Урок 4: почему замужество стало моей главной финансовой ошибкой и как я приучила себя копить
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Финансовая дисциплина
Я родилась и выросла в СССР. Это многое определило в моей жизни. Но я не из тех, кто считает это государство социальным раем. В 90-е мне пришлось круто поменять жизнь, оставить работу инженера и приехать в родное село к родителям. На руках была трёхлетняя дочка. Найти работу по специальности было невозможно. Я считаю, что в тот момент мне крупно повезло. Меня позвали в школу. Так я стала учителем. В педагогический поступила через два года. Заочно. Но по этому поводу не комплексую уже лет 20.
Сейчас моя зарплата составляет примерно 30000 рублей. Примерно — потому что каждые полгода меняется сумма стимулирующих выплат.
Считаю ли я себя финансово грамотным человеком? Нет!!! Иначе многое в моей жизни было бы иначе. Но с детства в моём характере есть что-то, что не позволяет мне согласиться с тем, что деньги — зло.
Первые уроки
Обращаться с деньгами меня никто специально не учил. В годы моего детства стыдно было прослыть меркантильным. Но сам образ жизни родителей наводил на мысль, что благосостояние из воздуха не возникает, его надо выстраивать.
Помню наших соседей. Глава семейства пил, его супруга постоянно ходила по соседям, занимая то деньги, то продукты… Мне всегда было жалко их детей. Лет в пятнадцать я была потрясена информацией о том, что суммарная зарплата соседей была на восемьдесят рублей больше, чем у моих родителей.
Ценность денег
В детстве лето мы с братом проводили у бабушки и дедушки. С родителями мы жили в другом селе, но на летние каникулы нас отправляли на родину родителей. Надо сказать, что в этом селе в магазине продавали просто ужасный хлеб. Есть его было невозможно, и мы, ребятня, раз в неделю ездили за хлебом в районный центр. Это было целое путешествие: На великах до реки, там велосипеды оставлялись в кустах, а мы грузились на катер. В городке покупали хлеб, коротали время до катера, возвращались домой. На такие поездки бабушка выдавала нам с братом 3 рубля: один — на хлеб и по рублю на личные расходы. Если оставалась сдача, отчёта никто не требовал.
У меня сдача оставалась всегда. В подаренном дедом кошельке был отдел, где лежала заначка. Периодически дед менял мне мелочь на бумажные купюры. (На эти деньги потом было приятно покупать подарки родным).
Однажды я услышала, как бабушка говорит маме: "Ребятам сколько денег не дай, Паша принесёт полный отчёт за каждую копейку, но ничего другого с него не спрашивай, а Таня всё что надо купит, и ещё деньги останутся". Если честно, я тогда не поняла, кого из нас она хвалит.
Первые деньги
Когда появились первые деньги не помню. Но помню первую зарплату. Мы учились в третьем классе. Нас впервые отправили на картошку. Мы приезжали на поле на совхозном автобусе и собирали картошку за копалкой. Учителя считали вёдра собранной нами картошки и прикидывали вес. А потом эту информацию передавали в совхозную контору.
И вот уборка закончилась. Однажды Раиса Ивановна, наша учительница, в конце урока объявила, что завтра, хотя и будет воскресенье, будет работать совхозная касса, и мы должны прийти к 10 часам и получить там зарплату. Возле кассы наш класс пасся часов с 8. А потом мы стояли в очереди и расписывались в ведомости. А за нами стояли взрослые работники совхоза (и среди них мой папа!!!). Кто-то ворчал, что мы возимся, кто-то, напротив, советовал не спешить и внимательно пересчитывать деньги. Это было просто УХ…
Кстати, и деньги были не маленькие, аж 32 рубля с копейками. Дома отдала их маме, но, когда встал вопрос, что подарить деду на день рожденья, мама сказала: "Ну, подумай, сделай что-то сама, или купи. У тебя же есть свои деньги. Я их только на хранение взяла". Так появилась привычка копить на подарки друзьям и родным.
Бюджет и накопления
Когда я, окончив школу и поступив в институт, уехала в город, меня ожидали два страшных открытия. Первое: я никому в этом "радике" (радиоинститут) не нужна, и никто не будет мне напоминать про незащищенные лабы и непосчитанные РГРы. Меня просто не допустят до зачётной недели, если я упущу всю эту жуть… Второе: деньги, которые родители дали на неделю, могут закончиться за два дня… Планирование бюджета началось с откладывания в отдельный кошелёк суммы в 1 рубль 40 копеек. Это были деньги на билет до дома.
Но все студенческие годы я прожила в общаге. В ней были свои законы. В нашей общаге было неприлично не подрабатывать. Это прощалось только козерогам (первокурсникам). Если и дальше студент не искал подработку, на него смотрели как на мажора, что в той среде не было престижным. Таким образом, уже со второго курса у меня было три источника дохода: родители считали себя обязанными давать мне определённую сумму; я получала стипендию, как правило, повышенную; я подрабатывала то дворником, то администратором в театре, то лаборантом в родном ВУЗе.
Поскольку о последнем обстоятельстве моей жизни родители ничего не знали, светить заработки было неразумно. Часть денег уходила у меня на путешествия, которые тоже были тайной для родителей, а часть скапливалась на сберкнижке.
Вредные привычки
Усвоенные от бабушки и деда истины про то, что "запас карман не тянет" и "как потопаешь, так и полопаешь" помогали оставаться на плаву даже в лихие и голодные 90-е.
Но, относясь к деньгам как к инструменту, я забывала, что любой инструмент требует определённых условий эксплуатации и содержания. Я жила, что называется "в ноль", считая, что это определяется непреодолимыми обстоятельствами. Я работала. Училась на заочке. Это требовало довольно больших трат, поэтому в межсессионный период я откладывала на сессию. Но и только.
Всё накопленное тратилось в период сессии. Не скажу, что бездумно. Надо было покупать одежду растущей дочке, жить в городе целый месяц… Но учёт своих трат я вела как раз только на сессиях, боясь не уложиться в имеющийся лимит. Мне было важно, чтобы хватило на завтра и послезавтра. На годы, да что там годы — на месяцы вперёд я не заглядывала.
Финансовая ошибка
Если говорить о финансовом крахе — то это начало 90-х. Нет, я не собираюсь сейчас оплакивать распад Союза и "замораживание" вкладов в сберкассах (хотя накрылась у меня там довольно приличная по тем временам сумма).
Самое большое финансовое фиаско в моей жизни — это моё замужество. Это был провальный проект со всех точек зрения. Во-первых, за 4 года нашей совместной жизни мой муж работал ровно 4 дня. Во-вторых, я согласилась уехать с ним в его родной городок, потеряв таким образом работу. Переехали мы перед самыми моими родами, но уже через полгода я вышла на неквалифицированную, а потому и низкооплачиваемую работу. В третьих, он не только не помогал содержать семью, но еще и начал пить.
В какой-то момент я вдруг поняла, что, если этого человека не будет в моей жизни, то физически и финансово мне станет легче. Так я решилась на закрытие этого бесперспективного проекта.
Финансовые достижения
Прошло время. Дочка выросла и уехала учиться. История повторилась. В их студенческой компании было не принято не подрабатывать. А я считала, что должна содержать её, пока она учится. Вот только она брала у меня деньги лишь тогда, когда не укладывалась в собственный бюджет. И тогда я решила откладывать то, что предназначалось ей. В конце концов мне удалось скопить в принципе небольшую, но не по сравнению с моей зарплатой, сумму.
Я думала, что когда у дочери дойдёт дело до покупки жилья, я подарю ей эти деньги, чтобы увеличить первоначальный взнос. Но обстоятельства сложились иначе. Я сама купила квартиру в областном центре. Сейчас выплачиваю ипотеку. В квартире сейчас и правда живёт моя дочь и внуки. Но со временем я планирую перебраться туда сама.
Совет себе в прошлом
Несколько лет назад на школьную почту пришло распоряжение РУОиМП об организации просмотра онлайн уроков по финансовой грамотности. Встал вопрос о назначении крайнего. Учителя и правда загружены сильно, поэтому любой дополнительный функционал вызывает напряг и сопротивление. А у меня есть одна дурацкая привычка. Забывая замечательную молитву "Господи, не суй меня, куда мне не надо", я лезу в то, от чего другие шарахаются.
В общем мы сперва посмотрели один урок, потом ещё три, потом это всё как-то закрепилось за мной… А потом дети стали задавать вопросы "за страницами урока" и пришлось искать информацию… И вот тут начались озарения. Оказалось, что я практически всю свою жизнь абсолютно неправильно выстраивала свои отношения с деньгами… И я сегодняшняя могла бы себе вчерашней столько советов дать… Только записывать успевай.
Многие мои коллеги почему-то очень негативно относятся к самой идее обучать детей финансовой грамотности. А мне жаль упущенных возможностей. И теперь, когда ясно вижу свои ошибки, хочется уберечь от них других. Ведь некоторые истины лежат на поверхности, надо только взглянуть на них под правильным углом.