Как я сняла свой первый документальный фильм и сколько мне это стоило

4

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Екатерина Чаплыгина

Страница автора

Идея создать собственный проект не оставляла меня в покое долгое время. Так как я преимущественно питаюсь растительными продуктами и меня волнует защита животных, хотела снять что-то на близкую тематику. Через какое-то время у меня появились кое-какие отложенные деньги, и настал момент, когда нужно было определяться: браться ли за такую инициативу, где брать команду, какие шаги предпринимать для ее реализации, ну и, наконец, какая будет главная идея проекта.

Хотелось создать что-то уникальное, поэтому, ни секунды дальше не сомневаясь, решила, что нужно снимать про вегетарианство в России. А, точнее, про его историю. Помог мне в этом журнал «Искусство кино», где один из кинематографистов высказался, что еще никто на подобную тему документальное кино не снимал.

Также, ни секунды не сомневаясь, я обратилась к своей давней подруге — режиссеру Ксюше. На тот момент она уже обучалась во второй по счету школе режиссуры и сняла не один музыкальный клип и рекламный ролик. В ее таланте я также не сомневалась, так как мы знаем друг друга со школы, я видела ее работы, знала ее насмотренность, да и в школе мы всегда снимали что-то любительское вместе и отлично ладили как команда. Не говоря уже о том, что она тоже вегетарианка.

Таким образом, два важных пункта у меня уже было освоено: уникальная идея, которая не просто импонирует авторам, но и в будущем поможет отдать контент в дистрибуцию, потому как все площадки заинтересованы именно в чем-то новом; соавтор-друг, которому понравилась моя идея и который может ее профессионально реализовать.

Другой вопрос — качество. Здесь также не возникло проблем, так как у Ксюши было очень много контактов талантливых ребят, которые были совсем не против поучаствовать в создании полного метра, к тому же по дружескому ценнику: у них — участие в масштабном проекте с хорошими перспективами найти новых заказчиков, у меня — команда друзей и не баснословные затраты на производство.

Здесь нужно понимать, что люди должны захотеть за вами идти; иными словами, нужно преподнести идею потенциальной команде максимально понятно, но в то же время интересно. До этого шага у вас уже должна быть готовая концепция разработки этой идеи. В нашем случае это была работа с архивами об истории вегетарианства в России, создание структуры фильма, списка локаций, героев и экспертов (в последствии он сильно дополнялся).

Что касается цифр. На производство документального фильма продолжительностью почти 2 часа, со съемками в 2 других регионах и многочисленными съемками в Москве (в общей сложности у нас было около 20 съемочных дней и 30 интервью) у меня ушло около полумиллиона рублей. Из них пятая часть ушла на один съемочный день в большой студии — об этом дне я нисколько не жалею, а, скорее, горжусь.

200 000 рублей мы собрали на пост-продакшн с помощью краудфандинга на Планете.ру. Необходимо также учитывать, что пост-продакшн — это не только основной монтаж фильма, это еще и:

  • цветокоррекция;
  • сведение звука и саунд-дизайн;
  • создание саундтрека (либо использование стоковых треков);
  • создание тизера и трейлера;
  • бесконечные правки.

Поэтому у меня к расходам на пост-продакшн прибавилось еще около 100 000 рублей.

Следующая статья расходов — это продвижение фильма. Возможно вам повезет, и вас случайно заметит крупная медиаплощадка/член жюри известного кинофестиваля/продюсер гораздо крупнее вас, но это крайне редко случается, поэтому нужно самому пытаться сделать так, чтобы фильм увидела определенная, либо как можно более широкая аудитория. Также не стоит забывать, что подача вашей работы на кинофестивали в большинстве случаев также стоит денег: цена за подачу заявки варьируется в районе 15—100 долларов (в зависимости от престижности фестиваля и заблаговременности подачи заявки). Самая популярная платформа кинофестивалей — FilmFreeway, но многие крупные фестивали предпочитают оставлять форму подачи заявок на своем официальном сайте. Поэтому интернет вам в помощь.

В моем случае я также периодически трачу на рекламу фильма в соцсетях. Лично для меня лучше всего работает реклама через Instagram, но большинство рекомендует использовать рекламный кабинет Facebook — оттуда можно размещать продвижение сразу на две соцсети, плюс дополнительные возможности таргетинга. Пробуйте, «играйтесь» с бюджетом и настройками аудитории, благо в наше время есть такая возможность.

На данный момент я занимаюсь намного более сложной задачей — я решила организовать премьерный показ нашего фильма сама в одном из кинотеатров Москвы. Хочу сказать, что у нас уже проходило два открытых показа на ВДНХ и в Ясной Поляне при поддержке музея Ясная Поляна, у которого мы проводили в свое время съемки и брали интервью, но это были показы сокращенной версии фильма в образовательных целях (кстати говоря, подавая фильм на фестивали, учитывайте его премьерный статус — для многих фестивалей важно, чтобы вы показывали свою работу в первый раз в стране либо в регионе проведения). Но наша аудитория давно ждала премьеры полной версии картины, да и мне хотелось организовать что-то масштабное. В итоге у нас состоится не просто показ фильма, но будет также вегетарианский фуршет и концерт.

Что нужно для организации премьеры своего фильма в кинотеатре:

  • прокатное удостоверение (его можно получить напрямую в Министерстве Культуры, либо с помощью сервиса у Festagent);
  • средства на аренду кинотеатра (есть случаи, когда кинотеатры соглашаются показать работы начинающих кинематографистов бесплатно, но это либо небольшие кинотеатры, либо особенные случаи);
  • средства на печатную продукцию (афиши, листовки, буклеты для рассылки в различные СМИ);
  • обеспечить питание своей команде, которая будет участвовать или помогать во время премьеры;
  • если у вас нет хорошего друга фотографа — расходы на фотографа, а еще лучше — на фотографа и видеооператора (качественные фото и видео с премьеры очень пригодятся для последующего продвижения фильма).

Что касается меня и моего проекта, расход на организацию премьеры примерно такой:

  • 20 000 рублей — прокатное удостоверение (3 500 рублей — госпошлина Министерства Культуры, 8 500 рублей — оплата сервису Festagent, 5 000 рублей — жесткий диск для записи фильма для Госфильмофонда, 3 000 рублей — создание монтажного листа);
  • 150 000 рублей — аренда кинотеатра на 4 часа;
  • около 20 000 рублей — на печатную продукцию (включая ролл-ап);
  • около 40 000 рублей — реклама в соцсетях (расчет на 3 месяца).

Таким образом, на мой документальный фильм у меня ушел миллион рублей.

Но! Не стоит пугаться, и нужно учитывать:

  1. Фильм какого масштаба вы хотите снять (локации, хронометраж, использование студий, графики и т. д.);
  2. Как хотите продвигать проект (вы можете не медлить и сразу после завершения пост-продакшена писать дистрибьютерам и онлайн-площадкам — у них гораздо больше рычагов для раскрутки вашего проекта; либо у вас может быть фильм сугубо фестивального формата: прохождение в официальный отбор, либо завоевание награды престижного кинофестиваля — сильнейший толчок к последующей дистрибуции);
  3. Может быть, вы сами умеете хорошо снимать и монтировать — тогда большая команда вам не понадобится (а если еще есть своя техника — вы уже свободный художник);
  4. Насколько быстро вам нужно «выпустить» контент (в моем случае тема останется актуальной еще долгое время, поэтому мы могли позволить себе работать над проектом почти 3 года, не говоря уже о том, что зачастую скорость сдачи проекта прямо пропорционально зависит от бюджета, потому что вашей команде нужно что-то кушать, и они параллельно работают над несколькими другими проектами/на основной работе в офисе).

Ну и, наконец, все относительно. Возможно, вы окажетесь мастерским автором или продюсером и сможете снять что-то масштабное за небольшие деньги в короткие сроки.

Удачи! Помните: идея впереди всего.


Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество