Как спланировать семейный бюджет в гугл-таблице

Сэкономить и деньги, и время

32
Как спланировать семейный бюджет в гугл-таблице

Я не хочу заниматься занудным ежедневным учетом, но хочу достигать финансовых целей.

Мне не важно знать, сколько я потратил на продукты или куда вообще уходят мои деньги, зато важно накопить на квартиру, машину, отпуск или закрытие ипотеки. В итоге я придумал свою систему, и на ведение бюджета у меня уходит всего 15 минут в неделю.

Ведение бюджета основано на простой гугл-таблице. Никаких платных программ устанавливать не нужно. Таблица создана в 2019 году, и я буду рассказывать о достижении финансовых целей на примере мая 2019 года. Но моей схемой можно пользоваться и сейчас.

Весь семейный бюджет укладывается вот в такую таблицу
Весь семейный бюджет укладывается вот в такую таблицу

Почему мы начали вести бюджет

В 2012 году мы взяли ипотеку, затеяли небольшой ремонт, стали планировать покупку мебели. Через некоторое время появились две кредитные карты и потребительский кредит. Очень быстро расчеты усложнились до такой степени, что мы уже не могли понять, а хватит ли денег в текущем месяце, чтобы внести ежемесячные платежи по кредитам, погасить кредитки, внести платежи за коммуналку и страховку, оплатить ТО машины.

В общем, своевременное погашение ипотеки и накопления на путешествия оказались под угрозой из-за непрозрачной структуры финансов. Появилась необходимость управлять бюджетом.

Чтобы чем-то управлять, надо это что-то научиться измерять и контролировать. Идея была простая: если записать все поступления денег и траты, можно узнать их соотношение, то есть баланс. Если при этом регулярно в течение месяца отслеживать, сколько поступлений совершилось и сколько трат осталось, то можно этот баланс контролировать. Если баланс отклоняется от нормы, можно реагировать и исправлять ситуацию.

Для такого ведения бюджета есть разные программы, при этом каждая навязывает свою модель работы. Мне это не нравится, поэтому в 2019 году я попробовал вести бюджет в гугл-таблице. По ней можно было быстро понять, что происходит с семейными финансами, есть ли у нас долги, сможем ли мы закрыть кредиты, что будет, если задержат зарплату, и так далее.

При ведении бюджета я преследовал три главные цели:

  1. Фокусироваться на финансовых целях. Ведение бюджета должно помогать откладывать деньги.
  2. Не заниматься финансовым учетом, то есть не записывать каждый день, сколько я потратил на еду, проезд, на другие нужды. Это отнимает массу времени и решает другую задачу: я бы фиксировал траты, если бы мне было нужно понять, куда уходят мои деньги.
  3. Не тратить много времени на ведение бюджета — максимум час-полтора в месяц.

Как были устроены финансы в нашей семье

В 2019 году, на примере которого я буду рассказывать о своем бюджете, наша семья состояла из нас с женой и дочки-школьницы 11 лет. Дочка увлекалась эстрадными танцами, почти все свободное время проводила на тренировках в шоу-группе при школе. Мы с женой работали в ИТ-сфере в Москве. Получали белую зарплату. Она приходила на карты два раза в месяц: аванс был 20-го и расчет до 10-го. Наличными и деньгами на зарплатных картах мы практически не пользовались, для всех трат старались использовать кредитку.

Всю задолженность по кредитке мы закрывали в беспроцентный период, чтобы не платить проценты. Поэтому было очень важно иметь деньги для покрытия текущего долга по кредитке в любой момент.

Финансами занимался я: планировал бюджет, учитывал его исполнение, составлял долгосрочные финансовые планы и придумывал, как их достигнуть. У меня не было склонности к спонтанным тратам, я люблю размеренность и предсказуемость.

Из больших финансовых целей у нас была новая квартира. Мы хотели продать нынешнюю, добавить денег и купить жилье поближе к центру. Еще мы любили путешествовать по Европе, поэтому копили и на отдых.

Как спланировать свой бюджет

Для начала надо скопировать себе мою гугл-таблицу для ведения бюджета. В этой таблице несколько листов, в качестве примера нас сейчас интересует лист «Май 2019 основа». Это начальное состояние моего бюджета на май 2019.

Сейчас я расскажу, как я его составил и что означает каждый блок данных.

ПЛАНИРУЕМ БЮДЖЕТ

Обновляем блок «Остатки»

В этот блок я до сих пор заношу все деньги, которые есть на текущий момент у меня и жены. Баланс по кредитке тоже заношу — хоть это фактически и не мои деньги.

Состав позиций может периодически меняться: например, раньше у нас было две кредитки, потом осталась одна.

Ниже блока остатков есть строчка «Кредитный лимит» — ее нужно тоже заполнить, если есть кредитка.

Заполненный блок «Остатки» при планировании бюджета на май 2019. Баланс по кредитке выделен жирным. Если у вас нет кредитки, можно просто удалить эту строку
Заполненный блок «Остатки» при планировании бюджета на май 2019. Баланс по кредитке выделен жирным. Если у вас нет кредитки, можно просто удалить эту строку
ПЛАНИРУЕМ БЮДЖЕТ

Расписываем ежедневные доходы и расходы в блоке «Ежедневные расходы»

Блок «Ежедневные расходы» — это большая таблица-календарь в центре бюджетной таблицы. В ней я указываю предполагаемые поступления денег и расходы по дням. Все поступления заношу с плюсом, все расходы — с минусом.

Первым делом я выделил все выходные и праздничные дни. Например, в мае 2019 года у нас было 8 выходных и 5 праздничных дней — итого 13 темно-желтых дней. Я не очень люблю месяцы, в которых больше восьми праздников и выходных: они тяжелее с точки зрения регулярных трат.

Регулярные траты — это обычные ежедневные расходы вроде еды в магазине, кофе на работе, каких-нибудь мелочей. По этим позициям я не веду детальный учет — просто прикидываю, сколько в среднем мы потратим в день. Для будних дней я планирую 1500 ₽, на выходные и праздники — 3000 ₽. Эти суммы выведены из опыта. В какие-то дни получается больше, в какие-то меньше, но процент точности меня устраивает.

Потом я раскидываю единичные траты по колонкам «Разное 1», «Разное 2» и «Разное 3» — это разовые расходы, которые должны состояться в определенные дни: например, оплата коммуналки, оплата еды ребенка в школе, оплата интернета, оплата стоянки для автомобиля, заправка автомобиля. Я использую три колонки, потому что иногда на одну дату нужно записать несколько разных трат.

Далее я заношу в колонку «Поступления» авансы и зарплаты. Еще в этой колонке я обновляю значения для кэшбэка и процентов по вкладу — прикидываю, сколько получу. В мае 2019 года это было 2211 и 312 ₽ соответственно.

Большинство трат повторяются от месяца к месяцу, поэтому каждый месяц заполнять лист с нуля не придется. Я копирую лист с прошлого месяца, проверяю, чтобы ничего не потерялось, делаю точечные правки.

Когда вы будете заполнять этот календарь в первый раз, придется приложить усилия и спрогнозировать траты. Но через 2—3 месяца планирование этих трат должно стать очень простым.

Заполненный блок «Ежедневные расходы» при планировании бюджета на май 2019. На первомайские праздники мы планировали съездить в Смоленск погулять. Запланированные расходы на это я занес в строки для 3 и 4 мая: 10 000 и 5000 ₽
Заполненный блок «Ежедневные расходы» при планировании бюджета на май 2019. На первомайские праздники мы планировали съездить в Смоленск погулять. Запланированные расходы на это я занес в строки для 3 и 4 мая: 10 000 и 5000 ₽
ПЛАНИРУЕМ БЮДЖЕТ

Обновляем расходные и накопительные фонды

Фонды — это самое интересное. Это деньги, которые мы потратим на какие-то нужды, но точно не знаем когда. Я выделяю два вида фондов: расходные и накопительные.

Расходные фонды нужны, чтобы тратить оттуда деньги в течение месяца. Например, фонд «Маша + Женя» — на жену и ребенка. В 2019 году он выставлялся каждый месяц на 30 000 ₽. Столько денег супруга в месяц могла тратить на свое усмотрение. Меня не интересовало, на что идут деньги. Главное, что нужно было знать, — сколько осталось в этом фонде. Для меня был выделен фонд «Я» — каждый месяц я мог тратить на что захочу 15 000 ₽.

Накопительные фонды нужны как раз для достижения целей. Ради накопительных фондов и задумана вся бюджетная таблица. Деньги, распределенные в накопительные фонды, очень не хочется трогать. Чтобы сохранить отложенное, начинаешь придумывать самые разные способы, вплоть до отказа от регулярных трат или урезания расходных фондов. Это чистая психология.

Первым делом я до сих пор обновляю расходные фонды, они в таблице отмечены светло-желтым. Заполняю только колонку «На начало месяца», колонка «Баланс» будет автоматически считаться по мере расходов.

Тут просто: по опыту у меня уже выведены определенные балансы, поэтому я просто выставил их на целевые уровни.

Регулярные фонды при планировании бюджета на май 2019
Регулярные фонды при планировании бюджета на май 2019

Затем, если вы заполняете таблицу впервые, нужно заполнить накопительные фонды — деньги, которые у вас уже отложены на что-либо.

Для каждой финансовой цели выделите свою строчку (имя цели внесите в колонку «Фонды»), сумму отложенных денег на эту цель занесите в колонку «На начало месяца». Я обычно просто копирую балансы фондов из предыдущего месяца в колонку «На начало месяца».

Мои накопительные фонды — перенес их из предыдущего месяца
Мои накопительные фонды — перенес их из предыдущего месяца

Когда данные по накопительным и регулярным фондам заполнены, я смотрю вниз таблицы, на строку «Баланс» — это разница между всеми доходами и всеми расходами с учетом фондов.

Если баланс положительный, значит, у вас остались нераспределенные деньги — можно отложить их в накопительные фонды.

Если баланс отрицательный, значит, вы запланировали больше расходов, чем заработаете. Нужно урезать ежедневные расходы или сокращать фонды.

В идеале баланс в начале месяца должен быть близок или равен нулю. В моем случае в мае 2019 года баланс после внесения трат был равен 169 607 ₽ — это значило, что такая сумма осталась нераспределенной, можно было отложить ее в накопительные фонды. Фокус у нас был на покупке новой квартиры, поэтому эти деньги я просто распределил в фонд первоначального взноса — «ПВ на квартиру». Фонды до сих пор пополняются с плюсом, расходы из фондов — с минусом.

Баланс мая 2019 после распределения в накопительный фонд «ПВ на квартиру»
Баланс мая 2019 после распределения в накопительный фонд «ПВ на квартиру»

После всех этих операций баланс стал равен нулю. Если бы май прошел в соответствии с планом, в накопительных фондах были бы именно такие остатки.

Потом я скопировал этот лист под названием «Июнь 19 основа», чтобы при планировании июня у меня уже был стартовый лист. Также я скопировал этот лист под названием «Май 19» — это был рабочий лист для учета исполнения бюджета, о чем расскажу ниже.

Ну и где обещанный час в месяц

Планирование бюджета я рекомендую делать в самом начале нового месяца. Если будете вести бюджет регулярно, то на планирование будет уходить минут 10—15.

Ведение бюджета

Веду бюджет я так: раз в неделю обновляю значения в блоках таблицы. Цель — убедиться, что баланс в норме. Если баланс уходит в минус или плюс, то нужно перебалансировать бюджет. Обычно я веду учет в субботу или воскресенье, у меня на это уходит минут 10—15.

Алгоритм простой:

  1. Обновить блок «Остатки».
  2. Записать траты по расходным фондам.
  3. Разобрать позиции в блоке «Ежедневные расходы».
  4. Проконтролировать баланс.

Для примера расскажу, как я вел бюджет в мае 2019 года.

УЧЕТ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА

Неделя 1: 1—5 мая

Обновил блок «Остатки». Заглянул в кошелек, проверил остатки по зарплатной карточке, занес в таблицу. Нашел последнюю смс от банка с остатком по кредитке и занес ее в строку «Кредитка».

Записал траты по расходным фондам. До сих пор цель этого действия — понять, сколько денег осталось в каждом из расходных фондов. В 99% случаев мы платим кредиткой, по ней приходят смс на каждую покупку. Поэтому мне достаточно просмотреть эти смс (обычно их штук 30), выбрать только те, которые относятся к тому или иному расходному фонду (обычно их штук 10), и зафиксировать суммы из них в блоке «Обороты по фондам».

В начале майских праздников 2019 года я съездил к брату в гости, сходил в парикмахерскую. Эти траты я внес напротив фонда «Я». Жена прошлась по магазинам, купила себе и ребенку на лето одежду и обувь — списания в фонде «Маша + Женя». Еще купили лекарства в аптеке и корм коту — списания в фондах «Кот» и «Здоровье».

Добавил расходы за первую неделю мая в блок «Фонды»
Добавил расходы за первую неделю мая в блок «Фонды»

Разобрал позиции в блоке «Ежедневные расходы». Я посмотрел на позиции в блоке «Ежедневные расходы», которые приходились на интервал с 1 по 5 мая. Чтобы закрыть позиции, нужно было просто удалить числа из ячеек.

Все регулярные траты закрывались сами собой — я удалял их. За интернет заплатил, платеж по депозиту пришел — тоже удалял. Еще были позиции на 10 000 и 5000 ₽ — это мы хотели съездить на праздники в Смоленск. Поездку отменили по состоянию здоровья. Потеряли деньги за билеты туда и обратно, отель снял 4500 ₽ за слишком позднюю отмену брони. Тем не менее эти позиции закрылись, так как поездку переносить не стали, и я удалил позиции.

Из незакрытых была позиция на 3500 ₽ — это благотворительность. Я не придумал, куда пожертвовать деньги, и перенес ее на следующую неделю.

Так выглядит блок «Ежедневные расходы» после первой недели мая. Все внесенные поступления и расходы удалил кроме 3500 ₽ на благотворительность — этот расход перенес на следующую неделю
Так выглядит блок «Ежедневные расходы» после первой недели мая. Все внесенные поступления и расходы удалил кроме 3500 ₽ на благотворительность — этот расход перенес на следующую неделю

Проконтролировал баланс. Несмотря на потери, связанные с поездкой, в конце недели все равно остались нераспределенные деньги — 6293 ₽. Я занес их в фонд «ПВ на квартиру».

Баланс — 6293 ₽, есть свободные деньги. Добавлю их к фонду «ПВ на квартиру»
Баланс — 6293 ₽, есть свободные деньги. Добавлю их к фонду «ПВ на квартиру»

Неделя 2: 6—12 мая

Обновил блок «Остатки». На неделе пришла зарплата мне и жене. По кредитке я погасил всю задолженность, поэтому остаток по кредитке стал больше, чем на конец прошлой недели.

Жена часто переводила со своей карты за танцы ребенка, поэтому решили оставить там 20 000 ₽. Все остальное от поступившей зарплаты (своей и жены) я закинул на счет в ВТБ, чтобы они там копились.

Блок «Остатки» к концу второй недели мая
Блок «Остатки» к концу второй недели мая

Записал траты по расходным фондам. На неделе мы зашли в «Икею» и купили немного всего — списание было в фонде «Домашние нужды». Я сходил в бар, а также позволил себе пива в один из вечеров — списания из фонда «Я».

Жена купила ребенку чемодан для предстоящей поездки в лагерь — списания из фонда «Маша + Женя». Еще коту купили наполнитель — списание из фонда «Кот».

Блок «Фонды» к концу второй недели мая
Блок «Фонды» к концу второй недели мая

Разобрал позиции из блока «Ежедневные расходы». Неделя кончилась, в записях блока «Ежедневные расходы» были траты на волейбол, коммуналку, празднование 9 Мая и благотворительность. Все это свершилось кроме благотворительности. Опять не придумал, куда перевести 3500 ₽, поэтому эту позицию перенес на следующую неделю.

После переноса удалил все исполненные операции.

Блок «Ежедневные расходы» к концу второй недели мая: все удалил кроме благотворительности — опять перенес
Блок «Ежедневные расходы» к концу второй недели мая: все удалил кроме благотворительности — опять перенес

Проконтролировал баланс. Баланс стал равен −2299. Это дефицит бюджета — за неделю потратили больше, чем планировалось. Дефицит составляет менее 1% от доходной части. Дефицит до 2% — это терпимо, поэтому ничего не стал делать.

Баланс отрицательный, −2299. Потратили больше, чем было запланировано
Баланс отрицательный, −2299. Потратили больше, чем было запланировано

Неделя 3: 13—19 мая

Обновил блок «Остатки». В течение недели тут ничего не произошло кроме трат по кредитке, еще 500 ₽ я где-то потратил наличными. Обновил эти позиции.

Записал траты по расходным фондам. Неожиданно кончились контактные линзы — пришлось их заказать. Позволил себе вино в один из вечеров. Записал эти траты по фонду «Я». На этом мой фонд был исчерпан, я больше не мог покупать что вздумается в этом месяце. Это было печально.

Жена с ребенком сходили в парикмахерскую, купили себе что-то из одежды и в парфюмерном магазине. Это были списания из фонда «Маша + Женя».

Еще из неожиданного: пришлось заказать ребенку новые очки. Наряду с лекарствами для предстоящей поездки списания по очкам пошли в фонд «Здоровье». Из трат по фондам также были пополнение карты «Тройка» и оплата сотовой связи.

Блок «Фонды» к концу третьей недели мая
Блок «Фонды» к концу третьей недели мая

Разобрал позиции из блока «Ежедневные расходы». Опять не успел придумать, куда перевести зарезервированные деньги на благотворительность. Перенес эту позицию на следующую неделю. Остальные позиции все свершились, меня они больше не интересовали — удалил и забыл.

Проконтролировал баланс. Он стал равен −4299. Дефицит нарастал, но пока не превысил 2%. Опять ничего не стал делать.

Блок «Ежедневные расходы» к концу третьей недели мая
Блок «Ежедневные расходы» к концу третьей недели мая

Неделя 4: 20—26 мая

Обновил блок «Остатки». На неделе пришли авансы по зарплате. Закинул их на счет в ВТБ. Еще были мелкие траты наличными и основные траты по кредитке — обновил соответствующие позиции.

Записал траты по расходным фондам. Закинул денег на карту «Тройка» — списания из фонда «Проезд». В секции танцев попросили перевести деньги на кубки, грамоты и празднование окончания сезона — списания из фонда «Женя (ДР, поездки)».

Блок «Фонды» к концу четвертой недели мая
Блок «Фонды» к концу четвертой недели мая

Разобрал позиции из блока «Ежедневные расходы». Уделил время и нашел несколько проектов, куда можно пожертвовать деньги — наконец закрыл позицию «Благотворительность».

Остальные позиции были в основном регулярные, поэтому их даже не разбирал. Просто удалил и забыл.

Блок «Ежедневные расходы» к концу четвертой недели мая
Блок «Ежедневные расходы» к концу четвертой недели мая

Проконтролировал баланс. Баланс ушел глубоко в минус: −12 661. Главная причина — день рождения друга. Я совсем забыл зарезервировать на это деньги при планировании — ну хоть про сам день рождения вспомнил.

Дефицит бюджета стал равен 3,1%. Мне это уже не нравилось. Для борьбы с дефицитом у меня были и есть три метода:

  1. Урезать фонды.
  2. Занять у самого себя.
  3. Отказаться от всех регулярных ежедневных трат на определенный срок.

В мае 2019 года я решил применить методы 1 и 2. Третий метод я применяю только в запущенных случаях, он самый неприятный.

Итак, мне нужно было каким-то образом пополнить бюджет на 12 000 ₽. С урезанием фондов все оказалось просто: я списал из фонда «Поездка на море» 6000 ₽. То есть по факту получилось, что в мае этот фонд немного «сдулся». По крайней мере, для меня это было прозрачно и под контролем.

Нужно было вернуть на свой баланс еще 6000 ₽. Взял в долг сам у себя. 5000 расходов на день рождения друга я занес в блок «Займы». Чтобы это было не бесплатно для меня, накинул еще тысячу в качестве процентов — занял сам себе под 240% годовых. Эти 6000 ₽ увеличили входящий остаток в мае и через него увеличили баланс. Это были деньги из будущего, я их как бы взял из поступлений июня.

При планировании июня я потом просто удалил эти 6000 ₽ из блока «Займы» и погасил тем самым образовавшийся кредит. Если бы сумма кредита была значительной, например 20 000 ₽, то тогда погашение можно было бы «размазать» на несколько месяцев: в июне от займа оставить 10 000, а в июле уже удалить его полностью.

Корректировка баланса: урезал фонд поездки на море на 6000 ₽
Корректировка баланса: урезал фонд поездки на море на 6000 ₽
Корректировка баланса: взял сам у себя взаймы 6000 ₽ на четвертой неделе мая
Корректировка баланса: взял сам у себя взаймы 6000 ₽ на четвертой неделе мая

Неделя 5: 27—31 мая

Это была последняя неделя мая, плавно переходящая в июнь. По ней я бюджет не считал, потому что это само собой было сделано при планировании бюджета на июнь.

Самое время подвести итоги мая 2019 года:

  1. Удалось достичь цель по фонду «ПВ на квартиру»: планировал накопить 1 440 107 ₽ на конец мая, по факту вышло 1 446 400 ₽.
  2. Не удалось достичь цели по фонду «Поездка на море»: планировал сохранить 150 000 ₽ на конец мая, по факту урезал фонд на 6000 ₽, чтобы покрыть дефицит — осталось 144 000 ₽.
  3. Пришлось занять самому себе, чтобы сбалансировать бюджет — 6000 взял из будущих поступлений.

В целом я остался доволен тем маем. Главная финансовая цель стала еще ближе, при этом бюджет легко адаптировался ко всяким сложностям.

Итоги

  1. Ведение бюджета позволяет держать фокус на финансовых целях.
  2. Вести бюджет полезно независимо от уровня доходов. Ведение бюджета позволяет «не проедать» деньги: поступления и траты известны и утверждены заранее.
  3. Можно вести бюджет и не тратить на это много времени. Мне хватает 10—15 минут в неделю.
  4. При ведении бюджета можно занимать у самого себя деньги, можно продолжать тратить деньги, когда ты в минусе, можно получать прибыль от экономного поведения, можно не волноваться, если задерживают зарплату.
  5. Для кого-то минусом будет то, что при ведении бюджета сложно совершать приятные спонтанные траты — сходить в ресторан, купить что-то незапланированное. Ведение бюджета в некотором роде задает колею, из которой некомфортно выбираться.
  6. Чтобы начать вести бюджет, достаточно взять предложенную таблицу и попробовать заполнить лист на очередной месяц. Далее в течение месяца я рекомендую вести учет исполнения бюджета раз в неделю. Через несколько месяцев вы найдете объем своих трат, и бюджет начнет сходиться.
А как вы ставите и достигаете финансовые цели?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Вы уж простите, но автор закрыл ипотеку и кучу кредитов и теперь хочет хату ближе к центру не потому, что ведет бюджет, а потому что их семья хорошо получает. Вот я как бюджет не веди, квартиру вряд ли когда-нибудь куплю. Точнее куплю, конечно, через 15 лет точно по прогнозу гугл таблицы, но а будет ли она мне тогда уже нужна? И это мы с мужем получаем чуть ниже средней медианной по Москве и почти в 2 раза больше средней медианной по России. Так что вести бюджет конечно нужно, но объяснять только им свои финансовые успехи глупо

13

Наталья, вы правы! Денег от ведения бюджета больше не будет. Но и суть статьи в другом. А именно в том, что явное управление своими финансами позволяет двигаться к достижению финансовых целей. Это раз. И не проедать накопления. Это два.
Позволю себе привести тут следующую аналогию. Представьте, что вы управляете автомобилем, но никаких элементов управления нет (ни спидометра, ни тахометра, ни температуры двигателя, ни уровня топлива в бензобаке и т.д.). Безопасно так ехать? Так и со своими финансами. Если нет мерила того, как проходит месяц с т.з. доходов/расходов, то возрастают всякие риски: риск попасть в просрочку по кредтиу, риск не заплатить за квартплату, риск проесть накопления. Явное управления финансами просто позволяет держать все под контролем. Вот такой основной посыл был.
И да, когда я досрочно гасаил, у нашей семьи был доход раза в два меньше.

15

Михаил, > Позволю себе привести тут следующую аналогию. Представьте, что вы управляете автомобилем, но никаких элементов управления нет (ни спидометра, ни тахометра, ни температуры двигателя, ни уровня топлива в бензобаке и т.д.). Безопасно так ехать?

Вот, кстати, отличный образ! Позвольте его развить.

Когда мы с семьей хотели в последний раз погулять в Казани, мы поступили очень просто: заправили полный бак за день до этого, сели рано утром в машину и поехали в сторону Казани. Мы знали, что дорога туда займет 4-6 часов.

По пути мы останавливались отдохнуть и перекусить (где хотели и когда хотели, но не засиживаясь больше 30-60 минут). Ехали со скоростью потока, но не превышая разрешенной скорости. Когда бензина стало мало, мы посмотрели в навигаторе, где заправка и заправились.

Мы не рисовали графиков и не строили таблиц опережения/отставания. Пару раз поехали не по той дороге, которую планировали изначально. Один раз вообще свернули "не туда". Я до сих пор понятия не имею, сколько именно в литрах наша машина сожгла бензина за ту поездку.

Но мы все равно успешно доехали до цели (безопасно, вовремя и в рамках бюджета).

Наверное, если бы мы аналогичным образом без точных вычислений планировали полет на Луну, то нас постигло бы серьезное разочарование. Но на Луну мы в тот день не летали! :)

1
0

Тоже веду бюджет, правда в приложении. Но пересмотрела свои траты и выяснила, что много всего покупаю по инерции — кофе с собой и пр. И постепенно снизила количество таких трат. Теперь чувствую себя гораздо лучше и денег больше остаётся.

5
0

Это YNAB Гугл таблиц прям.
Всё вышеописанное есть в YNAB, но правда за деньги. У них можно получить триал на 4 месяца, а потом попросить продлить. Пол года на попробовать будет.

4

Oddo, YNAB - супер, но есть и минус - планирование ограничено двумя неделями/месяцем (в зависимости от частоты поступления денег). Но авторы и не скрывают, что этот метод не сколько для накоплений, сколько для закрытия долгов, а там уже не до планирования на год вперед. Я совмещаю YNAB с одной таблицей на год.

0
0

Очень грамотный и удобный подход!

2
0

это ж почти та же таблица тинькофф что была сделана очень давно.

2
0

Предпочитаю использовать таблицы только для прогнозирования, но не учета расходов - для это лучше все-таки приложения. Если учитывать траты и следить за балансами в приложении, то достаточно одной таблицы на год, укрупненной до месяцев. Там можно играть с цифрами и планировать на год вперед.

2

Лаура, в экселе недавно нашёл такую штуку. Оказалось вполне удобнее вести планирование на год и по месяцам, чем считать каждую копейку и не видеть трат далее чем на месяц.

0
0

Объясните в чем смысл Таблицы ежедневных расходов, и зачем из неё удалять расходы? Там вообще есть какая-то автоматика? В статье речь чисто по фондам. В таком случае ежедневные расходы не проще считать «фондом ежедневных расходов»? И как быть если потратил меньше запланированной суммы в день?

1

Ренат, эта таблица - это план на месяц по доходам и расходам. По мере прохождения месяца этот план постепенно "списывается" или "перетекает" в факт, если так можно выразиться.
Возможно, следующий упрощенный пример лучше объяснит механику.
Пусть период нашего планирования 3 дня, и никаких фондов нет. Также пусть таблица ежедневных расходов выглядит так:
- день 1. Приход 10000, расход 3000
- день 2. Приход 0, расход 3000
- день 3. Приход 0, расход 5000

Наша цель - понимать баланс каждый день. Т.к. фондов нет, то формула баланса очень простая: БАЛАНС=СУММА_ОСТАТКОВ + БАЛАНС_ПО_ЕЖЕДНЕВНОЙ ТАБЛИЦЕ.
Итак, прошел первый день. Мы получили 10000, но вместо запланированных 3000 потратили 3500. Окей. Значит СУММА_ОСТАТКОВ=10000-3500=6500. Что теперь делать с записью про первый день? Да просто удалить ее, т.к. в ней был записан план, а факт мы отразили в таблице остатков. Т.е. план как бы реализовался в виде остатков (план туда "перетек"). Баланс стал равен: БАЛАНС=6500+(-3000-5000)=-1500.
Прошел второй день. Потратили 2000 вместо 3000. Значит, СУММА_ОСТАТКОВ=6500-2000=4500. Опять удаляем записи за второй день, т.к. они свершились. Баланс стал равен: БАЛАНС=4500+(-5000)=-500.
Прошел третий день. Потратили 4300 вместо 5000. Значит, СУММА_ОСТАТКОВ=4500-4300=200. Опять удаляем записи за третий день, т.к. они свершились. Баланс стал равен: БАЛАНС=200.

Тут мы рассмотрели ежедневный учет исполнения бюджета. Он принципиально ничем не отличается от учета еженедельного. Только в последнем случае из таблицы ежедневных расходов будут удаляться сразу все записи за прошедшую неделю, вот и все.

В гугл-таблице есть формулы, которые все это делают. Нужно просто обновлять таблицу остатков и удалять записи из таблицы еждневных расходов. Ну а баланс будет внизу автоматически перерасчитываться. Если он будет держаться около 0, значит, все идет по плану )

3
0

По моему личному опыту данную таблицу очень занудно и не удобно вести. Меня хватило на пару недель, потом сбился и забил. Хотя и можно банально посчитать свои траты в месяц.
Но недавно наткнулся на одном видеоблоге в ютюбе планирование бюджета на год вперёд по месяцам. Вот тут уже становится все красивее. И по такой таблице можно гораздо нагляднее запланировать все траты и накопления по месяцам. А так же учесть крупные траты и покупки. Например, осаго раз в год и ТО для авто. Дни рождения и пр.
После зарплаты раскидываю все по разным счетам. На карте оставляю деньги чисто в магазин за хлебушком сходить.
Разные расходы со своих счетов идут. Выработал в себе иммунитет к импульсным покупками. И жену приучил))
В результате деньги уходят только на самое необходимое. Главное следить, чтоб за лимит из плана не выходить.
Все траты на хобби и развлечения в этом плане тоже есть.

1
0

Сколько не читал "бюджетов" - выводы просты.
Это сокращать необязательную часть - кафе, такси, бары ...
Может быть есть смысл учитывать только расходы подобного рода, чтобы их уровень был в "устраивающем" диапазоне.
Просто если говорить о разумном подходе к одежде - покупать надо тогда, когда есть хорошее предложение. ( не обязательно скидка, вещь просто может очень нравится. И, основной убыток от "женской части" это покупка редкоиспользуемых вещей)

0

Дмитрий, смотря какая у вас цель. Если хотите накопить на вещь, на которую просто так накопить не можете, хотя она, казалось бы, вам по карману, тогда да, только оптимизировать расходы.

Но если у вас, например, ипотека, вам может быть актуально совсем другое примение средств бюджетирования - прогнозирование. Вы хотите весной съездить в отпуск. У вас уже есть нужная сумма на счету и даже заметно больше. Держать сумму на вкладе не разумно, проценты по вкладу существенно меньше ипотечных, покупать билеты сейчас не имеет смысла. Можно сделать досрочное погашение, но сколько? чтобы ни в один момент времени не возникла просадка на счетах ниже минимально приемлемой для вас, с учётом всех запланированных расходов, да чтоб на отпуск осталась сумма?
Я понимаю, что пример надуманный, но идея прогнозирования будущего состояния счетов - она нужна.

0
0

После возни со всеми этими таблицами (пару лет вел) я все-таки купил за пару тысяч вечную лицензию на приложение на телефон и вообще не трачу время на учет вот уже около 3х лет.

0

Кирилл, учёт расходов <> введение бюджета.
Первое отвечает на вопрос "на что я потратил?", а второе - "сколько я смогу потратить?".
Для большинства людей второе является гораздо более актуальным, чем первое...

2

imalofeev, да, наверное, вы правы.

0

Кирилл, какое приложение к Вас?

0

p.s. программистам Т-Ж руки бы оторвать - знаки больше и меньше превращаются в кракозябры...

В общем, там было "учёт расходов не равно ведению бюджета".

0
0

Михаил, а Вы можете записать видео по ведению бюджета в этой таблице. Так было бы проще понять вашу методику ведения бюджета

0

Марат, а что именно требует уточнения? Всего четыре простых шага:
1) обновить остатки
2) записать движения по расходным фондам (обычно 3-7 записи)
3) разобрать записи из таблицы ежедневных трат
4) проконтролировать баланс

Кажется, что скриншоты наглядно показывают эти этапы. Или что-то пропущено?

0
0

Айтишник а бюджет ведёт практически на пальцах

0

алексей, для каждой задачи нужно использовать подходящий инструмент ) Это фундаментальный инженерный подход. Если "на пальцах" у меня получается вести бюджет за 10 минут в неделю, то зачем мне какой-то сторонний приклад?

3

Михаил, а как же опыт работы в IT где скрипты по условию хотелось прочитать опыт программиста по ведению бюджета . А так очень много ручной работы при отсутствии средств перекладывание с других счетов на дефицитный.По стороннему прикладу инфа прочитана Это не критика а не сбывшиеся ожидания. С уважением о вашей проделанной работе.

0
0

Я раньше бюджет планировал в Excel, потом перешел на приложение Monefy, в Excel раз в неделю суммирую все остатки, сравниваю с тем, что учтено в Monefy, и вношу корректировку, чтобы остатки в Monefy совпадали в реальными остатками на картах и счетах

0
0

Тоже веду бюджет в похожей по виду таблице, но значительно проще, а суть та же.

0
0

Очень люблю посчитать всякое в табличках, пробовал самые разные способы!

Но для себя понял, что, как и с отчетами для бизнеса, нужно прежде всего выписать список *действий*, которые планируется предпринять по итогам каждой конкретной таблички. Если таких действий нет (или эффект от них совершенно не соответствует ментальным, эмоциональным и временным затратам на учет), то данный разрез учета следуют беспощадно "зарезать". :-)

Это очень индивидуально, но у меня получилось так:

1. Какой смысл бюджетировать расходы на повседневную одежду, еду в супермаркете и на рынке, спорт для себя и детей, здоровье? Я не буду ради новой квартиры откладывать покупку зимней куртки, творога и беговых кроссовок и контактных линз. И даже отказываться от рыбы в пользу гречки не буду. Действия нет, а значит и планировать это детально бессмысленно. Достаточно просто по итогам месяца посмотреть, что и как получилось.

2. Легче всего отслеживать прогресс по плану, которого нет. Например, есть определенное время, когда нужно принять решение о поездке на море на детские каникулы в школе. Ну вот когда этот день настанет, можно будет посмотреть, как у нас с доходами, с накоплениями, с хотелками, и по итогам просто найти и купить билеты (или отказаться от плана). До этого можно просто без ограничений заполнять доску в трелло разными идеями, и пополнять сбережения.

3. Вместо тонкого расчета гораздо проще просто принять некоторые простые самоограничения: "не буду пить вино и пиво каждый день", "новый телевизор - не приоритет, все равно играюсь на компьютере", "накопления растут не так быстро, давайте в этом году не поедем на море".

0
0

Данунафиг)))) Устал от "подробностей и ячеек" к середине статьи. ОЧЕНЬ много действий.

Автору удобно, но вариант "потратил время на настройку, потом все быстро" работает почти во всех учетных программах. Главное - правильно заранее продумать настройку.

Ну и заявлять, что система помогает откладывать на квартиру при остатке в 170К это весело. Увеличивает процентов на 10-15% откладываемые средства - да, но чтобы прям основа накоплений.... это вряд ли.

0
0

Есть более простая и действенная табличка, которую выкладывали тут чуть более 7 месяцев назад.

0

Комментарий удален пользователем

Parmigiano, Как пятикратный получатель денег по АСВ ( от 12 рублей до 1,2 ляма) не вижу причин не дробить деньги на АСВ лимиты.
Пока банков еще много.

1

Сообщество