Курсы в интернете быстро устаревают, и далеко не все из них обновляются вовремя. А многие не обновляются вообще.
Курсы Учебника Т—Ж устаревают так же, как и другие. Даже если выходят материалы на «вечные темы» вроде ухода за собакой или наведения порядка в доме, все равно приходится проверять, насколько информация актуальна. О том, как команда Учебника справляется с обновлением уроков и как все работает, рассказываем на примере курса «Генеалогия: исследуем собственную историю».
Почему Учебник вообще обновляет курсы
Для обновления курса может быть несколько причин.
Студенты, которые проходят курс, оставляют комментарии. Допустим, пишут, что им не хватило информации, тема раскрыта не полностью, а в такой-то урок хорошо бы добавить дополнительный материал.
Автор сам узнал что-то новое по теме и хочет дополнить материал. Например, нашел более легкий способ, чем тот, что описывал в уроке.
Что-то изменилось. Допустим, в уроке написано, что для получения документов нужно идти в загс, но процедура поменялась, и теперь запрос делают через портал госуслуг. Или государство изменило налоговые вычеты — суммы, требования и порядок оформления стали другими.
Команда придумала, как преподнести материал удобнее или понятнее. К примеру, нарисовали новые схемы. Или добавили интерактивные задания и бонусные материалы, чтобы систематизировать информацию из уроков.
Как обновляли курс про генеалогию
«Генеалогия» — платный курс, который помогает найти родственников и составить семейное древо. Когда проводят генеалогическое исследование, все-все сведения собирать не нужно: в каждом конкретном случае понадобятся только данные, которые касаются людей с определенным социальным статусом или историей. Поэтому уроки можно проходить в любом порядке, а не друг за другом, как, например, в курсе про управление личными финансами.
В курсе много деталей, процедурных тонкостей и схем, чтобы накопать как можно больше информации о родственниках. Поэтому в уроках есть памятки и чек-листы — они помогают не держать информацию в голове и сосредоточится на исследовании.
Курс вышел в декабре 2021 года, а в феврале 2023 года автор курса, журналист и генеалог Иван Корякин, вернулся в Учебник с идеей поделиться свежей информацией.
За год с лишним в генеалогии произошло много нового: изменились процедуры, появились новые сервисы и чаты. Например, чат, куда можно загрузить документ 19 века и попросить расшифровать, что там написано.
Генеалогия становится все популярнее
К исследованиям все чаще обращаются молодые люди, желающие не просто найти предков, но и разобраться в самоидентификации.
Популярность генеалогии стали замечать и крупные компании, которые, казалось бы, к ней не имеют отношения. Например, уже после того, как мы выпустили курс, в генеалогию неожиданно зашел «Яндекс». Он запустил сервис «Поиск по архивам», работающий на основе искусственного интеллекта.
По похожему принципу работает сервис компании «Генотек», которая продает генетические тесты. Такие проекты стали прорывом: теперь искать предков в архивных документах можно как в обычном поисковике — просто набрав имя в поисковой строке.
Развиваются и другие генеалогические инструменты. Например, сервис Familio стал переводить дореволюционные справочники в цифровой формат. Теперь они индексируются поисковыми системами, что облегчает исследование. Появляются и народные инициативы, в том числе сервис «Великiя описи», в котором волонтеры переводят большой массив заголовков из архивных описей в цифровой текст.
Меняются и архивы, хотя и очень медленно. Даже там, где еще недавно не было ни одного оцифрованного документа, постепенно появляются сканы архивных дел. К сожалению, так происходит далеко не во всех архивах: где-то по-прежнему долго отвечают на запросы, а где-то так и не началась оцифровка. Но кое-что меняется к лучшему. С этими идеями я и пришел к обновлению курса.
Когда Иван вернулся в Учебник, команда уже собрала обширную обратную связь от студентов, прошедших курс. В комментариях и отзывах они делились своим опытом или говорили, чего не хватило в курсе.
А еще команда провела ретроспективу — подумала, как прошла работа над курсом, что можно обновить, улучшить или убрать. Например, на этой встрече решили сделать памятки, которые облегчат самостоятельное исследование. Студенту не обязательно возвращаться в урок, чтобы найти нужный архив, — все есть в памятке.
Что изменилось в курсе
Перед обновлением команда пересмотрела весь курс — нашли моменты, о которых мало рассказали в уроках, и устаревшую информацию. К примеру, в комментариях к урокам часто спрашивали, как получать сведения о захоронениях.
Продюсер курса собрала обратную связь от студентов и передала автору. Иван учел эти и другие комментарии и составил таблицу, где отметил, каких сведений не хватает и в какой урок их нужно добавить. Например, обнаружили, что в уроках не рассказали, как искать сведения об эвакуированных через «Красный крест». А процедура поиска сведений в Центральном архиве Министерства обороны за год изменилась. В рабочей таблице получилось больше 40 пунктов.
Дальше за работу взялась основная команда: автор, продюсер, методист и редактор. Они договорились об обновлениях, которые берут в работу, выстроили новую структуру курса и логику уроков — и взялись за дело.
Например, в курсе было много информации о работе с документами пенсионеров. Это важная тема, поэтому ей посвятили целый урок. Но она оказалась настолько объемной, что часть материала пришлось перенести в другие уроки. Когда стали обновлять материал, все, что касается пенсионеров, свели в один урок.
С самого начала важно понимать, как работать с материалами
Одно из важных и неочевидных обновлений — ссылка в первом уроке на заключительный, где рассказываем, как систематизировать работу с архивами, вести учет знаний и не запутаться в запросах.
Мы поняли, что читателю важно организовать информацию уже в начале исследования. Через какое-то время скапливается очень много информации, и разобраться в ней очень сложно. Поэтому неплохо иметь под рукой таблички, в которые можно сразу заносить результаты поиска. А когда студент дойдет до последнего десятого урока, он спокойно разберется, как работать с этой информацией дальше.
Добавили больше зацепок. Рассказали, как работать с делами кандидатов в партию, личными делами матросов, эвакуированных и тех, кого исключили из партии. А еще с документами двоюродных братьев и сестер наших бабушек-дедушек. Их биографии помогут добраться до нужных документов, если по прямому предку ничего нет.
Обновили порядок работы с ведомствами. Некоторые архивы и ведомства начали принимать запросы, другие — изменили порядок работы. Где-то стало проще, где-то — по-другому, но везде есть нюансы. Например, когда курс выпускали, свидетельства родственников получали только в загсах. Потом процесс изменился, и в Москве стало возможным сделать это через МФЦ.
Еще в обновленном уроке рассказали, как запрашивать сведения в Центральном архиве Министерства обороны. На момент выхода курса нельзя было получать сведения напрямую в ЦА МО, но за год многое изменилось.
Рассказали о новых инструментах. Все больше архивов загружает оцифрованные документы в свои онлайн-базы. А еще они умеют распознавать рукописный текст и искать по отдельным словам и фразам. Автор разобрался, как работает этот поиск, и объяснил студентам.
Добавили больше ссылок. Чем больше источников и инструментов, тем больше информации можно добыть.
Команда добавила новые ссылки на базы, генеалогические поисковики и сайты, сервисы для восстановления фото и расшифровки рукописных шрифтов. Например, рассказали, как работать с онлайн-сервисами «Архивы» от «Генотека» и «Поиск по архивам» от «Яндекса». Они помогают искать упоминания предков в архивных документах, которые отсканировали и проиндексировали с помощью искусственного интеллекта. Сервисы новые, поэтому изначально в курсе о них ничего не сказали.
Собрали все ключевую информацию в бонус. В генеалогическом исследовании очень важна работа с архивами. Архивов очень много, разные базы работают с разными направлениями: если родственник был крестьянином — нужен один архив, если ищете сведения о боевом пути участника Гражданской войны — другой.
Еще на этапе, когда команда выпустила курс о генеалогии, появилась мысль свести всю информацию в единый файл, чтобы читателю не пришлось потом искать ссылки и детали по урокам. Когда стали обновлять курс, к этой идее вернулись и сделали памятку по работе с архивами.
Во время работы поняли, что только архивов будет мало. Иван предложил посмотреть на исследование с другой точки зрения: узнавать о жизни предков можно и опираясь на сословие и социальный статус человека. Например, вы знаете, что прадед был крестьянином, и задаетесь вопросом, с какими документами можно работать, в какие архивы обращаться.
На него отвечает еще одна памятка — о том, как искать документы представителей разных социальных групп.
При этом кроме архивов и фондов есть и другие ресурсы, полезные для исследования.
Вообще все, на что команда ссылается в уроках, тоже собрали в один гугл-документ. С ним студентам не нужно искать по всем урокам нужную информацию — все в одном месте.
Все эти памятки отдают студентам, которые успешно сдают экзамен по курсу — большой тест с проверочными вопросами. Если не получается пройти его с первого раза, экзамен можно снова пересдать через сутки, чтобы закрепить знания и попытаться заполучить памятки снова.
Обратились к экспертам. Когда команда разрабатывает курсы, кроме автора над уроками работают и другие эксперты. Они читают уроки, делятся своим опытом, уточняют термины.
Когда обновляли курс по генеалогии, методист предложила пересмотреть термины из урока по ДНК-тестам. Команда попросила антрополога Андриана Влахова проверить материал. Он указал, какие моменты упустили в первом выпуске курса, и помог внести правки.
Без чего ничего не получилось бы
В обновлении курса большую роль сыграла инициатива автора. Иван Корякин — специалист, который очень любит свое дело и хочет помогать другим в исследовании собственной истории. Благодаря его опыту добавили много ценного в уроки.
А еще основа любого обновления — это обратная связь от студентов Учебника. Положительные отзывы подбадривают: команда понимает, что делает важное дело, и с радостью берется за новые курсы. Замечания же помогают улучшать вышедшие уроки.
Оставлять комментарии можно в отзывах к курсу, комментариях к уроку, Сравняторе или в интервью с исследователями Учебника.