«Даааааали!»: стоит ли смотреть фильм-фантасмагорию о Сальвадоре Дали
9 мая 2024 года в российский прокат вышла комедия о гении сюрреализма Сальвадоре Дали.
Новый фильм Квентина Дюпьё — режиссера «Реальности», «Оленьей кожи» и «Неправильных копов» — рассказывает о журналистке Жюдит, которой поручено взять интервью у Дали. Экстравагантный художник в разных обличиях то отменяет, то срывает встречи. В конце концов Дали соглашается поучаствовать в проекте Жюдит — но только если это будет полнометражный фильм.
Рассказываем, получилось ли у Дюпьё достичь того градуса абсурда, которого стоит ждать от фильма о Дали.
Что за «Даааааали!» (Daaaaaalí!)
Дата премьеры: 9 мая 2024 года
Страна производства: Франция
Режиссер: Квентин Дюпьё
Сценарист: Квентин Дюпьё
В ролях: Джонатан Коэн, Анаис Демустье, Эдуард Баэр, Жиль Леллуш, Пио Мармай, Дидье Фламан, Ромен Дюрис, Аньес Херстель, Жан-Мари Винлин, Мари Бюнель
Жанр: комедия
Фильмы, похожие на «Даааааали!»: «Реальность», «Невероятно, но факт»
Продолжительность: 1 час 17 минут
Где смотреть: в российских кинотеатрах
🐘 Это фантасмагория, а не биография
Фильм начинается с монолога девушки Жюдит. Она сидит в гостиничном номере и рассказывает, как в один день бросила старую работу и стала журналисткой. Сейчас она готовится воплотить в жизнь мечту: взять интервью у главного художника современности Сальвадора Дали. Правда, встреча закончится полным провалом. Но Жюдит просто так не сдастся. Она будет преследовать Дали, а тот — убегать.
Хроника встреч Сальвадора Дали с Жюдит, разумеется, не основана на реальных событиях и не имеет ничего общего с биографией художника. Перед нами фантасмагория с абсурдными ситуациями и непоследовательными героями, а также путешествиями во времени и пространстве.
Новый фильм Квентина Дюпьё мифологизирует и мистифицирует фигуру Дали. Художник уже давно возведен в статус легенды, а рассказы о его жизни обросли множеством эпатажных деталей.
Дюпьё, правда, эксплуатирует только одну: невероятное самомнение Дали, который говорил о себе в третьем лице и называл воплощением сюрреализма. Капризы художника — движок фильма. Иногда даже время подчиняется им и отматывается назад, чтобы Дали мог поменять не понравившуюся ему рубашку.
🕰️ Фильм не так увлекателен, как звучит его описание
Слово «фантасмагория» обещает нечто яркое, загадочное и интересное. Но в случае с «Даааааали!» это не так. Экстравагантность повествования тут скорее утомляет. Все абсурдные ситуации очень предсказуемы для жанра, а особенно — для сюжета про Сальвадора Дали.
Жюдит пытается взять интервью у Дали, а тот постоянно избегает разговора с ней. В этих догонялках они проходят сквозь время, меняются местами, оказываются внутри неснятого фильма и даже едят опарышей в качестве изысканного ужина. Но нагромождение бессмыслицы не отменяет монотонности повествования. Скорее наоборот, усугубляет ощущение бесконечно тянущегося бреда. История пестрит «необычностями», и поэтому они приедаются.
Местами лента интересно придумана. Например, образ Дали на экране воплотили пять актеров. Пространство не подчинено никаким законам: художник заходит в хижину в поле, а выходит уже на берегу моря. В какой-то момент герои и вовсе оказываются во сне второстепенного персонажа. Но все это декоративные элементы, к которым удивительно быстро привыкаешь.
Кажется, что кино подобного жанра и не должны быть нацелено на развлечение. Но фильмы Квентина Дюпьё всегда были в первую очередь веселыми и изобретательными — чего нельзя сказать про «Даааааали!». Главным в прошлых картинах постановщика был необычный юмор и фантастические явления на фоне простейшей истории, сюрреализм без позерства. Словом, нечто совершенно противоположное стилю продуманного и коммерческого художника Сальвадора Дали.
🍞 В «Даааааали!» не видно фирменного стиля режиссера
«Даааааали!» — не только трибьют самому художнику, но и подражание стилю его приятеля Луиса Бунюэля. Испанский режиссер снимал очень разное кино, но широкой публике он в основном известен как сюрреалист. Бунюэль создал образцы жанра — фильмы «Андалузский пес» в соавторстве с Дали, «Золотой век» и «Ангел-истребитель».
Обращение к его стилю кажется довольно трогательным режиссерским жестом. Но только не со стороны Квентина Дюпьё. Ведь прелесть его кино всегда была в том, что он ни на кого не был похож и никогда никому не подражал.
Новый фильм Дюпьё выглядит слишком прилизанным. Он словно старается адаптироваться под зрителя и понравиться большинству. В «Оленьей коже» или «Жвалах» режиссер не пытался специально веселить — и поэтому картины получались парадоксально смешными. Теперь бал правит текстовый юмор — и он удается Дюпьё гораздо хуже.
Раньше он выводил на экран причудливых героев и самых странных созданий, поведение которых неизменно удивляло. Капризы Дали же известны наперед, а сюрреалистические образы с его картин мы увидим всего пару раз — и то ради слабого гэга.
Киновселенная Дюпьё все еще сохраняет свою необычность. Но его стиль уже дрейфует в сторону каноничных французских комедий: странноватых, но вполне вписывающихся в жанр. «Даааааали!» — именно то, что можно ожидать от фильма про Сальвадора Дали. Но, к сожалению, не от фильма Квентина Дюпьё.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult