Карьеры
6K

Я работал продавцом в музыкальном магазине, а стал директором по цифровому маркетингу

История читателя

12
Аватар автора

Наталия Шашина

задала вопросы

Страница автора

В рубрике «Карьеры» читатели Тинькофф Журнала рассказывают, какие события и решения повлияли на их профессиональный путь.

Герой этого выпуска работал продавцом в музыкальном магазине, потом продвигал сайты, переехал в Москву с мечтой устроиться в крупную компанию, вырос до позиции директора по диджитал-маркетингу, выгорел, но сумел с этим справиться.

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Профессиональный путь

Аватар автора

Герман Холмов

разрабатывает стратегии и реализует их

Страница автора

Заработал первые деньги. Мне было лет 14—15. Нужно было спилить старые деревья в моем районе, убрать мусор и вскопать землю, чтобы ЖЭК мог посадить кусты. Заплатили 120 ₽, на все деньги я купил кассеты с музыкой.

Учился на маркетолога. В 1999 году поступил в Радиотехнический университет Таганрога. Про маркетинг я тогда ничего не знал, но, поскольку я гуманитарий, а вуз был технический, это была чуть ли не единственная специальность, описание которой мне было понятно. Проходного балла по математике не хватило, чтобы поступить на бюджет, и я пошел на платное. Год стоил 8500 ₽. За обучение платили родители.

Первые два курса дико прогуливал. В результате проректор вызвал нас с отцом и сообщил, что меня не переведут на третий курс, если не сдам долги по высшей математике и экономике. Условились, что за сентябрь я должен все закрыть и только тогда меня добавят в список студентов.

Отношения с отцом резко испортились, остаток лета прошел невесело. Но мне удалось сдать все долги. Учиться оказалось приятно, писать конспекты — не так уж и сложно. На третьем курсе благодаря хорошим оценкам за семестр я получил скидку 50% на обучение.

💎 Университетские знания не помогли мне в работе. Вместо теории я бы предпочел практический подход. «В бою» можно узнать больше, чем за партой. Думаю, современное образование на голову выше того, что давали нам в начале нулевых.

Продавал диски в музыкальном магазине. В 2004 году, когда до защиты диплома оставалось полгода, решил не терять время зря и найти работу. В моем родном Таганроге с этим было туго. Однажды я зашел в самый крупный музыкальный магазин города, мы были знакомы с его управляющим, и он предложил мне устроиться продавцом-консультантом.

Мне очень нравилась музыка и общение с покупателями, в магазине всегда был позитивный вайб. Работал в отделе дисков и кассет. В то время на пике популярности был формат MP3. Лучше всего продавались сборники на 100 песен, названия которых едва вмещались на обложку. Чем больше песен было на диске, тем круче.

Платили 12 тысяч рублей в месяц, работал по графику 2/2, по 12 часов. Параллельно я увлекался поиском в интернете: находил новую музыку, следил за чартами, часами сидел на форумах.

12 000 ₽
была заплата продавца в музыкальном магазине

Повысили до управляющего сменой. Как-то к нам приехал менеджмент из Ростова. Они проверяли, как работает магазин, как расставлен товар на полках и какая музыка играет в зале. Один из менеджеров решил устроить опрос на знание жанров, треков и групп. Помню его удивление, когда я назвал имя вокалиста The Verve Ричарда Эшкрофта. Менеджер улыбнулся, пожал мне руку и сказал, что я молодец. Возможно, это помогло повышению.

Мой оклад вырос до 18 тысяч рублей, но и обязанностей стало больше. Нужно было открывать магазин, ставить помещение на сигнализацию и снимать с нее, принимать посылки с новым товаром и вести его инвентаризацию. А еще знать, сколько денег заработал магазин за день, и сообщать об этом управляющему сети в Таганроге.

18 000 ₽
получал как управляющий сменой

Продвигал сайты. В музыкальном магазине я познакомился с ребятами, которые предложили поработать с ними. Компания занималась привлечением трафика из поисковиков и его монетизацией. Опыта у меня не было, но было интересно, как устроены сайты и сеть. Это было весной 2005 года, я уже окончил вуз. Зарплату предложили выше, чем в магазине, — 22 тысячи рублей. Примерно через год-полтора она выросла до 28 тысяч.

28 000 ₽
максимум зарабатывал, продвигая сайты

Мы занимались продвижением сайтов со «взрослым» контентом. В то время еще не было понятия безопасного поиска, и они были легко доступны. Система работала так: выбирали нишу, в которой есть трафик, и с помощью сервиса типа «Вордстата» анализировали количество запросов в поисковике. Чем запросов больше, а конкуренции от крупных брендов меньше, тем проще вывести сайт в топ поисковика.

Потом делали сайт, поднимали его в поиске, начинал идти трафик. Продавали его на платные платформы, которые сводили рекламодателей и дистрибьюторов трафика. За клик платили до нескольких десятков долларов.

Учился SEO, освоил азы HTML и СSS. Самостоятельно изучал, как продвигать сайты, спрашивал у коллег. Курсов по SEO в то время не было. Были некоторые статьи по теме и знаменитый форум для «оптимизаторов» типа меня, где гуру делились своими находками.

Также знания по SEO во многом давал Гугл и его выдача. Анализируя проекты конкурентов в поиске, можно было понять, под какие ключевые слова оптимизированы страницы, сколько ссылок ведет на них. В то время хорошо работал алгоритм Pagerank — авторитетность домена. Этот показатель учитывал количество и степень важности ссылок — и внутри сайта, и тех, что вели к нам с чужих ресурсов. Имея возможность проставления или покупки хороших ссылок и зная принципы оптимизации, можно было творить чудеса.

Основы HTML и CSS мне показали друзья, дальше экспериментировал. Тогда еще не было понятия кросс-браузерной верстки и оптимизации под мобильные устройства, нюансов работы с CSS было в разы меньше. Поэтому с базовыми знаниями можно было создать приличный по тем временам проект.

Начал работать на себя. Я понял, что можно продавать трафик и из других ниш, таких как одежда, аксессуары, страхование, мебель и автозапчасти. Плюс не придется конкурировать с ребятами, которые меня в это привели. Работать на себя я начал в ноябре 2005 года. Это приносило дополнительный доход около 30 тысяч рублей в месяц, иногда доходило и до 40 тысяч.

30 000 ₽
в среднем зарабатывал на продаже трафика, работая на себя

💎 Когда мне было 25 лет, умер отец. Это было для меня сильным потрясением, выбросом в реальную взрослую жизнь, заставило трезво взглянуть на себя и свое место в мире. Я задумался о том, как прокормить семью.

Переехал в Москву. В 2008 году моя сестра, которая уже жила в столице, пригласила отметить с ней Новый год. Город меня поразил галактической разницей в уровне жизни по сравнению с регионами. Везде светло, нескончаемый поток машин и энергии огромного города. Люди иначе одеты, не только работают и смотрят сериалы по ТНТ, но и занимаются собой, спортом, саморазвитием. Решение переехать пришло само.

Вместе с сестрой мы снимали квартиру на проспекте Вернадского, это была однушка в типовом панельном доме. Я спал на надувном матрасе на полу, а сестра — на кровати под пледами из «Икеи», которые электризовались так, что сыпались искры. Аренда стоила 28 000 ₽ в месяц. Платили пополам, сестра уже работала в крупной европейской компании.

Первые восемь месяцев я никуда не мог устроиться, в 2009 году был разгар кризиса. Продолжал работать на себя, занимаясь раскруткой сайтов и продажей трафика, но это приносило небольшие деньги, и интерес пропал. В какой-то месяц мог заработать 30 тысяч рублей, а в какой-то — 8 тысяч. На оплату квартиры и проезда хватало, а вот на еду — не всегда.

Стал менеджером веб-отдела в московском вузе. О вакансии рассказали работавшие там друзья, предложили отправить резюме через «Суперджоб». На собеседовании меня спрашивали про опыт, но, кажется, мои ответы никто не смог оценить.

Я стал работать над сайтом финансово-юридического вуза вместе с веб-дизайнером и разработчиком. Занимался контентом, осваивал «Битрикс», иногда правил html-код и выступал в роли проджект-менеджера, когда поступали задачи на разработку. Еще мы развивали систему удаленного тестирования. Я собирал требования от заказчиков, изучал то, что предлагал подрядчик, находил пробелы в функциональности, договаривался о доработках и внедрении.

Зарплата была 28 000 ₽, позже повысили до 32 000 ₽. Но потом начались частые задержки зарплаты, и в апреле 2010 года я уволился.

32 000 ₽
максимально платили в столичном вузе

Устроился диджитал-маркетологом в компанию, продающую кухонное оборудование. Вакансию нашел на «Суперджобе», график был стандартный — 5/2, а оклад — 40 тысяч рублей. Вначале нужно было заниматься развитием сайта по продаже кухонных вытяжек: добавлять кнопки, разделы, новые продукты, вместе с SEO-агентством работать над продвижением и проводить рекламные кампании.

Потом обязанностей стало больше. Я занимался бумажными делами, тестировал сайты и запускал в продакшен. В итоге запустил три сайта разных брендов оборудования для кухни и интернет-магазин, который до сих пор работает.

40 000 ₽
был оклад диджитал-маркетолога

💎 Делать прототипы учился сам с нуля. Задолго до появления «Миро» и «Фигмы» рисовал фреймы будущих сайтов в «Ворде» при помощи квадратов, прямоугольников и стрелочек. Дальше показывал «прототип» заказчику, утверждал, создавал подобие ТЗ и отправлял в агентство.

Примерно через год мой оклад вырос до 60 тысяч рублей. Я сам попросил о повышении, и на эту тему была всего пара встреч.

60 000 ₽
стал получать через год работы в компании

Попал в телеком и разочаровался. В декабре 2011 года я устроился диджитал-маркетологом в крупную компанию, которая вскоре стала частью оператора «большой тройки». Откликнулся на вакансию на «Хедхантере», прошел два собеседования и вышел на работу с окладом 60 тысяч рублей.

Занимался сайтом компании: отвечал за разработку новых разделов, редизайн старых, корректность контента, участвовал в создании креативов. Еще добился, чтобы форма заявки на подключение домашнего интернета стала удобнее для пользователя и в ней было меньше полей.

60 000 ₽
был оклад диджитал-маркетолога в телекоме

Но уже после первого месяца я понял, что зря сюда перешел. В компании, где средний возраст сотрудников 50+, было не до диджитал-маркетинга. Многие были советской закалки. Маркетинг ограничивался ивентами и бумажными буклетами, которые кидали в почтовые ящики. Компания напоминала старого динозавра, который чудом выжил после метеоритного дождя.

Из плюсов вспоминаю только работу с одним подрядчиком — студией Артемия Лебедева. Команда состояла из молодых профессионалов. Было приятно наблюдать, как ставятся задачи, как пересобираются мои ТЗ, по каким стандартам они работают. Впечатлил их офис: не линолеум и желтые стены, а опенспейс, где стояли маки и была креативная атмосфера.

Ушел, проработав восемь месяцев.

Устроился в международную компанию диджитал-менеджером. Еще работая в телекоме, я полгода мониторил «Хедхантер» в поисках подходящего места. Требования были такими: международная компания, представительство в России, хорошие отзывы о работодателе и четкое понимание, зачем им диджитал-направление. Почти всем критериям соответствовал французский производитель электрооборудования, куда я устроился летом 2012 года. Собеседование состояло из трех этапов: эйчар-скрининга, двух встреч с будущим руководителем и тестового задания.

На старте зарплата была 72 тысячи рублей. Официально была пятидневка, но в реальности график был свободным, с гибким началом трудового дня. Офис находился в районе Марьиной рощи, а я жил в Сокольниках, и добираться на машине было очень удобно.

72 000 ₽
была зарплата диджитал-менеджера в международной компании

Вначале я занимался развитием портала для партнеров — дистрибьюторов нашей продукции. На нем можно было пройти тестирование на знание нашего оборудования: чем больше сотрудников компании-партнера проходило его с хорошим баллом, тем больше была скидка, которую мы давали дистрибьютору. Мне нужно было улучшить интерфейс и сделать систему тестирования удобнее, исправить баги и логические неточности.

Запустил более 20 проектов. Например, мобильное приложение, в котором можно было скачать каталоги нашей продукции. До этого каталоги были бумажными, и их развозили по офисам партнеров.

Еще занимался разработкой нескольких сайтов-каталогов, развитием сайта клуба электриков, рекламными кампаниями.

Запомнился проект по повышению знания о нашем бренде в России. Нужно было обойти конкурентов в показателе top of mind и стать первой ассоциацией в сознании потребителя, то есть чтобы на просьбу назвать бренд электротехнического оборудования респондент сразу вспоминал нас. Мы запускали спецпроекты, медийную рекламу в Гугле и Яндексе, проекты с Mail.ru и Lookatme.

На Mail.ru мы делали проект, где можно было задать вопрос электрику. Например, вы делаете ремонт и не знаете, какое оборудование выбрать. Наш электрик подсказывал. Вскоре мы поняли, что текстовых сообщений не хватает, нужно добавить возможность загрузки фото — например, чтобы показать схему подключения. Мы просили команду разработки Mail.ru внедрить такую функциональность. Было несколько сотен уникальных запросов. Правда, все это добавило головной боли электрику, который забросил основную работу.

💎 У меня стало много общения на английском. Мне повезло учиться в школе с углубленным изучением языка, но вначале все равно был language gap, и только через несколько месяцев неуверенность прошла. Прокачивал английский на встречах с экспатами и коллегами из разных стран.

Получил повышение. В компании была система поощрения за достижение целей, которые утверждали с руководством, и в конце года руководитель оценивал результаты. За выполнение KPI можно было получить хорошую надбавку к зарплате и годовой бонус. Также раз в год зарплата индексировалась. Так за три года мой доход вырос до 120 000 ₽.

120 000 ₽
максимально зарабатывал как джиджитал-менеджер

Стал диджитал-лидером стран Скандинавии и Балтии. В 2015 году мне предложили релокацию в Данию, в Копенгаген, где работала команда, занимавшаяся зоной Скандинавии и Балтии. На то, чтобы понять, чего от меня хотят в новом регионе, ушло несколько месяцев. Как оказалось, нужно было сделать так, чтобы в головном офисе компании заинтересовались странами Скандинавии и Балтии и запустили там новые цифровые разработки, поэтому на встречах с глобальной диджитал-командой я рассказывал о наших потребностях.

Также отвечал за внедрение в регионе нескольких систем: партнерского портала с информацией о наших продуктах и возможностью их заказать, онлайн-чата техподдержки, который снял бы нагрузку с контактного центра. Чат нужно было интегрировать в CRM-систему, которую мы использовали для работы с клиентами, и договориться, чтобы для него выделили нескольких сотрудников. Еще нужно было сделать так, чтобы партнеры отправляли запросы на покупку нашей продукции в цифровом виде. До этого заказы делали через службу поддержки, и на это тратилось много времени.

💎 У каждого проекта была своя команда. Если я лидировал проект, то коллектив работал под моим началом, но напрямую мне никто не подчинялся. Я ставил задачи коллегам, вместе с ними трекал прогресс проектов, анализировал результаты.

Привыкал к особенностям скандинавского work-life balance. Русских в команде не было. Я подружился с датчанкой, сербом и болгарином, которые уже давно жили в Европе, но хорошо понимали, как сложно интегрироваться. Скандинавы в плане личных связей — крайне закрытые люди. Они могут пойти с тобой в бар, но наутро даже не пожмут тебе руку. А вот рабочее общение шло без проблем: почти сразу меня позвали на обед, старались познакомиться.

Подавляющее большинство коллег работало с восьми утра и до четырех часов дня. Если ты перерабатываешь, к тебе начинают относиться с подозрением, ты выпадаешь из системы. Вечером многим нужно было забирать детей из школы, но основная причина такого графика — развитый work-life balance.

💎 Скандинавы могут не отвечать на сообщения по электронной почте. Хорошим тоном считается отправить еще одно письмо с вопросом, почему вам не отвечают, добавив, что адресат, похоже, сильно занят или ему неясен запрос. После этого переписка оживает.

Процессы и регламенты стоят на первом месте. Отходы от нормы не приветствуются. Любое решение проходит до пяти-шести согласований, иногда с одними и теми же людьми. Важно оценить все риски, услышать каждого вовлеченного сотрудника, наметить дорожную карту и провести несколько кругов обсуждения.

Август — месяц, когда в офисе никого нет. Все уходят в отпуск минимум на три недели. Если не берешь отпуск в августе, ты странный.

Адаптировался и сократил расходы. Сразу после переезда в дождливую и ветреную Данию, где не было и близко инфраструктуры Москвы, я задавался вопросом, а все ли правильно сделал. Поначалу мне было откровенно скучно в небольшом городе. Здесь я получал 33 000 крон на руки, что было эквивалентно 4000 €. Это было намного больше, чем на прошлой должности. Но и цены в Дании были гораздо выше, чем в Москве.

4 000 €
получал как диджитал-лидер стран Скандинавии и Балтии

Например, квартиру в Сокольниках я снимал за 40 000 ₽, а студия в Копенгагене при пересчете на рубли стоила почти 120 000 ₽, проездной на все виды транспорта — 7000 ₽, мобильная связь — 3000 ₽ в месяц. Рестораны в среднем были на 30—50% дороже, чем в Москве. Купить машину было нереально, так как 180%-й налог при регистрации нового авто делал стоимость датского Форда Фиесты сравнимой со стоимостью хорошо укомплектованной Ауди А4 в Москве.

Поначалу в Копенгагене на основные расходы уходило до 80% дохода. Но когда прекратил ходить по ресторанам и сократил траты на продукты, стал укладываться уже в 50% дохода. Понял, что из Европы могу летать куда угодно за достойный прайс. Открыл для себя скандинавские бренды одежды, спортзал и возможность ходить в бассейн за вменяемые 500 ₽ в пересчете с крон.

💎 Период неопределенности и неприятия длился около шести месяцев. Постепенно я начал вливаться в жизнь города, понял, что тут есть все то же, что и в любой столице, только не в таком избытке, как в Москве. Грустно ли было уезжать? Да, миллион раз да!

Вернулся из Копенгагена в Москву. Два года пролетели быстро, в марте 2017 года контракт подошел к концу. Когда мне объявили, что продлить его не смогут из-за сокращения расходов, я понял, что Дания мне близка и хочется здесь остаться. Я начал активно искать работу, но безуспешно. Через три месяца уехал.

В российском офисе компании мне предложили позицию лидера продуктового софта. Но зная, каким был этот софт по качеству и полезности для наших партнеров, я не хотел этим заниматься.

Решил, что пора вернуться к цифровому маркетингу. Работа диджитал-лидером дала опыт управления проектами на международном уровне. Но маркетинга там не было. А мне хотелось запускать проекты, лить на них трафик, смотреть на показатели эффективности, делать выводы, вносить корректировки — и так много раз, пока не добьешься желаемого результата.

Стал директором по цифровому маркетингу. После возвращения в Москву я обновил резюме на «Хедхантере» и получил несколько запросов. Среди них была позиция директора по диджитал-маркетингу в одной из крупных компаний в области кибербезопасности. Я стал заниматься стратегией продвижения, рекламными кампаниями в России и на зарубежных рынках. Нагрузка увеличилась в разы.

У меня появилась выделенная команда с разработчиками. Сначала в ней было восемь человек: веб-дизайнеры, диджитал-маркетолог, фронтенд- и бэкенд-разработчики. Позже она увеличилась вдвое.

Когда я только пришел, коллеги решили, что я начну все ломать и строить по новой. Сначала я действительно пытался перестроить с ходу существующие процессы, встречал сопротивление коллег и нежелание подстраиваться. Был недостаточно открыт, пытался смягчить реальность в глазах команды. Правда всплывала — выглядел нелепо. Пытался всем угодить — выходило боком. Из-за этого у моих сотрудников возникали дополнительные задачи и параллельные запуски в сжатые сроки. Не фиксировал обещания. Все мы люди и можем забыть даже то, что говорили вчера.

Примерно полгода мы с командой притирались друг к другу. Я научился открыто говорить и об успехах, и о проблемах. Понял, что нужно выступать фильтром между ними и топ-менеджментом, чтобы лишний раз не отвлекать ребят от работы, и уметь говорить «нет», когда от заказчика прилетают бессмысленные задачи. Еще осознал, что невозможно нравиться всем, но важно работать так, чтобы потом не было стыдно.

💎 Также мы ходили вместе в бар, я собирал всех в Москве. Что-то из активностей инициировал сам, что-то подсказывали коллеги.

Увеличил зарплату. В 2017 году, когда я только пришел в компанию, моя зарплата была 300 000 ₽. За шесть лет работы оклад вырос до 500 000 ₽. Он повышался благодаря запущенным проектам и росту моей зоны ответственности.

500 000 ₽
максимально зарабатывал на должности директора по диджитал-маркетингу

Я старался сам разобраться со всеми процессами и технологиями — например, как устроена веб-разработка, которая сильно шагнула вперед с тех времен, когда я занимался сайтами. В мои обязанности стало входить продвижение на зарубежных рынках. Нужно было запустить компанию на рынки Европы, Латинской Америки и Ближнего Востока.

Моя команда должна была разработать брендинг, SEO-стратегию, за шесть недель создать новый сайт, интегрировать его с CRM-системой, настроить запуск рекламных кампаний в «Фейсбуке», «Линкедине» и «Гугле». Cайт запустили вовремя, через три месяца он поднялся в топ-5 по бизнес-запросам, и пошли первые лиды.

Вместе с коллегами мы проводили крупные международные мероприятия для специалистов по кибербезопасности и продвигали онлайн-ивенты. Выстроили организационные процессы: общение в «Слаке», принципы ведения документации, регламенты работы, двухнедельные спринты, в которые команда разработки трудилась над задачами.

Получил пакет акций. В конце 2021 года, когда наша компания вышла на биржу, основатель решил раздать всем сотрудникам по пакету акций. При расчете доли учитывался вклад каждого в развитие бизнеса.

Выгорел и уволился. Я взял два проекта, которые дались очень тяжело, так как запускались в короткий срок. С трудом засыпал, ночью просыпался и до утра думал о текущих задачах. Фокусировался только на работе и постоянно отвечал на сообщения в «Телеграме», почту и звонки.

💎 Размылись границы между личной жизнью и работой, стерлись рамки рабочего дня: если ты всегда онлайн, тебе можно написать или позвонить в любой момент.

Возникла апатия ко всему, что не было связано с работой, а самое страшное — что я не считал это чем-то важным. Голова была занята более актуальными вопросами — рабочими.

С начала 2022 года внутри меня зрело ощущение, что пора менять образ жизни. Я уволился. Это помогло вернуться к себе и сосредоточиться на здоровье и отношениях.

Справился с выгоранием. Если бы я мог отмотать время назад, постарался бы слушать и слышать себя. На выход из выгорания понадобилось пять месяцев. В качестве места, где я мог привести в порядок свои мысли, выбрал турецкий Каш. Там тратил на квартиру и еду около 70—80 тысяч рублей в месяц в пересчете с лир. Были походы в бары и рестораны, но они не сильно увеличивали сумму.

💎 Можно шутить про «ощущение себя в моменте» и замедление. Но я осознал важность этих избитых фраз. Хорошо помню, как впервые за долгие годы расслышал пение птиц и шум прибоя.

Тем, кто чувствует похожее, советую ограничить рабочее время и минимизировать количество встреч, переключать контекст, добавить спорт, поездки, чтение книг. А еще важно баловать своего внутреннего ребенка: купить велосипед, мотоцикл, записаться на самбо, поехать на трекинг в Непал, посадить дерево.

Стал директором по цифровому маркетингу в международной компании. Мое резюме нашли на «Хедхантере», процесс трудоустройства занял несколько месяцев, и в середине февраля 2023 года я вышел на новую работу. Компания занимается производством средств гигиены и бытовой химии. Я отвечаю за то, как она будет выглядеть на рынках России, Европы, Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, за диджитал-стратегию, разработку сайтов и проектов e-commerce. Сейчас в моей работе еще больше маркетинга, работы с CRM и лидогенерацией.

Про оклад могу только сказать, что он стал немного больше, чем на предыдущем месте. Работаю по московскому времени, но из Европы. Ежемесячно получается откладывать 15—20%.

Продолжаю учиться. За последние пять лет прошел ряд полезных курсов:

  • Mastering Growth от Velocity Growth о том, как искать точки роста в продукте, помог освежить в памяти, как строятся финансовые модели и как добиться роста бизнеса;
  • «Продакт-маркетинг» от «Скиллбокса» — как работают продакты, как развивать продукты и запускать новые;
  • «Сеньор-продакт и CPO» от ProductStar — как сеньор-продакты выстраивают процессы в команде, проверяют гипотезы и работают с бюджетами и планированием;
  • три курса по GDPR от Data Privacy Office, которые помогли узнать, что относится к персональным данным, как их правильно собирать и хранить, как внедрять процесс их обработки;
  • Design Thinking & Design Strategy от «Курсеры» про методологию дизайн-мышления — как эмпатично относиться к проблемам людей, быть открытым к любым идеям, выявлять паттерны, прототипировать и тестировать решение.

Слежу за смежными отраслями, чтобы расширить кругозор: игровой и креативной индустрией, AI — искусственным интеллектом, физикой и дизайном. По диджитал-маркетингу могу посоветовать книги This is marketing и «Психология влияния».

Стратегия на будущее

Пару месяцев назад получил британскую Global Talent Visa. Сейчас занимаюсь организацией переезда семьи в Великобританию. Мы выбрали Соединенное Королевство из-за большого русского комьюнити, прекрасного Лондона, английского языка и близости к Европе.

В будущем хочется создать собственный продукт. Пока не знаю, что это будет. Мне очень нравится направление электромобилей и всего, что с ними связано, а также AI.



Теги: работа
Редакция
Возьмете что-то на вооружение для своего карьерного пути?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество