«Обучали священника из Чили по „Скайпу“»: как работает керамическая студия в Кирове

И зарабатывает от 30 000 до 100 000 ₽ в месяц

6
«Обучали священника из Чили по „Скайпу“»: как работает керамическая студия в Кирове
Аватар автора

Елена Растворова

поговорила с предпринимательницей

Страница автора

Керамикой я занимаюсь четыре года. Вместе с мужем Пашей лепим на заказ глиняную посуду и фигурки.

В нашей мастерской — «Зеркало в реке» — мы ведем занятия, обучаем основам ручной лепки. У нас четыре вида занятий для детей и взрослых. Например, есть детское игровое — когда мы расстилаем на столе большую скатерть и вместе с детьми создаем из глины игровой мир с сюжетом. Занятия стоят от 600 до 4000 ₽.

В среднем на двоих в месяц зарабатываем около 100 000 ₽. Хотя бывает, что сумма опускается до 30 000 ₽. Расскажу, как организуем работу, какие нужны инструменты, как мы получили государственную поддержку и что планируем делать, чтобы зарабатывать больше.

Я мечтала стать переводчицей

Аватар автора

Дарья Садакова

открыла керамическую мастерскую

Страница автора
Аватар автора

Павел Садаков

совладелец мастерской

Страница автора

Мой муж всегда любил рисовать разных персонажей: ниндзя, роботов, инопланетян. Как-то он работал продавцом-консультантом в книжном магазине, увидел на полках воздушный пластилин — и начал лепить героев своих рисунков. Друзья покупали их за небольшую плату.

За семь лет работы Паша прочитал много книг по философии, религиоведению. Стал интересоваться буддизмом, индуизмом, неодаосизмом. Тогда же познакомился со своим будущим товарищем — Ильей, который рассказал Паше про китайскую чайную культуру и увлек его этим. В 2015 году мой муж устроился в чайный клуб и проводил там церемонии.

В таких клубах чай принято пить не из кружек, а из пиал. При чайной работал Саша, мастер керамики, который проводил уроки лепки пиал. Паша начал учиться работать с глиной, а позже и сам стал вести занятия по лепке чайной керамики. В 2016 году Саша и Паша арендовали помещение и проводили занятия для детей и взрослых.

Что касается меня, в детстве мы с папой мечтали, что я стану переводчицей: мне легко давался английский в школе. По программе обмена для старшеклассников я год училась в средней школе в США. Там можно было выбрать профилирующие предметы, и я записалась на изобразительное искусство. Я много рисовала и со временем поняла, что хочу связать будущее с живописью, а не с иностранными языками.

Вернувшись домой, я поступила в училище на художника-живописца и преподавателя рисования. После учебы я работала по профессии: писала картины на заказ, расписывала стены в частных домах, занималась копированием работ мастеров на заказ. Например, пейзажей Коровина, Левитана, Кустодиева, картин Климта.

Пример моей работы: граффити на заброшке в Кирове
Пример моей работы: граффити на заброшке в Кирове
А это Паша за работой — на граффити персонажи из его рисунков, о которых я говорила чуть выше
А это Паша за работой — на граффити персонажи из его рисунков, о которых я говорила чуть выше
1/2
Пример моей работы: граффити на заброшке в Кирове

Подруга порекомендовала мне занятия Паши по лепке — и я пошла в мастерскую по ее совету. Примерно год я регулярно посещала их два раза в неделю. Летом 2019 года Паша уехал в отпуск к родным и предложил оставить мне печку. Я очень обрадовалась. Мы поставили печь в заводском помещении моего отца: я работала там все лето.

В сентябре Паша предложил мне работать вместе с ним — я согласилась. С Сашей их пути разошлись, они захотели работать отдельно. Через несколько недель после открытия мастерской мы начали встречаться, а через полгода поженились.

Лучшие инструменты — стоматологические

Осенью 2019 года мы с Пашей сняли помещение 30 м², купили глину, пищевую глазурь, инструменты: скалки, турнетки и стеки — это палочки, которые напоминают скальпель или лопатку. На все инструменты мы потратили 40 000 ₽.

Турнетка — это небольшая механическая крутящаяся подставка, как правило, из металла, которую раскручивают руками. Они помогают расписывать керамику или, например, сделать ровную симметричную ножку. Это не то же самое, что гончарный круг: он обычно высотой с метр и приводится в движение нажатием ноги на педаль за счет вращений махового колеса. При этом руки свободны и работают с изделием.

Готовые работы обжигают в муфельной печи. Модель нашей печи — TempRa-30. Сейчас она стоит 135 000 ₽. За два гарантийных года работала печь бесперебойно. Их собирают в России, поэтому, если сломаются, нетрудно получить гарантийное обслуживание или просто отремонтировать.

Некоторые керамисты покупают печи у мастеров-самоучек, которые делают их кустарными методами. Это тоже вариант, у таких мастеров цены ниже и часто очень хорошие печки. Но есть один очевидный минус: приходится верить на слово, что мастер дает гарантию и что печь получится хорошая.

Для керамических изделий подойдет не любая глина. Просто накопать у себя на участке не получится. Во-первых, она будет «грязной»: в ней будут песок и частицы растений. Во-вторых, она может содержать вредные химические соединения. Но главное — изделия из непроверенной глины могут повести себя непредсказуемо. Например, взорваться и повредить другие работы и саму печь.

Важно перед покупкой читать описание глины и выбирать только те ее виды, которые подходят печке по температурному режиму.

Мы не обжигаем глину неизвестного происхождения. Если человек разбирается в глине и нашел хорошее месторождение, ему надо получить в лаборатории заключение о ее пригодности для изделий, которые взаимодействуют с пищей
Мы не обжигаем глину неизвестного происхождения. Если человек разбирается в глине и нашел хорошее месторождение, ему надо получить в лаборатории заключение о ее пригодности для изделий, которые взаимодействуют с пищей
В магазине глина имеет сертификат соответствия
В магазине глина имеет сертификат соответствия

Глина может стоить по-разному. Дешевле — не значит хуже. Раньше просницкая глина, которую добывают в России, стоила дороже испанской. Теперь — наоборот. Но качество и той и другой — не поменялось.

Каждая глина обладает рядом особенностей. Одна более пластичная, из другой можно делать крупные устойчивые работы, третья позволяет изготавливать крошечные детали. Нет плохих или хороших, есть подходящие под запрос или нет. Описания на сайтах для керамистов и общение с консультантами помогают сделать правильный выбор.

Инструменты для лепки мы предпочитаем делать сами или искать на «Авито».

Лучшие инструменты для работы с глиной — это списанные стоматологические.

Мы пользуемся гладилкой с круглой головкой номер 4, дистальной гладилкой-штопфером номер 5, двусторонней кютеражной ложкой и другими. Выбрали именно эти инструменты опытным путем.

Это те самые железные штуковины, которые пугают посетителей в стоматологических клиниках. Например, гладилкой устанавливают пломбы, кютеражной ложкой извлекают остатки корней зуба, а дистальной гладилкой-штопфером наносят и уплотняют пломбировочный материал.

Инструменты можно найти на «Авито» или в клиниках, а можно заказать новые на сайтах медицинского оборудования. Их плюс в том, что они не изнашиваются и не ломаются, а формы и размер подходят, чтобы работать над деталями.

На сайтах товаров для керамистов есть десятки и сотни наборов стеков. Мы пробовали разные, но прижились самые простые из детских наборов. Их можно заказать на «Алиэкспрессе» или российских маркетплейсах. Вдобавок нужны ножи для создания ровных краев изделий с толстой стенкой. Стеки для этого не подходят.

Для работы необходимы лоскуты плотной ткани, чтобы глина не прилипала к столу. Мы купили отрез для обтяжки мебели и нарезали из нее по 25 квадратов со стороной 20 и 30 см. На мой взгляд, небольшой начинающей студии керамики поначалу нет необходимости покупать турнетки — можно крутить изделия на ткани. Они будут нужны позже, когда посетителям захочется включать в свою работу элементы гончарной техники.

Работаю над статуэткой стоматологическим инструментом
Работаю над статуэткой стоматологическим инструментом
А это цанговый карандаш, в который вместо грифеля вставлена толстая швейная иголка. Используем его для работы с процарапыванием мелких деталей
А это цанговый карандаш, в который вместо грифеля вставлена толстая швейная иголка. Используем его для работы с процарапыванием мелких деталей
1/2
Работаю над статуэткой стоматологическим инструментом

Гончарный круг в мастерской тоже необязателен. Мы покупали и пользовались им, но пришли к выводу, что либо нужно обзаводиться десятком кругов и проводить групповые занятия, либо полностью переходить на ручную лепку. Так мы и сделали, продав круг.

Работа на круге подразумевает много индивидуальных занятий: мало кому удается сразу изготовить нечто похожее на стакан или тарелку. Обычно формы съезжают и падают. Индивидуальные занятия минимум в три раза дороже групповых. Работа на круге требует терпения и регулярных посещений. Ручная лепка проще — и в группе выходит дешевле, поэтому круг не пользуется большим спросом.

А вот кисточки нужны в любой керамической мастерской. Достаточно купить по 15—20 кисточек трех видов: щетина для работы с глиной, белка для покрытия изделий глазурью и тонкие кисти из белки или колонка размером от единицы до семи, чтобы расписывать работы подглазурными красками. Их можно купить в художественных магазинах.

Все мои инструменты помещаются в тонкий пенал. Главные инструменты керамиста — это его пальцы
Все мои инструменты помещаются в тонкий пенал. Главные инструменты керамиста — это его пальцы

Обязательно нужны скалки и деревянные направляющие. Они помогают сделать ровный пласт глины, из которого удобно лепить тарелки, кружки, вазы, шкатулки. Мы делали скалки сами из черенков лопаты: распилили и зашкурили края.

В качестве направляющей подойдут тонкие листы фанеры в высоту 3—4 мм, шириной примерно 5 см, длиной — 30 см. Подходят и деревянные кухонные лопатки. На сайтах для керамистов скалки и направляющие стоят намного дороже.

Посетительница студии стала арендодателем

Мы искали помещение, которое не требовало ремонта. Деньги нужны были на покупку мебели — ее у нас не было совсем. В «Леруа Мерлене» мы приобрели железный каркас для стола, 15 деревянных табуреток, 4 стеллажа и большой мебельный щит, из которого получилась вместительная столешница.

После открытия мастерской мы два раза переезжали. В первый раз — чтобы увеличить площадь, которой нам не хватало. Мы расширились почти в два раза: с 30 м² до 56 м². Но в новом месте была проблема с канализацией в общем туалете. Он находился недалеко от студии, но пользовались им все, кто арендовал офисы на этаже. Для мастерской важен постоянный доступ к воде, горячая вода и исправная канализация. По каждому из пунктов были проблемы. Первоначально мы не обратили на это внимание, а когда поняли, стали присматривать другое помещение.

Сейчас мы арендуем помещение 40 м² в центре города. Здесь исправный санузел с горячей водой и помещение для муфельной печи.

После переезда мы докупили полки и стеллажи. Табуретки из «Леруа Мерлена» расшатались или сломались: поменяли их на полипропиленовые со стальными ножками из «Икеи». Они крепкие и их удобно хранить — можно нанизывать друг на друга
После переезда мы докупили полки и стеллажи. Табуретки из «Леруа Мерлена» расшатались или сломались: поменяли их на полипропиленовые со стальными ножками из «Икеи». Они крепкие и их удобно хранить — можно нанизывать друг на друга
Еще купили два больших стола для работы с изделиями
Еще купили два больших стола для работы с изделиями

В новом месте есть балкон. Мы планировали утеплить его и поставить там печку. От утепления отказались из-за финансовых трудностей, но на улице была теплая весна, поэтому печь все равно отправили на балкон. Это была плохая идея: из-за перепада температур и высокой влажности за несколько месяцев она износилась сильнее, чем за несколько лет. На днях мы переместили ее с балкона в студию — это немного урезало рабочее пространство.

Изначально в помещении была черновая отделка. Ремонт мы делали сами, а все строительные материалы купили за счет арендодателя. Арендодатель — одна из наших постоянных посетительниц. Она помогала нам и вместе с нами ремонтировала помещение. Мы зашпаклевали и покрасили стены, постелили на пол линолеум, сделали проводку и повесили восемь светильников над столами.

Открытие керамической мастерской в 2018 году

Всего расходов330 000 ₽
Муфельная печь130 000 ₽
Материалы: глина, глазури90 000 ₽
Мебель60 000 ₽
Инструменты для лепки40 000 ₽
Аренда6500 ₽
Коммунальные платежи3500 ₽

Открытие керамической мастерской в 2018 году

Всего расходов330 000 ₽
Муфельная печь130 000 ₽
Материалы: глина, глазури90 000 ₽
Мебель60 000 ₽
Инструменты для лепки40 000 ₽
Аренда6500 ₽
Коммунальные платежи3500 ₽

Для кого мы проводим мастер-классы

Первыми клиентами стали студенты, которые раньше учились у Паши. Сначала было больше детских групп. Потом родители стали проситься на занятия, и мы организовали смешанные, где занимаются в любом возрасте.

Я самозанятая и плачу 4% с дохода. У меня есть отдельный счет, куда посетители мастерской переводят плату за занятия. В мобильном приложении «Мой налог» автоматически формируется чек, и я могу отправить его покупателю. Но обычно чеки никому не нужны. В приложении автоматически высчитывается сумма налога.

Сейчас мы практикуем четыре вида занятий. Первый — детская трудовая лепка. Мы набираем группы до 15 человек: показываем технику и каждый раз учим лепить новые предметы. На занятии все лепят одно и то же, но получается у каждого по-своему. Дети усваивают общие правила, а декор, цвета и форму выбирают на свой вкус. Занятие длится полтора часа и стоит 600 ₽.

Второй вид — детская игровая лепка. Мы расстилаем на полу студии или на столе большую скатерть и вместе с детьми создаем из глины игровой мир с сюжетом. Мы с Пашей моделируем разные ситуации, а ребята должны, работая в одиночку или в группе, найти решение.

Например, каждый участник лепит одного героя и остров, на котором он будет жить. Общая задача — построить мир, где всем будет комфортно жить вместе. Дети возводят мосты между островками, договариваются, где чья территория. Дальше ведущий занятия вводит нового персонажа. По сюжету это всегда злодей, который разрушает постройки. Когда дети начинают с ним взаимодействовать, может оказаться, например, что он не злодей, а голоден, и если помочь ему решить его проблему, то он превращается в друга.

Иногда дети предпочитают напасть на такого героя, иногда сотрудничать с ним — сценарии разные. В игровой группе лепят только дети и стоит занятие 600 ₽.

Это детское игровое занятие. В конце урока мы вместе рушим нашу «вселенную»
Это детское игровое занятие. В конце урока мы вместе рушим нашу «вселенную»
А эту работу сделал студент из взрослой группы
А эту работу сделал студент из взрослой группы
1/2
Это детское игровое занятие. В конце урока мы вместе рушим нашу «вселенную»

Третий вид занятий — смешанные мастер-классы для взрослых и детей. Это двухчасовой формат для начинающих. Обучаем основам: как слепить кружку, тарелку, окарину — это глиняная флейта, — масляную лампу и другие изделия в разных техниках. Объясняем основы работы с глазурью. За пару занятий студенты получают готовое изделие. Они могут продолжать посещать такие занятия и учиться новым техникам. Стоимость — 1000 ₽.

После мастер-классов предлагаем им перейти к четвертому виду — коворкингу. Это общие занятия для тех, кто освоил разные техники работы с глиной, чувствует себя уверенно и готов трудиться самостоятельно. Стоимость — 700 ₽.

В свободные от занятий вечера мы берем небольшие группы, которые просят провести мастер-класс. Например, приходят всей семьей или рабочим коллективом. Бывают индивидуальные и парные занятия. Они стоят 3000 ₽ и 4000 ₽ соответственно.

Иногда нас приглашают на выездные мастер-классы на городские мероприятия и в летние загородные лагеря. Недавно мы два часа лепили пиалы на презентации китайского автомобиля — заработали 14 000 ₽. Если вычесть расходы на материалы, обжиг и дорогу, то мы получили 10 000 ₽ прибыли на двоих за два часа работы.

Обычно в месяц мы проводим два-три выездных мастер-класса. Летом и перед Новым годом их становится больше. Летом мы выезжаем в детские лагеря, зимой — на корпоративы.

В коворкинге продолжаем подсказывать: например, какую глазурь выбрать, как лучше обыграть ту или иную деталь
В коворкинге продолжаем подсказывать: например, какую глазурь выбрать, как лучше обыграть ту или иную деталь
Но в этом формате каждый работает в своем темпе около двух часов, и изделия у всех разные, не объединенные общей темой
Но в этом формате каждый работает в своем темпе около двух часов, и изделия у всех разные, не объединенные общей темой
1/2
В коворкинге продолжаем подсказывать: например, какую глазурь выбрать, как лучше обыграть ту или иную деталь

Работа с муфельной печью

Чтобы организовать керамическую мастерскую, важно знать технику работы с муфельной печью.

У нас печка объемом 80 литров. Вначале была поменьше, 30 литров. В маленькой обжиги приходилось проводить часто — три раза в неделю. Это неудобно: один обжиг занимает 12 часов, столько же требуется для остывания изделий в печи. В помещении во время работы лучше не находиться, запах может стоять сильный и неприятный. Обжиг проводят при температуре 1000 °C. В воздух выделяются вредные химические вещества, которыми лучше не дышать.

Сейчас мы проводим обжиг по средам. Печка работает с раннего утра и остывает весь день, чтобы к занятию в четверг изделия были готовы.

Нужно уметь правильно закладывать изделия в печь: с одной стороны компактно, с другой стороны так, чтобы они не помешали друг другу и не слиплись при затвердевании глазури. Важно быть аккуратным, чтобы не повредить глазурное покрытие и детали.

Обжигаем дважды. Первый утильный обжиг — это запекание сухого изделия из глины без глазури. На выходе получается прочный черепок. Затем его покрываем глазурью для большей прочности и утилитарности. Глазурованное изделие не впитывает влагу, износостойкое и просто лучше выглядит. Работы можно ставить в печку плотно. Например, тарелки — одну в одну. Им это не повредит.

Второй — глазурный обжиг. Изделия должны быть на небольшом расстоянии друг от друга. Глазурь — это будущее стекло. При высокой температуре она плавится и становится однородной, а затем застывает блестящей гладкой пленкой. Если внутрь нее что-то попадает, остается там навсегда. Важно следить, чтобы глазурь с изделий не попадала на полки печки. От этого печь портится и может навредить следующей партии.

Мы не разделяем утильный и глазурный обжиг, кладем изделия вместе. За неделю в сумме их набирается как раз на один объем печи
Мы не разделяем утильный и глазурный обжиг, кладем изделия вместе. За неделю в сумме их набирается как раз на один объем печи
Поэтому внимательно следим за расположением работ в печи
Поэтому внимательно следим за расположением работ в печи
1/2
Мы не разделяем утильный и глазурный обжиг, кладем изделия вместе. За неделю в сумме их набирается как раз на один объем печи

В ходе обжигов иногда происходят форс-мажоры: изделие лопается, откалываются куски, трескается или сходит глазурь. В некоторых студиях мастера просто говорят: глина непредсказуема, изделие может лопнуть, это не моя вина. У них большой процент брака при обжиге. Это происходит, потому что они недостаточно осведомлены о превентивных мерах и игнорируют их. Работа с керамикой подразумевает такие риски, но мы стараемся их минимизировать.

Во-первых, мы правильно подбираем материалы. Например, разные типы глины и глазури по-разному взаимодействуют. На одной глине глазурь будет пузыриться, на другой — ложиться ровно. Материалы должны подходить друг другу.

Другой момент — это состав глины. Ее внутреннее сопротивление определяет то, как она ведет себя в руках человека: например, стоит стенка изделия или тут же оседает. Мы подбираем такую глину, с которой новичку, например, будет удобно работать.

Если с глиной комфортно работать, то больше шансов, что ученик вымесит ее как следует и внутрь не попадут пузырьки воздуха. Эти пузырьки могут взорваться при обжиге, испортив само изделие — и рядом стоящие.

Во-вторых, объясняем, как избежать нежелаемых последствий, и работаем вместе с учениками над каждой ошибкой. Например, иногда глину смачивают слишком сильно, и изделие теряет форму. Иногда наоборот — не следят за тем, чтобы оно было достаточно влажным. Руки высушивают глину, а глина высушивает руки, поэтому нужно увлажнять пальцы в ходе работы и пользоваться кремом для рук после занятий.

На материалах не экономим. Заказываем то, что будет удобно использовать и красиво выглядеть. Но что важнее, следим за безопасностью материалов. Любую вещь из нашей студии можно использовать вместе с пищевыми продуктами.

Мы с Пашей следим, чтобы ученики использовали достаточно глазури при покрытии. Если слой слишком тонкий, то изделие будет выглядеть облезлым
Мы с Пашей следим, чтобы ученики использовали достаточно глазури при покрытии. Если слой слишком тонкий, то изделие будет выглядеть облезлым
Если глазури слишком много, то она может отколоться или начать пузыриться при обжиге
Если глазури слишком много, то она может отколоться или начать пузыриться при обжиге

Как мы делаем керамику на заказ

По утрам мы работаем над индивидуальными заказами: от чайных, студий йоги и частных лиц. Работа, как правило, длится от двух недель до месяца. Сперва разрабатываем эскиз и согласовываем его с заказчиком. Если нужно, меняем и дорабатываем.

Паша специализируется на лепке, а я на декорировании, но мы оба можем сделать и заказ целиком. Процесс снимаем на видео и отправляем заказчикам. Людям приятно посмотреть, как работают над заказом.

Цена формируется из человеко-часов. Мы включаем в нее время на продумывание дизайна и изготовление изделия. Важно учитывать технические моменты: уровень детализации, сложность композиции, объем декора. Но если изделие выглядит простым, это не значит, что оно обязательно будет стоить дешево.

Часто украшаем лепку подглазурной росписью: это когда перед первым утильным обжигом на слепленном предмете рисуем кисточкой. Сложность в том, что цвета красок после обжига меняются. Они становятся ярче и немного меняют оттенки. Декором могут стать сложные росписи и рельефы. Важно исполнить их так, чтобы изделия были износоустойчивы и утилитарны, то есть ничего не мешало и не откалывалось.

Мы создаем бескаркасную керамику, то есть когда мастер делает изделие из глины без заранее подготовленной формы, поэтому важно правильно распределить вес, чтобы предметы были устойчивыми.

Эти чайники полностью сделаны руками, без литья. Основная проблема с такими изделиями — сделать их удобными и прикладными, а не просто красивыми. Важно, чтобы декоративные детали не нарушали функционал
Эти чайники полностью сделаны руками, без литья. Основная проблема с такими изделиями — сделать их удобными и прикладными, а не просто красивыми. Важно, чтобы декоративные детали не нарушали функционал
В основном заказчики — частные лица с необычными просьбами. Посуду массово для заведений мы не делаем, нам интереснее делать уникальные изделия
В основном заказчики — частные лица с необычными просьбами. Посуду массово для заведений мы не делаем, нам интереснее делать уникальные изделия

Также на цену влияет стоимость материалов. Килограмм самой дешевой глины из Донбасса стоит 70 ₽, а самой дорогой испанской, американской или немецкой — 350 ₽. Двухсотграммовая баночка глазури российских производителей начинается от 250 ₽, такой же объем испанской может стоить 5000 ₽.

Чаще всего мы лепим чайные сервизы и пиалы, но заказывают также наборы тарелок, скульптуру, окарины, статуэтки божеств, чайные доски — те, на которых проводят церемонии.

Стоимость готового изделия может начинаться от 300 ₽ за кулон или 500 ₽ за простую в исполнении пиалу. Сложная декоративная пиала может стоить 10 000 ₽. А набор из трех-пяти предметов — 40 000—50 000 ₽.

Расскажу про ценообразование на примере статуэтки йога. На нее ушло 48 часов. Два часа — на знакомство с темой и изучение облика йога. Четыре часа я потратила на продумывание дизайна и согласование эскизов. Обычно на это требуется больше времени, но заказчик точно знал, что хочет получить.

На основную форму ушло восемь часов. 16 часов — на уточнение деталей и их проработку. Лицо я лепила четыре часа и 10 часов скрупулезно прорабатывала каждую мелкую деталь. Еще три часа ушло на финальную обработку. После обжига в течение часа я покрывала работу воском, чтобы финальная версия выглядела гладкой и яркой, была приятной на ощупь.

На глину я потратила всего 100 ₽. Столько же ушло на обжиг — это расход электроэнергии, считаем приблизительно.

Если из общей суммы вычесть 200 ₽, которые ушли на глину и обжиг, и разделить разницу на 48 часов, то получается, час работы стоит 1037 ₽.

Скульптура йога — за нее клиент заплатил 50 000 ₽
Скульптура йога — за нее клиент заплатил 50 000 ₽

Учим лепить по «Скайпу»

К нам обращались несколько раз с просьбой научить техникам лепки того или иного изделия онлайн. Чаще всего это были люди, которые уже владели основами ручной лепки и имели конкретные запросы. У них были инструменты, глина, глазурь и возможность обжечь изделия. Был случай, когда мы давали уроки новичку.

Однажды мы провели несколько занятий для священника из Чили. Общались на английском: объясняли ход работы, делились опытом по подбору материалов и инструментов, рассказывали хитрости и нюансы. Вместе мы сделали статуэтку-рыбу, калабас с бомбильей и небольшую скульптуру Франциска Ассизского.

Плюс онлайн-занятий в том, что ученик полностью самостоятелен и приходит к результату благодаря своему усердию и терпению
Плюс онлайн-занятий в том, что ученик полностью самостоятелен и приходит к результату благодаря своему усердию и терпению
Это не развлекательные уроки, на которых вам выдадут наполовину готовое изделие и предложат покрыть глазурью
Это не развлекательные уроки, на которых вам выдадут наполовину готовое изделие и предложат покрыть глазурью
1/2
Плюс онлайн-занятий в том, что ученик полностью самостоятелен и приходит к результату благодаря своему усердию и терпению

Консультация по подбору материалов с ответами на вопросы, которые подготовил клиент, стоит 1000 ₽ за 45 минут. Обычно на консультации мы составляем план работы. Онлайн-занятие стоит так же, как очное индивидуальное: 3000 ₽ за 120 минут.

Мы и сами любим учиться у мастеров со всего мира. Переписываемся с керамистами из других стран и обмениваемся опытом. Однажды наша коллега-керамистка Крис из США заказала у нас для себя окарину, увидев Пашину работу в соцсетях. Мы отправили ей заказ и решили сделать сайт, чтобы продавать изделия по всему миру.

Стали искать разработчика. Мы хотели сделать сайт-конструктор, где можно выбирать вид глины, глазури, размер и цвет изделия, подробно описывать детали. Такой сайт стоил бы неподъемно дорого, около миллиона рублей.

Пришли к компромиссному решению: простому сайту на «Тильде». За это мы заплатили специалисту 30 000 ₽. Когда появился сайт на русском языке, наша первая американская покупательница с помощью «Гугл-переводчика» разобралась с информацией и заказала у нас еще три изделия.

В наших планах было сделать английскую версию, но после 24 февраля мы оставили эту идею. Сейчас мы уже не можем получать международные платежи. В общей сложности благодаря сайту мы заработали 350 $ — примерно 26 250 ₽ по тому курсу.

Сейчас сайт не работает. Мы пользовались «Тильдой» год за 6500 ₽ и оплачивали домен mirriv.ru — 3000 ₽. За домен продолжаем платить, чтобы вернуться к интернет-продажам позже. Сейчас продаем товары и консультируем в социальных сетях, преимущественно во «Вконтакте». Нам хватает функций встроенного в сообщество интернет-магазина. А вот времени разбираться в тонкостях работы сайта нет.

Я уверена, что есть люди, которые не пользуются социальными сетями и не знают про нас. Когда появится возможность регулярно выделять деньги на оплату труда разработчика, восстановим работу сайта. «Тильдой» пользоваться больше не планируем: у нас появляются новые задачи, и конструкторы сайтов не всегда отвечают нашим требованиям.

Не тратим деньги на рекламу

Поскольку с самого начала мастерская не пустовала, мы не давали рекламу. Развивались благодаря сарафанному радио. Приходили друзья и знакомые тех, кто уже бывал на занятиях.

Мы вели страницы во «Вконтакте» и «Инстаграме». По большей части показывали там работы учеников, свои изделия, сделанные на заказ, и философствовали о чем придется.

Каждый месяц у нас разное количество заказов и занимающихся, поэтому доходы варьируются от 30 000 ₽ до 100 000 ₽ на двоих. Но когда доходы не радовали, мы заплатили таргетологу 15 000 ₽ — она учила нас настраивать таргет, писать короткие и, по ее мнению, привлекательные слоганы, подбирать фотографии. Мы выполнили инструкции, но результат был нулевой.

Мы решили, что правильнее уделять внимание нашим клиентам — и делать так, чтобы они приходили регулярно
Мы решили, что правильнее уделять внимание нашим клиентам — и делать так, чтобы они приходили регулярно
Хотим приглашать тех людей, которые с нами на одной волне: хотят отдыхать во время работы с глиной
Хотим приглашать тех людей, которые с нами на одной волне: хотят отдыхать во время работы с глиной
1/2
Мы решили, что правильнее уделять внимание нашим клиентам — и делать так, чтобы они приходили регулярно

Позже мы с Пашей пришли к выводу, что методы массового привлечения, например таргет, не работают в нашем бизнесе. Сложно работать с большим количеством немотивированных людей, которые приходят за готовым изделием, а не ради процесса лепки.

Сейчас в социальных сетях мы сочетаем Пашины размышления о красоте и творчестве с моими более практичными постами о том, как проходят занятия и что люди из них выносят. Паша также пишет про керамические процессы: техники лепки, обжиги, глазурирование, виды декорирования.

Как мы получили субсидии

В 2021 году появилась новая форма поддержки предпринимателей: социальный контракт. Малоимущие россияне могут получить субсидию для своего бизнеса. После того как в 2020 году нас встряхнул коронавирус, такая поддержка оказалась очень кстати.

Раньше субсидия для заявителя была 250 000 ₽. Мы получили ровно столько. Но с 1 июля максимальную сумму подняли до 350 000 ₽.

Нужно собрать справки о доходах семьи, гарантийные письма от организаций, которые поставляют нам оборудование и материалы, получить справку о постановке на учет в качестве самозанятой, приложить свой ИНН и написать заявку с объяснениями, для чего нужны деньги.

В конце 2021 года, когда я стала интересоваться возможностью получить помощь от государства, я увидела объявление на портале «Мой бизнес». В нем предлагали бесплатно помочь с написанием бизнес-плана. Я обратилась по объявлению: менеджерка задала вопросы про работу бизнеса, запросила документы об образовании и фотографии моих работ.

За несколько дней она написала бизнес-план и прислала мне на проверку. Я скорректировала некоторые параметры и получила готовый план по развитию керамической мастерской. В нем было резюме проекта, анализ рынка конкурентов в нашем городе, маркетинговый и финансовый план, смета.

Государственные деньги предполагалось потратить на закупку глазурей, глины, освещения и нового оборудования. Пакет документов вместе с планом я отнесла в службу социальной защиты Кирова в начале 2022 года. Через месяц их одобрили.

Через несколько месяцев после закупки нужно было отчитаться перед государством: предоставить чеки товаров и показать, что я за это время получила доход в качестве самозанятой. Ежемесячная отчетность — в течение года с момента получения субсидии. Некоторыми материалами из той закупки мы пользуемся до сих пор.

Как я уже говорила, сейчас мы зарабатываем от 30 000 ₽ до 100 000 ₽. В планах на будущее — доход в 200 000 ₽ в месяц на двоих. Для этого хотим проводить массовые мероприятия в мастерской, увеличить количество выездных мастер-классов и онлайн-занятий.

Операционные расходы в сентябре 2022 года — 31 796 ₽

Прибыль42 400 ₽
Аренда16 600 ₽
Расходы на материалы10 000 ₽
Коммунальные платежи3500 ₽
Налоги1696 ₽

Операционные расходы в сентябре 2022 года — 31 796 ₽

Прибыль42 400 ₽
Аренда16 600 ₽
Расходы на материалы10 000 ₽
Коммунальные платежи3500 ₽
Налоги1696 ₽
Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.

Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes.

Что бы вы посоветовали героям: как масштабировать бизнес?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество