Что такое консорциумы и в чем их польза?
Читал в новостях, что в 2024 году в России появилось несколько новых консорциумов, причем в важных и крупных сферах, например в финансовой и нефтегазовой. При этом такого понятия даже нет в законодательстве.
Что это вообще такое и может ли быть полезно более мелким компаниям?
Даже если компания продает нефть, ей приходится работать и во многих других смежных и не очень областях: решать проблемы с транспортировкой, создавать компьютерные программы, обучать персонал и так далее. Некоторые проекты и в основной области компания может быть не способна выполнить в одиночку.
В такой ситуации разумно объединить усилия с другими участниками рынка из самых разных областей. Это и называют консорциумом.
О чем вы узнаете
Что такое консорциум
Консорциум — это группа компаний, частных лиц или даже правительств, которые временно работают вместе для достижения конкретной общей цели. Участники консорциума обладают навыками, опытом или ресурсами, которые дополняют друг друга. Они сотрудничают и объединяются, чтобы получить выгодный всем результат.
Например, компании из разных сфер хотят построить мост. В такой консорциум могут входить:
- инженерный центр, который разрабатывает проект;
- местное правительство, которое следит за соблюдением нормативов и помогает с инвестициями;
- местная строительная фирма, которая предоставляет рабочих;
- другие организации с каким-то вкладом.
Консорциумы обычно создают на определенный срок. Участники объединяют свои ресурсы, включая людей и деньги, чтобы вместе сделать большой проект. В этом отличие консорциума от синдиката, который подразумевает длительное сотрудничество.
В России нет специального закона о консорциумах, но это слово часто используют в мире. Российские предприниматели могут назвать консорциумом почти любое объединение — даже простое товарищество.
Какие есть виды и формы консорциумов
В законодательстве нет конкретного определения консорциума. Он может принимать практически любой вид с участниками от физических лиц до правительств и целями от разработки технологии до благотворительности.
Консорциум совместных предприятий — это форма сотрудничества, когда две компании или более объединяются для реализации проекта. Каждый участник вносит ресурсы, опыт и капитал, разделяя риски и прибыль.
Такие консорциумы часто используют для крупных и сложных проектов, выхода на новые рынки или доступа к ресурсам. Часто это полноценное объединение капитала и ответственности. Участники могут договориться о распределении прибыли и убытков, а также выбрать структуру управления.
Например, на рынке есть супермаркет и несколько фермерских магазинчиков. Фермеры решают объединиться в консорциум, чтобы вместе противостоять крупному конкуренту.
Технический консорциум — это группа, работающая над проектами исследований и разработок в определенной технической области. Они объединяют ресурсы, обмениваются знаниями и совместно разрабатывают новые технологии или стандарты.
Участниками часто становятся академические институты с подходящим опытом. Результаты проектов используют для создания стандартов, разработки продуктов и политических решений.
Например, сотовые операторы объединяются с научными центрами и разрабатывают стандарт сети 5G. Также консорциум добивается от правительства разрешений, необходимых для работы сети. Теперь те, кто следует этому стандарту, могут легче продвигать свои услуги, а консорциум — в выигрыше.
Финансовый консорциум — это когда финансовые учреждения или инвесторы объединяют ресурсы для финансирования крупных проектов. Новые стартапы сначала обратятся в такой консорциум, так как там можно найти сразу несколько инвесторов со схожими целями и терпимостью к риску, а значит, и больше капитала. Сам консорциум может за счет объединения распределять риски, как делают инвестиционные фонды.
Маркетинговый консорциум — это когда компании объединяются, чтобы вместе использовать маркетинговые ресурсы и опыт. Они обмениваются исследованиями, данными и идеями, разрабатывают стратегии и креативные материалы. Такие консорциумы могут быть в разных формах — от официальных партнерств до сетей независимых компаний. Они могут быть отраслевыми, географическими или охватывать несколько рынков.
Например, производители телефонов хотят запустить рекламу, направленную на обеспеченную аудиторию. Они заключают соглашения с элитными брендами одежды о совместных маркетинговых кампаниях.
Консорциум по закупкам объединяет организации для совместных закупок, экономии и повышения переговорной силы. Участники могут быть из одной или нескольких отраслей. Они создают орган управления, который делает закупки для всех компаний консорциума.
Присоединение к консорциуму позволяет небольшим организациям использовать коллективную покупательную способность для выгодных условий или, например, участия в госзакупках.
Инфраструктурный консорциум объединяет компании и инвесторов для финансирования и разработки крупных инфраструктурных проектов. Это автомагистрали, аэропорты, морские порты и электростанции. Участники могут вносить деньги, предоставлять знания и разделять риски и выгоды.
В консорциум исследований и разработок обычно входят компании, университеты и правительственные учреждения. Основная цель — решение сложных проблем или разработка новых технологий. Совместная работа позволяет разделять затраты и риски, использовать опыт друг друга и ускорять инновации.
В зависимости от цели могут существовать и другие консорциумы. Целью может быть борьба за права человека, лоббирование законов, благотворительность и многое другое.
Какие черты есть у консорциумов
Главное в консорциуме — объединение ради четкой цели, где каждый вносит свой вклад: от финансирования до проведения исследований. Консорциумы могут быть разными:
- Коммерческими и некоммерческими.
- Официальным юридическим лицом с определенной структурой управления и неформальным объединением компаний.
- Временным, для одного проекта, или долгосрочным.
- С объединением ресурсов участников или с работой каждого участника как самостоятельной единицы.
Важно, что участники консорциума имеют соглашение о совместной работе, формат которого зависит от конкретного случая. Каждый участник отвечает только за свои обязательства в этом договоре. Один участник не может вмешиваться в деятельность членов, если только это не связано с общей целью.
Например, несколько мелких производителей одежды основали консорциум по закупкам. Его цель — совместно заказывать материалы и экономить за счет оптовых цен и расходов на транспортировку. Это позволяет им конкурировать с крупными компаниями на рынке, пользующимися подобными преимуществами. Но на этом взаимовлияние участников заканчивается. Они все еще конкуренты и не могут вмешиваться в деятельность друг друга.
Вот какие есть признаки консорциума:
- Участники объединения остаются полностью самостоятельными экономически и юридически.
- При формировании консорциума заключают соглашение.
- Цель структуры — объединить усилия по реализации проекта, получению определенных выгод и так далее.
- Участники структуры могут быть членами других консорциумов и иных проектов.
- Существование структуры не подразумевает создание сложной системы дополнительных органов управления — обычно это только центральный совет.
Таким образом, участники консорциума сохраняют независимость, обмениваясь информацией и ресурсами только в рамках обозначенных целей.
Что учесть при создании консорциума
Вот с чем нужно определиться, прежде чем создать консорциум.
Цели и задачи. Это может быть финансирование, продвижение закона, совместные закупки, технологические исследования и так далее. Задачи нужно сформулировать максимально четко.
Состав. Дальше предстоит определить состав консорциума — найти всех необходимых участников. Это зависит от конкретного проекта. Так, если вы с коммерческими партнерами планируете масштабный инфраструктурный проект, нужно также привлечь вузы, технологические компании, органы власти.
Еще важно четко определить, что и в какой степени каждый участник готов предоставить для общей цели и насколько большую ответственность он несет.
Соглашение о консорциуме. В соглашении важно прописать все нюансы и детали. Большое внимание стоит уделить распределению прибыли и расходов.
Можно сделать неформальное объединение, ограничившись чуть ли не устными договоренностями, если стороны при этом особо не рискуют. Если фиксировать договор полноценно, он будет зависеть от того, в какой организационно-правовой форме будет существовать ваш консорциум.
Примеры консорциумов в мире
Некоммерческие встречаются чаще всего. Например, в Великобритании люди создают консорциумы, чтобы выкупать футбольные клубы, которые испытывают трудности. Выгода для членов — выживание любимого клуба, а не прибыль.
Очень популярны консорциумы в образовательной среде. Например, Консорциум пяти колледжей в Массачусетсе включает в себя Массачусетский университет в Амхерсте, колледж Маунт-Холиок, Хэмпширский колледж, колледж Смит и колледж Амхерст в качестве членов. Учащиеся любого из этих учебных заведений могут посещать занятия в любой другой школе-партнере в зачет без дополнительной оплаты.
Другие консорциумы колледжей — это Консорциум квакеров, колледжи Клермонта и академический альянс «Большая десятка».
Коммерческие. Один из самых известных примеров — Airbus Industrie GIE. Это также пример того, какими сложными по структуре могут быть консорциумы. Четыре компании — партнера Airbus, а именно British Aerospace, Aérospatiale, Construcciones Aeronáuticas SA и DASA, одновременно были субподрядчиками и акционерами консорциума. Такая структура привела к конфликтам интересов и неэффективности, а также к окончательному переходу в 2001 году на Airbus SAS, что привело к консолидации первоначальных участников консорциума и сокращению накладных расходов.
В США сервис потокового видео Hulu — это консорциум крупных медиакомпаний, включая Comcast, Time Warner, Walt Disney Company и 21st Century Fox. В целом такие альянсы организуются по самым разным причинам.
Бывают даже объединения конкурирующих между собой компаний. В этих случаях предприятия создают альянсы, чтобы снижать свои расходы в нестратегических для них областях. Например, альянс GENIVI — это некоммерческий консорциум конкурирующих производителей автомобилей. Его цель — облегчить создание информационно-развлекательной системы в автомобиле.
Объединения часто можно встретить в областях, где очень важно существование общего стандарта. Например, консорциум Всемирной паутины, W3C, стандартизирует веб-технологии: CSS, XML и HTML.
Примеры консорциумов в России
В России объединение компаний именно в консорциумы — явление не с такой большой историей. Но можно найти примеры, большая часть которых будет относиться к сектору образования и государственным инициативам.
Консорциум для разработки ИТ-платформы в дорожно-строительной отрасли. Участники — группа компаний «Автобан», АО «Дороги и мосты», компания «Айбим». Случай интересен тем, что это как раз объединение частных и не очень крупных предприятий.
12 консорциумов из 60 университетов. Как пишет Минобрнауки, это произошло в 2021 году для участия в программе «Приоритет-2030».
Genesis. Консорциум деловой дипломатии БРИКС. Проект представили в конце сентября 2024 года. Консорциум должен работать над международной репутацией России.
Консорциум для создания единого QR-кода банков. Меморандум уже подписали Сбер, Альфа-Банк и Т-Банк. Инициатива развивается на фоне намерения ЦБ ввести единый QR-код для переводов и платежей.
Консорциум технологической независимости индустриального программного обеспечения. Это объединение крупнейших нефтяных компаний тоже появилось недавно — в августе 2024 года.
Преимущества и недостатки консорциумов
Участники консорциума получают следующие плюсы:
- Объединение ресурсов для взаимной выгоды.
- Доступ к знаниям и опыту других участников, которые может быть трудно получить в одиночку.
- Преимущество в тендерах благодаря доступу к информации и возможности осуществления поставок в другие регионы. Это особенно важно для компаний, которые не могут самостоятельно удовлетворить требования к сделке.
- Экономия денег и трудозатрат при разработке проекта.
- Разделение рисков между деловыми партнерами.
Но такое сотрудничество требует определенных усилий. Важно, чтобы полученная выгода была выше затрат на создание объединения. Вот что стоит учитывать:
- Нужно потратить время и ресурсы на поиск партнеров.
- Создание консорциума — трудоемкий процесс. Если организовать его в спешке, он может не дать ожидаемых результатов и даже вызвать проблемы у материнских компаний.
- Для достижения стабильных и качественных результатов требуется много времени и усилий для управления.
- Чтобы убедиться, что консорциум создан правильно, следует обратиться к юристу, а это может быть затратно.
- Если одна из ассоциированных компаний в консорциуме не сможет принять участие, это может негативно сказаться на остальных компаниях, когда придет время подавать заявки на будущие проекты.
- Могут возникнуть проблемы при разграничении ответственности между участниками.
- Ошибка одного участника может испортить репутацию всех членов консорциума.
Именно поэтому все детали сотрудничества лучше четко фиксировать в соглашении, а подбору участников уделять значительное время.