Как правильно составить и подписать цифровую расписку?

6

Собираюсь продать имущество. Хочу составить с покупателем цифровую расписку о том, что получила деньги, и заверить ее электронной подписью. Подскажите, пожалуйста, можно ли так сделать? Будет ли такая расписка иметь юридическую силу?

Аватар автора

Елена Ефимова

юрист

Страница автора

Вы можете выбрать такой вариант: закон не запрещает создавать цифровые расписки и подписывать их электронными подписями. Но нужно учитывать требования, которые предъявляют к содержанию расписки.

Еще есть правила для разных видов электронных подписей, которыми нужно подписывать юридически значимые документы. Если эти требования не выполнить, в случае спора суд может не признать цифровую расписку. Расскажу обо всем подробнее.

Как составить электронную расписку

Содержание электронной расписки не отличается от бумажной.

Вот что обязательно должно быть в документе, чтобы суд принял его как доказательство:

  1. Точные и полные сведение о сторонах сделки, которые позволяют однозначно их идентифицировать. В вашем случае это данные покупателя и продавца. Укажите ФИО, адреса проживания или регистрации, паспортные данные и любые другие идентификаторы, например ИНН или СНИЛС.
  2. Условия договора. Если вы составите его в электронном виде, прикрепите ссылку на документ. Достаточно кратко описать суть сделки: «Такого-то числа такие-то граждане в таком-то месте заключили договор купли-продажи имущества. Во исполнение условий договора покупатель такого-то числа в таком-то месте и таким-то способом передал продавцу, а тот получил полную плату за имущество в такой-то сумме».
  3. Дата и подпись продавца, который получил деньги.

Какую электронную подпись выбрать

Из вашего вопроса непонятно, какой электронной подписью вы собираетесь заверить расписку.

Электронный документ полностью равнозначен бумажному, когда его подписывают квалифицированной электронной подписью — КЭП. Заверить расписку простой электронной подписью, ПЭП, или неквалифицированной электронной подписью, НЭП, тоже можно. Но учтите, что ПЭП используют только в той информационной системе, в которой ее создали.

НЭП обычно создают сотрудникам компаний, чтобы они заверяли внутренние документы. Я не сталкивалась с ситуациями, когда такой подписью пользовались физические лица. Но даже если вы решите сделать именно НЭП, процедура не будет сильно отличаться от оформления квалифицированного сертификата. И проще получить КЭП, которой можно подписывать любые электронные документы.

Если вы будете использовать НЭП или ПЭП, то должны согласовать это условие с покупателем, включить его в договор и определить, какие документы и какими подписями вы будете заверять. И потом следовать этому условию.

Если письменного договора купли-продажи не будет или вы ничего про виды подписей в нем не укажете, можно использовать только КЭП.

Как получить КЭП

Квалифицированный сертификат электронной подписи выпускают удостоверяющие центры с аккредитацией Минкомсвязи. Информация о сертификате записывается на токен — физический носитель, чаще всего флешку.

Чтобы подписывать документы КЭП, нужно установить на компьютер специальную программу. Удостоверяющий центр предоставляет ее, когда выдает сертификат, или объясняет, где ее скачать.

В зависимости от электронной подписи программа может быть платной или бесплатной. Техподдержка удостоверяющего центра помогает владельцу ЭП настроить компьютер для работы с КЭП — дает инструкцию или устанавливает программу удаленно.

Как передать расписку покупателю

Вы без проблем подпишете электронную расписку, если у вас уже есть КЭП и вы раньше ею пользовались. Если это ваш первый опыт, понадобится какое-то время, чтобы настроить компьютер и во всем разобраться.

После того как вы заверите расписку, в зависимости от электронной подписи вы получите:

  1. два файла — расписку в формате PDF и файл с расширением.sig или.sgn с информацией о подписи и подписанном документе. Пересылать или записывать на носитель обязательно нужно оба файла. Покупатель сможет открыть файл с распиской без криптографических программ. Но чтобы проверить подпись, понадобится специальная программа;
  2. один файл, где будет расписка и информация об электронной подписи. Если отправить покупателю такой файл, он не сможет открыть его без криптографической программы. Обязательно учитывайте этот момент.

Вы можете сами договориться с покупателем, как будете передавать расписку. Например, файлы можно отправить по электронной почте или через мессенджер, а также записать на любой носитель.

Обязательно сохраните файлы у себя на случай, если возникнет спор с покупателем. Вы можете записать их на флешку, хранить на компьютере или в облаке — как считаете надежным.

Если расписку надо распечатать

Если расписку нужно будет передать в суд или другую инстанцию, вы сможете ее распечатать. Но есть важный нюанс. Распечатанная цифровая расписка будет копией, а не оригиналом или аналогом электронного документа.

Чтобы удостоверить тождественность бумажной расписки электронной, придется обратиться к нотариусу. Ему нужно представить подписанную КЭП цифровую расписку. Документ можно загрузить на флешку. Если у вас два файла, проследите, что загрузили оба.

Нотариус проверит, что КЭП принадлежит человеку, который подписал документ, с помощью единой информационной системы нотариата или специальной программы. После проверки он подготовит бумажную расписку и поставит на ней удостоверительную надпись. Каждая страница бумажного документа стоит 50 ₽. Еще нотариус может взять дополнительную плату за свои услуги.

Цифровая расписка и удостоверенная нотариусом бумажная расписка юридически равнозначны.

Что в итоге

Если вы давно пользуетесь КЭП, а покупатель живет далеко от вас, создать электронную расписку проще и выгоднее. Например, у вас не будет почтовых расходов.

Если у вас нет КЭП, придется ее оформить. Квалифицированный сертификат без ПО стоит около 1000 ₽. Также надо будет потратиться на токен — флешку — и, возможно, удаленную настройку рабочего места. Еще нужно научиться работать с электронной подписью. Так что с технической точки зрения написать бумажную расписку и передать ее покупателю легче.

Если правильно составить электронную расписку и подписать ее КЭП, юридически вы ничего не нарушите. Конечно, еще неплохо заранее узнать мнение покупателя. Но какой бы позиции он ни придерживался, вы вправе создать цифровую расписку и подписать ее электронной подписью.

А вы делали цифровые расписки? Поделитесь, не было ли у вас проблем:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество