денис РодионовИстория очень глубоко отозвалась. Спасибо вам за такой детальный и содержательный рассказ. Читать было местами жутковато. Я 7 лет занимаюсь рекламным бизнесом и поговорил где-то примерно с 1 200 предпринимателями, которым продавал услуги, вникал в их бизнес. И примерно 20% вели дела, так как пишет автор. «Давайте вкинемся в багеты, крутая тема, полетит». А потом: «деньги закончились, а на самоокупаемость мы не вышли». Научился фильтровать таких клиентов, потому что работа с ними доводит до депрессии. Вкладываешься по полной, а люди предварительно даже фин. план не прикинули. Просто поверили, что все будет хорошо. Как дети) Да, почти все, кто так ведет дела рано или поздно уходят с рынка. Кто в другой проект, кто меняет сферу, в найм снова идет, или становится коучем, «криптоинвестором» и т.д. Автору желаю всех благ, пусть прекрасно складывается. Очень крутой опыт!5
  • Елена ФетисоваДенис, спасибо за отзыв! но только и фин.план был, и про то, что за год не выйти на самоокупаемость в таком бизнесе мы знали, именно поэтому мы не закрыли бизнес, а продали, причем продали успешно. Не было просто веры, как вы пишете, был точный просчет. И багеты то взлетели))1
  • AИз конкретики в тексте только «эксклюзивная доставка» (что бы это ни значило) никому не известных ни ранее ни впоследствии блокнотов из Ирландии (судя по фото- самый заурядный продукт) и три раза- некий Гандапас. Даже страна не указана, не говоря уж про город или названия компаний… Сколько вы еще Гандапасу должны остались, или этим текстом наконец рассчитались?)2
  • EgorЕлена, Не обращайте на диванных "экспертов" внимания. С братом также занимались предпринимательством, я в сфере ИТ сумел пройти через ковид, а вот брату пришлось очень трудно. Сфера производства и поставок под заводы и предприятия у него так сильно просела, что пытаясь удержаться он не справился, еще и с долгами остался, пришлось проходить через банкротство. Сейчас он работает в найме.1
  • MargaritaЯгодная, видимо, у вас пригорело. Ещё и нарциссизм приплетен, прям чувствуется, что про себя так сказать вам запрещено, сочувствую. Хотя, тут через коммент жизнью обиженные люди адски горят от тех, кто смог. Очень много злости и зависти. Как по мне, автор истории открытая и интересная личность. Но каждому свое.1
  • MargaritaЕлена, скажите, у вас есть каналы, где вы делитесь информацией, вроде тг или ютуб?0
  • user3461987Елена, прошу прощения но если по существу ваш текст разобрать то не все в it!!! вывод уберите все словечки бэкграунды и прочее понятней будет о чем речь простому народу. Это нужно только молодежи и не понятным компаниям. Я работал с транснефтью и мегафон и ТД. Ни когда таких слов в нормальных кругах не было. Далее вы учите людей? Таких как вы тысячи и не о чем собственно учеба!!!! Важен результат а ещё важнее развитие и закрепление этого бизнеса. У вас просто общие тезисы для развития бизнеса. О последствиях на долгую перспективу почему не рассказываете? Я поясню на своем примере более 20 лет у меня бизнес причем разный. Всего 4. Вообще на разные тематики от it до торговли прошел все и ковид тоже. И даже не почувствовал просадки. Вывод бизнес должен быть разным не пересекаясь ни в какой тематике друг с другом. Простым языком не ложите все яйца в одну корзину. Вы сами на этом споткнулись судя из рассказа. Так вот по поводу закрепление бизнеса - почему не учите брать ту нишу где труднее? Где меньше конкуренции из за этого! Почему не учите затем развивать этот бизнес? Ведь вы не развили свою сеть дальше вы просто ее продали!!! Навар тупо хапнули и все!!! Продали!!!! Если дело в том что уже не справлялись и много сил требовало на это, то тоже не вам в этом плюс. Вы не смогли не найти тех кто продолжил бы и не смогли делегировать полномочия. И после этого же вы и учите дальше? Как пример вашего знаменитого спикера. Ну будет он ещё так разъезжать ну 50 ну 60 лет ему будет а потом то что? Молодые ему на пятки наступят и все!!! Работы над ошибками вы не сделали. Просто из текста хайпануть сорвать куш наверное хотели. У меня такие впечатления сложились. Я не говорю что гладко у меня все в бизнесе. Но я знаю что у меня есть контракты с известными фирмами минимум на 30 лет и я спокойно поставил людей управлять бизнесом и развивать а сам строю новый.0
  • Ягодная ЛуКошкаMargarita, а у вас из комментария так и сочится доброта 😆0
  • Елена ФетисоваEgor, спасибо! Да, сфера IT в ковид только выиграла.0
  • Елена ФетисоваMargarita, пока только начинаю вести все эти каналы.1
  • Елена Фетисоваuser3461987, ваш опыт вдохновляет!1
  • Полиция Т—ЖЕлена, убрали из вашего комментария ссылки в соответствии с первым пунктом правил: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/1