Как я побывал на всероссийских соревнованиях по городкам
Городки — национальный спорт с большой историей, который редко попадает в новости и трансляции.
Чтобы исправить это недоразумение, я и другие сотрудники редакции Т—Ж отправились в Подольск на финал европейских городков среди юношей и девушек.
Расскажу, как прошли соревнования, насколько это было интересно и что о дисциплине думают участники.
Как я попал на городки
Идею поехать на неочевидный спортивный турнир предложил шеф-редактор Валера. В календаре ближайших событий в Москве и Подмосковье увидели первенство по городкам в Подольске и сразу сделали выбор. Валера разбирается в этом виде спорта и даже играл сам, а я 20 лет жил в Подольске и отлично знаю город. Поездку запланировали на воскресенье, когда проходил финал среди юношей и девушек.
Мысль прийти на матч неподготовленными показалась интересным экспериментом. Моя подруга сделала нечто похожее: летом побывала на турнире по городкам в Петербурге и хвалила соревнования — захотелось тоже попробовать.
Подольск находится в 30 км от центра Москвы. До него можно добраться на нескольких автобусах от метро «Лесопарковая», но удобнее всего доехать за полчаса на электричке Курского направления от станции Царицыно.
После запуска Московских центральных диаметров в 2019 году поезда приходят каждые 5—10 минут, поэтому просчитывать время заранее не нужно. Перед выездом договорились с организаторами, что те встретят нас на площадке, все покажут и поговорят с нами.
Что за соревнования
В Подмосковье три площадки для игры в городки — и все находятся в Подольске. Город принимает большинство крупных региональных соревнований, в том числе первенство России среди юношей и девушек.
Турнир проходил с 5 по 16 сентября по двум видам — классическим и европейским городкам. Главное различие между ними — в инвентаре:
- В классических фигуры выставляют из деревянных цилиндрических городков. Спортсмены используют составные биты из дерева, металла и полимеров длиной не более метра без ограничений по массе.
- В европейских применяют городки в форме параллелепипеда и полимерные биты не более метра длиной и массой меньше двух килограммов.
В России на официальном уровне играют еще и в финскую разновидность, но в программе первенства ее не было.
Несмотря на слово «европейские» в названии одной из дисциплин, городки — это локальный спорт, в который играют в основном в России и Беларуси. На чемпионат мира приезжали спортсмены с Кубы и из нескольких стран Африки, но они не могли конкурировать с местными.
Организация
Локация. Дорога от моего дома до Подольска заняла около полутора часов на метро и электричке. Уже в городе мы встретились с коллегами в 11:00 и отправились на стадион «Труд». Правда, сориентироваться на месте было сложно. На подъезде к арене не было никаких указаний, где именно пройдут соревнования.
После звонка организаторам выяснилось, что нужно обогнуть стадион и выйти к спортивным секциям: футбольному полю, теннисным кортам и городошной площадке. Там же висел первый большой баннер события. Вопрос, почему только тут, остается открытым.
Площадка. История ее строительства сложная. В 2010 году заложили асфальт, а затем финансирование приостановили на 12 лет. Работы возобновили только в 2022 при поддержке городской администрации.
Сегодня площадка выглядит достойно: трибуны на 200 человек, размеченное покрытие, навесы и четыре дорожки, которых хватает для восьми участников в одиночном турнире.
Когда мы приехали, было немноголюдно. С соседнего футбольного поля доносился русский хип-хоп с нецензурной лексикой. Чтобы заглушить его, один из организаторов включил на огромной колонке «Лондон — Париж» Ираклия Пирцхалавы. Правда, полностью изолироваться от футболистов не удалось: периодически с поля прилетали мячи и мешали соревнованиям.
Бюджет. Министерство спорта выделило 1,3 миллиона рублей на соревнования — не такие большие деньги, по словам организаторов. Их хватило на аренду стадиона, оплату трансферов и работы судей. «Деньги пошли на минимум», — сказал исполнительный директор Федерации городошного спорта России Александр Ватагин.
Провести соревнования действительно высокого уровня, с его слов, на такой бюджет не получится. Поэтому у турнира нет полноценной медийной поддержки и трансляций. Местный телеканал показал открытие, а в тематических группах в соцсетях появились анонсы, но рекламы на центральном ТВ и баннеров в городе не было.
Даже закупка бейджиков для участников выходила за рамки бюджета. «Можно аккредитовать спортсменов — каждый будет ходить с бейджиком. Но это еще статья расходов — плюс 300 рублей на человека», — сказал Ватагин.
При этом организатор отметил, что за последние пять-шесть лет ситуация с финансированием улучшилась: до 2018 года Министерство спорта выделяло меньше денег на развитие городков. Чтобы бюджеты увеличивали и дальше, дисциплине нужно наращивать аудиторию, объяснил позицию чиновников Ватагин.
Но как привлечь новых зрителей, непонятно. Провести трансляции организаторы не могут: это делают только на крупных мероприятиях вроде чемпионатов Европы и мира. «Это плюс миллион к бюджету. Его нам никто не даст», — прокомментировал Ватагин идею установить камеры.
Впечатления
Матчи. Мои представления о городках были поверхностными и ограничивались сценой из мультфильма «Ну, погоди!». Той, в которой Бегемот выставляет фигуру из городков и готовится кинуть в нее биту, но ему мешает Волк.
Поэтому перед началом игр Валера объяснил базовые правила — они оказались простыми и понятными. Спортсмен становится на линию и кидает биту в выставленную из городков фигуру. Он должен бросить ее так, чтобы все элементы вылетели за пределы «города» .
Чем меньше попыток тратит игрок, тем лучше. Всего в европейской вариации 16 позиций, которые городошники выбивают в определенной последовательности.
В какой-то момент я начал отличать удачный бросок от неудачного и стал хлопать вместе с немногочисленными зрителями. Решил болеть за петербургского городошника Владислава Воробьева — знакомого Валеры.
Матчи первого раунда и полуфиналы прошли один за другим и длились в общей сложности час. Не обошлось без спортивной драмы. Тренеры одного из игроков начали ожесточенный спор с судьей о неправильном подсчете бросков. Арбитр не изменил решения, и проигравший городошник бросил биту на пол. Тренер попытался успокоить спортсмена — но сделал только хуже.
В финал вышли Владислав Воробьев и москвич Алексей Ляхович. Поначалу игроки показывали равные результаты, но в середине матча Воробьев вырвался вперед и победил. Ему аплодировала группа поддержки из Петербурга и команда Т—Ж.
Атмосфера. Хотя сами городки интересны, атмосферы спортивного ивента не чувствовалось. Возникло ощущение, что я попал не на финал всероссийского турнира, а на квалификацию без зрителей.
Невооруженным глазом видно, что поддержка городков минимальна. Из 200 сидячих мест заполнена была только четверть — в основном родственниками и одноклубниками участников.
Активностей для болельщиков не организовали. Понятно, что бюджет мал, но не было даже попыток заинтересовать гостей. Нет общей айдентики, формы или инвентаря для спортсменов. А информацию об их достижениях публикуют разве что на сайте федерации и в региональных новостях.
Мнения спортсменов. С кем я ни общался — все вели себя скромно. Не этого ожидаешь от только что победивших спортсменов. Подозреваю, из-за непопулярности спорта достижения не воспринимаются должным образом.
Сложно представить, что кто-то может полностью отдавать себя городкам. В особенности из-за того, что даже на первенстве России за победы даются призы уровня веселых стартов.
Почти все опрошенные мной спортсмены начали заниматься городками после того, как случайно попали на площадку и попробовали этот вид спорта. Причем возрастной диапазон существенный: одни начали в семь лет, другие — в тринадцать.
И все же основная масса участников — молодежь из колледжей и институтов. Несколько человек обучаются на физкультурном направлении, но есть будущие механик и логист. Городки всеми воспринимаются как важная часть жизни, но не как средство заработка.
Спортсмены тренируются по несколько раз в неделю: занятия в секциях бесплатные, а за выезды приходится платить — судя по финансовому раскладу турнира, самостоятельно. Основные перспективы дисциплины они видят в развитии секций и популяризации по всей стране: сейчас в соревнованиях участвуют в основном представители семи-восьми регионов с развитыми школами.
Что в итоге
Городки находятся в странном положении. С одной стороны, это народный спорт с 700-летней историей, интересными матчами и доступным входным порогом без ограничений по возрасту или полу. С другой, городки невостребованны и незаметны на фоне других дисциплин.
Кажется, в городки попадают через знакомых или тренеров либо по случайности. Я родился и учился в Подольске, но никогда не слышал, что в городе есть секция, площадки и даже федерация. После поездки на турнир рассказал друзьям, что на стадионе «Труд» прошли соревнования высшего уровня по городкам — все удивлялись и впервые узнавали об этом от меня.
Значимости подольскому турниру придать не получилось. Он прошел как локальная история «для своих», и мы были чуть ли не единственными зрителями извне. Списывать все на недостаток бюджета и безразличие к спорту в стране не хочется, когда не видишь попыток продвижения даже на базовом уровне.
Сейчас соревнования по городкам — вещь для любителей нишевого спорта. Чтобы узнать о турнире, нужно самому открыть сайт профильной организации, найти расписание и выяснить подробности. Неудивительно, что до трибун доходят единицы. Ситуация похожа на тупиковую: на городки нет спроса, поэтому на популяризацию нет денег. Но чтобы популяризовать дисциплину, на нее нужен спрос.
Возможно, все изменится в ближайшем будущем. В начале октября Федерация городков подписала договор о партнерстве со спонсором-букмекером, но повлияет ли это на уровень организации, пока неизвестно.
Спортивные сюжеты и материалы для тех, кто любит спорт во всех его проявлениях, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_sportik