Не попали на рейс из-за неправильной навигации в аэропорту. Куда жаловаться?

59
Аватар автора

Алёна Зубова

спросила в Сообществе

Страница автора

Из-за нарушения навигации в аэропорту Толмачево многодетной семье с четырьмя детьми, в том числе младенцем, не удалось улететь в заслуженный отпуск.

Нам назначили выход 22. Мы следовали навигации в аэропорту. Не менее пяти огромных стел с номерами 1—23 указывали налево. Табло над эскалатором говорило, что мы двигаемся в верном направлении. Были даже указатели в стерильной зоне, что мы дошли. Но на пункте заключительного контроля нам сообщили, что здесь такого выхода нет и нам нужно идти в противоположную сторону.

Выяснилось, что во время реконструкции здания аэропорта установили стелы, табло и указатели, противоречащие действительности. Так что всем, кому назначат гейт 22, надо идти направо в сторону указателей с нумерацией выходов 24—26. Будьте внимательны, идите против логики аэропорта — и, возможно, вам удастся улететь. Куда жаловаться?

Навигационная стела, информацией на которой мы руководствовались
Навигационная стела, информацией на которой мы руководствовались
Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Сказать однозначно, получится ли вам компенсировать убытки, нельзя: судебная практика по похожим делам складывается не в пользу пассажиров. Кроме того, Т⁠—⁠Ж направлял запрос в аэропорт Толмачево с просьбой прокомментировать ваш случай, но не получил ответа.

Расскажу, как нужно информировать пассажиров в аэропорту и что можно сделать, если из-за неправильной навигации человек опоздал на рейс.

Кто должен информировать пассажиров в аэропорту

Авиакомпания или обслуживающая организация аэропорта должна предоставлять пассажирам информацию  :

  1. О расписании авиарейсов.
  2. О месте и времени регистрации на рейс, указанный в билете.
  3. О задержках или отменах рейсов и причинах этого.
  4. О том, как добраться до ближайшего населенного пункта, других терминалов и аэропортов.
  5. О правилах предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа.
  6. О правилах пограничного, таможенного и других видов контроля.
  7. О том, где находятся комнаты матери и ребенка.

Для этого в аэропорту используют табло, навигационные указатели, делают объявления по громкой связи и так далее.

Каковы правила регистрации и посадки на рейс

Регистрация пассажиров и багажа на рейсы должна заканчиваться минимум за 40 минут до вылета. Авиакомпания обязана заранее сообщить о времени ее завершения, а пассажиры — заблаговременно приехать в аэропорт.

При регистрации выдают посадочный талон, в котором указан номер выхода на посадку — гейта, — а также время окончания посадки. Его каждый аэропорт устанавливает сам, а авиакомпания информирует пассажиров. Обычно в самолет перестают пускать за 20—25 минут до вылета.

Пассажир должен прийти к гейту вовремя. Если он опоздает, его не посадят на рейс, потому что после окончания посадки экипаж и службы аэропорта должны успеть провести технологические процедуры  .

Что можно сделать, если не попали на рейс из-за неправильной навигации

Написать в аэропорт претензию по образцу. В ней можно потребовать, чтобы обслуживающая организация привела в порядок указатели и компенсировала вам стоимость билетов.

Отправить документ можно заказным письмом — для этого удобно воспользоваться электронным сервисом Почты России. Еще можно передать документ лично в администрацию аэропорта. Тогда нужно принести два экземпляра и попросить поставить на одном из них подпись о получении.

У компании будет 10 дней на ответ.

Пожаловаться в проверяющие органы. Рекомендую, прежде чем идти в суд, заручиться поддержкой контролирующих ведомств: Роспотребнадзора, прокуратуры и Росавиации. По закону жалобу в Роспотребнадзор нельзя писать сразу — сначала надо направить претензию в аэропорт и выждать 10 дней. Обращаться в Росавиацию и прокуратуру можно в любое время.

Обращения в Роспотребнадзор, Росавиацию и прокуратуру удобно отправлять через формы на сайтах. Но при желании можно выслать письма почтой или сходить на прием лично. В качестве доказательства рекомендую предоставить видео, которое подтвердит ошибочную навигацию.

Если в аэропорту действительно нарушена навигация, контролирующие органы вынесут предписание обслуживающей организации. А еще могут привлечь к административной ответственности за то, что нарушения не устранили в срок. Малым предприятиям грозит штраф 5000—10 000 ₽, средним и крупным — 10 000—20 000 ₽  . Это будет дополнительным доводом в суде.

Но это все равно не даст гарантий, что решение примут в вашу пользу. Ведь другие пассажиры успели на посадку. Суд может сказать, что вы не попали на рейс, потому что не рассчитали время и поздно приехали в аэропорт.

Обратиться в суд. Если на претензию не ответят в течение 10 дней с даты отправки или вручения либо ответ вас не устроит, можно обращаться в суд.

Выбор суда зависит от суммы, которую вы потребуете возместить. По делам о защите прав потребителей иски до 100 000 ₽ рассматривает мировой суд, свыше этой суммы — районный. Т⁠—⁠Ж подробно рассказывал о том, как подать иск в суд.

Сначала иск направляют ответчику почтой. Затем, вместе с квитанцией об отправке, — в суд. К исковому заявлению прикладывают копии документов, которые отправляли с претензией. Госпошлину по делам о защите прав потребителей уплачивать не надо.

В суде можно потребовать:

  1. Возмещение убытков. В вашем случае — расходов на билеты, которыми вы не смогли воспользоваться.
  2. Неустойку — 3% за каждый день просрочки выплаты, но не больше стоимости билетов.
  3. Компенсацию морального вреда.
  4. Штраф за то, что ответчик не выполнил требования добровольно, — 50% от суммы, которую может присудить суд.

Что говорят суды

Судебная практика по таким делам складывается не в пользу пассажиров. Чаще всего путешественники опаздывают на регистрацию и посадку, потому что неверно рассчитывают время. Им трудно доказать вину аэропорта или авиакомпании.

Жительница Ульяновска с двумя детьми собиралась лететь из Самары в Махачкалу. Она заранее приехала в аэропорт, зарегистрировалась на рейс и стала ждать посадки. Но объявления так и не услышала. Тогда путешественница подошла к гейту.

В билетах было указано, что посадка закончится в 11:45. Пассажирка с детьми утверждала, что пришла к гейту в 11:41, но выход оказался закрыт. А сотрудников авиакомпании поблизости не было.

Женщина разыскала сотрудников и узнала, что ее обратные билеты Махачкала — Самара аннулировали из-за неявки на первый рейс.

Пассажирка обратилась в суд. Она потребовала взыскать с авиакомпании 42 437 ₽ за сгоревшие билеты и 158 068 ₽ за покупку новых, 45 000 ₽ за моральный вред, 66 388,56 ₽ пеней, 15 000 ₽ за услуги представителя, а также неустойку и штраф за то, что требования не удовлетворили до суда.

Суд привлек аэропорт ответчиком по делу. И тот доказал, что пассажирам объявляли о посадке в 11:26, 11:29, 11:33 и 11:37. Дополнительно опоздавших приглашали по громкой связи в 11:42 и 11:43. А объявление о том, что посадка пассажиров на рейс закончилась, было в 11:46. Таким образом, если бы пассажирка успела до 11:45, она бы попала на рейс.

Суд решил, что путешественники слишком поздно пришли в зону посадки, а перевозчик и службы аэропорта на виноваты. Поэтому отказал женщине в компенсации  .

Есть практика, где ответчиком по аналогичному иску была авиакомпания.

Пассажирка опоздала на посадку из-за того, что не смогла вовремя найти нужный гейт. Почему — не уточняется. Женщина потребовала от авиакомпании компенсировать ущерб — 34 875 ₽, возместить моральный вред — 20 000 ₽, выплатить неустойку в размере 24 073,92 ₽ и штраф.

Но суд установил, что в аэропорту были навигационные указатели, которые обозначали направление к гейтам. А еще несколько раз звучали объявления с просьбой срочно пройти на посадку в самолет.

В итоге мировой судья отказал пассажирке в иске. Апелляция и кассация оставили решение в силе  .

Что в итоге

Если навигационные указатели установлены неверно, вы можете написать претензию авиакомпании или администрации аэропорта — потребовать возместить убытки и устранить нарушения.

Если через 10 дней ответ не поступит или он вас не устроит, вы вправе обратиться в суд. Но перед этим лучше написать жалобу в контролирующие ведомства. В Роспотребнадзор обращаются только после того, как прошло 10 дней с момента отправки претензии. В прокуратуру и Росавиацию можно писать сразу.

Нет гарантий, что удастся выиграть дело в суде. Практика по таким делам складывается не в пользу пассажиров, тем более если другие успели на тот же рейс вовремя. Но, возможно, у вас будут веские аргументы, подтверждающие вину аэропорта.

Анастасия КорниловаПропускали самолет из-за проблем в аэропорту? Расскажите об этом:
  • Андрейв т-ж уже пожаловались, теперь в спортлото пишите, чтоб наверняка10
  • Системный инженерВы что, впритык ко времени пришли, раз из-за такого инцидента опоздали?15
  • Маленькая врединаЗаранее надо приезжать в аэропорт,а не прибегать за 10 минут до конца регистрации.25
  • Это яМаленькая, нужно конечно, но всякое бывает, человек не должен догадываться, что там навигация через одно место сделано23
  • Пухоспинка ЦарственнаяПочему все обладатели многодетных семей с младенцами так любят выпячивать этот факт при любой возможности?44
  • ОлегЕсли это так, как тут описано, то таких случаев должны быть десятки в день. Все остальные пассажиры этого самолёта тоже пришли к выходу 22, узнали про ошибку и пошли в другую сторону? А если это не так, то что-то тут описано не так.37
  • Ксения АнтоноваПишите претензию самому аэропорту. С их ответом будете дальше разбираться с юристом. Все равно в суде нужен будет ответ от аэропорта8
  • ДмитрийКсения, все авиакомпании говорят: приезжайте не позднее 2 часов до вылета. Это то, что вам скажут в ответ на вашу жалобу и будут правы. Толмачево - не какой-нибудь Шереметьево, где между выходами может быть минут 15 ходьбы, приехали бы вовремя - спокойно улетели бы.13
  • BDMИнтересно, самолёт вообще пустой улетел с 22 гейта?27
  • Ксения АнтоноваДмитрий, мы с вами не знаем, вдруг там уже 500 человек не улетело, резонанса просто нет. Всегда нужно использовать возможность найти правду4
  • ДмитрийКсения, точно нет. Если за 2 часа приехать - в Толмачево можно наизусть выучить каждый закоулок.3
  • AndrewSmurfetka, так 2 часа - это для внутренних рейсов. Для международных обязательно приезжать за 3, рекомендуется за 4.1
  • Андрейони там каждый день улетают пустые, пилоты в шоке, никто не мог понять в чём дело, Стивен Кинг собрался книгу писать. но теперь то все наконец разберутся36
  • Пухоспинка ЦарственнаяАндрей, вы разблокировали мне воспоминание о "Лангольерах")9
  • Maey WhrouteSmurfetka, если люди опаздывают их вызывают на регистрацию вне очереди, тем более с 4-мя детьми и младенцем их вообще везде бы пропустили вне очереди, и не закрывают гейт, пока они не добегут до него. В данном случае очевидно семья просрала все возможные сроки, а теперь трясет 4-мя детьми в надежде компенсировать потраченные деньги. Но нет. Сами виноваты.7
  • Maey WhrouteЭто, такое больше выглядит как опоздавшая семья ищет способ компенсировать убытки. Сама регулярно летаю из Толмачево – ни разу не заблудилась. Достаточно просто приехать до того, как гейт закрыли.9
  • Maey WhrouteПухоспинка, привыкли за счет детей получать жалость и ништяки.1
  • ХойяПухоспинка, в данном случае, думаю, это может быть объяснением, почему им было довольно сложно бегать от выхода к выходу. Меня больше смущает, зачем они вообще с младенцем куда-то поехали и почему отпуск именно "заслуженный".27
  • ДмитрийSmurfetka, Новосибирск - не Анталья )))3
  • ХойяДействительно, странно. Самое странное, почему ваша история уникальна и никто больше проблемы не заметил - погуглила и нашла только эту же историю ещё на нескольких ресурсах, а реконструкция завершена, если верить тому же гуглу, несколько месяцев назад, соответственно, уже несколько месяцев куча народу мечется по аэропорту в поисках правильного выхода. Понятно, большинство при этом не опаздывает, но пожаловаться-то должны? Может быть, конечно, автору стоило задуматься ещё на том этапе, когда она вместо направления на вылет в страны таможенного союза выбрала указатель на внутренние рейсы, хотя летела в Киргизию (на приведенной фотке - направо).19
  • Это яMaey, а 22 гейт можно найти идя по указателям? если да, то косяк семьи, если нет, косяк аэропорта (как это описано в статье)2
  • Maey WhrouteЭто, если семья пытается натянуть сову на глобус, приехав после закрытия гейта и обвиняя аэропорт - то виновата семья. Тут как ни крути семья виновата. Ни разу не видела блуждающих по аэропорту людей, потерявшихся в поисках 22 гейта. Дело вообще не в стеллах.0
  • Это яMaey, я сужу по статье, а не долумываю, там описано дело в стрелках В любом аэропорту есть блуждающие даже в моем городе, где всего один выход на посадку) Но факт остаётся фактом, если навигация не соответствует действительности, то виноват аэропорт, если человек не умеют читать, что написано на стрелках,то пассажир Ради любопытства, когда в следующий раз будете в этом аэропорту проверьте гейт 22 и расскажите нам, придуманная причина или нет, думаю, тут многим будет интересно)12
  • KKкак то меня на микроавтобусе довозили прямо до самолета) сотрудники пошли навстречу5
  • Юлий МатвеевПомню, когда впервые оказался один в Хитроу, это было сложно4
  • Юлий МатвеевМаленькая, иногда, бывают такие аэропорты, что можно и за день не разобраться3
  • Юлий МатвеевАндрей, ну, можно и попробовать, вдруг кто-то важный увидит?0
  • Андрейдостаточно обратиться к любому сотруднику1
  • НиколайПолагаю самолет-то не пустой улетел? Все остальные пассажиры как-то сумели разобраться? Делать важные вещи в притык по времени или в последний момент не очень хорошая привычка и всегда чревата неприятностями. Хотя, конечно, бардак с навигацией тоже не дело.6
  • Alexandra OrlovaЯ так и не поняла, почему не улетели-то? Там что 10 км между выходами, что вы 2 часа шли от одного до другого? Ну пришли к неправильном, разобрались, дальше пошли искать, все равно приезжаешь за 2-3 часа в аэропорту и там слоняешься по магазинам5
  • natashakopМаленькая, а вот бывают билеты по как раз нужной цене, когда смежный рейс для пересадки прилетает таким образом, что ну очень мало времени перебежать из одной зоны или терминала аэропорта в другой и промедления в навигации по аэропорту чреваты...Я лично стараюсь найти ролик в ю-тюбе от других пассажиров чтобы наглядно увидеть как там блуждается между, допустим, пятью уровнями и тремя галлереями по километру каждая, но бывает, что таких роликов и нет. А карта аэпопорта в таких случаях как то вот не очень...1
  • natashakopАндрей, посмотрите любопытства ради карту, например, аэропорта во Франкфурте из шести уровней, в виде осьминога с кучей щупалец и двумя телами. Как вам бы зашло, если бы с вокзала дальних поездов (а там и ближние поезда и автобусы в другие города на самых разных уровнях в разнообразных местах) вам бы очень срочно к гейту А-63 на вылет...А это один из самых центральных пересадочных узлов мира.2
  • Alexandra Orlovanatashakop, я не беру смежные рейсы разными авиакомпаниями впритык. А если одна и та же, то надо требовать, чтобы посадили на след.рейс1
  • LushkaХойя, тоже усмехнулась с этой формулировки. В незаслуженный отпуск пропустить самолет не жалко.7
  • LushkaKrokodilski, нас так довозили в Казани. Плохо вы о России думаете)3
  • ШевальеВ данном случае попались сверхразумы. Навигация в Толмачёво очень понятная2
  • Alexander LakisovХойя, меня вообще всегда смущают полеты с младенцами в отпуск. Младенцы не будут это помнить от слова никак, зато уж люди вокруг прекрасно запомнят эту поездку.1
  • Андрейnatashakop, я там был несколько раз, проблем не было, всё по указателям, даже спрашивать никого не пришлось. Вопросы были при пересадке в Мадриде - прилет был на один терминал, на табло не было моего следующего рейса. Подошёл к первой попавшейся стойке, показал билеты. Сказали надо ехать на другой терминал, сказали где сесть и на какой автобус, в автобусе эл.табло с остановками. Вышел в нужном мне терминале, нашёл на табло свой рейс и выход, прошёл по указателям, всё.0
  • АндрейLushka, наверно имелось ввиду, что это была нештатная ситуация и его одного опаздавшего подвезли к самолёту. а так много где сажают и высаживают всех сначала в автобус и везут в-из самолёта. в астрахани так.0
  • natashakopАндрей, бывает, что времени доскакать до стыковочного рейса и успеть там ещё сдать свой багаж совершенно в обрез... Бывает, что намного дешевле между двумя аэропортами в разных городах доехать на поезде или автобусе и тогда надо ещё суметь вовремя получить там свой багаж...1
  • Андрейnatashakop, бывает всякое. это вопрос планирования. у меня тоже были опоздания и несостыковки в рейсах. в суд не подавал2
  • natashakopЮлий, Хитроу или Шарль де Голль- это просто сказка по сравнению с тем же Франкфуртoм-на-Майне. Но есть видеопроходы на ютубе.0
  • Alexandra Orlovanatashakop, может. Но в топике автор только ноет, но конкретно, почему опоздали (может засели в ресторане и сами опоздали) и что он сделал дальше (моэет, они развернулись и ушли, а сейчас что-то требуют)))), не упомянуто вообще0
  • Боевой пельменьМаленькая, полностью поддерживаю!0
  • Oxygen2023Alexander, люди с младенцами ездят в отпуск ради себя, а не ради младенцев. Потому что хотят и могут.5
  • ЕлизаветаAlexander, а людям с младенцами отдыхать не надо? "Рожайте побольше, у нас демографическая яма", но при этом "сидите дома следующие лет 5, потому что ваши дети раздражают окружающих"? Меня вот бухающие мужики раздражают, и в самолете и на отдыхе, и женщины, которые разговаривают на ультразвуке, а еще мамкины бизнесмены, которые на весь самолет или все кафе обсуждают концепцию кофейни, которую собираются открыть, считая, что окружающие не проживут без этой информации, но к ним почему-то у общества претензий нет, а вот к матерям с младенцами сплошные "куда поперлась". Отдых с маленьким ребёнком для родителей также важен как и для всех остальных людей, но оставлять совсем малышей на родственников это дичайший стресс как для ребенка, так и для родителей, поэтому и едут вместе с ребенком отдыхать.3
  • ШевальеAlexandra, я обычно приезжаю за 20 мин до открытия гейта. Все процедуры в аэропорту 5-10 мин с приоритетным проходом. Чё там два часа делать0
  • Alexandra OrlovaШевалье, не писать потом тюстранных постов на тж, что не улетели, потому что изменили выход1
  • Alexander LakisovOxygen2023, судя по тому, сколько возни с младенцами и какими "счастливыми" выглядят их родители — это что угодно, но не отпуск. И на мой взгляд это совершенно бесполезный, ненужный стресс для ребенка, которого никто не спрашивал, хочет ли он вообще куда-то лететь.3
  • Юлия МакееваЗдравствуйте, мы с мужем и собачкой приехали в аэропорт за 3 часа до вылета, зарегистрировались, прошли досмотр, а потом пошли на посадку, но заблудились в аэропорту, ни одного работника не встретили по дороге у которых можно было спросить где гайд на который нам нужно было идти, я инвалид 3 группы , у меня проблемы с ногами, в Петербурге очень большой аэропорт, нас ни разу не объявляли по громкой связи , по пути на посадочную площадку очень много магазинов , и мы растерялись , тем более поменяли гайд с 6 на 13 й. Мы ни разу не были в этом аэропорту. В общем когда мы нашли где посадка, нас уже не пустили на самолёт, можем ли мы в этом случае вернуть деньги? Хотя бы частично0