Дети
322K

Как научить ребенка копить

И воспитать правильное отношение к деньгам
63

В 1960 году в Стэнфордском университете провели эксперимент.

Взрослые раздали дошкольникам по кусочку зефира, а потом сказали, что ненадолго уйдут. Ребята, которые до возвращения взрослого выдержат и не съедят зефир, получат в награду еще один кусочек. Кто съест — не получит ничего.

90% детей съели свой зефир. 10% устояли перед соблазном.

Аватар автора

Елена Глубко

мать двоих детей

Страница автора
Видео более позднего эксперимента с теми же условиями

Ученые выдвинули гипотезу: те дети, которые не съели зефир, лучше контролируют свои желания и способны добиться больших успехов.

Гипотеза подтвердилась. Через 50 лет ученые снова встретились с этими детьми. Те, кто выдержал и не съел зефир, добились высоких профессиональных результатов. Остальные стали клерками или низкооплачиваемыми рабочими.

Эксперимент показал, что самодисциплина — важный фактор успеха для детей. Умение отказаться от сиюминутной выгоды в пользу будущей награды определяет дальнейшую судьбу.

У меня растут двое мальчишек, и я тоже хочу, чтобы они стали финансово грамотными и успешными людьми. Я знаю, как им в этом помочь.

Никогда не покупать сразу

Начнем с формирования полезных привычек. Я хочу научить ребенка обдумывать каждую покупку и не поддаваться сиюминутным желаниям.

Большинство детских покупок — спонтанные: увидел, захотел, купил. Дети зависают возле полок с игрушками и начинают канючить: «Ну купи!» Такое поведение раздражает, но дети не виноваты.

Полки с игрушками вызывают всплеск дофамина — гормона, который вызывает удовольствие от предвкушения покупки. Одна из функций дофамина — чтобы человек делал всё хорошее. Если часть мозга думает, что игрушка — это хорошо, она начисляет дофамина, чтобы сообщить о предстоящей радости всем остальным отделам.

Функция дофамина — лишь подтолкнуть человека к хорошему, а дальше пусть разбираются другие отделы мозга. Поэтому эйфория после покупки длится недолго: пока не распечатана коробка, не собран конструктор, не нажаты все кнопочки или не исследованы все возможности новой игрушки. Дофамин — это всегда про предвкушение: он использует счастье как приманку, но не дарит его.

Купленная игрушка вскоре перестает радовать: в ней больше нечего предвкушать, она понятная и знакомая. Мозгу требуется новая доза дофамина. Частые необдуманные покупки провоцируют психологическое привыкание: мозг приходится постоянно подкармливать.

Давайте перехитрим мозг: не будем покупать игрушку в тот же день, а предложим ребенку занести ее в список желаний. Фокус в том, что дофамин вырабатывается даже тогда, когда мы планируем долгожданную покупку или мечтаем о ней. Можно даже предположить, что предвкушение слаще, чем сама покупка.

Когда мой шестилетний сын просит купить ему очередную машинку, я предлагаю занести ее в список желаний. Раз в две недели мы пробегаемся по списку и сын выбирает, какую игрушку он хочет больше всего.

Список желаний для дошкольников
Список желаний для дошкольников

Дети постарше могут вести такой список:

Список желаний для школьников
Список желаний для школьников

Список желаний учит ребенка расставлять приоритеты и обдумывать свой выбор. Мозг всё еще заведен предвкушением покупки, ребенку всё еще не терпится заполучить новую игрушку, но теперь он анализирует свои желания и подвергает их осознанной критике.

Постепенно ребенок научится управлять своими желаниями и отделять важное от второстепенного. А пока пусть наслаждается дофаминовым сэндвичем из предвкушения и самоанализа.

Дать возможность распорядиться деньгами

Мы научили детей вести списки желаний, в которых ребенку приходится обдумывать приоритеты. Следующая задача — ввести еще одну степень свободы: чтобы ребенок мог обдумывать не только приоритеты, но и бюджет.

Часто свои первые карманные деньги дети спускают на мелочевку: жвачки, сладости, наклейки. Сколько получил — столько потратил. Пока что они не знают ничего о планировании и самоконтроле, потому что нужные для этого отделы мозга еще недостаточно тренированные.

Предложите ребенку самостоятельно распорядиться выделенным бюджетом в долгосрочной перспективе. Если вы даете ребенку 250 рублей в неделю на карманные расходы, покажите ему, что можно купить, если тратить их не сразу.

Что выбираешь?

Ребенок не сразу сможет сделать рациональный выбор. Не переживайте, со временем он этому научится. Помогайте ему: задавайте наводящие вопросы, предлагайте варианты, но не давите и не навязывайте свое мнение. Критика только отобьет желание ребенка делиться своими мыслями и решениями.

Ребенку поможет, если вы своим поведением будете тоже демонстрировать выдержку и способность к долгосрочному планированию. Мальчику трудно формировать самоконтроль, когда он вместе с папой стоит в очереди на старт продаж седьмого Айфона. В семьях, где к покупкам подходят рационально, дети сами постепенно учатся самоконтролю и долгосрочному планированию.

Помочь составить план

Итак, ребенок сделал выбор. Пора от желаний переходить к конкретным действиям. Нужен план.

Хороший план похож на карту: мы смотрим на него и решаем, как быстро и с минимумом издержек добраться до конечной точки. Прикидываем варианты и набрасываем маршрут.

Мои дети мечтают купить ролики. Чтобы их мечта не затерялась среди многих других, мы составили план и превратили его в игру. Нарисовали гоночный трек, приклеили конверт для денег и повесили на холодильник, чтобы почаще мозолил глаза. Красный магнит превратился в гоночную машинку. Каждый отложенный рубль приближает ее к кубку. Смотрите, в копилке тысяча рублей — машинка прошла уже четверть пути.

План с дорожкой

С подростками можно без машинок. Пусть запишут свои еженедельные доходы и расходы. Так они поймут, сколько им откладывать на желанную вещь и как приблизить момент покупки.

Финплан для подростков

В качестве альтернативы можете предложить готовую эксельку: она автоматически рассчитает сроки накопления и подскажет, сколько в месяц откладывать, чтобы приблизить мечту.

Калькулятор для быстрых расчетов:

Детальный финансовый план:

Шаблон финплана
Шаблон финплана

Планирование развивает у ребенка полезную привычку: он учится ставить реалистичные цели, разбивать их на этапы и достигать. Это не каждый взрослый-то умеет.

Позволить накопить

Мы подошли к финалу. У ребенка есть список желаний, он выбрал цель, составил план, осталось главное — накопить. Вручим ему полезные инструменты.

Малышам в качестве первой копилки вовсе не обязательно преподносить керамическую хрюшку. Подойдет и пластиковый контейнер.

Отсыпьте туда первоначальный капитал и каждый день или неделю выдавайте ребенку «карманную зарплату». Пусть откладывает.

Можете приклеить на копилку такую наклейку. Малыш научится подсчитывать деньги и не забудет о цели.

Наклейка на копилку
Наклейка на копилку

Дошкольникам еще сложно концентрироваться на долгосрочных целях, поэтому лучше, если на игрушку придется копить не больше месяца. Ваша задача сейчас — помочь ребенку понять, что понравившуюся игрушку не всегда можно купить прямо сейчас. Иногда нужно время, чтобы на нее накопить.

Школьники уже выросли из копилки, предложите им хранить деньги в конверте. А лучше — в двух. Пусть разделят «получку» на две части: одну часть положат в конверт «Коплю», другую — в конверт «Трачу».

Конверт коплю и конверт трачу. Чтобы конверты получились нужных размеров, укажите в настройках печати масштаб 100% — тогда деньги точно влезут в конверт
Конверт коплю и конверт трачу. Чтобы конверты получились нужных размеров, укажите в настройках печати масштаб 100% — тогда деньги точно влезут в конверт

Все расходы можно записывать прямо на конверте: они не потеряются, а в конце недели ребенок увидит, на что ушли деньги.

Поощряйте ребенка за успехи и не ругайте, если что-то пошло не так. Например, к каждым отложенным 500 ₽ добавляйте еще 100 ₽. Если у ребенка не получается накопить денег, обсудите, в чём проблема. Может, цель слишком далека от реальности или он много тратит на булочки и шоколадки, потому что в школе кормят невкусно и он не наедается.

И еще. Присматривайтесь к талантам ребенка, не жалейте денег на их развитие. Любимое дело — путь к финансовой независимости.

Запомнить

  1. Не покупайте ничего по первому требованию. Покупка должна быть осознанной и желанной.
  2. Позвольте ребенку выбирать. Не давите.
  3. Помогите составить наглядный план.
  4. Не покупайте сами — предложите накопить.
  5. Заведите ребенку два конверта: один — для трат, другой — для накоплений.
  6. Не бойтесь ошибок и неудачных трат — это цена финансовой грамотности.
  7. В Учебнике Т⁠—⁠Ж есть бесплатный курс «Как говорить с детьми про деньги». Пройдите его, чтобы научить ребенка основам финансовой грамотности.
РедакцияА как вы учили своего ребенка обращаться с деньгами?
  • Сергей ПанфиловСамому бы научиться27
  • Гульназ ФайзрахмановаМы ставили цели, дети пошли в магазин , выбрали то что хотели , сфотографировали , распечатали, сделали из неё конверт и повесили на стену, через неделю неделю купили, по мелочам в магазин вообще не бегали. Но некоторым детям пришлось добавить денег... Прошёл уже год после эксперимента, а они до сих пор вспоминают и говорят я хочу себе цель, только пока у мамы не было времени повторить событие))) после вашей статьи обязательно повторим! Спасибо Вам большое16
  • Anastasia Plaskevichааааа я сама так себе коплю на ноутбук. Настя, 20 лет15
  • Katerina RybakovaСпасибо за конвертики )) Скачала себе.1
  • Сергей ЩелокПривет, ТЖ! файлы из статьи не открываются... Ребенков хотим обучать, а файлов нет(1
  • Aleksey DanilinХорошая статья но пример про детей и зефир уже раскритикован и поведение детей скорее всего определяется их достатком ... Поищите инфа есть в сети подробнее30
  • Екатерина АладинаОчень интересная статья! Актуальные советы в современном мире изобилия)3
  • Иван ПимуковСначала копили с женой на первоначальный взнос по ипотеке. Распечатал план предполагаемой квартиры, расчертил в клеточку. Каждая клетка - 10 тыс. рублей. Количество клеток - сумма первоначального взноса. И каждый месяц закрашивал столько, сколько отложили. Потом, когда взяли ипотеку, то распечатал уже план купленной квартиры и также распечатал. Количество клеточек - сумма основного долга. Пока закрасили только туалет и кухню.105
  • Игорь БрицкийПочему в большинстве (если не во всех) ваших статей вы пишите вместо телефона/смартфона - айфон, вместо планшета - айпад, вместо ноутбука - аймак? Ваш разум сразили умелые маркетологи или вам за это просто платят?;)23
  • Ilya PashaevВ параграфе про конверты Коплю/Трачу обе ссылки на файл ведут на конверт Коплю1
  • LokiМне родители со школьного возраста перестали покупать игрушки; вместо этого отец стал платить мне за пятерки, за тройки и двойки отнимать. Сначала деньги тратились мной на наклейки и трансформеров. Но с 5 класса я за 2 года накопил себе на музыкальный центр (до сих пор его не выкинул, дорог как память). Школу окончил без троек))14
  • Эрэдель (эра)Стали давать с 7 лет по 100 рублей в неделю. Когда сообщили об этом - даже радости не увидели "Так вы что, не будете мне ничего больше покупать???". И сразу не тратила ничего, покупала только что-то важное.7
  • Дмитрий Черенковпойду себе 2 конверта распечатаю)) к 37 годам не научился от спонтанных покупок отказываться))17
  • Любовь НиколаевнаДмитрий, как я вас понимаю:-))0
  • Ivan SmirnovДмитрий, а у меня так же, но наоборот)) слез с айфона шесть лет назад (как быстро летит время...) и с макбука год назад слез. Доволен.9
  • Юрий ЕфремочкинВ современном мире «нездорового сверхпотребления». А вообще статья хорошая. Но меня, кстати, смущает, что сроки накопления и соответственно временные отрезки между приобретением новых игрушек такие короткие — не более месяца. В моём детстве не было столько игрушек, и оно от этого не было угрюмым. Потому что, даже с мячом есть десятки разных игр и для этого покупать ничего не нужно, а нужно научиться у кого-то новой игре. Я при этом понимаю, что действительно ребёнку может быть сложно концентрироваться на более долгожданных целях. Но у меня это получалось.3
  • Валерия ВоронинаИван, интересно... Спасибо за идею2
  • Елена ГлубкоСергей, ссылки заработали. Обучайте :-)4
  • ДенисИван, и две тетрадки в клеточку процентов (((30
  • МаксимИван, это шикарно! спасибо за идею3
  • Анастасия ПарфеноваИван, наш отец делал так же. Я копила, а брату троишнику денег не доставалось совсем. Отличный способ поссорить детей на всю жизнь.12
  • Mikhail BezverkhyИгорь, наверное, потому что они описывают желания людей, и продукция Apple популярна2
  • Юми ХэллсингВспоминаю своё детство. Первые карманные деньги мне начали давать в пятом или шестом классе, сумма на месяц была примерно на 4-5 мороженых. Хранила их по большей части для того, чтобы с этих денег покупать подарки родным. Самые первые карманные деньги с подружкой зарабатывали, собирая бутылки и продавая их примерно по цене жвачки "Турбо" (точные суммы не пишу, так как и времена были другие, и валюта). Тратили на те же жвачки и конфеты. Это был период третьего-четвёртого класса. А первый настоящий заработок - гонорар за публикацию в детской газете - получила в 11 лет. Счастливая, купила две футболки. Потом был ещё один спонсорский гонорар, уже лет 15 было, мама уговорила купить золотые цепочку и серьги - "на будущее". Про то, что существует опция "подрабатывать с 14 лет" нам с сестрой никто никогда не сообщал, поэтому подработку нашла уже на первом курсе универа. Небольшая стипендия и деньги с этой подработки позволяли обеспечить и проезд, и бытовые нужды, и ветеринара для кота, и оплату сотового, и даже приличный интернет дома. Иногда позволяла себе книжки, кассеты. Вроде бы жизнь научила разумно относиться к деньгам, но спонтанные покупки всё же изредка случаются. Иногда задумываюсь: может, потому как раз, что когда-то приходилось от многого отказываться?4
  • Сергей ПанфиловИгорь, владел различной техникой от Apple, но всегда называл телефон телефоном, а планшет планшетом13
  • Светлана ИгнатовичА можно также нарисовать на бумаге денежное дерево с листочками (каждый листик - определенная накопленная сумма). Как только накопил - закрасил лист. Но работает не для всех, чаще для визуалов, кому важно зрительно видеть прогресс. В Америке уже стали разные придумывать и продавать картинки для распечатки и закрашивания. То есть это может быть все, что угодно: дерево, узор, дом и так далее.7
  • Саша КольцовМы с женой ведём семейный бюджет в YNAB. С декабря сделали старшему сыну Ване (10 лет) отдельный бюджет и выдаём деньги на неделю по воскресеньям: 1200 рублей на еду в школе и 300 рублей карманных денег. Плюс бонусы по 10–30 рублей, если делает уроки до восьми вечера, убирается и читает на английском. Деньги я перевожу ему на детскую карту, он заносит их в YNAB и распределяет по категориям в своём бюджете; потом сам переводит часть на школьное питание, часть денег оставляет на карте на всякий случай, а бóльшую часть кладёт в копилку. У него в бюджете есть категории для обязательных трат (еда), больших покупок (айпад, поход в парк развлечений), на походы в кино и в кафе, на подарки родным и друзьям (каждому человеку своя категория). Автор статьи пишет про дофамин и предвкушение, в случае с ребёнком и YNAB-ом это очевидно так: Ваня сразу же полюбил бюджетировать и смотреть, сколько процентов от стоимости айпада у него уже есть. (На самом деле всё то же самое и у нас с женой, только у нас самая большая категория это квартира.) Никаких проблем с тем чтобы начать у Вани не было, мы с ним посидели, обсудили главные принципы, он придумал, на что будет тратить деньги (это была самая сложная часть), и создал категории. Теперь он, как и мы с женой, бюджетирует все свои деньги, думает о том, какие траты у него могут возникнуть в течение года, перекладывает деньги из категории в категорию если появляется что-то неожиданное, и тратит всё более «старые» деньги.6
  • Denis ChubukРаспечатал ребенку ваш бланк списка желаний. Ребенок подумал и написал первые три желания: 1) квартира 2) Ламборгини 3) дом 10 лет парню....28
  • Ivan BoitsovИван, ужасный способ. Одно из основных правил финансовых вознаграждений - деньги забирать нельзя (привет "штрафам" за опоздания на работе). Плата за пятёрки тоже так себе подход, учит лучше хакать систему, но не учиться.5
  • Дмитрий ШолоховИгорь, я вам большой секрет открою, надеюсь, что вы сидите: автор статьи – живой человек и у него есть предпочтения, основанные на личном опыте. Более того, автор пишет о своих детях, у которых тоже есть предпочтения. Если ребёнок автора копил именно на айпад, то зачем автору в статье писать «планшет»? И почему вы именно до яблок докопались. Можно было спросить, почему автор назвал электронные таблицы экселем, а валюту – вообще рублями. Это ж заговор на заговоре, не иначе.21
  • Наталья ПрокоповаС детства так коплю деньги, совсем не трачу. Родители, видео, научили. Еще помню, бегала к маме менять мелкие купюры на крупные, чтоб солиднее смотрелись. Выросла, копить умею, но по прежнему нищеброд. Мне даже кажется, что эти вещи связаны: типа зачем зарабатывать больше, можно же пол года покопить. Так что с этим тоже осторожно надо10
  • Наталья ПрокоповаИван, круто. Можно так объяснить ребенку, что квартира еще не совсем наша3
  • Наталья ПрокоповаКстати про зефир. Дети, которые съели свой, просто может переживали, что у них второй отнимут. Я раньше ела сначала невкусные конфеты, а потом вкусные - как бы напоследок. С появлением семьи ем сначала вкусные, иначе мне их совсем не достанется6
  • Anastasia PetrovaНа всякий случай: этот эксперимент с детьми и зефиром уже опровергли, потому что посмотрели на другие факторы, оказавшие влияние на выбор съесть/не съесть. Зефир ели те дети, которые больше переживали, что это их единственная возможность съесть зефир. В большинстве случаев это было вызвано бедностью родителей, которые не могли давать ребёнку то, что он хочет, и следовательно сформировавшейся привычкой брать когда дают, а не только тогда, когда действительно хочешь. Дети обеспеченных родителей в основном оставляли зефир, потому что им было не страшно, что он пропадёт - даже если пропадёт, родители ещё купят. В результате реально вышло, что у обеспеченных родителей оказались более успешные дети. Вот это сюрприз.13
  • Anastasia PetrovaНаталья, вы кстати абсолютно правы. Этот эксперимент опровергли, там дело не в выдержке и терпении было, а в родителях. Дети, кому родители почти всегда давали то, что они хотят, гораздо чаще ждали, потому что у них не было страха что этот зефир куда-то денется. Кому родители многое запрещали или у кого родители многое в принципе не могли себе позволить, те ели зефир сразу.6
  • Роман ИнкогнитоAleksey, у меня всегда после этого примера возникает мысль, что часть детей просто были голодны сильнее остальных.4
  • Igor RUSТак можно ограничивать ребенка и он пустится в разнос к 30..1
  • OzornickЮрий, раньше с мячом играли все во дворе, а сейчас он есть у многих либо не интересно гонять мяч (или не с кем, многие в электронике сидят) Помню себя, как появлялись ПК и часто зависали с соседом, и кидание палки в бутылку постепенно забылось =)1
  • Алексей БертрамIvan, хакать систему - тоже отличный навык. Если хаканье законное, конечно.5
  • Вадим БеляевДаю детям фиксированную сумму денег раз в неделю. Написал для них iOS-приложение "Я коплю", они ставят себе цели и с удовольствием вносят полученные карманные деньги в приложении, глядя, как их цели становятся ближе. Хорошо работает для детей 6-12 лет.2
  • Екатерина СмирноваНаталья, Вы не нищеброд. Может быть Вам просто тяжело тратить? Для Вас большее удовольствие приносит именно процесс накопления, как автор написала в статье - удовольствие (дофамин) от ожидания и планирования покупки, чем сама покупка. Зато Вас наверно можно назвать приверженцем осознанного и рационального потребления, Вы не тратите свои капиталы на спонтанные и ненужные покупки.4
  • Полина ТирйакиDenis, хорошие задатки! купили для задания в школе листы А3, сказала сыну нарисовать те вещи, которые его радуют. Нарисовал много всего, среди них машина, но хочет Теслу, ему тоже 10 лет. главное цель, а когда есть цель, то к ней легче идти1
  • Полина ТирйакиIvan, не всем просто подходит просто0
  • Полина ТирйакиAnastasia, зачастую так и бывает, не потому что у них уже есть стартовый капитал, а потому что они смотрят на успешных родителей и подражают им3
  • ВиалеттаDenis, правильные мысли у ребёнка. Далеко смотрит))0
  • ВиалеттаДмитрий, лучше поздно, чем никогда)) Девочка 38 лет)))1
  • Ирина АнтонюкСчитаю, что такой план сложен для ребёнка 7 лет и старше. Если малышу достаточно машинки за 250 рэ, то более старшему уже хочется покупки в расчёте на тысячи и десятки тысяч рублей. Этот как тогда накопить и сколько будет длиться процесс собирания денег? Если с малышом достаточно кидать в копилку монетки после посещения продуктового магазина, то что делать с более старшими детьми? Особенно если их 2-3 и более, а каждый хочет что-то своё? Представьте, что каждый хочет накопить по 10000 или 15000. Детей трое. В итоге надо 30000-45000. Сколько месяцев предлагаете копить? За что давать деньги? Если за учёбу, то дети привыкают получать "зарплату". А кто-то и начнёт бунтовать, если у него не получается хорошо учиться. Если за помощь по дому, поход в магазин, то потом ничего бесплатно сделать не допросишься. Школьники могут начать экономить на своём желудке, складывая "столовские" деньги в копилку. НЕ думали, сколько потом придётся выложить на лечение ЖКТ? Сейчас даже анализы крови и проверка желудка камерой обходятся очень дорого. А когда каждый день откладывать по 5 или 10 рублей, то дети мозг вынесут, пока для каждого наберётся сумма. Думаю, Ваш план подходит либо для детсадовских ребятишек, которых можно уговорить подождать и порадовать недорогими покупками, либо для взрослых, сознательных людей, умеющих ставить цели и планомерно идти к их достижению.0
  • Artem ZakharovИрина, скажите, пожалуйста, откуда у ребёнка возникает желание накопить 10-15 тысяч рублей? Чем оно вызвано? Главная цель обучения детей копить деньги — это научить их соизмерять свои желания с возможностями. Если это получится сделать, тогда аппетиты ребёнка будут расти по мере роста возможностей.0
  • Ирина АнтонюкArtem, желание может быть вызвано покупкой нового велосипеда или мобильного гаджета. Ребёнку 8-12 лет уже не интересно иметь в распоряжении какую-то сотню рублей. Он планирует более глобально. Неужели в России можно купить эти вещи за 1000 рублей? У нас "впишешься" именно указанную сумму: 10-15 тысяч рублей. Причём это не будет что-то крутое и модное. Пишу, так как уже раньше практиковала подобное. Мелкие накопленные суммы расходуются потом на конфеты, жвачки, сладкую воду. Больше ничего не купить. Наверное, у 1 ребёнка из 100 хватит терпения откладывать деньги в течение года и более. Да, он будет горд, что удастся собрать запланированную сумму. Однако сколько разочарований получится, когда увидит, что другие тратят карманные деньги на свои хотелки, а ему или ей всё время приходится себя сдерживать и отказываться. Это не очень хорошо влияет на психическое состояние растущей личности. Поэтому и уточнила, что метод предложенный автором, подходит больше для маленькой или уже взрослой аудитории. Первые радуются даже самой маленькой, копеечной покупке, а вторые серьёзно нацелены на накопительство.1
  • Artem ZakharovИрина, давайте разделим два вопроса. Первый, у ребёнка есть желание — новый велосипед за 15 000 ₽. Ребёнок сам не зарабатывает, поэтому сам он не может купить себе велосипед. Соответственно, будет у ребёнка велосипед или нет, определяете Вы. Если у Вас нет возможности купить ребёнку велосипед за 15 000 ₽ (тут можно подставить любое желание за любую сумму), ребёнок не получит велосипед и расстроится. Карманные деньги и желание копить тут ни при чём. Второй вопрос уже касается накоплений. Я уверен, что если ребёнку давать карманные деньги и на их примере объяснять, что сколько стоит, у него сформируется понимание, что он может себе позволить, а что нет. Поэтому у него будет той проблемы, о которой вы пишете — на то, что я хочу, мне нужно копить 10 лет.0
  • Семён СоболевК сожалению, эксперимент про зефир не очень состоятелен. У него слишком много недостатков. Ниже немного подробностей. Стэнфордский зефирный эксперимент был опровергнут в 2018 году. В мае 2018 года трое ученых решили подвергнуть сомнению его результаты: Тайлер Уотnс из Университета Нью-Йорка, Грег Данкан и Хаонан Куан из Калифорнийского Университета в Ирвине. Итак, что же они сделали? В первую очередь, они сочли изначальную выборку нерепрезентативной, то есть необъективно показывающей закономерности поведения. Всего в ней было 90 детей, обучавшихся в одном и том же дошкольном учреждении. Новая выборка составила более 900 детей, с различной расой, этнической принадлежностью, доходом семьи, образованием и социальным статусом родителей. Новый эксперимент дал интересные результаты. Те дети, что росли в обеспеченных семьях, чаще выбирали отсроченное удовольствие, ведь они знали, что все равно получат угощение, нужно только подождать. А вот дети из малообеспеченных семей выбирали получить зефирку сразу. Ведь их небольшой жизненный опыт уже свидетельствовал о том, что даже если вкусная еда есть сегодня, ее с большой вероятностью может не быть завтра. Таким образом, на выбор детей в большей степени влияли их жизненные обстоятельства. Были учтены даже такие мелочи, как количество книг в доме, отзывчивость матерей к детям в присутствии исследователя и т. д. Наиболее важным обстоятельством оказалось то, учились ли матери испытуемых в колледже или нет. У тех детей, чьи матери обучались в колледже, результаты в долгосрочной перспективе не имели значимых отличий, вне зависимости от того, съели они зефирку сразу или нет. Дети, чьи матери были менее образованными и обеспеченными, в основном не могли проявить достаточных волевых усилий, чтобы преодолеть социальные и экономические проблемы своего окружения.0