Посмотрите «Фабельманов» — лучший фильм Стивена Спилберга за многие годы

Картина, которая легко может взять главный «Оскар» в 2023 году
2
Посмотрите «Фабельманов» — лучший фильм Стивена Спилберга за многие годы
Аватар автора

Ефим Гугнин

посмотрел «Спасти рядового Райана» в семь лет

Страница автора

13 декабря в зарубежных онлайн-кинотеатрах вышла драма «Фабельманы» — новая работа Стивена Спилберга.

Легендарный режиссер «Списка Шиндлера», «Индианы Джонса» и «Челюстей» снял автобиографическое кино о собственном детстве и юности. Главного героя зовут Сэмми Фабельман. Это альтер эго самого Спилберга, а многие события соответствуют реальным историям из жизни постановщика. «Фабельманов» уже сейчас называют одним из вероятных обладателей «Оскара» в номинации «Лучший фильм».

Рассказываем, почему вам стоит посмотреть эту картину.

Что за «Фабельманы» (The Fabelmans)

Дата премьеры: 25 ноября 2022 года — мировой прокат, 13 декабря 2022 года — онлайн-релиз

Страна производства: США

Режиссер: Стивен Спилберг

В ролях: Пол Дано, Мишель Уильямс, Гэбриел ЛаБелль, Сет Роген, Джадд Херш, Килли Карстен, Джулия Баттерз

Жанр: драма

Продолжительность: 151 минута

Где смотреть: в России официально нигде

🎥 Спилберг впервые снял фильм о себе

1952 год. Маленький Сэмми Фабельман идет с родителями в кино на «Величайшее шоу мира» — и его жизнь меняется навсегда. Парень пытается воспроизвести дома сцену крушения поезда, которая так сильно его впечатлила. А через несколько лет получает камеру и начинает собственные эксперименты с пленкой.

В семье Сэмми все небезупречно. Родители постоянно переезжают из города в город. Отец — математик, человек добрый и практичный. Мать — пианистка, бросившая мечту ради семьи. Взрослеющий Сэмми вынужден наблюдать, как медленно разваливаются отношения родных. Его единственное спасение — маленькие любительские фильмы. Их парень снимает вместе с приятелями и тремя родными сестрами.

Отца Сэмми играет Пол Дано — звезда «Бэтмена», «Пленниц» и «Нефти». В роли матери — Мишель Уильямс, актриса из «Острова проклятых», «Валентинки» и «Горбатой горы»
Отца Сэмми играет Пол Дано — звезда «Бэтмена», «Пленниц» и «Нефти». В роли матери — Мишель Уильямс, актриса из «Острова проклятых», «Валентинки» и «Горбатой горы»

Детские травмы Стивена Спилберга и прежде находили отражение в его работах. В «Близких контактах третьей степени», «Шугарлендском экспрессе», «Инопланетянине» и даже «Индиане Джонсе и последнем крестовом походе» можно разглядеть тему падения идеальной нуклеарной семьи. Более того, из-за влияния режиссера на поп-культуру эта проблематика теперь востребована и в другом популярном кино.

Если вы задумывались над тем, почему в голливудских блокбастерах взрослые так часто принципиально не понимают детей, — скорее всего, за это нужно благодарить турбулентное детство Спилберга.

Однако никогда прежде великий режиссер не обращался к теме напрямую. В «Фабельманах» он перестает прятаться за ширмой из задорных приключенческих сюжетов и рассказывает все как есть. Причем с болезненной искренностью, которой совсем от него не ждешь.

Мишель Уильямс почти наверняка получит номинацию на «Оскар» за роль любящей, но неуравновешенной матери
Мишель Уильямс почти наверняка получит номинацию на «Оскар» за роль любящей, но неуравновешенной матери

В «Фабельманах» хватает и грустного, и смешного. Спилберг рассказывает о жестоких школьных хулиганах, забавных родственниках и странной первой любви с помешанной на христианстве одноклассницей. Но в центре фильма все же история одной семьи: эти люди искренне пытаются быть лучше, но все равно делают друг другу больно. Все из-за разницы в характерах и патологической несовместимости жизненных позиций.

Однажды во время интервью писатель Джеймс Липтон задал Спилбергу необычный вопрос о фильме «Близкие контакты третьей степени». Там люди ищут способ пообщаться с пришельцами и в итоге коммуницируют с ними через написанную на компьютере музыку. Не потому ли, что отец Спилберга был компьютерным инженером, а мать занималась музыкой? Лицо режиссера расплылось в улыбке. Все действительно так, вот только сам он об этом прежде не думал.

В «Фабельманах» скрытое становится явным. Это бесконечно трогательное кино о человеке, который вынужден существовать между крайностями — и искать способы взаимодействовать со сложным миром через творчество.

Отрывок из интервью Стивена Спилберга с Джеймсом Липтоном

🎬 «Фабельманы» — прекрасная картина о любви к кино

За последние годы мы уже видели не один фильм о детстве известного режиссера. Альфонсо Куарон снял «Рому», у Кеннета Браны вышел «Белфаст». В 2022 году Ричард Линклейтер выпустил «Аполлон-10½: Приключение космического века», а автор «К звездам» Джеймс Грэй — «Время Армагеддона». Некоторые из этих фильмов очень удачные. Но едва ли хоть один говорит о страсти к кино так же доходчиво, как «Фабельманы».

Возможно, дело в том, что и Спилберг — имя совсем другого масштаба. Это один из величайших живых режиссеров. А может, один из лучших среди когда-либо живших. Посмотреть, как он объясняет для себя тягу к кино, — как будто приоткрыть тайну, которой простые смертные недостойны.

Маленький Сэмми Фабельман снимает на пленку крушение поезда и пересматривает его раз за разом. Так он чувствует, что хоть где⁠-⁠то может контролировать жизнь
Маленький Сэмми Фабельман снимает на пленку крушение поезда и пересматривает его раз за разом. Так он чувствует, что хоть где⁠-⁠то может контролировать жизнь

Печальные сцены семейных ссор резко контрастируют с эпизодами, где главный герой ставит фильмы с друзьями и семьей. 76-летний Спилберг потрясающе фиксирует дух молодого безудержного творчества, когда любое открытие в новинку и даже простейшая монтажная склейка или эффект вроде прокалывания пленки для имитации выстрелов кажется невероятным новаторством.

Этот энтузиазм заразителен: после фильма и самому хочется собрать друзей и пойти снимать с ними задорный вестерн. Спилберг наглядно показывает, что творчество не обязано быть идеальным.

Фильмы молодого Сэмми кривоватые, дешевые и откровенно любительские. Их ценность в том, что они значат для героя. И в том, как много креативных усилий ему потребовалось, чтобы снять, казалось бы, совсем простое кино.

Сэмми-подростка сыграл молодой актер Гэбриел ЛаБелль — это его первая большая роль в кино
Сэмми-подростка сыграл молодой актер Гэбриел ЛаБелль — это его первая большая роль в кино
Все фильмы Сэмми повторяют реальные короткометражки, которые в юношестве снимал сам Стивен Спилберг. Но ради «Фабельманов» он их переснял: оригиналы довольно плохо сохранились
Все фильмы Сэмми повторяют реальные короткометражки, которые в юношестве снимал сам Стивен Спилберг. Но ради «Фабельманов» он их переснял: оригиналы довольно плохо сохранились

😥Но еще «Фабельманы» предупреждают об опасности искусства

Впрочем, кино о важности искусства — феномен совсем не новый. По-настоящему удивляет в «Фабельманах» то, что Спилберг не относится к своему увлечению фильмами как к чему-то исключительно положительному. Его главный герой становится режиссером не потому, что он такой гениальный, и не потому, что это его судьба. А потому, что Сэмми слишком боится хаоса реального мира.

На монтажном столе герой может вырезать кадры семейной хроники, где мать ходит под ручку с другом семьи. Он может сделать школьного хулигана благородным героем. А другого обидчика, наоборот, унизить. Кино становится его личным миром, где он меняет реальность и создает что угодно. И эта власть радует Сэмми. Она же и пугает.

Спилберг показывает свою семью с любовью — но не идеализирует никого из героев
Спилберг показывает свою семью с любовью — но не идеализирует никого из героев

В фильме есть потрясающая сцена, где родители Сэмми все-таки решают развестись. Семья разваливается на глазах, родители бормочут что-то невнятное, сестры в истерике — а герой остается безучастным. Он представляет, как бы снял все это на камеру.

В одном из самых комичных и при этом важнейших эпизодов фильма двоюродный дед Сэмми говорит ему об опасностях жизни в Голливуде: придется выбирать между семьей и работой. Герой этого не хочет, что его потихоньку ломает. Он пытается выразить сложные чувства, но не знает как. Зато Сэмми знает, что всегда может взять камеру и сделать мир управляемым. Сделать его своим.

Чисто технически «Фабельманы» — один из самых мастерски срежиссированных фильмов года. Но меньшего от Спилберга мы и не ждем
Чисто технически «Фабельманы» — один из самых мастерски срежиссированных фильмов года. Но меньшего от Спилберга мы и не ждем

«Фабельманы» — не только первый настолько личный фильм Стивена Спилберга. Это еще и объяснительная, почему режиссер раньше не снимал таких картин. Он показывает себя человеком, которому тяжело дается откровенность. Для главного героя кино — это не какой-то способ открыть большую правду о себе и мире, а скорее попытка от этой правды уйти, спрятаться за объективом в рукотворной вселенной.

Этому же посвящена последняя сцена фильма — основанная на реальном случае и без преувеличения гениальная. Если вы еще не смотрели фильм, лучше дальше не читайте. В ней чуть повзрослевший Сэмми попадает на встречу с Джоном Фордом, величайшим режиссером на планете. Причем последнего играет автор «Твин Пикс» и «Малхолланд Драйв» Дэвид Линч. Парень хочет услышать мудрый совет от кинематографиста.

Но тот лишь показывает ему несколько картин и заявляет: если горизонт сверху — это интересно, если горизонт снизу — это интересно, если по центру — кадр скучный. Все понял? А теперь проваливай.

Кино не залечит травмы и не соберет обратно семью. Но зато можно сделать его интересным и порадовать других. И, кажется, этой простой мыслью Спилберг жил последние полвека.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.

Ефим ГугнинКакой ваш любимый фильм Стивена Спилберга?
  • Виктория КалашниковаВ целом фильм - один из лучших, что я видела. Не было интриг, страшилок и оружия. Этот фильм про историю успеха, который появился из хобби, про крепкую семью и её распад, про веру в себя. Понравилось, как всё мягко и грамотно преподнесли - за всё время я раза 4 всплакнула - что на меня не похоже))3
  • Митя ПетВиктория, Согласен с вами. Жаль кстати автор статье в концовке фильма не отметил очень смешной визуальный юмор. Когда Линч объяснил герою фильм про горизонт, он выходит и горизонт снимается по середине, а потом как бы поправляется и опускается вниз. Меня это разоравало)0