«Головоломка 2»: трогательный мульт­фильм Pixar о том, как победить тревож­ность
Поп-культура
39K
Кадры — Walt Disney Pictures

«Головоломка 2»: трогательный мульт­фильм Pixar о том, как победить тревож­ность

3
Аватар автора

Карина Назарова

из эмоций испытывает только тревожность

Страница автора

12 июня в мировой прокат вышла «Головоломка 2».

Оскароносная «Головоломка» Пита Доктера появилась аж девять лет назад. За это время аудитория мультфильма успела вырасти, а студия Pixar — пережить кризис. Из-за пандемии многие релизы Pixar, например «Лука», «Душа» и «Я краснею», прошли мимо кинопроката США и оказались сразу на стриминге Disney+. Студия потерпела большие убытки и сейчас готовится к сокращению расходов — увольнению около двухсот сотрудников.

На этом печальном фоне особенно заметен коммерческий успех «Головоломки 2». За первый уик-энд в американском прокате картина собрала больше, чем вторая «Дюна» и «Годзилла и Конг: Новая империя».

Первая часть рассказывала о персонажах-эмоциях одиннадцатилетней девочки Райли. В сиквеле героиня переживает разгар переходного возраста и авторы показывают изменения в психическом мире девочки. Разбираемся, что из этого получилось.

Что за «Головоломка 2» (Inside Out 2)

Дата премьеры: 12 июня 2024 года
Страна производства: США
Режиссер: Келси Манн
В ролях: Эми Полер, Майя Хоук, Тони Хейл, Айо Эдебири, Кенсингтон Таллман, Лиза Лапира, Филлис Смит, Льюис Блэк, Грэйс Лу, Лилимар
Жанры: мультфильм, комедия, фэнтези, семейный
Мультфильмы, похожие на «Головоломку 2»: «Элементарно», «Я краснею»
Продолжительность: 1 час 36 минут
Где смотреть: в зарубежных кинотеатрах

«Головоломка 2» необычно рассказывает о переходном возрасте

Между сюжетами первой и второй частей «Головоломки» прошло всего лишь два года. И они были счастливыми для главной героини Райли. Она больше не грустит о переезде из Миннесоты в Сан-Франциско и не пытается сбежать из дома. Теперь у нее есть две лучшие подруги — Грэйс и Бри, — а еще грандиозные планы на будущее.

В психическом мире Райли тоже воцарилась идиллия. Но Радость — все такая же неисправимая хулиганка. Ради улыбки и счастья Райли она продолжает избавляться от негативных, стыдливых и глупых воспоминаний. Все «лишнее» попадает на Свалку Забвения. Ничего хорошего от этого, конечно, ждать не стоит.

При создании двух частей «Головоломки» Пит Доктер консультировался с Дачером Кельтнером, профессором психологии университета в Беркли. Он помог привести историю о психической жизни ребенка к соответствию с данными нейронаук
При создании двух частей «Головоломки» Пит Доктер консультировался с Дачером Кельтнером, профессором психологии университета в Беркли. Он помог привести историю о психической жизни ребенка к соответствию с данными нейронаук

И вот наступает пубертат. Тринадцатилетняя Райли просыпается в оцепенении, разрываясь от новых, неуютных эмоций. Скоро героине предстоит трехдневная поездка в хоккейный лагерь, где решится ее спортивная судьба. Райли не терпится попасть в лучшую школьную команду — «Жар-птицы». Но это расходится с планами Грэйс и Бри. Оказывается, подруг-хоккеисток уже пригласили в другую спортивную команду.

Взросление, изменчивая внешняя среда, физические трансформации провоцируют очередной слом личности Райли. Она уже не может руководствоваться старой палитрой эмоций. Ей нужно думать о будущем, брать ответственность и постепенно прощаться с детской радостной беззаботностью. Поэтому в голове девочки начинается настоящая перестройка.

В Головной отдел вторгаются строители и переделывают пульт управления эмоций под новых сотрудников. Радости, Печали, Страху, Гневу и Брезгливости приходится потесниться. Теперь более комплексные эмоции-новички — Тревожность, Зависть, Хандра и Стыд — будут управлять состоянием юной Райли и создавать ее новое мировоззрение.

Автор оригинальной части и генеральный директор Pixar Пит Доктер передал работу над сиквелом давнему сотруднику студии — аниматору Келси Манну. Он выступил режиссером и сценаристом «Головоломки 2»
Автор оригинальной части и генеральный директор Pixar Пит Доктер передал работу над сиквелом давнему сотруднику студии — аниматору Келси Манну. Он выступил режиссером и сценаристом «Головоломки 2»

«Головоломка 2» повторяет сюжет первой части — но у этого есть смысл

Дикая на вид Тревожность берет бразды правления в свои дрожащие от кофе руки. В отличие от Страха, Тревожность отвечает за устранение «неочевидных угроз». Она лихо прогнозирует и придумывает сложные планы по избежанию возможных фатальных ситуаций в будущем.

Вместе с Завистью Тревожность старается помочь Райли влиться в новый коллектив, произвести хорошее впечатление и попасть в хоккейную сборную. Для этого Тревожность с нервной улыбкой выбрасывает прежнюю личность Райли на Свалку Забвения и выдворяет пятерку основных эмоций за порог Головного отдела — в тюрьму Хранилища Секретов.

Там эмоции встречают новых забавных героев. Лэнса Слэшблейда — краша Райли, похожего на персонажа из Final Fantasy. А еще мультяшного пса Блуфи и его живую поясную сумку Бананчика, напоминающего Рюкзак или Карту из мультсериала «Даша-путешественница».

При создании этих героев авторы решились на эксперимент с анимацией. Блуфи, Лэнс и Бананчик отличаются по стилю рисовки — это показывает, насколько неоднороден психический мир. Троица выступает не только в качестве комедийных сайдкиков, но и выполняет важную функцию в развитии сюжета: она помогает главным персонажам выбраться из заточения.

В мультфильме происходит слом четвертой стены благодаря новому 2D-персонажу — Блуфи. Он иногда обращается к зрителям, как Даша⁠-⁠путешественница. Героя придумал художник и аниматор Дин Хизен, который работал над другим мультфильмом Pixar — «Базз Лайтер»
В мультфильме происходит слом четвертой стены благодаря новому 2D-персонажу — Блуфи. Он иногда обращается к зрителям, как Даша⁠-⁠путешественница. Героя придумал художник и аниматор Дин Хизен, который работал над другим мультфильмом Pixar — «Базз Лайтер»

Сюжетно «Головоломка 2» повторяет основную канву первой части, аккуратно расширяя карту сознания главной героини. В отделе эмоций появляется комната с милой бабушкой Ностальгией, чье время «еще не пришло». Зрителю также показывают отдел Воображения: он выглядит как студия анимации, которая боязливо реализует идеи властной Тревожности.

В первой части психический мир под натиском грусти потерял электричество и стал разрушаться. В сиквеле он, наоборот, активно строится. Теперь пространство выглядит не как волшебное царство, а как современный мегаполис со множеством промышленных зон, по которым снуют подрядчики и строители.

То тут, то там идет сооружение чего-то нового: вкусов, интересов, знаний. Периодически происходят природные катаклизмы и экологические катастрофы: внезапно образовывается Пропасть Сарказма, а в Потоке Сознания оказываются инородные тела. Да и культура меняется: вместо парков развлечений на почетном месте красуется новая величественная инсталляция — гора Крашмор с каменными лицами объектов симпатий юной Райли.

Все это выглядит очень свежо, продуманно и изобретательно. Благодаря новым интересным локациям сценаристка Мэг ЛеФов и режиссер Келси Манн отвлекают внимание от повторения сюжетных ходов. Впрочем, подражающая оригиналу история — отнюдь не признак лени сценаристов. Наоборот, с ней авторы попадают в точку.

Как в первом фильме, основные эмоции отправляются в опасное путешествие по хаотичному миру. А Райли проходит через повторение прошлых ситуаций. Она вновь отдаляется от близких друзей и пытается встроиться в незнакомый коллектив. Но жизненный контекст и ее внутренний мир на этот раз совершенно иные. Повторение сюжетных конфликтов позволяет сценаристам подчеркнуть рост и развитие героини. И заодно оправдать появление Тревожности, ведь она важна в условиях, когда требуются более сложные и неочевидные пути решения проблем.

Пит Доктер планирует выпустить сериальный спин⁠-⁠офф по мотивам «Головоломки» в 2025 году. В нем гендиректор Pixar хочет рассказать об устройстве Фабрики Грез Райли
Пит Доктер планирует выпустить сериальный спин⁠-⁠офф по мотивам «Головоломки» в 2025 году. В нем гендиректор Pixar хочет рассказать об устройстве Фабрики Грез Райли

«Головоломка 2» отлично визуализирует сложные эмоциональные состояния

Продолжение с большой точностью анализирует неудобные эмоции и их деструктивное влияние на личность. Один вид суетливой Тревожности бросает не то в смех, не то в слезы. Она парадоксальный персонаж, почти что трикстер. С одной стороны, Тревожность — главная антагонистка сиквела. С другой — невинная, доброжелательная и беспокойная сущность, которую хочется пожалеть и обнять.

Она олицетворяет паранойю, волнение, страх и озабоченность будущим. Другие персонажи тоже не уступают в сложности. Хандра — готичная и унылая. В оригинале ее имя звучит по-французски, Ennui, и это слово означает сразу несколько совершенно разных состояний: опустошение, лень, изнеможение, скуку и апатию. Стыд тоже не так прост, как кажется. Он выражает и стеснение, и смущение, и неуверенность в себе. А Зависть легко перерастает в ревность, самобичевание и соперничество.

В психическом мире Райли должна была быть сцена в Стране Прокрастинации. Но на монтаже Манн вырезал эпизод, потому что он мешал ходу сюжета
В психическом мире Райли должна была быть сцена в Стране Прокрастинации. Но на монтаже Манн вырезал эпизод, потому что он мешал ходу сюжета

«Головоломка 2» вновь обращает внимание на то, что в здоровом развитии личности не бывает только вредных или только хороших эмоций и воспоминаний. Все они равнозначно важны и необходимы для психической целостности. В первой части у Райли было эмоциональное истощение. Она чувствовала покинутость и одиночество, а из-за отсутствия навыков не умела проживать трудности. Сейчас же, наоборот, эмоций у нее в избытке и каждая пытается перекричать другую.

Манн и ЛеФов показывают, насколько опасным бывает этот избыток. Райли становится физически трудно справляться с натиском Тревожности и Зависти, которые порождают в прежде уверенной героине сомнение в собственных силах. В компании крутых девчонок Райли краснеет, боится показаться глупой и незрелой, много волнуется.

Зато на этот раз отсутствие навыков и опыта дает ей своеобразную свободу пробовать новое. Иначе общаться, иронично шутить, яро соперничать и бороться за свои амбиции. Это позволяет героине научиться более сложному социальному взаимодействию и более зрелым стратегиям проявления характера. А еще — осознать свои истинные предпочтения, свыкнуться с трудным периодом и научиться совершать правильный выбор.

«Головоломка 2» — отличное идейное продолжение оригинала, сделанное с любовью и мудростью. Pixar в очередной раз устраивает своеобразную экспресс-психотерапию для зрителей любого возраста и пола, помогает каждому встретиться лицом к лицу с собственным внутренним миром. Все парадоксальные эмоции обретают здесь характер и мотивацию, становятся наглядными. Это дает возможность принять их ценность, как бы трудно ни было.

Несмотря на комедийное настроение сиквела, обилие юмора, захватывающих событий и забавных героев, на экране, как в зеркале, видишь тревожного себя, позабывшего радость. Периодически смахиваешь горькие слезы узнавания. Но все же постоянно улыбаешься.

В фокус-группе мультфильма было девять девчонок-подростков. Каждые четыре месяца они просматривали материалы и давали советы по улучшению сюжета и репрезентации эмоций
В фокус-группе мультфильма было девять девчонок-подростков. Каждые четыре месяца они просматривали материалы и давали советы по улучшению сюжета и репрезентации эмоций

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Карина НазароваКакие эмоции вы испытали после просмотра «Головоломки 2»?
  • Гусь лапчатыйМоя тревожность не будет прежней. Стоит начать додумывать и переживать о многообразии будущего, в голове всплывают кадры с этим рыжим, и смешно становится.13
  • Шахерезада СтепановнаНу если рассматривать её как обучающий фильм- ок, а так на 6 из 10, первая часть сильно лучше, сюжет богаче, озвучка лучше. Во второй части добавили эмоций, но по факту Хандру и Зависть можно вырезать и ничего не поменяется.2
  • Amazing and BrilliantГусь, да-да, и спасибо мультфильму за это, ведь это может как-то, да упростить жизнь, сделать даже неприятные обычно моменты с тревожностью повеселее хД0