Авиакомпания аннулировала обратный билет из-за пропуска первого рейса. Это законно?

26
Аватар автора

Gilly

спросила в Сообществе

Я купила билет Москва — Стамбул — Москва, но опоздала на рейс в Стамбул. Пришлось покупать новый билет за свой счет. Я была уверена, что все в порядке и можно воспользоваться обратным вылетом. Но когда пришла регистрироваться на рейс в Стамбуле, оказалось, обратный билет аннулировали из-за неявки на первый перелет. Возврат не положен, и надо снова покупать авиабилет.

Законно ли это? И что делать, чтобы избежать такой ситуации в будущем?

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Авиакомпания может аннулировать весь билет, если пассажир не пришел на первую половину рейса. Чтобы этого не произошло, надо заранее предупредить перевозчика о ваших планах лететь обратно.

Что о неявке на рейс говорит закон

Для начала определимся с терминами. Каждый билет состоит из одного или нескольких участков маршрута — сегментов. Например, вы купили билет:

  • в один конец из Москвы в Стамбул без пересадок — это один сегмент;
  • в один конец из Москвы в Стамбул с пересадкой в Сочи — это два сегмента: Москва — Сочи и Сочи — Стамбул;
  • туда и обратно из Москвы в Стамбул — это два сегмента: Москва — Стамбул и Стамбул — Москва.

Если вы оформили перелет одним бронированием и не сможете воспользоваться каким-то из участков маршрута, надо предупредить об этом авиакомпанию. Если авиакомпания не получила от клиента уведомление, она вправе аннулировать бронь всего билета  . Причина отмены — неявка на рейс, no show.

Если правила тарифа позволяют, билет с пометкой no show можно поменять или вернуть. Но обычно это дороже, чем если отменить его заранее.

Сообщить авиакомпании об отказе от перелета и желании воспользоваться билетами на других участках пути нужно минимум за 24 часа до первого вылета  . Но некоторые перевозчики устанавливают более лояльные сроки, например за 30—40 минут до отправки рейса или окончания регистрации.

Например, Utair сообщает, что до вылета должно быть не меньше 40 минут. Сняться с рейса можно в чате поддержки или через форму на сайте.

«Аэрофлот» требует уведомить о намерении воспользоваться другими участками маршрута минимум за 30 минут до отправки рейса. Для этого обращаются по месту бронирования, в офис или контакт-центр авиакомпании. «Аэрофлот» может пересчитать стоимость билета в соответствии с использованными сегментами маршрута  .

Но часто перевозчики не указывают, как подать уведомление. Если столкнулись с этим, рекомендую позвонить в авиакомпанию, чтобы заявку быстрее приняли в работу, и заодно отправить сообщение на почту или через сервис обратной связи на сайте.

Если вы купили билет у туроператора, можете попросить его связаться с перевозчиком. Но рекомендую обращаться в авиакомпанию напрямую: так будет быстрее. Если туроператор вовремя не уведомит перевозчика, пострадает путешественник. А суд встанет на сторону туроператора, потому что в авиационных правилах сказано: именно пассажир обязан известить перевозчика.

Что делать, если авиакомпанию предупредили о неявке, но билет аннулировали

Если вы вовремя сообщили авиакомпании, что планируете воспользоваться оставшейся частью билета, но бронь все равно аннулировали, рекомендую написать перевозчику претензию по образцу. Потребуйте компенсировать расходы на билет, который купили взамен отмененного.

Если ответ не придет в течение 10 дней с момента отправки претензии, можно обратиться в суд. В суде вы вправе потребовать выплатить вам:

  1. Компенсацию морального вреда.
  2. Неустойку — не больше стоимости билета. Ее считают по формуле: сумма долга × количество дней просрочки × 3%. Просрочка начинается через 10 дней после отправки претензии. Например, если билет стоил 65 000 ₽, а просрочка — 32 дня, неустойка: 65 000 ₽ × 32 дня × 3% = 62 400 ₽.
  3. Штраф — 50% от суммы иска.

Если вы задержались за рубежом, авиакомпания не должна возмещать расходы на гостиницу. Исключение — если рейсы летают не каждый день, а билет по другому маршруту будет дороже, чем проживание.

Сначала иск отправляют авиакомпании, а затем с ним и почтовой квитанцией о том, что перевозчик его получил, обращаются в суд. Если сумма иска меньше 100 000 ₽ — к мировому судье. Если больше — в районный суд.

Пассажир из Набережных Челнов с семьей опоздал на первую часть рейса. Он написал в авиакомпанию и попросил не отменять обратные билеты, потому что планировал ими воспользоваться. Но перевозчик все равно аннулировал билеты.

Тогда путешественник пошел в суд. Он потребовал, чтобы авиакомпания выплатила стоимость билета — 16 798 ₽, убытки из-за покупки новых билетов — 33 297 ₽, дополнительную оплату жилья за три дня — 4242 ₽, проценты за пользование чужими деньгами — 194 ₽. А еще потребовал компенсировать затраты на звонки на горячую линию — 813 ₽, почтовые расходы — 53 ₽, моральный вред — 50 000 ₽, услуги юриста — 30 000 ₽.

Суд сказал  , что перевозчик не имел права аннулировать билет, так как пассажир уведомил его, что полетит. Но отметил, что у путешественника завышенные требования. Он обязал авиакомпанию выплатить клиенту разницу между аннулированным билетом и купленным взамен — 16 498 ₽, проценты за пользование чужими деньгами — 164 ₽, почтовые расходы — 53 ₽, компенсацию морального вреда — 1000 ₽, штраф за то, что требования не выполнили добровольно, — 8831 ₽.

При этом если вы не уведомили авиакомпанию в установленный законом или перевозчиком срок, то нет смысла писать претензии или обращаться в суд: он откажет в требованиях.

Анастасия КорниловаПопадали в ситуацию, когда авиакомпания аннулировала билеты? Расскажите, чем все закончилось:
  • Мистер Хого, не знал что можно вот так просто предупредить компанию, думал в любом случае отменят. сам об этом дуратском правиле узнал пару лет назад когда летали с друзьями отдыхать, одна девочка не смогла приехать во время и улетела отдельным рейсом, а потом на обратном пути выяснилось что победа аннулировала ее обратный билет, помню пошли в их офис при аэропорте, там нам сказали что такие правила и предложили новый билет на тот же рейс в 10 раз дороже, про то что компанию нужно предупреждать заранее ни слова не сказали!5
  • ИванКажется, лучше тогда всегда бронировать отдельными бронированиями все рейсы.3
  • No thanksИван, часто это сильно дороже, и выгоднее взять return, а полететь по нему только в одну сторону4
  • Boris Köln"Если вы вовремя сообщили авиакомпании, что не планируете воспользоваться оставшейся частью билета" Редакция, может, все-таки "что планируете"?6
  • Николай ПеревезенцевBoris, + ещё одно: "в один конец из Москвы в Стамбул с пересадкой в Сочи — это два сегмента: Москва — Сочи и Москва — Стамбул;" Может, всё-таки "... Москва-Сочи и Сочи-Стамбул" ?3
  • Николай ПеревезенцевNo, судя по истории пассажира из Набережных Челнов, авиакомпания, если её вовремя предупредить о намерении воспользоваться обратным билетом, всё-таки обязана перевезти пассажира ?0
  • MakezzilaNo,, очень редко когда дороже. В обратный путь зачастую летишь из иного аэропорта по иному маршруту. В случае с европой ситуация обстоит именно так сейчас. Например нужно попасть в Милан. Летишь сперва: москва- ереван- Милан. Обратно милан- Рига, и на автобусе до Витебске, после на поезде до Москвы. Это явно дешевле чем лететь из Милана обратно в ереван1
  • No thanksMakezzila, пример про нынешние козьи тропы из России в Европу вообще мимо пришили. RT дешевле OW часто случается на ранних бронированиях, из России сегодня это ранняя Азия, Африка, Персидский залив, Австралия. И - да, речь не о лоукостерах.0
  • дырка от бубликаМистер, это все обычно написано в правилах перевозки, только их никто не читает ))1
  • Антонида ПашининаBoris, спасибо, исправили.0
  • Антонида ПашининаНиколай, спасибо, это тоже исправили.0
  • Marina IlinaВообще какая-то идиотская ситуация - я, например, купила торт, но хочу съесть только половину, а половину выбросить, но продавец *внезапно* вырывает у меня из рук торт и говорит, что я теперь после оплаты вообще ничего не получу. Ну не хрень ли? Я покупаю что-то или оплачиваю услугу и имею полное право пользоваться этим купленным/оплаченным КАК Я ХОЧУ, а не как хочет продавец!5
  • Роман МихайловПо факту выходит что авиакомпании продают билет на одно место два раза. Мне не понятна логика. Если продали верните деньги, если нет посадите пассажира купившего билет, если он не явился и не продали вопросов нет.1
  • Дана СветлаяЯ купила тур во Вьетнам. В тур входили авиабилеты (туда и обратно), авиакомпании Аэрофлот, и проживание в отеле. В день вылета туда, я прошла регистрацию, паспортный контроль, но на посадку в самолёт, опаздала. Крайне удивлена, что теперь не обьявляют по громкой, обьяснили они это - защита прав персональных данных!!! В то время, как граждан вызывают в комнату досмотра по фамилии.... Плакать и просить меня пустить было бесполезно. Я видела как уезжает мой автобус, который должен доставить людей по летному полю до самолёта. Когда я поднялась в кассы, чтобы узнать есть ли шансы улететь сегодня, каким было моё возмущение, когда мне сообщили, что обратный билет анулировала компания!!!!!!!! Это абсурд! Какая разница как я доберусь туда? Возможно другими авиакомпаниями, возможно на оленях!!! Я прошла в офис, но и там меня ничем не обрадовали, заявив что билет невозратен и таковы правила авиакомпании!!! Я планирую подавать в суд! Чем больше подобных жалоб, тем быстрее таким образом вразумим!!!!1
  • ROMAN G.Интересно, а такие правила действуют только в российских АК или во всем мире?0
  • Елена С.ROMAN, вот мне тоже это интересно0
  • санчоДана, добрый день. Расскажите о ситуации? Вы подал. В суд? У меня такая же ситуация. Родственники прошли контроль паспортный и улетели. А меня задержали и 13 минут проверяли, тк по их мнению я не очень похож на паспорте. Из-за этого я опоздал. Случайно услышал от парня, что у него аннулировали три билета, и решил сам позвонить, узнать про свои. Итого, у меня тоже они аннулированы0
  • НатальяУ меня такая ситуация, опоздала на рейс , аннулирован обратный билет, звонила за сутки в Аэрофлот, сказали покупайте новый билет. Ничего не осталось сделать, как купить. На сайте Аэрофлота не возможно отправить заявку, постоянно система выдаёт : не корректно оформлена заявка. На этом по всё0
  • NataliaЯ оказалась в такой ситуации, заказала билеты Стамбул-Москва-Стамбул. Я не успела прибыть на свой рейс из-за погодных условий в Стамбул. При этом я уже знала, что я опоздаю и предупредила агента, у которого(OZON travel, пакет все включено,т.е. я могла в любое время попросить их о помощи) купила билет. Тариф был « без багажа»- обмену не подлежит. Пришлось покупать новый билет за $ 320. Обратный рейс в сентябре и когда я написала в ozon ( за 2 месяца до обратного полёта) мне ответили билет аннулирован. Хорошо я хоть узнала об этом. И глухое молчание. Я написала претензию в турецкие авиалинии приложила даже переписку с OZON и попросила о восстановлении обратного перелета, но они похоже даже не читали , написали какую- то ерунду. Письмо я им написала на английском языке. Был отказ. Никакой компенсации за авиа сбор. Этот перелетик мне обойдется в 90 тысяч рублей, так надо будет покупать билет на обратный путь. 24 года летаю по всему миру и первый раз столкнулась с такой ситуацией. Я неопытная, но если есть хоть какая- то возможность поТребовать на основании, например правил перевозки пассажиров, потребовать заставить восстановить мне обратный перелет, хотя бы турецкие авиалинии - они же заключают договор с агентом( ozon), который должен базироваться как на правилах международных перевозок: так и на российских. Буду вам очень признательно если вы сможете мне что-то посоветовать. Наталья0
  • NataliaХотелось бы узнать, что показывает реальная судебная практика. Ведь на самом деле биле-это договор между вами и вашим агентом ( перевозчиком). В билете должны быть увказаны все детали. Когда я покупаю билет, для меня главное, чтоб билет подлежал обмену, потому как в перелетах участвуют разные перевозчики. А при бронировании были предложены тарифы без багажа и с багажом, я выбрала первый вариант, потому что перелет очень длинный, но при этом рядом стояла опция что возможно доплатить за багаж, а с багажом билеты подлежат платному обмену. Подавать в суд или нет, это второй вопрос. В данном случае иск нужно подавать против агента OZON. А с ними связываться, тоже самое что плевать против ветра. Спасибо0
  • Сергей ВрабиеЗдравствуйте,04.08 не успели на посадку могли пустить всю команду нашу с тренером на 1 минуту , 5 билетов,Москва Сочи и Сочи Москва и ,сразу предупредили перевозчика что мы обратными воспользуемся,но они сказали что билеты аннулированы уже !!! И не знаем что предпринять... Обратные 15.08 Что делать не подскажите? Аэрофлот очень нехорошо поступили с девочками ,на самолёт не пустили а вот багаж с самолёта ждали чтоб выгрузить!!! Никакого человеческого отношения,прям перед носом закрыли и 10-15минут ждали багаж0
  • Александр КрутовТакже купил билеты Челябинск - Москва - Челябинск. На рейс Челябинск - Москва опоздал. Пришлось лететь другим рейсом. При вылете из Москвы в Челябинск оказалось, что компания в автоматическом порядке аннулировала обратный билет. Возврат денег на основании их одностроннего отказа об оказании мне услуги производить отказались. Пришлось покупать снова билет. Считаю это нарушением правил закона о защите прав потребителя. Не рекомендую Победу, отношение к заказчику потребительское. Вообще много беспредела в аэропортах, непонятная регистрация, невозвратные билеты, дополнительные страховки, конские цены на перевозку багажа, за 15 мин платной стоянки в аэропорту г.Челябинска отдал 400р.!!!; люди в Аэропорту Шеременьтево сидят и лежат на полу, не хватает кресел, (а ведь мы отдаем за так называемый "сервис" не малые деньги), хлеб в Крошка-Картошка три тонких кусочка стоит 110р!!! Где зарядки для телефонов? Почему цены в аэропортах так оторваны от реальности? Творят что хотят, а по факту люди страдают. Воду в бутылках заставляют выкидывать, а потом мы вынуждены покупать ее у них же в три дорога. Где справедливость? Когда кончится это беспредел?0
  • Киприянова ИринаЗдравствуйте, зовут меня Ирина ! у меня была недавно такая ситуация 8 сент. 2024 года летела 2 компаниями : Мюнхен-Стамбул (турецкие авиалинии) прилетела вовремя ,билет был отдельный до Стамбул ,потом транзит Стамбул-Москва-Омск. Зарегистрировалась на посадку ,сдала на ленте багаж : 2 бирки: транзит и штрих-код, получила 2 билета Стамбул-Москва - Омск . Когда подошла за 1час 25 минут мне сказали , что самолёт уже закрыт и мы вас посадить не можем ,хотя время достаточно было,были ещё 4 человека -турки. У меня был просто шок такое в моей жизни было первый раз ,чемодан улетел без меня и мои 2 билета аннулировали и 3 билета на обратный рейс!!!И это мне сказали в инфобюро ,я просила их перебить на другое время ,мне сказали Аэрофлот их аннулировали и на обратную дорогу 24 сентября 2024 г. автоматически тоже аннулировали . Это просто беспредел ,это второй и 3 полёт был бы и 3 билета назад - 5 билетов аннулировали!!! Поэтому в Истамбуле снова я покупала новый билет на на вечер этого дня заплатила 95000рублей только до Москвы и в Москве отдельный за 16.500рублей до Омска. И в Омске купила снова на обратную дорогу Омск- Москва. Москва- Стамбул- транзит и отдельный Истанбул -Мюнхен!! Вообщем вся поездка с аннулированными билетами 220.000рублей!! Звонила в Аэрофлот и писала на сайт Аэрофлот сказали неявка была на посадку !! А как же чемодан который улетел этим рейсом и без меня и 2 зарегистрированных билета!! ? Посоветуйте куда писать и звонить! И что дальше делать?0
  • Киприянова ИринаBoris, мне в инфобюро в аэропорту Стамбула пытались перебить билет -но Аэрофлот неразрешимо и турок оператор сказал ,что они все ваши билеты аннулировали0
  • Киприянова ИринаДана, со мной аналогичная произошла ситуация 8.09. 24.0