Как я показала ребенку, что такое финансовая грамотность, потратив 200 рублей

18

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Ольга Грошева

Страница автора

Привет. Я бизнес-аналитик, консультант финансовой грамотности проекта Минфина, лектор вебинаров на тему «Дети и деньги». И, конечно, все свои знания я «отрабатываю» на своем 8-летнем сыне. Сформировать грамотное отношение к деньгам у ребенка с раннего возраста — очень важный пункт в воспитании детей.

Каждый родитель видит, какие ошибки сам допускал в обращении с деньгами в своей жизни, при этом в детстве мало у кого была возможность погрузиться в финансовый мир. И мы хотим эти ошибки исключить в жизни своих детей и научить правильно ориентироваться при различных обстоятельствах, пытаясь дать им финансовое образование.

Про финансовое образование детей информации много, но:

  • времени обучить ребенка мало (и у ребенка — школа, кружки, у родителя — много «взрослых» дел);
  • у нас родителей (у большинства) нет возможности донести правильно информацию — нет педагогического образования, а иногда и элементарных собственных знаний, которые можно было бы передать;
  • ребенка нужно действительно увлечь, чтобы информация зашла так, чтобы не уйти.

Мой сын в 8 лет уже много знает и понимает в этой области. Но это потому, что он сын мамы-консультанта по финансовой грамотности. Рассчитываю, что это позволит ребенку благополучно вступить во взрослую жизнь, когда он уже понимает основы управления финансами. А финансовая стабильность — основа в пирамиде Маслоу. Настольные игры, книги, мультики, разговоры в области финансовой грамотности…все уже было у моего ребенка. По его восприятию информации я понимаю, что в образовательном моменте необходимо вовлекать ребенка, чтобы информация потреблялась и оседала в умах детей правильно.

Поэтому, когда высвободилось время, мы сразу пошли в Музей денег Монетного двора на территории Петропавловской крепости как один из вариантов познаний мира денег и заплатили за это 200 (детский билет) рублей и 300 (взрослый) рублей за посещение с экскурсией! Я думала, что такой стоимости билетов музеи давно уже нет…

Для кого этот музей? Для родителей, которые хотят заложить основы финансовой грамотности своих детей с раннего возраста:

  • максимально интерактивно (в игровой форме);
  • максимально дешево;
  • максимально полезно для всех (знания и развлечения для всей семьи).

Один посещением мы снимаем вышеперечисленное, и за 2 часа полезно и весело погружаем ребенка в мир денег.

Подача информация и максимальная интерактивность музея заходит детям на ура.

Дополнительно можно отменить, что не все взрослые являются рациональными пользователям денег, допускают много ошибок (но можно читать Т⁠—⁠Ж и набираться знаний через чужой опыт). Данный урок — посещение музея — будет полезен и взрослым. Никогда не поздно начать изучать и разбираться в возможностях финансового мира. А когда это делается совместно внутри семьи, это еще и сплочение.

Хочу обратить внимание, что с детьми младше 8 лет я бы не пошла в этот музей. Я считаю, что нужно определять места посещения по возрасту. По моему мнению, именно с 8 лет и не раньше ребенок может и хочет потреблять информацию музея.

Что увидели в музее?

  • как выглядит 1 миллион рублей из монет и 1 миллиард из бумажных денег (сравнение);
  • как 1 монета небольшого размера (коллекционная) может стоить 5 млн и 30 млн руб.;
  • много интерактива — создали свою купюру, разобрали старые, новые монеты, купюры, не относящиеся к деньгам вещи по местам, собрали пазлы из купюр, распределили стоимость меда в зависимости от года покупки, свою купюру проверили по всем правилам на подлинность — белым, инфракрасным цветом, микротекст;
  • старые монеты;
  • плакаты в Советском союзе о привлечении денег на сберегательные счета;
  • экспозиция в движении чеканки момент в прошлые века;
  • узнали, чем расплачивались до того, как ввели в обращение деньги;
  • как защищают купюры от подделки;
  • из чего изготавливают купюры;
  • посмотрели фильм из цеха по выпуску бумажных купюр;
  • посмотрели фильм про деньги будущего.

Какие темы затронули, чему научился ребенок?

  • изучили и прочувствовали, что такое инфляция, в интерактивном формате;
  • проверили подлинность личных купюр;
  • увидели, как может выглядеть разные суммы денег;
  • узнали, кто ввел монеты и купюры в России;
  • как изготавливали монеты и как сейчас выглядит производство бумажных денег;
  • как защититься от мошенников в современном мире (банковские карты);
  • нашли поговорки для школы, которые касаются денег;
  • посмотрели, какие копилки были в разные времена.

А родителям интересно? Да! Я поностальгировала по купюрам Советского союза (которые у меня были в копилке в 90-е годы, потому что они были уже никому не нужны) и нолям на банкнотах в 90-е, вспоминая, как покупали жвачки за тысячи рублей. Увидела популяризацию вкладов на сберегательную книжку в Советское время, о чем слышала от родителей (плакаты, статьи в журналах, газетах). Думаю, жители СССР будут в восторге от этого музея — ностальгии у них будет еще больше.

А какие выводы? Дешево. Познавательно. Интерактивно. Увлекательно. Жителям Санкт-Петербурга и гостям, а также их детям рекомендую посетить как элемент финансовой грамотности.

P. S. Уж очень зашли моему ребенку просмотренные через дырку в огромном сейфе поговорки про деньги. Совпало это с изучением поговорок у него на уроках литературного чтения. Вот они:

  1. Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
  2. Даровой рубль дешев, нажитой — дорог.
  3. Не имей сто рублей, а имей сто рублей.
  4. У скупого рубль плачет, у щедрого и полушка скачет.
  5. Уговор дороже денег.
  6. Деньги не рожь: и зимой растут. Денежки не лег: и зимой тают.
  7. Копейка рубль бережет.
  • Забаненый за правдуЭто не финансовая грамотность а просто поход в музей. От того, что он узнал кто ввел в России монеты или как выглядит миллиард он не научится инвестировать или не набирать кредитов по любому поводу85
  • ВладиславЗлонравный, по сути да, но и сложно быть грамотным с деньгами, когда ты их не видел. Теперь он не сможет сказать, что в глаза такие деньги не видел)2
  • juarhalaНе имей сто рублей, а имей сто рублей. - точно так пословица должна выглядеть?)21
  • Хойяjuarhala, когда речь про финансовую грамотность - видимо, да) Ну или ещё варианты, например: - Не имей сто рублей, а имей сто долларов. - Не имей сто рублей, а имей сто ценных бумаг. - Не имей сто рублей, а имей сто квартир под сдачу.32
  • Анастасия КоршунковаСовременным детям сейчас тяжело. Они не учились распоряжаться малыми суммами, как мы в детстве. В моем детстве мороженое стоило 3 рубля, а чупик 1рубль. Сейчас малым детям тяжело считать: мороженное 96р, чупачупс 15р. Это даже для взрослого тяжело. Плюс много товаров и ценники тяжело искать. Кроме того... У многих уже и наличии нет. Ходят с картами.0
  • Забаненый за правдуАнастасия, тяжело-это когда думаешь данные на обед деньги в школе потратить, на мороженое или копить на игру и жвачки. Кстати если что до 1998 тыщи были а не рубли)10
  • Вячеслав ИвановВы потратили не 200,а 500 рублей. Можно мне другого консультанта по финансам? Спасибо.62
  • НадеждаАнастасия, ничего тяжёлого. Когда иду в магазин с ребенком, даю ему монеты и он покупает дешёвую вкусняшку себе. Дома играли в магазин постоянно.2
  • Виталий СибирскийКасательно вышеперечисленных поговорок, именно они и формируют искаженное восприятие и отношение к деньгам. Соглашусь, что посещение музея познавательно и увлекательно. Но не в музеях прививают фин.грамотность.13
  • ЕкатеринаСчитаю, что эффективная финансовая грамотность - это заехать в самый плохой район вашего города, найти там самый вонючий и страшный бревенчатый дом, зайти туда со своим ребенком и наглядно показать, что будет, если ты будешь тратить все свои заработанные деньги. Уж нагляднее я точно не встречала. Запах и увиденное явно отложиться в голове вашего отпрыска. Желаю удачи.12
  • Nastya NastaziiВячеслав, вангую что тему поменял сам Т-Ж. Очень часто твою тему просто убирают тут и ставят другой абсолютно заголовок. Часто несущий вообще другой посыл. Вероятно это делает бот7
  • Sergey GrigoryevПочему так много опечаток? Совсем никакой редактуры не проходят статьи? "Не имей сто рублей, а имей сто рублей." "увидели, как может выглядеть разные суммы денег;" "Дополнительно можно отменить, что не все взрослые... "5
  • Андрей ДейнекоОоочень много буков не по делу11
  • Elena SahtВы знаете... Мне кажется я на игре "монополия" быстрее бы поняла про деньги, чем в таком музее. Я, конечно, не против музеев. Просто там как раз ребёнок легко поймёт, что деньги жто гора бумажек, а одна монетка может быть дорогой. Как это поможет понять про финансовое распределение - загадка7
  • Наталья МогильнаяИнтересно.Нужно будет сходить в этот музей.0
  • Ольга Г.Екатерина, это уже сделано)0
  • Ольга Г.Elena, а насчет игр тоже в статье есть) И насчет монополии...есть много игр полезнее монополии. Монополия - хороший маркетинг0