Как россиянам выехать в ЕС и Норвегию на автомобиле без Зеленой карты
Эта статья уже не актуальна
Латвия, Литва, Эстония и Финляндия запретили въезд автомобилей с российскими номерами.
Также еще летом такие машины начали конфисковывать в Германии. В таможне Т—Ж подтвердили, что автомобили ввозить нельзя.
Согласно регламенту ЕС, запрет касается автомобилей вместимостью до 10 человек, а также грузовиков и тракторов. Границу можно пересечь на автобусах, мотоциклах и велосипедах. Они не входят в санкционный перечень.
Подробнее об ограничениях — в другой статье Т—Ж.
Членство Российского союза автостраховщиков в системе «Зеленая карта» приостановили на неопределенный срок.
Такое решение приняла генеральная ассамблея Совета страховых бюро, Ограничения начали действовать 30 июня.
Российские автомобилисты, которые купили полисы до 30 июня, смогут воспользоваться ими в Беларуси: между союзами двух стран заключено соглашение на неопределенный срок. Еще оформленные до конца июня Зеленые карты продолжают работать в Турции и Азербайджане, но только до 30 июня 2024 года. Граждане этих стран тоже смогут приезжать в Россию с Зелеными картами, которые приобрели до конца июня. Всем остальным понадобится отдельный полис. Его покупают на границе.
С 1 июня перестали действовать двусторонние соглашения между Российским союзом автостраховщиков и союзами Швейцарии, Великобритании и государств Европейской экономической зоны — ЕЭЗ. В нее входят все страны ЕС, Исландия, Норвегия и Лихтенштейн. Теперь нельзя воспользоваться купленной в России Зеленой картой, чтобы получить выплаты в РФ за ДТП, которое случилось на территории перечисленных стран, и наоборот. Это не зависит от указанного в сертификате срока действия.
Для поездок в эти государства придется купить отдельный полис. А тем, чей автомобиль зарегистрирован в одной из перечисленных стран, для поездки в Россию понадобится полис ОСАГО. Если полиса нет, грозит штраф. Например, в Финляндии за езду без страховки могут потребовать сумму, которая в три раза превышает размер страхового платежа. Нарушителю все равно придется купить страховку: пока он этого не сделает, водить машину не разрешат.
Расскажем, какая страховка понадобится для поездки на автомобиле путешественнику из России, где купить полисы и сколько они стоят. В статье делаем акцент на страны Европы, с которыми у России есть сухопутная граница. Ссылки на некоторые официальные источники информации недоступны из РФ.
О чем вы узнаете
- Что такое Зеленая карта
- В какие европейские страны можно выехать из России на автомобиле
- У каких компаний можно купить полисы для въезда в граничащие с Россией страны Европы
- Можно ли купить полис у посредника
- В каком виде нужно предъявить полис
- Что делать водителям машин, зарегистрированных в ЕС и Норвегии
Что такое Зеленая карта
Зеленая карта, Green Card, — это международный аналог российского полиса ОСАГО. Чтобы в стране действовали Зеленые карты, нужно, чтобы союз автостраховщиков этого государства присоединился к системе. В исключительных случаях союз может взять на себя ответственность за работу Зеленых карт в соседней стране. Например, за ДТП в Монако отвечает французское бюро.
Российский союз автостраховщиков — РСА — в систему «Зеленые карты» приняли в 2009 году. На момент написания статьи в нее входит 46 союзов, а Зеленые карты действуют в 50 странах. Страховой полис могут проверить при пересечении границы, а также иногда при выезде из государства.
Если между двумя странами действует соглашение о Зеленой карте, это упрощает жизнь водителям. Например, россиянин попал в аварию за рубежом, оформил ДТП за границей, а выплаты может получить дома, в своей страховой компании. Точно так же граждане других стран могут купить страховку у себя, а если попадут в ДТП в России, получить возмещение дома.
Не все страны, которые граничат с Россией, признают Зеленые карты. Например, Грузия, Казахстан, Монголия и Китай не члены системы — полис на их территории не действует. Для въезда в эти государства на автомобиле нужно купить местную страховку прямо в пункте пропуска.
В какие европейские страны можно выехать из России на автомобиле
У России общая сухопутная граница с несколькими странами Евросоюза. В ЕС продолжают ездить на автомобилях, если для пересечения границы есть особые обстоятельства. Для путешествия понадобится шенгенская виза.
Эстония, Латвия, Литва и Польша. Каждая из этих стран ввела свои ограничения на внешних границах. Например, в Эстонию могут въезжать обладатели временного или долгосрочного эстонского ВНЖ либо эстонской национальной визы D. Еще в Эстонию пустят близких родственников граждан Эстонии или других стран ЕС.
Ездить из материковой части России на машине в Калининградскую область и обратно через Литву разрешено, если есть упрощенный транзитный документ — УТД. Например, одна из участниц группы «Граница сегодня» во «ВКонтакте» рассказала, что 2 июня 2023 года без проблем добралась на машине из Калининграда в Москву. Право получить УТД имеют не все россияне. Для оформления нужны основания, они указаны на сайте консульства Литвы в Калининграде. Это поездка к членам семьи, наличие недвижимости в Калининграде, бизнес, работа, учеба или лечение. Причину поездки подтверждают документами.
В Финляндию из России можно поехать на работу, учебу, к членам семьи — гражданам Финляндии. Еще Финляндия разрешает путешественникам транзит из России в страны, которые не входят в Шенгенскую зону. Например, россияне с туристической шенгенской визой едут из Петербурга в Хельсинки на личном автомобиле, оставляют его на платной парковке и летят, например, в Турцию или Великобританию . Стоимость парковки зависит от количества дней. Например, один из туристов в телеграм-чате «Финляндия на выходные» рассказал, что парковка на 19 дней обошлась ему в 114 € (11 379 ₽).
Высокие цены на парковку не пугают российских туристов, так как билеты на автобус из Петербурга в Хельсинки и обратно тоже стоят недешево. Например, в августе Lux Express предлагает билеты за 4900—5400 ₽ на человека в одну сторону. Если путешествовать семьей из нескольких человек, будет выгоднее заплатить за парковку и бензин, чем купить каждому билет на автобус.
Норвегия разрешает поездки из России с туристическими целями. Страна не входит в ЕС, но подписала Шенгенское соглашение, — погранконтроля между Норвегией и другими странами Шенгена нет. Поэтому россияне часто пересекают границу России и Норвегии на автомобиле, а потом отправляются в Финляндию или другие европейские государства.
Другие страны. Иногда путешественники едут на личном автомобиле из России в ЕС через Грузию и Турцию. Такой маршрут возможен, так как другие страны Евросоюза, кроме указанных выше и Чехии, не вводили ограничений на внешних границах. Например, можно въехать на машине из Турции в Болгарию.
У каких компаний можно купить полисы для въезда в граничащие с Россией страны Европы
Для путешествия в Эстонию, Латвию, Литву, Финляндию, Польшу и Норвегию подойдет любой полис, который признают в этих странах. Мы обратились в компании, которые продают полисы, и в страховые бюро этих стран как клиенты. Все, кто ответил на наши письма, сказали, что продать страховку через интернет не могут. Поэтому водители оформляют полисы на границе — в зависимости от страны их продают представители таможни или страховые агенты иностранных компаний. Еще некоторые обращаются к посредникам — о них в другом разделе.
Расскажем, что удалось узнать у союзов страховщиков, компаний и автолюбителей. Речь пойдет о покупке страховки для автомобилей, зарегистрированных в России.
Российские карты не работают за границей
Карты «Виза», «Мастеркард», «Американ-экспресс» и JCB, выпущенные российскими банками, с 10 марта 2022 года не принимают в других странах из-за санкций. При покупке полиса на таможне чаще всего для оплаты принимают наличные или карту иностранного банка. Отзывов о том, что россиянам удалось оплатить страховку картой UnionPay, найти не удалось.
Покупка страховки на границе займет немного времени. Например, участники телеграм-чата «Финляндия на выходные» говорят, что на оформление полиса в финском пограничном пункте уходит пять минут.
Эстония. В Эстонском фонде дорожного страхования — LKF — нам рассказали, что полис можно приобрести на границе с Эстонией. Страховку продают не отдельные компании, а сам фонд. Полис на месяц для легкового автомобиля стоит 155 € (13 418 ₽), продление — 83 € (7205 ₽). Стоимость страхования для разных транспортных средств указана на сайте LKF. В каких странах будет действовать страховка, не уточнили.
В Латвии есть закон об обязательном страховании автомобилей . В нем четко прописано, что договор пограничного страхования можно заключить только лично.
В Латвийском бюро страховщиков транспортных средств — LTAB — на наши вопросы ответили коротко: проблем с приобретением страховых полисов в пунктах пересечения границы быть не должно. На сайте бюро говорится, что для передвижения по Латвии на автомобиле подойдет полис пограничного страхования любой страны Европейской экономической зоны. Например, в Латвию пустят с эстонской или польской страховкой.
По данным Белорусского бюро по транспортному страхованию, на границе с Латвией можно купить полисы компаний Balta, Gjensidige, Balcia, BTA, Compensa, ERGO, If.
В BTA рассказали, что страховку может приобрести третье лицо — не обязательно владелец машины. Поэтому, если у вас есть друзья или родственники в Латвии, они могут обратиться в центры обслуживания клиентов BTA и оформить полис на автомобиль, который зарегистрирован в России.
По данным BTA, стоимость страховки можно узнать только во время оформления полиса на месте, после проверки необходимой документации. Один из туристов в чате «Финляндия на выходные» рассказал, что купил страховку в латвийской компании Brokerhouse, которая, скорее всего, посредник. Ему прислали на почту полис BTA, он стоил 50 € (4991 ₽) на месяц. В BTA нам подтвердили, что страховка будет действовать во всех странах ЕС.
В Compensa стоимость полиса тоже назвать не смогли, но сообщили, что он будет действовать во всех странах ЕС. В компании ERGO заявили, что продают страховку в пунктах пропуска между Россией и Латвией.
В If ответили, что минимальный срок страхования у них — месяц. Для расчета цены нужно отсканировать или сфотографировать свидетельство о регистрации и документ, который удостоверяет личность владельца автомобиля. Прислать сканы или фото можно по почте. Территория действия полиса — страны Европейской экономической зоны. В Gjensidige цену рассчитывают после предъявления документов на автомобиль. В Balcia сказали, что не могут предоставить страховку для машины, которая зарегистрирована в России.
В Литве тоже есть закон о страховании автомобилей . Согласно ему владелец автомобиля заключает договор пограничного страхования лично или через своих представителей. В Управлении страховщиков транспортных средств Литвы сообщили, что полис можно оформить в любой компании — члене управления. На момент публикации статьи в списке семь страховщиков: BTA, Lietuvos, Compensa, Gjensidige, Balcia, ERGO, If.
Полис можно купить в том числе на границе России и Литвы. Но какие именно компании продают там страховки, в управлении не в курсе. Все страховки перечисленных выше компаний, независимо от того, где они были куплены, действуют в странах Европейской экономической зоны и Швейцарии.
Эти же семь компаний называет Белорусское бюро по транспортному страхованию. По данным бюро, все они продают полисы на границе. Срок действия — от 15 до 90 дней.
В компании If нам сообщили, что купить страховку можно только в одном офисе — в Вильнюсе. К оплате принимают банковские карты, наличные не подойдут. Полис действует во всех странах ЕС.
Стоимость страхования автомобиля в Литве
ERGO | 59 € (5889 ₽) на 15 дней |
If | 87 € (8684 ₽) на 30 дней 44 € (4392 ₽) на 15 дней |
Balcia | 41 € (4093 ₽) на 15 дней |
Стоимость страхования автомобиля в Литве
ERGO | 59 € (5889 ₽) на 15 дней |
If | 87 € (8684 ₽) на 30 дней 44 € (4392 ₽) на 15 дней |
Balcia | 41 € (4093 ₽) на 15 дней |
Одна из участниц группы «Граница сегодня» пишет, что была на границе Литвы 8 июня и купила там страховку на 15 дней за 42 € (4192 ₽). Стоимость на месяц — 72 € (7187 ₽). Другая участница группы 3 июня купила литовскую страховку на две недели за 33 € (3294 ₽). Названия компаний они не уточнили.
Финляндия. В Финском центре автостраховщиков — LVK — сообщили, что бюро Зеленой карты и страховые компании могут сами решать, как им продавать страховки. Полисы пограничного страхования на границе покупают на таможне Финляндии. Как и в случае с Эстонией, страховку продают не отдельные компании, а сам LVK.
Для легкового автомобиля полис на месяц стоит 180 € (17 968 ₽), а его продление на следующие месяцы — 90 € (8984 ₽) . Оплатить страховку можно наличными или действующей банковской картой. Принимают ли российские карты UnionPay, неизвестно. Полис действует во всех странах Европейской экономической зоны.
Один из участников телеграм-чата «Финляндия на выходные» 3 июня успешно въехал на автомобиле в Финляндию с латвийским полисом.
Польша. В Польском бюро автостраховщиков рассказали, что законодательство страны не запрещает продажу страховок через интернет. Но конкретно полисы пограничного страхования могут быть оформлены только на польской границе или на территории Польши. Например, их оформляют Warta, PZU и Balcia. Стоимость полисов и способы их оплаты назвать не смогли, так как каждая компания сама устанавливает цены и возможность оплатить страховку. Полисы действуют во всех странах Европейской экономической зоны.
По данным Белорусского бюро по транспортному страхованию, на границе с Польшей полисы продают всего четыре компании: PZU, Warta, Balcia и TUZ. Срок действия — от месяца до года. На неофициальном польском сайте Mubi указано, что пограничное страхование доступно еще в Allianz и Wiener. Цены не называют.
В Balcia и Wiener коротко сказали, что полисы продают на границе России и Польши или в офисах в Польше . Стоимость и способы оплаты не уточнили. В TUZ ответили, что не страхуют автомобили, которые зарегистрированы в России. Остальные компании проигнорировали письма. Найти отзывы россиян, которые покупали полисы у польских компаний, нам не удалось.
Норвегия. В Норвежском бюро автостраховщиков — TFF — заявили, что пограничные страховки продает таможенная служба, поэтому нет возможности купить полис через интернет. Страховки продают не отдельные компании, а само TFF.
Полис на месяц для легкового автомобиля обойдется в 900 NOK (7668 ₽). При продлении на каждый следующий месяц он будет стоить 540 NOK (4601 ₽). К оплате принимают наличные или банковские карты. Страховка действует в странах Европейской экономической зоны.
В Российском союзе автостраховщиков Т—Ж сообщили, что к субъектам страхового дела в Российской Федерации относятся и иностранные страховщики. Но чтобы работать в России, они должны соответствовать требованиям статьи 33.1 закона об организации страхового дела и получить лицензию Банка России. В иных случаях их деятельность в России незаконна.
«Продавать полисы иностранных компаний онлайн незаконно. Существует высокий риск того, что приобретенный полис окажется фальшивым. Страховых выплат по нему, соответственно, не будет», — заявили в РСА.
В организации также отметили, что, по информации от иностранных бюро, по национальному законодательству ряда стран купить приграничные полисы страхования через интернет нельзя — можно только на границе.
«К продаже полисов через интернет применяется закон страны страховщика»
Деятельность иностранных страховщиков, продающих полисы для страхования в их государствах, не подчиняется законодательству России. Но такая компания не может рекламировать себя и привлекать клиентов в РФ, пока не откроет здесь филиал и не получит лицензию. Об этом говорит и Российский союз автостраховщиков, РСА.
Но в России нет ограничений на продажу страховых полисов иностранных страховых компаний через интернет. Клиент покупает полис, действующий не в России, а в другой стране. Эти отношения не регулируются российским законом. К оформлению этих полисов и их купле-продаже применяется закон государства страховщика. То есть надо проверять законодательные ограничения в конкретной стране.
Человек из России может приобрести страховой полис, например, у польского страховщика на случай ДТП в Польше — законодательство РФ в этом случае он не нарушит.
Можно ли купить полис у посредника
В телеграм-чатах и на сайтах в интернете рекламируют покупку полисов у посредников. Рекомендуем относиться к таким объявлениям с осторожностью: нельзя гарантировать, что эти сервисы действительно продают реальные полисы автострахования. Отзывов путешественников, которые покупали полисы у посредников, очень мало. И есть риск попасть на мошенников.
Например, компанию-посредника часто упоминают в чате «Финляндия на выходные». Для оплаты полиса на ее сайте подойдет российская карта. Но автомобилисты жалуются, что цены сильно завышены — от 14 950 ₽. Один из участников чата рассказал, что купил там польский полис и успешно выехал с ним из Финляндии в Россию, — на обратном пути страховку тоже выборочно проверяют.
На сайте одной из петербургских компаний предлагают купить польский полис Warta, Balcia или Allianz. Стоимость — от 5934 ₽ за страховку для легкового автомобиля на месяц. Но отзывов о покупке найти не удалось.
Еще о посредниках, которые продают полисы россиянам, рассказывает «Фонтанка». По данным издания, несколько брокеров предлагают купить страховку компаний из Латвии и Польши Balcia и Warta через интернет с возможностью оплаты российской картой. Стоимость месячного полиса для легкового автомобиля — 80—90 € (7335—8252 ₽). О каких именно брокерах идет речь, не говорится. Но издание называет их серыми, то есть продажа страховки может быть нелегальной.
«Прежде чем купить полис у посредника, надо проверить компанию-страховщика»
Если в схеме продажи полиса появляется посредник — компания или ИП, — нужно внимательно изучить, какие документы предлагают оформить. Возможно, посредник работает по договору оказания услуг. Например, подбирает клиенту подходящую программу страхования, ведет переговоры с иностранным страховщиком, но сам договор страхования клиент заключает напрямую с иностранным страховщиком. Если это агентский договор, посредник может от лица иностранного страховщика заключить с клиентом договор страхования, но здесь важно, чтобы закон страны-страховщика это допускал.
Прежде чем купить полис у посредника, важно в первую очередь проверить страховщика, которого предлагает посредник: есть ли такая компания на самом деле, предлагает ли программу страхования, которую продает посредник, работает ли страховщик с этим посредником. Можно написать в страховую компанию письмо по электронной почте и проверить информацию посредника.
Безопаснее не связываться с непроверенными посредниками и оформить полис через сайт зарубежной страховой компании, если это возможно.
В каком виде нужно предъявить полис
Требования разнятся в зависимости от страны. В пограничной службе Латвии уточнили, что страховку можно показать на телефоне, ее не обязательно распечатывать. В Главном управлении пограничной службы Польши сказали, что нужен бумажный полис. Финские пограничники рекомендуют его распечатать. Погранслужбы других стран на письмо не ответили.
Одна из участниц эстонского чата рассказала, что звонила эстонским пограничникам, которые тоже подтвердили: электронный полис не подойдет.
Еще путешественники советуют говорить инспектору на границе, чтобы искал страховой полис по VIN автомобиля, а не по номеру. Так получится проверить полис страхования быстрее. VIN состоит из 17 цифр и букв. У каждого автомобиля уникальный VIN, как отпечаток пальца у человека.
Что делать водителям машин, зарегистрированных в ЕС и Норвегии
Водителю, автомобиль которого зарегистрирован в странах Евросоюза, Исландии, Норвегии, Лихтенштейне, Швейцарии и Великобритании, при въезде в Россию придется оформить полис ОСАГО.
Речь идет не только об иностранцах — это могут быть и граждане РФ, которые используют автомобили, купленные за рубежом. Договор будут заключать по условиям, которые прописаны в законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС». То есть для них будет действовать лимит возмещения 400 000 ₽, а также натуральное возмещение — когда машину ремонтируют и не выплачивают ущерб.
Ущерб будут возмещать в рублях: в законе не предусмотрен иной порядок. Также страхователю, который хочет получить возмещение, придется открыть счет в российском банке.
На сайте Финского центра автостраховщиков говорится, что полисы ОСАГО круглосуточно продают на границе при въезде в Россию. На КПП «Торфяновка», «Брусничное» и «Светогорск» страховые полисы можно приобрести у компании «21 век», а на КПП «Люття» — у «Ренессанса». Польское бюро автостраховщиков тоже сообщает о необходимости покупать полис на границе при въезде в Россию.
Что в итоге
- С 1 июня российские туристы не могут поехать в страны Евросоюза, Исландию, Норвегию, Лихтенштейн, Швейцарию и Великобританию с Зеленой картой, которую они приобрели в России. Даже если в полисе указано, что он действует, он не подойдет для въезда в эти страны.
- Водителям, машина которых зарегистрирована в России, нужен отдельный полис для поездки в перечисленные страны.
- Самый простой способ приобрести полис — купить его на границе при въезде в ЕС или Норвегию за наличные. По словам туристов, это не занимает много времени. Например, финны оформляют его за пять минут.
- Полис для въезда в граничащие с Россией страны Европы нельзя купить на сайте иностранных страховщиков. Но их продают посредники, они принимают оплату российскими картами. У этого варианта есть два больших минуса: полис наверняка будет стоить дороже и есть риск нарваться на мошенников.
- Водителям, чьи автомобили зарегистрированы в ЕС, Исландии, Норвегии, Лихтенштейне, Швейцарии и Великобритании, для поездки в Россию понадобится купить полис ОСАГО. Его продают на КПП при пересечении границы.
- С 30 июня приостановили членство РСА в системе «Зеленые карты». Купить полис сейчас невозможно. А те, кто успел приобрести Зеленую карту до 30 июня, могут воспользоваться ею в Беларуси на неопределенный срок, а также Турции и Азербайджане до 30 июня 2024 года, так как эти государства заключили с Россией двусторонние соглашения.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil