Что делать, если опоздал на самолет?
Я собираюсь в поездку по России и переживаю, что могу опоздать на самолет. Подскажите, что делать, если это все-таки произойдет, и вернут ли деньги за билет?
Вы не указали условия перелета, поэтому рассмотрим все возможные варианты. Чтобы ответить на ваш вопрос, надо разобраться, по какому тарифу вы купили билет, есть ли на маршруте пересадка и что стало причиной опоздания. Расскажу обо всем по порядку.
Как проверить, по какому тарифу куплен билет
Информация о тарифе обычно указана в маршрутной квитанции. Еще ее можно посмотреть на сайте перевозчика — для этого нужно ввести номер бронирования в специальное окно.


Есть три категории тарифов.
Дешевые невозвратные билеты. Их возвращают до вылета только по веской причине или в случае форс-мажора, например из-за болезни. Подробнее об этом расскажу дальше.
Билеты средней ценовой категории, которые можно вернуть или обменять со сборами, — это указано в правилах тарифа. Компании называют их по-разному: «Оптимум», «Стандарт» или просто «Эконом». Чтобы поменять билет или вернуть деньги, надо предупредить авиакомпанию, что не полетите, до окончания регистрации или раньше. При этом придется заплатить штраф. Например, у S7 сбор за возврат билета по России — 2000 ₽, за международный полет — 35 € (3166 ₽). Если летите с пересадкой, заплатите за каждый сегмент, то есть перелет. Иногда авиакомпании предлагают ваучеры вместо денег — тогда штраф платить не придется.
Самые дорогие билеты меняют или сдают без сборов. Иногда это получается сделать, даже если самолет уже улетел. Например, «Аэрофлот» по тарифу «Максимум» возвращает деньги даже после окончания регистрации. Правда, стоят такие билеты в 2—3 раза дороже невозвратных. Например, невозвратный билет без багажа из Москвы в Казань в мае 2021 года обойдется в 4195 ₽, а полностью возвратный — в 10 945 ₽.
Стоимость перелета «Аэрофлотом» из Москвы в Сочи по разным тарифам
Стоимость билета | Стоимость возврата | |
---|---|---|
Невозвратный билет | 11 230 ₽ | Обмен до и в первые 30 минут после вылета — 2600 ₽ |
Возвратный со сборами | 12 980 ₽ | Обмен до и в первые 30 минут после вылета — 2600 ₽, возврат до вылета — 2600 ₽, после вылета возврат запрещен |
Возвратный | 17 980 ₽ | Обмен и возврат до и после вылета без доплаты |
Стоимость перелета «Аэрофлотом» из Москвы в Сочи по разным тарифам
Невозвратный билет | |
Стоимость билета | 11 230 ₽ |
Стоимость возврата | Обмен до и в первые 30 минут после вылета — 2600 ₽ |
Возвратный со сборами | |
Стоимость билета | 12 980 ₽ |
Стоимость возврата | Обмен до и в первые 30 минут после вылета — 2600 ₽, возврат до вылета — 2600 ₽, после вылета возврат запрещен |
Возвратный | |
Стоимость билета | 17 980 ₽ |
Стоимость возврата | Обмен и возврат до и после вылета без доплаты |
Стоимость перелета S7 из Москвы в Сочи по разным тарифам
Стоимость билета | Стоимость возврата | |
---|---|---|
Невозвратный билет | 11 128 ₽ | Обмен до вылета — 3000 ₽, после вылета обмен запрещен |
Возвратный со сборами | 13 378 ₽ | Обмен до вылета — 1500 ₽, возврат до вылета — 2000 ₽, после вылета обмен и возврат запрещены |
Возвратный | 20 978 ₽ | Обмен до и после вылета без сборов, возврат до вылета без сборов, после — частичный возврат без сборов |
Стоимость перелета S7 из Москвы в Сочи по разным тарифам
Невозвратный билет | |
Стоимость билета | 11 128 ₽ |
Стоимость возврата | Обмен до вылета — 3000 ₽, после вылета обмен запрещен |
Возвратный со сборами | |
Стоимость билета | 13 378 ₽ |
Стоимость возврата | Обмен до вылета — 1500 ₽, возврат до вылета — 2000 ₽, после вылета обмен и возврат запрещены |
Возвратный | |
Стоимость билета | 20 978 ₽ |
Стоимость возврата | Обмен до и после вылета без сборов, возврат до вылета без сборов, после — частичный возврат без сборов |
Стоимость перелета Utair из Москвы в Сочи по разным тарифам
Стоимость билета | Стоимость возврата | |
---|---|---|
Невозвратный билет | 6585 ₽ | Обмен до вылета — 3000 ₽, после вылета обмен запрещен |
8385 ₽ | Обмен до вылета — 2000 ₽, после — 6000 ₽ | |
Возвратный со сборами | 10 885 ₽ | Обмен до вылета — 2000 ₽, после — 6000 ₽, возврат до вылета — 2000 ₽, после вылета возврат запрещен |
Возвратный | — | — |
Стоимость перелета Utair из Москвы в Сочи по разным тарифам
Невозвратный билет | |
Стоимость билета | 6585 ₽ |
Стоимость возврата | Обмен до вылета — 3000 ₽, после вылета обмен запрещен |
Стоимость билета | 8385 ₽ |
Стоимость возврата | Обмен до вылета — 2000 ₽, после — 6000 ₽ |
Возвратный со сборами | |
Стоимость билета | 10 885 ₽ |
Стоимость возврата | Обмен до вылета — 2000 ₽, после — 6000 ₽, возврат до вылета — 2000 ₽, после вылета возврат запрещен |
Если билет невозвратный, то пассажир вправе потребовать неиспользованные суммы, которые перевозчик взимает в пользу других организаций. К ним относятся, например, аэропортовые сборы. Но на практике сделать это сложно: авиакомпания вряд ли станет их возвращать, а судиться из-за небольших сумм мало кто хочет. Например, в Шереметьеве сбор за предоставление аэровокзального комплекса на внутреннем рейсе — 152 ₽ за одного пассажира.


Что делать, если летите с пересадкой
Если летите с пересадкой, все зависит от того, как вы купили билет: одним бронированием или разными.
Одно бронирование. В этом случае за стыковку отвечает авиакомпания. Когда в билете указаны два перевозчика, это значит, что они сотрудничают друг с другом. Допустим, рейс первой авиакомпании задержали, и турист опоздал на второй самолет. Тогда первая авиакомпания, которой он летел, должна решить проблему. Она выдаст клиенту новый билет или отправит в пункт назначения другим видом транспорта, например автобусом.
Для этого надо связаться с перевозчиком. Информация о том, как это сделать, обычно есть на сайте аэропорта. Еще можно позвонить по телефону горячей линии или обратиться на стойку информации в аэропорту. Там подскажут, что делать дальше и где искать представителя перевозчика.
При опоздании на стыковку по вине авиакомпании у пассажира такие же права, как и при задержке рейса. В России через 2 часа ему должны выдать напитки, через 4 — горячее питание, а на ночь разместить в гостинице.
Два бронирования. То есть пассажир сам подобрал стыковку и купил два разных билета одной или нескольких авиакомпаний. Если первый рейс задержат и он опоздает на второй, авиакомпании ему ничего не должны.
Я советую не выбирать стыковку короче 60 минут даже в пределах одного терминала. Однажды я летел из Сыктывкара в Уфу с пересадкой в аэропорту Шереметьево. Билеты оформил разными бронированиями: так было дешевле. Оба рейса выполнял «Аэрофлот». Стыковка была всего 45 минут, но я был уверен, что успею: рейсы прибывали и отправлялись из терминала D, а я летел без багажа.
Однако все пошло не по плану: по прибытии нас долго не выпускали из самолета, а потом почему-то везли на автобусе через весь аэропорт. «Аэрофлот» признал, что произошла техническая накладка с доставкой пассажиров в терминал, но пересадить на другой рейс отказался: стыковка была оформлена разными бронированиями. В итоге на ожидание в аэропорту и новый билет я потратил 6000 ₽.
Если сомневаетесь, сколько времени нужно на стыковку, перед покупкой билета зайдите на сайт аэропорта или авиакомпании. Там есть информация о пересадках.

Имеет ли значение причина опоздания
Иногда можно рассчитывать на то, что стоимость билета возместят, даже если тариф невозвратный. Например, если пассажир не успел на следующий самолет по вине авиакомпании или если его необоснованно долго досматривали, запрещенных предметов не нашли, а самолет улетел. Такой возврат называется вынужденным.
Чтобы вернуть деньги, подайте заявление в авиакомпанию и объясните все обстоятельства. Подтвердите свою правоту и соберите доказательства: на стойке информации в аэропорту поставьте отметку о задержке рейса на маршрутной квитанции или посадочном талоне или запросите в службе безопасности справку о том, сколько времени вы провели на досмотре.
Во время пандемии авиакомпании стараются сократить издержки и предлагают пассажирам ваучеры вместо денег. Но клиент вправе потребовать, чтобы ему вернули деньги.
Если пассажир попал в пробку на дороге и опоздал на самолет или просто поздно вышел из дома и не успел приехать в аэропорт вовремя, то отказ от перелета считается добровольным. В таких ситуациях все зависит от тарифа. Если он возвратный, клиент может вернуть частичную, а иногда и полную стоимость билета. Если невозвратный — не получит ничего.
Бывают ситуации, когда виноват перевозчик. Тогда в его интересах решить проблему. Однажды мы с женой подошли на стойку за 10 минут до окончания регистрации, но во время оформления посадочных талонов компьютер завис, и нас не успели зарегистрировать. Чтобы урегулировать инцидент, нас бесплатно пересадили в бизнес-класс, куда регистрация еще продолжалась.
Что надо знать, чтобы не опоздать на рейс
Есть несколько правил, которые помогут вовремя попасть на борт самолета.
Время вылета в билете всегда местное. Регистрация на рейс обычно начинается за 2—3 часа и заканчивается за 40 минут до вылета, посадка — за 20 минут. Даже если опоздаете к гейту всего на пару минут, ждать вас, скорее всего, не будут: для авиакомпании это дополнительные расходы.
Пользуйтесь электронными посадочными. В некоторых аэропортах можно не распечатывать посадочный талон, а показать его на экране смартфона. Например, в Барнауле, Екатеринбурге, Калининграде, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Симферополе, Тюмени, Петропавловске-Камчатском, в Домодедове и Шереметьеве. Информацию об этом лучше проверить на официальных сайтах аэропортов перед полетом.

Приезжайте заранее, если есть багаж. Если летите с питомцем или у вас много багажа, в аэропорт лучше приезжать за 3 часа до вылета или раньше.
Для пассажиров с детьми и тех, кто уже зарегистрировался через интернет и хочет только сдать багаж, во многих аэропортах есть отдельные стойки регистрации. Там обычно нет очередей.
22.05.21, 07:11
Что надо знать, чтобы не опоздать на рейв
23.05.21, 08:22
Не смешивать вещества?
09.10.22, 12:27
Andre, =)
22.05.21, 10:43
Летела в Москву зимой, как раз метель началась. Рейс задержали на час. Начала звонить в "Аэрофлот", но пока их горячая линия ответила, у меня на балансе телефона кончились все деньги, потому что, оказывается, при звонке на бесплатную горячую линию оплата за межгород сначала взимается, а потом возвращается на счет. Так я и не узнала, можно ли вернуть деньги на невозвратный билет в таком случае. А хотелось.
23.05.21, 08:08
В ноябре 2020 должен был лететь по маршруту спб-сыктывкар, но заболел ковидом и за сутки предупредил авиакомпанию, что не смогу полететь по причине болезни. Авиакомпания ответила, что моё место в самолете анулировали и я могу потом переоформить билет по аналогичном тарифу либо с доплатой. Билет был обычный, не возвратный. Стоимость билета была около 3500. В январе 2021 обратился в авиакомпанию, что хочу переоформить ранее приобрёл енныц билет на 17 января, на что мне ответили, - так как билет приобретался не напрямую у авиакомпании, а у агрегатора, в моем случай tickets.ru,то обращаться необходимо к агренатору. Я написал в службу поддержки агрегатора и мне ответили, что переоформление билета будет стоит около 8000 рублей. Я зашёл на сайт этого же агрегатора и посмотрел стоимость билета на нужную мне дату, то есть на 17 января, и стоимость билета была 2200 рублей)) я скинул им скрин стоимости билеты и вдогонку задал вопрос, вы там не охренели совсем?! Ответа не последовало)) теперь билеты покупаю напрямую у авиакомпании на сайте
21.05.21, 10:57
А разве по болезни нельзя вернуть деньги даже за невозвратный билет?
21.05.21, 13:29
Алексей, можно. Об этом упоминается в статье
22.05.21, 08:33
Сергей, "Их возвращают до вылета только по веской причине или в случае форс-мажора, например из-за болезни. Подробнее об этом расскажу дальше".
Не нашёл, где есть детали. Подскажите, пожалуйста.
22.05.21, 09:43
Алексей, в статье я упомянул только про два случая вынужденного возврата: задержка на пересадке или досмотре, так как вопрос был про опоздание. Но болезнь также входит в этот перечень. Чтобы вернуть деньги, надо оповестить авиакомпанию о том, что не полетите и предоставить справку, больничный лист или другой подтверждающий документ. Обычно в нем указываю даты, когда противопоказан перелет. Требования у перевозчиков отличаются, поэтому подробности лучше уточнить на сайте или в справочной службе.
22.05.21, 08:04
К примеру проверяю, что взял билет туда, а не оттуда
24.05.21, 05:11
Валентин, сейчас с объявлением фамилий все неоднозначно: ак этого не делают, тк якобы разглашают персональные данные. Т.е. согласие на то, чтобы передавать их кому попало и что угодно с ними делать, они берут, а вот на нужное вам объявление прав у них уже не хватает 😁
29.05.21, 11:55
Что надо знать, чтобы знать
14.05.21, 11:45
Т-Ж уже не тот
21.05.21, 11:35
Всегда было интересно, что будет если зарегистрироваться на рейс, пройти в терминал, но не сесть на самолет (просто спрятаться в терминале) 🤔
21.05.21, 14:33
Artem, скорее всего самолет улетит без вас. Знакомые так опоздали к гейту на рейс S7.
22.05.21, 07:23
Artem, багаж выгрузят и никуда не улетите) таких много пассажиров, только они, как правило, не прячутся, а либо в дьютике гуляют или в ресторане засиделись, кто-то засыпает.
23.05.21, 01:24
Artem, У меня было такое на международных рейсах пару раз. Только я не прятался, а пиво пил оба раза :)
В Шереметьево после опоздания меня отвели на специальную стойку и аннулировали поставленный выездной штамп. Т.е. не поставили въезд, а отменили выезд. А в Германии (Франкфурт) я вышел обратно в город, но тут поставили новый въездной штамп. Как будто я покинул страну и вернулся туда же в тот же жень. Хорошо мультивиза была.
24.05.21, 12:35
Я трижды опаздывала на самолёт, правда, два раза не по своей вине. Так что знаю, что это не конец света)))
23.07.22, 14:49
Еду на Аэроэкспрессе