Карьера: уехать в Москву, работать в баре, вернуться в регион и стать директором магазина
В рубрике «Карьеры» читатели Т—Ж рассказывают, какие события и решения повлияли на их профессиональный путь.
Героиня этого выпуска начала работать в продажах еще в школе. Хотела поступить в московский вуз, но вместо этого стала официанткой, а потом администратором ресторана. В поисках более стабильного дохода несколько раз переезжала из Москвы в регион и обратно, но после рождения ребенка устроилась в сеть крупного ретейлера одежды, где от продавца-консультанта на полставки доросла до директора магазина.
Профессиональный путь
Работала с мамой на рынке. Мы жили в небольшом провинциальном городке, это были 90-е — все торговали на рынке, чтобы выжить. Моя мама работала продавцом, и с первых классов школы в выходные и на каникулах я помогала ей раскладывать товар и общаться с покупателями, мне это очень нравилось.
Устроилась в видеопрокат. В 15 лет на летних каникулах я уже подрабатывала в видеопрокате в ТЦ. Совершенно не помню, сколько я там зарабатывала, но точно очень мало, хватало только на какие-то незначительные вещи. Платили за выход и процент с продаж, но фильмы брали неохотно. Работа заключалась в основном в бесконечном сидении в своем отделе и редком общении с клиентами, которые приходили забрать или вернуть диск или кассету. Я быстро познакомилась с продавцами в соседних павильонах, чтобы было не так скучно.
Поехала в Москву учиться. В 16 лет я окончила 11 классов школы, и самым сильным моим желанием было уехать из ненавистного маленького города, где прошло мое детство. С одним чемоданом и подругой я поехала поступать в московские вузы. Школу окончила без троек — это было несложно, но к поступлению особо не готовилась, и знаний в голове было мало. Сдавала вступительные экзамены в несколько вузов, но никуда не прошла.
💎 Чтобы не возвращаться в свой родной город, я обманула маму, что поступила, но мне не дают общежитие и нужны деньги на съем.
Как сейчас помню: мама высылала мне 3000 ₽ в месяц и мы снимали с подругой комнату на метро «Первомайская» за 6000 ₽ у одной бабули. Прожили мы так примерно полгода.
Устроилась в рекламное агентство. Зарплата была 9000 ₽ — для провинциалки сумасшедшие деньги. Я искала промоутеров на акции, контролировала их, делала фотоотчеты с мероприятий. Проработала несколько месяцев, но начальство было ужасное, зарплату постоянно не платили или задерживали и мне, и промоутерам. В итоге никто не соглашался у нас работать, что было ожидаемо, акции срывались.
- 9000 ₽
Осенью в Москву приехала мама: у нее тоже не ладилось с работой, и она решила перебраться ко мне — терять ей было нечего. Пришлось признаться, что я не поступила в вуз. Отношения с подругой к тому моменту испортились, и мы с мамой сняли комнату в Митино.
💎 Хорошо помню тот Новый год: денег не было совсем. И я тогда сказала маме, что это последний Новый год, когда у нас нет праздничного стола и денег на подарки. Мне было 17 лет.
Пошла в официантки. В январе я неофициально устроилась в бар-ресторан в центре Москвы. Появились деньги, но график был очень жесткий: приходилось выходить на 15—17 часов, поскольку бар работал еще и как ночной клуб. Платили 1000 ₽ за смену с 11:00 до 2—4 утра. К этому добавлялись чаевые: 500—700 ₽ в будни, 1500—2000 ₽ в выходные.
- 1000 ₽
Там я познакомилась со своим будущем мужем, он работал барменом.
Стала администратором. Через полгода за отличную работу меня повысили до администратора, с графиком один через два и с окладом 25 000—28 000 ₽ в месяц плюс такой же «чай», как и у официантов. Когда мне исполнилось 18, меня оформили по ТК РФ. Официальная зарплата была около 9000 ₽, все остальное — в конверте. В мои обязанности входило набирать и обучать сотрудников, разруливать проблемы с клиентами.
- 25 000 ₽
💎 В какой-то момент я все-таки решила получить высшее образование — «для корочки». Выбрала РГСУ, самую легкую специальность — социальный работник. Поступила без труда и на бюджет, но учиться было неинтересно, через некоторое время универ я бросила.
Параллельно мы с будущим мужем стали жить вместе, а потом сыграли свадьбу в его родном городе.
Переехала в регион. Я понимала, что нам нужно свое жилье. В Москве цены и тогда были космические, а официальный оклад у нас был мизерный. Деньги приходили к нам в виде черной зарплаты и чаевых, ипотеку мы взять не могли. Так как в 18 лет я была очень импульсивной и решительной, я предложила мужу переехать в город его детства, чтобы сэкономить на съеме жилья, ведь там у него была квартира.
- 11 000 ₽
Мы уволились из московского ресторана, начали искать работу в регионе — и просто уперлись в стену. В 2008 году ресторанный бизнес в родном городе мужа был развит очень слабо, зарплаты были на порядок ниже, чем в столице. В итоге устроились в сеть ресторанов «Иль-патио» и «Планета суши» барменами, получали по 11 000 ₽ в месяц каждый. Мы поняли, что совершили ошибку и нужно возвращаться в Москву. Плюс была осень, и город просто душил своей серостью и разрухой.
Вернулась в Москву и на прошлую работу. Мы заняли около 100 000 ₽ и уехали обратно в Москву. Мужа сразу взяли в тот же бар, где мы с ним работали до отъезда, для меня места не было. Какое-то время я подрабатывала в другом, менее прибыльном ресторане того же хозяина, рассчитанном только на бизнес-ланч. Через пару месяцев освободилось место, и я тоже вернулась на старую работу. Летом 2010 года я забеременела.
💎 Встал вопрос: как совмещать вынашивание ребенка с ночной работой в баре? Все решилось само собой: я в пух и прах поругалась с директором ресторана и уволилась одним днем, а за мной следом ушел мой муж. Опять же, моя импульсивность…
Сходила в декрет. Около месяца мы безуспешно пытались найти работу. Я была беременна, и у нас не было денег. Депрессия и отчаяние. Мы получили остатки зарплаты и отпускные из ресторана и опять вернулись в провинцию. Друг устроил мужа на завод, а я решила не работать и всю беременность просидела дома.
Сначала мы жили с родителями мужа на зарплату мужа — 30 000 ₽, плюс моя мама что-то иногда подкидывала. Параллельно делали ремонт в нашей маленькой квартирке площадью 21 м2 в плохом доме и плохом районе. У меня дохода не было никакого, зато была кредитная машина, которую я купила еще до беременности. Ближе к родам я ее продала.
Доделали ремонт и переехали в свою квартиру. Через полгода после рождения ребенка мы взяли в ипотеку однушку в области, в 10—15 минутах на машине от города. Ипотека на 20 лет, платеж — 6000 ₽ в месяц. Родители мужа продали гараж и дали нам денег на машину, мы купили Hyundai Getz. Сделали косметический ремонт в новой квартире и переехали туда.
Устроилась продавцом-консультантом на полставки. В 22 года, после декрета, я решила, что денег не хватает и пора искать работу хотя бы на неполный день. Сыну было чуть больше года — еще на грудном вскармливании. В ресторан меня не тянуло: пьяные клиенты, огромная зависимость от кухни: если косячит повар, то весь негатив берут на себя официант и администратор. Если это не сетевой ресторан, то постоянно сталкиваешься с внезапными «гениальными» идеями руководства: в большой компании с кучей правил работать проще, чем с директором-самодуром.
Я узнала, что в торговом центре возле дома открывается сетевой магазин известного ретейлера одежды, и не задумываясь отправила туда свое резюме. Меня пригласили на групповое собеседование, где была я и еще три человека. Мы выполняли задания в игровой форме, а рекрутеры оценивали наше взаимодействие друг с другом, умение работать в команде. Мой предыдущий опыт их не интересовал, только в конце попросили рассказать о себе как о человеке, о своих хобби и так далее. Сейчас в компании продолжают набирать сотрудников по той же системе, только вместо групповых собеседований проводят индивидуальные — из-за пандемии. Нас больше интересует человек как личность, чем его предыдущий опыт работы.
Меня взяли. Свекровь уволилась, чтобы сидеть с внуком, а я сначала вышла на полставки. Работала 3—4 дня в неделю по 4—8 часов. Зарплата была около 13 000 ₽ в месяц до вычета налогов. Потом стала брать больше часов и смен и работала уже по 40 часов в неделю за 20 000—22 000 ₽. График был 5/2 с плавающими выходными.
- 13 000 ₽
У меня были стандартные обязанности продавца-кассира: работа на кассе, работа в примерочной, разнос вещей в зале, уборка в зале, прием поставки, помощь покупателям.
💎 Самое сложное — это работа с клиентами, потому что люди не всегда вежливо общаются, бывают грубы и требовательны.
Получила должность мерчандайзера-декоратора. Мне было сложно работать в большой команде, так как многие отлынивали или халатно относились к работе, а результат зависел от общих усилий. Меня это ужасно раздражало. Поэтому продавцом я проработала всего 5 месяцев и начала учиться на мерчандайзера-декоратора внутри компании.
Три месяца я просто помогала декораторам: выходила с ними в смену в 7 утра, училась оформлять витрины, размещать товар в зале. Потом было собеседование с региональным мерчандайзером и тестовое задание: «перестроить» входную зону в отдел, «сложить» стол, оформить оборудование вокруг него и собрать комплект одежды. Потом нужно было объяснить в небольшой презентации, почему я сделала именно так. Всему этому я научилась за предыдущие месяцы, пока работала в команде мерчандайзеров. Я прошла собеседование и попала на двухмесячный тренинг, после которого был еще месяц практики.
Когда «встаешь» на тренинг, то полностью переходишь на другой функционал, изучаешь все нюансы новой должности в теории и на практике. При этом зарплату получаешь по старой ставке, а обязанности уже совершенно иные. У тебя есть наставник, с которым ты работаешь и который тебя обучает. Если ученик не справляется, его снимают с тренинга, и тогда он не получает повышение.
В общей сложности спустя 9 месяцев я стала декоратором с зарплатой 35 000 ₽. Каждый год она повышалась примерно на 5000—7000 ₽. Визуальный мерчандайзер занимается оформлением магазина и витрин. Инструкции и рекомендации есть, но они одни для всех, а магазинов много и ассортимент в них может различаться, поэтому приходится импровизировать.
- 35 000 ₽
💎 Мне нравилась эта работа, но сначала было очень трудно, приходилось развивать чувство стиля, учиться подбирать цветовые сочетания, изучать модные тренды и спейс-менеджмент — правила управления торговым пространством. Может быть, кому-то это сразу дается легко, я же добивалась успеха потом и кровью, со слезами и нервами.
Стала главной среди декораторов в городе. Через полгода я уже была ответственным лицом среди декораторов магазина или contact person — сотрудником, который отвечает за визуальную презентацию площадки, контактирует с московским офисом, занимается планированием, делает обходы с директором. В подчинении у меня было 2—3 декоратора.
Я шла в своем развитии семимильными шагами. Когда к нам в магазин приезжали проверки, все восхищались моей работой. В Москве предложили сделать меня ответственной за три магазина. У нас был региональный визуальный мерчандайзер в столице, но из-за загруженности он не очень часто приезжал, и я стала декоратором на целый город. Мне повысили зарплату до 49 000 ₽, у меня в подчинении было уже 6—8 человек. Я ездила в магазины, оценивала и комментировала работу декораторов, помогала исправить ошибки и недочеты, ориентируясь на правила компании о том, как нужно размещать товар.
- 49 000 ₽
💎 Через 3 года, в 2019, мне подняли зарплату до 57 000 ₽ и сказали, что это последняя ставка в этой должности.
Прошла обучение и получила должность директора. Я нередко открывала магазины, когда работала декоратором, и знала, что это такое. Когда узнала, что открывается четвертый магазин в городе, почувствовала в себе силы взять ответственность за весь магазин и стать его директором. Как и в случае с должностью мерчандайзера, я подала заявку, прошла собеседование и тренинг. Но, чтобы претендовать на роль директора, нужно было подготовить проект по SMART: придумать тему, задачу и реализовывать ее, затем сделать презентацию с выводами и защитить ее в московском офисе перед региональным менеджером и командой эйчаров.
Через три месяца я открыла свой магазин и мой функционал кардинально изменился.
Сейчас я зарабатываю 75 000—80 000 ₽ чистыми, со всеми бонусами и переработками. Из них 74 000 ₽ — оклад. Половина оклада — квартальный бонус. Переработки бывают в высокий период продаж — обычно это старт сезона и праздники. Также из-за внезапных больничных менеджеров — сейчас, во время пандемии, их очень много — приходится выходить в дополнительные смены и заменять их. Обязанности разные в зависимости от ситуации.
- 80 000 ₽
Больше всего в моей работе мне нравится отсутствие рутины, многозадачность, мозг постоянно кипит, очень много аналитики. В течение рабочего дня я анализирую отчеты по основным KPI за прошедшую неделю, отчеты по продажам разных концептов, групп товаров, топ-20 продуктов по сравнению с прошлой неделей или годом, отчеты по эффективности продаж, количество визитеров и конверсию, среднюю цену покупки и средние единицы в чеке и другие цифры. Делаю обход магазина, чтобы расставить приоритеты и поставить задачи для менеджеров, продавцов и декораторов, например перестройка или рефреш отдела в течение недели. В зависимости от показателей мы решаем, в каком отделе что изменить. Например, как лучше представить плохо продающийся товар или перестроить неудачный концепт.
Также могут поступать задания и акции от московского офиса. Это может быть что угодно, в том числе незапланированное увеличение продаж, к которому мы оказались не готовы в плане персонала. Рекрутинг, оформление и увольнение сотрудников, согласование отпусков, корректировка расписания, планирование продаж тоже входят в мои обязанности.
💎 Когда сваливается слишком много проблем одновременно, очень сильно устаешь, наступает выгорание. Тогда я не могу делать что-то сверх работы, перестаю заниматься любимым спортом, мне не хочется встречаться с друзьями, учиться и вообще пропадает интерес ко всему. Я только работаю, сплю и ем. Помогает в таких ситуациях смена обстановки и выключение рабочих чатов. Поездка, даже просто в соседний город, меня всегда перезаряжает. Если нахожу в себе силы, то пробую что-то новое, чем никогда не занималась раньше или когда-то занималась, но забросила. Например, в этом году пошла на танцы.
Стратегия на будущее
В нашей компании происходит ежегодный пересмотр ставок на основании результатов работы каждого сотрудника. Ставки зависят от компетенций и срока работы. Обычно в каждой должности их всего четыре: «начальный уровень», «уверенный в роли», «опытный», «эксперт». Я пока на первой ставке и год в должности директора магазина, в следующем году буду претендовать на вторую.
Для продвижения к четвертой ставке нужно выполнять что-то сверх своих обычных обязанностей, например быть наставником, участвовать в открытии новых магазинов, то есть выходить за рамки своей должности.
Сейчас учу английский и планирую опять переехать в столицу. В московском офисе нашей компании есть множество вакансий, которые мне интересны: должности, связанные с закупками товара, анализом актуальности моделей и так далее. Я устала работать с большим количеством людей.