Что такое консор­циумы и в чем их польза?

Обсудить
Аватар автора

Иван

спросил в Сообществе

Читал в новостях, что в 2024 году в России появилось несколько новых консорциумов, причем в важных и крупных сферах, например в финансовой и нефтегазовой. При этом такого понятия даже нет в законодательстве.

Что это вообще такое и может ли быть полезно более мелким компаниям?

Аватар автора

Татьяна Солдатова

изучила, какие консорциумы есть в России и мире

Страница автора

Даже если компания продает нефть, ей приходится работать и во многих других смежных и не очень областях: решать проблемы с транспортировкой, создавать компьютерные программы, обучать персонал и так далее. Некоторые проекты и в основной области компания может быть не способна выполнить в одиночку.

В такой ситуации разумно объединить усилия с другими участниками рынка из самых разных областей. Это и называют консорциумом.

Рассылка Т—Ж о мире инвестиций
Лайфхаки о том, как делать деньги из денег, — в вашей почте раз в неделю. Бесплатно

Что такое консорциум

Консорциум — это группа компаний, частных лиц или даже правительств, которые временно работают вместе для достижения конкретной общей цели. Участники консорциума обладают навыками, опытом или ресурсами, которые дополняют друг друга. Они сотрудничают и объединяются, чтобы получить выгодный всем результат.

Например, компании из разных сфер хотят построить мост. В такой консорциум могут входить:

  • инженерный центр, который разрабатывает проект;
  • местное правительство, которое следит за соблюдением нормативов и помогает с инвестициями;
  • местная строительная фирма, которая предоставляет рабочих;
  • другие организации с каким-то вкладом.

Консорциумы обычно создают на определенный срок. Участники объединяют свои ресурсы, включая людей и деньги, чтобы вместе сделать большой проект. В этом отличие консорциума от синдиката, который подразумевает длительное сотрудничество.

В России нет специального закона о консорциумах, но это слово часто используют в мире. Российские предприниматели могут назвать консорциумом почти любое объединение — даже простое товарищество.

Какие есть виды и формы консорциумов

В законодательстве нет конкретного определения консорциума. Он может принимать практически любой вид с участниками от физических лиц до правительств и целями от разработки технологии до благотворительности.

Консорциум совместных предприятий — это форма сотрудничества, когда две компании или более объединяются для реализации проекта. Каждый участник вносит ресурсы, опыт и капитал, разделяя риски и прибыль.

Такие консорциумы часто используют для крупных и сложных проектов, выхода на новые рынки или доступа к ресурсам. Часто это полноценное объединение капитала и ответственности. Участники могут договориться о распределении прибыли и убытков, а также выбрать структуру управления.

Например, на рынке есть супермаркет и несколько фермерских магазинчиков. Фермеры решают объединиться в консорциум, чтобы вместе противостоять крупному конкуренту.

Технический консорциум — это группа, работающая над проектами исследований и разработок в определенной технической области. Они объединяют ресурсы, обмениваются знаниями и совместно разрабатывают новые технологии или стандарты.

Участниками часто становятся академические институты с подходящим опытом. Результаты проектов используют для создания стандартов, разработки продуктов и политических решений.

Например, сотовые операторы объединяются с научными центрами и разрабатывают стандарт сети 5G. Также консорциум добивается от правительства разрешений, необходимых для работы сети. Теперь те, кто следует этому стандарту, могут легче продвигать свои услуги, а консорциум — в выигрыше.

Финансовый консорциум — это когда финансовые учреждения или инвесторы объединяют ресурсы для финансирования крупных проектов. Новые стартапы сначала обратятся в такой консорциум, так как там можно найти сразу несколько инвесторов со схожими целями и терпимостью к риску, а значит, и больше капитала. Сам консорциум может за счет объединения распределять риски, как делают инвестиционные фонды.

Маркетинговый консорциум — это когда компании объединяются, чтобы вместе использовать маркетинговые ресурсы и опыт. Они обмениваются исследованиями, данными и идеями, разрабатывают стратегии и креативные материалы. Такие консорциумы могут быть в разных формах — от официальных партнерств до сетей независимых компаний. Они могут быть отраслевыми, географическими или охватывать несколько рынков.

Например, производители телефонов хотят запустить рекламу, направленную на обеспеченную аудиторию. Они заключают соглашения с элитными брендами одежды о совместных маркетинговых кампаниях.

Консорциум по закупкам объединяет организации для совместных закупок, экономии и повышения переговорной силы. Участники могут быть из одной или нескольких отраслей. Они создают орган управления, который делает закупки для всех компаний консорциума.

Присоединение к консорциуму позволяет небольшим организациям использовать коллективную покупательную способность для выгодных условий или, например, участия в госзакупках.

Инфраструктурный консорциум объединяет компании и инвесторов для финансирования и разработки крупных инфраструктурных проектов. Это автомагистрали, аэропорты, морские порты и электростанции. Участники могут вносить деньги, предоставлять знания и разделять риски и выгоды.

В консорциум исследований и разработок обычно входят компании, университеты и правительственные учреждения. Основная цель — решение сложных проблем или разработка новых технологий. Совместная работа позволяет разделять затраты и риски, использовать опыт друг друга и ускорять инновации.

В зависимости от цели могут существовать и другие консорциумы. Целью может быть борьба за права человека, лоббирование законов, благотворительность и многое другое.

Какие черты есть у консорциумов

Главное в консорциуме — объединение ради четкой цели, где каждый вносит свой вклад: от финансирования до проведения исследований. Консорциумы могут быть разными:

  1. Коммерческими и некоммерческими.
  2. Официальным юридическим лицом с определенной структурой управления и неформальным объединением компаний.
  3. Временным, для одного проекта, или долгосрочным.
  4. С объединением ресурсов участников или с работой каждого участника как самостоятельной единицы.

Важно, что участники консорциума имеют соглашение о совместной работе, формат которого зависит от конкретного случая. Каждый участник отвечает только за свои обязательства в этом договоре. Один участник не может вмешиваться в деятельность членов, если только это не связано с общей целью.

Например, несколько мелких производителей одежды основали консорциум по закупкам. Его цель — совместно заказывать материалы и экономить за счет оптовых цен и расходов на транспортировку. Это позволяет им конкурировать с крупными компаниями на рынке, пользующимися подобными преимуществами. Но на этом взаимовлияние участников заканчивается. Они все еще конкуренты и не могут вмешиваться в деятельность друг друга.

Вот какие есть признаки консорциума:

  1. Участники объединения остаются полностью самостоятельными экономически и юридически.
  2. При формировании консорциума заключают соглашение.
  3. Цель структуры — объединить усилия по реализации проекта, получению определенных выгод и так далее.
  4. Участники структуры могут быть членами других консорциумов и иных проектов.
  5. Существование структуры не подразумевает создание сложной системы дополнительных органов управления — обычно это только центральный совет.

Таким образом, участники консорциума сохраняют независимость, обмениваясь информацией и ресурсами только в рамках обозначенных целей.

Что учесть при создании консорциума

Вот с чем нужно определиться, прежде чем создать консорциум.

Цели и задачи. Это может быть финансирование, продвижение закона, совместные закупки, технологические исследования и так далее. Задачи нужно сформулировать максимально четко.

Состав. Дальше предстоит определить состав консорциума — найти всех необходимых участников. Это зависит от конкретного проекта. Так, если вы с коммерческими партнерами планируете масштабный инфраструктурный проект, нужно также привлечь вузы, технологические компании, органы власти.

Еще важно четко определить, что и в какой степени каждый участник готов предоставить для общей цели и насколько большую ответственность он несет.

Соглашение о консорциуме. В соглашении важно прописать все нюансы и детали. Большое внимание стоит уделить распределению прибыли и расходов.

Можно сделать неформальное объединение, ограничившись чуть ли не устными договоренностями, если стороны при этом особо не рискуют. Если фиксировать договор полноценно, он будет зависеть от того, в какой организационно-правовой форме будет существовать ваш консорциум.

Примеры консорциумов в мире

Некоммерческие встречаются чаще всего. Например, в Великобритании люди создают консорциумы, чтобы выкупать футбольные клубы, которые испытывают трудности. Выгода для членов — выживание любимого клуба, а не прибыль.

Очень популярны консорциумы в образовательной среде. Например, Консорциум пяти колледжей в Массачусетсе включает в себя Массачусетский университет в Амхерсте, колледж Маунт-Холиок, Хэмпширский колледж, колледж Смит и колледж Амхерст в качестве членов. Учащиеся любого из этих учебных заведений могут посещать занятия в любой другой школе-партнере в зачет без дополнительной оплаты.

Другие консорциумы колледжей — это Консорциум квакеров, колледжи Клермонта и академический альянс «Большая десятка».

Коммерческие. Один из самых известных примеров — Airbus Industrie GIE. Это также пример того, какими сложными по структуре могут быть консорциумы. Четыре компании — партнера Airbus, а именно British Aerospace, Aérospatiale, Construcciones Aeronáuticas SA и DASA, одновременно были субподрядчиками и акционерами консорциума. Такая структура привела к конфликтам интересов и неэффективности, а также к окончательному переходу в 2001 году на Airbus SAS, что привело к консолидации первоначальных участников консорциума и сокращению накладных расходов.

В США сервис потокового видео Hulu — это консорциум крупных медиакомпаний, включая Comcast, Time Warner, Walt Disney Company и 21st Century Fox. В целом такие альянсы организуются по самым разным причинам.

Бывают даже объединения конкурирующих между собой компаний. В этих случаях предприятия создают альянсы, чтобы снижать свои расходы в нестратегических для них областях. Например, альянс GENIVI — это некоммерческий консорциум конкурирующих производителей автомобилей. Его цель — облегчить создание информационно-развлекательной системы в автомобиле.

Объединения часто можно встретить в областях, где очень важно существование общего стандарта. Например, консорциум Всемирной паутины, W3C, стандартизирует веб-технологии: CSS, XML и HTML.

Примеры консорциумов в России

В России объединение компаний именно в консорциумы — явление не с такой большой историей. Но можно найти примеры, большая часть которых будет относиться к сектору образования и государственным инициативам.

Консорциум для разработки ИТ-платформы в дорожно-строительной отрасли. Участники — группа компаний «Автобан», АО «Дороги и мосты», компания «Айбим». Случай интересен тем, что это как раз объединение частных и не очень крупных предприятий.

12 консорциумов из 60 университетов. Как пишет Минобрнауки, это произошло в 2021 году для участия в программе «Приоритет-2030».

Genesis. Консорциум деловой дипломатии БРИКС. Проект представили в конце сентября 2024 года. Консорциум должен работать над международной репутацией России.

Консорциум для создания единого QR-кода банков. Меморандум уже подписали Сбер, Альфа-Банк и Т⁠-⁠Банк. Инициатива развивается на фоне намерения ЦБ ввести единый QR-код для переводов и платежей.

Консорциум технологической независимости индустриального программного обеспечения. Это объединение крупнейших нефтяных компаний тоже появилось недавно — в августе 2024 года.

Преимущества и недостатки консорциумов

Участники консорциума получают следующие плюсы:

  1. Объединение ресурсов для взаимной выгоды.
  2. Доступ к знаниям и опыту других участников, которые может быть трудно получить в одиночку.
  3. Преимущество в тендерах благодаря доступу к информации и возможности осуществления поставок в другие регионы. Это особенно важно для компаний, которые не могут самостоятельно удовлетворить требования к сделке.
  4. Экономия денег и трудозатрат при разработке проекта.
  5. Разделение рисков между деловыми партнерами.

Но такое сотрудничество требует определенных усилий. Важно, чтобы полученная выгода была выше затрат на создание объединения. Вот что стоит учитывать:

  1. Нужно потратить время и ресурсы на поиск партнеров.
  2. Создание консорциума — трудоемкий процесс. Если организовать его в спешке, он может не дать ожидаемых результатов и даже вызвать проблемы у материнских компаний.
  3. Для достижения стабильных и качественных результатов требуется много времени и усилий для управления.
  4. Чтобы убедиться, что консорциум создан правильно, следует обратиться к юристу, а это может быть затратно.
  5. Если одна из ассоциированных компаний в консорциуме не сможет принять участие, это может негативно сказаться на остальных компаниях, когда придет время подавать заявки на будущие проекты.
  6. Могут возникнуть проблемы при разграничении ответственности между участниками.
  7. Ошибка одного участника может испортить репутацию всех членов консорциума.

Именно поэтому все детали сотрудничества лучше четко фиксировать в соглашении, а подбору участников уделять значительное время.

Татьяна СолдатоваКакого консорциума, на ваш взгляд, не хватает российской экономике?