Бумеры, миллениалы, зумеры и альфа: как разобраться в теории поколений
В сети представителей разных поколений делят на четкие категории.
Многие снисходительно относятся к людям в интернете только на основе их принадлежности к определенному поколению. «Да он же зумер» или «окей, бумер» — такими ярлыками разбрасываются повсюду.
Соцсети и СМИ пытаются однозначно приписать миллениалам или зумерам определенные качества и интересы, а также продать соответствующие товары. Но правда ли, что год рождения может определить взгляды, интересы и поведение в сети? Разбираемся, кто придумал теорию поколений, какие стереотипы с ней связаны и почему к ней не стоит относиться слишком серьезно.
Что вы узнаете
Как появилось деление на поколения
Что такое поколение. Большую часть человеческой истории поколения делились по биологическому принципу. То есть, обозначали родственников одного возраста. В 19 веке этот подход стал меняться. В начале столетия слово «поколение» в словарях связывали с отцами и детьми, отмечает историк Роберт Уолт. К концу им все чаще обозначали людей, живущих в одно время, и использовали, чтобы указать на различия между старшими и молодежью.
Интеллектуалы 20 века говорили, что прогресс — удел молодых, пишет социолог Карл Маннхейм. В это время впервые в истории человечества дети стали менее зависимы от мнения отцов. Вторая промышленная революция поставила перед ними задачи, для которых у старших не было решения. Если раньше бабушки и дедушки поучали младших, то теперь их опыт оказался неактуален. А главное — между детством и семейной жизнью появилось свободное время.
Кто придумал теорию поколений. Поколения, к которым чаще всего отсылают в интернете, в 1991 году предложили писатель Уильям Штраус и популяризатор науки Нил Хоу в книге «Поколения». Ученые выдвинули теорию, что существует несколько поколенческих архетипов, которые сменяют друг друга каждые 20 лет. Разным поколениям принадлежат разные социальные, экономические и политические взгляды. Штраус и Хоу описали живущие тогда в США поколения. Среди них — беби-бумеры (1943—1960), поколение X (1961—1981) и поколение Y, или миллениалы, родившиеся после 1982 года.
Сейчас нет консенсуса по четким границам, когда заканчивается одно поколение и начинается другое. Если бумеры и поколение X прочно привязаны к временным рамкам и социокультурным событиям в США, то с современными сложнее. Например, годы рождения миллениалов заканчиваются на рубеже тысячелетий. У Хоу нижняя граница — 2005 год, а вот у Марка Маккриндла, основателя исследовательского демографического центра McCrindle, — 1994 год.
Следующее поколение прозвали Z, или зумерами. Ими долгое время называли всю молодежь, пока Маккриндл не выделил еще одно поколение — альфа. Это уже дети, родившиеся в 2010-е годы и после.
Какие поколения выделяют в России. Адаптировать теорию Штрауса и Хоу пробовали и под российский контекст. Например, социолог Юрий Левада, опираясь на ключевые исторические события, выделял поколения военного и послевоенного периода (1941—1953), оттепели (1953—1964), застоя (1964—1985) и перестройки (1985—1999). Наиболее популярной в России осталась система, которую описали Штраус и Хоу.
Почему теория поколений стала популярна. Вероятно, благодаря капитализму. К середине 20 века большинство американских подростков 14—17 лет не работали, а продолжали учиться в школе. Появилась новая и активная прослойка между детьми и взрослыми — молодежь.
Необходимость охватить эту категорию клиентов, заставила маркетологов и аналитиков исследовать «культуру молодых», пишет Луис Менанд, так как у них появилась своя мода, вкусы, ценности. Теория поколений подходит для того, чтобы переосмысливать взгляды и ценности молодых потребителей, сменяющих друг друга.
Простое и понятное разделение прижилось и в соцсетях, потому что позволяет одним чувствовать себя частью сообщества в виде поколения, а другим — по нескольким простым признакам составлять о них впечатление.
Какие поколения живут сейчас
Социологи разных стран предлагают разные системы деления на поколения. Еще больше споров о том, как определить границы.
Расскажем о том, как чаще всего разделяют поколения и какие черты им приписывают исследователи.
Беби-бумеры. Родились во время послевоенного пика деторождения, или беби-бума. В США на их детство пришлось экономическое развитие и технологический прогресс. Американские бумеры принимали высокий уровень жизни как данность и были уверены, что со временем мир будет становиться лучше. Они могли позволить себе рано купить недвижимость и жить в финансовом достатке, отчего им приписывают трудолюбие.
Бумеры, в отличие от своих родителей, активно участвовали в политике: отстаивали сексуальные свободы, гражданские права, дискутировали о проблеме ядерного оружия и экологической повестке. Как пишет американский психолог Джин Тведж, когда в 1980-х экономическая ситуация стала ухудшаться, поколение резко сменило свои взгляды на консервативные, потому что хотело сохранить привычный уровень жизни.
Советским бумерам, выросшим под сильным влиянием идеологии, досталось еще больше, чем американским. Их мечты о счастливом будущем разбились о перестройку, поэтому большую часть взрослой жизни им пришлось провести совсем не в том мире, в котором они выросли. Психолог Александр Рикель называет их потерянным поколением.
Поколение X — иксеры. В США их называют latchkey generation — от слова, обозначающего ключ, который нужен ребенку, чтобы после школы самостоятельно открыть дверь в пустой дом. Такое детство — заслуга их родителей-бумеров, которые допоздна задерживались на работе и часто разводились. Иксеры в детстве общались преимущественно со сверстниками, а не с семьей.
Считается, что они выросли на MTV и видеоиграх. В молодости увлекались субкультурными музыкальными жанрами — альтернативным роком или панком. Американские иксеры первыми начали работать с компьютерами и преуспели во время начала бума доткомов.
Российским иксерам повезло меньше. Встретив распад СССР в молодости, они разочаровались и в советских ценностях, и в современных. Больше, чем в идеалы, они верят в материальные ценности, так что стремятся добиться финансового благополучия, которого не было у родителей. Они прагматики и индивидуалисты.
Миллениалы. Выросли во время смены тысячелетий, отсюда название. Первое поколение, повзрослевшее под влиянием интернета и соцсетей. Они изучают контент на разных языках и много путешествуют, поэтому отличаются толерантностью и стремлением к расовому, этническому, культурному и гендерному разнообразию, считает журналист Майк Грандинетти.
Молодость поколения на Западе пришлась на теракты нулевых и экономический спад. Из-за этого считается, что миллениалы долго живут с родителями, испытывают сложности с поиском работы, реже строят семьи и заводят детей.
Российские миллениалы, наоборот, росли в сытые нулевые. Как утверждает социолог Вадим Радаев, они выучили иностранные языки, не столкнулись с проблемой безработицы и студенческих долгов. Родители помогли многим закрыть базовые потребности. Но миллениалы так и не смогли реализовать свои амбиции. Сытое детство и большие надежды родителей привели к тому, что планка ожиданий оказалась настолько высока, что соответствовать им было просто невозможно, считает Радаев.
Поколение Z — зумеры. Были первыми, кто вырос с постоянным доступом к компьютеру, поэтому их называют цифровыми аборигенами. Будучи подростками, они чаще других сталкивались с психологическими проблемами.
Замена офлайн-коммуникации на онлайн оказала существенное влияние на зумеров, считают журналисты. С одной стороны, им сложнее считывать невербальные знаки в личном общении. С другой — они страдают от нереалистичных стандартов, которые задают соцсети. В результате зумеры раньше других начали прибегать к инъекциям и пластической хирургии.
На рабочем месте зумеры страдают от той же неудовлетворенности, что и миллениалы. Это связано не только с завышенными ожиданиями, но и с нестабильностью и кризисами в мире. Если миллениалы брали фриланс, то зумеры, наоборот, делают на работе ровно столько, сколько должны, и отказываются от переработок. Таким образом они ищут баланс между работой и личной жизнью.
Поколение альфа. Растут в еще более тесных отношениях с технологиями, чем зумеры, из-за чего исследователи называют их поколением стекла . Более трети представителей поколения в возрасте от трех до шести лет владеют смартфоном, а к 12—14 годам они есть уже у 90% детей.
Альфы с самого детства привыкают искать информацию через поисковики, нейросети и умные колонки. Из-за пандемии они гораздо больше учились онлайн. Исследователь поколения Марк Маккриндл считает, что дети-альфа смогут превзойти зумеров в обучении. Но для этого школам придется сменить привычную систему образования, использовать больше мультимедийных материалов и ориентироваться на практические навыки.
Считается, что пандемия лишила поколение альфа возможности развивать навыки общения в реальной жизни. Но научила находить друзей онлайн в мультиплеерных играх вроде Minecraft или Roblox.
Что не так с теорией поколений с точки зрения науки
Несмотря на популярность теории поколений, ученые не раз подвергали ее серьезной критике и доказывали, что не стоит однозначно делить людей на возрастные группы. Вот за что критикуют эту теорию.
Выводы создателей теории основаны на предположениях, а не на научных данных. В 2021 году 170 американских специалистов в области социологии и демографии подписали открытое письмо к центру изучения общественного мнения Pew Research. Они рекомендовали не использовать термины из теории поколений при проведении соцопросов. Автор письма — социолог Филипп Коэн, он подчеркивает, что теория не имеет под собой должной научной базы, но стала популярна благодаря тому, что ее часто упоминали в прессе. И чем больше на нее продолжают ссылаться, тем больше люди разных возрастов оказываются разобщены.
Действительно, Нил Хоу и Уильям Штраус разделили людей на поколения просто в зависимости от года рождения. Они не выявили особенности группы с помощью научных инструментов, а провели границы и наделили каждый сегмент определенными характеристиками. Например, человек, родившийся в 1996 году, — это еще миллениал. А в 1997 на свет появлялись уже зумеры. Хотя в 1997 не произошло никакого переломного события, которое могло бы серьезно повлиять на людей. По факту миллениал и зумер могли расти в очень похожих условиях, пользоваться одними и теми же технологиями и вообще учиться в одном школьном классе.
К реальным историческим событиям авторы теории привязали только одно поколение — беби-бумеров, родившихся в период всплеска рождаемости в США. Но и в этом случае не были собраны данные, подтвердившие бы наличие общих черт. Кроме того, одни и те события — финансовые кризисы, политические перипетии, появление новых технологий — влияют на представителей разных поколений, живущих в одно время.
А при создании книги «Миллениалы: новое великое поколение» Хоу и Штраус опирались на небольшую и однородную выборку. Они провели 600 интервью с учениками старших классов только одного благополучного американского города. И на этом основании сделали вывод о целом поколении, представители которого могут жить в совершенно других условиях.
Сходства и различия между людьми невозможно объяснить только годом рождения. Ученые считают, что на особенности людей влияют самые разные факторы: возраст, пол, раса, уровень образования, род занятий, достаток, благополучие семьи, место проживания и другие. Но точно не только год рождения. Так, американские социологи заметили, что мнение человека по гендерным вопросам мало связано с его принадлежностью к какому-либо поколению. И среди зумеров, особенно мужчин, на самом деле немало сексистов — иногда даже взгляды мужчин старше 55 оказываются более либеральными, чем демонстрируемые двадцатилетними.
Вообще, у представителей одного социального класса может быть намного больше общего, чем у людей, родившихся в один и тот же год, но в семьях с разными условиями жизни, достатком и методами воспитания. У человека скорее окажется больше общих черт с его родителями, чем с представителями того же самого поколения. А семья сильнее влияет на финансовые привычки, отношение к работе и шансы достичь успеха.
Также за черты поколения нередко принимают влияние внешних факторов. Например, миллениалов и зумеров считают неспособными сохранить преданность работодателю на протяжении нескольких лет, хотя возможно, что их поведение объясняется востребованностью на рынке труда: они могут выбирать для себя более выгодные и комфортные условия. А зумеры и миллениалы, которых называют ленивыми, не стали меньше работать намеренно. Из-за изменения условий труда продолжительность среднего рабочего дня в США, Германии, Великобритании и других странах в среднем сократилась для сотрудников всех возрастных групп.
Также черты, приписываемые людям определенного поколения, могут быть связаны не с годом рождения, а с возрастом. Так, одно время считалось, что типичный американский миллениал стремится жить в большом городе и ценит удобство аренды вещей. Но когда поколение миллениалов повзрослело, их образ жизни стал похож на то, как жили их родители: с семьей, домом в пригороде, ипотекой и собственным автомобилем.
Ученые не раз пытались проверить, существуют ли на самом деле черты, которые приписывают представителям разных поколений. Так, социологи из Высшей школы экономики решили узнать, действительно ли зумеры не могут долго удерживать внимание, плохо способны к критическому мышлению, но зато хорошо владеют новыми технологиями. Для этого ученые проанализировали данные о зумерах и их поведении из нескольких десятков исследований, но пришли к выводу, что «мифы о поколении Z либо не подтверждаются, либо подтверждаются частично и с большими оговорками». К примеру, по уровню освоения технологий зумеры мало отличаются от своих родителей и учителей. А иногда представители старших поколений даже владеют технологиями лучше.
Разделения на поколения не несет практической пользы. Некоторые руководители уверены, что оно помогает найти подход к сотрудникам. Например, для «ленивого и непостоянного зумера» следует придумать новые способы мотивации, которые не нужны «трудолюбивому бумеру». Но специалисты Национальной академии наук, инженерии и медицины США изучили исследования и не нашли убедительных доказательств того, что поведение человека на рабочем месте и его личностные качества определяются принадлежностью к тому или иному поколению.
А поскольку классификация работников по поколениям для определения их потребностей и поведения не подтверждается исследованиями, она не должна влиять на управление персоналом. Вместо этого компаниям советуют быть более гибкими в вопросах условий работы и учитывать другие факторы: ступень карьеры сотрудника, его возраст и опыт, общие тенденции в обществе и на рынке труда.
Теория поколений способствует укреплению негативных стереотипов. Названия поколений нередко используются именно как оскорбления. Вспомнить хотя бы фразу «окей, бумер», с помощью которой легко обесценить любую точку зрения. Социолог Бобби Даффи считает, что современное общество и так слишком разделено, а представители разных групп находят все новые поводы для несогласия и вражды. И теория поколений только усугубляет ситуацию, проводя границы там, где их быть не должно.
Как говорят в интернете про представителей разных поколений
Поколенческую теорию активно используют в соцсетях, чтобы иронизировать над людьми разных возрастов. Бумеры, зумеры и миллениалы часто вступают друг с другом в конфронтацию. Расскажу, какие стереотипы и мемы ассоциируют с разными поколениями.
👴🧓 Бумеры. В мемах им часто приписывают технологическую неграмотность — якобы они не умеют пользоваться соцсетями, больше склонны верить фейкам, не понимают, что перед ними сгенерированная в нейросетях картинка.
У многих бумеры ассоциируются со склонностью к ностальгии, недовольством современными изменениями в обществе, консервативными взглядами и традиционными ценностями. К примеру, картинку из «Симпсонов» «Старик кричит на облако» используют, если видят, что представитель старшего поколения критикует что-то актуальное.
Считается, что бумеры не понимают молодежь, — так и появилась фраза «окей, бумер». Ее придумали зумеры, чтобы отвечать на нравоучения и критику со стороны бумеров, которые называют младшее поколение снежинками и лентяями. Самим бумерам, конечно же, такой ответ не понравился.
При этом часть мемов посвящена успешной жизни бумеров в 1960-х, которые могли позволить себе купить жилье. Этому завидуют миллениалы и зумеры, которым такая финансовая независимость недоступна.
👩👨 Поколение X — самое незаметное поколение в интернете. В СМИ таких людей называют забытыми, потому что про них почти нет исследований, и даже в маркетинге этот термин не используют. Сокращенное название — иксеры — тоже почти не употребляется в соцсетях. Обычно это связано с тем, что из-за возраста иксеров автоматически записывают в бумеры.
Если поколение Х и обсуждают, его представителям обычно приписывают циничные шутки. Возможно потому, что эти люди находятся в самой тяжелой ситуации: вынуждены финансово поддерживать родителей-бумеров и детей-миллениалов. Но в сети они не жалуются, только наблюдают за войной поколений.
🧔👱♀️ Миллениалы стоят у истоков интернет-культуры: они вели первые блоги на «Ютубе» и запускали самые вирусные челленджи. Однако теперь гонку в интернете они проиграли, уступив место зумерам и поколению альфа.
Бумеры критикуют миллениалов за то, что они якобы ленивые и эгоцентричные — много чего хотят, но ничего для этого не делают. Поэтому и не могут купить недвижимость: им рекомендуют есть поменьше авокадо-тостов, чтобы накопить на дом. Миллениалы считают такие советы абсурдными и в ответ обвиняют бумеров в экологическом и финансовом кризисе.
Зумеры же смеются над миллениалами, считая кринжовой их чрезмерную любовь к тому, что среди поколения Z уже не модно: «Диснею», «Друзьям», «Гарри Поттеру», узким джинсам, смеющимся эмодзи и неироничным мемам про Доге. Зумеры даже называют такое поведение в сети «миллениальским кринжем». Миллениалы в ответ отстаивают свое право заниматься тем, что им нравится.
В своих мемах миллениалы обычно шутят про невозможность купить недвижимость из-за мировых кризисов, скучную корпоративную работу, обиду на финансово состоятельных бумеров. А еще возмущаются критикой со стороны зумеров.
👧👦 Зумеры — основные законодатели современной интернет-культуры. Они ушли от искренних и прямолинейных мемов миллениалов и перешли к абсурдному и странному юмору, построенному на отсылках и постиронии.
С приходом этого поколения интернет захватили вертикальные видео — теперь большинство мемов распространяется именно в таком формате. Тренды меняются намного быстрее, чем во времена миллениалов: шутка может быть актуальна неделю, а может — всего пару дней.
Вместо субкультур у зумеров эстетики: конкретные и нишевые стилистики, мода на которые постоянно меняется в соцсетях. Они находят отражение в одежде, домашнем декоре, оформлении профилей в соцсетях.
Считается, что зумеры не могут концентрировать внимание на чем-то, кроме коротких роликов. Так, даже появился тренд на гиперстимулирющие видео, когда на экране проигрываются одновременно несколько видов контента, например геймплей из Minecraft и озвучка истории из переписки.
Миллениалы обвиняют зумеров в уничтожении интернет-юмора: якобы они погрязли в слоях иронии, постоянно придумывают нишевый интернет-сленг и меняют значения эмодзи. В рунете зумерами пренебрежительно называют людей, которые бездумно следуют актуальным трендам.
👶👶 Альфа — самое молодое поколение в интернете. Они придумывают ироничные тренды, а также интересуются видеоиграми Five Night’s at Freddy’s, Minecraft, Roblox. В мемах представители других поколений часто называют альф «детьми iPad», потому что те с детства росли с планшетами.
У поколения альфа уже есть свой интернет-сленг: например, слова gyatt , rizz , сигма . Они не придерживаются старой манеры поведения в сети и, например, называют скобочки в конце слов «ногтями».
С другими поколениями альфы пока не ссорятся — только сталкиваются с непониманием. Старшим тяжело разобраться в их шутках про сигм или понять сверхпопулярный ютуб-сериал «Скибиди-туалет». При этом зумеры уже боятся, что альфы считают их такими же кринжовыми, как они миллениалов.
Какие еще «поколения» выделяют в сети
Есть термины, которые не относятся к теории поколений, а придуманы пользователями соцсетей и имиджбордов. При этом их названия созвучны с бумерами и зумерами — например думеры, глумеры и так далее. Их изображают на основе картинки с вояком — схематично нарисованным героем, олицетворяющим анонимных пользователей интернета.
Как правило, эти мемные архетипы описывают очень конкретного человека. Часто в образах героев встречаются поколенческие черты. Но это скорее ирония над теорией поколений, чем попытка в нее вписаться. Вот какие образы выделяют в мемах.
🚬 Думер — парень возраста зумеров-миллениалов в шапке, с щетиной, сигаретой и пессимистичными взглядами на мир. Он не имеет карьерных амбиций и не гонится за дружбой или отношениями, потому что не видит в этом смысла. В мемах думер страдает от одиночества и безысходности.
Иногда у думера появляется девушка — думер-герл. Ее придумали, чтобы избавить персонажа от одиночества. Однако позже она либо отказывалась вступать в отношения с думером, либо оказывалась его фантазией.
😎 30-летний бумер — парень в солнцезащитных очках и с первыми залысинами. Он олицетворяет миллениалов, ностальгирующих по молодости в 1990-х: видеоиграм Quake и Doom, рок-музыке и боевикам про крутых парней.
Это архетип-оксюморон, потому что обычно ностальгирующих бумеров противопоставляют миллениалам, выступающим за прогресс и перемены. Но в мемах про 30-летних бумеров миллениалы цепляются за привычное и старое, наблюдая, как оно уходит в прошлое.
🌸 Блумер — улыбающийся парень в синей толстовке. Символизирует оптимистичных миллениалов, нашедших свое место в жизни. В мемах он часто описывается как вегетарианец или придерживающийся правильного питания, семьянин и трезвенник.
Часто его оптимизм доводится до абсурда — кажется, блумер может найти что-то позитивное даже в безвыходной ситуации.
🌚 Глумер — противоположность блумера. Он одевается во все черное, постоянно сидит за компьютером, ведет асоциальный образ жизни. Много работает, но не находит в этом удовлетворения. Мало общается, не состоит в отношениях, не стремится к социализации.
При этом глумер хорошо выглядит и ухаживает за собой — просто апатичен и равнодушен к окружающему миру.
🥴 Кумер не связан с каким-то определенным поколением, это просто ироничный и доведенный до абсурда образ замкнутого пользователя имиджборды «Двач», который посвящает целые дни одному занятию — мастурбации.
Кумера изображают помятым, невыспавшимся, в грязной майке-алкоголичке, и главное — с мускулистой правой рукой.
Что в итоге
- Теорию поколений придумали американские социологи в 1990-е. Она оказала значительное влияние на социологию, маркетинг и СМИ. Термины из теории постоянно используют в медиа, что и сделало ее популярной.
- Поколения, которые живут сейчас, — бумеры, поколение X, миллениалы, зумеры и альфа. Их всех наделяют уникальными социальными и культурными особенностями, в том числе в маркетинговых исследованиях.
- Теория поколений подвергается критике за отсутствие научной обоснованности и использование предположений вместо эмпирических данных. Ученые отмечают, что социальные и экономические факторы играют более значимую роль в формировании личности, чем год рождения.
- Несмотря на критику, теория поколений прочно прижилась в мемах. В интернете часто высмеивают и утрируют характеристики представителей разных поколений. Это помогает пользователям идентифицировать себя и критиковать других, но также усиливает негативные стереотипы.
- В интернете кроме «официальной» теории поколений популярны и мемные архетипы: думер, блумер, глумер и так далее. Эти мемы подчеркивают абсурдность деления людей на категории и высмеивают стереотипы.
Бонус: как распознать бумера, зумера, миллениала и альфу в интернете
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult