Авиакомпания аннулировала обратный билет из-за пропуска первого рейса. Это законно?

18
Аватар автора

Gilly

спросила в Сообществе

Я купила билет Москва — Стамбул — Москва, но опоздала на рейс в Стамбул. Пришлось покупать новый билет за свой счет. Я была уверена, что все в порядке и можно воспользоваться обратным вылетом. Но когда пришла регистрироваться на рейс в Стамбуле, оказалось, обратный билет аннулировали из-за неявки на первый перелет. Возврат не положен, и надо снова покупать авиабилет.

Законно ли это? И что делать, чтобы избежать такой ситуации в будущем?

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Авиакомпания может аннулировать весь билет, если пассажир не пришел на первую половину рейса. Чтобы этого не произошло, надо заранее предупредить перевозчика о ваших планах лететь обратно.

Что о неявке на рейс говорит закон

Для начала определимся с терминами. Каждый билет состоит из одного или нескольких участков маршрута — сегментов. Например, вы купили билет:

  • в один конец из Москвы в Стамбул без пересадок — это один сегмент;
  • в один конец из Москвы в Стамбул с пересадкой в Сочи — это два сегмента: Москва — Сочи и Сочи — Стамбул;
  • туда и обратно из Москвы в Стамбул — это два сегмента: Москва — Стамбул и Стамбул — Москва.

Если вы оформили перелет одним бронированием и не сможете воспользоваться каким-то из участков маршрута, надо предупредить об этом авиакомпанию. Если авиакомпания не получила от клиента уведомление, она вправе аннулировать бронь всего билета  . Причина отмены — неявка на рейс, no show.

Если правила тарифа позволяют, билет с пометкой no show можно поменять или вернуть. Но обычно это дороже, чем если отменить его заранее.

Сообщить авиакомпании об отказе от перелета и желании воспользоваться билетами на других участках пути нужно минимум за 24 часа до первого вылета  . Но некоторые перевозчики устанавливают более лояльные сроки, например за 30—40 минут до отправки рейса или окончания регистрации.

Например, Utair сообщает, что до вылета должно быть не меньше 40 минут. Сняться с рейса можно в чате поддержки или через форму на сайте.

«Аэрофлот» требует уведомить о намерении воспользоваться другими участками маршрута минимум за 30 минут до отправки рейса. Для этого обращаются по месту бронирования, в офис или контакт-центр авиакомпании. «Аэрофлот» может пересчитать стоимость билета в соответствии с использованными сегментами маршрута  .

Но часто перевозчики не указывают, как подать уведомление. Если столкнулись с этим, рекомендую позвонить в авиакомпанию, чтобы заявку быстрее приняли в работу, и заодно отправить сообщение на почту или через сервис обратной связи на сайте.

Если вы купили билет у туроператора, можете попросить его связаться с перевозчиком. Но рекомендую обращаться в авиакомпанию напрямую: так будет быстрее. Если туроператор вовремя не уведомит перевозчика, пострадает путешественник. А суд встанет на сторону туроператора, потому что в авиационных правилах сказано: именно пассажир обязан известить перевозчика.

Что делать, если авиакомпанию предупредили о неявке, но билет аннулировали

Если вы вовремя сообщили авиакомпании, что планируете воспользоваться оставшейся частью билета, но бронь все равно аннулировали, рекомендую написать перевозчику претензию по образцу. Потребуйте компенсировать расходы на билет, который купили взамен отмененного.

Если ответ не придет в течение 10 дней с момента отправки претензии, можно обратиться в суд. В суде вы вправе потребовать выплатить вам:

  1. Компенсацию морального вреда.
  2. Неустойку — не больше стоимости билета. Ее считают по формуле: сумма долга × количество дней просрочки × 3%. Просрочка начинается через 10 дней после отправки претензии. Например, если билет стоил 65 000 ₽, а просрочка — 32 дня, неустойка: 65 000 ₽ × 32 дня × 3% = 62 400 ₽.
  3. Штраф — 50% от суммы иска.

Если вы задержались за рубежом, авиакомпания не должна возмещать расходы на гостиницу. Исключение — если рейсы летают не каждый день, а билет по другому маршруту будет дороже, чем проживание.

Сначала иск отправляют авиакомпании, а затем с ним и почтовой квитанцией о том, что перевозчик его получил, обращаются в суд. Если сумма иска меньше 100 000 ₽ — к мировому судье. Если больше — в районный суд.

Пассажир из Набережных Челнов с семьей опоздал на первую часть рейса. Он написал в авиакомпанию и попросил не отменять обратные билеты, потому что планировал ими воспользоваться. Но перевозчик все равно аннулировал билеты.

Тогда путешественник пошел в суд. Он потребовал, чтобы авиакомпания выплатила стоимость билета — 16 798 ₽, убытки из-за покупки новых билетов — 33 297 ₽, дополнительную оплату жилья за три дня — 4242 ₽, проценты за пользование чужими деньгами — 194 ₽. А еще потребовал компенсировать затраты на звонки на горячую линию — 813 ₽, почтовые расходы — 53 ₽, моральный вред — 50 000 ₽, услуги юриста — 30 000 ₽.

Суд сказал  , что перевозчик не имел права аннулировать билет, так как пассажир уведомил его, что полетит. Но отметил, что у путешественника завышенные требования. Он обязал авиакомпанию выплатить клиенту разницу между аннулированным билетом и купленным взамен — 16 498 ₽, проценты за пользование чужими деньгами — 164 ₽, почтовые расходы — 53 ₽, компенсацию морального вреда — 1000 ₽, штраф за то, что требования не выполнили добровольно, — 8831 ₽.

При этом если вы не уведомили авиакомпанию в установленный законом или перевозчиком срок, то нет смысла писать претензии или обращаться в суд: он откажет в требованиях.

Анастасия КорниловаПопадали в ситуацию, когда авиакомпания аннулировала билеты? Расскажите, чем все закончилось:
  • Мистер Хого, не знал что можно вот так просто предупредить компанию, думал в любом случае отменят. сам об этом дуратском правиле узнал пару лет назад когда летали с друзьями отдыхать, одна девочка не смогла приехать во время и улетела отдельным рейсом, а потом на обратном пути выяснилось что победа аннулировала ее обратный билет, помню пошли в их офис при аэропорте, там нам сказали что такие правила и предложили новый билет на тот же рейс в 10 раз дороже, про то что компанию нужно предупреждать заранее ни слова не сказали!5
  • ИванКажется, лучше тогда всегда бронировать отдельными бронированиями все рейсы.2
  • No thanksИван, часто это сильно дороже, и выгоднее взять return, а полететь по нему только в одну сторону4
  • Boris Köln"Если вы вовремя сообщили авиакомпании, что не планируете воспользоваться оставшейся частью билета" Редакция, может, все-таки "что планируете"?6
  • Николай ПеревезенцевBoris, + ещё одно: "в один конец из Москвы в Стамбул с пересадкой в Сочи — это два сегмента: Москва — Сочи и Москва — Стамбул;" Может, всё-таки "... Москва-Сочи и Сочи-Стамбул" ?3
  • Николай ПеревезенцевNo, судя по истории пассажира из Набережных Челнов, авиакомпания, если её вовремя предупредить о намерении воспользоваться обратным билетом, всё-таки обязана перевезти пассажира ?0
  • MakezzilaNo,, очень редко когда дороже. В обратный путь зачастую летишь из иного аэропорта по иному маршруту. В случае с европой ситуация обстоит именно так сейчас. Например нужно попасть в Милан. Летишь сперва: москва- ереван- Милан. Обратно милан- Рига, и на автобусе до Витебске, после на поезде до Москвы. Это явно дешевле чем лететь из Милана обратно в ереван1
  • No thanksMakezzila, пример про нынешние козьи тропы из России в Европу вообще мимо пришили. RT дешевле OW часто случается на ранних бронированиях, из России сегодня это ранняя Азия, Африка, Персидский залив, Австралия. И - да, речь не о лоукостерах.0
  • дырка от бубликаМистер, это все обычно написано в правилах перевозки, только их никто не читает ))0
  • Антонида ПашининаBoris, спасибо, исправили.0
  • Антонида ПашининаНиколай, спасибо, это тоже исправили.0
  • Marina IlinaВообще какая-то идиотская ситуация - я, например, купила торт, но хочу съесть только половину, а половину выбросить, но продавец *внезапно* вырывает у меня из рук торт и говорит, что я теперь после оплаты вообще ничего не получу. Ну не хрень ли? Я покупаю что-то или оплачиваю услугу и имею полное право пользоваться этим купленным/оплаченным КАК Я ХОЧУ, а не как хочет продавец!3
  • Роман МихайловПо факту выходит что авиакомпании продают билет на одно место два раза. Мне не понятна логика. Если продали верните деньги, если нет посадите пассажира купившего билет, если он не явился и не продали вопросов нет.0
  • Дана СветлаяЯ купила тур во Вьетнам. В тур входили авиабилеты (туда и обратно), авиакомпании Аэрофлот, и проживание в отеле. В день вылета туда, я прошла регистрацию, паспортный контроль, но на посадку в самолёт, опаздала. Крайне удивлена, что теперь не обьявляют по громкой, обьяснили они это - защита прав персональных данных!!! В то время, как граждан вызывают в комнату досмотра по фамилии.... Плакать и просить меня пустить было бесполезно. Я видела как уезжает мой автобус, который должен доставить людей по летному полю до самолёта. Когда я поднялась в кассы, чтобы узнать есть ли шансы улететь сегодня, каким было моё возмущение, когда мне сообщили, что обратный билет анулировала компания!!!!!!!! Это абсурд! Какая разница как я доберусь туда? Возможно другими авиакомпаниями, возможно на оленях!!! Я прошла в офис, но и там меня ничем не обрадовали, заявив что билет невозратен и таковы правила авиакомпании!!! Я планирую подавать в суд! Чем больше подобных жалоб, тем быстрее таким образом вразумим!!!!0
  • ROMAN G.Интересно, а такие правила действуют только в российских АК или во всем мире?0
  • Елена С.ROMAN, вот мне тоже это интересно0
  • санчоДана, добрый день. Расскажите о ситуации? Вы подал. В суд? У меня такая же ситуация. Родственники прошли контроль паспортный и улетели. А меня задержали и 13 минут проверяли, тк по их мнению я не очень похож на паспорте. Из-за этого я опоздал. Случайно услышал от парня, что у него аннулировали три билета, и решил сам позвонить, узнать про свои. Итого, у меня тоже они аннулированы0