Мнения
2K

Мнение: нет ника­кого смысла идти работать в вуз

40

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Лилия Белая

работала в образовании

Страница автора

У меня только один вопрос: зачем молодые специалисты идут преподавать в университеты?

Я проработала 16 лет в разных вузах, потом ушла в бизнес. У моего мужа 40 лет опыта в образовании. Из них 10 лет он был инспектором Рособрнадзора, разъезжал с проверками вузов по всей стране. В нашем доме регулярно гостят деканы, заведующие кафедрой, директора институтов. Ничего, кроме воя и слов о том, как все плохо, а скоро станет еще хуже, я от них не слышу.

Последние 15 лет в высшей школе происходит жесткий отрицательный отбор. И дна мы еще не достигли. Сотрудники вузов 90% времени тратят на переписывание ООП — основной образовательной программы и ФОС — фонда оценочных средств  . Через полгода правила игры меняются, и нужно переписывать их заново. При этом никого не волнует качество учебного процесса и то, как вы подготовились к занятию.

За публикацию в журналах ВАК — Высшей аттестационной комиссии — надо платить из своей мизерной зарплаты. А еще договариваться с коллегами, чтобы они ссылались на вас в своих статьях, а вы — на них. При этом никто никогда не читает эти материалы, важен только индекс цитирования.

Периодически нужно участвовать в воспитательных мероприятиях на общественных началах. В любом вузе это источник отмывания денег. И очень часто — причина, по которой очередного ректора скоро посадят.

В результате сейчас в высшей школе остались:

  • менеджеры — иногда без соответствующего базового образования, по причине своей молчаливой лояльности;
  • энтузиасты — для них это, скорее, служение, альтруистическая миссия;
  • неудачники — ничего другого не умеют и готовы терпеть нескончаемый прессинг.

Исключения из этого списка есть, но их ничтожно мало.

РедакцияЧто думаете? Поделитесь своими аргументами:
  • DGЯ варился в этом соку во время обучения в аспирантуре и подписываюсь под каждым авторским словом. Работаю в ВУЗе в основном те, кого больше никуда не берут, уровень кадров соответствует. Очень много бюрократии и показухи, очень мало реальной работы. В целом это больше похоже на карго-культ: форма есть, содержания нет.18
  • AnnaДа уж, с каждым годом все хуже и хуже, объем больше, требования бредовее. А потом выходит новый ФОС и начинаем заново. Пишется все левой ногой, т.к. проверяют люди, далекие от контекста, важна условная ширина клонтитулов, количество вопросов и т.д. Содержание не интересует никого, т.к. "эксперты" в принципе не способны оценить содержание.16
  • Кактус в иголкахСюда бы ещё отнесла абсолютно неадекватные назначения руководящего состава. Бывшие сотрудники ФСИН, ФСО, обязательная принадлежность к Единой России…1
  • ИринаКошмар.Если такое творится в вузах,то что можно сказать о среднем образовательном звене...0
  • Sergey AveryanovКогда я учился в 2002-2007 годах у меня было несколько очень хороших молодых преподавателей, но даже тогда это для них был не основной источник дохода, а скорее хобби. Сейчас не удивительно что ситуация меняется в худшую сторону, не удивлюсь если скоро всем студентам введут обязательным предметом какию-нибудь Историю Единой России или что-нибудь в этом роде.7
  • Лосик-с-носикКак говорится, обидно за державу. Государственный университет - отличное место, и поверьте, на приличную кафедру с улицы не возьмут. Преподаватели (которые именно предаватели, а не практики) имеют по факту 4 месяца отпуска - 2 по закону, и январь+июнь, когда занятий нет, а денежки платятся, больничные оплачиваются, декрет так вообще сказка. К тому же легко совмещается со всеми любимыми репетиторскими работами, написанием работ - край не паханный (особенно у заочников). Те же, кто идут по зову души - люди, которым неймется поделиться своим опытом и навыками, вытягивают все спецдисциплины, и им абсолютно фиолетово на фосы, фгосы и прочее. Универ - отличное мечто для работы и самореализации, если есть мозги и целеустремленность. А без них везде грустно.11
  • СветланаИрина, то же самое. И еще сюда государственную медицину. Отчеты, отчеты, отчеты. И проверяющие. С плохо прописанными требованиями к проверяемым, поэтому требовать можно что левая пятка пожелает.1
  • Сергей КанаевНе могу ответить за всех, но с вами не согласен . ООП и ФОС переписываются кафедрой. Изменения носят стилистический и организационный характер. Да в свете последних событий у гуманитариев цензура и переосмысление ценностей, отход от многих вещей достаточно много. Но опять же все обсуждается на заседании кафедры и на уровне конспекта сотрудники кафедры вносят изменения Насчёт публикаций: сначала ты работаешь на науку, потом имя работает на тебя. Вы когда на работу ходите, тоже деньги тратите: на еду, на проезд, на косметику. Можете не тратить, но эффект будет не тот. В чем проблема с коллегами, которых вы и так знаете, договориться о цитировании? Еще можно получить и другими способами,: конференции, интервью. На понял о каких воспитательных процессах за бесплатно идёт речь? Кого волнует судьба ректора? Без какого образования вы можете преподавать?:))) ну что за бред.0
  • Сергей КанаевЛосик-с-носик, июнь :))) самый адОвый месяц, если у вас есть дипломники. Июль, если не хватает часов, могут заставить сидеть в приемной комиссии5
  • Роман ТереховНапишу банально, но не стоит все вузы грести под одну гребёнку. Многое зависит от региона, амбиций ректората и организации работы конкретной кафедры. Грамотный заведующий обязательно распределит нагрузку в соответствии с наклонностями и желаниями конкретного сотрудника. Кто-то займётся ФОСами, кто-то - наукой. И хоронить результат своего труда в ВАКовском журнале - себя не уважать. За публикацию в приличном иностранном журнале ещё и премию дадут. Это не говоря о повышении дохода сотрудника за счёт грантов на образовательные и научные проекты. И, да, как уже здесь писали, длительный отпуск - приятный бонус. Не говоря уже о том, что работать с молодёжью - исключительно приятное занятие; с группы выхожу всегда в приподнятом настроении. А тех пессимистов и всё "всё пропальщиков" везде полно - они живут в своём пугающем информационном пузыре и не видят всей картины целиком, не замечают возможностей.8
  • user3151563Сергей, а что адового в работе с дипломниками ? За них же диплом писать не нужно1
  • AnnaЛосик-с-носик, в январе и июне сессия, экзамены и зачеты сплошные до середины июля, и практики тоже в это время. К тому же регулярно приходится перерабатывать и заниматься методработой в отпуске. А так да, отпуск длинный, только проблема, когда его брать - то семестр, то сессия,,то ГОСы.7
  • Сергей Канаевuser3151563, а как же ответственность научного руководителя? Все тянут до последнего4
  • Alexandra OrlovaСмотря что за университет. Преподаватель университета - это статус, знакомства, деньги. Если просто репетитор берет 1000 ублей, то действующий преподаватель может и 3000 и 5000 брать, и клиенты будут2
  • Кактус в иголкахСергей, «в чем проблема с коллегами договориться о цитировании». Так это и есть непотизм.1
  • Сергей КанаевКактус, не понял. Непотизм (от лат. nepos, род. п. nepotis «внук; племянник») — вид фаворитизма, заключающийся в предоставлении привилегий родственникам или друзьям независимо от их профессиональных качеств (например, при найме на работу).1
  • AndrewСергей, это ж от специальности зависит. У нас все делали дипломы на предприятиях, большинство науч.руков было оттуда же. Лично я себе найти на заводе не смог, обратился к зав.кафедрой. Он согласился при условии, что только формально будет числиться, приходить к нему я не буду. Не приходил, защитил диплом на отлично, краснеть за меня не пришлось.2
  • Кактус в иголкахСергей, абсолютно верно. Цитируя коллег, вы выделяете их работы исходя не из их научной ценности, а из товарищеских побуждений. То есть привилегии друзьям.1
  • Кактус в иголкахСергей, вы сейчас такую русскую тоску, такую печаль описали. На наших глазах просто черная плесень разрослась. Представляю, если бы так жили вузы, входящие в первую десятку в мире. Но абсолютно хтонический ужас вызывает ваше восприятие нормальности такого положения дел. А наукой/образованием в вузах занимаются или в этом нет необходимости?0
  • Сергей КанаевAndrew, не. Если из 10 ваших учеников какой-то большой процент накосячит, значит вы плохой наставник, надо ставить вопрос о соответствии. А что в голове у молодежи хз. У меня каждый год попадаются те, кто просто переписывает чужие книги, выдавая за свои. Что ни говори им1
  • Сергей КанаевКактус, в чем тоска то?:) я когда в Германии преподавал, у меня обязательная программа была про борьбу с национализмом, с правыми (которых там тогда было большинство, но университеты были под демократами) и придумывание игр наподобие : не занимайтесь сексом с нацистами". Вот эта самодеятельность занимала очень много времени1
  • Сергей КанаевКактус, бред полный! Во-первых, учёный не будет цитировать всякую хрень. Во-вторых, исследование или статья это работа. Это длинный текст , где место найдется всем. В-третьих, есть редакторы и рецензиаты3
  • AndrewСергей, так я про это и пишу: вы у 10 студентов научный руководитель, а преподаватели на других специальностях - ни у одного. Это если про диплом речь.1
  • Лосик-с-носикAndrew, обычно адекватные завкафы распределяют дипломы на тех преподов, кто заточен под это. Предметники часто живут и без дипломов.0
  • Лосик-с-носикЛосик-с-носик, точно, про гранты забыла - это же вообще феерично0
  • AnnaЛосик-с-носик, не во многих, а в некоторых.2
  • Sergey AveryanovДмитрий, для меня это важный момент. Не люблю жить по принципу "одни слова для кухонь, другие для улиц" и восторженно признаваться в любви к партии и большому брату скорее всего бы не смог.2
  • Сергей КанаевAndrew, не понял. Я и препод и науч0
  • Сергей КанаевЛосик-с-носик, все зависит от вуза. У нас есть коэффициенты вовлеченности.0
  • Сергей КанаевЛосик-с-носик, если хотите работать по ТК, будете получать МРОТ по КЗОТ :) вы где живёте?:)))0
  • Лосик-с-носикСергей, там, где уже нет кзота))0
  • Лосик-с-носикВозможно, это в другом месте добавляет плюсов0
  • AndrewСергей, перечитайте первый комментарий, с которым я вклинился в эту ветку комментариев. Там я рассказал, что бывают ситуации не как у вас.0
  • ДмитрийSergey, ну если честно - то знакомые математики и физики в любви к партии не признаются. Имхо что основная причина ухода части людей - отъезд.0
  • Евгений ОУ нас очень слабое финансирование науки в России. Где-то на уровне таких стран как Таджикистан и Мавритания. Вроде бы умные люди там работают, а находятся в таком тяжелом финансовом положении. Скоро у нас наверное совсем не останется профессоров и ученых.0