Как я вложила 8 млн рублей в студию керамики и закрыла ее
Многим кажется, что бизнес в творческой сфере похож на увлекательное путешествие, в котором ты лишь наслаждаешься процессом и не испытываешь проблем.
К сожалению, так происходит не всегда. Читательница Т—Ж рассказала, как исполнила свою мечту и открыла студию по росписи керамики — а также почему ее ожидания не оправдались и бизнес все-таки пришлось закрыть.
Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
В 2004 году я приехала в Лондон на стажировку в школу английского языка и узнала про формат работы с керамикой paint your own pottery — «раскрась свою керамику сам».
Так у меня появилась мечта — открыть собственную студию по росписи керамики. В 2016 году я уже обладала достаточными ресурсами, чтобы сделать это. На тот момент в Москве еще не было ничего подобного, и мне казалось, что это отличная идея для прибыльного бизнеса.
С помощью мужа я запустила дело, но ожидания не оправдались: начинание приносило мало денег и вытягивало из меня силы, а посетители не понимали, зачем нужны такие занятия. В итоге я приобрела опыт, но потеряла капитал.
Предыстория и решение об открытии
В соседнем доме от летней школы английского в Лондоне, где я училась, располагалось Pottery Cafe, куда мы в 2004 году из любопытства зашли после занятий. Администратор провела экскурсию: с одной стороны располагались стеллажи с белой керамикой, а с другой — материалы, которыми изделия можно было раскрасить.
Формат работы с керамикой paint your own pottery — это не мастер-класс и не обучающий курс для керамистов. Это способ провести время с семьей и друзьями: делать что-то руками и обсуждать последние новости, попивая какао с печеньем, которые можно купить тут же, в кафе.
Мне сразу понравились два момента. Во-первых, в таком кафе можно сидеть сколько хочешь и никто тебе не говорит, что и как надо делать. Во-вторых, здорово в итоге получить настоящую посуду — не бесполезную поделку, а реальную кружку для утреннего чая.
Цена изделия в Pottery Cafe варьировалась в зависимости от размера заготовки, а стоимость пользования материалами была фиксированная. Обжиг занимал около двух недель. С одной стороны, ждать готовое изделие ужасно утомительно, а с другой — даже интересно. Это как предвкушать утро первого января, когда можно распаковать подарки.
С тех пор я много раз бывала в Лондоне с родными и друзьями и каждый раз приводила их в Pottery Cafe покрасить керамику и поговорить. Каждый наш поход заканчивался клятвенным обещанием: когда мы вырастем, обязательно откроем собственное Pottery Cafe в Москве.
У меня не было опыта в бизнесе, я работала в офисе, в эйчар-отделе, и вспоминала свою мечту. Спустя 12 лет решила, что достаточно выросла для своего дела: у меня уже были муж, ребенок, заканчивающийся декрет и много энтузиазма.
Для открытия студии нужно было понять, где взять керамику и глазури для росписи. Я записалась на индивидуальную консультацию на керамическом производстве в Москве.
Выяснилось неутешительное:
- Утиль — керамику под роспись — делают единицы, потому что нет спроса. Выбор форм скупой — хотелось больше вариантов, а сроки изготовления непредсказуемые.
- Глазурей для росписи — доступных, безопасных, подходящих для детей и новичков — в России нет.
- Неизвестно, где взять необходимые инструменты для декора посуды — штампы и трафареты, в основном самодельные.
Хорошей новостью стало то, что печь для обжига можно купить в России — и даже есть выбор. В целом после общения со специалистами стало ясно, почему формат paint your own pottery у нас в стране не развивался.
На этом этапе было бы разумно остановиться и пойти работать в офис за зарплату.
Но я твердо решила изменить мир творческого досуга в Москве и стала искать, откуда студии в Европе берут все необходимое для работы.
Это был длительный процесс: я звонила, писала, спрашивала, копалась в статьях и смотрела видео с британских заводов. Связывалась с Китаем и Америкой. В итоге вышла на оптовый склад материалов для керамистов в Австрии. Там было очень много классного — от самой тонкой кисточки до печи на 500 литров. Хотелось купить вообще все.
Тренинг в Берлине и подготовка к открытию
Кроме каталога, на сайте склада было объявление: «Керамическая студия организует обучение для всех, кто хочет открыть свою мастерскую. Ближайший тренинг в Берлине».
Я зарегистрировалась и поехала на обучение. Это был январь 2016 года. Двухдневный тренинг стоил 1000 €, на нем предоставляли всю информацию об открытии собственной студии — начиная с выбора места и заканчивая тем, как не потерять поделку клиента.
- 1000 €
Дэвид, хозяин студии, оказался очень увлеченным владельцем. Он сам занимался глазуровкой изделий и поставками, общался с посетителями, а в свободное время раскрашивал посуду. Было заметно, как ему нравится то, что он делает, и как он переживает, что в этот раз ваза миссис Мейер не совсем удалась.
Я обратила внимание на неиссякаемый поток клиентов: девчонки-подростки после школы делают питомцам новые миски, бабуля с палочкой пришла раскрасить себе плитку для прихожей на дачу, а отец развлекает детей, чтобы они не мешали никому дома.
Первое, что сказал мне Дэвид на тренинге, — заработать в этом бизнесе получится, если есть масштаб. Необходимо большое помещение — от 100 м².
Стало интересно, сколько денег приносит студия. «The money is good», — сказал Дэвид. Прибыль студии в цифрах выглядела как 20 000 € в обычный месяц и 40 000 € в ноябре и декабре.
Я уезжала домой с чувством, что у меня не просто все получится, а получится грандиозно! Господи, как же я ошибалась.
Выбор места и ремонт помещения
У меня уже был накопленный капитал 8 000 000 ₽, который я готова была вложить в свое дело.
- 8 млн ₽
Муж Саша верил в меня, но, надо сказать, не от всего сердца. Я собиралась открываться на Маросейке, в крайнем случае на Остоженке. Он прикинул ежемесячные расходы на аренду — 1 500 000 ₽ и настойчиво предлагал снизить риски и не открываться в центре Москвы.
Мы нашли помещение около дома, где у Саши была возможность договориться о льготных условиях. Во-первых, благодаря личным связям нас не могли оттуда выгнать. Во-вторых, аренда стоила 85 000 ₽ в месяц, включая отсрочку по платежам на полгода с момента запуска в счет ремонта.
Из плюсов будущей студии: она было близко к дому и достаточно большая — 150 м² с подсобкой 30 м². Из минусов: не было отделки, помещение находилось за пределами Мкада в Жулебине и на цокольном этаже.
Я готовилась потратить на свое дело сумму, равную стоимости квартиры в Подмосковье, и стремительно разбогатеть.
С февраля по май 2016 года нужно было выбрать:
- название и логотип;
- дизайн интерьера будущей студии;
- материалы и подрядчиков на работы.
Я смотрела на интерьеры керамических студий в Европе и понимала, что основной герой там — керамика, белая и уже окрашенная, разных форм и фактуры. На ней мы и решили сделать акцент. Выбрали спокойный цвет мебели и стен, чтобы ничего не отвлекало гостей от процесса. С концепцией дизайна, как и со многим другим, помогали родственники, друзья и знакомые — сложно переоценить помощь близких в этом проекте.
С названием было непросто: хотелось, чтобы оно напоминало студию в Лондоне, но при этом что-то рассказывало и о самом месте. Когда о чем-то долго думаешь, а потом внезапно расслабляешься, ответ приходит сам собой. Так появилось название «Творческое кафе Paint it».
Ремонт помещения и выбор декора
Ремонт начали 20 июля 2016 года. Изначально в помещении был только голый бетон. Мы разделили будущую студию на три зоны: основной зал, зону администратора и бара, а также закрытую рабочую зону с печью.
Самым дорогостоящим процессом в ремонте стала установка приточно-вытяжной системы вентиляции. За оборудование и монтаж мы отдали около 2 000 000 ₽. Стояла сложная задача: сделать комфортным и безопасным нахождение в помещении, когда печь работает на температуре 1000—1250 °C.
Свежий воздух поступал с улицы, догревался или охлаждался в зависимости от времени года и выходил отработанный через вытяжное отверстие. Весь процесс регулировался автоматикой. Если становилось душно, достаточно было подкрутить датчик управления.
Мы наняли подрядчика и принялись за черновые работы: стяжку, выравнивание стен, установку гипсокартонных элементов. Подготовительный этап закончили примерно к октябрю 2016 года и начали делать чистовой ремонт: шпаклевку, покраску стен, укладку плитки, установку сантехники и дверей. Работа подрядчика обошлась нам в 2 800 000 ₽.
Часть мебели — барную стойку, лавки, короба для цветов и стеллажи — сделали на заказ из дубового щита за 280 000 ₽. Остальную мебель заказали на агрегаторе Cosmorelax и у отечественного производителя The Idea — 760 000 ₽. Столы обошлись примерно в 25 000 ₽ каждый, а стулья стоили по 6000 ₽ за штуку.
Расходы на ремонт и подготовку помещений — 6 845 870 ₽
Ремонтные работы | 2 800 000 ₽ |
Вентиляция и электрика | 2 000 000 ₽ |
Мебель готовая | 760 000 ₽ |
Слаботочные системы и камеры | 285 000 ₽ |
Мебель ручной работы | 280 000 ₽ |
Дизайн-проект | 250 000 ₽ |
Плитка | 200 870 ₽ |
Сантехника | 100 000 ₽ |
Витрина | 70 000 ₽ |
Декор стен | 40 000 ₽ |
Вывеска | 30 000 ₽ |
Посудомойка | 30 000 ₽ |
Расходы на ремонт и подготовку помещений — 6 845 870 ₽
Ремонтные работы | 2 800 000 ₽ |
Вентиляция и электрика | 2 000 000 ₽ |
Мебель готовая | 760 000 ₽ |
Слаботочные системы и камеры | 285 000 ₽ |
Мебель ручной работы | 280 000 ₽ |
Дизайн-проект | 250 000 ₽ |
Плитка | 200 870 ₽ |
Сантехника | 100 000 ₽ |
Витрина | 70 000 ₽ |
Декор стен | 40 000 ₽ |
Вывеска | 30 000 ₽ |
Посудомойка | 30 000 ₽ |
Поиск поставщиков и материалов
Глазури я заказала в Австрии за 5000 €, из этой суммы 2000 € ушли на доставку и растаможку. Заказывала из-за рубежа, потому что производство глазурей — это сложный и тонкий процесс, требующий лабораторных условий, инвестиций и спроса, которого у нас в стране на тот момент не было.
- 5000 €
В состав глазурей часто входят оксиды металлов. Некоторые совершенно безопасны, а другие — например, оксид кобальта, меди, никеля или хрома — противопоказано вдыхать и употреблять внутрь. По этой причине профессиональные керамисты работают в средствах личной защиты. Мастера, к которым я обращалась за советом, очень осторожно относились к стремлению дать бесконтрольный доступ к керамическим глазурям всем желающим.
Оформление всех документов на ввоз глазурей взяла на себя логистическая компания — мне осталось выбрать цвета и оформить заказ. Весь процесс вместе с доставкой занял около двух месяцев.
Остальные инструменты, печь и материалы — кисти, губки — я купила в «Керамике Гжели». Все вместе обошлось в 436 000 ₽, из них 364 000 ₽ стоила немецкая печь на 220 литров и весом 150 кг.
- 436 000 ₽
Следующей задачей было найти керамику под роспись. Короткая инструкция, как вообще делают керамику:
- В гипсовые формы заливают шликер — жидкую глину. Гипс впитывает воду, остается тонкий слой материала.
- Форму раскрывают, достают сырое, очень хрупкое изделие, сушат и ставят в обжиг.
- Изделие расписывают, покрывают глазурью и снова ставят в обжиг.
Мне нужна была низкая цена, массовость и удовлетворительное качество — поэтому я написала поставщикам в Китае. Мне предложили взять не меньше 2000 штук одной формы. Получалось, что если я возьму всего 10 разных форм, то мне надо будет где-то хранить 20 тысяч единиц керамики.
Искать отдельное складское помещение не входило в мои планы. Я прошерстила производства в России и нашла несколько образцов керамики от разных частных поставщиков.
Рабочие тесты и выход в свет
Осенью 2016 года в студии уже можно было находиться. Привезли материалы и печь, можно было начинать тесты с керамикой. Надо было понять, как будет работать отечественная керамика с глазурями, произведенными в США. В идеале должно быть так:
- глазурь легко и приятно наносится на изделие;
- в процессе обжига в печи ничего не взорвалось;
- поверхность изделия после обжига ровная — без пузырей, трещин и утолщений;
- после мытья покрытие остается на месте;
- цвета яркие.
На тот момент я знала, что такое фаянс, фарфор, глина и глазури и как это все должно сочетаться, только из видео на «Ютубе», инструкций Дэвида и разовых мастер-классов. На тренинге в Берлине было устроено так: в интернет-магазине заказываешь необходимые материалы, через три дня их доставляют в мастерскую. Красишь керамику, ставишь в печь и достаешь уже идеальную посуду.
Во время первого теста с печью половина глазури стекла с посуды и приклеила ее к лещадкам — огнеупорным полкам для обжига. Во второй раз все цвета выгорели и превратились в светло-серый. В третий — глазурь собралась в капли и оставила на тарелках проплешины. Стало ясно, что пора обратиться к кому-то знающему. «К керамическим богам», — подумала я. «К технологу», — сказал муж.
Я познакомилась с Антониной, мастером-керамистом, она знала про керамику вообще все. Главное, что я усвоила: при работе с этим материалом необходимо смирение. Вместе с Антониной мы провели тестовые обжиги и выбрали поставщика — его изделия хорошо вели себя на протяжении всего цикла производства и были доступны в Москве.
Я хотела получить партию заводской керамики после первого обжига, которую можно будет использовать в студии под роспись. Но из-за недопонимания мне отгрузили 12 коробок белой посуды, покрытой прозрачной глазурью, которые обошлись мне в 57 640 ₽. В итоге мы нанесли на нее картинки и решили продать.
Мы вышли в свет на маркете наших друзей Sketch Fest в декабре 2016 года. Тогда мастерской еще не было, зато уже была посуда.
Так как заказывать керамические формы было дорого и непредсказуемо по срокам, я стала искать мастера, который бы делал такие же изделия в студии. Для этих работ пригодилась подсобка на 30 м² — мы провели туда свет и поставили стеллажи.
Первое собеседование было с Леной, и оно оказалось удачным. Мастер взяла на себя весь процесс производства изделий для росписи: отливку, сушку, замывку, первичный обжиг. Мы платили ей по 30—70 ₽ за изделие. Гипсовые формы для отливок Лена тоже делала сама. Несложная форма состоит из четырех кусков — 400 ₽ за кусок, и из нее можно отлить около 50 изделий.
Я давала план на месяц: сколько и какой керамики нам нужно. В свободное время мастер занималась своими проектами, используя печь и мощности студии. Нас обеих устраивал такой формат работы.
Открытие студии и кафе
Вопрос с кафе даже не обсуждался. В моей вселенной творческий процесс непременно связан с услаждением вкусовых рецепторов. Друзья бесплатно отдали списанную кофемашину, мы ее отремонтировали за 25 240 ₽. Две недели я тренировалась делать кофе под присмотром друга — менеджера кофейни, пока наконец не получилось сносно.
Мы долго пытались найти удачный вариант снеков. Но ни полезные батончики, ни пастила без сахара не зашли — видимо, ЗОЖ в нашем районе еще не вошел в моду.
Тогда я попробовала заказать свежую выпечку в соседней пекарне — прилавок быстро опустел, а через неделю у меня был поставщик замороженных французских круассанов и конвекционная печь, которая выпекала их за 20 минут.
Громкого открытия с шарами и живой музыкой не было. 17 февраля 2017 года мы пригласили друзей красить посуду, пить кофе и желать мне удачи.
День прошел отлично. А потом настал понедельник, и я вдруг поняла, что надо идти в мастерскую на работу, а у меня назначен прием у стоматолога. Так понедельник стал выходным.
Первое время мне очень помогал папа на безвозмездной основе — а на самом деле за овсяное печенье. Четыре месяца мы справлялись вдвоем: я работала в утреннюю смену, а после — отец. Я прибегала утром и начинала уборку, потому что зимой даже несколько человек оставляли грязные следы на полу. Довольно скоро стало ясно, что убираюсь я еще хуже, чем делаю бизнес-план.
От беспорядка нас спасла уборщица: она сама однажды зашла и спросила, есть ли работа. Мы не стали сопротивляться. Так стали тратить еще 15 000 ₽ в месяц, зато появились идеальная чистота и свежие кутабы с картошкой.
К открытию я зарегистрировала ИП — решила, что расходов будет много, поэтому выбрала УСН «Доходы минус расходы» 15%. Бухгалтер обходилась мне еще в 15 000 ₽ в месяц. В среднем платила 40 000 ₽ налогов в год.
- 40 000 ₽
Из других затрат были электроэнергия и материалы для отливок. О прибыли речи не шло, но и сильно в минус мы не уходили — болтались в районе нуля.
За 10 дней февраля 2017 года выручка составила 41 364 ₽. В марте и апреле вместе — около 100 000 ₽.
Лето прошло примерно так же, а арендные каникулы подходили к концу. Осенью 2017 года нам предстояло платить 84 000 ₽ в месяц вне зависимости от количества гостей.
Я не отчаивалась. Наблюдала за теми, кто приходил, расспрашивала, собирала информацию, чтобы в сентябре, когда все вернутся из отпусков и каникул, мы начали расти.
Я все еще думала, что всем нужна свобода творчества, но выяснилось, что посетители хотели обратного.
Вот что я узнала из разговоров с клиентами:
- Большинство гостей были уверены, что заведение для детей. Никому даже в голову не приходило, что взрослым тоже можно раскрашивать посуду и это может быть интересным.
- Свободная роспись людям была не нужна. Они готовы платить деньги за занятие с педагогом, чтобы чему-то научиться и получить качественный результат — красивую работу.
- Идея остаться наедине с белой тарелкой пугала посетителей. А вдруг не получится или будет некрасиво? Что мне нарисовать? Гости хотели много внимания. Для меня это было обескураживающе.
- Я недооценила Патрика Суэйзи. Почти все гостьи спрашивали, когда можно будет записаться на гончарный круг. Пришлось купить два гончарных круга — заплатила за них 80 000 ₽. Один круг популярной японской марки Shimpo я приобрела в «Керамике Гжели», а второй заказала у частного мастера. Ну, и с их появлением в студии прибавилось уборки.
Расширение деятельности
К сентябрю мне пришлось принять тот факт, что в спальном районе за Мкадом моя аудитория — не модные тинейджеры и офисные клерки, а семьи с детьми. А еще — что студия росписи керамики превращается в многопрофильную досуговую мастерскую для всех возрастов.
Мы запустили занятия для малышей — арт-терапию. На ней знакомили детей с разными текстурами и ощущениями. Педагог приходила со своими материалами, а прибыль от занятий мы делили пополам.
У нас можно было делать все: валяться в краске, зарываться в фасоль и даже немного есть песок. К керамике это имело очень посредственное отношение, зато приносило примерно 15 000 ₽ в месяц. Одно занятие стоило 800 ₽ для ребенка и мамы. Обычно на них приходило не больше семи детей.
Еще мы начали проводить мастер-классы по лепке из глины. Это казалось выгодным, потому что было понятно для посетителей. И нам не приходилось тратить энергию на объяснение, зачем нужно прийти и слепить гранат. Гранат нужен всем.
Занятия взяла на себя Тоня, мастер по керамике, — мы брали 2000 ₽ с группы из шести человек. В месяц получалось примерно 20 000 ₽ за четыре мастер-класса раз в неделю. Из издержек: глина — 50 ₽ за килограмм и оплата работы педагога. 1200 ₽ стоила лепка и 400 ₽ — роспись после обжига.
Появились мастер-классы по гончарному делу. Мы предлагали три варианта занятий: индивидуальное за 1800 ₽, парное за 3000 ₽ и детское за 900 ₽.
По выходным сделали «Игру в глину». Выкладывали на стол много мягкой глины, и ведущий предлагал ребятам какой-нибудь сюжет для создания своего мира. Так из комка глины вырастали деревья, избушки, железная дорога, башни и принцессы — все зависело от фантазий и возраста играющих.
Педагогов для игры я нашла через соцсети. Занятия оценили в 800 ₽ за взрослого и ребенка. Максимум в группе было 10 детей и 10 взрослых. В месяц получалось выручить 10 000—20 000 ₽.
Усилия принесли определенный результат: выручка выросла, а я увидела, как меняется отношение людей. Робкие и неуверенные посетители к третьему-четвертому посещению приходили уже с идеями. Показывали картинки из интернета, советовались, как лучше изобразить тигра и какой цвет подойдет для листвы, смелее воплощали задумки и не хотели уходить.
Весь 2017 год прошел в состоянии поиска подходящего и востребованного формата. В 2018 году мы уже освоились, осмелели и решили дать рекламу, чтобы нарастить обороты.
Расходы студии в среднем за месяц в 2017 году — 172 400 ₽
Аренда | 84 000 ₽ |
Зарплата | 40 000 ₽ |
Бухгалтер | 15 000 ₽ |
Уборка | 15 000 ₽ |
Охрана | 7850 ₽ |
Электроэнергия | 7000 ₽ |
Интернет | 3000 ₽ |
Связь | 550 ₽ |
Расходы студии в среднем за месяц в 2017 году — 172 400 ₽
Аренда | 84 000 ₽ |
Зарплата | 40 000 ₽ |
Бухгалтер | 15 000 ₽ |
Уборка | 15 000 ₽ |
Охрана | 7850 ₽ |
Электроэнергия | 7000 ₽ |
Интернет | 3000 ₽ |
Связь | 550 ₽ |
Поиск способа заявить о себе
Сотрудничество с журналом Seasons. Я договорилась с редакцией, что ежемесячно буду брать несколько копий журнала для перепродажи, а взамен они напечатают наш адрес на последней странице и разместят пост в «Инстаграме».
Реклама. Сделали публикации в районных группах в соцсетях и даже заказали сюжет на местном телевидении — все обошлось в 30 000 ₽. Еще 30 000 ₽ стоило повесить баннер по дороге от метро.
Придумали и отсняли несколько видеоклипов. Два из них нам бесплатно снял начинающий видеограф для портфолио, а остальные сделал профессионал за 50 000 ₽. Видео крутили на экранах в торговых центрах бесплатно, так как у нас были связи в торгово-развлекательном комплексе. Еще положили листовки в супермаркетах и запустили таргет по нашему району за 10 000 ₽.
Подарочные сертификаты. Сделали два варианта. Их можно было приобрести на определенную сумму или выбрать мастер-класс. Гости могли воспользоваться электронной версией или зайти в студию и забрать в бумажном виде.
Могу сказать, что ни одно из этих действий не принесло ожидаемого результата. Тогда казалось, что лучше меня никто не понимает, что нужно делать.
Сарафанное радио. Публика приходила к нам в основном благодаря сарафанному радио. Классно, что аудитория была сразу целевая. Плохо, что количество новых посетителей росло очень медленно. Иногда я думала, что все платежеспособные любители творчества уже и так были нашими клиентами.
Кроме рекламы, мы активно придумывали, как еще можно привлечь аудиторию и заработать. В 2019 году у нас уже был довольно широкий ассортимент посуды для росписи, появилась возможность покупать готовую продукцию у поставщиков и отливать наши уникальные формы.
За три года объем посуды, которую раскрашивали гости ежемесячно, вырос с 35 штук в 2017 до 100 предметов в 2019 году, что приносило нам уже 75 000 ₽ в месяц.
Продажа посуды и сотрудничество с художницами. Мы продолжали делать и продавать посуду. Было три направления производства: полностью ручная работа; литье и нанесение картинок, которые нарисовали иллюстраторы; литье и роспись от художников.
Мы сделали несколько серий посуды в сотрудничестве с разными художницами.
Стоимость посуды была очень разной и зависела от трудозатрат на ее создание: начиналась от 400 ₽ за крошечных слепленных животных и достигала 4000 ₽ за гигантские тарелки ручной лепки. Лучшие продажи были в ноябре и декабре — в эти месяцы удалось выручить около 20 000 ₽.
Новые услуги. Весной 2019 года мы запустили гипсовый барельеф как предложение на девичник. Гипс у нас был для того, чтобы создавать формы. Оставалось собрать цветы с красивой фактурой и пригласить гостей — занятие стоило 1600 ₽ с человека.
Участие в маркетах, ярмарках и фестивалях. Мы проводили бесплатные мастер-классы и продавали посуду нашего производства. Для участия в «Пикнике „Афиши“» в 2018 году внесли 20 000 ₽, а заработали 50 000 ₽.
Аренда помещения. Еще одним способом увеличить прибыль стало проведение праздников и мероприятий. Мы сдавали в аренду все помещение за 2000—2500 ₽ в час с возможностью принести свою еду. Роспись изделий или мастер-класс по лепке оплачивались отдельно.
С точки зрения трудозатрат дни рождения были выгодными: кроме платы за аренду, мы получали еще и деньги за мастер-класс. В итоге имели хорошую выручку в выходные — это приносило еще 60 000—80 000 ₽ в месяц.
Но были и минусы: закрывая студию под мероприятия, мы упускали возможность получить прибыль с тех, кто хотел прийти просто так. Решить этот вопрос мы никак не могли: помещение было не настолько большое, чтобы сделать отдельную комнату для мероприятий.
Еще мы зарабатывали на субаренде. Однажды мне написала девушка, ей нужно было место для проведения мастер-классов по рисованию. Мы договорились, что она будет приходить по понедельникам и выходным до нашего открытия. Благодаря субаренде с января 2018 по сентябрь 2019 года мы получали дополнительно по 25 000 ₽ в месяц к выручке.
В аренду сдавали не только помещение, но и печь. Не все начинающие керамисты могут позволить себе печь для обжига, поэтому мы предлагали обжигать у нас по 100 ₽ за изделие. Это приносило немного денег, но расширяло круг полезных и приятных знакомств.
Детские занятия
Мы стали думать, как еще загрузить студию на неделе. Кто к нам мог прийти в будние дни? Взрослые работают, дети после школы заняты кружками. Тягаться с английским, художкой, музыкалкой и карате не получалось. Тогда мы решили звать школьные группы, чтобы знакомить детей с производством посуды, — назвали это «экскурсией в мир керамики» и продавали занятие за 1200 ₽ с человека.
В шаговой доступности от нашей студии было три школы. Первый класс пришел к нам через знакомых. Мы рассказали и показали, как создаются изделия с помощью гончарного круга, ручной лепки и шликерного литья. Потом ребята раскрашивали керамических зверей и пили чай.
Это было удачное решение: школьники были ограничены временем двух уроков и могли прийти в будние дни, которые и так у нас были свободны. Дети делились впечатлениями с родителями и друзьями. Через какое-то время нам стали писать школы из соседних районов.
В месяц проводили две-три экскурсии — и получали 30 000—40 000 ₽.
А еще несколько раз в год приглашали родителей отпечатать детские пятки и ладошки. В Англии особенно креативные родители печатают еще и булочки, если вы понимаете, о чем я :)
Наши гости
К 2020 году у нас сформировалась очень думающая, интеллектуальная и преданная аудитория. Кто-то специально приезжал к нам с другого конца Москвы, чтобы раскрасить фигурку. Люди сдвигали рабочий график, договаривались с друзьями и освобождали день, чтобы добраться от «Речного вокзала» к нам в Жулебино.
У меня было несколько любимчиков. Одни из них — пара, бабушка и внук. Внук занимался на гончарном круге, а бабушка расписывала посуду. Мне нравилось наблюдать, как они советуются друг с другом, а потом вместе пьют какао и едят шоколадные круассаны.
Отдельной категорией были художники. Они могли зависать у нас несколько дней, оставлять незаконченную роспись и возвращаться через месяц.
Как-то раз постоянные гости отмечали у нас праздник и вернулись на следующий день, чтобы занести 300 ₽, потому что администратор в суете случайно пробила чек на меньшую сумму. Такие вещи, а еще благодарственные отзывы придавали сил в моменты отчаяния.
Коллектив
Наша команда на протяжении трех лет тоже росла и менялась. Сотрудники как-то сами материализовались — из постоянных посетителей, увлеченных керамистов, друзей, знакомых и родственников.
Когда мы с папой перестали справляться в июне 2017 года, одна из постоянных гостей стала нашим администратором.
Педагог по арт-терапии заглянула к нам сама, когда еще был ремонт. Мы понравились друг другу, обменялись телефонами и в сентябре 2017 года договорились сделать занятия для малышей.
Керамический мир очень маленький. Стоило мне упомянуть на каком-нибудь тематическом мероприятии, что ищу человека, как на следующий день ко мне приходил тот, кто был нужен.
Администраторы отвечали за запись гостей на мастер-классы, чай и кофе, кассу, помогали с росписью тем, кто пришел первый раз, и следили за чистотой.
Мастера-керамисты приходили под запись. В их сфере ответственности было все, что связано с керамикой: проведение мастер-классов, глазуровка изделий, загрузка и разгрузка печи, утилизация глины. В 2019 году мы тратили 50 000 ₽ на штат администраторов и столько же на коллектив мастеров, еще около 20 000 ₽ уходило на оплату разовых занятий.
Сложности
К концу 2019 года выручка выросла до 380 000 ₽ в месяц, а я уже вся состояла из смирения, принятия и круассанов с шоколадом. Жизнь моя была наполнена как никогда, в основном — впечатляющими событиями.
- 380 000 ₽
Особенные воспоминания оставил пожар в печной. Новый сотрудник прислонил дощечку к вентиляционному отверстию печи, из которого выходит жар 1000 °C. Каким-то чудом огонь не разошелся по всему помещению. Сотрудника уволили, но, кажется, у меня был микроинфаркт.
Однажды из строя вышел нагреватель — мы неделю морозили руки в ледяной воде, потом заменили его, а еще через полгода он сломался опять. Нагреватель и его замена обошлись в 10 000 ₽.
В другой день встал канализационный насос, когда я выскочила на полчаса к косметологу. Администратор звонит: «Босс, плохие новости! Говно течет в зал! Что делать?» Нам починили канализацию за бутылку коньяка. Так я приобрела новый навык по перезагрузке канализационной системы.
Потоп дополнил мое представление о собственном бизнесе. Фундамент заливало кипятком несколько месяцев, а узнали мы об этом, когда начала отслаиваться и плесневеть штукатурка. Расходы на ремонт арендодатель взял на себя.
Бывали проблемы и с процессами в студии. Как-то раз на мастер-класс собралось 20 человек, а педагог не пришел. Его просто забыли предупредить, что будет занятие. Администраторы взяли игру на себя, а я отправилась брать рецепт у психотерапевта.
Казалось, все, что могло случиться, уже произошло.
Мы думали, что студия уже начнет работать автономно и окупать себя хотя бы в какой-то мере.
Начали получать прибыль, около 80 000 ₽ в месяц, но она не была сопоставима с объемом вложенных денег. Я рассчитывала, что к третьему году работы студия будет приносить чистыми 500 000 ₽ в месяц без моего каждодневного участия и вложения вернутся в течение следующих двух лет.
Мои ожидания, что раз в неделю я буду просто приезжать, чтобы проверить, как идут дела, обернулись ежедневной работой до 22:00 и немым вопросом: «Где деньги?»
В это время начали открываться похожие мастерские в Санкт-Петербурге и Воронеже. Мне все чаще звонили по поводу франшизы или просили консультацию. С одной стороны, я вроде бы двигалась в верном направлении, но с другой — передо мной была касса, из которой я могла взять для себя 30 000 ₽, а остальные 50 000 ₽ надо было оставить на непредвиденные обстоятельства, рекламу и материалы.
Несмотря на очевидные финансовые трудности, мастерская производила впечатление благополучия. Люди приходили в студию и, очарованные атмосферой, хотели открыть такой же бизнес.
Я всех отговаривала: тратила время, показывала кассу, расходы. В красках изображала потоп. Это не помогло — как минимум две студии все-таки открылись.
Расходы студии в среднем за месяц в 2019 году — 287 350 ₽
Зарплата | 120 000 ₽ |
Аренда | 84 000 ₽ |
Прочие расходы | 20 000 ₽ |
Бухгалтер | 15 000 ₽ |
Уборка | 15 000 ₽ |
Электроэнергия | 15 000 ₽ |
Охрана | 7850 ₽ |
Обслуживание вентиляции | 7000 ₽ |
Интернет | 3000 ₽ |
Связь | 500 ₽ |
Расходы студии в среднем за месяц в 2019 году — 287 350 ₽
Зарплата | 120 000 ₽ |
Аренда | 84 000 ₽ |
Прочие расходы | 20 000 ₽ |
Бухгалтер | 15 000 ₽ |
Уборка | 15 000 ₽ |
Электроэнергия | 15 000 ₽ |
Охрана | 7850 ₽ |
Обслуживание вентиляции | 7000 ₽ |
Интернет | 3000 ₽ |
Связь | 500 ₽ |
Закрытие студии
Истерия от коронавируса до нас дошла только к марту 2020 года. В середине месяца объявили локдаун, и стало ясно, что никакие 500 000 ₽ или даже 200 000 ₽ чистой прибыли мне не увидеть.
Мы попробовали организовать наборы для росписи керамики домой, но не увидели спроса. Работать из-под полы во время коронавирусных ограничений не хотелось. И хотя арендатор пошел на уступки, пришлось принять мысль, что больной скорее мертв, чем жив. В апреле и мае 2020 года мы не работали. Сотрудники встали на биржу труда.
В июне я приняла решение о закрытии. Мы приглашали людей освоить подарочные сертификаты и забрать готовые работы. Все, что не забрали, раздали желающим, оставшееся отнесли в церковь.
Я дала объявление на сайте керамистов, написала знакомым мастерам. Оборудование, формы и материалы раскупили за неделю. Окончательно студия закрылась в августе. В итоге мы проработали с февраля 2017 по апрель 2020 года.
Выводы
Кто-то меня спрашивал, жалею ли я о том, что в это ввязалась и потратила столько энергии и денег. Конечно, сейчас я бы сделала все по-другому. Но, скорее всего, я бы вообще ничего не стала делать: поменялись жизненные интересы.
Выводы и ошибки:
- Финансовый учет нужно вести грамотно и с первых дней работы. Цены должны быть не только обоснованы себестоимостью и интуицией, но и подкреплены реальными цифрами. Сейчас я понимаю, что с таким прайс-листом и при таком уровне сервиса мы просто не могли выйти в прибыль. Только скрупулезная аналитика по месяцам, товарам и услугам способна дать предпринимателю реальную картину происходящего.
- Если вы затеваете бизнес, которого еще нет, задайте себе вопрос, почему никто до вас ничего подобного еще не открыл. Возможно, просто нет целевой аудитории?
- Не старайтесь сделать все на высоком уровне с самого начала. Минимально жизнеспособный продукт — отличная тест-версия, если хочется сохранить бюджет.
- Не оценивайте аудиторию по себе. Это только кажется, что все думают так же, как вы, и хотят того же.
- Делегируйте. Я занималась сразу всем: общением с клиентами, взаимодействием с сотрудниками, развитием, рекламой, закупками. Была уверена, что никто, кроме меня, не понимает, как надо. Это было ошибкой.
- Хороший маркетинг нельзя переоценить.
- Если вы в отпуске с семьей лежите на пляже на берегу моря и три часа смотрите записи камер наблюдения — это тревожный знак.
- Четко прописывайте регламент и список обязанностей для каждого сотрудника — это поможет избежать множества конфликтов.
Сравнение основных показателей за время работы студии
2017 год | 2018 год | 2019 год | |
---|---|---|---|
Средние операционные расходы в месяц | 172 400 ₽ | 230 000 ₽ | 287 350 ₽ |
Показатели выручки на конец года | 235 820 ₽ | 320 000 ₽ | 380 000 ₽ |
Сравнение основных показателей за время работы студии
Средние операционные расходы в месяц | |
2017 год | 172 400 ₽ |
2018 год | 230 000 ₽ |
2019 год | 287 350 ₽ |
Показатели выручки на конец года | |
2017 год | 235 820 ₽ |
2018 год | 320 000 ₽ |
2019 год | 380 000 ₽ |