Раньше я покупала косметику вслепую или по отзыву знакомых и тратила много денег на то, что мне в итоге не подходило и отправлялось в мусорку.

Когда я начала разбираться с потребностями кожи и работой разных средств, мне стало легче делать правильный выбор.

Зачем читать этикетки косметических средств

Вспомните ощущение, когда вы заходите в огромный магазин косметики. Непонятно, с чего начинать поиск и на что обращать внимание, а консультанты все время подстегивают что-то купить. Вы приносите домой красивую баночку, пробуете и через какое-то время понимаете, что средство никак не улучшает состояние кожи. А иногда и вовсе приносит проблемы: сушит, вызывает прыщи или аллергию.

В следующий раз приходится покупать другое средство, и так раз за разом, пока не попадется то, что подойдет. Знание потребностей своей кожи и анализ информации на этикетке может помочь в случае, если вы хотите ускорить этот процесс, сэкономить деньги и подобрать то, что с большей вероятностью подходит под ваш запрос.

Этикетка косметического средства подскажет, как действует средство и какого эффекта от него ждать, надолго ли хватит продукта, сколько его можно хранить закрытым и открытым, с какой вероятностью оно вызовет аллергию, если вы к ней склонны.

Как понять, что нужно коже

С декоративной косметикой все относительно просто: мы знаем, какой цвет или средство нам нужно, чтобы добиться эффекта. Чтобы выровнять цвет кожи, выбираем тональные средства, чтобы подчеркнуть глаза или губы, отправляемся на поиски туши, теней, карандашей и помады.

С уходовой косметикой все не так очевидно: непонятно, нужна ли коже сыворотка, крем, маска или все сразу. Поэтому перед покупкой любых средств определите состояние кожи и проблемы, которые вас волнуют.

Правильно ли подбирать средство по типу кожи

Дерматологи продолжают разделять кожу по типам на сухую, жирную, комбинированную, нормальную и чувствительную. Во многих публикациях тоже используют эти типы кожи, и есть статьи, которые показывают корреляцию определенных физиологических измерений с типом кожи.

Конечно, это очень упрощенная система. На самом деле кожа устроена сложнее и разные ее участки могут быть разного типа. Поэтому мы не можем говорить, что у одного человека кожа в целом только одного типа. К тому же нормальная кожа встречается очень редко — это практически несуществующий идеал. Большинство средств делится по типам кожи, но в целом на это можно ориентироваться. Несмотря на то что разделение достаточно архаичное, оно имеет под собой научную базу.

Таблица по определению типа кожи на основе подхода дерматолога Лесли Бауманн

Первый тип Второй тип
Кожа чаще выглядит жирной Кожа чаще выглядит сухой
На коже видны морщины, даже если ее разгладить Морщин нет
На коже видны пигментные пятна, особенно после солнца Пигментных пятен нет
Часто возникают неприятные ощущения, зуд, покраснения, особенно после использования некоторых средств Кожа чувствует себя нормально, зуда и покраснений не бывает
Первый тип
Второй тип
Кожа чаще выглядит жирной
Кожа чаще выглядит сухой
На коже видны морщины, даже если ее разгладить
Морщин нет
На коже видны пигментные пятна, особенно после солнца
Пигментных пятен нет
Часто возникают неприятные ощущения, зуд, покраснения, особенно после использования некоторых средств
Кожа чувствует себя нормально, зуда и покраснений не бывает

Перед тем как отправляться на поиски заветной баночки, встаньте перед зеркалом и изучите свою кожу. Оцените, что именно вы хотите исправить, а также как чувствует себя кожа.

Выберите одно из двух утверждений в каждом пункте и учитывайте каждый из них при выборе средства в магазине. Например, если у вас сухая кожа с морщинами и пигментными пятнами, а неприятные ощущения бывают крайне редко — значит, вам не обязательно выбирать средства для чувствительной кожи. Ориентируйтесь на те, что работают с проблемами вашего типа: сухостью, морщинами, пятнами. Если кожа жирная, без морщин и пигментации, но часто появляется раздражение — ищите средства для чувствительной жирной кожи.

Состояние кожи может меняться в зависимости от сезона, а еще некоторых заболеваний и их лечения. Например, зимой кожа становится более сухой и чувствительной из-за склонности к обезвоживанию. Учитывать состояние кожи нужно перед покупкой каждого нового косметического средства.

Такой подход поможет сузить поиск среди разнообразия косметических продуктов и убережет от ненужных трат. Когда покупатель не знает, какую проблему он хочет решить с помощью средства, выше вероятность купить то, что в итоге не подойдет.

Что не может исправить косметика

Косметика помогает не всегда. Вот в каких случаях она чаще всего бессильна и на какие заявления на упаковках вестись не стоит.

Рубцы и растяжки. Рубец или шрам — образование на коже, которое возникает на месте глубокого пореза, сильного ожога или при растяжении тканей во время беременности или быстрого набора веса. Косметика не может убрать рубцы, так как она работает на поверхности и в самых верхних слоях кожи и не проникает вглубь. Отшелушивающие средства могут только осветлить кожу вокруг рубца и тем самым сделать его менее заметным.

Расширенные поры. Поры — небольшие отверстия в коже, через которые на поверхность поступает кожный жир и пот. Благодаря рекламе и «Фотошопу» нам кажется, что на здоровой коже пор не должно быть видно, но это не так. Размер пор зависит от наследственности, работы гормонов, состояния кожи и некоторых кожных заболеваний. Пока не существует ни одного доказанного способа сократить размер пор и сделать их невидимыми. Но мягкие очищающие продукты вместе с косметикой с ретинолом или кислотами и увлажняющими средствами могут сделать поры менее заметными.

Выработка жира. Кожа лица и тела постоянно производит кожный жир, который не дает ей сохнуть и поддерживает здоровье верхнего слоя. Некоторые косметические ингредиенты могут уменьшать видимость кожного жира на поверхности кожи: витамин A, ниацинамид или витамин B3 и зеленый чай. Но пока нет доказательств, что они действуют на само производство. Поэтому чаще всего пометка «уменьшает выработку кожного жира» не имеет под собой научного основания, верить ей не стоит. Матирующие средства тоже не влияют на способность кожи производить жир, но они впитывают его на поверхности, из-за чего кожа остается сухой.

Из чего состоит этикетка

Когда вы проанализировали состояние кожи и поняли, какую проблему хотите решить, можно отправляться в магазин и переходить к изучению этикеток. На косметических средствах согласно госту пишут название продукта и бренда, состав, способ использования, срок годности открытого и закрытого продукта, информацию о производителе, объем. Если бутылка или тюбик позволяют, все данные размещают на них, если нет — размещают на внешней упаковке, коробках или конвертах, прячут под наклейки или помещают на вкладыш.

Название и тип средства

Название включает информацию о типе средства — например, пенка для умывания, очищающее молочко, отшелушивающий лосьон или увлажняющая сыворотка. На рынке косметики для ухода за кожей существуют разные типы средств, но в массе они делятся на очищающие, увлажняющие и отшелушивающие.

Очищающие. Пыль и грязь из окружающей среды и косметические средства не растворяются в воде, поэтому, чтобы очистить кожу, умывания простой водой недостаточно. Очищающие средства содержат поверхностно-активные вещества, которые растворяют загрязнения на коже и уносят их вместе с водой.

Выбирать очищающие средства нужно под тип кожи. Для жирной и комбинированной кожи производители косметики предлагают специальное твердое мыло или гель. Для сухой — молочко или крем для умывания. Пенки существуют для разных типов, поэтому такой продукт можно найти как для жирной, так и для сухой кожи. Обычное туалетное мыло не подходит для очищения, так как оно сильно сушит кожу и нарушает ее защитные функции.

Какие бывают очищающие средства

Тип средства Чем отличается Тип кожи
Гель или мыло Пенится при растирании в руках Чаще жирная
Пенка Упаковка выдает готовую пену Все
Молочко или крем Не пенится Чаще сухая
Гель или мыло
Чем отличается
Пенится при растирании в руках
Тип кожи
Чаще жирная
Пенка
Чем отличается
Упаковка выдает готовую пену
Тип кожи
Все
Молочко или крем
Чем отличается
Не пенится
Тип кожи
Чаще сухая

Увлажняющие средства с легкой текстурой, такие как тоники, мисты или спреи, сыворотки и гели, насыщают кожу влагой, но не могут замедлить ее испарение. Средства с более плотной структурой, например кремы, смягчают и удерживают влагу в коже. Они создают пленку на поверхности кожи, которая не дает воде испаряться с поверхности, и тем самым борются с сухостью.

Самый простой способ посмотреть, как средство распределяется и впитывается, — нанести небольшое его количество на кожу. Не наносите тестовый продукт на лицо, особенно если в качестве тестера используется банка с широкой крышкой, в которую может залезть любой желающий. Нанесения на руку достаточно, чтобы понять, подходит вам текстура или нет.

Если у вас жирная или комбинированная кожа, склонная к образованию прыщей и черных точек, выбирайте легкие средства, которые быстро впитываются. Это гели и крем-гели. А если кожа сухая — более плотные кремы, которые будут оставаться на коже дольше.

Слева направо: текстура сыворотки, геля, крем-геля, крема и чистого овечьего жира
Слева направо: текстура сыворотки, геля, крем-геля, крема и чистого овечьего жира

Тоники и сыворотки — не обязательный этап ухода. Но если вы чувствуете, что одного крема недостаточно, они могут помочь достигнуть нужного эффекта. Тоник или лосьон даст дополнительное увлажнение. А сыворотки помимо увлажнения могут придать сияние, разгладить морщины или замедлить старение кожи в зависимости от активных ингредиентов в составе.

Расположение средств от самых жидких к более плотным:

  1. Тоник, мист, спрей, лосьон.
  2. Сыворотка.
  3. Гель.
  4. Крем-гель.
  5. Крем.

Отшелушивающие средства. Отшелушивание — не обязательный этап ухода. Здоровая кожа постоянно производит новые клетки и сама избавляется от старых. Когда по каким-то причинам старые клетки не хотят уходить, несмотря на очищение, кожа хуже отражает свет и приобретает тусклый цвет, на ней могут появиться черные точки и прыщи. Отшелушивание помогает избавиться от старых клеток и тем самым обновить видимый слой кожи.

Отшелушивающие средства по типу действия делятся на механические и химические. К первым относятся средства с твердыми или мягкими частицами — скрабы, а также щетки, мочалки и мягкие полотенца для умывания.

Сильное механическое отшелушивание может раздражать сухую, чувствительную и склонную к акне кожу. В этом случае лучше выбрать более бережные способы — мягкие полотенца или химически отшелушивающие средства. К ним относятся продукты с AHA-, BHA- и PHA-кислотами и энзимы. PHA-кислоты — самые бережные и подходят даже чувствительной коже. Средства с AHA-кислотами помогут справиться с тусклым цветом, а с BHA — с черными точками и прыщами.

К отшелушивающим ингредиентам не относится витамин A, но он ускоряет обновление клеток кожи. Встречается в косметике в виде ретинола, ретинальдегида и ретиноевой кислоты. Средства с ним сокращают видимость морщин и используются в лечении прыщей и черных точек.

Отшелушивающим эффектом обладают также средства с витамином C, потому что его наиболее распространенная форма — аскорбиновая кислота — лучше работает в кислой среде. Витамин C еще встречается в виде аскорбил пальмитата, аскорбилфосфата магния, аскорбил тетраизопальмитата.

Отшелушивающие средства, как и увлажняющие, существуют в разных форматах: пенящиеся пудры, очищающие средства с частицами, маски, тоники и лосьоны, сыворотки и кремы. Выбирайте тот, что вам удобнее, и в зависимости от активных ингредиентов. Распознать отшелушивающие средства среди англоязычных названий помогут слова exfoliator, peel или scrub.

Осторожнее с отшелушиванием

Частое использование косметики с отшелушивающими ингредиентами может привести к зуду, красноте, покалыванию и нарушению защитного барьера кожи. Вводите такие средства постепенно и обращайте внимание на ощущения после использования.

В случае неприятной реакции откажитесь от отшелушивающих средств, пока кожа полностью не восстановится. Найдите оптимальный промежуток, при котором продукт дает результат, но не вызывает раздражения кожи, например один или два раза в неделю. Обновленная кожа более уязвима к солнечным лучам, поэтому не забывайте защищать кожу от солнца.

На что обратить внимание
Состав

При разработке средства химики-технологи решают, какие ингредиенты использовать, чтобы продукт выполнял обещания, не покрылся плесенью, не расслаивался на воду и масло, был приятным в использовании и не вызывал неприятных кожных реакций. Когда разработка продукта завершена, производитель обязан написать на упаковке средства, из чего оно состоит.

Информацию о составе приводят на обратной стороне средства. Ингредиенты, концентрация которых больше 1%, расположены в порядке убывания. Те, которых меньше 1%, могут быть расположены в любом порядке на усмотрение производителя. Выбирайте средства с более коротким составом. Чем больше в составе ингредиентов, тем выше риск, что оно вызовет аллергическую реакцию.

Расскажу, на какие типы ингредиентов нужно обратить внимание в составе перед покупкой.

Поверхностно-активные вещества — ПАВ. ПАВ убирают загрязнения с поверхности кожи, поэтому их используют в очищающих средствах — гелях для умывания, шампунях. Обычно они расположены в начале списка, так как составляют большую часть продукта.

ПАВ бывают мягкими и агрессивными. Первые действуют бережнее, поэтому лучше выбирать средства с ними. Чем больше мягких есть в составе, тем бережнее действует средство. Агрессивных стоит избегать, особенно если они стоят в начале списка ингредиентов и в составе нет других ПАВ.

Агрессивные ПАВ: Sodium Lauryl Sulfate (SLS), Sodium Laurate, Sodium Cocoate, Sodium Tallowate.

Мягкие ПАВ: Sodium Laureth Sulfate (SLES) вместе с Cocamidopropyl Betaine, Sodium Cocoyl Isethionate, ПАВ с окончанием Sarcosinate или Succinate.

Cocamidopropyl Betaine, а также ПАВ с окончанием glucoside — распространенные аллергены. Они получали награду «Аллерген года» от Американского общества контактного дерматита.

Активные ингредиенты. Активными или действующими называются те ингредиенты, которые отвечают за эффект продукта, заявленный производителем. Их полезные свойства для кожи должны быть хорошо изучены и доказаны. Обычно производитель выносит информацию об активных ингредиентах на лицевую часть или в описание, так как это помогает покупателям сделать выбор в пользу продукта. Если информации об активных ингредиентах на упаковке нет, попробуйте найти средство на сайте Inci Decoder. Там вы узнаете, как действует тот или иной ингредиент из состава.

Пример указания активных и вспомогательных ингредиентов на упаковке солнцезащитного средства
Пример указания активных и вспомогательных ингредиентов на упаковке солнцезащитного средства

Примеры наиболее распространенных активных ингредиентов

Ингредиент Свойства
Диоксид титана, оксид цинка Защищают кожу от ультрафиолета, используются в солнцезащитных средствах
Витамин A Ускоряет обновление клеток кожи, разглаживает морщины, выравнивает цвет кожи
Витамин C Защищает от воздействия окружающей среды, выравнивает цвет кожи, придает сияние
Гиалуроновая кислота Притягивает влагу
Пептиды Разглаживают морщины, замедляют старение
AHA-кислоты Отшелушивают, ускоряют обновление клеток кожи
Салициловая кислота (BHA) Ускоряет обновление клеток кожи, сокращает количество черных точек и прыщей
Ниацинамид (витамин B3) Поддерживает защитные функции кожи, разглаживает морщины, обладает противовоспалительными свойствами
Пантенол (витамин B5) Увлажняет, поддерживает защитные функции кожи
Диметикон Смягчает, запирает влагу в коже
Ингредиент
Свойства
Диоксид титана, оксид цинка
Защищают кожу от ультрафиолета, используются в солнцезащитных средствах
Гиалуроновая кислота
Притягивает влагу
Пептиды
Разглаживают морщины, замедляют старение
AHA-кислоты
Отшелушивают, ускоряют обновление клеток кожи
Салициловая кислота (BHA)
Ускоряет обновление клеток кожи, сокращает количество черных точек и прыщей
Диметикон
Смягчает, запирает влагу в коже

Позиция активного ингредиента в составе не так важна. Многие из них будут действовать даже в небольшой концентрации. Искать средство с максимальным количеством активных ингредиентов тоже не стоит. Не все из них могут подружиться друг с другом, а при избытке отшелушивающих и тех ингредиентов, которые ускоряют обновление клеток кожи, можно получить покраснение и зуд.

Эффект от косметики с активными ингредиентами иногда видно сразу после применения, особенно если это отшелушивающие средства. Но средствам против старения нужно дать как минимум несколько месяцев, чтобы понять, есть ли результат.

Не все ингредиенты, которые обозначаются как активные, дают эффект. Некоторые производители пользуются заблуждениями, которые распространены среди покупателей. Например, у косметики с золотом и платиной нет доказательств эффективности, к тому же она может вызывать аллергию. А средства с коллагеном не уменьшают видимость морщин за счет восполнения его естественных запасов. Волокна коллагена слишком большого размера и не проникают в кожу, а остаются только на поверхности.

Консерванты. Консерванты сдерживают рост бактерий и грибков в продукте. Без них косметическое средство вряд ли можно было бы использовать дольше недели. Для защиты от разных типов микроорганизмов используют разные консерванты. Поэтому в составах их обычно несколько. Еще их количество зависит от срока годности. Чем дольше предполагается хранить средство открытым, тем больше консервантов будет в составе.

Косметика «без консервантов» не означает, что через неделю в средстве заведется плесень. Скорее всего, производитель использует те ингредиенты, которые официально не относятся к консервантам, но обладают антибактериальными и антигрибковыми свойствами. Такая уловка помогает привлечь покупателей, которые со страхом относятся к некоторым консервантам, например парабенам.

Парабены начали обвинять в повышении риска рака молочной железы, когда исследование 2004 года показало, что они присутствуют в опухолевых тканях. Однако в других работах не удалось установить, что парабены вызывают рак или обладают гормоноподобным действием. Европейский научный комитет по безопасности потребителей провел независимое расследование и установил, в каких концентрациях производители косметики могут использовать парабены. А с 2019 года на европейских упаковках запрещено писать, что продукт не содержит парабены, чтобы у покупателей не создавалось ложного впечатления, что они вредные.

Популярные консерванты в составе косметики

Название на английском Название на русском
Консерванты, которые реже вызывают аллергию Парабены (Methylparaben, Ethylparaben, Propylparaben), benzoic acid, caprylyl glycol, glycerin, phenoxyethanol, potassium sorbate, sodium benzoate, sorbic acid Парабены, бензойная кислота, каприлилгликоль, глицерин, феноксиэтанол, сорбат калия, бензоат натрия, сорбиновая кислота
Консерванты, которые чаще вызывают аллергию Formaldehyde, 2-bromo-2-nitro-1, 3-propanediol, diazolidinyl urea, DMDM hydantoin, imidazolidinyl urea, quaternium-15, sodium hydroxymethylglycinate, methylisothiazolinone (MI), methylchloroisothiazolinone (MCI), benzisothiazolinone, iodopropynyl butylcarbamate Формальдегид, 2-бром-2-нитро-1, 3-пропандиол, диазолидинилмочевина, DMDM гидантоин, имидазолидинилмочевина, кватерний-15, гидроксиметилглицинат, метилизотиазолинон (MI), метилхлоризотиазолинон (MCI), бензизотиазолин, йодопропинил бутилкарбамат
Консерванты, которые реже вызывают аллергию
Название на английском
Парабены (Methylparaben, Ethylparaben, Propylparaben), benzoic acid, caprylyl glycol, glycerin, phenoxyethanol, potassium sorbate, sodium benzoate, sorbic acid
Название на русском
Парабены, бензойная кислота, каприлилгликоль, глицерин, феноксиэтанол, сорбат калия, бензоат натрия, сорбиновая кислота
 Консерванты, которые чаще вызывают аллергию
Название на английском
Formaldehyde, 2-bromo-2-nitro-1, 3-propanediol, diazolidinyl urea, DMDM hydantoin, imidazolidinyl urea, quaternium-15, sodium hydroxymethylglycinate, methylisothiazolinone (MI), methylchloroisothiazolinone (MCI), benzisothiazolinone, iodopropynyl butylcarbamate
Название на русском
Формальдегид, 2-бром-2-нитро-1, 3-пропандиол, диазолидинилмочевина, DMDM гидантоин, имидазолидинилмочевина, кватерний-15, гидроксиметилглицинат, метилизотиазолинон (MI), метилхлоризотиазолинон (MCI), бензизотиазолин, йодопропинил бутилкарбамат

Отдушки. Отдушки придают средствам приятный запах или маскируют неприятный. В составе они обозначаются как parfume или fragrance. Обычно под этими словами скрывается список соединений, из которых состоит парфюмерная композиция средства. Всего таких соединений около 2,5 тысячи, и примерно у 30% людей они вызывают аллергию или неприятные ощущения.

В Европе производитель обязан указывать в составе наиболее распространенные аллергены. Всего их 26, включая Linalool, Geraniol, Menthol, Cananga Odorata или Ylang-ylang oil, Cinnamyl Alcohol, Citral и другие. Полный список представлен на сайте Европейского научного комитета.

Обозначение «без запаха» или «без отдушек» не всегда гарантирует отсутствие отдушек в составе. Пахучие растительные ингредиенты, например масло чайного дерева или лаванды, тоже содержат ароматические соединения, которые часто вызывают аллергию. Производитель может написать на упаковке «без отдушек», но в состав добавить растительные экстракты или масла, чтобы придать средству запах. Если вы знаете, что у вас есть аллергия на средства с запахами, выбирайте продукты без растительных ингредиентов и ароматических соединений в составе.

На что обратить внимание
Упаковка

От упаковки средства зависит срок годности продукта и удобство использования. Выбирайте закрытые упаковки, в которые не проникает воздух или ваши пальцы. Каждый раз, когда мы берем крем из банки с широким горлышком пальцами, мы заносим микроорганизмы, которые там размножаются, нарушают работу продукта и приводят к проблемам с кожей. Закрытая упаковка с помпой или в виде тюбика помогает этого избежать, так как в таком случае вы выдавливаете средство из упаковки и в него бактерии попадают меньше. В вакуумной упаковке с помпой отсутствует воздух, что замедляет рост бактерий. Еще она упрощает дозирование средства: вы просто нажимаете на нее один или два раза.

Принцип работы вакуумной упаковки с помпой
Принцип работы вакуумной упаковки с помпой

Некоторые ингредиенты косметики нестабильны, и их форма меняется от воздействия солнечных лучей или кислорода, поэтому они должны продаваться в закрытых непрозрачных упаковках, чтобы оставаться эффективными. К таким ингредиентам относится витамин C и витамин A. Средства с ними должны иметь непрозрачную или темную закрытую упаковку.

Упаковка иногда создает иллюзию, что продукта в ней больше, чем есть на самом деле, поэтому всегда обращайте внимание на объем или вес средства.

Два средства одинакового объема, но в разных по размеру упаковках
Два средства одинакового объема, но в разных по размеру упаковках

Для жидких косметических средств указывают объем в миллилитрах или жидких унциях (fl oz), если средство из США. На сухих и твердых продуктах пишут вес в граммах или унциях (oz).

Как перевести жидкие и обычные унции в миллилитры и граммы

Жидкие унции в миллилитры Умножаем на 30
Унции в граммы Умножаем на 28
Жидкие унции в миллилитры
Умножаем на 30
Унции в граммы
Умножаем на 28

На европейских средствах рядом с обозначением объема или веса стоит знак «e». Он означает, что объем и вес указан только для средства без упаковки. Иногда вместо этого знака пишут Net. Искать средства только с этими обозначениями не нужно. В России они ставятся на усмотрение производителей и используются редко. По госту производитель обязан указывать количество самого продукта в таре.

Знак веса и объема без учета упаковки
Знак веса и объема без учета упаковки

Если вы сравниваете средства с разным объемом и не можете определиться, какой из них взять выгоднее, посчитайте стоимость за миллилитр продукта. К примеру, вы выбираете между кремом 50 мл который стоит 690 Р, и кремом 120 мл, который стоит 1500 Р. Миллилитр первого будет стоить 13,8 Р, а второго — 12,5 Р. Получается, что второй будет выгоднее первого, а большого объема хватит надолго и не придется тратить время на покупку средства несколько раз. Это работает в случае, когда вы уже пробовали продукт и знаете, что он вам подходит.

Если не уверены, что средство подойдет, выгоднее взять небольшой объем на пробу. Тогда будет не так обидно, если средство вам не понравится. Если вы выбираете продукт в магазине, попросите у продавца или консультанта пробник и купите средство уже после того, как его используете. Так же можно поступить, если хотите приобрести дорогую косметику через интернет-магазин: возможно, пробники нужного средства отыщутся в ближайшем офлайн-магазине.

На что обратить внимание
Дополнительные обозначения

Гипоаллергенно. Как правило, под гипоаллергенностью понимают низкую вероятность появления аллергической реакции на продукт. Средства с такой пометкой предназначены для людей, которые часто сталкиваются с зудом, покраснением или другими кожными реакциями после использования средства. Но обозначение «гипоаллергенно» никак не регулируется ни в США, ни в Европе, и каждый производитель ставит его на свое усмотрение. Если вы знаете, что у вас есть аллергия на определенный ингредиент, не стоит руководствоваться таким обозначением. Всегда проверяйте, нет ли аллергена в составе.

Некомедогенно. Комедогенность — способность вызывать образование комедонов. Это бугорки на коже, которые затем превращаются в прыщики. Комедоны — начальная стадия акне. Поэтому часто можно услышать, что некомедогенная косметика подходит людям, склонным к этому заболеванию или страдающим от него.

Изначально комедогенность средств оценивали по реакции кожи на ушах кроликов — она наиболее чувствительна к образованию комедонов. Когда комедогенность стали изучать на людях, стало ясно, что реакция на один и тот же ингредиент отличается не только у кроликов и у людей, но и у разных людей между собой. Еще в исследованиях на комедогенность не учитывается количество наносимого ингредиента и наличие других соединений. Поэтому неизвестно, вызовет ли средство с комедогенным ингредиентом проблемы. Тем не менее Американское общество дерматологов рекомендует людям с акне выбирать средства с пометкой «некомедогенно» или «не содержит масел».

Стоит ли обращать внимание на комедогенность

Дерматологи рекомендуют использовать косметику с пометкой «некомедогенно» людям, склонным к акне. Она означает сниженный риск возникновения тех или иных нежелательных реакций, но полностью не исключает возможность их возникновения. Существуют также шкалы комедогенности ингредиентов, но поиск врага в составе — пустая трата времени. Присутствующие в составе компоненты могут сглаживать или минимизировать выраженность эффектов потенциально комедогенного продукта, а другие могут, напротив, усиливать комедогенность. Человеку, страдающему от акне, не стоит зацикливаться только на слове «некомедогенный». Важно придерживаться главных принципов: мягкое очищение, увлажнение и защита от солнца.

Не тестируется на животных. Существует несколько организаций, которые выдают сертификат о том, что косметика не тестируется на животных и не использует ингредиенты животного происхождения. Но получить его сложно, поэтому он есть не у каждого производителя, который заботится о меньших братьях. Требования к тестированию косметических средств зависят от страны. В европейских странах исследования на животных запрещены, в США и России — проводятся на усмотрение производителя, а в Китае — обязательны.

Если вы хотите использовать только ту косметику, которая не тестировалась на животных и не содержит продуктов животного происхождения, обратите внимание на сертификаты. Проверить косметику без сертификата можно на сайтах с информацией, которые отбирают веганские бренды. Например, Сruelty Free Kitty или Ethical Elephant.

Органическая косметика. Обычно означает, что косметика содержит ингредиенты натурального происхождения и ее производство не вредит природе. Описание «органический» или «натуральный» также никак не регулируется законом ни в США, ни в Европе. Каждый производитель может использовать его по-своему. При этом компания может получить различные сертификаты об использовании натуральных ингредиентов и заботе об окружающей среде. К таким сертификатам относятся Ecocert, Soil Association, Cosmebio, ICEA, BDIH.

На что обратить внимание
Цена

Слишком высокая или низкая цена может быть индикатором перепродажи или подделки. При этом цена продукта зависит от многих факторов: стоимости сырья, рекламы, проведения исследований. Затраты на рекламу мы примерно можем оценить сами. Чем чаще мы видим продукт на страницах журналов и по телевизору, тем больше производитель вкладывается в его продвижение. Информация об исследованиях иногда есть на сайтах производителей.

Компания ссылается в описании средства на свое исследование
Компания ссылается в описании средства на свое исследование

Качество сырья обычному покупателю определить невозможно, особенно это касается ингредиентов, которые получают из растений, а не создают в лаборатории. На их свойства влияет климат, чистота воздуха и почвы, растут ли они на ферме или в диких условиях. Такое сырье может быть как дорогим, так и дешевым. Синтетические ингредиенты, которые создаются в лаборатории, напротив, везде одинаковы.

Дорогое средство — не гарантия того, что в нем используются только качественные растительные ингредиенты. Недобросовестный производитель может использовать дешевое сырье, но завысить цену. Перед покупкой того или иного продукта оцените, насколько бренду можно доверять: есть ли у него сайт, есть ли там информация о сырье, какова репутация бренда в целом. Это поможет снизить риск наткнуться на обман, хотя и не гарантирует качество продукта.

Хорошая косметика не обязательно должна быть дорогой. По моему опыту, базовые очищающие и увлажняющие продукты можно найти в пределах 1000 Р за упаковку. Главное — обращать внимание на ПАВ, потенциальные аллергены, активные ингредиенты, а также проверить, не является ли средство подделкой. Средства с кислотами, солнцезащитными фильтрами, витамином C, пептидами и ретинолом стоят, как правило, дороже. Но и среди них можно найти доступные варианты.

На что еще обращать внимание при выборе средства

Во-первых, на то, есть ли у вас аллергия на средство. Перед использованием нужно нанести средство на небольшой участок кожи и посмотреть, как она отреагирует. Если кожа краснеет и чешется, средство нельзя использовать.

Во-вторых, солнцезащитный эффект. На упаковке он указан как SPF. При выборе средства нужно определить, планируете ли вы быть на солнце, и в зависимости от этого подбирать средство с большим или меньшим уровнем SPF.

В-третьих, переносимость. Средство должно комфортно ощущаться на коже, поэтому важно обращать внимание на текстуру. Например, крем может быть дорогим и у него много хороших отзывов, но конкретно на вашей коже он будет скатываться или покажется слишком жирным.

В-четвертых, отбеливающие компоненты. Средства с отбеливающими компонентами нельзя использовать людям с темным оттенком кожи — третьим и четвертым фототипом по шкале Фицпатрика. На коже могут образоваться светлые пятна.

Как проверить подлинность косметического средства

Рынок поддельных косметических средств России за год оценивают в 5,3 миллиарда рублей. Если представить, что каждый человек купил поддельное косметическое средство за 500 Р, получится, что 10,6 млн человек сталкивались с контрабандным товаром. Основной способ сбыта такой косметики — продажи офлайн, например на рынках или в небольших магазинах. На интернет-магазины и социальные сети приходится 31% всех незаконных продаж.

Главная проблема поддельных средств — отсутствие гарантии, что состав на упаковке соответствует содержимому и безопасен для покупателя. Полиция Великобритании в 2015 году проводила лабораторные анализы контрабандной косметики и обнаружила в ней следы мышиного помета, мышьяк, ртуть и свинец. Такие продукты с большей вероятностью приведут к зуду и красноте.

Проверенный способ избежать поддельной косметики — заказать ее на сайте производителя. Но не все онлайн-магазины доставляют заказы в Россию. Еще это неудобно, если хочется приобрести косметику разных брендов: приходится заказывать с разных сайтов, на каждом свои условия и цены на доставку. В таком случае на помощь приходят магазины косметики с большим разнообразием товаров. Иногда производители на своих официальных сайтах указывают, где еще доступна их продукция.

На сайте канадского производителя Deciem, которому принадлежит бренд бюджетной косметики The Ordinary, есть список онлайн-магазинов, где официально продается их косметика
На сайте канадского производителя Deciem, которому принадлежит бренд бюджетной косметики The Ordinary, есть список онлайн-магазинов, где официально продается их косметика

Информация о магазинах-партнерах встречается не у всех производителей. В таком случае лучше заказывать косметику у магазинов с хорошей репутацией, которые на слуху: «Золотое яблоко», Asos, Cult Beauty, Foam Store, Sephora, «Летуаль», iHerb и Lookfantastic. Они сами отбирают бренды, которые будут представлены в магазине, и сотрудничают напрямую с производителями.

С большими маркетплейсами, такими как «Озон» или «Вайлдберриз», ситуация другая. Здесь размещаются и производители косметики, и дистрибьюторы, и перекупщики. Поэтому вероятность получить некачественный товар выше. Сначала обратите внимание на цену продукта: она не должна сильно отличаться от цены на официальном сайте производителя в любую сторону.

Стоимость румян Glossier на&nbsp;«Озоне» — 3390 <span class=ruble>Р</span>, а&nbsp;на&nbsp;официальном сайте — $18 (1350 <span class=ruble>Р</span>). На&nbsp;сайте производитель заявляет, что не&nbsp;несет ответственности за&nbsp;товары, купленные на&nbsp;других площадках. На&nbsp;«Озоне» может быть как подделка, так&nbsp;и&nbsp;перепродажа
Стоимость румян Glossier на «Озоне» — 3390 Р, а на официальном сайте — $18 (1350 Р). На сайте производитель заявляет, что не несет ответственности за товары, купленные на других площадках. На «Озоне» может быть как подделка, так и перепродажа

При получении товара, заказанного на маркетплейсе, внимательно осмотрите упаковку сразу в пункте выдачи. Проверьте подлинность по штрихкоду. Достаточно скачать мобильное приложение со сканером и навести в нем камеру на код. Если в описании есть ошибки, отсутствуют сроки годности или отличается информация по штрихкоду, это повод связаться с продавцом и потребовать возврат. Однако такой способ не спасет от перекупщиков. Даже если средство подлинное, есть риск, что оно хранилось в неправильных условиях и испортится раньше времени.

Единственный способ убедиться, что перед вами официальный дистрибьютор или производитель, а не перекупщик, — проверить европейский сертификат качества или декларацию соответствия. Их должны получать все косметические средства на территории России. Они должны быть указаны на упаковке или наклейке от производителя или поставщика в виде букв ЕАС. Запросите сертификат или декларацию у производителя или поставщика и проверьте номер на сайте Росаккредитации. Это единственный способ проверить подлинность, если вы покупаете косметику в сомнительном месте.

Пример значка сертификата соответствия на наклейке от поставщика
Пример значка сертификата соответствия на наклейке от поставщика
Проверить номер декларации или сертификата можно на сайте Федеральной службы по аккредитации. Для&nbsp;этого нужно ввести регистрационный номер декларации или сертификата
Проверить номер декларации или сертификата можно на сайте Федеральной службы по аккредитации. Для этого нужно ввести регистрационный номер декларации или сертификата
Пример декларации соответствия Евразийского экономического союза (Таможенного союза) на крем Don’t Touch My Moisturizer
Пример декларации соответствия Евразийского экономического союза (Таможенного союза) на крем Don’t Touch My Moisturizer

На что обратить внимание
Срок годности

У косметических средств есть два срока годности. Один показывает, сколько можно хранить продукт закрытым, а другой — срок хранения после открытия. Первый производители обозначают по-разному. Кто-то печатает сразу дату окончания срока. В таком случае нужно успеть открыть и израсходовать продукт до этого момента. Кто-то ставит дату производства, а в описании продукта указывает, сколько месяцев или лет можно использовать средство после этой даты. В этом случае к дате на упаковке нужно прибавить срок хранения, чтобы узнать, когда продукт будет считаться просроченным.

Срок хранения открытой косметики обозначается в виде баночки с числом — количеством месяцев. Она означает, как долго можно пользоваться косметикой после вскрытия упаковки. Этот срок зависит от разных факторов: самого продукта, упаковки, условий хранения и частоты использования. Чаще всего встречаются значки 6 и 12. Такие продукты можно хранить соответственно полгода или год после вскрытия.

Схема соотношения срока годности закрытого и открытого продукта
Схема соотношения срока годности закрытого и открытого продукта
Схема соотношения срока годности закрытого и открытого продукта
Схема соотношения срока годности закрытого и открытого продукта

Пользоваться косметикой после истечения одного из сроков хранения не рекомендуется, так как в таком случае производитель не может гарантировать, что средство все еще будет эффективным и безопасным. Анализ использованной декоративной косметики показал, что 79—90% средств содержат патогенные микроорганизмы.

Косметика может испортиться раньше срока из-за неправильного хранения. Например, высокая температура нарушает работу консервантов, которые защищают от роста бактерий и грибков. Рекомендуется держать косметику вдали от солнечных лучей. В прохладном месте или при комнатной температуре — зависит от средства. Обычно производитель пишет, как хранить продукт, на обратной стороне упаковки или на сайте.

Хранить косметику в ванной комнате не стоит. Высокая влажность способствует росту патогенных бактерий и грибков. Если вам нравится пользоваться прохладной косметикой, ее можно держать в холодильнике. Обычно в него убирают маски, гели и кремы для глаз с легкими текстурами. Средства с плотными текстурами могут загустеть при низкой температуре. Перед тем как поставить средство в холодильник, прочитайте, позволяют ли это делать условия хранения, которые рекомендует производитель.

Запомнить

  1. Перед поиском косметического средства оцените состояние кожи и определите, какую проблему вы хотите решить.
  2. На этикетке обращайте внимание на активные ингредиенты. От них зависит, какой примерно эффект дает средство и чего от него ожидать.
  3. Если у вас часто бывает аллергия или неприятные ощущения после использования косметики, проверяйте в составе потенциальные аллергены, не доверяя надписи «гипоаллергенно». Чаще всего это отдушки и растительные компоненты, придающие запах, а также некоторые консерванты. Выбирайте косметику с более коротким составом.
  4. Иногда упаковка создает иллюзию большого объема. Всегда сравнивайте средства по объему или весу, указанному на упаковке.
  5. Если вам важно, чтобы производитель заботился о природе или животных, проверяйте наличие соответствующих сертификатов.
  6. Покупайте косметику в надежных магазинах, чтобы избежать подделок. Если покупаете в сомнительном месте, запросите сертификат или декларацию соответствия.
  7. Проверяйте срок годности продукта до покупки. Помните, что нужно успеть израсходовать продукт до этого срока.