Как я решил стать фотографом, но все пошло не так, как я рассчитывал

51

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Абдулмаксим

Страница автора

Мне 32 года. Я родился в одной из северокавказских республик и по сей день живу тут.

Сколько себя помню, личностью я был очень творческой, невероятное впечатление на меня оказывал визуал и саунд в разных захватывающих фильмах с крутой картинкой и захватывающим сюжетом, типа «Матрицы», «Города грехов», «Бунраку» и так далее, а также игры, где невероятно атмосферные локации, прорисованные талантливыми концепт-артистами и 3D-художниками, заставляли ещё долго вспоминать и восторгаться картинкой. Все эти эмоции и впечатления, накопившиеся в моей сознании, привели меня к тому, что я захотел стать фотографом, но тогда мне было меньше 18 лет, а родители не покупали мне фотоаппарат, сам же я не был в состоянии купить дорогое фотооборудование. Моя мечта так и оставалась мечтой долгие десятилетия, которую грел в душе годы и знал, что обязательно ее исполню.

Шли годы, я работал с отцом, но понимал, что это работа совершенно не по мне буквально по всем критериям, а работал я как подмастерьем в ювелирном цеху. Единственное, что меня удерживало, это заработок: на то время он был неплох и даже позволял мне покупать самые актуальные и дорогие модели смартфонов Nokia, именуемые в народе как грибок, лепесток и все это, но все же я желал большего и усердно работал и собирал деньги.

В 2016 вышла новая модель фотоаппарата Canon 5d mark 4, и он мне очень понравился. В это время в «Инстаграме»* начало появляться в моем поле зрения множество разных пейзажных фотографов и тревел-блогеров, регулярно публикующих крутые картинки разных мест по миру, а также моей Республики Дагестан, в которой я прожил всю жизнь и не был ни на одной достопримечательности, кроме Дербентской крепости в далёкие школьные годы, ни на Сулакском каньоне, ни на Салтинском водопаде и всех популярных ныне направлениях. Но видя, как фотографы с моего города ездят в эти прекрасные места и делают отличные кадры, мне захотелось также быть в их числе. Я даже ощущал внутри себя, что могу лучше, чем они. В 2017 некоторым из них я писал в «Инстаграм»* для того, чтобы познакомиться, встретиться и лучше узнать все нюансы данной профессии. Ответили несколько, встретиться и поговорить удалось лишь с парочкой, с которыми я обсудил все вопросы, что интересовали меня.

Изначально планировал, что основное направление у меня будет пейзажная фотография и разъездной характер съёмок с разных отдаленных и неизведанных мест моей республики, ну и за ее пределами по возможности. Но как же я был мотивирован и самонадеян, и ничего не предвещало фиаско.

После долгих лет работы, отказа себе почти во всем я собрал нужную сумму — около 560 тысяч рублей, параллельно до этого смотрел кучу статей и обзоров про фототехнику, дабы знать, какая модель мне точно подойдёт. По моим нуждам были Sony, Fuji и Nikon. Кстати, я думал о Nikon d 810, но, к счастью, передумал и все-таки купил вожделенный для меня Canon 5d mark 4. Наверное, это был самый счастливый день в мой жизни! А также я взял два объектива Canon 24-70 ii 2.8 L и 70-200 ii 2.8 L. Мне больше нравились зумы: по мне, они удобней да и покрывают большой диапазон фокусных расстояний. Также был куплен Macbook pro 15 2017 16озу 512 Гб. Все это было куплено в местном магазине фототехники, в котором по предварительным обсуждениям при покупке на такую сумму обещали хорошую скидку и что есть торг, но по итогу скидка была небольшой. При покупке в других интернет-магазинах я мог бы сберечь 10—15 тысяч рублей, но не стал рисковать. Все остальные аксессуары для съёмок я покупал уже во всем известных российских интернет-магазинах с самыми оптимальными ценами, конкретные (на большую часть техники не помню, так как многие чеки и накладные давно утеряны или выброшены):

  • 4 штуки cf 32 gb Sandisk Extreme + sd 32 Sandisk Extreme + 64 Sandisk Extreme;
  • вспышка Godox v860ii — отличная вспышка с хорошим аккумулятором стоила около 12—13 тысяч рублей;
  • полярик от Zeiss стоил около 13—14 тысяч рублей, тоже крутая штука, если знать, как и где ее использовать;
  • рюкзак Lowepro Protactic 450;
  • радиотригер Godox XPro для управления вспышкой удаленно — около 5 тысяч рублей;
  • футляр для карт памяти Lowepro;
  • Nd фильтр Hoya 64 — сам не помню, для чего его покупал, но сейчас его плотности явно маловато для моих нужд: лежит также в рюкзаке;
  • разные чистящие фибры и жидкости для оптики и груша от Lenspen;
  • позже также приобрел софтбокс на вспышку от Lastolite со стойкой — оказалась довольно крутая и полезная вещь.

На освоение всех функций фотоаппарата у меня ушло где то 2—3 дня, дальше несколько дней практики, и то воодушевление и мотивация делало мое внутреннее состояние таким, словно я был готов покорить весь мир и хотел снимать и снимать, хоть хлебом не корми. В начале я ходил к морю, так как жил неподалеку от пляжа, чтобы отработать теоретические навыки на практике.

Позже, как я уже уверенно крутил все настройки на фотике, хотел влиться в комьюнити местных фотографов. Каково было мое удивление на столь холодную реакцию с их стороны. Сколько бы я не писал и не пытался достучаться до их общества, все было очень равнодушно и бесполезно, они ездили в горы, но места среди них мне никак не находилось, не хотели особо даже общаться, и спустя определенное время я просто смирился с этим фактом. Да, я совсем новичок с профессиональной техникой, которому ничего особо не нужно объяснять, и решил, что справлюсь сам, отсюда, видимо, и началась черно-белая полоса моего фотопути.

Дабы обрасти новыми знаниями, я купил множество фотокниг Скотта Келби и других известных авторов, мне так больше нравится, чем ходить на всякие курсы за дорого у нас в городе, где нет качественной инфы и где я не получу ответов и на половину своих вопросов. А книги довольно познавательные и всегда описывают почти все, что нужно знать, от простого к сложному.

И вот после нового багажа знаний, почерпнутых из книг, я хотел их применить и не знал где. После того, как я прошерстил интернет, где многие рекомендовали практиковать стрит-съёмку после одного раза, я понял, что Махачкала и стрит-съемка — это несовместимые вещи. Поиск альтернатив продолжился, так как жажда творить во мне не угасала. Раз не удается уехать в горы с кем-то, решил искать варианты в городе. Встретил одного популярного свадебного фотографа своего региона на работе у общего знакомого, разговорились на данную тему и, описав свой энтузиазм и настрой на работу, он согласился брать меня с собой на свадьбы в качестве ассистента. Я с удовольствием ходил с ним на свадьбы просто ради опыта, ведь это был неизведанный мир фотографии, который мне очень хотелось познать. Периодически я звонил ему, интересуясь, есть ли возможность взять меня на очередную свадьбу, и был готов работать хоть до утра, настолько мне это нравилось, особенно если попадались харизматичные пары и торжества, организованные круто. Однажды на таком мероприятии я бегал весь день с утра до ночи и даже не замечал усталость, хотя полдня я мог ходить с разгрузкой с 5д Mark 4 линзой 70-200 2.8 на одной стороне и 1dx Mark 2 и 24-70 2.8 с другой. Это однозначно был интересный опыт, но, увы, все хорошее в моем случае не может длиться долго, и где-то после свадеб 10 в течение пару месяцев наши пути разошлись, мы не сработались, причину я так и не понял.

Дальше опять начались скитания и поиски голодного художника. И я уже начал предпринимать попытки самостоятельно организовывать съёмки с самостоятельным поиском моделей, локаций, студий, которых в городе нормальных просто нет, а то, что есть в городе, студией назвать язык не поворачивается. Вроде как находил желающих девушек, вроде бы по устной договоренности, все нормально, но я просто не знал, насколько у нас несерьёзные и некомпетентные люди, которым плевать на все. Все в последний момент сливались под разными предлогами, а было их много, и это начало понемногу вгонять меня в депрессию, я испытывал ненависть ко всем людям вокруг, чувствуя, что всем без разницы, сколько времени я трачу на организацию съёмок. Ко всему этому прибавилась мысль, что я зря потратил столько денег на фотооборудование, потенциал которого я не могу реализовать в полной мере. На сегодняшний 2022 год мне так и не удалось снять каких-то крутых фотопроектов, которыми я был бы сам доволен, а заработать мне удалось за все время 30 тысяч максимум. На сегодня я всё ещё безработный.


  • DeerТак и не понял для чего надо было сразу накупать всего на такую сумму26
  • AXАвтор, приезжайте к нам на КМВ! Здесь есть что пофотографировать, да и стритфото поснимать есть с кого - на Бродвее в Пятигорске за день можно целое портфолио нафоткать)))11
  • rristee .Начните снимать сами! Пусть не за большую плату, но сами, от начала до конца - все сами и все у вас получится. И как увидите, что уровень уже поднимается - поднимайте и вознаграждение. Я уверен, что если человек не стоит на месте и что-то делает в это направлении, и главное, получает от этого искреннее удовольствие, то нет никакого варианта, чтобы в этом направлении что-то не получилось. Пусть не сразу, пусть не быстро, но обязательно все будет. ПС. Говорю на своем опыте.9
  • Доктор КтоНе совсем поняла, почему если автор так хотел снимать пейзажи, он пытался ходить на свадьбы и договариваться с людьми, ждал пока его позовут в горы другие фотографы. Можно было бы и одному съездить и посетить достопримечательности, потренироваться. Также не увидела в истории попыток снимать друзей, семью и знакомых в качестве практики для составления портфолио. На хорошее портфолио и клиенты бы подтянулись. Мне кажется, ещё не все потеряно, было бы желание нарабатывать навык. Такую дорогую технику сразу покупать было опрометчиво. Лучше было взять технику попроще, пока глаза горели, и сразу начать тренироваться и составлять портфолио. Позже уже перейти на профессиональные фотоаппараты. Ни разу не фотограф, но всю юность пробегала со своим canon 450D, стоил фотоаппарат немного, а качество отличное. Учитывая, что автор мог позволить себе различные модные на тот момент телефоны, и полупроф фотоаппарат смог бы купить.23
  • Горчица МилаПоддержу автора истории. Успех редко приходит сразу. Что-то должно выстрелить: черно-белые фото, возможно, мелкие объекты, люди, портреты в интересном ракурсе. Мир так многообразен. Главное, не бросать начатое и успех будет.6
  • Не ОнSimpleDeer, это спокойно можно продать. А работать с качественным оборудованием приятно и полезно. Другое дело конечно не чем а как ты снимаешь..3
  • Bjornsonсамый надёжный способ заработать на фотографии - продать всю свою фототехнику🤫😏😏4
  • Takke R2DМне кажется, главная ошибка автора - это огромные вложения сходу в проф. технику на самом старте, а также непонимание того что он сам хочет (вроде речь шла о пейзажах, а потом какие то свадьбы). Ну и немного невезения, наверное. Я помню как я увлекся фотографией - я вообще не думал о прибыли и коммерческих съемках. Фоткал все что нахожу интересным на смартфон в RAW, потом цветкорр и т.д., и сразу в инстаграм. Потом зашел в комиссионку за какой-то мелочевкой и увидел там Nikon D6100 с китом за 7000 руб. Ну и подумал, что вот он - шанс прикоснуться к хоть какой то технике, связанной с одним из любимых хобби. Ну и купил. Сначала просто фоткал все подряд как и раньше, потом знакомые пары стали просить снять для них лав стори или просто провести тематическую съемку в минимальном образе. Никаких стилистов и прочего, все придумывалось и делалось нами. Локации либо подбирались из того что есть в свободном доступе, либо вообще делались свои (помню как везли на городскую свалку несколько кинескопных телевизоров, генератор и дымовые шашки, чтоб провести съемку в стиле "постап" Воняло там жуть, но все равно было здорово). Как правило платили либо что-то символическое, либо вообще по классике "с нас мясо и пиво, с тебя фотки", ну а я и не против. Самое ценное от всего этого - это куча классных воспоминаний; идей, придуманных на ходу и несколько десятков фотографий, которые напоминают об интересных временах. Но даже с учетом этого, я уверен, что те несчастные 7к я окупил с лихвой и материально и эмоционально. В конце концов я окончательно понял, что интереснее всего мне портретная фотография и купил чуть более резкий и светосильный Dx 35mm f1.4, бюджетник, который обошелся мне в 13к. С таким набором провел свою первую по-настоящему коммерческую съемку - дальний знакомый попросил пофоткать его свадьбу, предложил 15к. Я сразу предупредил его, что моей компетенции и оборудования вряд-ли хватит чтоб конкурировать с "настоящим" фотографом, но он поверил в меня и в целом вышло очень даже хорошо, как по мне. Едиственное чего мне нехватало - хоть какой-то накамерной вспышки, но в остальном все прошло отлично, знакомый остался доволен. Так я и окупил объектив)) Потом были и другие съемки, потом смена тушки за D7100, т.к на старой мне не нравился автофокус, потом снова разные съемки, но в конце концов я понял что даже такая лайтовая "коммерческая" фотография мне не по душе. И я продолжил просто фоткать всё что нахожу интересным, вот только в инстаграм уже не выкладываю.17
  • Не ОнНу как же жизненно 😿 Хотел заниматься съёмками видеоклипов, проекты есть но не масштабные. Оборудование не очень дорогое. Ценник тоже можно сказать на уровне себестоимости, но клиентов все равно мало, ибо не крупный город, нет у музыкантов бюджетов на нормальные проекты. А без бюджета и оборудование хорошее в аренду не возьмёшь, даже если хочешь снять что то более грандиозное чем обычно. но на самом деле конечно проблема лишь во мне - я не занимаюсь этим на постоянной основе. Снимаю в свободное от работы, от ненормированного графика время. В том числе ещё поэтому проектов мало - сложно совмещаться с заказчиками. Был вариант уйти с работы и снимать свадьбы но я очень не люблю снимать свадьбы, зачем себя мучить. Пару раз попробовал - хватило пока. Но зарабатывать можно хорошо даже на скромном оборудовании2
  • Marina KosenkoАвтор, можно написать ребятам, которые организовывают туристические поездки в Дагестане (поищите сообщества таковых в соц.сетях), предложить им себя в качестве фотографа. Либо просто съездить с ними в один из туров. И с людьми новыми познакомитесь, которые знают, где красиво, и новые места для себя откроете, и поснимаете. Дагестан сейчас - довольно популярное туристическое направление :)15
  • Dinzel54Подозреваю что автору просто понравился процесс: обрастание техникой, книгами...а для начала заработка необходимо начинать с другого немного.14
  • ДЯ думаю что вам действительно трудно, но вас ждет удача, так как все эти испытания были зачем-то и вы приобрели пусть и неудачный , но опыт. Возможно чтобы продержаться в данном направлении следующие несколько лет, нужно иметь дополнительный источник дохода. Возможно если вам нужен поток клиентов и монетизация стоит задуматься о другом городе В родном городе это может быть хорошим хобби, но возможно не заработком1
  • эль гатоСтранно, что человек живёт в такой локации и не может самостоятельно пойти поснимать пейзажи. Это можно было сделать уже давно и без дорогой техники, тогда и стало бы понятно, что именно нужно купить, и нужно ли вообще. Другая странность — хочу снимать пейзажи, но иду ассистентом снимать свадьбы. wtf?.. В общем, длинная, скучная, неинтересная история, описывающая 90% современных адептов постулата "чем дороже зеркалка, тем круче фотограф". В конце правильные выводы: всем плевать, сколько времени вы тратите на организацию съёмок, и "зря потратил столько денег на фотооборудование, потенциал которого я не могу реализовать в полной мере". Покупать оборудование надо только по необходимости, чётко понимая, какие (реальные, из практики) задачи оно закроет и на сколько увеличит прибыль, если речь идёт не о хобби, а способе заработка. А в первую очередь надо навести порядок в голове и определиться с целями, сейчас там полнейшая каша, много "хочу" и никакой конкретики.12
  • Владимир МорозовЯ снимаю лет 15 уже, начинал с Canon 400d, потом постепенно докупал по мере надобности объективы, обновил фотик до 450d, потом пошли морковки - Canon 5D Mark II, Mark III, объективы были 24-70L, 10-22L, 70-200L потом перешел на Nikon d4s, продал весь Canon, купил никон крутые объективы, сейчас на беззеркалке Nikon Z6 II. Но все это на протяжении 15 лет, понимая мои потребности. Автор же не имея опыта и умений сразу накупил крутую технику (даже зачем-то кучу карточек памяти, хотя пока нет таких оборотов по числу кадров) и удивляется почему сразу нельзя втопить :) Нужно постепенно расти :)9
  • СиропчикКак и другим комментаторам, мне непонятна необходимость покупать дорогую технику. Как говорил один из великих, фотокамера мешает делать фотографии. Дешёвая камера мешает больше чем дорогая, но суть остаётся: снимает не камера а фотограф. Ему хочется вместить свою идею в рамки кадра, и порой дорогая камера достаточно упрощает процесс. Начать же стоит с идеи, и на мой взгляд пейзажная съёмка это самое неблагодарное дело для начала. Вложений тьма: транспорт, недосып, снаряжение, риски. Результат для начала будет один кадр из туманного утра, безусловно красивый, но очень дорогой по затратам. Гораздо проще попросить друзей позировать и научиться работать с кадром, светом и цветом. Можно "попросить" предметы из дома или их домов, попробовать натюрморт. Это очень дёшево и результатом будет развитие выражения мысли, идеи. Просто красивая фотография часто не содержит идеи, а стоит для фотографа очень дорого.10
  • Лана СчастливаяВ свое время УШЛА из фотографии именно из-за того что столь простой "вход" в нее, всего лишь равный цене оборудования перенасытил рынок, а я никогда не была готова драться за условный кусочек хлеба и не могла себе позволить выжидать клиента ( да, я не была эксклюзивным мастером, скорее хорошим ремесленником, мои снимки до сих пор продаются в фотобанках, но зарабатывать фотогграфией я больше не буду, по многим причинам) И да, скорее всего именно поэтому никто из фотосообщества и не захотел общатся с автором. Единственный возможный путь -искать свою нишу, снимать то что наиболее трогает за душу, но при этом иметь работу которая кормит, чтобы не было необходимости хвататься за все съемки подряд, а если и браться -то только будучи уверенным что выдержишь стандарты и требуемое качество. (как правильно уже сказали снимает не техника а фотограф. Хороший ну или хотя бы умеющий фотограф снимет картинку и на консервную банку) Ну и изучть надо не только как обработать цифру, но и приемы композиции, построение картинки итп. И главное -тренировать насмотренность, без этого вообще ничего не получится.2
  • Амбассадор ХорусаУспех в фотографии не зависит от дороговизны оборудования на начальном этапе Мой кейс: снимал на iPhone 5s, набрал 17к подписчиков в инсте, фотки выкладывали в различных тематических пабликах После купил Cannon E77 и понял, что вообще не хочу на этом фокусироваться, искать клиентов и подход к ним. Сейчас меня интересует стэндап, но я бы с ума сошел выдавливать из себя шутки по несколько часов в день, и ежедневно ездить на опенмайки Превращать хобби в заработок не всегда лучший вариант, а судя по статье, фотография и не была увлечением автора - он просто решил, что чем больше денег вкинет, тем больше будет выхлоп, но это так не работает5
  • Максим КопосовСпасибо, что написали свою историю. Было бы интересно увидеть ваши фотографии. Мне кажется вам просто пока не повезло с компанией. Знаю, что в Дагестане есть классное комьюнити вокруг "дома 15" Думаю там можно найти классные знакомства. Так же приезжайте в С—Пб посмотрите Фотодепартамент и их курсы, ну и мою альмаматер в Москве, школа фотографии А.Родченко. Это даст хорошую базу понимания проектной фотографии, коммереческой съемки.. в школе есть куча онлайн-курсов, что и приезжать не придется. Ну и конечно сам круг общения тоже будет разнообразнее и более творческий. Удачи в фотографии.3
  • Андрей БЧтобы достичь чего-то существенного мало быть крутым. Нужен небольшой шанс. Так было у всех известных. Или шанс, или спонсор, или талантливый менеджер. Чудес, от того, что вы круто фотографируете, не будет. Тем более, покупают то, что умело продаётся, а Вы, похоже, человек, больше, творческий, нежели предпринимательский. Удачи на жизненном пути.1
  • Никита МизинКрасота в глазах смотрящего. Махачкала прекрасный город и можно много всего наснимать даже на айфон. Изучение техники фото лишь техническая сторона, а главное умение фотографа это поймать момент и ракурс. Это как в дизайне, человек либо начинает со временем видеть, либо нет. А техническая сторона подтягивается со временем, не надо раньше времени морочить голову, сделайте все сначала неправильно. И не нужно навязываться к другим людям, до ваших проблем ни у кого дела нет, будьте одиночкой.6
  • ДмитрийЛетал в путешествия с анималистами. У обоих техники на ~2 млн+ ( звери требуют большие объективы) Оба зарабатывают совсем в других сферах. На пейзажах в Рф не заработать, особенно сейчас. Заработки - это свадьбы, репортажи, фотографирование моделей в одежде на продажу... Отдельная область это обучение. Просто к фотографии ,как к заработку, надо относиться по другому.5
  • ДмитрийMarina, а потом окажется, что и камера не нужна. Хороший гид - сама по себе профессия...1
  • ДмитрийНикита, главное, как говорил Шарик из Простоквашина, "а потом еще побегаешь, чтобы фото пристроить". Если говорим о профессии - то главное это ПРОДАЖА.3
  • Deo RealtaА что не так со стрит фото в Махачкале? Там нет улиц?6
  • Bjornsonчтобы быть Фотографом даже фотоаппарат не нужен - фотоаппарат должен быть в голове. А снимать можно даже на консервную банку (см. пинхол)😉😊 в 22 году таскать с собой огромную тушку и килограммы стекол??? Уж лучше беззеркалка и один зум или пара фиксов. А то и смартфон с норм камерой и зумировать ногами 😉 Ну и да, бесплатно никто делиться опытом не будет. Если интересуют пейзажи, можно поехать в фото-тур. А чтобы люди заметили - участвовать в фотоконкурсах. Их по стране чуть ли не каждый месяц устраивают.5
  • РауфкаПривет, автор! 😊 хочется поддержать. И пару советов дать) Вообще, не стоило сразу брать такой сетап, да и еще дорогие зумы. Вы пишете, что смотрели кучу обзоров на технику, и странно что вам не подсказали, что самая классная картинка получается на фиксы, ведь они, как правило, более светлые, и резкие, ведь там только стекло и никаких движущихся механизмов. Можно было купить фикс 35 сигму 1.4, и начать с неё. Но щас наверное уже поздно такое советовать) Заканчивая о технике, могу сказать, что она далеко не решающий фактор имеет. Евгений Марков, который еще был у Дудя, вообще только на айфон снимает не самые благостные места Псковской области, да и лица там знаете ли не модельной внешности, но каждая фотография живёт, дышит сюжетом и очень интересная. Думаю, в вашей местности легко можно набрать таких же колоритных кадров. Вот ссылка на его профиль в инсте /dcim.ru, надеюсь модерация пропустит, это не реклама 😊 Просто посмотрите, и убедитесь, что важна, в общем-то, не только техника, на которую снимают. Тут, правда, надо дополнить, что конечно полнокадровая камера лучше даст бокешечку и размоет фон поинтереснее кропа, но не всегда это самое главное. По поводу теории, тут главное уяснить одну мысль, что фотография буквально переводится как рисование светом. Свет – ваш главный союзник, а цвет – хороший напарник. Но к нему попозже. Правильно работая со светом, будете получать красоту и удовольствие, для этого можно пробовать снимать сразу в ЧБ, чтобы ясно понимать, где на фотке акценты по свету и вообще что происходит 😊 Ну, а потом уже переходить к цвету. Можно и нужно освоить Lightroom или Capture One, понимать работу цвета в фотографии, уметь добиваться нужного настроения с помощью цветокора, или же просто подчеркивать самое красивое и прятать плохое, тихонько прибивать шумы в тенях и подравнивать кожу, если конечно такое нужно будет. Если разобрались с выдержкой, диафрагмой и ISO, то значит пора идти снимать. Теперь вы уже знаете, как получить от камеры нужную картинку, и надо это дело использовать на практике 👍🏻😊 Берете и фоткаете своего отца за работой в ювелирке, делаете несколько общих планов, средних и пару крупных. Ставите ненавязчивый свет, чтобы было похоже на правду. Вот вам уже один фотопроект. Оформляете это дело в Инстаграм, потом грузите на фотостоки типа шаттерсток, адоб сток или понд5 (про них можно отдельную статью писать, коротко скажу что это дело в целом прибыльное, но только спустя год-полтора усердной работы). Откройте группу в ВК, можно оформить страницу на биханс. Ваша задача – быть везде. И лучше под своим именем, ведь ваше имя это лучший бренд 😊 без всяких там пафосных SUPERPUPER FOTOGRAF MAHACHKALA SVADBI POMINKI DETSKIE SADY. Просто имя и фамилия. Отсняли первый проект, беритесь за другой, найдите даму, максимально подходящую под описание настоящей махачкалинской девушки, и поснимайте ее на улицах. Это вам кажется, мол зачем снимать на улицах моего города, но примерно 7 с чем-то миллиардов в мире не знают как выглядят улицы вашего города. И в ваших силах сделать недостаток достоинством. Показать не лучшие по виду улицы как дух города, как его душу. Ну и вписать туда вашу героиню. Короче, если вам кажется, что снимать некого, и вокруг одни невоспитанные и безответственные люди, то так в целом и есть, ваша задача как художника светом, найти себе героя и сделать что-то большее, чем "ну вот короче девушка смотрит в камеру на фоне достопримечательности". Это капец как сложно. Но только через сложности научитесь работать. Добавлю еще, что снимать людей – самый главный кайф, ведь там эмоции, лица и душа. Красиво снять пейзаж много ума не надо, камера, штатив, зажал диафрагму до f9.0, щелк, готово. А с дрона еще проще, и красивее. Короче, скучно там, извините если расстроил. И да, по поводу комьюнити. Многие фотографы как дети малые, обижаются на любую критику и считают свои фото лучшими в мире, просто их почему-то никто не признал, и только на свадьбы зовут, а снимать какие-то классные штуки не зовут. Далеко не все такие, понятное дело, есть и толковые, на них вы можете подписаться в той же инсте, достаточно вечер посидеть в поисковиках. Главное не заходите на сайты свадебщиков, там слишком токсичная атмосфера и, извините, дроч совсем не на то, что нужно. Ну и смотрите как снимают западные фотографы, пытайтесь повторить и, как гласит название одной классной книги "крадите, как художник". В общем, желаю успехов. Конкуренция очень большая, но вы удивитесь, когда поймете, как мало настоящих классных фотографов, и как много тех, кто просто любит лайки в соцсетях и самого себя, но доверить им снимать что-то серьёзное никогда не доверят. Те, кто по-настоящему профи, и не перестает учиться, и кто никогда не бросает дело на полпути, всегда будут востребованы. Желаю вам стать именно таким фотографом 👍🏻😊13
  • Евгения Ч"Не понимаю почему ответили только пара человек" - тут вообще всё легко. Я хоть и не фотограф, но в моей сфере встречаются такие люди как автор, и у меня были похожие ситуации. Просто почему я должна бесплатно делиться с человеком знаниями, если я потратила на это много денег и времени чтобы стать профессионалом в своём деле. Когда ты учился какому-то делу, много трудился, посещал проф.курсы/школы, и неожиданно появляется такой энтузиаст как вы "возьмите меня с собой, расскажите мне тонкости дела!", желания делиться информацией мало у кого будет. Это во-первых. Вы пишите что хотели снимать пейзажи, но кроме моря и свадеб вы ничего не сняли. Набивайте руку на простых вещах - фото улицы, крыши, парки, скверы. Если у вас нет врождённого таланта, так учись, развивайся, прилагай усилия чтобы стать хорошим мастером! Это во-вторых. И зачем ждать когда вас позовут? У вас кроме моря в черте города и за городом ничего нет? В чем проблема с семьёй, друзьями собраться и поехать в горы если так хотите? Можно снимать где угодно. По-моему, фотографов сейчас слишком много и многие из них такие как вы - решили что купив камеру они как по волшебству сразу будут делать вау снимки, но увы, это не так5
  • Ирина М.Рауф, офигенный комментарий! Полноценная статья) Тоже хочу научиться фотографировать, спасибо за советы 🤗3
  • АбдулмаксимSimpleDeer, накупил так как пробовал до покупки разные камеры и начальные ну по мне совсем маловато , были деньги и хотелось все топовое , думал что в дальнейшем удастся монетизировать свое увлечение0
  • АбдулмаксимДоктор, здравствуйте, мог бы 😃и так но душа требовала большего видимо я поддался искушению , на свадьбы ходил для опыта больше что бы не сидеть , а просто с туристической группой нормально не поснимать , ведь крутые кадры требуют соблюдения опреденных условий как синий час или золотой и ещё разные обстоятельства , а индивидуальный тур уже при нынешних реалиях не удавался0
  • АбдулмаксимTakke, на какие то свадьбы я решил пойти так как с пейзажами не складывалось , мотивация бешенная , хотелось снимать и творить0
  • АбдулмаксимSpitfire82, нет вы не угадали мне не нравится обрастать техникой и книгами , книги куплены так как было много вопросов ответить на которые не кто не мог или не хотел и я решил сам найти все ответы0
  • АбдулмаксимСколько людей столько и мнений, всего объяснить увы не могу , статья написано мною что бы увидеть мнение людей и понять возможно я что то упустил и здравая критика не помешает0
  • АбдулмаксимPhilipp, покупал больше видимо с эмоциональной составляющей так как давно хотел а как подержал в руках захотел ещё больше , видимо что то подобное как у тех кто покупает дорогущий айфон в кредит 😃0
  • АбдулмаксимВладимир, вы правы от части0
  • АбдулмаксимРауф, благодарю вас , такие комментарии всегда приятно читать , фиксы не люблю из за частого переодевания на тушку :) , решил по пути зумов пойти , мне они удобней1
  • АбдулмаксимГорчица, спасибо, я стараюсь не предать свои мечты :)2
  • АбдулмаксимДмитрий, вы правы основные ниши заработка такие , но пейзажи отчасти мне хотелось так как в регионе у меня были фотографы сотрудничавшие с разными министерствами по туризму , да и сам процесс мне нравился природа и съёмка , поэтому я надеялся что мне со временем удастся как то вклиниться в эту сферу , но я недооценил многое0
  • АбдулмаксимЕвгения, увы есть проблема поэтому и не удается поехать , вау снимки я конечно знал что сразу делать не получится ведь там колоссальная ретушь нужна помимо хорошей съёмки0
  • АбдулмаксимWhat, желаю вам успеха1
  • АбдулмаксимАндрей, увы да больше наверно творческий до мозга костей , сейчас стараюсь восполнить пробелы и да на счёт шанса и менторства оно есть от части так как многие фотографы из моего города делающие просто ужасные фото и берущие ещё за это очень много денег как я выяснял позже оказывались близкими фотографов которые уже давно в нише и имеют большую клиентскую базу , крутым себя не считаю наоборот самым обычным , вам спасибо за ответ0
  • АбдулмаксимDeo, они совсем не фотогеничные0
  • Никита МизинАбдулмаксим, умение хорошего фотографа – увидеть фотогеничность там, где остальные ее не видят, и преподнести так, чтобы остальные увидели. Этим и определяется хороший фотограф, он фотогеничность создает. Так у вас все люди будут нефотогеничными, и все пейзажи, все заказчики дебилы без вкуса и так далее. Так же как у плохих дизайнеров: заказы тухлые, и заказчики ничего не понимают.0
  • АбдулмаксимНикита, я видимо ещё не такой искусный фотограф и у меня не насколько развито чувство вкуса как у вас раз вы видите а я нет , спасибо за совет0
  • Никита МизинАбдулмаксим, это определяющее чувство, еще в детстве можно распознать, чем вы хотя бы на пару процентов отличаетесь от окружающих и в дальнейшем развивать это. Жалко такое говорить, конечно, вместо того чтобы ждать дорогущий фотоаппарат в 18 лет, можно было поработать месяцок на стройке, и взять какой-нибудь ненужный Зенит или Ригу на барахолке. Если бы это было "ваше", то все бы у вас пошло и с простейшей техникой. И к своим годам уже всего бы добились чего хотели.0
  • Никита МизинАбдулмаксим, на вашем месте я бы работал на той работе, которая приносит деньги, все же возраст уже почтенный, нужно уметь содержать себя, семью и тд. От всего оборудования избавился бы, кроме одного фотика с более-менее универсальным объективом. И каждый день взял бы за правило снимать хотя бы пару фотографий. Забыть про всякие учебники и просто наслаждаться процессом, можно по дороге на работу и обратно. Все что угодно, фонарный столб, ржавый автомобиль, уличного продавца фруктов. Если со временем вы начнете замечать красоту вокруг и снимать лучше, чем эти вещи кажутся окружающим, тогда это и будет просвет. Будете просматривать фото за неделю, месяц, год. Спрашивайте себя, нравятся они вам или нет и почему. Если начнете замечать, что фотографии за неделю вам нравятся, а снятые пару месяцев назад кажутся ужасом, значит вы уже набираете опыт и тренируете глаз.0
  • ДмитрийАбдулмаксим, просто по их рассказам ( а фото данных авторов и в NatGeo есть) там есть еденичные спонсируемые проекты "альбомов" и то эти заказы получают придворные фотографы. Нет в этой области денег.... Раньше немного зарабатывали на фотостоках, но для россиян сейчас эта тема закрыта.0
  • Natalie DidenkoАвтор, найдите в телеге канал маркетолога Сергея Негинского, он знает всё о продвижении фотографов и самозанятых. Впервые я узнала о нём в программе "Бизнес-класс" и потом начала смотреть/читать его посты. Очень много полезного почерпнула и внедрила. И понравился неформальный тон общения0
  • Татьяна НадееваАбдулмаксим, здравствуйте, а как сейчас обстоят дела с вашим увлечением?0
  • АбдулмаксимТатьяна, здравствуйте, после долгих метаний из стороны в сторону, с этого года решил двигаться только в одном направлении и хожу на разные съёмки, осмыслил после всех черных и белых полос к чему я хочу стремится0