Что такое офсайд: разбираемся в самом запутанном футбольном правиле

Историческая справка, современные технологии и игровые тонкости

32
Что такое офсайд: разбираемся в самом запутанном футбольном правиле
Аватар автора

Максим Друковский

всегда в правильном положении

Страница автора

У тех, кто только начинает следить за футболом, чаще всего возникают вопросы именно в момент определения офсайда.

Опытные болельщики знают, что это такое, но не всегда способны внятно объяснить другим. Да и споры между игроками, судьями, тренерами и фанатами чаще всего возникают именно из-за определения этого положения.

Постараемся разобраться, что же такое офсайд, какие тонкости важно знать, как фиксируют нарушения и зачем вообще нужно настолько запутанное правило.

Простое и краткое объяснение для тех, у кого нет времени

Одна из команд владеет мячом и атакует, другая обороняется. Представьте, что по предпоследнему обороняющемуся игроку, включая вратаря, рисуется воображаемая линия поперек поля. Это линия офсайда.

Если один из атакующих игроков располагается за этой линией, ближе к линии чужих ворот, он находится в офсайде — вне игры. Если партнер по команде отдаст пас игроку, который находится за этой линией, произойдет нарушение правил — офсайд. Игра остановится, и мяч перейдет обороняющейся команде.

Это самый распространенный вариант офсайда, но бывают и другие случаи, когда судья фиксирует нарушение. О них расскажем дальше.

Что такое офсайд

Согласно тексту официального правила Футбольной ассоциации, регулирующего определение офсайда, игрок считается вне игры, если любая часть его тела, которой можно играть в футбол, находится ближе к линии ворот соперника, чем мяч и предпоследний обороняющийся футболист. При этом нахождение в таком положении — не нарушение само по себе. Нарушение фиксируется только в момент передачи мяча игроку, который находится вне игры.

Что еще важно знать. У положения вне игры есть много важных аспектов, из-за которых и рождаются вечные споры и недоумение болельщиков.

В некоторых случаях офсайд не фиксируется в принципе:

  1. Если игрок, принимающий пас, в момент передачи находится на своей половине поля.
  2. Если пас осуществляется при ударе от ворот, угловом ударе или вбрасывании из аута.

Иногда нарушение фиксируется даже в том случае, если игроку в офсайде не предназначалась передача. Пасом считается ситуация, когда атакующий игрок бьет по воротам, но мяч отскакивает от штанги, перекладины или обороняющегося игрока и попадает к другому футболисту атакующей команды. Если получивший мяч игрок в момент удара был вне игры, это нарушение правил — и игра останавливается.

Офсайд считается и в том случае, если предпоследний обороняющийся игрок находится позади линии мяча. Например, нападающие вдвоем вышли на одного вратаря — все защитники были обыграны в середине поля.

В этом случае воображаемая линия офсайда проводится уже не по позиции предпоследнего игрока обороны, а по положению мяча. Именно поэтому при выходе «два в одного» игроки обычно бегут на одной линии и пасуют друг другу только поперек поля.

Еще одна важная деталь, которая логически следует из текста правил, но о которой часто забывают даже опытные болельщики. Положение вне игры определяется по предпоследнему игроку, при этом футболистов не делят на полевых и вратарей.

Чаще всего последним игроком становится голкипер, но в некоторых ситуациях ближе к линии ворот могут оказаться защитники. Например, если вратарь неудачно вышел из ворот и оказался обыгран, а на подстраховку прибежал его партнер.

Пассивный офсайд. Этим термином называют ситуацию, когда игрок находится в положении вне игры, но не принимает активного участия в атаке. В таком случае правило не нарушается — судья не останавливает игру.

Активным участием в атаке считаются не только прием и обработка мяча, но и его легкое касание. Также офсайд фиксируется, если игрок вне игры так или иначе мешает противоположной команде: навязывает борьбу за мяч, преграждает путь, закрывает обзор мяча или явно вводит соперника в заблуждение своими движениями. То есть игрок может даже не дотронуться до мяча, но нарушить правило офсайда.

Игрок в положении вне игры, которому направлен пас вперед, может избежать нарушения правил, если остановится или отбежит от мяча. При этом свободный мяч может подобрать как его партнер, — если он в момент паса он находился в правильном положении, — так и обороняющийся соперник.

Эта часть правила постоянно уточняется. Но насколько бы четко ни были сформулированы положения о пассивном офсайде, здесь всегда останется место для субъективной оценки и собственной интерпретации эпизода арбитром. Отчасти поэтому одно из основных футбольных правил регулярно вызывает столько обсуждений.

Искусственный офсайд, или офсайдная ловушка. Рамки и ограничения нередко вдохновляют на креатив. Так произошло и с положением вне игры в футболе: после появления правила тренеры начали строить целые тактики вокруг офсайдов. И речь не только о вариантах атаки, при которых быстрые нападающие постоянно находятся на линии защиты соперника и готовы в любой момент сделать рывок под передачу в сторону ворот.

Некоторые команды используют офсайды при построении собственной защиты. Для этого игроки оборонительной линии уходят подальше от ворот и таким образом «обрезают» зону, где соперник может находиться без попадания в офсайд. Кроме того, в момент обостряющего паса защитники одновременно делают рывок от своей лицевой линии и «ловят» соперника в офсайдную ловушку.

Искусственный офсайд от игроков «Барселоны» в матче против ПСЖ. Источник: ютуб⁠-⁠канал «Барселоны»
Искусственный офсайд от игроков «Барселоны» в матче против ПСЖ. Источник: ютуб⁠-⁠канал «Барселоны»

Искусственный офсайд считается рискованной тактикой: в случае ошибки, например, если один из защитников замешкался и в нужный момент не вышел вперед, соперник может моментально выйти один на один с вратарем. Поэтому применение искусственного офсайда требует от игроков максимальной слаженности, внимательности и умения предугадывать действия соперников.

Один из главных любителей искусственных офсайдов — легендарный итальянский тренер Арриго Сакки. В конце 1980-х «Милан» под его руководством перешел на атакующую схему игры, которая включала активный прессинг соперника и высокую линию обороны для создания ловушек. Сейчас похожую игру можно увидеть у «Ливерпуля»: их тренер Юрген Клопп признавался, что многому научился, наблюдая за работой Сакки.

Зачем вообще придумали офсайд и как менялось правило

Правило офсайда помогает сделать футбол более зрелищным для болельщиков и справедливым для игроков. Без него нападающие могли бы просто стоять у чужих ворот и ждать, пока их команда завладеет мячом и сразу направит его вперед. Там игрок мог бы без сопротивления принять мяч, выйти один на один с вратарем и с большой долей вероятности забить гол.

Существование положения вне игры вынуждает атакующих игроков возвращаться и в целом больше двигаться по полю, чаще обводить защитников и делать много быстрых и коротких передач вместо одного длинного паса через все поле. Именно поэтому в современном футболе так ценятся быстрые и техничные нападающие, способные убежать вперед уже после передачи. А также игроки с «голевым чутьем» — те, кто знает, когда нужно вовремя сделать пас или выдвинуться вперед.

Правило зародилось еще в середине 19 века: в 1863 году только что появившаяся в Англии FA, Футбольная ассоциация, ввела термин «положение вне игры». Тогда офсайд сильно отличался от нынешнего: игрок был вне игры, если в момент паса просто находился ближе к линии ворот, чем игрок с мячом. То есть передачи вперед были запрещены в принципе, а футболисты полагались почти исключительно на дриблинг — проход с мячом через защитников за счет индивидуальной техники.

Уже через несколько лет правило смягчили. Офсайд начали фиксировать в момент передачи, как в современном футболе, но положение вне игры засчитывалось в том случае, если между нападающим и линией чужих ворот было меньше трех игроков.

Больше полувека правило почти не менялось, поэтому команды адаптировались и стали использовать первые искусственные офсайды. Один из пары защитников уходил подальше от ворот, чтобы соперники были вынуждены оставаться за ним, а второй игрок обороны страховал сзади.

Из-за «правила трех» футбол опять стал скучнее. Вместо однотипных атак с забросами вперед и большого количества голов стали фиксировать огромное количество офсайдов, а голы, наоборот, стали редкостью. Тогда спортивные чиновники обновили правило, и в 1925 году положение вне игры начали засчитывать только в том случае, если перед форвардом оставался только один обороняющийся.

Правда, находиться с предпоследним игроком защиты на одной линии все еще было запрещено: в момент паса нападающий должен был располагаться на заметной дистанции.

Очередная масштабная реформа произошла в 1990 году: нападающим разрешили быть на одной линии с предпоследним игроком обороняющейся команды. Раньше такое положение считалось офсайдом, но представители Футбольной ассоциации Шотландии предложили сделать игру более зрелищной и дать преимущество быстрым форвардам, которые играют «на грани».

С тех пор суть положения вне игры не менялась, хотя правило обновляют перед каждым новым сезоном. В основном туда добавляют мелкие уточняющие моменты, формулируют более понятный и однозначный текст и включают положения, связанные с новыми способами фиксации офсайда при помощи современных технологий.

Как определяется положение вне игры

За фиксирование нарушений и принятие любых дисциплинарных решений на поле отвечает один человек — главный арбитр. В одиночку невозможно уследить за всеми событиями динамичной игры, особенно когда одно из главных правил требует взгляда буквально со стороны: заметить положение вне игры легче всего с линии офсайда. Поэтому судье помогают двое помощников.

Лайнсмены — боковые или линейные арбитры — располагаются за противоположными боковыми линиями. Вдоль всей длины поля бегать не требуется, каждый отвечает только за свою половину.

Основная задача лайнсмена — постоянно быть на одной линии с предпоследним игроком команды и следить за положением соперника. При этом нужно успевать реагировать на каждую передачу и при необходимости сигнализировать о нарушении основному судье. Последний может послушать помощника, а может не фиксировать офсайд, если уверен в правильном положении игрока.

Лайнсмен фиксирует положение вне игры. Источник: Википедия
Лайнсмен фиксирует положение вне игры. Источник: Википедия

С главным арбитром линейные коммуницируют при помощи яркого желто-оранжевого флага. Кроме офсайда лайнсмены следят и за нарушением других правил, для каждого из которых существует свой жест. При офсайде арбитр поднимает флаг вертикально вверх, а после свистка опускает его в одно из трех положений: под углом вниз, если игрок вне игры находится на ближайшем фланге, под углом вверх, если на дальнем, и параллельно газону, если в середине поля.

С тех пор как в правила офсайда добавили уточнение, что атакующий игрок может находиться на одной линии с предпоследним обороняющимся футболистом, игра стала зрелищнее, а работа линейных арбитров — намного сложнее.

Нападающие часто располагаются сразу позади защитников и делают рывок одновременно с пасом, а их партнеры стараются выполнить передачу за секунду до того, как принимающий мяч игрок попадет в офсайд. Часто возникают ситуации «на тоненького» — когда трудно определить нарушение невооруженным глазом.

В правилах существует четкое положение, как расценивать подобные эпизоды. В футболе можно играть любой частью тела, кроме рук, поэтому и при определении офсайда считаются ноги, голова, туловище и верхняя половина плеча. Остальную часть плеча, предплечье и кисть не учитывают. Линия офсайда проводится по ближайшей к линии ворот части тела предпоследнего защитника. Если какая-то из «игровых» частей тела атакующего игрока находится за этой линией, фиксируется вне игры.

Это офсайд. Нога атакующего футболиста — на ближнем плане — находится ближе к чужой лицевой линии, чем пятка предпоследнего обороняющегося — на дальнем плане. Источник: premierleague.com
Это офсайд. Нога атакующего футболиста — на ближнем плане — находится ближе к чужой лицевой линии, чем пятка предпоследнего обороняющегося — на дальнем плане. Источник: premierleague.com

Неочевидные нарушения трудно распознать даже на статичной картинке, а лайнсменам приходится следить за игрой в движении, да еще и самим бегать за спортсменами. Людям в целом свойственно ошибаться, а в случае с определением офсайда такой шанс возрастает.

Даже на крупных турнирах, где обычно работают опытные арбитры, процент брака в фиксации офсайда колеблется между 15 и 25%. Спортивные исследователи также доказали, что человеческий глаз физически не способен уловить настоящее положение игроков в некоторых игровых эпизодах.

Из-за таких сложностей бывший глава ФИФА — главной футбольной организации — Йозеф Блаттер даже предлагал отказаться от офсайдов в принципе. Но безумную идею никто не поддержал, а на помощь пришли современные технологии.

Наказание за положение вне игры

Офсайд считается нарушением правил, но за него не предусмотрено серьезных наказаний. Судья просто останавливает атаку и отдает мяч обороняющейся стороне: игроки получают право выполнить свободный удар с точки, откуда выполнялась передача, — даже если это половина поля соперников.

Желтые карточки в контексте офсайда предусмотрены только в случае, если игрок атакующей или обороняющейся команды специально выходит за пределы поля, чтобы запутать соперника. В этом случае судья может предупредить нарушителя за неспортивное поведение.

Современные технологии для определения офсайда

VAR, или видеоассистент арбитра. Первая и основная система, которая помогает фиксировать любые нарушения на поле при помощи видеоповторов. Ее начали тестировать на соревнованиях еще в начале 2010-х, а в 2018 году официально включили в правила игры. С тех пор технология применяется в каждом матче любого крупного турнира под эгидой ФИФА и других чемпионатах.

Система работает следующим образом: в специальном помещении на стадионе находятся три человека — видеосудья, его помощник и оператор видеоповторов. Они следят за игрой сразу с нескольких ракурсов и сообщают главному арбитру об ошибках или спорных моментах. Если судья на поле не зафиксировал нарушение, команда VAR сообщает ему об этом по голосовой связи.

Главный арбитр может прислушаться к рекомендации видеоассистента или оставить в силе свое решение. Также у судьи есть возможность самому оценить спорный эпизод на повторе — в этом случае он приостанавливает игру, сигнализирует о применении VAR и отправляется к технической зоне смотреть запись с монитора. Затем судья повторно свистит и сигнализирует о принятом им решении в ту или иную пользу.

VAR используется для фиксации практически любых спорных моментов на поле, но положение вне игры проверяется только в случае забитого гола. Это облегчило работу лайнсменов: при помощи покадрового просмотра зафиксировать офсайд стало проще, а количество судейских ошибок сильно сократилось. К тому же боковые арбитры получили инструкцию вообще не сигнализировать о нарушениях в спорных ситуациях: эпизод доигрывается до конца, а уже после завершения атаки лайнсмен может поднять флажок и в случае гола дождаться точного решения.

Несмотря на очевидные плюсы от введения системы, технологию оценили далеко не все. Часть болельщиков жаловалась, что VAR якобы «убивает дух футбола» из-за строгого подхода к каждому эпизоду и длительных остановок, сбивающих темп игры. Иногда проверка действительно может продолжаться несколько минут. Кроме того, теперь игроки не спешат праздновать забитый гол, пока судья не подтвердит взятие ворот. Это тоже влияет на эмоции от игры.

Полуавтоматическое определение офсайда. На чемпионате мира в Катаре ФИФА также впервые использовала новую технологию полуавтоматического определения положения вне игры. Систему уже несколько раз тестировали в 2021 году, и если она хорошо проявит себя и на международных турнирах, то ее введут во всех крупных соревнованиях.

К набору специальных камер VAR добавились сразу 12 камер под крышей стадиона. Они следят за каждым игроком на поле и фиксируют положение 29 точек на руках, ногах и корпусе, важных для определения офсайда. Кроме того, специальный датчик установлен в официальных мячах турнира — с его помощью можно точно установить момент паса. Информация о футболистах обновляется 50 раз в секунду, о мяче — в десять раз чаще.

Если система фиксирует у одного из игроков положение вне игры, она автоматически передает эту информацию команде VAR. Там эпизод в течение нескольких секунд перепроверяют: если правила действительно нарушились, ассистент сообщает об этом главному арбитру. Это помогает ускорить процесс определения офсайда и минимизировать вероятность ошибки.

Технология позволяет разобраться в спорных моментах не только судьям, но и болельщикам: за считаные секунды, которые уходят на передачу информации и принятие решения, система успевает сгенерировать визуальную демонстрацию эпизода для зрителей. Ее показывают в эфире телетрансляций и на экранах стадиона.

Система пригодилась уже в первом матче чемпионата между Катаром и Эквадором. На третьей минуте эквадорский нападающий Эннер Валенсия забил, казалось, самый быстрый гол в истории матчей-открытий турнира. Команда даже успела отпраздновать, но уже через пару минут взятие ворот отменили: игрок оказался в небольшом офсайде.

Пример демонстрации положения вне игры, созданный системой полуавтоматического определения офсайда. Источник: fifa.com
Пример демонстрации положения вне игры, созданный системой полуавтоматического определения офсайда. Источник: fifa.com

Что в итоге

  1. Положение вне игры — это ситуация, когда игрок атакующей команды, который принимает пас, находится за линией офсайда. Воображаемая линия проводится по предпоследнему игроку обороняющейся команды или по мячу — смотря что ближе к линии чужих ворот.
  2. Офсайд фиксируется только в момент паса. Принимающий пас игрок может находиться в правильном положении, но обогнать защитников, пока к нему летит мяч. Такая атака не выходит за рамки правил. Находиться в положении вне игры, но не принимать активного участия в атаке тоже не запрещено.
  3. Иногда офсайд вообще не считается: если игрок, принимающий мяч, в момент паса был на своей половине поля или если передача осуществлялась через угловой удар, вбрасывание из-за боковой линии или удар от ворот.
  4. Остановить игру может только главный арбитр, но с определением офсайда ему помогают два боковых судьи. Правда, и они не всегда способны определить верное положение игроков в динамике — тогда на помощь приходят современные технологии.
  5. Правило впервые придумали еще в середине 19 века, хотя тогда оно звучало иначе. При помощи офсайдов стремились сделать игру одновременно справедливой для футболистов и зрелищной для болельщиков. Футбол постоянно меняется, а игроки и тренеры адаптируются под новые условия, поэтому правило немного корректируют каждый сезон.

В каких спортивных правилах вы с трудом разобрались?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество