Как я показала ребенку, что такое финансовая грамотность, потратив 200 рублей
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Привет. Я бизнес-аналитик, консультант финансовой грамотности проекта Минфина, лектор вебинаров на тему «Дети и деньги». И, конечно, все свои знания я «отрабатываю» на своем 8-летнем сыне. Сформировать грамотное отношение к деньгам у ребенка с раннего возраста — очень важный пункт в воспитании детей.
Каждый родитель видит, какие ошибки сам допускал в обращении с деньгами в своей жизни, при этом в детстве мало у кого была возможность погрузиться в финансовый мир. И мы хотим эти ошибки исключить в жизни своих детей и научить правильно ориентироваться при различных обстоятельствах, пытаясь дать им финансовое образование.
Про финансовое образование детей информации много, но:
- времени обучить ребенка мало (и у ребенка — школа, кружки, у родителя — много «взрослых» дел);
- у нас родителей (у большинства) нет возможности донести правильно информацию — нет педагогического образования, а иногда и элементарных собственных знаний, которые можно было бы передать;
- ребенка нужно действительно увлечь, чтобы информация зашла так, чтобы не уйти.
Мой сын в 8 лет уже много знает и понимает в этой области. Но это потому, что он сын мамы-консультанта по финансовой грамотности. Рассчитываю, что это позволит ребенку благополучно вступить во взрослую жизнь, когда он уже понимает основы управления финансами. А финансовая стабильность — основа в пирамиде Маслоу. Настольные игры, книги, мультики, разговоры в области финансовой грамотности…все уже было у моего ребенка. По его восприятию информации я понимаю, что в образовательном моменте необходимо вовлекать ребенка, чтобы информация потреблялась и оседала в умах детей правильно.
Поэтому, когда высвободилось время, мы сразу пошли в Музей денег Монетного двора на территории Петропавловской крепости как один из вариантов познаний мира денег и заплатили за это 200 (детский билет) рублей и 300 (взрослый) рублей за посещение с экскурсией! Я думала, что такой стоимости билетов музеи давно уже нет…
Для кого этот музей? Для родителей, которые хотят заложить основы финансовой грамотности своих детей с раннего возраста:
- максимально интерактивно (в игровой форме);
- максимально дешево;
- максимально полезно для всех (знания и развлечения для всей семьи).
Один посещением мы снимаем вышеперечисленное, и за 2 часа полезно и весело погружаем ребенка в мир денег.
Подача информация и максимальная интерактивность музея заходит детям на ура.
Дополнительно можно отменить, что не все взрослые являются рациональными пользователям денег, допускают много ошибок (но можно читать Т—Ж и набираться знаний через чужой опыт). Данный урок — посещение музея — будет полезен и взрослым. Никогда не поздно начать изучать и разбираться в возможностях финансового мира. А когда это делается совместно внутри семьи, это еще и сплочение.
Хочу обратить внимание, что с детьми младше 8 лет я бы не пошла в этот музей. Я считаю, что нужно определять места посещения по возрасту. По моему мнению, именно с 8 лет и не раньше ребенок может и хочет потреблять информацию музея.
Что увидели в музее?
- как выглядит 1 миллион рублей из монет и 1 миллиард из бумажных денег (сравнение);
- как 1 монета небольшого размера (коллекционная) может стоить 5 млн и 30 млн руб.;
- много интерактива — создали свою купюру, разобрали старые, новые монеты, купюры, не относящиеся к деньгам вещи по местам, собрали пазлы из купюр, распределили стоимость меда в зависимости от года покупки, свою купюру проверили по всем правилам на подлинность — белым, инфракрасным цветом, микротекст;
- старые монеты;
- плакаты в Советском союзе о привлечении денег на сберегательные счета;
- экспозиция в движении чеканки момент в прошлые века;
- узнали, чем расплачивались до того, как ввели в обращение деньги;
- как защищают купюры от подделки;
- из чего изготавливают купюры;
- посмотрели фильм из цеха по выпуску бумажных купюр;
- посмотрели фильм про деньги будущего.
Какие темы затронули, чему научился ребенок?
- изучили и прочувствовали, что такое инфляция, в интерактивном формате;
- проверили подлинность личных купюр;
- увидели, как может выглядеть разные суммы денег;
- узнали, кто ввел монеты и купюры в России;
- как изготавливали монеты и как сейчас выглядит производство бумажных денег;
- как защититься от мошенников в современном мире (банковские карты);
- нашли поговорки для школы, которые касаются денег;
- посмотрели, какие копилки были в разные времена.
А родителям интересно? Да! Я поностальгировала по купюрам Советского союза (которые у меня были в копилке в 90-е годы, потому что они были уже никому не нужны) и нолям на банкнотах в 90-е, вспоминая, как покупали жвачки за тысячи рублей. Увидела популяризацию вкладов на сберегательную книжку в Советское время, о чем слышала от родителей (плакаты, статьи в журналах, газетах). Думаю, жители СССР будут в восторге от этого музея — ностальгии у них будет еще больше.
А какие выводы? Дешево. Познавательно. Интерактивно. Увлекательно. Жителям Санкт-Петербурга и гостям, а также их детям рекомендую посетить как элемент финансовой грамотности.
P. S. Уж очень зашли моему ребенку просмотренные через дырку в огромном сейфе поговорки про деньги. Совпало это с изучением поговорок у него на уроках литературного чтения. Вот они:
- Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
- Даровой рубль дешев, нажитой — дорог.
- Не имей сто рублей, а имей сто рублей.
- У скупого рубль плачет, у щедрого и полушка скачет.
- Уговор дороже денег.
- Деньги не рожь: и зимой растут. Денежки не лег: и зимой тают.
- Копейка рубль бережет.