Авиакомпания аннулировала обратный билет из-за пропуска первого рейса. Это законно?
Я купила билет Москва — Стамбул — Москва, но опоздала на рейс в Стамбул. Пришлось покупать новый билет за свой счет. Я была уверена, что все в порядке и можно воспользоваться обратным вылетом. Но когда пришла регистрироваться на рейс в Стамбуле, оказалось, обратный билет аннулировали из-за неявки на первый перелет. Возврат не положен, и надо снова покупать авиабилет.
Законно ли это? И что делать, чтобы избежать такой ситуации в будущем?
Авиакомпания может аннулировать весь билет, если пассажир не пришел на первую половину рейса. Чтобы этого не произошло, надо заранее предупредить перевозчика о ваших планах лететь обратно.
Что о неявке на рейс говорит закон
Для начала определимся с терминами. Каждый билет состоит из одного или нескольких участков маршрута — сегментов. Например, вы купили билет:
- в один конец из Москвы в Стамбул без пересадок — это один сегмент;
- в один конец из Москвы в Стамбул с пересадкой в Сочи — это два сегмента: Москва — Сочи и Сочи — Стамбул;
- туда и обратно из Москвы в Стамбул — это два сегмента: Москва — Стамбул и Стамбул — Москва.
Если вы оформили перелет одним бронированием и не сможете воспользоваться каким-то из участков маршрута, надо предупредить об этом авиакомпанию. Если авиакомпания не получила от клиента уведомление, она вправе аннулировать бронь всего билета . Причина отмены — неявка на рейс, no show.
Если правила тарифа позволяют, билет с пометкой no show можно поменять или вернуть. Но обычно это дороже, чем если отменить его заранее.
Сообщить авиакомпании об отказе от перелета и желании воспользоваться билетами на других участках пути нужно минимум за 24 часа до первого вылета . Но некоторые перевозчики устанавливают более лояльные сроки, например за 30—40 минут до отправки рейса или окончания регистрации.
Например, Utair сообщает, что до вылета должно быть не меньше 40 минут. Сняться с рейса можно в чате поддержки или через форму на сайте.
«Аэрофлот» требует уведомить о намерении воспользоваться другими участками маршрута минимум за 30 минут до отправки рейса. Для этого обращаются по месту бронирования, в офис или контакт-центр авиакомпании. «Аэрофлот» может пересчитать стоимость билета в соответствии с использованными сегментами маршрута .
Но часто перевозчики не указывают, как подать уведомление. Если столкнулись с этим, рекомендую позвонить в авиакомпанию, чтобы заявку быстрее приняли в работу, и заодно отправить сообщение на почту или через сервис обратной связи на сайте.
Если вы купили билет у туроператора, можете попросить его связаться с перевозчиком. Но рекомендую обращаться в авиакомпанию напрямую: так будет быстрее. Если туроператор вовремя не уведомит перевозчика, пострадает путешественник. А суд встанет на сторону туроператора, потому что в авиационных правилах сказано: именно пассажир обязан известить перевозчика.
Что делать, если авиакомпанию предупредили о неявке, но билет аннулировали
Если вы вовремя сообщили авиакомпании, что планируете воспользоваться оставшейся частью билета, но бронь все равно аннулировали, рекомендую написать перевозчику претензию по образцу. Потребуйте компенсировать расходы на билет, который купили взамен отмененного.
Если ответ не придет в течение 10 дней с момента отправки претензии, можно обратиться в суд. В суде вы вправе потребовать выплатить вам:
- Компенсацию морального вреда.
- Неустойку — не больше стоимости билета. Ее считают по формуле: сумма долга × количество дней просрочки × 3%. Просрочка начинается через 10 дней после отправки претензии. Например, если билет стоил 65 000 ₽, а просрочка — 32 дня, неустойка: 65 000 ₽ × 32 дня × 3% = 62 400 ₽.
- Штраф — 50% от суммы иска.
Если вы задержались за рубежом, авиакомпания не должна возмещать расходы на гостиницу. Исключение — если рейсы летают не каждый день, а билет по другому маршруту будет дороже, чем проживание.
Сначала иск отправляют авиакомпании, а затем с ним и почтовой квитанцией о том, что перевозчик его получил, обращаются в суд. Если сумма иска меньше 100 000 ₽ — к мировому судье. Если больше — в районный суд.
Пассажир из Набережных Челнов с семьей опоздал на первую часть рейса. Он написал в авиакомпанию и попросил не отменять обратные билеты, потому что планировал ими воспользоваться. Но перевозчик все равно аннулировал билеты.
Тогда путешественник пошел в суд. Он потребовал, чтобы авиакомпания выплатила стоимость билета — 16 798 ₽, убытки из-за покупки новых билетов — 33 297 ₽, дополнительную оплату жилья за три дня — 4242 ₽, проценты за пользование чужими деньгами — 194 ₽. А еще потребовал компенсировать затраты на звонки на горячую линию — 813 ₽, почтовые расходы — 53 ₽, моральный вред — 50 000 ₽, услуги юриста — 30 000 ₽.
Суд сказал , что перевозчик не имел права аннулировать билет, так как пассажир уведомил его, что полетит. Но отметил, что у путешественника завышенные требования. Он обязал авиакомпанию выплатить клиенту разницу между аннулированным билетом и купленным взамен — 16 498 ₽, проценты за пользование чужими деньгами — 164 ₽, почтовые расходы — 53 ₽, компенсацию морального вреда — 1000 ₽, штраф за то, что требования не выполнили добровольно, — 8831 ₽.
При этом если вы не уведомили авиакомпанию в установленный законом или перевозчиком срок, то нет смысла писать претензии или обращаться в суд: он откажет в требованиях.