Речь, движение и осознанность: как я потратила почти 75 000 ₽ на саморазвитие

Одногодичная программа по тому, как быть человеком

75
Речь, движение и осознанность: как я потратила почти 75 000 ₽ на саморазвитие

Раньше я воспринимала неуверенность, неловкость и зажатость как неотъемлемые свойства своей личности.

Сейчас понимаю, что это можно и нужно преодолевать, но это долгий процесс, в котором мне помогают и различные практики, и чтение актуальных исследований.

Знакомые говорят, что за последний год я стала другим человеком. Я по-другому звучу, двигаюсь, ощущаю себя в пространстве. Стала бодрее, веселее и гораздо спокойнее. За это время я прошла огромное количество курсов и тренингов, направленных на развитие телесной и ментальной осознанности, и продолжаю учиться. В мою жизнь пришли работа над речью, голосом и дыханием, современный танец, физический театр и соматика.

Суммарно с сентября я потратила 75 000 ₽ — думаю, что к июню траты вырастут до 100 000 ₽. Расскажу, что я успела попробовать, каких результатов добилась и что планирую развивать в себе дальше.

2019 год, я стою на сцене института «Стрелка» и рассказываю что⁠-⁠то про спикера, который сейчас будет выступать. Внутри меня все сжалось от страха
2019 год, я стою на сцене института «Стрелка» и рассказываю что⁠-⁠то про спикера, который сейчас будет выступать. Внутри меня все сжалось от страха

Тренировки речи и голоса для уверенности в себе

Цена: 5000 ₽ за одно занятие, я брала 10.
Подробнее: на сайте.

На занятия по речи собиралась давно. Моя прежняя работа была тесно связана с публичными выступлениями: я занималась организацией лекций и конференций, сама часто выходила на сцену, но совершенно не умела говорить и производила впечатление неуверенного человека. На занятия пошла, когда уволилась с работы: в прошлом сентябре мама оплатила мне их в качестве подарка на день рождения.

Мой тренер Сергей Васильев — актер и режиссер одного известного московского театра. Зацепило, что он говорит о голосе как инструменте развития личности, а в своей практике сочетает подходы из драматического искусства, коучинга и йоги. Мы разбирали спектакли ключевых российских режиссеров, и эти встречи радикально расширили мои представления о возможностях, которые дает владение голосом.

Я поняла, что голос можно «надевать» на себя, как одежду, и становиться более уверенной, веселой или грозной.

Обучение для меня превратилось в своего рода игру: а какой еще я могу стать?

Первые несколько месяцев мы занимались онлайн, но даже дистанционные встречи сильно изменили мою манеру держаться. Поэтому я убеждена, что виртуальные занятия работают.

Осенью я начала отчитываться о своих занятиях и прогрессе в «Инстаграме». Отчеты в сторис о практиках мотивировали меня продолжать заниматься и вдохновляли знакомых
Осенью я начала отчитываться о своих занятиях и прогрессе в «Инстаграме». Отчеты в сторис о практиках мотивировали меня продолжать заниматься и вдохновляли знакомых

Первый месяц мы работали исключительно над дыханием и дикцией: долгий выдох нужен для того, чтобы говорить длинную фразу без пауз и эканья, а без четких согласных предложения превращаются в кашу. Четыре-пять раз в неделю на протяжении четырех месяцев я делала речевую гимнастику — эффект был заметен уже после двух недель.

Затем работали над громкостью голоса. Она связана с резонаторами — «вибрирующими» зонами в теле, куда направляются дыхание и голос, и мышцами диафрагмы. Так к моей рутине добавился силовой дыхательный комплекс — набор упражнений из йоги, совмещенный с речевым тренингом. Самым сложным здесь оказалось регулировать голос в обычной жизни: люди, привыкшие к моей тихой манере говорить, отмечали, что я звучу слишком громко и звонко.

Одна из проблем, с которой я пришла на речь, — это тихий «мышиный» голос. Я всегда очень переживала, что меня не слышно, особенно в компаниях парней с громогласным басом
Одна из проблем, с которой я пришла на речь, — это тихий «мышиный» голос. Я всегда очень переживала, что меня не слышно, особенно в компаниях парней с громогласным басом
1/2
Одна из проблем, с которой я пришла на речь, — это тихий «мышиный» голос. Я всегда очень переживала, что меня не слышно, особенно в компаниях парней с громогласным басом
Одна из проблем, с которой я пришла на речь, — это тихий «мышиный» голос. Я всегда очень переживала, что меня не слышно, особенно в компаниях парней с громогласным басом

На этом этапе мы с преподавателем начали понемногу работать с текстом, учились интонировать смыслы. Интонирование — это один из главных приемов в театре, его очень любил режиссер Петр Фоменко. Говорят, он часто собирал артистов и приговаривал: «Сейчас запремся с вами и будем ин-то-ни-ро-вать».

Я читала монолог из шекспировского «Юлия Цезаря», отрывки из рассказов Гоголя и Чехова. Шекспир давался с трудом: это был мужской монолог, да еще и с патетическим языком. Но для занятий было важно выбирать тексты персонажей, несвойственных мне, тренироваться находить в них что-то свое, окрашивать чужие слова в нужную эмоцию и намерение. Ведь в жизни часто бывают ситуации, в которых нам нужно вести себя несвойственным образом, чтобы отстоять границы или защитить проект.

Физический театр и обучение движению

Цена: 9000 ₽ за два месяца.
Подробнее: на сайте.

После того как мое владение речью немного улучшилось, захотелось раскрепоститься телесно, научиться не бояться своего тела и контактов с другими людьми. Я довольно зажата, и это выражается не только в «закрытых» позах. Движения часто бывают рваными и неуклюжими, в разговоре начинаю прятать взгляд и вжимать плечи. И хотя мне нравится общаться с незнакомыми людьми и нет трудностей при выборе темы, тело говорит об обратном. В «Фейсбуке» я увидела пост своего знакомого о том, как он пошел учиться физическому театру — это вид искусства на стыке танца и театра, и решила попробовать.

Наш преподаватель Янис Повилайтис — театральный режиссер и выпускник Камы Гинкаса, одного из главных режиссеров Московского ТЮЗа. Он ведет небольшую лабораторию, в которую одновременно ходят 8—10 человек. Мы учимся наблюдать связи между людьми, развиваем телесную эмпатию, учимся чувствовать потребности собственного тела. Во время упражнений преподаватель часто повторяет: «Ищи свое удобство», и это невероятно сложно.

В жизни мы на самом деле часто выбираем самые неудобные и энергозатратные позы и жесты, переучиваться довольно мучительно.

Занятия проходят раз в неделю, по субботам. Трехчасовой урок включает разминку, работу с партнерами, а также импровизацию и этюды. Вначале мы стараемся максимально освободить тело и движение. Это достигается способами, которые со стороны могут показаться нелепыми: тряской, перекатами на полу, ходьбой гуськом и многими другими. Затем приступаем к упражнениям с партнером: стараемся найти с ним контакт и направить движение с помощью прикосновения. Можно несильно подтолкнуть партнера рукой или даже ногой, только осторожно, закрутить его по спирали или уложить на пол. Задача партнера — дать телу откликнуться на импульс движением.

Третья часть — этюды и работа с голосом. Мы придумываем пластические связки вместе с партнером, а затем нам дают текст для «озвучки». Получаются яркие этюды, построенные на контрасте между словами и движениями.

В физическом театре объекты и действия могут визуализировать отношения между людьми — как эти веревочки. Фото: Дмитрий Тузов
В физическом театре объекты и действия могут визуализировать отношения между людьми — как эти веревочки. Фото: Дмитрий Тузов

После занятий физическим театром в повседневной жизни я стала гораздо внимательнее к другим людям: научилась замечать их волнение или иные эмоции, больше не боюсь смотреть им в глаза. Многие упражнения построены на импровизации, а она учит не оценивать каждое свое движение, ведь именно в естественности рождается красота. Думаю, многим знакомо чувство, когда ты буквально закручиваешь себя на встрече в «спираль», потому что это «проверенная» поза и ты боишься выглядеть как-то не так.

Я по-прежнему часто вжимаю плечи или переплетаю ноги, сидя на стуле, но замечаю это и сразу пытаюсь расслабиться и усесться более устойчиво. Даже если это значит расставить ноги пошире.

Как любому человеку, не уверенному в себе, мне до сих пор трудно разрешить себе «не нравиться» и забить на то, что обо мне подумают и не выгляжу ли я неловко в данный момен
Как любому человеку, не уверенному в себе, мне до сих пор трудно разрешить себе «не нравиться» и забить на то, что обо мне подумают и не выгляжу ли я неловко в данный момен
Как любому человеку, не уверенному в себе, мне до сих пор трудно разрешить себе «не нравиться» и забить на то, что обо мне подумают и не выгляжу ли я неловко в данный момен

Соматика для исследования тела, правильной осанки и расслабления мышц

Цена: 3500 ₽ — офлайн, 2500 ₽ — онлайн.
Подробнее: на сайте.

Параллельно с физическим театром я открыла для себя соматику. Это набор практик, в которых психика и тело понимаются как единое целое и идет перенастройка на проживание опыта и окружающего мира телесно. Она научила меня быть более внимательной к внутренним ощущениям. Обычно мы делим телесный опыт на боль и удовольствия, совершенно не замечая огромный спектр чувств вне двух этих полей, — для них просто нет слов в нашем языке.

Термин «соматика» происходит от греческого somaticos, где «сома» значит «живое тело». Первым его начал употреблять профессор философии Томас Ханна в 1976 году. В соматике есть три составляющие: философская, исследовательская и терапевтическая. В России чаще всего применяется метод Ханны или метод Фельденкрайза: оба работают в первую очередь с осанкой и легкостью движений без мышечного усилия. Например, в методе Фельденкрайза обучающиеся начинают с очень медленных, почти неуловимых движений шеи, бедер, таза и ног. В результате повышается выносливость и уходит хроническое напряжение. В Москве сейчас можно найти соматического практика на любой вкус. Часто советуют воркшопы Ильи Беленкова, можно также найти выпускников программы Moscow Somatic Body и IMBT Russia, одобренных международной соматической ассоциацией ISMETA.

На сессии специалист по соматике может использовать прикосновение к определенной части тела, например низу живота, чтобы привлечь к ней внимание практикующего. Это помогает расслабить зоны напряжения. Активно используется воображение и визуальные образы: иногда какую-то точку внутри тела предлагается представить как объект, например катушку с нитками. Это тоже способствует визуализации «внутреннего мира». Другой вариант — работа с образами во время движения. Как будет двигаться наше тело, если мы представим, что вокруг не воздух, а толща воды? Характер и качество движения будет меняться.

Занятие с моей преподавательницей Верой Щелкиной в среднем идут два часа. Иногда почти все это время мы посвящаем дыханию, учимся замечать, как оно влияет на напряжение и расслабление в теле, как связаны между собой органы. Обращаем внимание на позы и паттерны движения, закрепившиеся в теле. Например, мне свойственно склонять голову набок, слушая кого-то, а при движении я часто держу голову чуть-чуть опущенной и смотрю не прямо, а немного в сторону. Вера назвала это «позой покорного ученика». Мы пробуем разные упражнения, чтобы мягко научиться и попробовать иную форму телесного движения и понять, дает ли она мне что-то новое. Как, например, меняется моя походка, если представить, что моя голова как будто подвешена в воздухе на тросе? Спойлер: шаг становится немного легче.

Я всегда склоняю голову влево — на одной из сессий мы разбирали, что дает мне эта привычка и почему она закрепилась. Этот жест «внимательного слушания» влияет не только на осанку, но и на уверенность в себе
Я всегда склоняю голову влево — на одной из сессий мы разбирали, что дает мне эта привычка и почему она закрепилась. Этот жест «внимательного слушания» влияет не только на осанку, но и на уверенность в себе

Недавно я слушала комнату в «Клабхаусе» с экспертами по соматике, которые обсуждали, что в ближайшие годы это поле исследований тела станет таким же популярным, как медитация, которая раньше ассоциировалась исключительно с религиозными практиками. Если до 2000 года было опубликовано 39 исследований про осознанность, то с начала века их количество увеличилось до 6000. Приложение для медитаций Calm стабильно входит в топ-5 в категории «Здоровье» в «Эпсторе», в том числе и в русской версии.

В англоязычном пространстве соматическую практику используют для борьбы с последствиями стресса, посттравматическим синдромом и общим чувством дискомфорта в теле. Многие активисты говорят о потенциале соматики еще и как способе работы с травматичным опытом, связанным с гендерным или классовым неравенством. Например, институт Сандберга в Амстердаме, одна из главных европейских арт-институций, запустил тематическую магистерскую программу Ecologies of Transformation.

Нравится, что на соматических сессиях мы не пытаемся радикально переделать себя, а по⁠-⁠новому овладеваем своими телами и свойствами личности. Мне, например, свойственна неловкость, но ее можно обратить и в положительное качество. Неловкость всегда привлекает внимание — это можно использовать
Нравится, что на соматических сессиях мы не пытаемся радикально переделать себя, а по⁠-⁠новому овладеваем своими телами и свойствами личности. Мне, например, свойственна неловкость, но ее можно обратить и в положительное качество. Неловкость всегда привлекает внимание — это можно использовать
1/2
Нравится, что на соматических сессиях мы не пытаемся радикально переделать себя, а по⁠-⁠новому овладеваем своими телами и свойствами личности. Мне, например, свойственна неловкость, но ее можно обратить и в положительное качество. Неловкость всегда привлекает внимание — это можно использовать
Нравится, что на соматических сессиях мы не пытаемся радикально переделать себя, а по⁠-⁠новому овладеваем своими телами и свойствами личности. Мне, например, свойственна неловкость, но ее можно обратить и в положительное качество. Неловкость всегда привлекает внимание — это можно использовать

Замедление и практики осознанности для борьбы с тревогой

Я практически забыла несколько лет своей жизни. Учеба, работа, встречи с друзьями, выставка или чей-то день рождения — все это происходило будто на перемотке и совершенно без моего участия. Недели сливались в один поток, росло чувство тревожности. Возвращаясь домой с работы, я совершенно не замечала дороги, хотя проходила пешком очень живописный маршрут. Меня пугало, что я живу как будто только в своей голове, в тревоге за будущее и в сожалении о прошлом, в бесконечном облаке задач и дел.

И это не только моя проблема. Скорость — ключевое свойство современного мира, к которому мы зачастую оказываемся неприспособленными. Гаджеты, огромные потоки информации, офисная — и внеофисная в последний год — работа влияют на нашу связь с миром вокруг.

Чтобы замедлиться и начать обращать внимание на то, что происходит здесь и сейчас, я начала заниматься бердвотчингом и медитацией. Наблюдения за птицами начались с чтения журнала «Московка» и семинара «Птицы Москвы и Подмосковья» при Зоологическом музее МГУ. Неожиданно я стала замечать птиц везде и беспокоиться об их благополучии. Уже два года пополняю кормушку на окне и распространяю важную информацию: например, что делать с упавшими стрижами, — в городе они часто получают травмы, и не всегда случайный прохожий знает, как помочь птице. Кроме того, даже здоровым стрижам почему-то тяжело взлетать с земли — но стоит их приподнять, как они упорхнут.

С тех пор как я вступила в группу «Птицы Европейской части России», мне начала нравиться моя лента в «Фейсбуке»
С тех пор как я вступила в группу «Птицы Европейской части России», мне начала нравиться моя лента в «Фейсбуке»

Про наблюдение за птицами как способ заземлиться написано несколько книг, например How to do Nothing журналистки и художницы Дженни Оделл и «Птицы, искусство, жизнь: год наблюдений» писательницы Кио Маклир. Для меня очень важно не просто практиковать, но узнавать в деталях культурный и научный контекст.

В теме велнесс и осознанности много домыслов и эзотерики, поэтому здесь нужен критический взгляд и работа с информацией.

Свой опыт медитации я начала с курса De-mystifying Mindfulness от Лейденского университета, где рассказывали про последние научные исследования медитаций и историю этой практики. А на самоизоляции начала медитировать при помощи приложения Headspace. Но геймификация и встроенные ачивки сыграли со мной злую шутку. За каждую «круглую» дату практик без перерыва — 3, 5, 10, 30, 90 и так далее — пользователь получает виртуальные награды. Я начала гнаться за ними и огрызалась на партнера, если он мешал мне медитировать. Однажды пропустила два дня из-за недомогания, весь 180-дневный прогресс слетел, я разозлилась и удалила Headspace. В этом, на мой взгляд, заключается проблема таких приложений: за количеством медитаций теряется их суть и смысл действий. Осознанность и раздражение на партнера за то, что он зашел в комнату во время практики, попросту несовместимы.

Когда я практикую медитацию, я беру ответственность за свое состояние. Я знаю, что, скорее всего, после практики буду более спокойной и внимательной, поэтому ставлю ее как приоритет
Когда я практикую медитацию, я беру ответственность за свое состояние. Я знаю, что, скорее всего, после практики буду более спокойной и внимательной, поэтому ставлю ее как приоритет
1/2
Когда я практикую медитацию, я беру ответственность за свое состояние. Я знаю, что, скорее всего, после практики буду более спокойной и внимательной, поэтому ставлю ее как приоритет
Когда я практикую медитацию, я беру ответственность за свое состояние. Я знаю, что, скорее всего, после практики буду более спокойной и внимательной, поэтому ставлю ее как приоритет

По совету девушки, с которой мы ходим в физический театр, в начале апреля я вступила в закрытое сообщество, где сочетаются теория и практика медитации. Подписка стоит 2000 ₽ в месяц. Каждую неделю я пробую три разные техники онлайн в «Зуме», и затем в группе мы подробно обсуждаем свои запросы и ожидания. Это совершенно иной уровень погружения в практику.

Медитации длятся 20—40 минут, отдельно даются упражнения на дыхание и погружение в тело. Каждую неделю выполняем письменные практики — мне кажется, они чем-то похожи на инструменты из самокоучинга. Например, предлагается выписать по 20 пунктов в четыре столбика: что я должна делать, что я хочу делать, что я не разрешаю себе делать и что разрешаю.

Для меня важно пробовать разное и проверять, насколько легко практики вписываются в обычную жизнь. Легко медитировать по несколько часов на йога-ретрите в красивом месте и с выключенным телефоном. Но осознанно ходить на работу, сидеть на лавочке в парке или наблюдать за птицами в городе — задача иного характера. Медитация тоже помогает раскрепощению: раскрывает чувственность, смещает фокус с внешнего шума внутрь себя и своих ощущений. Уходит тревога, появляется благодарность телу и пространство для мыслей и внимания — в том числе внимания к миру.

Программы, которые я прошла

Birdwatching Moscowот 600 ₽ за прогулку
Headspace9,99 GBP⁣ (1009 ₽) в месяц
Осознанные завтраки. Conscious Women Community2000 ₽ в месяц

Программы, которые я прошла

Birdwatching Moscowот 600 ₽ за прогулку
Headspace9,99 GBP⁣ (1009 ₽) в месяц
Осознанные завтраки. Conscious Women Community2000 ₽ в месяц

Дальнейшие планы

С этого месяца я пойду учиться в ЦЕХ — один из первых центров современного танца в России, рассчитанный на новичков. Это логичное продолжение моего «телесного» образования: современный танец, берущий начало из 20 века, занимается прежде всего осмыслением аутентичного человеческого движения, работой с координацией и положением тела в пространстве. В таком танце движение не оценивается как плохое или хорошее, скорее как естественное или нет. Хореограф Мариам Нагайчук сравнивала подобную хореографию с тем, как плывут рыбы в природе: они не задумываются об эстетике, а просто плывут, и в этом есть своя красота. Если хочется углубиться в теорию и историю, можно прочитать работы и посмотреть лекции последовательниц Ирины Сироткиной и Кати Ганюшиной.

Я также записалась на курс по аутентичной коммуникации к своей подруге. Она собрала бесплатную группу для знакомых, чтобы отработать техники, собрать отзывы и запуститься. Там мы учимся общаться искренне и эмпатически: слушать, слышать, говорить, быть и давать другим быть собой, понимать потребности — свои и чужие. Это новое, но довольно популярное направление тренингов. В прошлом году занятия по аутентичной коммуникации «Как сделать так, чтобы не бесило, пожалуйста» запустили специалистка по коммуникациям BBDO Света Шедина и продуктовый дизайнер Алексей Иванов. Я также слышала хорошие отзывы о «Школе открытого диалога» Дмитрия Шаменкова.

Теги: учеба
А вам удавалось улучшить свое самочувствие при помощи курсов и практик?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Герой

27.04.21, 14:56

Отредактировано

Не хочется показаться ханжой или отсталым колхозником, а также хоть каким-либо образом обидеть автора, но читая такие статьи понимаешь, насколько всё-таки разные вселенные у "богемы" и обычных людей.

Просто выборка из статьи: аутентичная коммуникация, йога-ретрит, соматический воркшоп, осознанное сидение на лавочке. Речевые обороты с глубокими смыслами, и стремление получить мессианское просветление через Зум-практики...

Посмотрел инстаграм автора - угадал с 3 нот. Больше 2.5 к публикаций, всё в одинаковой стилистике: Я (эго) + вариации эстетики жизни. Не являюсь психологом по профильному образованию, но думаю, что это всё означает, что человек не может найти себя в жизни и просто мается от безделья, объясняя всё это особой индивидуальностью. Однако, имя вам легион, выкладывающих десятки сторис ежедневно с вагонами текстовых сопровождений о высоких материях.

Наверное это не хорошо и не плохо - обычная иллюстрация пирамиды Маслоу, где люди не имея насущных проблем "познают этот мир" и просвещают других. Удивляет в таких историях только то, что люди, которым надо платить ипотеку или кормить 3 детей, начинают живо интересоваться практиками одухотворенных коучей. Увы, для этого нужно совершить как минимум 2 фазовых перехода.

Интересно всё таки, какое же будущее ждёт человечество: полетим ли на Марс или все станем бизнес/лайф/нутро/майнд/фитнесс - коучами и будем друг другу проводить семинары/консультации/мастер-классы по бартеру или оплачивая биткоинами?

P.S. Ещё раз повторю, не прошу воспринимать сей коммент, как укол или нравоучение. Просто собирательный пример целого пласта зумерской субкультуры, который всегда вызывает улыбку.

Я бы порекомендовал автору, записаться в какую-нибудь секцию командного спорта. По фактуре тела, а также из упоминаний зажатости плечевого пояса, хорошо бы подошёл гандбол. Думаю поможет преодолеть неуверенность и скованность не хуже самых прогрессивных и передовых практик.

185

Артём, по поводу "богемы" - в будущем мы все там будем. Ниже копирую отрывок из интервью Екатерины Шульман на эту тему. Так что смотрим на зумеров, учимся и записываем:))))

"Отсутствие мотивации может стать прекрасным и очень актуальным свойством для того поколения, которому предстоит жить в экономике пост-дефицита и, возможно, пост-труда.

Представьте себе, что автоматизация производства дала нам чрезвычайное удешевление всего того, за что убивались люди предыдущих поколений: мебели, бытовой техники, автомобилей, одежды, других материальных предметов. Что, действительно, после экономики владения наступает экономика пользования. Объективно наши потомки будут беднее нас, но их уровень жизни будет выше.

Если этот процесс будет продолжаться, если он даст те результаты, которые нам сейчас описывают футурологи экономической направленности, то отсутствие мотивации бежать за ускользающим долларом или убегающим рублем с целью поймать его и обеспечить себе жизнь – это будет очень хорошо.

Отсутствие такой мотивации будет социальным преимуществом, потому что человеку будет нужна мотивация иного типа: мотивация к самореализации, к проявлению своей уникальности, того в себе, что не может заменить робот. Труд в нашем сегодняшнем представлении станет никому не нужен, потому что от твоего труда только экологическая ситуация ухудшится, а вот от твоего творчества будет прибавочная стоимость и дальнейший прогресс человечества.

Если выражаться менее возвышенно, отсутствие мотивации – чрезвычайно ценное качество для людей, которым предстоит жить в обществе, где их работа не нужна. Для того чтобы они не чувствовали себя выброшенными из социума и никому не нужными, у них должна быть другая психология, другое устройство головы. Они не должны считать получение фишечек целью своих усилий. Они должны спокойно относиться к осязаемым достижениям, к должностям, наградам, деньгам – собственно говоря, к внешним признакам статуса.

Возникает проблема нового века: как и чем занять людей, чья работа не нужна. Кажется, что жизнь с гарантированным гражданским доходом, когда работать не надо, будет прекрасной мечтой, но на самом деле человек от этого болеет и умирает. Исследования показывают, что у лишившихся работы людей процесс саморазрушения начинается гораздо раньше, чем наступает материальная нужда.

Человек должен быть включен в социум, ему нужно признание, ему нужно ощущать себя важным и полезным, делающим нечто ценное, ему нужны смыслы. Если дать ему деньги и сказать: «А теперь иди и ничего не делай», – он начнет болеть, чахнуть и разрушать себя.

Известный экономист Роберт Скидельски, бывший член британского парламента, сказал следующее: одна из задач новой эпохи – научить всех жить так, как раньше жила только аристократия, и при этом не сойти с ума. Кажется, что это вообще не проблема, но на самом деле это очень большая проблема.

Решаться она будет тем поколением, которое, слава Богу, равнодушно к цацкам и понтам, которое наконец скинет это ярмо со своей души, которое сейчас уже говорит, что главная ценность – это семья, что создание семьи – это большее достижение, чем карьерный успех, что главное – это отношения, которое ценит коммуникативные навыки.

Это очень правильно, потому что пресловутая эффективность есть у робота, человеку она становится нужна все меньше и меньше. Помните, было такое советское выражение: «хороший человек – это не профессия»? Сейчас мы приходим к обществу, в котором другой профессии нет: есть только профессия хорошего человека, а все остальные могут быть автоматизированы."

51

Cruel_April, я соглашусь с представленными цитатами, но лишь отчасти. Ибо в этих рассуждениях лежит слишком оптимистичная экстраполяция человеческого прогресса. В 60-ые годы, на заре новой космической эпохи казалось, что межпланетные полёты и база на Луне стоят от нас очень близко, но по-хорошему воз то и ныне там.

Тоже самое и с прогнозированием социальных изменений. Я сам считаю, что безусловный базовый доход станет реальностью в самых развитых странах уже к 2025 году (пилотные проекты в Финляндии, швейцарский референдум и чеки Байдена - это первые ласточки), как раз таки в силу того, что технологический прогресс уже полностью может обеспечить человечество едой, т.е. еда фактически становится общедоступной и государство может дать каждому "по пищевым потребностям".

Но есть одно НО, которое тяжело даётся осознать человеку, так как каждый примеряет все на себя и мыслит понятийным аппаратом своей касты и круга общения. Возьмите калифорнийского стартапера, немецкого работягу и индийского крестьянина. Мне кажется, что их потребности, взгляды на мир и системы ценностей очень сильно разнятся. Поэтому ожидать, что все, взявшись за руки, дружно войдут в прекрасное будущее с "роботами и свободным творчеством" - излишне оптимистично. Скорее наоборот, - для кого-то светлое будущее наступит уже завтра, для кого-то (если будет себя хорошо вести) в обозримой перспективе, а остальные за всё это заплатят.
Я бывал в Калифорнии, жил несколько лет на Ближнем Востоке и в Европе, а также много чего повидал в России. Уверяю вас, ничто так не разделяет людей по стратам и взглядам на мир, как уровень дохода. И ничто так не разъедает душу, как нищета. Подняться в мышлении над свои финансовым горизонтом может только интеллектуально незаурядный человек, что только подтверждает правило.

Я думаю, что нижняя граница "коммунизма для отдельно взятого человека" - это подушевой доход в месяц (чистыми) около 25 тысяч $ в США и 500-600 тыс. рублей в России (да простят меня москвичи), т.е. когда человек не смотрит на цены и удовлетворяет все свои потребности (бытовые, душевные, и пр., но без гедонизма и в адекватных пределах), а также у него отправляется приличная сумма в накопления. Точную дату наступления "коммунизма" оставлю вам для вычислений, используя данные по динамике роста мирового ВВП и населения (можно решить частную задачу для отдельно взятой страны). Да, возможно стоит внести в формулу коэффициент "технологического прогресса", который сам будет увеличиваться со временем, но всё равно, никто из нас не доживёт.

Второй важный тезис, про "новое поколение" людей с какими-то новыми ценностями и взглядами на мир. Человеческая природа со времен Цезаря ушла совсем недалеко, и тяга к цацкам и понтам не умрет никогда. Инстаграмы и тиктоки - это ровно про то самое: желание быть в центре внимания, где все тебя любят и лайкают, и при этом завидуют твоему "успешному успеху". Коучи и блогеры обязательно расскажут про духовные и нематериальные ценности, но при этом попросят подписаться на канал или аккаунт, ну и послать донат конечно же.

Даже если доллар падёт и заменится чем-то другим, то люди все равно найдут чем мериться или хвастаться. Сексуальный инстинкт и прочие механизмы человеческой психики все равно будут брать своё. Даже если мы станем жить в Утопии, то героями
нового времени станут люди, которым неизменно захочется что-то поменять в таком мироустройстве.

57

По поводу "шеринговой" формы собственности, экономики пользования и ажиотажа вокруг этого.
Считаю, что это всё сказки для бедных и инструмент окончательного обособления собственников-раньте от остальных. Причём если раньше пользование было в основном у квартир, то теперь перешли уже на уровень автомобилей и бытовой техники. Посыл простой - ты не можешь себе этого позволить, поэтому бери напрокат. Ты пассажир, массовка. У тебя ничего нет, даже места на кладбище (в крематорий, и пепел развеять по ветру - стильно, модно, молодежно). Если у тебя ничего нет, значит ты полностью зависим, а значит зачем с тобой консультироваться и спрашивать твоё мнение? Демократическое устройство развитого мира в какой-то момент может оказаться на очень тонком льду.

Мир без частной собственности, без должностей, наград и статусов - это овощная грядка.

34

Артём, вы так говорите, будто бы отпечаток от среднего пассажира который может позволить себе квартиру, машину, бытовую технику или кусочек земли на кладбище чем-то априори заметнее. Нет, точно так же кормят червей, все мы там будем.

Никто частную собственность отменять не собирается, да и в целом эта суета насчет собственности, должностей, наград и статусов — это ровно то над чем рефлексировал Чехов сто с лишним лет назад. Уже тогда были подозрения, что такие гонки ради гонок того не стоят.

9

Артём, мир с должностями ради должностей, и статуса ради статуса - это для тех, кому, как было сказано в том фильме, гордиться больше нечем. Никогда не понимал этого всего.

Ты богат, умен, у тебя хороший дом, ты пользуешься успехом у женщин - отлично, но причем тут должность и статус? Ок, возможно, it comes with the territory, как дополнительный эффект.

Ты начальник? "Да пошел ты нахуй, начальник" (С) как было сказано в одном прекрасном мультике.

Возможно, конечно, я чего-то не понимаю, но люди, которые гоняются за "статусом", мне кажутся реально наркоманами, прочем хуже и опаснее тех, которые на тяжелой наркоте.

2

Артём, купишь себе дом и машину то сможешь забрать в могилу потом? Если не дай бог кирпич упадёт на бошку или в машину метеорит ударит то что тогда? И нахрена тогда нужна " собственность" здесь нам ничего не принадлежит по настоящему , мы все здесь гости

0

29.04.21, 10:23

Отредактировано

Артём, Вам поставил минус какой-то зумер, но я сбалансировал его минус своим плюсом)

0

Артём, боже, так приятно читать ваши мысли!

4
Герой

10.05.21, 09:15

Отредактировано

Артём, начало хорошее, я даже зачитался, ну а потом как мультике "Песня о Буревестнике". Том самом, который те самые зумеры наверное не видели, но Вы-то, наверное, не пропустили?

Нижняя граница "коммунизма для отдельно взятого человека" в полляма/мес в России? Куда, куда их можно потратить? Хорошо, ну квартиру в течение года купить, ок, но потом-то куда? А "накопления" зачем, если в любом случае будет полляма падать в клювик? Дальше же по-любому начнется меряние "у кого писька больше", разве нет? А, тут важно еще понять, что себестоимость жилья в России - это следствие все той уродливой гонки за длиною условной "письки". Но за мысль Вашу спасибо: я-то думал, почему коррупционеры, для которых Ваш "коммунизм" уже наступил, все никак не могут остановиться? А потому, что мера никогда не в цифрах, а только в головах людей, иначе всегда будет мало. Если в мое понятие "коммунизма" войдет желание менять квартиру каждую неделю, не заморачиваясь продажей предыдущей, то Ваши $25 000 - это ваще копейки, не? Ну а так что, нормальное желание человека, ни о чем не думать, и жить где хочется. Ну подумаешь, что в текущем устройстве общества это желание оценивается в 50 000 000 / мес. Если уж оценивать нижнюю границу коммунизма, то в финальных ценностях, хотя бы в конкретных вещах, но не в деньгах.

"Героями нового времени станут люди, которым неизменно захочется что-то поменять в таком мироустройстве". Очевидно, такие люди есть и всегда будут, просто в силу биологии вида, но насчет "героев"... вот примитивный пример: бывает, что я вижу... скажем, в метро, метро - хороший пример... вижу девушку, которая мне интересна, а я ей - явным образом нет, плюс она еще и с мужиком, который ей интересен. Что, если я захочу нарушить все принципы мироустройства и прямо тут же ее трахнуть? Какой-то неловкий героизм выйдет. Не говоря уж о реакции социума - я вполне мирный чувак, но в такой ситуации мне покажется естественным сломать "герою" челюсть и позвоночник в трех местах, а потом выйти из вагона с настолько естественным выражением лица, что патрулям даже в голову не придет, что я сделал что-то неестественное... это тоже ведь биология вида. C'mon, если "сексуальный инстинкт и прочие механизмы человеческой психики" "брали бы своё", и не было бы сдерживающих механизмов, то современный мир выглядел бы несколько иначе!

1

Cruel_April, это какое это такое поколение, равнедушное к цацкам и понтам?
Не то ли, которое год ест дошики, чтобы купить новый огрызок в кредит, или угоняет папину тачку, чтобы попонтоваться на садовом?
Скажете тоже...

7
Герой

29.04.21, 05:15

Отредактировано

Артём, формула "дисклеймер (не хочу никого обидеть) + ярлык (богема) + оценочные суждения (человек не может себя найти и мается от безделья, променяем Марс на фитнес/бизнес). Вам правда кажется, что это проявление интереса к дискуссии, а не обесценивание?
Вот так читается ваше сообщение:
"Не хочу никого обидеть, но вы мудак, ваши увлечения и переживания чушь собачья, но я буду убеждать вас, что моя речь это проявление интереса, а ваша реакция и восприятие неадекватны"

14

Артём, вчера наткнулся на какого-то автора женщину, так она задвигала речи о том, что надо намазывать деньги эфирными маслами и после этого тратить их как можно быстрее))) якобы это поможет увеличить финансовый поток и доход

еще читал про то, как людям свечки впаривают с алиэкспресса по цене в 10р = за 5000р\шт в инстаграм, на всякие там реки любви, замужество, успех и бабло - и люди верят, берут

кто-то продает курсы по зарядке денег кошельков...провод юсб берешь, вставляешь в кошелек на ночь и утром тебя ждет доход..)))

---
вобщем-то со времен зарядки банок с водой у телевизора - ничего особенно не поменялось

9

Артём, не понимаю чему вы удивляетесь. Вставили два как бы извинения в начало и конец своего коммента в духе «я конечно не ханжа, НО молодёжь нынче пошла…. Конечно не критикую, НО заняться им нечем». Фи таким быть.

Все почти платят ипотеку или снимают жильё, счета на оплату жкх и покупку еды приходят вообще всем, только не все люди хотят возводить эти элементарные жизненные проблемы во главу угла. И читать этот инстаграм девушки как и статью про кучу практик мне гораздо интереснее чем 100500 статью как платить кредит за автомобиль. Оторвитесь от мышления что думать о себе и заботиться о своём состоянии может только «богема» или богачи, а вот настоящие простые люди поднимают целину, строят семьи и выплачивают ипотеки, запускают человека на Марс. Нет

7

Артём, браво!
Я бы сказал проще, но будет обиднее.

1

Артём, почему вы не смотрите на эту статью как на инсайт из чужого, незнакомого-недоступного вам опыта, а переходите на личности и обесцениваете?

Может быть, саморазвитие и личностные практики помогли бы вам чувствовать себя увереннее и удовлетвореннее, без длинных текстов об условных зумерах

1

thevicktoryast, во-первых я дважды в своём комментарии указал, что никого не хочу обидеть и рассматриваю пример автора, как хрестоматийный, свойственный очень многим из тех, кому до 30 лет.
Согласитесь, что это две большие разницы, когда бабки на лавочке, занимаясь бёрдвотчингом, говорят о молодёжи в целом или о конкретном Петьке или Дашке из 6ой квартиры.

Обесценивание - это отсутствие реакции. Дискуссия по вопросу или высказанное мнение - признак интереса к теме. С полярным взглядом на мир (свой-чужой, правильно - неправильно) гармонии и уверенности в себе нельзя получить, поэтому нет ничего плохого, в том, что кто-то считает не так как ты сам.

По поводу себя отвечу, что вижу саморазвитие в действиях, а не созерцании. Мне кажется жизнь каждому даёт свои испытания, и в достаточно большом количестве. Нет необходимости придумывать их себе самому и тратить силы на борьбу с ветряными мельницами.

15

Артём, кмк, саморазвитие - это действия плюс созерцание, причем сложный вопрос, в какой пропорции смешивать и стоит ли взбалтывать. Действие без созерцания... да ***, дайте мне машину времени, и я ее использую, чтобы сказать себе 15-летнему: ...нет, не "купи биткойны" (С), а "просто почаще смотри вокруг и думай о том, чего на самом деле хочешь, а лапками помахать всегда успеешь". Мое главное испытание, ретроспективно, было в том, чтобы прекратить заниматься "своими испытаниями", и начать просто жить... и без созерцания я бы никогда не смог разорвать ни один замкнутый круг.

3

Артём, не парьтесь. не вижу ничего плохого в том, чтобы показаться перед уважаемыми анонимными читателями ханжой или колхозником или упаси боже обидеть недоразвитого автора, которому без 75000 ну никак не развиться до среднестатистического состояния.

0

Артём, а какая разница, полетим ли мы на Марс, или станем коучами? Мне кажется, что и то и другое - лишь средства, и еще большой вопрос, какое из них полезнее для общества в целом [не говоря уж об условности понятия "пользы"]. Кроме того, ничто не мешает кому-то летать на Марс, а кому-то заниматься чем-то еще - людей-то вроде не дефицит на планете, можно совмещать.

0

Артём, согласна с вами! Специально зарегалась на сайте, что бы отжать лайк. Обществу нужны созидатели, творцы, ученные, рабочие

0

user1229193, да, и у Вас даже получилось - прекрасный пример созидания :-)

Концепции, изложенные в основном тексте, никак не противоречат тому, чтобы быть ученым, или тем же рабочим, в современном смысле этого слова.

0
0

Лично я слишком далека от этого, и перестала общаться с одной своей подругой из-за её увлечения всеми этими "практиками". После них она как зомбированная стала. На мой критичный взгляд всё перечисленное в статье - следующий этап инфоцыганства, такое шарлатанство-шаманство в новой упаковке. Никому не навязываю свою точку зрения, но если есть проблемы внутри головы - это к профильному врачу. А все эти "я стала по-новому звучать", ну ты ж блин не укулеле, чтобы звучать

44

Алена, голос - это инструмент, которым можно научиться управлять. Кажется, вам это подтвердит любой специалист по вокалу.

73

Алена, есть такое понятие "подача голоса". Оно тренируется у актеров, вокалистов, ораторов и всех, чья работа - говорить. Это чистая техника, никакой эзотерики. Да, люди научившись технике голоса звучат совсем иначе)

56

Алена, риторика как филологическая дисциплина развивалась ещё Аристотелем и Цицероном. Я тоже раньше «ящитала», что есть только то, что дают в школьной программе, все остальное - блаж и эзотерика. Но чем больше изучаешь, чем с большим увлечением смотришь на мир, - тем шире мировоззрение.

31
Герой

27.04.21, 08:05

Отредактировано

Алена, инфоцыгане, безусловно, есть во всех сферах. Какие-то сферы для этого больше подходят, какие-то меньше. И сейчас, да, очень сложно понять, ценный ли курс, или вода за дорого. Но точно не стоит все обобщать, даже если сложно разобраться, что ок, что не ок.
А еще, я бы учитывал такой момент — если человек испытывает дискомфорт в какой-то сфере и вдруг он нашел инфоцыгана с курсом, который избавляет этого человека от дискомфорта - то почему нет. В этом случае вопрос траты времени на поиск лучшего - "попробовать расхайпленный курс того цыгана, пусть и за дорого" или "потрачу время на поиск чего-то более надежного".

17

Dshlowkrtlaw, почему нет? Так можно и астрологию оправдывать, кому-то ж помогает. Или сеансы коллективного заряда воды с памятью.. Почему-то всех возмущает когда старики платят всяким шарлатанам, а когда молодые платят- ну это ок. Двойные стандарты

3
Герой

28.04.21, 11:03

Отредактировано

Алена, а про двойные стандарты и стариков — это тоже подходит под то, что выше писал.
Молодые, в общей массе, более способны на адекватный выбор, чем старики. Такой образец восприятия, он у всех "в головах". Потому что если старик говорит "я вот вчера заплатил за курсы по дыханию" мы (общая масса людей) сразу подумаем про развод, а если это скажет какой-нибудь программист, то мы уже задумаемся, может и полезная штука.

Более того, если человек, кажется нам успешным, или даже успешнее чем мы, в чем-то или во всем - то все его выборы будут восприниматься нами, как правильные, или хотя бы стоящие внимания.
Это не логичные действия, но к сожалению, люди мало в чем руководствуются логикой, пока что.

3
0
Герой

10.05.21, 14:45

Отредактировано

Не хочется показаться троллем, или человеком, которому нефиг больше делать, кроме как много буков писать, но раз в месяц я позволяю себе побыть троллем, и заодно потренировать навык выражения мыслей в письменной форме.

Так вот, слушайте вы, умники. Во-первых, если для вас сумма в 75 000 руб в год так существенна, что вы тут вопияете, и вы не из поколения "зумеров", а старше, то что-то в вашей жизни пошло настолько не так, что... [тут вырезано цензурой] ... [и снова вырезано цензурой] ... короче, идите в [опять вырезано цензурой] и критикуйте свое изображение в зеркале. Вон, самый популярный критик тут сказал, что нормальные деньги начинаются от 600 000 руб в месяц. На этом фоне 70 000 за год - пару раз в ресторан заглянуть. Вы-то в возрасте автора статьи чем занимались? Сколько зарабатывали? К чему стремились? Вот только не надо про 90е, которые зохавали разум всех людей, кроме потомков рептилоидов :-)

Второе, и наверное главное. Никто из критикующих не предлагает никаких альтернатив. Разве что была идея на Марс попробовать слетать. Ну елы-палы, проблема, которая описывается в статье, стара как мир, и называется "как подойти и нормально сказать". К девушке, к начальнику, на работе проблему разрулить, да пофигу что, это все одного поля ягода. У кого были такие друзья / родственники / учителя, к которым было не стремно с этим подойти и они на самом деле помогли бы? и так, чтобы им было не лень, не "чиста поржать", да и чтобы просто было время на помочь?

И третье. Из этих 75 000 человек потратил 60 000 на вещи, которые уже много лет нормально работают. Постановка голоса, и базовые элементы театрального искусства вроде осанки и жестов использует в реальной жизни куча людей. Это как в бассейн ходить, или на рукопашный бой. Это просто навык, и все. Пользуются им все, кто хоть как-то контактирует с людьми, от Путина, от актеров театра и кино, до людей из спецслужб и управленцев разного уровня. Не путайте это с тренингами Тони Роббинса, с серыми областями психологии, и прочим таким - это вообще разное.

А автору статьи - мое уважение: простой хороший текст, хорошие простые практики, никакой "травы" и надменной позиции по отношению к читателю.

42
0

Бёрдвотчинг - зумеры изобрели наблюдать за птицами.

17
0

Ожидала прочитать про эзотерику, мудрожественность и инфокурсы из инстаграма, а получила статью, которую захотелось добавить в закладки! Тоже очень хочу поработать над скованностью и зажатостью, но пока вкладываюсь только в психотерапию.

16

Марина, это же рынок, есть спрос, есть предложение. Если Вы способны искать информацию, усваивать еë и развиваться самостоятельно, и Вам этого достаточно - очень круто. Никто у Вас деньги не вымогает)

11
0

Вы такая молодец! Тоже хочу года через два посвятить время своему развитию (чувствую зажатость, скованность, неумение выступать и т.д.)

7

Tucha23pixei, Спасибо большое! Желаю вам удачи на этом пути, понимаю, как сложно выкроить на это время и ресурс (и деньги, и время, и силы). Между тем, как я первый раз написала своему тренеру по речи и нашим первым занятием прошло полтора года (весна 2019 и осень 2020 соответственно).

6

Tucha23pixei, почему не сегодня?

3
0

здорово! восхищает ваш опыт! а есть возможность вас в инстаграме найти? что-то в статье не увидела

6

Katerina, здравствуйте, спасибо большое вам за такой отклик!
С разрешения редактора оставляю ссылку на свой аккаунт:
https://www.instagram.com/picassorose/

3

01.05.21, 11:24

Отредактировано

Марина, в защиту платных курсов — когда есть ощущение что вот тут рядом миллиарды доступных и бесплатных ресурсов это может сковывать и парализовывать и в итоге вы не начнёте ни один, а начав бросите.

Когда вы платите из своего кармана, к выбору курса вы подходите более осознанно, ну и на первых порах это дополнительный плюсик к мотивации — деньги то уплачены. В science было недавно исследование (The MOOC pivot, Justin Reich) и там процент тех кто закончил онлайн курсы значительно больше среди тех кто за них заплатил (~50% против примерно ~20%).

6
0

Здравствуйте! Я такие суммы потратить не готова, но занятия, чувствуются, очень интересные.
А по времени это наверное все время занимает?
Умение выступать, смотреть в глаза, красиво говорить, стоять расслабленно, но гармонично в жизни очень помогает.

5

Tanja, добрый день! По времени – конечно, это занимает время. От получаса до трех-четырех часов в день в выходные – для меня это как альтернативный вид досуга. От чего-то приходится отказываться – не знаю, от встреч с друзьями или просмотра кино с сериалами (мне кажется, за последние полтора месяца посмотрела только один фильм...)

Встречи по соматике и физтеатру у меня раз в неделю, но я их пропускаю из-за завалов по работе или простуды, например.

4
0

На многие подобные курсы (вокал, танцы, театр и т.д.) в Москве можно бесплатно ходить :)
Сюда, например: https://gbucao.ru/schedule/?category=%D2%E5%E0%F2%F0%E0%EB%FC%ED%EE%E5+%E8%F1%EA%F3%F1%F1%F2%E2%EE&address=&format=OFFLINE

5
Герой

+1

28.04.21, 09:02

Отредактировано

Ольга, плохого в этом ровно то, что мы вместо развития скатываемся в какое-то мракобесие. Те кому помогает астрология завлекают в свои ряды других особей с размягченным мозгом. А потом это влияет на жизнь всех, так как люди верящие в какие-то мракобесия идут писать законы о защите чувств верующих, а верящие в гомеопатию пропишу вашему ребёнку сахарок от менингита

4

Алена, я согласен про астрологию и прочее. Мы уже говорим о том, чтобы у человека был разум, т.е. человек должен определять и выбирать — что полезно на дистанции, что является лишь краткосрочным желанием, что будет вредно.
Тут мы все не идеальны, но в разной степени. А в масштабе всех людей — мы где-то внизу, т.е. очень сильно подвержены краткосрочным желаниям.
Например кто-то вдруг увидел смысл в астрологии и его фокус внимания полностью погрузился в это. А чтобы понять, что это скорее всего бред и внимание свое ограничить, нужно подумать и волевым решением перестать изучать это и заниматься этим, т.е. перестать заниматься тем, что щас очень интересно и занимает все внимание. Это не просто и требует затрат (энергии, внимания, концентрации). Поэтому большинство и занимаются всем тем, что вы, я и другие, могут считать бредом.

И вот тут мы подходим вот к чему.
Да, есть бессмысленные, вредные, разрушительные для человека ситуации/действия/сферы, но все эти штуки затрагивают его краткосрочные хотелки; а многие люди не в силах сделать адекватный (разумный) выбор между краткосрочной "хотелкой" и долгосрочной пользой. Значит, этот выбор нужно сделать за человека, получается. Чтобы сделать такой выбор за человека, нужно точно понимать, что будет полезно для него, а что нет.
Иначе – речь уже об ограничениях: "это плохо для тебя, а на дистанции - для всего общества, не занимайся этим, я запрещаю".

И вот щас, на текущей стадии развития общества, есть только 3 выхода:
1 – создаем комитеты экспертов, которые решают, что хорошо, что плохо и запрещают все плохое;
2 – оставить свободу выбора, но понимать что будут плодиться, условно, "цыгане" и "астрологи";
3 — делать выбор за человека, но сделать это так, чтобы человек думал что это его собственный выбор; собственно, это сценарий и идею Матрицы я пересказываю )

Потому как-то так. Надо чтобы уровень разумности (т.е. образования и всего сопутствующего) резко вырос у всего населения, чтобы использовать 2й способ и все норм было.

2
0

Настя, спасибо за чудесную статью и контакты! Очень откликнулось. Удачи тебе на твоем пути❤️

4
0

06.01.22, 13:27

Отредактировано

Читал статью и предвкушал появление тонны комменты про инфоциганство, дочитал, и вот они, родименькие.

Учителя в школе - тоже продавцы инфы, только наемные и часто слабые как специалисты. Но с ними вроде бы все ок, согласно общественному мнению. И точно так же есть куча людей, кто продает знания без посредников через курсы. Если курс этот годен и несет пользу людям, да пусть хоть миллиардами зарабатывают, это же хорошо.

Автор - молодец. Делиться таким опытом очень круто. И действительно, многие люди живут в нелюбимой реальности и не видят вариантов, как это можно поменять, а поменять свою
жизнь может абсолютно любой.

Подобные статьи, как мне кажется, сподвигают тех, у кого уже сформировался запрос на изменения на первые действия. И это прекрасно.

Сам прошел довольно много разных программ, личных сессий и проштудировал немало книг. И оглядываясь назад уже понимаешь насколько огромная разница между мною нынешним и тем парнем из недалекого прошлого. Ни разу не жалею инвестированных в себя денег.

От себя хочу добавить: многие внешние проявления неуверенности, страхов, тревоги и прочих неприятных штук действительно можно скорректировать или изменить через "мягкие" курсы и практики, описанные в статье. Однако, чаще всего это является условным лечением симптомов, а не выявление и устранение причины. И здесь важно таки работать с профильными специалистами и уже попутно, либо после, формировать новые улучшенные проявления себя.

4
0

Круто! Вы молодец. Соматика, наверное, связана с телесно-ориентированной терапией? Я заинтересовался :)

2
0

Вы такая молодец! Как раз ищу курсы постановки речи, потому что моя неразборчивая речь уже каким-то локальным мемом стала среди знакомых.

Буду очень благодарна, если кто-нибудь посоветует проверенные курсы подешевле, чем 5к/занятие :)

2
0

У меня был похожий опыт с headspace - раздражение после потери примерно 400-дневного страйка, который, кстати, поддержка восстановила просто по просьбе. Но потом пришло понимание, что это нечестно, и начал снова с нуля :) Когда страйк слетел в следующий раз, я уже воспринял это совершенно равнодушно - считаю что к этому моменту одна из важных целей медитаций была достигнута. Примерно 3 года в целом потребовалось. Зато сейчас мало какие события способны вызвать настолько сильные отрицательные эмоции, чтобы вывести из равновесии и чтобы это отразилось на качестве общения. Стал гораздо спокойнее, другими словами.

1

Сообщество