
Куда переехать, если надоело жить в Москве?
Я живу в Москве 10 лет, и у меня больше нет сил это терпеть.
Я, как и все мои друзья, переехал в этот прекрасный город в первую очередь по экономическим причинам. В родном городе-миллионнике в 2010 году в 20 лет я получал зарплату меньше 10 тысяч рублей. Переехав, я одним махом поднял зарплату до классических московских 30 тысяч примерно за ту же работу.
В первое время мне казалось, что, кроме зарплаты, добавилось множество других бонусов. Например, в моем городе практически не было парков, а тут, каждый раз въезжая в съемную квартиру, которых, к слову, было 7 штук за это время, я жил рядом с каким-нибудь новым парком. В целом город казался свежее, зеленее, без привычного пекла и пыли. Также Москва больше, комфортнее, богаче, тут каждый день происходит множество событий.
Но со временем новизна прошла, и все это больше так не радует. Парки, конечно, классные, но какой в них смысл, если, по моим наблюдениям, в последние пять лет просто не бывает нормального лета? В этом году в июле шел град. В 2019 году дождь пошел 15 июня и не прекращался до середины августа. В 2018 году был такой мороз, что я стал практиковать ношение летних пуховичков. А в моей жизни осталось не так уж много лет, чтобы тратить их на подделки, а не на настоящее лето!
Интересы изменились, и часто куда-то ходить уже не хочется: на все эти новые заведения с бранчами денег не напасешься, все это от лукавого. Да и не так радостно куда-то ходить, когда повсюду заборы и отряды Росгвардии. И давайте начистоту — московский ритм жизни выматывает, здесь слишком много стресса: кажется, что в жизни есть только работа.
Видит бог, я никогда не считал эмиграцию панацеей и всегда хотел жить только в России. Но очень надоело так существовать: хочется переехать куда-то, где получится наслаждаться жизнью круглый год. В основном я отношу себя к климатическим мигрантам, но если удастся заодно поменять страну на более политически благополучную — ну что же, замечательно.
Условия задачи
- Планирую перейти на удаленку и продолжать развиваться в своей сфере, работая на Москву. То есть в новой стране искать работу не планирую, низкоквалифицированную уж точно.
- Хочется, чтобы было теплее, чем в Москве. Необязательно, чтобы круглый год было лето: условные +10…+15 °C зимой меня бы устроили. Хотя беспокоит отсутствие центрального отопления в большинстве стран.
- В идеале хотелось бы, чтобы это было не слишком далеко: например, в Южной Америке или Новой Зеландии жить точно не хочется.
- Нужен хороший интернет!
- Не готов тратить состояние на визы и как-то очень сильно заморачиваться по этому поводу. А вдруг не понравится и я решу вернуться в Москву?
Мои невыдающиеся идеи
🇷🇺 Патриотическая: юг России, окрестности Сочи и Адлера. Из плюсов: очень близко; никаких виз; цены на недвижимость в приличных местах сопоставимы с ценами в Москве и даже меньше; море, горы, солнце, вот это все. Из минусов: уровень культуры; полный беспредел с архитектурой и, по слухам, с юридической стороной недвижимости; набег соотечественников в летний период; зима все-таки есть; сильно похоже на родной город — как бы так не получилось, что вернулся к тому же, от чего уезжал.
🌴 Дауншифтинговая: Таиланд, какой-нибудь Пхукет или даже Панган. Нежно люблю Таиланд уже много лет и думаю: может быть, все-таки пойти по стопам стереотипных фрилансеров? Плюсы: лето почти круглый год; размеренный образ жизни; креветки в кляре с тем самым соусом; можно жить с бассейном в шаговой доступности, ездить на скутере и напевать «Борн ту би вайлд»; кажется, что многие вещи дешевле, чем в Москве. Минусы: довольно далеко; сезон дождей; более низкий уровень жизни общества в целом. И главное — не самая комфортная разница во времени: если работать, как обычно, до 8 вечера по Москве, то в Таиланде это значит засиживаться до 12 ночи. Теоретически можно, наверное, перестроить свой график, чтобы работать до 6 вечера по Москве, но все равно это до 10 вечера в Таиланде. Ну, такое.
В общем, очень хочется начать активно думать в сторону переезда в более комфортное место, но чувствую, что все мои идеи довольно слабые. Покритикуйте, пожалуйста, и подкиньте идей. Может быть, стоит рассмотреть Европу? Португалию, Черногорию, в конце концов? Или не нужно идти по простому пути и стоит заморочиться переездом в нормальную страну, где можно было бы остаться навсегда и поднять свой уровень жизни по всем фронтам? Или, может быть, на земле нет идеального места, лучше остаться в Москве и не терять силы и деньги на переезды? Помогите, товарищи!
24.08.20, 15:03
Я за Подмосковье, как основную локацию.
Оно даёт возможность чуть отдалиться от суеты, природа поближе. Но в то же время, всегда можно взять такси укатить в "цивилизацию". Это при условии удаленки и отсутствия необходимости тратить по два часа на дорогу в одну сторону.
+ Нет идеальных стран/городов, все надоест.
А близость к Москве и удаленка даёт возможность подписаться на дешёвые авиабилеты и по получению интересного предложения просто взять рюкзак, сесть в такси и улететь куда душа пожелает.
Из мелких городов это нереально - и билеты дороже и пересадка в мск сжирает время, незаметно для коллег уже не переедешь на новое место.
25.08.20, 09:36
Макс, спасибо за комментарий — прочитав остальные мнения, считаю, что для меня это было бы самым разумным вариантом. А уж если появится какая-то страна, где прямо захочется ЖИТЬ, то тогда и действовать по ситуации
25.08.20, 13:06
Полиграф, можете рассмотреть Заречье - до мкада 2 км и Сколково под боком
30.08.20, 10:06
Полиграф, если подмосковье, то, как мне кажется лучше будет какая-нибудь Дубна. Не критично далеко от аэропорта. Рядом Волга и широкий проток, который позволяет заняться водными видами спорта.
Но опять же по погоде +- Москва.
мой знакомый решил проблему переездом в Волгодонск
из плюсов:
+Тепло (жарко).
+вода (огромное водохранилище).
+дешевая недвижимость и продукты.
+красивые девушки и дружелюбное население.
+натуральное винишко у местных
+до кавказских гор 6-7 часов на машине
Из минусов - далековато аэропорт. За границу не наездишься.
26.08.20, 08:01
Полиграф, если Подмосковье, то Коломна, если заграница - то Греция.
25.08.20, 10:56
Полиграф, вам осталось определиться с выбором подмосковного городка
27.08.20, 07:05
Макс, я тоже присматриваюсь к городам Московской области, но пока не определился. Наверное нужно съездить, покататься по этим городам, так сказать в живую увидеть.
25.08.20, 13:17
Макс, тоже хочу подобрать какой-нибудь хороший подмосковный город. Но чтобы не совсем глушь, чтоб погулять можно было, медицина приличная, магазины, рестораны и т.д.
Оба с мужем работаем на удаленке, уже не обязательно кататься в Москву каждый день. Но и не хочется от нее сильно удаляться, т.к. мне нравятся многие места в Москве, театры, музеи, концерты.
Сейчас живем в Подольске, мне не очень нравится... Сильно промышленный город, куча промзон, железная дорога прямо посередине, нет нормального жилья, велодорожки не делают.
26.08.20, 06:37
Evgeniya, рассмотрите Зеленоград, районы "старого" города (1й-12й). Благоустроенный, много зелени, на велосипеде ездить по нему почти идеально, а на Ласточке можно добраться за полчаса до Ленинградского вокзала. С магазинами, медициной и ресторанами, думаю, тут лучше, чем в Подмосковье.
06.09.20, 12:21
И прописка останется Московская, а значит пенсия с московским плюсом и доступ к московской медицине, в Подмосковье вы медицины не найдете, одни развалины. Это конечно важно если вы не миллионер
25.08.20, 18:17
Evgeniya, очень хвалят Зеленоград
26.08.20, 06:46
Спасибо за рекомендацию Зеленограда, присмотрюсь к нему поближе ))
26.08.20, 10:37
Evgeniya, посмотрите ещё Королев и Ногинск. В Королёве жила давно несколько недель, была в восторге от города.
В Ногиск ездили этим летом (мини внутренний туризм) очень приятный зелёный город.
26.08.20, 12:57
Maria, Ногинск, конечно, зелёный, но уж очень какой-то зашорканый. Во-первых, на электричке до Москвы час сорок (час сорок, Карл! До твери столько же ехать!), скоростных нет. Если на машине, то добро пожаловать на бесконечно ремонтирующуюся горьковку, когда-нибудь, конечно, её расширят и доделают, но точно не завтра.
В самом городе грязно. В смысле не прибрано. У меня вокруг дома зелёные дворы, скамейки, аллейки, два парка рядом - и всё это завалено куууучами мусора: фантики, бутылки, пакеты, иногда и люди валяются... Центральную улицу начали приводить в туристический вид, но деньги, похоже, быстро закончились) В целом, ощущение, что Ногинск старается быть красивым, но до сих пор не понял основной фишки - чисто там, где не мусорят.
29.08.20, 21:46
E, ну речь шла о переезде на ПМЖ с обитанием в городе, а так, конечно, да, в Москву каждый день из Ногинска ездить это мучение.
06.09.20, 12:25
Maria, и рядом с Ногинском отличная свалка Тимохово! Вонь достает всю округу! А скоро на нем поставят мусоросжигательный завод. Вонять перестанет, просто рака станет в разы больше. Хотя и сегодня ногинский район превышает по раку всю округу. Тут же сплошные заводы вокруг. Посмотрите куда тянется новая Москва - там и чисто
26.08.20, 16:35
Maria, в Королеве живу с 1991 г. Реклама жилья в нашем городе звучит как "20 минут от метро ВДНХ" (и в определенных условиях это правда))). Ничего фатально плохого про сам город сказать не могу, но в последнее время из-за близости к Москве здесь очень много строят жилья, т.е. население всё увеличивается и увеличивается, а социальная инфраструктура остается той же и с возрастающей нагрузкой совершенно не справляется!
06.05.21, 20:45
Макс, когда я рассмтаривала подмосковье, я пришла к выводу, что уровень жизни ниже, а жить стоит так же дорого. Лучше недалёкий крупный город, где можно на сапсане за 3 часа добраться - как на электричке из Подмосковья
30.08.20, 16:26
Макс, отличный коммент. А есть мысли какое Подмосковье. Мы вот уехали в Крд, по истечению года вернемся, не зашло. Но сами не из Москвы
25.08.20, 21:15
Макс, так кстати и сделали 4 года назад, немного помогло, но хочется на Кипр условный например
24.08.20, 10:53
Слишком много стульев на которых хочется усидеть. С такими вводными возможно подойдёт Грузия. Климат, близость, отсутствие визы.
Но все это полумеры и если стало скучно в Москве следующая ступень это только полноценная эмиграция, как мне кажется.
25.08.20, 09:31
Сергей, согласен про стулья) Насчет Грузии — я там был пару лет назад, именно как отпуск очень понравилась поездка. Но! Это довольно сильно похоже на Россию, и оттого больше бросается в глаза некоторая разруха — например, в каком печальном состоянии там находятся прекрасные парадные и тротуары, например. Как там относятся к памятникам советского модернизма. Точно так же там отвратительно стеклят балконы, например — вот от такого отвратительного отношения отчасти тоже хочется уехать. То есть в условном Таиланде свои проблемы, но они не такие как тут — и это будет хотя бы некоторое время в новинку. А вот от ужасных подъездов, кондиционеров на пятиэтажках и пластиковых стеклопакетов в сталинках ей-богу уже тошнит.
Сейчас читаю комментарии и тоже склоняюсь к тому, что наверное в моем случае полумеры приведут скорее к разочарованию и пустой трате сил, и если уж эмигрировать, то с умом подойти к выбору страны и делать все по-настоящему.
27.08.20, 04:53
Полиграф, вообще не вижу для вас никакой перспективы - климат с вашими требованиями вас нигде не устроит, везде свои минусы. Знаю людей , которые уехали из Испании из-за климата (достал дикий холод в квартирах зимой и пело в 40 градусов и жизнь с кондиционером летом). Мне нравятся люди которые говорят -хорошо там где я, а вы ищите где хорошо без вас, не едьте туда, потому как через какое-то время там станет плохо.... шутка , но смысл очевиден.
24.08.20, 13:42
Сергей, вот да, Батуми идеально подходит для переезда :)
25.08.20, 15:06
тьфунатебя, Вы там были хоть раз? "Идеально"...
26.08.20, 21:04
Юрий, здорова юрец)
27.08.20, 11:31
тьфунатебя, моя сестра жила в Батуми с семьей 16 лет и все эти годы я активно их навещала в разные сезоны. Из плюсов: доброжелательный народ, бурная растительность, шикарная набережная и приморский парк просто огромный, широкие пляжи, порт. Рядом с городом великолепный ботаничесаий сад. Но! Дикая влажность. То есть там постоянно нужно жить, чтобы поддерживать свой дом или квартиру, иначе все очень быстро придет в негодность. А вообще Грузия это вариант, я её обожаю.
25.08.20, 15:09
Сергей, виза хоть и годовая, но нужна. И обновлять ее тоже нужно. В этом году вопрос с обновлением многих сильно напрягает. Хотя можно открыть ООО для ВНЖ, но тогда надо держать планку по доходу. Что до климата, в Грузии зимой на побережье дождливо и сыро, в остальных местах - не 10-15 точно. Такой себе вариант, скорее для тех, кто не видел цивилизации
25.08.20, 18:37
Юрий, виза не требуется, но срок пребывания — календарный год. Пересекаешь границу раз в год на 5 минут, и живёшь дальше. В этом году всё сложно, но говорят, что срок продлевали.
Для ВНЖ можно ещё недвижимость купить, но смысла в нём немного. Обладатели ВНЖ до сих пор не могут вернуться в Грузию после закрытия границ.
А где климат на постсоветском пространстве приятнее? 24 декабря 2019 года в Батуми было +22 °C, например.
25.08.20, 05:11
Сергей, тоже хотела написать про Грузию - когда мы там были, встречали много наших соотечественников, которые переехали туда на ПМЖ. И им нравится!
26.08.20, 20:54
Я примерно в таком же состоянии была полтора года назад. На Москву сил больше не было после 13 лет "покорения" и что самое печальное, в таком состоянии не было сил и на то, чтобы спланировать переезд или хотя бы выбрать страну для жизни. Года 3 до этого находилась в вялотекущей подготовке к иммиграции в Канаду, но меня еле хватало на московскую работу и жизнь в режиме гонки, а иммиграция штука требующая много ресурсов. В итоге в прошлом году попалось под руку предложение от рекрутера в Линкедин пройти собеседование с релокацией в Польшу. В общем, год я уже как живу в небольшом зелёном польском городе, до этого даже не знала о его существовании) и штука даже не в Польше, и не в конкретном городе, а в том что весь этот год у меня была возможность восстанавливаться и накапливать энергию, а не отдавать все под ноль как это было в Москве. Не говорю, что Польша страна мечты моей и я тут навсегда, но этот случайный переезд вытащил меня из бесконечного круга "нет сил, я в постоянном стрессе -> нужно что-то менять -> нет сил на перемены". Так что может не обязательно сейчас ставить долгосрочную цель и очень долго выбирать самую подходящую страну. Уезжайте куда проще всего, дайте себе время отдохнуть, набраться сил и вспомнить, что жизнь не только из работы и дедлайнов состоит. А потом если захочется можно будет и планированием в страну мечты заняться.
Удачи вам в поисках и берегите себя!
24.08.20, 11:27
Я бы рассмотрела Калининград - там теплые зимы ( обычно), есть море, в котором спокойно летом можно купаться ( даже +17 воды это тепло). Там больше (хорошего) от Европы, чем в других частях РФ, но при этом РФ.
25.08.20, 15:12
Мария, ээээ теплые зимы? В среднем +5, нереальные ветра, постоянный дождь, сырость, дорогая коммуналка. +17 и купаться? Вы из клуба моржей? Иногда вода в Балтике прогревается и выше 20, но не каждый год. Я бы сказал, что Калининград лишь на картинке выглядит романтично, но реальность жестковата. Сюда надо добавить еще дорогие перелеты, наличие загранпаспорта для поезда, чтоб доехать до "материка".
24.08.20, 15:21
Мария, хороший совет. Я так и сделал, переехав в Калининград месяц назад из Москвы, работаю удаленно. Однокомнатную снять от 10 до 20а в Москве снимал за 48
24.08.20, 11:30
Хорошо там, где нас нет.
В Тае, полагаю, быстро заскучаете. Сочи, после Москвы, покажется диким (про Крым молчу).
Чтобы определиться надо хотя бы на 3-4 недельки уехать потенциальные места и пожить там с мыслью, что я тут надолго и понять, кого оно будет.
п.с. а что не так с летом в этом году в Москве? Я не помню такого классного за многие годы. У меня загар, как после 2-3 недель Турции.
25.08.20, 09:51
тьфунатебя, классная идея — надо просто провести а/б тест)) Например, уехать на зимовку в Таиланд и пожить там месяцев 4, а потом снять дом в Сочи на лето. Хотя вот я сейчас представляю себе результаты этого теста и зная себя, уже можно начинать копить на домик в Подмосковье
25.08.20, 20:03
Полиграф, а зачем и правда выбирать железно что-то одно? Может, попробовать разные варианты? Год Сочи, год Черногория, год Грузия. Не понравилось - через 2 месяца уехали, понравилось - задержались дольше
24.08.20, 11:22
В первую очередь смущает то, что автор собирается продолжать работать на Москву. Основных минуса три:
1. Колебания курса. На себе ощутили все прелести, поскольку после переезда девушка продолжила работать на Москву и за последние полгода зп значительно упала.
2. "Московский" ритм останется с автором. Если сейчас на работе ставятся дедлайны из раздела "вчера", то так все и продолжится. Переезд от этого не спасет.
3. Проблема с интеграция в местное сообщество. Если быть нелюдимым фрилансером, то найти новые знакомства будет проще, общаясь с коллегами на работе.
Западную Европу я бы на месте автора не рассматривал, т.к. там надо будет оформлять внж для которого надо либо найти работу в стране, либо иметь много денег. Ну или сидеть 3 года нелегалом, например.
Можно рассмотреть страны, которые сейчас предлагают "визы фрилансеров". Кажется у Грузии есть и еще у каких-то стран.
25.08.20, 05:54
Простите за длинный коммент, но есть много вопросов, которые могут ограничить выборку стран:
1) Вы планируете работать официально? Учитываете ли вы потерю налогового резидентства РФ, при этом и, соответственно, налог 30 процентов вместо 13.
2) С визами, к сожалению, заморачиваться придется. Посоветовала бы также определиться, "захочу остаться" или нет. В азиатских странах вам нужно быть готовым к визаранам каждые 60 дней. В Европейских и Американских - к оформлению документов (и к тому, что по тур.визе там остаться долго не получится).
3)Не хватает вводных по фин.части: московская зарплата может быть комфортной , например, для Гоа/Таиланда, но не комфортной для Хорватии/Албании/Мальты. Есть ли возможность приобрести недвижимость в стране, что облегчает визовые заморочки?
Если просто "попробовать пожить" - под ваши критерии по климату подходят:
1) страны европы, но не страны Шенгенской зоны: Хорватия, Кипр, Албания, Черногория.
2) почти любая страна Шенгена.
В пунктах 1 и 2 надо понимать, что вы либо не работаете больше на Москву и переезжаете как квалифицированный мигрант , либо ищете альтернативные варианты (Внж за недвижимость, магистратура в параллель с работой).
3) Бали/ Камбоджа / Вьетнам / Таиланд и прочие хипстерские варианты. Минусы вы и сами знаете + постоянные визараны.
4) На самом деле посоветовала бы не сбрасывать со счетов Южную Америку и Карибы. Разница во времени 8 часов с Москвой будет означать, что вы работаете по утрам (скажем, с 6 утра =14 по москве. Звучит странно, но у меня лично получалось "жестить" и работать с 4 утра, когда было надо: на экваторе темнеет в районе 6 вечера, если нет интереса в клубах/ресторанах, то в 8 можно комфортно уложить себя спать). С визами проблем нет. Испанский язык. При лёгком ресерче и достаточном количестве денег в любой стране можно найти город/район с вполне штатовским уровнем жизни и безопасности.
26.08.20, 06:08
Надежда, не стоит приравнивать Сочи по климату к Краснодару и Ростову. Из-за близости моря 40-градусного ада там нет, а зимой отрицательная температура бывает крайне редко даже по ночам (буквально несколько лет в году). Лютых ветров там тоже почти не бывает из-за гор и плотной застройки (ок, на пляже и вдоль рек иногда могут быть, но редко). Думаю, что вряд ли в России есть климат лучше, чем в Сочи (в Крыму зимой не был, ничего сказать не могу). Прожил там двадцать лет, к пенсии вернусь, но ооочень постараюсь поселиться вдали от всех - и отдыхающих, и местного населения. Идеальный вариант - основать там новый поселок только для читателей Т-Ж :)
24.08.20, 15:03
Ksenia, настоящие дауншифтеры дауншифтятся в свой родной пгт.
Там настоящая экономия.
24.08.20, 14:53
Начните с демо-версии. Поезжайте в Тайланд туристом, 90 дней можно находиться, но думаю вам хватит и месяца. Если вы уже на удаленке, отлично. Если еще нет, попросите пару недель поработать "из дома", плюс на пару недель отпуск возьмите - вот он и месяц тайланда. Попробуйте поработать оттуда, за месяц более менее выводы сделаете.
Я солидарен с другими комментаторами - вам нужна полноценная эмиграция, с оздоровительными поездками в РФ обнимать березки раз в полтора года.
24.08.20, 15:14
Очень понравилось рассуждение автора про холодное московское лето. Для меня в Москве летом наоборот слишком жарко
27.08.20, 21:55
Приветствую.
Тоже 10 лет прожил в Москве.
В прошлом году уехал в ближайшую (и нищую, в целом) Европу: Литву (Вильнюс), сюда же перевез жену, здесь же успели родить даже ребенка. В Москве осталась ипотечная квартира.
Если кратко: про Москву даже не вспоминаю, не могу назвать сходу ни одного плюса, по которому бы скучал. Разве что большое количество круглосуточных магазинов и прямой дешевый рейс на Мальдивы.
Если интересно, расскажу подробнее. В целом, качественнее всё: культура, продукты, интернет (да-да, ребята, здесь интернет в РАЗЫ быстрее якобы гигабита московского), всякие кафешки, бары, атмосфера в целом и т.д. Да и медицина оказалась вполне отличной.
Парков огромное количество, прямо в центре города настоящая, дикая природа, до любого места ехать ровно 10-15 минут (даже до аэропорта из самого центра, причем рейсов очень много каждый день по всему миру, это не дыра с 3 рейсами в день).
Просто такая большая, приятная деревня с вкусной едой, отличной природой, культурными людьми.
У меня появилось почти 4 часа жизни из-за отсутствия каких-либо пробок и необходимости ехать 2 часа в один конец ради какой-то бумажки. Культура на дорогах отражает культуру общества: НИКОГДА никто не подрежет, не нарушит, не влезет, это просто кайф.
Минусы есть, но они достаточно незначительны.
24.08.20, 16:01
Тайская разница во времени -- это не только плохо, но и хорошо. Я несколько зим там провел, работая фуллтайм "с 10 до 7 мск" и это очень комфортный график. Все утро для себя, а потом становится жарко и пора работать.
Возможно неидеальный вариант для жаворонков, а всем остальным такой график весьма показан
25.08.20, 13:03
Твой вариант - Турция.
25.08.20, 13:49
Red, плюсую. Странно, что никто выше её не посоветовал. Есть некоторые сложности с интернетом: не такой шустрый, как в России. Но если работа не связана с круглосуточной загрузкой видео, то скорость вполне достаточна. Нам по работе хватает на все нужды, и фильмы смотреть и скачивать в том числе.
Очень простое оформление туристической визы, невысокая аренда, длинное лето, близость моря, очень вкусные и дешевые овощи-фрукты. Мясо чуть дороже, чем в России, но намного вкуснее. Дорогой только алкоголь )
Плюс тут можно жить и без оформления ВНЖ, въезжая дважды в год на 2+1 мес.(итого полгода можно жить без визы).
Многие покупают тут квартиры, они дешевле, чем в Москве. Но мы пока ничего не решили, присматриваемся. Везде есть свои подводные камни. Для нас проще приезжать в любое время и снимать, а не обосновываться.
25.08.20, 19:58
Почитала комменты, очень много людей яро советует Калининград, а я не понимаю почему.
Были там 5 дней летом 2019, после Москвы город вгоняет в депрессию. Вроде красиво, но приглядишься, а сзади хрущёвка маячит. И такая ситуация по всему городу. Да, море близко, но насчёт того, чтобы купаться, даже не знаю🤔🤔🤔 Ещё очень расстроило состояние дорог и тратуаров - одни сколы и выбоины. Из плюсов - умеренный климат и близость Европы.
Мне нравится Красная Поляна. Горы, прекрасный воздух, более или менее нормальная архитектура в отличие от Сочи, туристов весной, летом и осенью очень мало. Сейчас открылось много заведений для покушать + никогда не стоит вопрос, куда идти гулять. В горы, конечно! А если надоест, то можно и до моря доехать.
24.08.20, 16:58
Собираемся валить в Калининград, потому что в Москве душно, тесно, грязно, людно, шумно. Я тут прожила всю жизнь, и правда — надоело )
26.08.20, 18:23
Полиграф, вам психолог, может, нужен, а не переезд? :-) "дедлайны я ставлю себе сам....9 месяцев зимы давят ....нельзя расслабляться и надо как следует поработать до следующего лета" :-)) причем я это совершенно беззлобно говорю, надеюсь, Вы не обиделись.
разруха в Москве? а Вы в провинции были? там ведь еще более убогие балконы, кондиционеры и еще более убогие пятиэтажки. а Таиланд видели? ведь и там разруха и нищета местами такая, что ужас. плюс чужая кухня, отсутствие языка - а ведь филологам важно, мне кажется, быть в своей языковой среде?
мне тут говорили, что Абрау-Дюрсо - это прям "вах!", Франция в чистом виде :-) это поселок. и Геленджик называют красивым. Коломна - тоже очень красивая в туристической части и чистая, была там недавно, съездите - недалеко для "посмотреть".