Ну что… Очередной развод или нормальный способ инвестировать? Давайте разберем краудинвестинг.
Идея простая. Предприниматель приходит на краудинвестинговую площадку с идеей, а пользователи площадки решают, скинуться ли им деньгами на реализацию или нет. Если деньги соберут — проект запускается, если нет — деньги вернут неудавшимся инвесторам. Почти как в краудфандинге. Главное отличие: в случае успешного краудинвестинга инвесторы получат долю в проекте и могут рассчитывать на часть прибыли.
Некоторые предприниматели приходят на краудинвестинговые площадки с одной только идеей будущего дела. Другие же запрашивают деньги на расширение действующего бизнеса.
Инвесторов на площадки привлекают тем, что минимальная сумма инвестиций может составлять 100 рублей, а потенциальная выгода от вложений будет гораздо больше банковских вкладов, плюс вы поможете малому бизнесу.
Пару лет назад я вложил в краудинвестинг 50 тысяч рублей. Что из этого вышло — расскажу в этой статье.
Почему я решил вложиться
Весной 2016 года у одного известного блогера вышло видео о платформе для краудинвестинга. В видео он рассказывал, что в России малому бизнесу сложно, начинающие предприниматели с трудом выбивают у банков деньги и так жить нельзя. Еще в видео рассказывали про один сайт для краудинвестинга, брали интервью у его создателей и всячески призывали зрителей поучаствовать в краудинвестинге, чтобы спасти малый бизнес в России.
Я доверился этому блогеру. Зарегистрировался на сайте и сделал несколько переводов на общую сумму 50 тысяч рублей. С самого начала я понимал, что давать деньги кому-то в интернете — идея сомнительная, так что для себя я окрестил все это венчурным фондом и приготовился потерять почти всю вложенную сумму.
Через неделю оказалось, что блогер удалил ролик со своего канала. Я напрягся, но успокоил себя: скорее всего, размещение ролика оплатили только на определенное время.
Как оказалось, напрягся я не зря. Потерять свои вложения на подобных сайтах проще простого. И это происходит не из-за самих площадок для краудинвестинга, а скорее из-за жажды легкой наживы инвесторов и низкого уровня предпринимательства: начинающие бизнесмены не составляют планов, не просчитывают риски и переоценивают прибыль. Многие проекты создаются с описанием не выше этого уровня: «Скиньте мне деньги, что-нибудь придумаю, там дело пойдет, и прибыль появится».
Что проекты обещают инвесторам
Чтобы привлечь инвесторов, авторы проектов делают презентации. Там они рассказывают, как немного на самом деле нужно денег, но какая потом будет высокая прибыль. Чем раньше вложитесь — тем дешевле будет доля. Большинство проектов предлагают доходность 10% в месяц и больше. Это очень много, а с точки зрения ЦБ это, вообще, признак финансовой пирамиды.

Некоторые проекты устраивают акции для привлечения инвесторов. Например, проект «Фабрика орехов» обещал за каждые 50 купленных долей отправлять инвесторам упаковку орехов. В одной из упаковок удачливого инвестора якобы ждал «золотой билет» на семидневный отдых в Сочи за счет автора проекта. Сказать по правде, я повелся. На отпуск в Сочи я не рассчитывал, но мне показалось, что подобный жест показывает, насколько сильно автор переживает за свой проект, раз он готов рассылать пробники своей продукции инвесторам. В общем, в орехи я вложил.

На площадках краудинвестинга встречаются и совсем научно-фантастические проекты. Например, вот проект по созданию всемирной сети подвесного транспорта. Авторы предлагали уникальную возможность купить их акции «в 500 раз дешевле справедливой цены». Свою технологию они оценивали в 400 миллиардов долларов и называли себя одной из крупнейших в мире транспортных компаний.
Когда я увидел этот проект, я удивился, как он вообще прошел модерацию площадки. Естественно, инвесторы подумали: «Раз вы такие умные, то почему такие бедные?» — и не стали вкладывать свои гроши в компанию с многомиллиардной оценкой. Проект не собрал требуемую сумму и ушел с площадки.
В то же время на площадке были проекты, которые ставили конкретные цели и обещали реалистичный доход. Например, сети кофеен не хватало миллиона рублей на открытие новой кофейни, и они решили собрать деньги с помощью краудинвестинга. Авторы обещали полгода выплачивать 50% от прибыли в виде дивидендов, а затем выкупить доли у инвесторов с бонусом в 30% от изначальной цены.
Такие проекты вызывали у меня доверие, хотя сейчас я понимаю, что условия для авторов проекта были хуже, чем если бы они взяли кредит в банке. В банке можно взять кредит для ИП на любые цели от 12% годовых, а тут получается как минимум 60%. Думаю, это потому, что с банками не забалуешь. А краудинвесторы — простые люди, которые не разбираются в законах и, скорее всего, махнут рукой на свои несколько тысяч вложенных рублей.
Деньги авторы собирали с учетом комиссии площадки. Порой она доходила до 10% от суммы сбора, а иногда даже больше. Так, из 1,1 миллиона, который собирала кофейня, 123 тысячи ушли на комиссии.

Во что я вложил
В апреле 2016 года я перечислил 50 тысяч рублей на счет сайта для краудинвестиций «Симекс». Половину вложил в самый, как мне казалось, надежный и серьезный проект на площадке — «Фабрику орехов». Меня привлекла большая сумма сборов и то, что деньги собирал человек с опытом в бизнесе.
Еще одним проектом, в который я вложил, был прокат велосипедов в Набережных Челнах. У автора был небольшой контейнер на набережной. Там он хранил велосипеды, выдавал их в прокат, ремонтировал.
Деньги он запрашивал на реорганизацию текущей точки и создание трех новых. Я вложил в его проект 6 тысяч.
Летом автор планировал сдавать в аренду велосипеды, а зимой — лыжи. Обещал чистую прибыль 122 тысячи в месяц, половину из них — в виде дивидендов, а через год — выкуп долей с премией в 20% от номинала. Но что-то пошло не так.
Третьим моим вложением стал проект сайта с развлекательным контентом. Ему от меня досталось 6500 рублей. Мне понравилась презентация проекта и то, что у авторов уже был опыт в создании и раскрутке сайтов.

Если проект запускался, дольщики могли продать свои доли на внутренней бирже тем, кто не успел вложиться в проект на этапе сбора средств. На этом тоже можно было заработать, ведь курс долей определялся спросом и предложением. Оставшиеся 12 500 рублей я вкладывал в проекты на внутренней бирже площадки.
На фоне хороших новостей и обещания дивидендов стоимость долей росла, а если автора проекта давно не было видно — падала. Чаще падала. Я выбирал на бирже площадки доли тех проектов, которые подешевели, но были, на мой взгляд, перспективными.


Как я начал что-то подозревать
Люди вкладывали деньги в расчете на дивиденды. Некоторые проекты обещали начать выплаты через пару недель, другие — через несколько месяцев. Как и на настоящей бирже, чем ближе дело было к дивидендам, тем выше стоила доля в компании.
Через месяц после регистрации на площадке я получил первые дивиденды. Они были скромные — 30 рублей, но это было хоть что-то. Большинство компаний заявили об убытках и о том, что дивиденды откладываются. Сначала надо было наладить бизнес-процессы, а прибыль будет потом. Руководители кофейни «Джеффрис кофе» сначала не выходили на связь, а потом тоже объявили, что прибыли в этом месяце не видать и дивидендов не будет.
Я решил продать свои доли на бирже площадки. Некоторые инвесторы надеялись, что кофейня вот-вот выйдет в прибыль и начнет платить дивиденды, поэтому доли мне удалось продать даже с прибылью — целых 30 рублей от суммы покупки.
Вторым звоночком стало то, что автор проекта по продаже современных версий приставки «Денди», которая до этого стабильно выплачивала дивиденды, вдруг перестала выходить на связь. Наивные инвесторы надеялись, что это временно, а я решил доли в этом проекте тоже продать. В этот раз мне снова повезло: я получил почти 100 рублей прибыли и 83 рубля дивидендами.

После этого я начал внимательно присматриваться к другим проектам. Когда получил подозрительно большие по сравнению с другими проектами дивиденды от «Спорта на прокат» — 266 рублей и 77 копеек, — решил, что это единичный случай и больше мне так везти не будет, а значит, пора продавать свои доли. Как оказалось, не зря.
Вскоре автор проекта начал рассказывать, что зарабатывать у него не получается: то что-то ломается, то администрация города вставляет палки в колеса. Больше он дивиденды не выплачивал.

В закрытых группах для инвесторов авторы проектов, чьи доли у меня остались, стали рассказывать о сложностях с бизнесом: тяжелая экономическая ситуация, высокая конкуренция на рынке, мол, потерпите, дорогие инвесторы, сейчас затянем пояса потуже, а дивиденды будут, но позже. В этих же группах погрустневшие инвесторы всячески подбадривали друг друга в ожидании новостей.
Я решил, что, пока еще не всех инвесторов охватили паника и отчаяние, надо продать им оставшиеся у меня доли и как можно быстрее вывести деньги с площадки.

Что из этого вышло
Спустя два года я решил проверить, как обстоят дела с теми проектами, в которые я вкладывался. Вот во что я вложил и что получилось в итоге.
Производство орехов. Автор проекта собрал нужную сумму в 4,3 миллиона рублей и какое-то время после этого публиковал новости и перечислял дивиденды. Стоимость доли проекта на бирже немного выросла, и я успел продать свои доли. В начале 2017 года проект перестал выплачивать дивиденды, а автор — выходить на связь. Обеспокоенные инвесторы съездили на место производства орехов и обнаружили, что владелец забрал все оборудование и скрылся в неизвестном направлении.

Прокат велосипедов. В январе 2017 года автор проекта заявил, что из-за проблем с бизнесом он принял решение продать свой прокат. В апреле опубликовал новость, что продать бизнес по адекватной цене не удалось, и перестал выходить на связь с инвесторами.

Развлекательный сайт. Из проектов, в которые я вкладывал, этот единственный до сих пор платит дивиденды. Каждый месяц авторы проекта выплачивают инвесторам 45 тысяч рублей. Это три рубля в пересчете на долю и около 20% годовых. Инвесторы в комментариях хвалят авторов проекта и благодарят за работу.

Реалити-квест в Москве. Вложил деньги, но проект за требуемое время не успел собрать необходимую сумму. Вопреки правилам, авторы проекта договорились с площадкой продлить сбор еще на месяц, но и за это время не успели собрать нужную сумму. Деньги мне и остальным инвесторам вернули на счет площадки:

Реалити-квест в Нижнем Новгороде. Автор проекта сослался на проблемы с окупаемостью и перестал платить дивиденды. Стоимость долей упала в три раза, и мне пришлось продать их с убытком: я не надеялся, что ситуация улучшится. Вскоре автор перестал публиковать отчеты и выходить на связь. Руководство площадки составило претензию на неисполнение автором своих обязательств.

Интернет-магазин хитов из телемагазинов. Проект начал задерживать дивиденды, ссылаясь на сложную ситуацию на рынке: пока закупленный товар доехал, цены успели снизиться, и теперь придется торговать в убыток. Такие новости не обрадовали инвесторов, и цена долей на бирже упала. Я успел продать свои доли, пока их стоимость не упала еще сильнее.

Продажа ретроприставок «Денди». Я продал свои доли на волне популярности проекта. Дела у автора шли хорошо, приставки покупали. Но вскоре популярность приставок сошла на нет, а у автора возникли проблемы с выплатами, которые она пытается решить до сих пор. Проект с приставками закрыт, сейчас автор пытается выплачивать долги, но, судя по комментариям, получается не очень.

Кофейня «Джеффрис кофе». Кофейня так и не смогла реализовать свой план по выкупу долей через 6 месяцев. Спустя два года в коментариях царит уныние. Я продал свои доли, когда у проекта только начались проблемы и многие инвесторы еще верили в него, поэтому смог даже немного заработать.

Что в итоге. Я вовремя понял, что большинство проектов идет по наклонной, продал все доли и вывел деньги. К потерянным 2 тысячам рублей я отношусь как к плате за жизненный опыт.
Сколько я вложил и получил
Проект | Вложил | Получил |
---|---|---|
Производство орехов | 25 000 Р | 26 062,77 Р |
Развлекательный сайт | 6500 Р | 6597,96 Р |
Прокат велосипедов в г. Набережные Челны | 6000 Р | 6587,77 Р |
Реалити-квест в Москве | 2340 Р | 2340 Р |
Интернет-магазин хитов из телемагазина | 3148,60 Р | 1141,71 Р |
Реалити-квест в Нижнем Новгороде | 3036,96 Р | 1136,37 Р |
Кофейня «Джеффрис кофе» | 2435,12 Р | 2469,59 Р |
Продажа ретро-приставок «Денди» | 1539,32 Р | 1654,76 Р |
Итого | 50 000 Р | 47 990,93 Р |
Производство орехов
Вложил 25 000 Р
Получил 26 062,77 Р
Развлекательный сайт
Вложил 6500 Р
Получил 6597,96 Р
Прокат велосипедов в г. Набережные Челны
Вложил 6000 Р
Получил 6587,77 Р
Реалити-квест в Москве
Вложил 2340 Р
Получил 2340 Р
Интернет-магазин хитов из телемагазина
Вложил 3148,60 Р
Получил 1141,71 Р
Реалити-квест в Нижнем Новгороде
Вложил 3036,96 Р
Получил 1136,37 Р
Кофейня «Джеффрис кофе»
Вложил 2435,12 Р
Получил 2469,59 Р
Продажа ретро-приставок «Денди»
Вложил 1539,32 Р
Получил 1654,76 Р
Итого
Вложил 50 000 Р
Получил 47 990,93 Р
Стоит ли сейчас доверять краудинвестингу
На бумаге идея краудинвестинга выглядит замечательно. Люди организовывают собственные экономические отношения, минуя банки с их процентами и коллекторскими агентствами. Но у банка есть отдел финансового мониторинга, пристально рассматривающий все заявки, и юридический отдел, который будет следить за исполнением обязательств. У площадок краудинвестинга таких отделов нет. Выйти на этап сбора средств может кто угодно.
Если мошенник красиво оформил презентацию, пообещал доход и собрал деньги, то он может делать с ними все что захочет — контроля нет. Публичные компании, чьи акции торгуются на московской бирже, обязаны публиковать подробные финансовые отчеты для инвесторов. Бухгалтеры и руководство этих компаний отвечают за достоверность отчетов, а в случае махинаций их могут отправить в тюрьму. Мошенники могут в отчетах написать: «Дела идут не очень, бизнес не прет, дивидендов пока не будет» — и скрыться с деньгами.
Правила площадки, на которой я инвестировал, противоречивы. У нее множество различных договоров на разные ситуации. В одних площадка пишет, что не несет ответственности за инвестиции и не выступает как сторона во взаимоотношениях инвесторов и авторов проектов. В других говорит, что обязуется защищать права инвесторов и будет посредником. Без юридического образования не разобраться, но можно посмотреть на результаты работы.
В комментариях к одним проектам инвесторы жалуются, что площадка никак не содействует выколачиванию долгов из проектов. В обсуждении к другим проектам администраторы площадки рассказывают о том, как ведут претензионную работу по отношению к недобросовестным проектам. Лично я не видел ни одной истории со счастливым концом, где инвесторы радуются возврату своих инвестиций, — только жалобы на бездействие администрации или упреки за недостаточно активную работу.

В России только начинает формироваться судебная практика по подобным формам инвестирования. В марте 2018 года впервые суд вынес решение о возврате денег инвесторам, а ЦБ и Минэкономики вносят первые предложения по регулированию этого рынка.
С самого начала краудинвестирования я понимал, что могу потерять деньги. Это было в 2016 году. Пока готовил статью и изучал ситуацию, я понял, что за два года ничего не изменилось. Я считаю, что идея краудинвестинга хорошая, но нужно дождаться создания правовой базы и эволюции площадок для инвестирования. Для этого нужно время, а сейчас лучше инвестировать в более традиционные инструменты.

Что я понял из этой истории
- Через краудинвестинг собирают деньги и нормальные люди, но я никак не защищен от мошенников.
- Площадки не имеют возможности проверять авторов проектов так же тщательно, как государственные регуляторы и банки.
- Начинающему инвестору лучше инвестировать в акции компаний, которые торгуются на бирже, или в ETF.