Мнения
2K

Мнение: только способные дети могут учиться удаленно

103
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции.
Аватар автора

Нина Туманова

педагог со стажем

Страница автора

Хочу высказаться по поводу дистанционного обучения. Думаю, что имею на это право: педагогический стаж — более 30 лет.

Однозначного ответа о пользе или вреде этого вынужденного на данный момент способа обучения быть не может. Способные дети — творческие личности, которые схватывают на лету и быстро соображают, — могут учиться удаленно и одновременно заниматься любимым делом, и не одним. Как это было с одной девушкой, написавшей свое мнение в Тинькофф Журнале: она смогла даже путешествовать во время удаленной учебы в школе. Теперь она студентка журфака. Молодец!

Но большинству детей посещение школы, уроков необходимо. Этот способ обучения генетически привит нескольким поколениям населения в нашей стране. Мы всегда ходили в школу, и не ходить туда — это уже стресс. Кроме общения с одноклассниками, а это немаловажно, в школе всегда кипела жизнь. Октябрята, пионеры, комсомольцы, сборы, соревнования, конкурсы… Это было коллективное взросление, патриотически и общественно направленное воспитание. И всем было интересно. Один за всех, и все за одного — хотя бы взять этот призыв. Звучит неплохо.

Ребенку в детстве нужен наставник, как тренер в спорте. Нет никого лучше для этого, чем учитель. Он и расскажет, и покажет, и объяснит, и спросит с каждого. Это зависит от профессионализма учителя, его опыта и любви к детям и своему делу. Когда это есть, дети учатся с удовольствием.

У меня в детстве была учительница немецкого языка, которую ученики любили. И я ее обожала. В школу летела. Ловила каждое слово! Она была для меня идеалом. Училась я очень хорошо. Угадайте, куда я поступила? Конечно, на иностранные языки! Окончила и всю жизнь успешна и счастлива в своей профессии. И тоже люблю детей, и передаю любовь к немецкому и английскому языку. Светлая память моей любимой учительнице Антонине Николаевне.



РедакцияСогласны с таким мнением? Поделитесь своими аргументами:
  • Ekaterina KononЧто значит « Этот способ обучения генетически привит нескольким поколениям населения в нашей стране»? Почему только в нашей? и Как походы в школу (причём не у всех - кто-то на домашнем обучении, кто-то не ходил вовсе) привились генетически у вида? И раз уж вы поднимаете не вопрос удобства системы для родителей, не вопрос целесообразности обучения в больших классах или организации обучения онлайн как такового, не вопрос социализации, а вопрос способности детей учиться онлайн, то реальность с вами не согласна. Дети (не только «способные») отлично учатся онлайн - при налаженной системе, которой в школах нет, к сожалению. Это подтверждается практикой последних лет. Но для этого нужно правильно организовать процесс и обеспечить условия. И вот тут мы подходим к тому, что в общеобразовательных школах для этого просто нет бюджета и опыта. Но дети- дети современные отлично учатся онлайн. Это нам неудобно их так учить - нужны меньшие группы, оборудование и условия (причём дома!), методология , больше усилий при подготовке со стороны учителя и родителей.37
  • АртурВыскажу возможно непопулярное мнение: Могут дети спокойно заниматься удалённо. Они гораздо лучше работают с техникой, чем все поколения до этого. Для социализации есть тонна кружков и секций. Да и просто друзья, которые не завязаны на школу. А вот 30 галдящих детей (разной степени адекватности и мотивированности на учёбу) на 1 одного замученного преподавателя с актуальностью знаний по предмету с советских времён, чья цель лишь бы закончить урок и чтобы родители не жаловались - это точно не лучшие условия для усвоения материала. Уверен, что пост выше - это нытьё преподавателя по принципу "раньше было лучше и вообще не нравится мне этот ваш Zoom, хочу как раньше". В целом упоминания октябрят, комсомольцев и "генетически привито в этой стране" - это только подтверждает.65
  • KusuriuriПроблема онлайн-образования не столько в способностях детей, сколько в возможностях их родителей. Взрослые самостоятельные люди зачастую свою-то жизнь организовать не могут, что уж об образовательном процессе говорить.31
  • Artur BulachСтаж вещь субъективная, чтобы быть более объективным нужно проводить полноценные лонгитюдные исследования, слепые А/Б тестирования и т. д. Вообще интересно, почему в век, когда у нас каждое движение фиксируется в цифре и, например, реклама персонифицирована, аналитика по образованию упирается в верхнеуровневые цифры ЕГЭ и Росстата.6
  • Аватаркапро "генетически" и все вот эти "сборы\конкурсы" не согласна. школьная движуха нужна далеко не всем, меня например это всё сильно утомляло. и учителя не всегда попадаются настолько хорошие, чтобы все их обожали. да и кто мешает обожать предмет и учителя, если он удалённо всё точно также может объяснить? скорее соглашусь с комментаторами, что удалёнка - явление новое и во многом неорганизованное. хотя сейчас всё больше появляется всяких удалённых курсов и учебным заведениям неплохо бы оттуда тоже перенимать опыт, когда они придумывают что-то действительно удобное. пока имеем то что имеем, особенно физкультура удалённо - это нечто! дома никаких условий чтобы делать упражнения как предложено учителем и снимать их на видео, у нас не хоромы, мало места и для видео темновато. плюс кривой сайт мэш - у меня оба ребенка по своей учетной записи не могут зайти на этот сайт, там учителя дают какие-то задания, но зайти в дневник могу только я под своим родительским аккаунтом, откуда детские задания недоступны.21
  • АватаркаОлег, тогда и домашние задания можно только зрелым делать. остальным ждать пока дозреют )7
  • АШУАШУА вот я учился в нескольких школах, учителя везде были разные, где-то такие, которые определили выбор профессии (математика, информатика), где то вроде умные (даже завучами стали), но воспоминание о них осталось как об истеричных дурах. Кто-то подход не нашел (русский, литература). Например, не гуманитарий я, так давайте перед всем классом стыдить за то что не очень понимаю ваши высокие материи. Физруки вообще никакой любви к физкультуре не привили (несколько школ, всем только нормативы подавай). Хотя потом сам стал заниматься. Трудовики, извините, пропойцы были, хотя один, надо сказать, учил паять схемы и это было интересно. А некоторые преподы любили лупануть указкой. А еще в школах процветает буллинг, дети вообще жестокие, стайные создания. ИЗОшница отбила желание рисовать своими тройками. Как вы считаете, насколько корректно оценивать рисунки? Кандинского или Малевича оцените по школьной шкале! Музыка вообще непонятно зачем, есть же отдельные музыкальные школы, зачем в обычной школе на это время тратить. Жизнь меняется, общество меняется, школа тоже меняется. Гены меняются очень медленно, так что сравнение с генетикой тут, мне кажется, неуместно.25
  • Анастасия АлексееваДо сих пор разгребаю детские травмы от школы, а прошло уже больше 20 лет с окончания. И били, и издевались, и чего только не было. Школа обычная. Такую социализацию врагу не пожелаю. Помню, как шла после вручения аттестата, дрожа от радости, что "больше - никогда!" Хотя у меня была и любимая учительница, которой я тоже очень благодарна, но это не перевешивает негатива. А адекватная социализация была в кружках, кстати, даже подруга оттуда осталась до сих пор. Кому-то школа, может быть, и подходит, и даже нужна, допускаю. Сильным, стрессоустойчивым и не знаю каким еще. Решать такие вещи нужно индивидуально с каждым ребенком. Мне кажется, автор свой личный позитивный опыт и радостные воспоминания о юности экстраполирует на всех или на большинство. А фраза "способ обучения генетически привит нескольким поколениям" вообще смахивает на троллинг. :) Генетика так не работает, насколько мне известно. Может быть, имелось в виду, что мы за несколько поколений привыкли, что дети ходят в школу и это норма? Тут согласна. Но нормы можно и нужно менять, если это для людей / детей хорошо.73
  • Анастасия АлексееваКостямба, вот чтобы не прогибать, как раз и нужно чувствительным детям давать возможность удаленки / домашнего обучения. А кому норм самому галдеть и слушать, как другие галдят - пусть учатся оффлайн, почему нет)) заодно и школы разгрузятся, глядишь, меньше галдежа будет24
  • КартопляникЧасто установка преподавателя "Один за всех и все за одного" приводит к травле несогласных учеников.15
  • сапер ВодичкаСчитаю, что любой ребенок, способный учиться в обычном классе, способен учиться удаленно. Также считаю, что далеко не каждый преподаватель способен преподавать в онлайне.20
  • belaпосещение школы несомненно расширяет круг общения ребенка, причем принудительно, у каждого в памяти есть любимая учительница, а так же хоть одна или даже не одна, совсем наоборот. С учениками тем более, хочешь не хочешь, а приходится общаться даже с теми, кого во дворе к примеру, за километр обойдешь. Когда началась удаленка, лично я позавидовала школьникам и посочувствовала студентам. Основная масса детей вполне способна освоить школьную программу максимально удаленно, очно нужны лишь практические занятия по естественным предметам и контрольные/сочинения писать в классе. Зато больше времени можно уделить физкультуре и кружкам по интересам. Там и общение будет - по интересам.4
  • Гусь лапчатый"Этот способ обучения генетически привит нескольким поколениям населения в нашей стране". Хорошо что вы не учитель биологии. Школы в том виде, в котором они есть сейчас, появились в индустриальную эпоху: родители весь день на производстве, дети - в образовательных учреждениях. Меняется экономика - меняется и формат обучения. Детям нужны оценки от других авторитетных взрослых и оценка себя в группе, но для этого не обязателен формат "собрали 30 человек по признакам возраста и места жительства, усадили за парты и начали вещать у доски". У нас в 90-е типичный урок был такой: 15 минут - проверка ДЗ. Произвольный чувак идет к доске и что-то рассказывает. Остальные 29 человек заняты своим делом. Еще 20 минут - устный рассказ по теме урока. Оно же - пересказ учителем параграфа из учебника. Остальные 10 минут - "лес рук" на вопросы учителя к классу. КПД для ученика низкий, но если раньше лучшего варианта не было, то сейчас появилась вариативность и возможность индивидуального подхода. Зачем от этого отказываться и срочно возвращаться "к корням"? Ну а про патриотизм и "один за всех, и все за одного", вот не верю, что в советской школе не было буллинга, не было желающих свалить поскорее домой, а торчать на собраниях.39
  • belaКостямба, а если соседка такая же, так и будут на пару галдеть на уроке? Может, воспитание границ можно-нельзя Вы перекладываете на соседку?13
  • belaАШУАШУ, школьные знания и умения это начально-усредненные, базовые, которые усредненный ребенок, если не на пять, то на 4 вполне в состоянии выполнить. Дети а иногда даже уже вполне взрослые не в состоянии адекватно оценить свои успехи. Причем как в одну, так и другую сторону. Школьные оценки да, иногда отчасти субъективные, учат смотреть со стороны на себя и свои успехи. Кстати, успешный музыкант так же может сказать про математику - зачем в обычной школе на это время тратить, арифметики бы хватило1
  • belaКостямба, после Вашего ответа, слово 'может" можно убирать, как и знак вопроса ((((( печально9
  • Нехетти ГринКостямба, учительница должна сказать "замолкни, ты МНЕ мешаешь". Мешаешь объяснять материал или слушать отвечающего ученика. Или мешаешь всему классу писать диктант.5
  • Нехетти ГринEkaterina, у вас есть личный опыт обучения своих детей онлайн? Было бы интересно почитать, а возможно, и перенять что-либо.2
  • Ekaterina KononНехетти, большое спасибо! Да, я перевела всю свою студию в онлайн на целый год. Вела детей на английском без русского, дошколята и младшая школа. К счастью, у нас и так мини-группы и родители супер, все сдали отлично) Многое пришлось придумывать самой, Но у меня потом курс прошло почти 800 человек преподавателей, вели разные предметы (хотя языки в основном) и возраст детей разный у них) , так что труды были не напрасны) Вот мои обучалки по онлайну для преподов английского: https://vk.com/video-137274005_456240360 https://vk.com/video-137274005_456240664 Самую базу не шлю, но она есть в той де группы видео Видно вам?10
  • AKЯ бы сказал иначе. Только заинтересованные дети могут учиться удалённо. Каким бы вундеркиндом не был ребёнок, ничего он не выучит удалённо, так как ему будет тупо неинтересно. А удалёнка предполагает в первую очередь осознанную тягу к обучению, а не потому что заставляют. В то же время далеко не самые способные люди, не только дети, спокойно изучают материал удалённо, так как им это либо очень интересно и затягивает, либо осознают, что без этого никак, им это надо.3
  • Алиса ТретьяковаGalina, вы затрагиваете другую проблему: нехватка школ. В идеале классы должны быть малокомполектными. Именно для того чтоб не скучали, можно было спокойно менять формат работы, а учителю не надрывать голос. Но в условиях бесплатного образования - это невозможно.3
  • SvetVokneДля нашего ребёнка удаленка стала благом. 6 класс. Во-первых, вскрылись все слабые места школьных учителей. Кто и очно ничего не давал, тот и дистант не смог организовать, ни себя, ни детей. Кто опаздывает, тот и там опаздывал, путался в заданиях, спрашивал, то что не задавал или забыл задать и т.д Т.е.чтобы не пели на собраниях, всё немного не так и стало очевидно... Во-вторых , дистанционный формат обучения перевёл много олимпиад и программ на дистант, открыл возможности. На пригласительных турах стал понятен общий уровень подготовки ребёнка и сильные/слабые стороны. Итог. Школу поменяли, без сожаления и жалости со стороны ребёнка, который держался за круг общения, но понял, как интересно учиться с новыми детьми18
  • Dmitry Suprun"Мы всегда ходили в школу, и не ходить туда — это уже стрес" А для меня был поход в школу стрессом 😁 и если себя не обманывать, наверное у большинства так. Многие просто забыли.20
  • miss LeoGalina, поддерживаю полностью6
  • miss LeoАлиса, почему в школах не преподают конфликтологию....9
  • Алиса ТретьяковаSvetVokne, с учетом нагрузки на учителей (спасибо, властям за оптимизацию) все это логично.2
  • сапер ВодичкаАнтон, еще не встречал никого из знакомых/друзей, кто мог бы сказать, что школа в РФ (обычная средняя) дала гармоничное развитие им или их детям. Впрочем, под "гармоничным" можно, при желании, понимать, что угодно.28
  • сапер ВодичкаДмитрий, а какая разница, у доски бубнит учителька про то, как нарисовать мячик со скакалкой или в камеру Zoom, расшарив свой "рабочий стол" ?11
  • a bit of workКостямба, совсем не понимаете, как комментарии функционируют? Ваш "приватный диалог", в котором "не ждут других", написан на заборе.11
  • АлисаНу ладно бы нормальная удаленка. Но та удаленка, которая была в пандемию (в провинции) - просто скинуть на детей учебную программу, чтобы они сидели за уроками по 14 часов в день и выли от переутомления. Плюс все платформы / сервисы, с которыми работали местные школы, не функционировали адекватно. Думаю все видели в тот период в интернете истории про то что «12 - неправильный ответ», а «двенадцать - правильный» (естественно, никаких правил заполнения не публиковалось). Или истории про «написали сочинение через сайт, а оно удалилось через день и учитель всем влепила два». Сестра, которая всегда хорошо училась, имеет кучу интересов, и, общем, весьма не глупый ребёнок, в 9 классе буквально получила нервный срыв после этого «супер опыта». Учителя неслабо подливали какашек в весь этот процесс. Родители в классе уже начали тупо запрещать детям сидеть столько времени за уроками, закрыв глаза на «неуды». 80% школ по стране не готовы к удаленке ни технически, ни психологически.7
  • Alexandr VasilyevРебенку нужен наставник и это учитель)))) большего бреда придумать невозможно...какой из учителя модет быть наставник, когда они завален работой, в классе под 30 человек, зарплаты мизерные, как правило куча своих проблем....да им до учеников дела нет, главное чтобы отсидели занятия и ушли домой целые невредимые.... Социализация успешно проходит в вне школы, а из школы наоборот можно ещё кучу проблем получить в плане общения со сверстники, зависит от состава класса и школы в целом..... И вишенка на торте, 30 лет стажа ни о чем не говорит, особенно когда человек говорит что такое образование привито генетически, какой же бред....человек с таким стажем не понимает даже что пишет19
  • a bit of workМ-да, про генетику и комсомол оригинально, конечно. Сразу думаешь, о боже, и эти люди будут формировать кругозор и корректировать взгляды ребёнка. А ещё какие-то невоспитанные соседи по парте будут бубнить и требовать к себе повышенного внимания, опуская уровень группы. Я за удалёнку. Считаю, на ней успешнее чем в оффлайне могут учиться все, кто готов просто делать домашку и задавать вопросы, если что-то непонятно. Прямо сейчас страдаю на курсах, потому что вместо отработки оборотов и грамматических конструкций мы общаемся одними существительными и инфинитивами. Просто бездарно тратятся моё время и мои деньги. Страшно бесит, что самые слабые позволяют себе не сделать домашку, не выучить слова. Идеально было бы учиться самостоятельно с ежедневной групповой проверкой домашки и консультациями, раз в неделю семинар с подготовкой докладов по пройденному материалу, общение. Раз в месяц отфильтровываются отстающие, прилежно занимавшиеся двигаются дальше. Остальные повторяют, не мешая тем, кто готов трудиться.15
  • SvetVokneСистемный инженер, так покажите личным примером как избежать прокрастинации. Ребёнок дома - отличный способ научить личным примером. Особенно если родитель сам на удалёнке иногда работает. Дети не из старших классов сами себя не организуют, с помощью родителей, которые покажут инструменты, быстрее... потому что электронный дневник тоже хромое дитя, некоторые учителя сами на него забивают3
  • АШУАШУbela, Вот прям очень согласен про успешного музыканта! Арифметики точно хватит, гонорары считать. Ну что бы пропорции еще знал с процентами.0
  • AlenaStribog FДмитрий, очень просто. Примерно так, как мы все учимся на youtube "как сделать то, как сделать это". По рисованию для взрослых полно вебинаров и уроков онлайн.4
  • AlenaStribog FGalina, фильм "Чучело" про тему буллинга и детской неосознанной жестокости снят еще в 1983-м году)8
  • belaNutella, браво! В советской школе отстающих заставляли ходить на дополнительные занятия, что бы подтянуть до среднего уровня. До удаленки средний уровень класса из-за отстающих учеников постепенно снижался, вынуждая разумных родителей переводить детей в другие школы. Удаленка объективно выделила и слабых учителей и слабых учеников. Осталось только сделать выводы и скомпоновать офлайн классы, тем более, что и те, и другие к этому стремятся. И ВСЕМ будет хорошо!5
  • Artyom KucherenkoПрочитав эту статью, подумал, что в начале 20 века существовало мнение, что "только способные дети могут учиться грамоте".6
  • Тёма> Этот способ обучения генетически привит нескольким поколениям населения в нашей стране. Эта теория была выдвинута Ламарком и называется в честь него - Ламаркизм. В данный момент теория о наследовании природных изменений не имеет доказательств и нет причин считать её верной. Например, чтобы проверить эту теорию Август Вейсман разводил мышей поколение за поколением, отрубая им хвосты. По теории Ламарка, в результате они должны были атрофироваться, так как не использовались при жизни. Однако, никаких изменений не произошло. Это можно объяснить тем, что на генетическом уровне не происходило каких-либо изменений, способствующих отмиранию хвоста у будущих поколений мышей. Так же с посещением школы. Несколько поколений детей посещающих школу не претерпевают никаких генетических изменений, а их дети эти генетические изменения не наследуют..3
  • Тёма> Ребенку в детстве нужен наставник, как тренер в спорте. Не вижу причины почему этим человеком должен быть абсолютно посторонний человек, а не родитель.5
  • тэоСтарые учителя с совком вместо головы часто так и считают. Ненавидел школу до одурения, ненавидел учителей, орущих, тупых, ограниченных, хамских. Ненавидел большинство одноклассников, которые словно играли свои роли: ботаник, спортсмен, тупой, быдло и тд. Идиотские деспотичное правила, где любого, кто отличается гнобят, встраивая винтиком в систему. Даже форма эта вонючая.. Постоянная липа, во всём. Считаю, что можно прекрасно учиться дистанционно, детям повезло сейчас. Да и если учитель заинтересован научить, ему тоже ничего не помешает. Тупые, конечно, останутся тупыми, что в школе, что дома4
  • Виктория ГребенкинаИсключительно положительные моменты — основа мнения. О буллинге, о непонятно зачем прививающейся дисциплине и уравниловке, об атмосфере, в которой не всегда и всем комфортно учиться — ни слова. Раз уж мы тут обмениваемся воспоминаниями, то вот одно из самых ярких: При лицее был чудесный яблоневый сад, и весной там было очень красиво. Я всегда хотела там позаниматься. Но вместо того, чтобы усесться под сенью деревьев и заняться любимой биологией, я сидела в маленьком помещении, где пахло пóтом после урока физкультуры, а подо мной расшатывался стул. К биологии больше никакого интереса не было, несмотря на то, что я была лучшей по лицею, участвовала в олимпиадах, создавала научные проекты (читай, способный ребёнок). Просто рамки, в которые втиснули, никак не способствовали плодотворному обучению. Зато вечером, сидя на террасе, с котом под боком, я сделала в три раза больше, чем сделала в школе.3
  • МышьАнастасия, у меня такой же опыт со школой. Мало что там было позитивного и хорошего.0
  • Нехетти ГринEkaterina, спасибо за ответ! Сейчас нет доступа к ВК (взломали, злодеи), так что посмотрю попозже. Пока могу заметить, что у вас не совсем репрезентативный случай: и дело сугубо добровольное, и народ весьма мотивированный, и предмет - заведомо необходимый, в отличие от условной литературы или географии.1
  • МышьGalina, по рассказам моих родителей, выучившихся в сответской школе, еще какой буллинг был. Отца избивали после школы за то, что он приезжий из другой республики и рыжий. К матери приставали из-за внешности, поднимали юбку, караулили после школы, не давали зайти домой парни из школы. Все то же было и раньше. Люди вдруг не поменялись, просто интернет появился, и все это в свободном доступе теперь плавает. В моей школе было так же. Водимо, автору повезло быть не изгоем в школе, и она вспоминает свое юношество.3
  • Ekaterina KononНехетти,если вы про то, что частная студия, а не общеобразовательная школа - так я вообще очень расстроена по поводу общеобразовательных школ. С практики на Втлрой вышке я уходила в слезах и именно она стала той каплей, после которой я открыла студию. Дети, в большинстве своём - фантастические создания. Но круговорот злобы от плохих условий не даёт им этого показать. Ну и да. Довольно строгие правила относительно физических действий детей, поведения. Синие волосы - пожалуйста, сколько угодно. Бить соседа и называть «козлом»- нет.0
  • Jonny CashmanАнастасия, читая статью, был согласен с очным обучением. Но из-за пришествия лет и позабыл как бывает когда издеваются в школе. Со мной этого не было, но боже как же было ужасно, когда издевались над парнем и ты пытаешься помочь, но толку от этого ноль. А потом не летних каникулах общаешься с ним, пока дикари школьные вне доступа и понимаешь, что человек намного лучше и интереснее этой толпы.4
  • MaGalina, Фильм "чучело" был ((0
  • Анастасия АлексееваМышь, ну кое-что все-таки было, справедливости ради... :) И плюс у меня есть отзывы знакомых, которым в школе было отлично. Но это прямо очень сильные и уверенные в себе люди. Мне кажется, это как-то связано.0
  • Анастасия АлексееваTomas, да, со стороны тоже очень неприятно наблюдать, даже если тебя лично не задевают. В старших классах в моем классе переключились на новенькую девочку, приезжую, и это уже была не травля, а такое закатывание глаз и фырканье, то, что сейчас называют токсичным поведением. И ничего не сделать, по крайней мере, когда ты сам - неуверенный в себе ребенок.0