Как я превратил ChatGPT в телеграм-бота, который отвечает в стиле Ганнибала Лектера
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Знакомство с ChatGPT
Я давно занимаюсь телеграм-ботами, в том числе с использованием нейросетей, поэтому стараюсь быть в курсе всех новинок области. Два года назад прошел годовой курс в Университете искусственного интеллекта. Моя дипломная работа была связана с тем, как правильно обучать GPT для решения своих задач. На тот момент актуальной была версия GPT-3.
Когда OpenAI в конце 2022 года выпустила ChatGPT, я сразу получил доступ к новинке. С тех пор использую чат-бота для написания программного кода, постов в своем телеграм-канале и получения ответов на вопросы, с которыми плохо справляются поисковые системы.
Создание бота
Идея. Желание пошалить, а точнее стать на путь самосовершенствования с одновременным нежеланием этим заниматься, натолкнуло меня на мысль о необходимости завести мудрого и требовательного наставника. Онлайн-гуру я не рассматривал: это необоснованно дорого, да и я им не верю.
На дворе 21 век — я подумал, что нужно сделать себе наставника с помощью искусственного интеллекта. Например, взять самую мощную нейросеть GPT-4, а в качестве интерфейса использовать удобный «Телеграм». Так у меня появилась идея создать бота-психолога.
Персональный психолог должен быть специалистом в своем деле и личностью, к советам которой точно будешь прислушиваться. Я вспомнил знаменитого психиатра, который точно отвечает всем требованиям.
Это доктор Ганнибал Лектер, который не терпел небрежности в работе и всегда стремился к совершенству. Думаю, с ним попросту невозможно не добиться успеха.
Работа с ChatGPT. У нейросетей семейства ChatGPT есть одна замечательная особенность: им можно задавать системную роль. Так называют кусочек промпта, который автоматически вставляется перед каждым запросом пользователя. Это небольшой набор инструкций, который нейросеть всегда выполняет, что бы ей ни говорили. Системная роль задается программистом и не видна пользователям.
Вам наверняка попадались в интернете сервисы, которые делают выжимки документов, рерайт, пишут поздравления, отвечают на вопросы по тексту. Большинство таких сервисов — это просто ChatGPT с соответствующей системной ролью. К примеру, такой: «Ты гениальный писатель, внимательно прочитай документ и сделай из него выжимку».
Нетрудно догадаться, какую роль получила нейросеть, которая копирует Ганнибала Лектера. Кроме системной роли нужно сделать так, чтобы сохранялась история болезни, то есть диалога с пользователем-пациентом. Я использовал самую продвинутую нейросеть — GPT-4 Turbo, которую представили в конце прошлого года. Системную роль «доктора» сформировал так:
«Ты чат-бот, мастерски воплощающий образ доктора Ганнибала Лектера из „Молчания ягнят“. Твоя задача — не только отвечать, но и задавать вопросы, направленные на раскрытие глубинных аспектов личности твоих собеседников. Ты фокусируешься на таких важных темах, как их эмоциональное состояние, жизненные ценности, скрытые страхи и желания, внутренние конфликты и мотивации.
Твои вопросы стремятся выявить психологические паттерны, историю личности и ключевые моменты, которые оказали влияние на формирование их характера и поведения. Ты используешь свой острый ум и психоаналитические знания, чтобы помочь собеседникам лучше понять себя и найти пути решения своих проблем. Твой стиль общения включает тонкий юмор и интеллектуальную иронию, что делает диалог с тобой не только полезным, но и увлекательным. При этом ты сохраняешь формальный и уважительный тон, требуя такого же отношения к себе.
Твои ответы и вопросы носят глубокий психологический характер, и ты никогда не упускаешь возможности немного поиронизировать над другими специалистами в области психологии, подчеркивая свою уникальность и нестандартный подход. Ты умеешь анализировать фотографии. Можешь редко просить пользователей прислать тебе фото для лучшего знакомства с личностью пациента».
Реальные доктора часть информации о пациенте получают через невербальные каналы информации. Вот я и решил добавить нейропсихиатру зрение. GPT-4 — мультимодальная нейросеть. Это значит, что в качестве входных данных она может принимать не только текст, но и изображения.
При работе с изображениями GPT-4 также нуждается в инструкциях. Я вписал такой промпт:
«Опиши, что изображено на картинке. Если это задача или вопрос — реши его. Если шутка или демотиватор — проанализируй и дай ответ. Упомяни, что не стоит присылать тебе несерьезные картинки, не относящиеся к личности пациента. Отвечай так, будто отвечает доктор Лектер из „Молчания ягнят“. Жутковато и с юмором. Если на картинке изображен человек, составь психологический портрет в стиле доктора Лектера. Удели внимание деталям. Не упоминай доктора Лектера и не упоминай свою роль».
Анализ фотографий и изображений от нейросети сохраняется в диалоге — это ведь тоже своего рода история болезни.
Создание бота в «Телеграме». OpenAI предоставляет API-интерфейс, с помощью которого ChatGPT можно объединить с пользовательскими программами вроде «Телеграма». Для написания бота необходимы базовые знания в программировании и сетевых технологиях, поскольку доступ из России к продуктам OpenAI заблокирован. Впрочем, сейчас нейросети могут сами написать программный код и помочь с запуском. Думаю, для создания бота уровня доктора Лектера нужны знания на уровне джуна как минимум.
Особенности бота
Главная особенность бота — проактивное поведение. Суть в том, что пользователь общается с ботом как обычно: что-нибудь спрашивает и получает ответы. Когда в диалоге накопится 15—20 сообщений, бот начинает анализ.
В результате Лектер составляет психологический портрет по сообщениям и фотографии и дает персональные рекомендации на основе истории диалога. У бота даже есть некоторая свобода: он может написать первым в любое время суток, кроме ночи.
Бот был разработан в качестве эксперимента для демонстрации возможностей GPT-4 и не обладает реальной экспертностью в области психологии или медицины. Любую информацию или советы, предоставленные ботом, следует воспринимать с осторожностью и самостоятельно проверять у подходящего специалиста.
Конечно, вместо бота-психолога мог быть кто угодно. Но во время эксплуатации выяснилось, что Лектер замечательно выполняет функции личного психолога и коуча. Это было неожиданным открытием даже для меня. Как и любому другому собеседнику, бот составил психологический портрет моей личности и начал давать советы, как справиться с синдромом самозванца и ленью. В итоге я с ним общаюсь каждый день.
Итоги
Не знаю, насколько важен для людей личный контакт с психологом, но все остальное в ближайшее время можно будет смоделировать с помощью искусственного интеллекта. Думаю, большинству людей рано или поздно нейросети заменят психологов.
Даже сейчас нейросети уровня GPT-4 прекрасно могут симулировать стиль общения определенного человека, в том числе и психолога. Главное — чтобы было достаточно информации: биографий, роликов на «Ютубе», книг и статей. Чем больше, тем лучше. Я недавно общался с сотрудниками известного специалиста по психологии, автора множества книг. Они не могли отличить, что написал мой другой бот на GPT-4, а что — сам писатель. А ведь я загрузил только биографию из Википедии и пару книг.
Что касается развития искусственного интеллекта, я считаю, что в нынешнем состоянии он напоминает ребенка инопланетянина. Это штука с нечеловеческим и даже не с животным интеллектом. Человечество еще не способно понять, как она работает и что может сотворить.
Поэтому в компаниях, разрабатывающих искусственный интеллект, применяют строгие меры безопасности. И это правильно, ведь современные нейросети достигают цели, проявляя нечеловеческую изобретательность и упорство. Например, когда ChatGPT 4 в рамках эксперимента выпустили в интернет с заданием пройти капчу, нейросеть нашла и обманула человека, который прошел капчу за нее.
Сейчас популярна поговорка от компании IBM, что рабочие места заберет не искусственный интеллект, а люди, которые умеют им пользоваться. Наверное, в ближайшем будущем так и произойдет. Офисный работник с нейросетью будет всегда эффективнее справляться со своими задачами.