«Чашка теперь стоит 500 рублей»: что будет происходить с ценами на кофе в 2025 году
В России кофе подорожал с начала года на 30%.
В 2025 году напиток станет еще дороже — из-за засухи в Бразилии и дождей во Вьетнаме цена на кофе на бирже обновила исторический максимум, производители говорят про дефицит сырья. К этому прибавляется рост издержек из-за логистики и колебаний курса валют. Разбираемся, как реагируют на рост цен в индустрии и что будут пить россияне.
Переходите к важному на ваш взгляд
Почему кофе растет в цене
Практически весь кофе, который продается в России, производится из бразильского и вьетнамского зерна. В 2024 году в этих странах были проблемы с погодой: в Бразилии случилась аномальная засуха, во Вьетнаме — сначала засуха, а потом обильные дожди. Из-за этого производство будет сокращаться.
К декабрю биржевые цены на кофе побили исторический максимум, установленный в 1977 году. Стоимость робусты в закупке за последние 12 месяцев поднялась более чем в два раза, арабика подорожала на 80% из-за потенциального дефицита.
Проблемы на этом не заканчиваются. Владимир Михеев, владелец сети Do.bro coffee напоминает, что напиток будет дорожать в том числе из-за ослабления рубля, инфляции, более сложной логистики из-за санкций. «Логистику усложняют военные конфликты на Ближнем Востоке, кофе из Африки сейчас плывет на месяц дольше, чем обычно, из-за проблем в районе Красного моря», — дополняет Алексей Кугаенко, руководитель кофейного направления «Даблби».
Многие банки перестали напрямую работать с российскими компаниями. Например, платежи в Китай приходится проводить через агентов. Стоимость комиссии за перевод платежей за границу эксперты индустрии оценивают в 4—5%.
Нестабильность курса мешает планировать
Цены основных сортов кофе в мире, арабики и робусты, сейчас находятся на пике. И если раньше высокая стоимость арабики компенсировалась более доступной робустой, то сейчас такого нет.
Самая большая проблема — это рост цен на сырье и нестабильный курс доллара. Причем бизнесу мешает не столько сам уровень курса, сколько его резкие и непредсказуемые скачки, из-за этого приходится включать валютные риски в цену продукта. Дополнительно себестоимость увеличивают высокие кредитные ставки.
Контейнеры стоят в портах, платежи принимают два-три банка
Из-за засухи и роста инфляции в мире фермеры, вероятно, будут переключаться на другие сельхозкультуры, поэтому стоит ждать роста себестоимости культивирования кофе. Есть проблемы с платежами: осталось лишь два-три банка, через которые можно платить поставщикам сырого зерна напрямую, в основном же все начинают работать через платежных агентов, а это дополнительные комиссии.
Страны произрастания находятся на других континентах, зерно везут по морю. С начала 2022 года многие международные морские перевозчики и крупные экспортеры крайне неохотно отправляют грузы в Россию, а какие-то и вовсе не берутся за это. Если же соглашаются, работа сопровождается дополнительной бюрократической волокитой. Часто случается, что контейнеры не уходят, подолгу стоят в портах, доставка задерживается.
Как выросла цена кофе для производителей и обжарщиков
Цены на сырье, то есть на зеленый кофе, с начала года выросли в среднем на 30%. Как говорят в Tasty Coffee, цены в их прайсе за год с января по декабрь 2024 года в среднем выросли на 30%. Если делить по странам: Бразилия подорожала на 50%, Колумбия — на 30%, Эфиопия — на 15%.
Кофе вырос с 6,5 $ за 1 кг до 9 $
Мы обжарщики. Год назад базовое зеленое зерно «Бразилия Сантос 17/18» можно было купить за 6,5 $ за 1 кг, а сегодня это 9 $ за 1 кг, и в этом отражен не весь недавний рост биржи. Курс доллара растет, мы вынуждены повышать цены на свой товар — «Бразилия Сантос» прошлой осенью стоила 1000 ₽ за кг, а сегодня это 1250 с перспективой роста до 1350.
Подорожание зерна на бирже на стоимости чашки кофе еще не отразилось в полной мере: ценник рос в основном из-за валютных колебаний.
«Кофе по новым контрактам к нам приедет через 3—6 месяцев, поэтому цены еще вырастут. Возможны и некоторые спады, так устроен рынок. Но вряд ли цены будут такими же, как раньше», — говорит Екатерина Горина, руководитель пиар-отдела Tasty Coffee. У «Даблби» по зерну из Бразилии старые цены будут до весны, из стран Африки — до лета.
Ценовой удар возьмут на себя покупатели премиума
Все понимают, что значительный рост цен приведет к снижению потребления. Поэтому крупные операторы рынка пытаются снизить негативный эффект разными способами. Например, цены в экономсегменте повышают не так значительно, а закладывают общие издержки в рост стоимости премиальной продукции.
Как кофейни адаптируются к росту цен
Александр Деньжаков, совладелец сети кофеен «Шишки&Орешки» рассказывает, что цена зерна для их заведений за этот год выросла на 25%, причем только из-за колебаний курса доллара, а не цены на бирже. «Поставщики везут нам кофе по контрактам, которые они заключали с производителями по старым ценам. Мы ждем в следующем году увеличения стоимости зерна из-за роста биржевых цен на кофе еще на 25%», — уточняет Александр Деньжаков.
Цена напитков в кофейнях растет не только из-за роста цены закупки кофе. «Дорожает рабочее время сотрудников, аренда, логистика. Увы, дешевеет только рубль», — наблюдает Марина Яковлева, генеральный директор Baggins Coffee.
Кофейни повышают цены постепенно. В Do.bro coffee раз в три месяца добавляют 3—4%, чтобы резкая разница «не так эмоционально сказывалась на восприятии гостей», — уточняет Владимир Михеев.
«Шишки&Орешки» в этом году повышали цену на кофе дважды на 5—7%, следующий раз прайс перепишут весной. В «Даблби» повысили цены на напитки на 15—20 ₽ в конце лета, на кофе в зернах — на 10% в начале декабря. В Baggins Coffee недавно стали продавать напитки в среднем на 15 ₽ дороже за порцию.
На рост цен некоторые гости реагируют с негодованием
Цена на зерно растет ежемесячно, мы стараемся следить за биржей и за курсом, не размещать заказы на пиках стоимости, но, увы, тенденция налицо. По итогам года наша закупочная цена выросла ровно на 20%.
Некоторые гости реагируют с негодованием, увидев новую стоимость напитка. Им сложно объяснить, что мы — крайнее звено этой длинной цепочки событий, и сдерживать цену за свой счет нам не по силам.
В «Шишки&Орешки» рост себестоимости стараются компенсировать за счет уменьшения прибыли и роста дополнительных продаж. Для этого в кофейне расширяют ассортимент булочек, пирожных, готовой еды, чтобы клиенты приходили чаще и брали не только кофе. Планируют добавить в меню чаи и лимонады.
Пытаться экономить за счет замены арабики на робусту сейчас нет смысла, говорят игроки рынка. Дмитрий Гущин, генеральный директор «Лалибела кофе», считает, что у потребителей нет возможности выбрать что-то дешевле: «Курьезная особенность текущего роста цен на кофе в том, что дешевый вид, робуста, вырос в цене больше, чем дорогая арабика. И разница в цене между ними на сегодня сократилась до минимума».
Цены на напитки с высоким содержанием молока будут расти медленнее, ведь доля зерна в себестоимости чашки капучино меньше, чем в эспрессо или американо.
Как будет меняться поведение потребителей
За спрос на кофе игроки рынка не переживают и считают, что россияне уже слишком к нему привязались. «Кофе такой напиток, который люди привыкли пить. Если у них есть потребность, они будут делать это, несмотря на рост цен. Если, конечно, стоимость не будет запредельная и кофе не станет напитком только для богатых», — считает Владимир Михеев, владелец сети Do.bro coffee. Александр Деньжаков, совладелец сети кофеен «Шишки&Орешки» соглашается. «У постоянных гостей спрос не снизится, это устойчивый средний класс, для них кофе стало ежедневной необходимостью. Возможно, те, кто ходит к нам нерегулярно, станут ходить реже».
Рамаз Чантурия из «Росчайкофе» тоже не прогнозирует снижение спроса: по его мнению, кофе не занимает в структуре ежедневных расходов потребителей весомого места. С другой стороны, есть вероятность, что часть людей станут чаще пить кофе дома. «Снижение спроса не прогнозируем. Кто пил кофе, так и будет пить кофе. Конечно, если доллар не будет по 200», — рассуждает Сергей Митрофанов, директор по маркетингу The Welder Catherine.
Кофе — элемент личного ритуала
Мы убеждены, что снижение спроса если и будет, то незначительное. Кофе — почти волшебный продукт, элемент личного ритуала и радость жизни. Если верить исследованиям, жители Москвы скорее откажутся от пива и доставки продуктов, чем от кофе. Да и задайте себе вопрос — сколько должен стоить кофе, чтобы лично вы исключили его из своего танца ежедневных дел?
Долгие годы в сознании гостей существовал образ «чашечка хорошего кофе стоит в районе 300 ₽». Сейчас реальность такова, что чашечка стоит в районе 500 ₽ — но пройдет время, прежде чем эта цена станет привычной. Дорого ли это? Смотря ради чего вы идете в кофейню.
Марина Яковлева, генеральный директор Baggins Coffee, считает, что гости будут оптимизировать свои траты на кофе. Они станут ходить в кофейни так же часто, но для экономии, скорее всего, сократят размер порции, откажутся от добавок и дополнительных лакомств. Роман Хомченко, руководитель кофейной компании Submarine, наблюдает, что как закупщики в кофейнях, так и просто любители кофе сейчас меньше экспериментирует с ультрадорогими позициями, а сосредоточились на продукции среднего ценового сегмента.
Переходить на более доступные напитки кофейни пока не планируют. «Может быть, мы будем что-то пробовать, но пока нет такого, что гость просит напиток из цикория, потому что кофе стал дорогой», — говорит Владимир Михеев, владелец сети Do.bro coffee.
Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes