Как диджей я не состоялся, но много лет подряд я не оставлял попыток. За это время я купил, продал и снова купил все оборудование, которое бывает у диджеев.

Я, как никто, знаю, сколько стоит быть диджеем — особенно несостоявшимся. Если вас манит романтика человека за пультом, читайте дальше и не допускайте моих ошибок.

Зачем нужен диджей

Диджей — это человек, который ставит музыку на вечеринке. Его задача — создавать правильную атмосферу, чтобы гости не скучали и при необходимости плясали. Для этого у диджея должна быть какая-то коллекция музыки и умение с ней работать. Обычно говорят, что диджей должен «миксовать», или «сводить», — ставить следующий трек так, чтобы предыдущий плавно в него перетекал.

Диджеи играют в ночных клубах, на частных вечеринках, свадьбах и банкетах, в ресторанах и барах, на рейвах и танцевальных фестивалях.

На рэп-концертах диджей может ставить фонограмму, делать сбивки и издавать специальные звуки — скретчи. Здесь он уже почти музыкант.

Часто диджей параллельно еще и музыкант: пишет собственную музыку, перерабатывает чужую, занимается озвучкой рекламы, фильмов, пишет саундтреки, сводит и готовит к изданию чужие произведения. Все суперуспешные диджеи известны в первую очередь как музыканты или авторы ремиксов.

Диджей — это работа из сферы услуг. В ней много творческих элементов, но основная задача — чтобы людям было хорошо, а аппаратура не пострадала.

Аппаратура не главное

Сила диджея — не в аппарате, а в музыке и умении работать с гостями. Хороший аппарат — это приятно, удобно и красиво, но не сделает ни из кого хорошего диджея.

Есть успешные диджеи, которые играют готовые миксы с флешки, но люди уходят с их вечеринок счастливыми. И есть ребята, обложенные аппаратурой, но их работы слушают только родители из вежливости. Аппарат помогает, но не решает.

В этой статье будет все об аппарате, но музыка и шоу важнее. Если в какой-то момент вы обнаружили, что уже второй месяц читаете обзоры картриджей, но не занимаетесь самой музыкой, — возможно, вы прокрастинируете.

По минимуму — 2200 Р

Минимальный набор диджея — диски и наушники. Вместо дисков могут быть виниловые пластинки и даже файлы на флешке. Диски надежнее, потому что с дисков можно играть в любом клубе, а с флешек и винила — не в любом.

Наушники нужны, чтобы втайне от публики послушать, что ты будешь ставить дальше, и если что — проконтролировать звучание в зале. Самые дешевые наушники, которые теоретически можно применить в работе диджея, стоят чуть меньше 900 Р. Я начинал примерно на таких.

Мы не звери, поэтому добавим в комплект сумку для дисков.

Итого:

  1. Собираете любимую музыку на компьютере.
  2. Записываете ее на болванки.
  3. Покупаете наушники.
  4. Договариваетесь с клубом, баром или рестораном, чтобы прийти туда поиграть.
  5. Смотрите все видео на Ютубе о сведении и работе на дисках. Приходите за два часа и пробуете играть на выключенном звуке.
  6. Вам страшно.
  7. Вы диджей.

Играть с дисков на клубном оборудовании — 2190 Р

30 компакт-дисковVerbatim CD-R 700 MB, 10 шт., 330 Р × 3
НаушникиInvotone H819, 900 Р
Сумка для дисковHama, 300 Р
30 компакт-дисков
Verbatim CD-R 700 MB, 10 шт. 330 Р × 3
Наушники
Invotone H819 900 Р
Сумка для дисков
Hama 300 Р

Компьютер + контроллер: 25—230 тысяч

Десять лет назад стандартом у диджеев считались компакт-диски, а эстеты выбирали винил. Сейчас диджеи все чаще играют с ноутбуков. Это удобнее: на компьютере можно хранить десятки и сотни часов музыки, а между сетами можно поработать на основной работе.

Управлять музыкой с клавиатуры и мышки теоретически можно, но это довольно неудобно. Плюс никто не хочет видеть, что их диджей весь сет тупит в компьютер. Поэтому для игры с ноута диджею нужен контроллер — это устройство, с которого он управляет музыкой: включает, выключает, подгоняет и накладывает эффекты. Контроллеров сейчас много, в большинстве случаев их можно напрямую подключать к колонкам, в итоге контроллер заменяет весь диджейский пульт.

Диджеи старой школы ненавидят контроллеры за кнопку «Синхронизация». Нажимаешь ее — и трек идеально подгоняется, осталось вовремя повернуть ручку смешивания сигналов. Мастера эпохи Ренессанса должны были годами тренироваться, чтобы научиться так четко сводить, а вам все это доступно одной кнопкой. Поэтому если вы пользуетесь этой кнопкой, старики не будут вас считать за человека.

Чем контроллер дороже, качественнее и мощнее, тем удобнее работать диджею. Общее правило: чем больше на контроллере крутилок, ручек, кнопок и экранов, тем удобнее. Чем контроллер больше, тем удобнее на нем работать в клубе, но тем сложнее его перевозить. Контроллер в металлическом корпусе надежнее, чем пластиковая мыльница, но он и тяжелее.

Простой компактный контроллер Numark DJ2GO2: на нем подгоняют и сводят треки. Весит меньше килограмма, стоит 4500 рублей
Простой компактный контроллер Numark DJ2GO2: на нем подгоняют и сводят треки. Весит меньше килограмма, стоит 4500 рублей
Простой компактный контроллер Numark DJ2GO2: на нем подгоняют и сводят треки. Весит меньше килограмма, стоит 4500 рублей
Простой компактный контроллер Numark DJ2GO2: на нем подгоняют и сводят треки. Весит меньше килограмма, стоит 4500 рублей
Адский комбайн Numark NS7 III: тут сводят до четырех треков, скретчат, барабанят ритм, накладывают эффекты. Вес — 14 кг, стоимость — 115 тысяч рублей. Размеры примерно в масштабе
Адский комбайн Numark NS7 III: тут сводят до четырех треков, скретчат, барабанят ритм, накладывают эффекты. Вес — 14 кг, стоимость — 115 тысяч рублей. Размеры примерно в масштабе

Контроллер не работает сам по себе, ему нужен ноутбук. Сразу покупать отдельный ноутбук для работы диджеем необязательно: большинство современных ноутбуков спокойно потянут любую диджейскую программу. Но учтите, что клуб — это пыль, влажность и брызги шампанского, поэтому лучше не брать на сет свой единственный рабочий ноутбук.

Есть контроллеры, которые работают с Айпадом, например Reloop Mixon 4. Айпад сложнее повредить, чем обычный ноутбук с клавиатурой. Но нужно быть уверенным в Айпаде: я бы не пробовал играть полноценный сет со старого Айпада-мини — все будет тормозить. А покупать специально для этого какой-нибудь Айпад-про кажется странным: дешевле и проще купить полноценный ноутбук.

На ноутбуке должна быть диджейская программа. К некоторым контроллерам дают базовую версию программы, например Serato Dj Intro. В ней мало эффектов и не все возможности, но для старта хватит. Захотите больше — придется покупать полную версию Serato DJ за 10 $ в месяц. К дорогущим контроллерам в комплекте дают полную версию диджейской программы и кучу эффектов.

Играть с компьютера и контроллера

Эконом — 24 500 РСредний — 110 000 РШик — 223 000 Р
КомпьютерLenovo IdeaPad 320−15
17 000 Р
Dell Inspiron 3567
56 000 Р
Apple Macbook Air 2017
83 000 Р
КонтроллерNumark DJ2GO2
4500 Р
Traktor Control S5
48 000 Р
Numark NS7 III
115 000 Р
ПрограммаSerato DJ Intro в комплектеTraktor в комплектеSerato DJ в комплекте
НаушникиReloop RHP−5
3000 Р
Technics RP-DJ 1200
6000 Р
Pioneer HDJ−2000-K
25 000 Р
Эконом — 24 500 Р
Компьютер
Lenovo IdeaPad 320−15 17 000 Р
Контроллер
Numark DJ2GO2 4500 Р
Программа
Serato DJ Intro в комплекте
Наушники
Reloop RHP−5 3000 Р
Средний — 110 000 Р
Компьютер
Dell Inspiron 3567 56 000 Р
Контроллер
Traktor Control S5 48 000 Р
Программа
Traktor в комплекте
Наушники
Technics RP-DJ 1200 6000 Р
Шик — 223 000 Р
Компьютер
Apple Macbook Air 2017 83 000 Р
Контроллер
Numark NS7 III 115 000 Р
Программа
Serato DJ в комплекте
Наушники
Pioneer HDJ−2000-K 25 000 Р

Выбор наушников для диджея — больная и сложная тема, поэтому в расчете я просто покажу представителей нужного ценового сегмента. Но вообще, надо просто сходить в магазин и перемерить все наушники, которые вам по карману.

Наушники и слух

Диджейские наушники должны быть либо складными, либо вообще с одним наушником на палке. Конструкция очень важна: наушники постоянно надеваешь и снимаешь, от этого они быстро ломаются. Хорошо, когда есть съемный провод и заменяемые детали.

Наушники с активным шумоподавлением для диджея бесполезны: нет еще такого шумоподавления, которое переборет звуковое давление клуба. Диджея спасает только пассивное шумоподавление — когда в наушниках как в каске.

Профессиональные диджеи должны бережно относиться к слуху и, по идее, иметь запас затычек-беруш. Беруши не гасят звук полностью, но убирают достаточно, чтобы слушать клуб с комфортной для себя громкостью. За все время общения с диджеями я ни разу не видел, чтобы они ими пользовались, но я и не заглядывал им в уши. Все диджейские школы советуют на работе носить беруши.

Тренироваться дома на дисках: 100 тысяч — 1,1 млн

Несмотря на победу контроллеров и ноутбуков, во всех клубах все еще стоят дисковые проигрыватели. Это не те же, которые стояли у вас дома в детстве: они устроены принципиально иначе и работать с ними надо учиться. Ради любви к искусству можно купить домой дисковые проигрыватели и тренироваться как царь круглосуточно.

Обычно в клубах стоят проигрыватели Pioneer серии CDJ, поэтому если учиться, то на них. Базовые сценарии управления у всех одинаковые.

Pioneer CDJ−350
42 000 Р

Проигрывает компакт-диски и MP3
Pioneer CDJ−850
70 000 Р

Все то же, только больше и лучше
Pioneer CDJ-Tour1
350 000 Р

Ищет Сару Коннор
Pioneer CDJ−350, 42 000 р.. Проигрывает компакт-диски и MP3
Pioneer CDJ−350, 42 000 Р. Проигрывает компакт-диски и MP3
Pioneer CDJ−850, 70 000 р.. Все то же, только больше и лучше
Pioneer CDJ−850, 70 000 Р. Все то же, только больше и лучше
Pioneer CDJ-Tour1, 350 000 р.. Ищет Сару Коннор
Pioneer CDJ-Tour1, 350 000 Р. Ищет Сару Коннор

Покупать новые «Пионеры» я считаю безрассудством, поэтому для дома советую сразу искать подержанные. Смотрите на потертости и ход кнопок: лучше, чтобы все выглядело новым, а кнопки нажимались с характерным щелчком. Так как проигрыватель во многом механический прибор, износ сильно влияет на качество работы: нет ничего мучительнее, чем играть на ушатанном «Пионере». Поэтому лучше не покупать старые «Пионеры» из клубов, даже очень задешево.

Помимо проигрывателей потребуется пульт: в нем вы смешиваете звук с нескольких проигрывателей. Простые пульты только собирают звук, а на более продвинутых стоят системы записи, эффекты, фильтры и подсветка.

Клубный стандарт — Pioneer серии DJM. Осторожно с дешевыми пультами Behringer: кажется, что в них полно функций за небольшие деньги, но в реальности они быстро изнашиваются и сильно шумят — покупайте их, только если хотите максимально сэкономить. Есть отдельное семейство пультов для скретч-диджеев, которые используются на соревнованиях, но туда мы не полезем.

Numark M101
7000 Р

Просто пульт. Собирает два сигнала в один. Непригоден для скретча
Pioneer DJM−350
33 000 Р

Ровный качественный пульт с эффектами и возможностью записи. Пригоден для скретча
Pioneer DJM-Tour1
400 000 Р

Твоя жена уйдет к нему. Или муж
Numark M101, 7000 р.. Просто пульт. Собирает два сигнала в один. Непригоден для скретча
Numark M101, 7000 Р. Просто пульт. Собирает два сигнала в один. Непригоден для скретча
Pioneer DJM−350, 33 000 р.. Ровный качественный пульт с эффектами и возможностью записи. Пригоден для скретча
Pioneer DJM−350, 33 000 Р. Ровный качественный пульт с эффектами и возможностью записи. Пригоден для скретча
Pioneer DJM-Tour1, 400 000 р.. Твоя жена уйдет к нему. Или муж
Pioneer DJM-Tour1, 400 000 Р. Твоя жена уйдет к нему. Или муж

Устанавливая проигрыватели или пульты домой, помните, что от них идут провода, много длинных черных проводов — нужно куда-то их прятать и периодически вытирать с них пыль. Каждое устройство идет с собственной вилкой питания, поэтому три устройства потребуют три розетки.

При покупке обращайте внимание на стандарты питания: много диджейского оборудования предназначено для американских сетей 110 В. Чтобы подключить их к российской сети, нужен не просто переходник, а полноценный трансформатор. Новый стоит 500—800 рублей.

Имея дома полноценный набор проигрывателей и пульт, можно собрать их в аккуратный фанерный кейс и таскать с собой на вечеринки, где нет собственного оборудования. Можно сдавать наборы в аренду и немного на этом зарабатывать. Вообще, если держать подобное оборудование в кейсах, то оно прослужит дольше. Хороший кейс будет стоить 20—30 тысяч. Если делать в мастерской на заказ, можно договориться дешевле.

Рабочая станция Magma — это просто здоровенный фанерный ящик с поролоновой обивкой и алюминиевыми ребрами. А стоит как крыло от самолета, вместе с остальным самолетом
Рабочая станция Magma — это просто здоровенный фанерный ящик с поролоновой обивкой и алюминиевыми ребрами. А стоит как крыло от самолета, вместе с остальным самолетом

Прежде чем покупать аппарат домой, сравните его стоимость со стоимостью обучения в диджей-школе. В большинстве случаев за сумму примерно впятеро меньше вы получите неограниченный доступ к аппарату профессионального уровня, на котором научитесь и натренируетесь вволю, и в итоге домашний аппарат вам будет просто не нужен. Разве что брать его с собой на гастроли.

Играть дома и в клубе на собственных дисковых проигрывателях

Эконом — 109 000 РСредний — 200 000 РШик — 1 163 000 Р
ПроигрывательPioneer CDJ−350
42 000 Р × 2
Pioneer CDJ−850
70 000 Р × 2
Pioneer CDJ-Tour1
350 000 Р × 2
ПультNumark M101
7000 Р
Pioneer DJM−350
33 000 Р
Pioneer DJM-Tour1
400 000 Р
НаушникиReloop RHP−5
3000 Р
Technics RP-DJ 1200
6000 Р
Pioneer HDJ−2000-K
25 000 Р
КейсСделал знакомый мастер
15 000 Р
Zomo
21 000 Р
Magma Workstation
38 000 Р
Эконом — 109 000 Р
Проигрыватель
Pioneer CDJ−350 42 000 Р × 2
Пульт
Numark M101 7000 Р
Наушники
Reloop RHP−5 3000 Р
Кейс
Сделал знакомый мастер 15 000 Р
Средний — 200 000 Р
Проигрыватель
Pioneer CDJ−850 70 000 Р × 2
Пульт
Pioneer DJM−350 33 000 Р
Наушники
Technics RP-DJ 1200 6000 Р
Кейс
Zomo 21 000 Р
Шик — 1 163 000 Р
Проигрыватель
Pioneer CDJ-Tour1 350 000 Р × 2
Пульт
Pioneer DJM-Tour1 400 000 Р
Наушники
Pioneer HDJ−2000-K 25 000 Р
Кейс
Magma Workstation 38 000 Р

Играть на виниле: 100 тысяч — 1 миллион

Эстеты, снобы и любители старинной музыки диджеят на виниле. Считается, что у винила мягкий аналоговый звук и больший динамический диапазон, чем у компакт-дисков и компьютера. Спорить с этим бессмысленно и вредно для здоровья. В условиях клуба маловероятно, что ваши гости заметят разницу на слух, но зато диджей за винилом выглядит круто. Сразу ощущение, что вы не просто кнопочки жмете, а заняты каким-то сложным делом.

У винила есть минусы.

Вибрации. От громкого звука будет скакать игла, играть тяжело. Причем вы можете стоять в диджейской будке, вам звучать все будет нормально, но по полу и столу будет передаваться вибрация от басовых колонок в зале, и игла будет прыгать сама. В одном клубе с этой проблемой боролись с помощью надувных подстилок под проигрывателями, это работало. Вообще, прогрессивное человечество почти преодолело проблему вибрации.

Пыль. В клубах бывает пыльно, пыль оседает на пластинках, их приходится чистить, со временем они приходят в негодность. Как и все мы.

Вес и стоимость. Виниловые пластинки тяжелые, на них помещается мало музыки. Если электронный диджей может отыграть сет с одной флешки или компьютера, то виниловому диджею приходится тащить кейс с 50—100 пластинками на 10—15 кг. Отдельно надо подумать, где покупать весь этот винил — сейчас его продают в интернете и специализированных магазинах.

Управление. На виниле не делают петель, не прыгают по треку, не делают живых ремиксов, не барабанят, не пишут новые партии. Просто ставят музыку и иногда скретчат. Причем скретч вышел из моды довольно давно, сейчас им никого не удивишь.

Чтобы играть на виниле дома, нужны проигрыватели, пульт и картридж с иглой. Проигрыватель крутит диск, игла считывает сигнал и передает на пульт. Пульт все усиливает и подает на колонки.

Для диджея подходят только виниловые проигрыватели с прямым приводом: это когда площадку с пластинкой крутит напрямую подведенный электромотор. Бывают проигрыватели с ременным приводом: там кручение передается через специальный ремень. Они стоят заметно дешевле, но ни один диджей в здравом уме не посоветует вам проигрыватель с ремнем. Бывают проигрыватели с USB-выходом — они не только передают сигнал на пульт, но и дают записать виниловый звук на компьютер. Это удобно для дома, но в клубе особо не нужно.

Клубный стандарт проигрывателя — Technics SL−1210 или SL−1200. Когда я писал эту статью, новая пара «Техниксов» стоила 90 тысяч, с рук этих ласточек покупают за 40—60 тысяч за пару.

Проигрыватели других фирм (Stanton, Numark, Reloop и Audio-Technica) принципиально не отличаются от «Техниксов» и часто даже имеют больше возможностей. Проблема только в ремонте и замене деталей: деталей на «Техниксы» в России полно, на остальные — как повезет.

Reloop RP−2000M
20 000 Р

Просто крутит пластинки, немного регулирует скорость
Technics SL−1210
45 000 Р

Клубный стандарт
Technics SL−1200G
280 000 Р

Элитная версия с особым мотором и высокоточными подшипниками. Ваша жена вернется к вам
Reloop RP−2000M, 20 000 р.. Просто крутит пластинки, немного регулирует скорость
Reloop RP−2000M, 20 000 Р. Просто крутит пластинки, немного регулирует скорость
Technics SL−1210, 45 000 р.. Клубный стандарт
Technics SL−1210, 45 000 Р. Клубный стандарт
Technics SL−1200G, 280 000 р.. Элитная версия с особым мотором и высокоточными подшипниками. Ваша жена вернется к вам
Technics SL−1200G, 280 000 Р. Элитная версия с особым мотором и высокоточными подшипниками. Ваша жена вернется к вам

На проигрыватели неплохо бы надеть акриловые защитные крышки.

Еще на проигрыватель придется нацепить картридж — это деталь, в которую вставлена считывающая игла и магнит для преобразования вибраций в электромагнитный сигнал. Я всегда пользовался картриджами и иглами Ortofon, но у всех нормальных диджеев видел только Shure M44.

Виниловые пластинки стоят от одного рубля на развалах до 5—8 тысяч за какую-нибудь ограниченную серию в магазине. И это не предел. Много пластинок придется заказывать через интернет с доставкой по почте или курьером. В среднем новая пластинка в диджейском магазине стоит 1500 Р.

Играть дома и в клубе на виниле

Эконом — 103 000 РСредний — 253 000 РШик — 958 000 Р
ПроигрывательReloop RP−2000M
20 000 Р × 2
Technics SL−1210
45 000 Р × 2
Technics SL−1200 G
280 000 Р × 2
КартриджReloop Om
3000 Р × 2
Shure M44−7
6500 Р × 2
Shure Whitelabel
10 000 Р × 2
КрышкаReloop Dust Cover
2000 Р
Technics Dust Cover
7500 Р × 2
Technics Dust Cover
7500 Р × 2
ПультNumark M101
7000 Р
Pioneer DJM−350
33 000 Р
Pioneer DJM−900
150 000 Р
НаушникиReloop RHP−5
3000 Р
Technics RP-DJ 1200
6000 Р
Pioneer HDJ−2000-K
25 000 Р
КейсСделал знакомый мастер
15 000 Р
Zomo
21 000 Р
Magma Workstation
38 000 Р
50 пластинок30 000 Р75 000 Р150 000 Р
Эконом — 103 000 Р
Проигрыватель
Reloop RP−2000M 20 000 Р × 2
Картридж
Reloop Om 3000 Р × 2
Крышка
Reloop Dust Cover 2000 Р
Пульт
Numark M101 7000 Р
Наушники
Reloop RHP−5 3000 Р
Кейс
Сделал знакомый мастер 15 000 Р
50 пластинок
30 000 Р
Средний — 253 000 Р
Проигрыватель
Technics SL−1210 45 000 Р × 2
Картридж
Shure M44−7 6500 Р × 2
Крышка
Technics Dust Cover 7500 Р × 2
Пульт
Pioneer DJM−350 33 000 Р
Наушники
Technics RP-DJ 1200 6000 Р
Кейс
Zomo 21 000 Р
50 пластинок
75 000 Р
Шик — 958 000 Р
Проигрыватель
Technics SL−1200 G 280 000 Р × 2
Картридж
Shure Whitelabel 10 000 Р × 2
Крышка
Technics Dust Cover 7500 Р × 2
Пульт
Pioneer DJM−900 150 000 Р
Наушники
Pioneer HDJ−2000-K 25 000 Р
Кейс
Magma Workstation 38 000 Р
50 пластинок
150 000 Р

Диджейские игрушки и радости

Рано или поздно диджей начинает думать о дополнительных блоках эффектов и процессорах — это устройства, которые насыщают, фильтруют, грузят и всячески разукрашивают звук. Новые диджейские блоки эффектов начинаются от 15 тысяч и доходят до 40—50 тысяч. Если вы играете через контроллер, то в них нет ничего, чего не может сделать ваш компьютер, но эстеты утверждают, что у отдельных блоков эффектов «другое звучание». Я не замечал.

Часто диджеям становится скучно за пультом и они начинают обкладываться дополнительными контроллерами. Самые простые контроллеры начинаются от 3 тысяч рублей и улетают в космос. Перкуссионный модуль «Ямахи» стоит 80 тысяч.

Но и этого будет мало. Однажды утром диджей просыпается с мыслью, что теперь он будет музыкантом. Так открывается новая глава в его жизни и дыра в его бюджете, но это история для другого раза.

Цифровой комбайн эффектов Korg Kaoss Pad стоит 30 тысяч, круто выглядит и кто-то у меня его взял поиграть И НЕ ВЕРНУЛ
Цифровой комбайн эффектов Korg Kaoss Pad стоит 30 тысяч, круто выглядит и кто-то у меня его взял поиграть И НЕ ВЕРНУЛ

Обучение

Всем тонкостям работы диджея можно научиться по видео на Ютубе и на собственном горьком опыте. Но есть и школы — там вам будут заглядывать в глазки, показывать все кнопочки и раскрывать секреты мастерства. Обычно в школах параллельно занимаются электронной музыкой, диджеингом, скретчем и чем угодно еще.

Я лично не считаю, что диджеингу нужно учиться в школе. Но может, поэтому у меня и не получилось — надо было поучиться и сразу все делать правильно.

Все школы из этого списка обсуждают индивидуальные условия занятий, с ними можно торговаться и выстраивать индивидуальную программу обучения. Для сравнения я поискал какие-то их стандартные программы обучения, но помните, что все это обсуждается и можно настроить для себя.

Почти во всех школах можно приходить заниматься на местном аппарате в любое время бесплатно. Например, купили курс за 25 тысяч, в него входит 8 часовых занятий, а все остальное время можно сидеть в школе и тренироваться.

Сколько стоит научиться диджеингу

Школа, специализацияЦена базового курсаПродолжительностьСтоимость часа
Scratch DJ School
Главный — Диджей Эрик (группа «Бандэрос», чемпион России по скретчу 2009 года). Обучают скретчу и музыке
25 000 Р — скретч
15 000 Р — эвент
8 часов
16 часов
930—3100 Р
Music Academy
Обучают всему, что связано с эл. музыкой, индивидуальные курсы и программы
25—30 тысяч Р10 часов
(базовый пакет)
2500—3000 Р
Pioneer DJ school
Обучают на CD- и электронных аппаратах «Пионер»
30 000 Р15 часов2000 Р
«Трамплин»
В курсы входят выступления в клубе
24 000 Р12 часов
+ 2 месяца практики
+ 3 выступления
2000 Р
Umaker
Лофт в Москве на «Красном Октябре» с работающим баром
35 000 Р — длинный курс
5000 Р — короткий интенсив
16 занятий, 24 часа
5 часов
1000—1500 Р
Школа DJ Грува
Школа известного диджея и музыканта с хорошей тусовкой и пиаром. Обучают диджеингу и музыке
22 000 Р10 занятий, 25 часов880 Р
Action DJ Academy
Известная московская школа на Якиманке
17 000 Р34 часа500 Р
Школа
Scratch DJ School
Главный — Диджей Эрик (группа «Бандэрос», чемпион России по скретчу 2009 года). Обучают скретчу и музыке
Цена
25 000 Р — скретч, 15 000 Р — эвент
Длится
8 часов, 16 часов
Час стоит
930—3100 Р
Школа
Music Academy
Обучают всему, что связано с эл. музыкой, индивидуальные курсы и программы
Цена
25—30 тысяч Р
Длится
10 часов (базовый пакет)
Час стоит
2500—3000 Р
Школа
Pioneer DJ school
Обучают на CD- и электронных аппаратах «Пионер»
Цена
30 000 Р
Длится
15 часов
Час стоит
2000 Р
Школа
«Трамплин»
В курсы входят выступления в клубе
Цена
24 000 Р
Длится
12 часов + 2 месяца практики + 3 выступления
Час стоит
2000 Р
Школа
Umaker
Лофт в Москве на «Красном Октябре» с работающим баром
Цена
35 000 Р — длинный курс 5000 Р — короткий интенсив
Длится
16 занятий, 24 часа, 5 часов
Час стоит
1000—1500 Р
Школа
Школа DJ Грува
Школа известного диджея и музыканта с хорошей тусовкой и пиаром. Обучают диджеингу и музыке
Цена
22 000 Р
Длится
10 занятий, 25 часов
Час стоит
880 Р
Школа
Action DJ Academy
Известная московская школа на Якиманке
Цена
17 000 Р
Длится
34 часа
Час стоит
500 Р

Помните, что школа — это лишь среда для обучения. Успех и результат определяют сами ученики. Даже самая крутая школа не поможет, если не заниматься в ней и не репетировать между занятиями.

Другой повод задуматься — чего вообще можно ожидать от школы диджеинга. В основном там преподают либо суперуспешные диджеи, у которых уже все есть и больше ничего не надо, либо просто молодые ребята, которые владеют техникой. Мне сложно представить людей, которые выбрали карьеру профессионального преподавателя диджеинга.

Я читаю отзывы об этих школах и вижу у многих разочарование: мол, преподы разгильдяи, системы обучения нет, все опаздывают, много чего обещают, а в итоге ученики почему-то не становятся звездами. Ну правильно: звездами станут те, кто вгрызется в эту тему зубами, проведет десятки ночей за пультом и научится писать собственную музыку. Школа тут не поможет.

Сколько зарабатывает диджей

Есть диджеи, которые работают каждый вечер в разных кабаках по небольшой цене в диапазоне 30—300 $ за выступление. Есть звезды, которые собирают стадионы и за раз увозят домой несколько миллионов рублей. По моим наблюдениям, ровный коммерческий диджей в Москве может зарабатывать 100—180 тысяч рублей в месяц, если выступать хотя бы 5 раз за неделю.

За время работы диджеем я получал за час игры от тарелки борща до 250 $. Однажды я вел вечеринку за 1500 $, а спустя неделю уже другие организаторы заплатили мне за вечер 1500 Р.

Для этой статьи я нашел вакансии штатных диджеев в клубах и эвент-агентствах: в Москве платят 2000—5000 рублей за смену плюс чаевые. При постоянной работе обещают зарплату 40—60 тысяч рублей.

Помимо работы за пультом диджеи промышляют на студиях: звукорежиссурой, записью и сведением, ремиксами, аранжировками, саунд-дизайном. Там вообще нет никаких ориентиров: можно продать минуту музыки за 10 тысяч рублей, можно за 100, можно за миллион. Работает правило: чем ты известнее и круче, чем дороже твой звук.

Меня вдохновляет пример товарища Филиппа. Пока мы с ним вместе играли в группе, он работал в рекламном агентстве и был от этого несчастен (насколько я мог судить). Потом он собрал денег, построил себе студию и уже года три живет только за счет звука: пишет музыку для рекламы, издает собственное. Последнее, что я знаю: он ездил в Европу издавать свою музыку на виниле. Пример Фила говорит, что на музыке жить можно, если заниматься ей полноценно.

Аппарат не виноват

К сожалению, сколько бы ты ни потратил на музыкальное оборудование и школы, это не сделает тебя ни хорошим диджеем, ни выдающимся музыкантом. Решает только то, насколько людям хорошо от твоей музыки и насколько они готовы за нее платить. Известные успешные диджеи — это те, кто научился создавать праздник для большего числа людей.

Иногда успешный диджей — не тот, кто хорошо играет, а тот, кто хорошо выглядит. Очень часто успешного диджея делает хороший промоутер. Очень много в жизни диджея происходит по знакомству и благодаря случаю: позвали на радио, позвали разогревать хедлайнера и оп — ты уже сам хедлайнер.

Часто у диджеев что-то не получается и они начинают прокрастинировать в сторону закупок: «Ой, надо купить аналоговый процессор эффектов, тогда все будет звучать в сто раз лучше». Это самообман: звучать, конечно, будет интереснее, но если что-то не получается — дело не в оборудовании.