В 2020 году я занялась практиками замедления — начиная с осознанного отношения к еде и каждому приему пищи и заканчивая медитациями, телесными практиками и прогулками.
Замедление помогает включиться в момент, получить удовольствие от рутины, меньше тревожиться. Я много читала, в основном академические источники, ходила на курсы и индивидуальные сессии, смотрела прямые эфиры экспертов по соматике, занималась цигуном, участвовала в перформансах современных художников. На все потратила почти 75 тысяч рублей. Также завела блог в «Инстаграме», где рассказывала о практиках на широкую аудиторию. В директе у меня много спрашивали, как начать заниматься.
Свой опыт я обобщила в статье на Т—Ж. Поняла, что он получился разнообразным, непохожим на опыт других — и что им можно поделиться. У меня возникла идея создать платный онлайн-курс — «Группу медленного дня». Поначалу думала сделать рассылку, но в конечном счете решилась на формат поддерживающей группы: хотелось прямого взаимодействия с участниками.
На подготовку я потратила пару месяцев. В конце марта начала готовить курс, запустила его 10 июня. Курс длился три недели, по 1 июля. На него записалось 29 человек: 26 за деньги и трое бесплатно. На подготовку я потратила 4546 ₽, а получила 88 493 ₽ после уплаты налогов.
- 4546 ₽
Каждый день я рассказывала о практиках замедления, объясняла культурный и политический контекст, стоящий за ними. Тут пригодились мои знания урбанистики и критических исследований, полученные на работе в «Стрелке» и на исследовательской программе «Терраформинг».
У каждой недели была своя тема:
- «В голове» — про письмо и прогулки.
- «В теле» — про движение и телесную осознанность.
- «В городе» — про наблюдение за природой и влияние городской среды на наше самочувствие.
Я хочу рассказать, как самостоятельно собрать образовательный продукт, какие ошибки я допустила, как их избежать и что сделать лучше.
Подготовка курса
У меня есть опыт продюсирования просветительских офлайн-проектов, лекций и воркшопов. Поэтому интуитивно я понимала, на какие этапы разбить работу.
Поиск подхода. При подготовке не обошлось без чтения инфопродюсеров в «Инстаграме», но их советы мне не близки. У них популярны прогревы в стиле «купи или умри»: продукт подается как волшебная таблетка, которая спасет от всех бед, закроет «боли» аудитории. Среди рекомендаций были дозвоны, создание ощущения упущенной выгоды, истории «из грязи в князи».
Я советовалась со своей подругой Софи, которая продает свои продукты по маркетингу через «Инстаграм». Она посоветовала воспользоваться продуктовым подходом и моделью Jobs To Be Done: когда ты не создаешь искусственный спрос на продукт через «боли» или как-то иначе, а доносишь его ценность тем, кому он по-настоящему нужен. Например, чтобы узнать, нужен ли людям курс, я придумала анкету предзаписи.
В «Телеграме» у меня была система чатов «Мысли по курсу», где я хранила идеи по контенту, и «Мысли по запуску», где я хранила всю «операционку». Я готовила проект одна, и это повлияло на структурирование задач. Знала, что копаться в массивах информации буду только я, и часто ленилась упрощать и объяснять что-то самой себе. В команде я бы этого не избежала.
Формат курса. Я человек текста, а не видео, поэтому решила, что основные материалы подам в текстовом формате в канале и чатах в «Телеграме». Впоследствии одна из участниц отметила текстовый формат как преимущество. Для мастермайндов — обсуждений личных вопросов в группе — я купила месячную премиум-подписку в «Зуме», она стоила 14 долларов. Так созвоны не ограничены по времени.
Анкета предзаписи и ее анализ. 16 мая я запустила анкету предзаписи. Сделала ее в сервисе «Тайпформ», потому что интерфейс показался мне эстетичным. У предзаписи было три задачи: убедиться, что курс нужен людям и что наберется необходимое число участников (рассчитывала на 20 человек); собрать контакты; понять, на что сделать акцент в программе.
Ответ дали 73 человека. Больше всего запросов в анкете было на практики осознанности, не связанные с медитацией, и на поддержку сообщества — возможность заниматься подобными практиками вместе с другими людьми. Полученную базу данных я использовала для рассылки с анонсом. Воспользовалась сервисом MailerLite — простым конструктором для писем с бесплатным тарифом для небольшой базы.
Сайт и тексты для сайта. Название — «Группа медленного дня» — я придумала, пока мыла посуду. Наверное, меня вдохновила «Группа продленного дня», которую театральный критик Оля Тараканова делала в Театре Ермоловой. Мне нравится, что слово «группа» направляет участников к равному, горизонтальному общению.
Текст для сайта я писала сама, пока придумывала программу. Я проанализировала структуру сайтов других курсов и сделала несколько экранов.
Мне повезло: сайт и айдентику бесплатно разработала моя подруга. Я сделала мудборд на «Пинтересте» с разными пастельными градиентами, а она визуализировала мои идеи в сиреневых тонах, придумала закорючки для различных этапов курса.
Мы делали сайт на сервисе «Редимаг», а не на популярной «Тильде»: хотели отойти от шаблонных макетов. Я заплатила 20 $ за месяц тарифа Creator, потому что на бесплатном тарифе нельзя подключить кассу, и 14,9 $ за домен на Iwantmyname.
Анонс и рассказ аудитории о курсе. В течение месяца я рассказывала о курсе в «Инстаграме», но гораздо меньше, чем обычные блогеры. Мне не хотелось быть надоедливой, и я сделала лишь по одному посту в каждой из соцсетей.
Бесплатный вебинар — стандартный шаг для старта продаж любого курса. Мне было важно его провести, чтобы познакомить людей с манерой подачи информации и общим настроением. Вебинар назывался «Медленная жизнь: от художественных практик до противостояния экономике внимания». По формату это была первая открытая лекция курса. Она длилась час, я поделила ее на две части.
В первой рассказала, какие процессы привели нас к разрыву с природой, утрате связи с сообществом и изменению отношения к свободному времени. Во второй я привела примеры различных социальных движений и художников, которые сопротивляются этим процессам, используя практики замедления. Мне было важно показать, что идея медленной жизни существует давно и к ней приходят очень разные люди; объяснить, почему не так просто проснуться и начать созерцать, проводить время с семьей и замечать потребности тела.
После лекции я минут за 20 рассказала, что ждет участников, и еще 40 минут отвечала на вопросы. Они были связаны не с форматом курса, а с темой лекции и моим отношением к различным вкраплениям культуры замедления и осознанности в корпорациях и велнес-индустрии. Например, к «комнатам медитаций» внутри офисов и корпоративным программам осознанности.
Цены. Платное участие было дополнительной мотивацией и для меня, и для студентов. Для меня — потому что сейчас, без пассивного дохода и на фрилансе, я не могу позволить себе делать такие проекты бесплатно. Для участников — потому что плата настраивает на более серьезное отношение к прохождению курса.
Я ориентировалась на стоимость похожих продуктов, в частности на имейл-курсы Write Like A Girl за 3666 ₽ и курс «Жить внимательно» за 6000 ₽. Число мест и экономику курса рассчитывала исходя из списка предзаписи: прикидывала, что купит четверть или треть от заполнивших анкету — так и произошло. В предзаписи было 73 человека, по кассе заплатили 22, еще четверо из-за технических недоработок перевели деньги на карту. Окно продаж было совсем небольшое, четыре дня. Я сделала два тарифа:
- Для вольнослушателей: только задания и дополнительные материалы. В первые два дня он стоил 2490 ₽, в следующие два дня — 2990 ₽.
- Для участников: с вебинарами и чатом. Сначала тариф стоил 3990 ₽, за два дня до начала цена выросла до 5990 ₽.
Если честно, я плохо продумала тарифы. Стоило сделать дополнительную скидку для тех, кто заполнил анкету предзаписи и, соответственно, три ценовых градации. По вопросам в директе я поняла, что заполнившие анкету ожидали получить за нее бонус.
Еще три бесплатных места я выделила для активистов — людей, подверженных выгоранию, но не имеющих финансовой возможности обратиться за помощью. Все три места заняли в течение суток после анонса. Правда, знакомые потом мне говорили, что правильнее было бы делать эти места за комфортное пожертвование. Из трех человек двое прошли курс до конца.
Прием платежей. Для платежного модуля я подключила тариф Venture на Ecwid за 950 ₽, потому что только он подходил для сайта на «Редимаге», и «Юкассу», потому что мне знаком этот бренд. За прием платежей «Юкасса» взяла комиссию 3%.
Ошибки в продвижении и запуске
Итак, мой курс оплатили 29 человек. На запуске без ошибок не обошлось.
Дала себе мало времени. Пожалуй, главная ошибка для первого раза: 30 апреля я анонсировала курс и к 10 июня хотела его запустить. План был такой: 2 июня — бесплатная лекция, 2—7 июня — окно продаж, 10 июня — начало курса. На практике из-за такого плотного графика я не смогла ни отдохнуть, ни додумать какие-то вещи в программе курса в спокойном режиме.
Маленькое окно продаж. Я дала мало времени не только себе, но и покупателям. Курс можно было купить всего 4 дня, из них только 3 дня ссылка на сайт висела в блоге. Оптимальнее было бы сделать две недели. Многие мои знакомые просто не увидели анонс или не успели купить. Я не сделала перерыв между концом продаж и стартом курса. Стоило бы дать себе неделю, чтобы выдохнуть и настроиться на начало.
Запуск во время переезда. Квартиру, которую я снимала, продали в начале мая — и пришлось срочно съезжать. Я не стала двигать даты курса, а зря. Переезд отнял много сил и времени. Неделя запуска совпала со сбором и перевозкой вещей, уборкой квартиры и решением вопросов с хозяйкой. В результате у меня не было сил и времени подробнее рассказать про курс в соцсетях.
Поздний анонс. В идеале должна была быть серия постов и историй, где я рассказываю о продукте, его формате и ценности: кому курс подходит и не подходит. Но даже первый и единственный пост в «Инстаграме» о самом курсе я сделала за два дня до конца продаж. Пост в «Фейсбуке» я сделала уже накануне старта курса, и несколько человек просто не успели присоединиться: алгоритмы платформы показали им пост спустя несколько дней.
Технические неполадки с сайтом. В день бесплатной лекции полетел сайт, и до вечера «Редимаг» не успел устранить неполадки. От этого не застраховаться. Я перенесла лекцию на следующий день.
Технические неполадки с бесплатной лекцией. Я не учла, что для трансляции на «Ютубе» нужно сутки ждать подтверждения, поэтому решила делать вебинар на платформе Bizon, где можно проводить бесплатные вебинары до 100 человек. Чтобы настроить трансляцию, нужно было скачать программу-видеокодер OBS, а презентацию нужно было загрузить на сайт Bizon.
Я снова и снова переделывала слайды, поэтому загрузила их за 15 минут до начала. К началу лекции они так и не прогрузились, но что еще хуже, начали виснуть трансляция и картинка. Этого можно было избежать, если бы я подключила к ноутбуку проводной интернет. Для трансляций в принципе советуют использовать проводной интернет, но я думала, что пронесет.
Я быстро купила премиум-аккаунт «Зум» и разослала ссылку 36 участникам. Потеряла 17 минут и столько же слушателей — осталось 19. В «Зуме» помимо меня до конца досидели 16, трое оплатили участие сразу после анонса. Но в панике и спешке я забыла поставить лекцию на запись. А уже пообещала, что запись будет доступна на следующий день.
Весь следующий день мы перевозили вещи в новую квартиру. Вечером я снова провела лекцию, чтобы опубликовать запись. К трансляции присоединился только один человек, поэтому я могла бы сделать запись и без трансляции.
Проблемы с оплатой. Человек шесть написали мне, что у них не проходила оплата. Оказалось, «Юкасса» по умолчанию подключает оплату только из России и стран СНГ. В техподдержке мне сказали, что подключить «остальной мир» удастся не раньше среды, когда продажи уже закончатся. С четырьмя участниками я договорилась о SWIFT-переводах себе на карту. Не очень этим горжусь, потому что налоги все-таки нужно платить.
Прохождение курса
На момент запуска я подготовила 30% материалов, и многие вещи доделывала в зависимости от запросов: писала тексты, записывала лекции и добавляла дополнительные темы. Конечным результатом я скорее видела то, что люди могут попробовать разные практики осознанности и внедрить некоторые в повседневную жизнь. Что бы ни говорили про привычку, которая формируется за 21 день, это, на мой взгляд, слишком малый срок, чтобы совершить серьезную трансформацию в жизни.
Основное содержание курса. Я разбила доступ к курсу на два тарифа. Подешевле:
- 21 письмо с заданиями;
- 18 дополнительных материалов в Notion.
Подороже:
- то же, что в бесплатном тарифе;
- доступ к дневному чату с другими участниками;
- 3 мастермайнда-обсуждения;
- 3 лекции.
Я публиковала материалы в телеграм-канале курса. Каждое утро в 9 часов участникам приходило «письмо»: контекст и задание дня. Всего их было 22, еще одно вышло как бонус.
Например, я давала задание провести 5—10 минут, наблюдая за небом. Это кажется непозволительной роскошью, хотя в созерцании только польза. Еще мы говорили о том, как сложно отдыхать на работе, даже если знаешь, что есть время и право на паузу. Я рассказывала о перформансе Trainee, который финская художница сделала по заказу компании Deloitte.
Художница каждый день приходила в офис и проводила часы, смотря в окно или поднимаясь туда-сюда на лифте. Когда ее спрашивали, чем она занята, она отвечала, что «думает над проектом». Уже на второй день другие сотрудники начали писать обеспокоенные письма ее начальнику — который, конечно, был в курсе, что это перформанс.
Поэтому мы обсуждали, как важно найти себе сообщника или сообщницу на работе — чтобы напоминать друг другу о необходимости паузы и отдыха, совместно организовывать его для себя и своих коллег.
По иронии, главной проблемой «Группы медленного дня» стала чрезмерная интенсивность и лавина информации, которой я нагрузила участников. На финальной встрече 1 июля многие поддержали мысль, что пошли бы на курс еще раз, если бы он проходил в более «размазанном» формате, например 1—2 практики и 1 созвон в неделю.
Тем не менее я получила хорошие отзывы от участников — до конца «дошла» треть — и думаю повторить курс осенью. Но уже в замедленном виде, растянутом на 2—3 месяца.
Лекции. Я проводила их вживую в «Зуме», но на самом деле могла бы спокойно делать их в записи, посещаемость трансляций была 2—3 человека из 29 человек на курсе. Также я бы сделала лекции покороче — на 20—30 минут, а не на час. Всего было 3 лекции:
- Замедление в искусстве: от поэтов 19 века к экспрессионистам и нашим дням.
- Краткая история тела 20—21 веков: как политика и культура влияют на наше восприятие себя.
- Чувство места и мир живого вокруг: опыты экопсихологии и биорегионализма.
Чат был очень активным первую неделю: участники знакомились, записывали видеообращения, делились впечатлениями от упражнений. А потом активность спала: кто-то выбился из ритма прохождения курса, кто-то хотел проживать все про себя. Периодически я предлагала темы для обсуждений, но не форсировала их. В конце концов, я делала курс о том, как смотреть по сторонам и в себя, а не в экран телефона.
Мастермайнды. Больше всего участникам понравился этот формат, где каждый мог поделиться какой-то проблемой и запросом, а в ответ услышать опыт и мнение других. С кем-то мы разрабатывали стратегии для отдыха и перерывов на работе, с кем-то боролись с депривацией сна и одиночеством.
Для меня было удивительно, как люди с очень разным опытом — от работника сервисного центра в небольшом городе до студентки медицинского вуза в Италии — переживают очень похожие состояния и как мы способны друг друга в них поддержать.
Что я сделаю по-другому в следующий раз
Тщательнее изучу технические вопросы. Красивая трансляция — необязательный, но приятный бонус для тех, кто взаимодействует с контентом. Условия эквайринга лучше читать не на лендинге, а уточнять у специалиста. Так выше вероятность не упустить ничего важного.
Дам себе отдохнуть. Между запуском и началом курса важно дать себе как минимум две недели, чтобы отдохнуть, прийти в себя, допридумать какие-то вещи для курса.
Не буду заваливать студентов информацией и пересмотрю «путь участника». Я точно сократила бы лекции до 20—30 минут, давала бы задания и информацию не каждый день, а один или два раза в неделю. Нам всем нужно время и пространство для того, чтобы усвоить что-то или, возможно, даже повторить несколько раз. Марафонная структура в конечном итоге не способствует погружению человека в идеи и практики.
Изменю взаимодействие с участниками. Перед запуском курса я поучаствовала в мастермайнде с методологами. После звонка я выписала для себя 10 идей: регулярно чем-то делиться в чате, сделать зум-знакомство перед началом курса, придумать форму обратной связи на время учебы и так далее.
Но я не успела сделать зум-знакомство и не знала, как отследить изменения участников в групповой работе. Получилось только предлагать разные упражнения и объяснять контекст за ними.
Выводы и мысли о создании курса и выбранной нише
В русскоязычном пространстве слово «инфопродукты» приобрело негативную коннотацию. В «Инстаграме» действительно есть недобросовестные создатели курсов, продающие воздух под видом волшебной таблетки. Появился даже формат блогов-разоблачений. Чтобы предостеречь себя от некачественного контента, нужно подробно интересоваться личностью и прошлым «творца», искать отзывы близких по образу мысли людей.
У меня как у потребителя был только один случай, когда я потребовала от девушки возврат за курс по визуальному маркетингу. Она сорвала все сроки и несколько раз переносила начало, программа не соответствовала заявленной. В результате мне вернули лишь ⅔ от стоимости. В идеале у инфопродукта должен быть договор оферты, по которому покупатель может требовать возврат средств, если услугу предоставляют некачественно. У меня оферты не было, но если бы участников набралось больше 50, сделала бы.
Но инфопродукты могут служить и другой цели. Фактически создание платного контента — единственный способ заработка для блогера помимо рекламы. И, конечно, это демократизация создания контента и распространения знаний: тебе больше не нужна институция или площадка, ты можешь запустить свой продукт в любой момент.
Сейчас появляется довольно много продуктов в так называемых мягких нишах: психология, образ жизни. Большинство ориентированы именно на практику и результат, и это логично. Мне же было важно давать не только практические инструменты, но и социокультурный контекст — почему мы оказались там, где оказались, и как это изменить? В группе медленного дня было много примеров из современного искусства и художественных практик именно потому, что они подсвечивают то, что мы считаем нормой.
Поэтому, как человек из сферы искусства, я думаю о запуске инфопродуктов еще и как об альтернативе существованию в культурных институциях. Я могу самостоятельно запускать программы на актуальные темы, а география участия не будет ограничиваться Москвой.