Большинство людей тратит деньги в новогодние праздники, а мы их зарабатываем.
Мы с мужем не встречаем Новый год со своими детьми: 31 декабря мы надеваем костюмы и идем поздравлять чужих. До утра 1 января мы успеваем поздравить 15—20 семей и заработать 100 000 рублей. Вот что для этого нужно.
Начните с пары
Выступления на Новый год — это дуэт Деда Мороза и Снегурочки. Нам повезло: мы выступаем семейной парой, поэтому доходы не уходят на сторону. Если у вас пары нет, ее придется найти. Опросите знакомых, киньте клич в соцсетях, поищите пару на «Авито» или другой доске объявлений.
Чаще работу организует Дед Мороз: он нанимает Снегурочку, покупает реквизит, тратит деньги на рекламу и водит машину. Поэтому обычно он забирает себе 70% дохода, а Снегурочка — только 30%. Если все организует Снегурочка, это повод договориться иначе. Деньги сразу пропишите в договоре об оказании услуг.
Костюмы и реквизит
Родители хотят порадовать своих детей и получить красивые фотографии на память, поэтому главное — это ваш внешний вид. Найдите костюмы, которые выглядят внушительно и традиционно.
Костюмы. Нашим первым костюмом Деда Мороза был синий китайский синтетический халат. Бороду мы сделали из блондинистого парика, а посоха не было вовсе: на него не хватило денег. Восемь лет назад этого хватало, но теперь конкурентов больше и за дешевый Китай уже никто не платит.
Сейчас мы выступаем в костюмах, которые сшили на заказ. Мой Дед Мороз щеголяет в парчовом халате, а я красуюсь в длинном платье, шапочке и накидке в византийском стиле. Костюмы обошлись нам в 15 тысяч рублей. Некоторые коллеги покупают костюмы на рынке «Садовод» или в интернете. Приличный костюм с позументами и мехами стоит 8—10 тысяч рублей. Брови и борода для дедушки входят в комплект.
Посох Деда Мороза. Посох обязательно должен быть внушительным и светиться. Наш мы сделали сами: из сантехнической трубы, мишуры, красивого елочного шара и гирлянды на батарейках. Это обошлось нам примерно в 1000 ₽. Готовый стоит столько же, но выглядит не так эффектно.
Мешок для подарков. В мешке мы носим реквизит для конкурсов, призы и подарки, которые нам передают родители. Призы в конкурсах — это обычно что-то небольшое и недорогое: конфеты, спиннеры, фонарики или пазлы. А вот родительские подарки бывают объемными, поэтому мешок должен быть вместительным. Хороший мешок стоит 500 ₽, иногда он продается вместе с костюмом.
На реквизит для конкурсов и подарки мы тратим 5000 ₽ за сезон — выручают магазины «Фикс-прайс» и тот же рынок «Садовод».
Обувь. Деду Морозы нужны светлые валенки и галоши, чтобы их не испачкать. Валенки с галошами обойдутся в 4000 ₽. Снегурочке с обувью проще — это могут быть и белые сапожки, и валенки, и туфли. Но черные колготки и обувь не подойдут.
Грим. У Деда Мороза брови белые, а нос и щеки — красные. Накладные брови, волосы и борода полностью закрывают родную растительность. У Снегурочки яркий, но не вызывающий макияж. Дедушке подойдет любой сценический грим, его внучке — хорошая косметика. Если щеки пора подкрашивать, а грима под рукой нет, проявите смекалку. Нам как-то раз пришлось гримироваться акварельными красками, которые мы позаимствовали у ребенка.
Уход и хранение. Во время поздравлений костюмы пачкаются. Грим оставляет пятна на бороде, а полы костюмов собирают пыль. Когда мы это замечаем, то отстирываем подручными средствами. Клиенты все понимают и никогда не отказывают в помощи.
После праздников мы сдаем костюмы в химчистку, а потом раскладываем по чехлам и вешаем в шкаф до следующего сезона. При аккуратном использовании костюмы служат 3—4 сезона.
Выбирайте традиционные костюмы и реквизит: люди любят, когда Дед Мороз и Снегурочка «как из сказки». Лучше всего, если дедушка будет высоким и крупным, а его помощница — молодой и худенькой. Если всё наоборот, стараться с программой придется сильнее.
Ищите клиентов уже сейчас
Родители начинают готовиться к Новому году в ноябре, поэтому искать клиентов нужно заранее. Мы делаем это через соцсети, «Авито» или соседние детские сады.
По нашему опыту, в интернете лучше всего работают соцсети. Создайте группы во Вконтакте и Фейсбуке, а также аккаунт в Инстаграме. Загрузите свои фотографии в костюмах и запустите платное продвижение среди родителей от 20 до 40 лет. Вступите в группы мам вашего района и расскажите о своих предложениях. В некоторых группах за объявление придется заплатить — это нормально. Попросите друзей расшарить ваши посты. Все время публикуйте новости в ленте: чем более живой она выглядит, тем больше внимания привлечет.
Объявления на «Авито» и похожих досках хорошо работали года три назад, но сейчас уступают соцсетям. И все же какое-то количество заказов можно получить и с них.
Реклама работает в любом месте, где много детей: в школе, секции, детском театре, развлекательном центре и даже на игровых площадках во дворах. Если пускают в здание, оставьте свою рекламу на доске объявлений. Если у вас есть дети, поговорите с родителями их друзей, одноклассников и товарищей по песочнице. Если нет — попросите помочь друзей с детьми.
Не тратьте клей на объявления и плакаты: мы вылили не один тюбик, пока не поняли, что они не работают. Вместо них печатайте визитки: они дешевле и их чаще хранят. Иногда родители вспоминают о празднике в последний момент — им быстрее позвонить по номеру на визитке, чем искать Деда Мороза где-то еще.
На визитке должно быть хорошо видно главное: что это поздравление Деда Мороза и Снегурочки, а не «представления на любой вкус», например. Напишите номер телефона так, чтобы его не нужно было искать. Можно перечислить несколько главных плюсов, например, что вы поете или поздравляете на английском языке. Хорошо, если на визитке ваши настоящие фотографии: многие родители выбирают актеров по внешнему виду.
Бешеного креатива никто не оценит: в новогодней горячке не до него. Мы пробовали добавлять шуточки вроде «Дедушки по вызову», но они не работали.
На рекламу в интернете и полиграфию мы тратим 10 000 ₽ в год, иногда больше.
Как сэкономить на рекламе
Родители больше доверяют артистам, с которыми уже имели дело. Поэтому мы используем небольшую хитрость, чтобы с ними познакомиться: звонок ребенка Деду Морозу.
Мы завели для дедушки отдельный телефонный номер и поселили его в скайпе и мессенджерах. За звонок клиенты много не заплатят, но и с нашей стороны вложений практически никаких. А главное — знакомым актерам люди чаще поручают поздравить своих детей.
Песни, конкурсы, танцы с бубном
Первое, что спрашивают потенциальные клиенты, — какая у нас программа. Сразу определитесь, сколько времени вы будете выступать и что показывать. У нас три варианта программы: на 5, 15 и 30 минут. Примерно так же у остальных артистов.
Пятиминутка — это самая дешевая программа: вошли, поздравили, вручили подарки и сфотографировались. Далеко ехать ради нее невыгодно. Поэтому мы набираем несколько пятиминуток в одном районе. Еще можно брать заказ на пятиминутку, если недалеко другие клиенты заказали долгое выступление.
Программы по 15 и 30 минут — это уже целый спектакль. Мы всегда придумываем авторские программы, для которых я пишу оригинальный текст. Можно составить программу из сценариев в интернете, они встречаются на сайтах для мам или на сайтах, посвященных праздникам. Главное — удачно их скомпилировать, чтобы было не банально, но и не слишком оригинально. Например, подводка «Подросли, большими стали, а меня-то вы узнали» уже всем приелась, а вот без «Раз-два-три, елочка, гори!» не обойтись. Стандартный набор — несколько игр и конкурсов, хоровод, песня, зажигание елки и подарки за чтение стихов.
Чтобы победить конкурентов, блесните талантом. Если у вас хороший голос — пойте, умеете жонглировать — жонглируйте. Оригинальный номер выделит вас среди других артистов. Например, у нас есть программа на английском, а в другой мы танцуем с бубном. Иногда приносим на поздравления кукол из наших спектаклей или скачем на лошадках на палочках под песню «Три белых коня».
Если ваше поздравление запомнят, то вас позовут и на следующий год.
Музыкальное сопровождение
Обязательно подберите музыку для поздравлений. Стиль музыки зависит от вашей программы, но без нее даже пятиминутка проходит натужно и тоскливо.
Поиск музыки — дело ответственное. Когда я составляю программу, то прикидываю, какая музыка мне нужна, а потом ищу треки в интернете. Я прослушиваю несколько десятков новогодних песен и сохраняю подходящие на компьютере, чтобы в любой момент вставить их в программу.
Музыку должно быть хорошо слышно. Мы проигрываем плейлист с флешки через компактную, но мощную колонку с пультом дистанционного управления. Диджеит обычно Снегурочка. Для подстраховки мы возим с собой запасной аккумулятор для колонки и еще одну флешку с плейлистом.
Портативная колонка стоит 1000—4000 ₽.
График выступлений и транспорт
Если вы всё сделали правильно, то скоро к вам начнут обращаться первые клиенты. Заранее создайте сетку выступлений, чтобы получился удобный график и вам не приходилось в новогоднюю ночь метаться из одного конца города в другой.
Придумайте, как будете передвигаться. Лучший вариант — собственный автомобиль с Дедом Морозом за рулем, потому что такого водителя все приветствуют и пропускают. Машину можно и нанять, но услуги водителя на весь день и всю ночь съедят до трети дохода — это как вторая Снегурочка.
Общественный транспорт не вариант. Носить на себе костюмы, реквизит и подарки тяжело, а клиенты не всегда живут рядом с остановкой — бывают заказы и за городом. Если передвигаться своим ходом, вы не успеете обойти достаточно клиентов, чтобы окупить все расходы. А если не повезет — еще и простудитесь, потому что в квартирах жарко, а на улице холодно.
Расходы в первый сезон
Трата | Стоимость |
---|---|
Костюмы | 15 000 ₽ |
Реклама | 10 000 ₽ |
Валенки | 4000 ₽ |
Подарки | 3000 ₽ |
Колонка | 3000 ₽ |
Реквизит для конкурсов | 2000 ₽ |
Транспорт (бензин) | 2000 ₽ |
Посох | 1000 ₽ |
Мешок | 500 ₽ |
Итого | 40 500 ₽ |
Костюмы | 15 000 ₽ |
Реклама | 10 000 ₽ |
Валенки | 4000 ₽ |
Подарки | 3000 ₽ |
Колонка | 3000 ₽ |
Реквизит для конкурсов | 2000 ₽ |
Транспорт (бензин) | 2000 ₽ |
Посох | 1000 ₽ |
Мешок | 500 ₽ |
Итого | 40 500 ₽ |
Сколько брать за выступления
Поздравления начинаются с 20 декабря, в это время цены у артистов самые низкие. По мере приближения к Новому году они растут и достигают пика с 22:00 31 декабря до 3:00 новогодней ночи. После этого снова падают, а затем немного вырастают к Рождеству и старому Новому году.
Конкретные суммы зависят от города. В больших городах поздравление Деда Мороза стоит дороже, зато в маленьких меньше конкуренция и затраты на рекламу.
Чтобы узнать примерные цены, обзвоните несколько актеров-конкурентов и узнайте их расценки. Уточните, что входит в их программу, чтобы было с чем сравнить свою. Если будете звонить в раскрученные агентства, учтите, что у них другой бюджет на рекламу, а для поздравлений они нанимают профессиональных актеров. С таким же ценником вы только потеряете клиентов.
Просить слишком мало тоже плохо: и расходы не окупите, и вызовете подозрение у дотошных родителей.
Как принимать деньги и платить налоги
Новогодние выступления — это продажа продуктов авторского права. Чтобы поздравлять с Новым годом и брать за это деньги, регистрировать ИП или ООО не обязательно, но 13% дохода придется отдать государству.
Если хотите снизить налог, зарегистрируйте ИП и платите только 6% по упрощенной схеме налогообложения. Для выступлений предпринимателю нужен правильный код деятельности — ОКВЭД. Подойдет код 90.01 — деятельность в области исполнительских искусств.
Но у ИП есть и недостатки. Нужно платить пенсионные и медицинские взносы — в 2017 году это 27 990 ₽. Кроме того, придется купить или арендовать кассу и пробивать всем клиентам чеки. Месячная аренда кассы с договором с ОФД и регистрацией в ФНС обойдется примерно в 4000 ₽.
Мы с мужем работаем по ИП, и нас выручает только то, что мы выступаем не только в новогодние праздники, — иначе это стало бы невыгодным.
Не сдавайтесь, если сразу не получится
Чтобы научиться хорошо выступать и заработать репутацию, нужно время. Может быть, в первый же год у вас и не получится заработать кучу денег. Не сдавайтесь — отработайте на совесть несколько выступлений и получите положительные отзывы на свою страничку в соцсетях. Если ваше поздравление понравится, вас порекомендуют друзьям и будут приглашать в гости каждый Новый год.