Как часто россияне заказывают еду на дом

Из магазинов и ресторанов

29
Как часто россияне заказывают еду на дом
Аватар автора

Кристина Болдова

заказывает еду, когда лень готовить

Страница автора

По данным проекта Tinkoff Data, с января 2020 по апрель 2023 года число клиентов рынка доставки продуктов выросло в 13 раз.

Оборот интернет-торговли продуктами за два года вырос вдвое и в 2022 году составил 658,8 млрд рублей. А вклад доставки в объем ресторанных заказов за два года увеличился в 1,6 раза и в среднем по стране достиг 24%. Пандемия закончилась, все ограничения сняты, но популярность онлайн-заказа еды из магазинов и ресторанов только растет.

Мы узнали, как часто люди заказывают еду через интернет, зачем они это делают и сколько тратят.

Как часто россияне заказывают еду и почему не идут в магазин

По данным АКИТ  , за пять лет оборот торговли продуктами питания через интернет вырос в 6,5 раза. Доля продуктов питания в общем обороте электронной коммерции за два года выросла с 9,8 до 13,2%.

Согласно исследованию Data Insight, объем рынка e-grocery  в 2022 году составил 553 млрд рублей — на 66% больше, чем годом ранее. Число заказов выросло на 75% — до 402 млн. Получается, на одного россиянина за год пришлось 2,7 заказа. Все больше людей привыкает совершать покупки онлайн.

Кто, как и почему заказывает доставку продуктов — исследование Data Insight 2023
PDFPDF · 1,8 Мб

На рост популярности доставки продуктов влияет проникновение крупных игроков рынка в регионы. Например, сеть «Вкусно — и точка» в конце 2022 года запустила доставку через сервисы «Яндекс-еда» и «Деливери-клаб» в 21 регионе, а в июне 2023 — доставку в собственном мобильном приложении в 122 городах, включая Москву и Санкт-Петербург. В октябре 2023 года стало известно, что еду из «Вкусно — и точка» будет доставлять и «Сбермаркет».

Рост в 2022 году не был равномерным: с апреля по июнь число заказов стабильно снижалось, положительная динамика восстановилась только с августа. К концу 2022 года ежемесячное количество заказов приблизилось к 45 млн, но это вызвано сезонным фактором: перед новогодними праздниками потребление продуктов питания всегда растет.

Источник: Data Insight
Источник: Data Insight

Согласно исследованию Data Insight, 39% опрошенных жителей крупных городов покупали продукты онлайн. Из тех, кто пользовался онлайн-доставкой, 40% заказывали продукты несколько раз в месяц, 20% — чаще. В Москве доля тех, кто заказывает продукты несколько раз в неделю и чаще, — 24%, в других городах-миллионниках — на четверть меньше, 18%.

По данным исследования «Яндекса», которое вышло во втором квартале 2023 года, среди активных онлайн-покупателей 39% делают покупки несколько раз в неделю или каждый день, а 4% покупают продукты только онлайн.

Источник: Data Insight
Источник: Data Insight

По данным Data Insight, большинство людей заказывают еду, чтобы пополнить обычный запас продуктов. 17% докупают продукты до минимальной стоимости заказа, хотя им нужен был один какой-то товар. 11% заказов совершается импульсивно, под влиянием момента, потому что захотелось чего-нибудь вкусного.

Среди причин, по которым люди предпочитают покупать продукты онлайн, — отсутствие времени для похода в магазин, привычка делать покупки через интернет, выгодные акции, а также нежелание нести потом тяжелые или объемные сумки.

Среди нестандартных причин онлайн-заказов лидируют лень — 26%, внезапная потребность в каком-то продукте — 11%, неожиданный приход гостей и проблемы со здоровьем — по 9%.

Источник: Data Insight
Источник: Data Insight

В сегменте доставки готовой еды из ресторанов за последние два года тоже наблюдается значительный рост. Доля заведений, где есть доставка, с 2020 года выросла в 1,5 раза и составила 61% от их общего числа в России. В основном это произошло за счет подключения доставки в Санкт-Петербурге и других регионах. Рост в Москве и Московской области замедлился, однако здесь по-прежнему больше всего ресторанов с доставкой.

В исследовании Data Insight, которое компания провела совместно с Федерацией рестораторов и отельеров России, говорится, что доставка стала дополнительным каналом продаж, который помогает сохранить лояльность клиентов. Несмотря на то, что гости в зале по-прежнему остаются приоритетом для ресторанов, услуги по доставке еды становятся дополнительным аргументом при выборе заведения.

Доставка готовой еды из ресторанов — исследование Data Insight 2023
PDFPDF · 1,9 Мб

В 2022 году каждый четвертый заказ у ресторанов уходил в доставку, тогда как в 2019 — только каждый десятый. При этом у 10% ресторанов в доставку уходит более половины всех заказов. За три года количество ресторанов, отдающих в доставку от четверти до половины заказов, выросло в 1,5 раза.

Источник: Data Insight
Источник: Data Insight

Согласно исследованию «Ромира», основные причины, почему люди заказывают готовую еду, — незапланированный прием пищи или неожиданный приход гостей: 63 и 53% соответственно.

Еще 52% опрошенных освобождают себя от готовки перед запланированными мероприятиями.

Источник: «Ромир»
Источник: «Ромир»

Кто и что заказывает

Исследование Tinkoff Data показало, что в 61% случаев продукты онлайн заказывают женщины. Что касается возраста, 83% покупателей, которые хотя бы раз в месяц оформляют доставку, — люди от 20 до 39 лет. Причем с каждым годом клиенты молодеют: за три года доля покупателей до 25 лет выросла в два раза — с 16 до 32%.

По данным «Ромира», большая часть россиян заказывает фастфуд либо продукты для готовки, 49 и 39% — готовые блюда из кулинарии и ресторанов соответственно.

У тех, кто заказывает именно продукты питания, популярнее всего молоко и молочные продукты. Для доставки нужно набрать минимальную сумму, поэтому среди популярных товаров есть все то, что входит в стандартную потребительскую корзину: овощи, фрукты, зелень, ягоды, бакалея, мясные и рыбные деликатесы, хлебобулочные изделия, чай, кофе, вода, напитки.

Покупатели с детьми делают заказы онлайн чаще, чем люди без детей. Наибольшая разница — в категориях бакалеи, молочных продуктов, свежих овощей и фруктов: семьи с детьми покупают все это на 20—25% чаще, чем бездетные. Те, у кого детей нет, не отстают от семейных только по покупкам консервов, чипсов и снеков.

Источник: Data Insight
Источник: Data Insight

Сколько тратят

В 2022 году средний чек в российском сегменте интернет-торговли продуктами питания, по данным АКИТ, составил 1068 ₽. В то же время по данным Data Insight этот показатель равен 2000 ₽, а по информации Tinkoff Data — 1088 ₽.

Самый высокий средний чек зафиксирован в республиках Северного Кавказа и на Дальнем Востоке. Например, в Чечне — 1653 ₽, в Ингушетии — 1575 ₽, на Чукотке — 1427 ₽, в Приморском крае — 1352 ₽.

В среднем доля расходов на доставку в тратах россиян составляет 4,5%. Выше всего этот показатель в Ингушетии: здесь на покупку продуктов через интернет среднестатистическая семья тратит 14% своего бюджета. В Чечне — 11,3%, в Тыве — 8,4%.


Кристина БолдоваЧасто заказываете еду онлайн? Что обычно покупаете?
  • Неудовлетворительновчера заказал продуктов на 1500 из пятерочки что на первом этаже моего дома находится, нет мне не лень самому сходить, просто если бы пошел сам, я бы заплатил 1500 руб, а так яндекс дал промик на 500 руб и 300 бонусов плюса, альфа банк за оплату вернет 500 руб, вот и выходит всего 200 руб потратил, так что пока такие жирные акции дают, люди будут так покупать, но стоит ток убрать акции и все вернутся в магазины, тк получать кота в мешке с неизвестными сроками годности, составом и вообще состоянием в случае с фруктами, никому думаю не хочется22
  • Инфузория туфелькаНеудовлетворительно, подскажите, где вы берете все эти промокоды, в частности, бонусы Яндекс плюса? Сложно мне в этом разобраться3
  • АнтиконсьюмеристВ последние пару лет заказываю с доставкой почти все продукты. Во-первых, это удобно: при сборке корзины можно в любой категории продуктов сделать сортировку по цене и выбрать те продукты, на которые в данный момент действует акция. А в магазине можно что-то не заметить, визуально рассматривая полки. Во-вторых, сервисы доставки часто присылают промокоды на скидку 15-25%. За последний год я 90% заказов сделал с промокодами. Каждую неделю кто-нибудь обязательно пришлёт промик - то Сбермаркет, то Магнит, то Пятёрочка. Плюс иногда Тинькофф выкатывает кэшбэк 20% на заказ в размере 1500-2500 р в определённом магазине. Единственный, кто не щедр на промики - это Яндекс. Там только скидки на первый заказ бывают. Сделал через него по одному заказу на себя и на жену и забыл навсегда))9
  • AlephИнфузория, магазины сами часто рассылают их - например, Магнит до октября мне еженедельно высылал на почту по паре промокодов на доставку (15-25% при заказе на сумму 1000-1500 рублей). У некоторых магазинов приложения рассылают промокоды через пуш-уведомления, ещё в их же приложениях бывают разделы с актуальными промокодами.4
  • Инфузория туфелькаAleph, спасибо, а баллы Яндекса как получают?)0
  • d1mmmkСтабильно 3-4 раза в месяц заказываю продукты, 25-30кг за раз на 7-8 тысяч, нет никакого желания таскать это на себе на пятый этаж без лифта. Еще несколько раз в месяц, когда лень или некогда готовить, можем заказать готовой еды из ресторана напротив дома. За 2020й перепробовал все возможные сервисы доставки и в 2021-2022 заказывал исключительно через сбермаркет (в основном в Метро), но... К 2023, видимо, до них добрались эффективные менеджеры и доставка скатилась на такое дно, что даже в 2020, когда рынок был в самом начале становления, подобное было из ряда вон: ТРИ раза подряд мне просто не привозили половину моего заказа (его собирали, но по пути что-то шло не так). Деньги, конечно же списывали за весь заказ, а остатки привозили на следующий день или через день. Последний заказ просто сразу сделали возврат, даже не обещая привезти. У курьеров был такой вид, словно в жопе шашка динамита, которая взорвется за лишнюю секунду промедления, пару раз даже убегали без своих пластиковых контейнеров. Последние полгода заказываю во Впрок и ни одного косяка за ними не замечено.3
  • Смузивый ИТ-бояринЗаказываю раз в два-три дня примерно (вкусвилл, конечно же, как иначе) на 2-3 т.р. всякое скоропортящееся. В ашаны и ленты езжу раз в пару недель, чтобы закупиться упаковками того, что хранится долго. Можно и это заказывать, но в доставке ВВ иногда попадаются женщины, мне кажется неправильным заставлять их тащить 30+кг. И еще я как типичный потреблядь с удовольствием ведусь на этикетки и высматриваю на полках что-то новое.5
  • АлексейЗа овощами, фруктами, свежей молочкой люблю бегать на базарчик. За остальным заезжаю в гипер, лишний раз ногами походить.1
  • MonikusГода четыре уже не был в продуктовых магазинах и не планирую туда возвращаться:)6
  • KiskeenСейчас чаще хожу в магазин - после некоторого опыта с доставками оказалось очень приятным занятием выбирать продукты самостоятельно. Выбрать свежее и красивое, особенно в отделе овощей, фруктов, мяса. Заказываю редко и только из мест, куда неудобно добираться самой, но где есть любимые продукты, которых нет в ближайших магазинах пешей доступности.5
  • КираЗаказываю то, чего нет в ближайших магазинах, например, микрозелень гороха. В озон.фреш и лавке есть, в магазинах нет(0
  • PikaЗаказываю стабильно 3-4 раза в неделю, на выходных. Это и быстрее, и удобнее. Вообще даже не совсем понимаю на чем зарабатывает сервис, магазины им что ли доплачивают... Например, в сбермаркете бесплатная от 1500, лично у меня каждый заказ больше этой суммы. Сам сбор стоит 59 рублей. Плюс к этому есть промокоды, очень часто проходят различные акции (чего стоит только 40% кэшбэк на алкоголь, пополнил прилично свой домашний бар) и вроде как некоторые товары дешевле, чем в физическом магазине. В итоге такой удобный сервис, с помощью которого ты еще и экономишь3
  • BlackWhiteПерестала ходить в магазин банально по причине того, что со мной ребенок, а то и не один, и эти вечные давай быстрей,купи то и это, жарко/холодно/хочу в туалет и тд просто меня отмораживают. Плюсом к этому стараюсь использовать промокод на скидку, выбирать там где бесплатная доставка - и нервы целы и тащить тяжёлые пакеты (и ещё пару детей в придачу) не надо12
  • С сарказмом внутриЗаказываю еду 3-6 раз в месяц. Чаще всего венские вафли и сырники на завтрак, суши, китайскую еду, бургеры и еду из "шашлыкофф". Трачу 1800- 4500р в месяц. Иногда лень готовить, иногда хочется чего-то особенного, а иногда гостей жду и готовить несколько часов нет времени. А вот продукты заказывала пару раз за этот год и каждый раз что-то положить, поэтому ездим с мужем раз в неделю и закупаемся чем надо0
  • AlenaStribog FOzon экспресс еще года три назад переманил меня у Утконоса (который становился совсем уж плох). Однако за сочным мяском я все равно езжу на метро в Мираторг, а за фруктами - на рынок, увы. Никакая имеющаяся доставка овощей и фруктов не закрывает моих потребностей по ряду факторов. При этом все магазинчики и лавчонки моего района мной обязательно изучаются, вдруг где-то окажется интересная продукция и вежливый продавец. Могу и сбегать в такой магазин поддержать хороший малый бизнес и себя порадовать гастрономическим шоппингом).2
  • ИринаС, Как вы тратите так мало? Я если суши заказываю на 2, так это уже минус 3000-35003
  • Александр ЛевитС сентября подсели на доставку. Диву даемся, как раньше сами это все таскали. В одном месте всего нет, как правило 2 заказа - Лавка и Лента. 15-20 минут. Раз в 3 - 4 дня. Покупаем ВСЕ нужное. Еще плов из чайханы.2
  • DariaИнфузория, подключаете подписку Яндекс.плюс. Пользуетесь всеми сервисами Яндекс и копите/тратите баллы0
  • Инфузория туфелькаDaria, у меня подключена. Езжу иногда на такси, но баллы с него не добавляются. При этом баллы за покупку билета в театр, например, начислились.0
  • С сарказмом внутриИрина, ну вот в октябре брала сет суши за 1056₽, завтраки из кофейни на 500р и 650р итого вышло 2200 где-то. А в сентябре 3550 (630р и 550р 2 завтрака из кофейни, 1300 китайская еда и 1100 суши). Иногда больше выходит. А вот на такси я трачу гораздо больше 5500-6900 в месяц0
  • d1mmmkВот и первый "косяк" Впрок, вместо копеечного манго мне отсыпали полтора килограмма гранадиллы по 2 тыщи за кило... кажется где-то сейчас грустит сборщик, который в 4 часа ночи собирал мой заказ.1
  • ПолинаС появлением ребёнка пришлось освоить доставку продуктов. Корзина обычная: бакалея, молочка, птица (фабричная фасовка), хлеб. Я бы и рада иной раз прогуляться в магазин, но в "Пятёрочки" и "Магниты" с коляской проблематично зайти, а просторный "Ашан" отделён от нашего дома... оврагом))) А ещё доставка здорово выручает, когда нужно пожилую маму продуктами снабдить.1
  • МариПродукты заказываю онлайн, когда присылают выгодные промокоды. С доставкой выходит дешевле, чем ходить самой, ещё и тащить тяжёлое не надо. Готовую еду из ресторанов очень редко, если праздник, гости и т.п. У нас в городе доставки из магазинов развиты слабо, сбермаркет только в двумя продуктовыми магазинами сотрудничает, но там плохой ассортимент и цены, заказываю только если с очень хорошими промокодами. Вот недавно пятерочка появилась, из неё стало выгоднее заказывать, но у них тоже ассортимент страдает и в час пик вообще не принимают заказы, все курьеры заняты.0
  • ИринаС, оооооооо такси в Москве это жуть. Как то тоже постоянно баловалась им и тратила большие суммы на него. Но и жила в Подмосковье, где только маршрутки. Сейчас переехал в Царицино, перестала почти пользоваться такси.0
  • С сарказмом внутриИрина, я живу в Хабаровске0