Авто
40K

Автоподставы и автоподставщики

Что это такое и как с этим бороться
36
Автоподставы и автоподставщики
Аватар автора

Дмитрий Сергеев

майор полиции в отставке

Страница автора

В 2019 году в России произошло 164 358 дорожно-транспортных происшествий.

Так говорит статистика, но в нее попадают не все ДТП. В государственную статистическую отчетность включаются сведения только о тех дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди. Мелкие аварии никак не оформляют, а их участники не обращаются в страховые компании и договариваются на месте: платит тот, кто считает себя виновником, и все разъезжаются.

Далеко не всегда в таких ситуациях ущерб возмещает виновник. Так бывает, когда недобросовестные граждане сами создают аварийную ситуацию, а потом убеждают водителя: «Вы виноваты, давайте договоримся прямо здесь, не будем вызывать сотрудников». В результате водитель, который ни в чем не виноват, теряет деньги. Расскажу, как определить автоподставщика и не стать его жертвой.

Это не исчерпывающий список разводов

Возможно, пока я писал эту статью, мошенники придумали новые схемы, пока еще не известные ни водителям, ни правоохранительным органам. Если знаете, как с ними бороться, пишите в комментариях.

Что такое автоподстава

Автоподставой в быту называют один из видов мошенничества, в котором мошенник инициирует конфликтную ситуацию на дороге или на любой территории, где могут перемещаться автомобили. А потом возможны два варианта развития событий:

  1. водителя на дороге убеждают, что раз он виноват, надо возместить ущерб на месте. Желательно наличными: автоподставщики не любят переводы, по ним можно отследить получателя;
  2. фиктивное ДТП оформляют по европротоколу, а потом мошенники обращаются за выплатой в страховую компанию. Этот вид автоподставы встречается все реже. Страховые компании в подавляющем большинстве случаев возмещают ущерб в виде ремонта машины: переводят деньги владельцу мастерской, который ремонтирует поврежденный автомобиль. Мошенник, который хотел заработать, больше не видит живых денег, ему невыгодно этим заниматься.

Логика автоподставщиков простая: виновный в ДТП должен возместить ущерб. Поцарапал чужую машину, зацепил зеркало на тесной парковке, помял бампер или крыло — плати.

Иногда владелец автомобиля как источника повышенной опасности обязан возместить вред независимо от того, виноват он в ДТП или нет. Даже если дорожная ситуация сложилась так, что водитель не виноват в ДТП — его все равно могут обязать компенсировать затраты на ремонт чужой машины или на лечение пострадавшего. Например, на дорогу внезапно выскакивает пешеход. Водитель изо всех сил жмет на тормоза, но дорога скользкая и пешеход все равно лежит на капоте. Водителя, вероятно, не привлекут к административной или уголовной ответственности, но оплатить лечение пострадавшему пешеходу все равно придется.

До 2002 года все обязанности по возмещению ущерба возлагали на владельца автомобиля, а любое автострахование было делом добровольным. Доказать подставу было достаточно сложно.

В 2002 году был принят Федеральный закон об ОСАГО. Жизнь автоподставщиков серьезно осложнилась: водители стали требовать оформления ДТП и отказываться платить на месте. Но как бизнес, автоподставы никуда не исчезли, хоть и встречаются гораздо реже.

Что говорит закон

В УК или КоАП нет отдельной статьи, которая предусматривала бы наказание за автоподставу. Но это не значит, что автоподставщиков невозможно наказать. Они либо провоцируют ДТП, либо вводят водителя в заблуждение, что оно якобы было.

  • Если водитель отдал автоподставщику до 1000 ₽ — ответственность будет административной. Санкция за такое — штраф в пределах пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее 1000 ₽, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.
  • Если ущерб составит 1000—2500 ₽, ответственность все равно административная, но наказание будет строже: штраф в пределах пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее 3000 ₽, либо административный арест на срок от 10 до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 120 часов.
  • При ущербе больше 2500 ₽ автоподставщика ждет уголовная ответственность за мошенничество. Если он попадется — возможно наказание в виде штрафа 300 000 ₽ или лишения свободы до 2 лет.

Если следствие докажет не просто предварительный сговор пары автоподставщиков, а то, что группа была организованной, устоявшейся и роли в ней были заранее распределены — размер ущерба уже не будет иметь значения. Даже если водитель потеряет 100 ₽, автоподставщики все равно понесут уголовную ответственность. Но не каждая группа преступников квалифицируется как ОПГ — иногда это очень сложно доказать. Тогда значение имеет только размер ущерба.

Кто такие автоподставщики

В 90-е годы жертвами автоподставщиков были пенсионеры: их подкарауливали на автомобилях, которые выглядели дорогостоящими, и провоцировали мелкое ДТП. После этого жертву под угрозой расправы везли к знакомому нотариусу, у которого переоформляли квартиру и гараж. Бизнес был весьма доходным, но длилось это недолго. Через некоторое время большинство участников таких схем посадили за решетку.

Сегодняшние организаторы таких преступлений и их соучастники не угрожают напрямую. Это интеллигентные люди, от которых вряд ли кто-то мог слышать что-то вроде «плати, баран, пока я тебе голову не проломил». Они, как правило, неплохо разбираются в правилах дорожного движения. Случайных людей среди них нет — этот бизнес работает в режиме конвейера. Они могут перемещаться по разным стоянкам и участкам дорог, чтобы выбрать жертву. Чаще всего работают в группе: одни управляют автомобилем, другие выступают в качестве свидетелей происшествия. Третьи могут стоять в стороне на автостоянке и снимать все, что происходит, на видео из припаркованного автомобиля.

Такие преступления почти никогда не связаны с насилием. Водитель, попавший в подставное ДТП, не рискует ни здоровьем, ни жизнью, ни имуществом. Автоподстава построена исключительно на обмане, и если он не удался — мошенники просто переключатся на другую жертву.

Работают автоподставщики, как правило, в городах-миллионниках или на федеральных трассах. Даже город с населением 100 000—200 000 человек им малоинтересен, долго там работать не получится.

Жертвы автоподставщиков

В теории жертвой автоподставщика может стать кто угодно. Мошенники достоверно не знают, с кем работают — выяснить они это могут, только когда происшествие уже произошло, в процессе общения с жертвой.

Ни марка автомобиля, ни одежда водителя, ни его возраст ни о чем не говорят. За рулем машины представительского класса может находиться какой-нибудь топ-менеджер. В случае ДТП он вызовет юристов, которые не оставят автоподставщикам никаких шансов. В другой раз это будет наемный водитель, который выехал на этой машине без спроса по своим делам. Такой будет рад расплатиться с мошенниками на месте, главное, чтобы никто ничего не узнал.

Тем не менее есть признаки, которые делают автомобиль более привлекательным для автоподставщиков. Вот они.

Знак «Начинающий водитель». Его обязан наклеить на заднее стекло любой водитель со стажем менее 2 лет. Новичка легче убедить, что он виноват в ДТП и должен рассчитаться на месте.

Так выглядит знак «Начинающий водитель» — его размещают на заднем стекле
Так выглядит знак «Начинающий водитель» — его размещают на заднем стекле

Царапины на бампере и на крыльях. Это косвенный признак неопытности.

Манера вождения. Тут потенциальной жертвой может быть как начинающий водитель, который трогается рывками, так и излишне уверенный в себе лихач, который решил всем на дороге показать, какой он крутой и бесстрашный. Умеренно осторожные водители в такой ситуации рискуют меньше. Осторожного человека сложнее убедить в том, что он спровоцировал ДТП. То же относится к водителям, которые соблюдают требования ПДД. Если на дороге ограничение 40 км и водитель строго ему следует, автоподставщикам будет сложно обвинить его в том, что он спровоцировал ДТП.

Тонировка на лобовом стекле, усиленные бампера, кустарный ксенон, а также любые заметные изменения в конструкции автомобиля. Водители таких машин рискуют получить штраф за внесение изменений в конструкцию, поэтому обычно стараются не связываться с сотрудниками ГИБДД. Проще отдать деньги и разъехаться.

Но окончательное решение мошенники принимают, как правило, после общения с водителем. Если он ведет себя уверенно, хорошо ориентируется в ПДД, при разногласиях по обстоятельствам ДТП тут же вызывает сотрудников ГИБДД — он плохой кандидат на роль потерпевшего.

И наоборот — незнание ПДД играет мошенникам на руку. Совсем хорошо, если удалось поймать водителя без полиса ОСАГО — это идеальный потерпевший. В этом случае он не может отправить мошенников разбираться со страховой компанией.

Автоподставщики действуют по заранее отработанным схемам. Условно их можно разделить на два типа — такие, в которых водитель действительно совершает нарушение и потом становится объектом шантажа, и такие, в которых со стороны водителя никаких нарушений нет, но его убеждают в обратном.

Разберемся со всеми схемами детально.

Оставление места ДТП

Водитель не имеет права покидать место ДТП. Есть много вариантов разойтись:

  1. оформить европротокол;
  2. вызвать сотрудников, чтобы они оформили ДТП: даже если 5 утра и вокруг никого нет, и вам кажется, что никто не мог увидеть, что это именно вы помяли двери чьей-то машины;
  3. составить расписку, что участники ДТП не имеют претензий друг к другу.

Если просто уехать, велик риск лишиться права управления на срок от года до полутора лет или отсидеть 15 суток.

Допустим, человек выходит во двор и видит, что на его машине появились новые повреждения: кто-то помял двери, пока хозяин машины спал. Просто вздыхать и ехать по делам не стоит — ведь это тоже будет оставлением места ДТП. Придется вызвать сотрудников ГИБДД, даже если нет веры в то, что они смогут найти виновника.

Как этим пользуются автоподставщики. После мелкого ДТП автоподставщики либо договариваются о мелкой компенсации на месте, либо говорят что-то вроде: «Да мелочи, с кем не бывает, езжай себе с миром». При этом записывают номер телефона: это чтобы потом на него позвонить или скинуть смс с обвинениями в оставлении места ДТП и угрозами. Скорее всего, будет видеозапись и свидетели, которые любезно согласятся выступить в суде со стороны обвинения. Мошенники выставляют счет за молчание: обычно это 100—300 тысяч рублей, а иногда больше — это зависит от платежеспособности жертвы.

Как может выглядеть ДТП. Есть два варианта.

  1. жертва на стоянке или парковке трогается с места, в автомобиль кидают пластиковую бутылку, наполненную водой или картофелину. На соседней машине уже нарисованы следы повреждения: это несложно сделать сухим куском мыла. Появляется человек, который пытается убедить в том, что столкновение было;
  2. жертва едет по узкой улице, и справа, и слева припарковано много автомобилей. Та же бутылка или картофелина летит в машину жертвы, слышен удар. Движение по таким улицам медленное — и автомобиль быстро догоняют «свидетели ДТП», которые тут же заявляют, что вы зацепили зеркало соседней машины.

А еще «свидетели» и помощники «пострадавшего» предложат отогнать машину, чтобы она не перекрывала улицу. Свободное место найти сразу не получится — и видеорегистратор заранее припаркованного по соседству автомобиля снимет на видео гордо уезжающего в закат «виновника ДТП». Даже если водитель припаркует машину в стороне и вернется — «свидетелей» уже, скорее всего, не будет. Их помощники уже сняли видео, автоподставщикам есть с чем работать.

Узкая улица, одностороннее движение, машины паркуются с двух сторон, свободных мест на обочине нет. Отличное место для автоподставы
Узкая улица, одностороннее движение, машины паркуются с двух сторон, свободных мест на обочине нет. Отличное место для автоподставы

Как бороться. Если вам предлагают разойтись мирно, и «вообще ничего страшного, бывает», берите расписку, в которой укажите, что ущерба нет и обе стороны друг к другу претензий не имеют. Раз нет ущерба — соответственно, нет и ДТП, а раз нет ДТП — нет и оставления. Для этого нужно два паспорта, лист бумаги и ручка. Установленной формы расписки нет, главное, чтобы были паспортные данные двух сторон, модели и номера автомобилей, а также факт, что ни одна из сторон не имеет претензий. Номер телефона в этом случае оставлять нет совершенно никакого смысла: раз претензий нет, разговаривать в будущем не о чем.

Требуют решить проблему небольшой суммой — предложите составить европротокол или сообщите, что вызываете сотрудников.

Меня пытались развести в таком узком проезде. Все как положено: крики прохожих и царапина на закрытой машине. Очевидцы сказали, что это автомобиль их дяди, дали его телефон и попросили мой. Я отогнал машину немного в сторону — без этого никак, меня было не объехать — и стал ждать хозяина машины. Свидетели тем временем разошлись, хозяин не приходил, а его телефон был вне зоны доступа сети.

Примерно через полчаса мне надоело ждать, и я позвонил по телефону 112 — объяснил ситуацию, назвал адрес, попросил отправить сотрудников ГИБДД. Они прибыли довольно быстро и попытались связаться с владельцем машины самостоятельно — но тоже неудачно. После этого переписали мои данные, сфотографировали полис ОСАГО и взяли с меня объяснительную о том, как все произошло. После этого я поехал домой — в такой ситуации это уже не считается оставлением места ДТП.

Мне так никто и не перезвонил. Но даже если бы кто-то попытался предъявить мне претензии, это было бы невозможно. Если я сам вызвал сотрудников и настоял на фиксации — это уже не нарушение. А в том, что хозяин поврежденной машины не нашелся, моей вины нет.

Наезд на человека

В ранних вариантах такой автоподставы человек выбегал на проезжую часть и бросался на капот проезжающей машины, после чего с разной степенью убедительности изображал тяжелые травмы. Потом убеждал водителя оплатить лечение на месте, наличными. Можно прыгнуть не с пустыми руками, а например с разбитым Айфоном в руках, чтобы потом потребовать с водителя деньги на его ремонт.

Сам пострадавший при этом почти не рисковал — в качестве места для автоподставы выбирались пешеходные переходы, дороги со светофорами и ограничениями по скорости движения. Водитель в такой ситуации прекрасно понимал, что его разводят — но сделать ничего не мог. Попытка разобраться с «прыгунами» с помощью кулаков гарантированно добавляла обвинение в нанесении побоев.

Ответственность за побои может быть административной — в этом случае возможен штраф 5000—30 000 ₽, либо административный арест на срок 10—15 суток, либо обязательные работы на срок 60—120 часов. Если дело дойдет до кратковременного расстройства здоровья или незначительной утраты общей трудоспособности, ответственность будет уголовной. Будет штраф в размере до 40 000 ₽ или арест на срок до 4 месяцев.

Любителей прыгать на капот в последнее время стало меньше, и в этом заслуга массового распространения видеорегистраторов. Но мошенники немного изменили схему: теперь они сталкиваются с машиной в местах, в которых водитель ничего не заметит, а видеорегистратор ничего не зафиксирует. Они подкрадываются к автомобилю сзади или немного сбоку. Доказать умысел пешехода в такой ситуации очень сложно.

Для особой убедительности в схему добавляют детскую коляску, велосипед или даже ребенка, который ложится около машины. Также могут привлечь подставных свидетелей, которые начинают громко отчитывать водителя, стыдить его и всем своим поведением убеждать, что они-то точно видели, как все происходило. Пострадавший при этом готов получить компенсацию на месте или даже съездить с жертвой за деньгами до банкомата или до дома.

Как бороться. В такой ситуации водитель находится в заведомо проигрышном положении. Даже если на записи видеорегистратора видно, что человек сам бросается на капот автомобиля — это может освободить водителя от административной или уголовной ответственности. Но автомобиль — источник повышенной опасности. А вред, причиненный этим автомобилем, в любом случае подлежит возмещению. Этим и пользуются мошенники — они по сути предлагают возместить вред от столкновения на месте — закон этого не запрещает.

С другой стороны, можно доказать, что вред возник вследствие умысла потерпевшего: представить запись с видеорегистратора. В этом случае водителю не придется нести ответственность.

В любой ситуации с пострадавшими водителю гораздо выгоднее общаться с сотрудниками ГИБДД, чем пытаться решить вопрос на месте. Ответственность водителя зависит от тяжести вреда, который причинен здоровью потерпевшего.

  • Легкий вред здоровью, при котором потерпевший в ДТП получит больничный не более чем на 21 день, грозит водителю штрафом 2500—5000 ₽ либо лишением прав на 1—1,5 года. Это кратковременная утрата здоровья или незначительная стойкая потеря трудоспособности.
  • Средний вред здоровью, полученный потерпевшим, грозит водителю штрафом 10 000—20 000 ₽ либо лишением прав на 1,5—2 года. Таким вредом считается утрата трудоспособности более чем на треть, либо ситуация, когда человеку выписали больничный более чем на 21 день.
  • Тяжкий вред здоровью грозит лишением свободы на срок до 2 лет. Это травмы, опасные для жизни пострадавшего, потеря речи, слуха, зрения, психические расстройства, необходимость прерывания беременности и многое другое.
  • Смерть пострадавшего в результате ДТП грозит водителю лишением свободы на 4—7 лет в зависимости от количества погибших. Водителя, который был при этом в состоянии алкогольного опьянения, лишат свободы на 8—15 лет. То же самое с ним случится, если он оставит место ДТП.

Автоподставщики — не самоубийцы, калечить себя — не в их правилах. За пару синяков, которые вряд ли обнаружат на медосвидетельствовании, даже больничный не выпишут. А если нет вреда — то и отвечать водителю не придется. Но даже если медэкспертиза установит легкий вред здоровью — максимум что грозит водителю, это 5000 ₽ штрафа и возмещение ущерба. Водитель может в любой момент потребовать обосновать этот ущерб — и, вероятно, окажется, что оплатить придется только порванные брюки и мазь от ушибов.

Отдавать десятки тысяч человеку, лежащему рядом с машиной, может оказаться экономически нецелесообразно — дешевле рассчитаться с государством. Если человек на самом деле пострадал — рассуждать о деньгах он не будет. Может появиться соблазн сохранить права, но, скорее всего, это будет поводом для дальнейшего шантажа со стороны автоподставщика и заставит потратить гораздо больше нервов и денег.

Возможен и другой вариант. Человек бросился на капот водителю, согласился на вызов ГИБДД и проехал в лечебное учреждение для медосвидетельствования. В полиции посмотрели запись с видеорегистратора и не нашли в действиях водителя нарушений. Врач не обнаружил вреда здоровью. Если в результате действий «прыгуна» у машины повреждены, например, стекло или дворники — владелец автомобиля может взыскать ущерб с автоподставщика.

Найти такой судебной практики именно в отношении автоподставщиков мне не удалось — да и в гражданском порядке такие дела рассматривают редко. Но вот похожий пример.

В Мурманской области несовершеннолетний велосипедист по собственной вине попал под автомобиль, получил телесные повреждения. Его родители не обращались в суд за компенсацией ущерба, зато обратилась хозяйка автомобиля. В иске она указала, что машина получила повреждения и приложила оценку ущерба. Родители ребенка его виновность в ДТП не оспаривали — их возражения сводились в основном к тому, что экспертиза не определила место ДТП и скорость движения автомобиля. Почему они сами не обратились за возмещением ущерба, причиненного здоровью ребенка — не совсем понятно, но факт остается фактом — в тексте судебного решения нет ни слова о подобных требованиях.

Суд первой инстанции согласился с хозяйкой машины — виновный должен возмещать ущерб, даже если он пешеход. И постановил взыскать с родителей ребенка 120 000 ₽ за ремонт. Правда, вторая инстанция уменьшила размер требований до 60 000 ₽.

Это судебное решение никакого отношения к автоподставам не имеет, но при любом ДТП с пострадавшим будут применяться те же правила. При разбирательстве на месте должен, как правило, водитель, а при оформлении ДТП с пострадавшим и с вызовом ГИБДД — еще неизвестно, кто кому останется должен. Возможно, ремонт придется оплатить самому автоподставщику.

ДТП на перекрестке или на выездах с парковок

Водитель при выезде с парковки должен уступить дорогу машинам, движущимся по проезжей части. Может быть и так: водитель, который движется по главной дороге, вдруг останавливается, машет рукой — вроде как предлагает проехать и пропускает, но вместо этого нажимает на газ.

Аналогичная ситуация может возникнуть на парковке, на равнозначной дороге — там действует «помеха справа», может возникнуть при выезде с прилегающей территории и везде, где у одного транспортного средства есть преимущество перед другим.

Как бороться. Если водитель, имеющий преимущество, приветливо машет вам рукой, предлагая проехать первому — это еще не повод продолжать движение. Лучше точно так же помашите рукой доброму водителю в ответ.

Такая схема опасна для тех водителей, которые сами нарушают ПДД. Нарушитель в такой ситуации теряет преимущество — даже если оно есть. Так что если даже знаки дают водителю преимущество, а он едет сразу по двум полосам — для автоподставщиков это просто находка.

Вот пример выезда с парковки, на котором можно жестом руки спровоцировать ДТП. Потенциальная жертва будет выезжать со стоянки, водитель на главной дороге остановится, скажет «проезжайте». И нажмет на газ, как только первый водитель окажется на главной
Вот пример выезда с парковки, на котором можно жестом руки спровоцировать ДТП. Потенциальная жертва будет выезжать со стоянки, водитель на главной дороге остановится, скажет «проезжайте». И нажмет на газ, как только первый водитель окажется на главной

Повреждение имущества

Есть два варианта:

  1. имущество принадлежит пешеходу. Сценарий разыгрывают, как правило, на парковке, на тротуаре, в жилой зоне или в любом месте, где скорость движения машин ограничена. С машиной сталкивается пешеход с Айфоном в руках, ноутбуком или с телевизором в коробке. После столкновения выясняется, что пешеход не пострадал, но техника разбита. А ее владелец начинает обсуждать возможность выплаты компенсации — как правило, сопоставимой с ценой аналогичной техники в магазине;
  2. имущество находится в автотранспорте. Место действия чаще всего то же самое — парковка, тротуар, жилая зона. Но коробка с разбитым телевизором, купленным в комиссионке по цене коробки от этого телевизора, заранее уложена в багажник, а разбитый смартфон уже лежит на коврике под ногами пассажира.

Как бороться. Полиса ОСАГО у пешехода нет, но он и не нужен. Главное, чтобы такой полис был у водителя. В этом случае он останавливается, принимает меры к тому, чтобы сохранить обстановку на месте происшествия, и вызывает сотрудников ГИБДД.

Дальше возможны два варианта событий.

Если пешеход не мошенник, то после оформления и оценки ущерба он, возможно, получит возмещение от страховой компании. Но разбираться в том, мошенник он или нет, будет уже страховая компания, а не водитель.

Если водитель имеет дело с автоподставщиком — общаться с ним будут уже представители ГИБДД и страховой компании. Страховщики не склонны к эмоциям, их будет сложно убедить, что за разбитую китайскую копию смартфона нужно выплатить десятки тысяч рублей. Но самого водителя это уже не коснется.

Хуже, если полиса ОСАГО нет вообще, или у него истек срок действия. В этом случае решать вопрос возмещения ущерба придется без помощи страховой компании.

Что делать, если подставили

С точки зрения закона любая автоподстава это дорожно-транспортное происшествие. И независимо от того, считает ли водитель, что его подставили, действия должны быть одинаковыми. Водитель обязан:

  1. Остановить транспортное средство.
  2. Включить аварийную сигнализацию.
  3. Выставить знак аварийной остановки на расстоянии не менее чем в 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и в 30 м за их пределами.
  4. Не перемещать предметы, которые относятся к происшествию, по возможности зафиксировать их на фотографиях.
  5. Убедиться, что в результате ДТП никто не пострадал. Если кто-то все-таки пострадал или старается выдать себя за пострадавшего — оказать первую помощь, вызвать скорую и полицию. В экстренных случаях — отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить там свою фамилию, регистрационный знак автомобиля и предъявить документ, удостоверяющий вашу личность: паспорт или права. После этого нужно возвратиться на место происшествия.
  6. Зафиксировать положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия, в том числе средствами фото и видеозаписи. Освободить проезжую часть, если транспортные средства участников ДТП затрудняют дорожное движение.
  7. Записать фамилии и адреса очевидцев.
  8. В случае если пострадало только имущество, у всех участников есть полисы ОСАГО и нет разногласий, полицию вызывать необязательно — можно составить европротокол.

Аргументы автоподставщиков

Иногда автоподставщики разыгрывают на месте происшествия целый спектакль. Цель его — убедить водителя, чтобы он заплатил сейчас, или будет хуже.

Как возражать автоподставщикам

Аргументы автоподставщиковКак им возразить
Я звонил в свою страховую, случай — не страховой. Платите на месте!У нас разные страховые компании. Давайте заполним извещение о ДТП и направим его в мою страховую. Я уверен, вопрос с выплатами решат в страховой
Вы разбили мой Айфон и телевизор! Кто возместит ущерб?«Давайте сначала посчитаем размер ущерба. Я сейчас позвоню 112 и вызову специалистов по оценке». Конечно, сотрудники полиции оценкой заниматься не будут — но встреча с ними обычно не входит в планы автоподставщиков. Если вы имеете дело не с реальным ДТП, а с мошенниками — дожидаться прибытия полиции они не будут
Я сломал ногу! Мне нужно дорогостоящее лечение!Я немедленно доставлю вас в лечебное учреждение, там сделают снимок перелома. Потом вызову полицию и вернусь на место ДТП для оформления
Если вы не заплатите сейчас — вас лишат прав!Я трезв и место ДТП не оставил. Мне не грозит лишение
У меня нет к вам претензий, давайте разъедемся!Замечательно. Только давайте напишем в извещении о ДТП, что у вас нет ко мне претензий. Вот извещение и ручка, а вот место для подписи
«Мы из секретного подразделения ФСБ/МВД/прокуратуры. Вы сорвали нам спецзадание!» При этом могут показывать корочки, похожие на удостоверение силовых структурЯ просто обязан вызвать ваших коллег, они обязательно вам помогут. Сейчас позвоню 112!
Я тебе сейчас челюсть сломаю и заставлю заплатитьВ этом случае ничего говорить не надо. Надо сесть в машину, закрыть окна, заблокировать двери и вызвать полицию

Как возражать автоподставщикам

Аргументы автоподставщиковКак им возразить
Я звонил в свою страховую, случай — не страховой. Платите на месте!У нас разные страховые компании. Давайте заполним извещение о ДТП и направим его в мою страховую. Я уверен, вопрос с выплатами решат в страховой
Вы разбили мой Айфон и телевизор! Кто возместит ущерб?«Давайте сначала посчитаем размер ущерба. Я сейчас позвоню 112 и вызову специалистов по оценке». Конечно, сотрудники полиции оценкой заниматься не будут — но встреча с ними обычно не входит в планы автоподставщиков. Если вы имеете дело не с реальным ДТП, а с мошенниками — дожидаться прибытия полиции они не будут
Я сломал ногу! Мне нужно дорогостоящее лечение!Я немедленно доставлю вас в лечебное учреждение, там сделают снимок перелома. Потом вызову полицию и вернусь на место ДТП для оформления
Если вы не заплатите сейчас — вас лишат прав!Я трезв и место ДТП не оставил. Мне не грозит лишение
У меня нет к вам претензий, давайте разъедемся!Замечательно. Только давайте напишем в извещении о ДТП, что у вас нет ко мне претензий. Вот извещение и ручка, а вот место для подписи
«Мы из секретного подразделения ФСБ/МВД/прокуратуры. Вы сорвали нам спецзадание!» При этом могут показывать корочки, похожие на удостоверение силовых структурЯ просто обязан вызвать ваших коллег, они обязательно вам помогут. Сейчас позвоню 112!
Я тебе сейчас челюсть сломаю и заставлю заплатитьВ этом случае ничего говорить не надо. Надо сесть в машину, закрыть окна, заблокировать двери и вызвать полицию

Алгоритм действий для водителя

Водитель, попавший в аварию, иногда не знает точно, стал ли он жертвой автоподставщиков либо на самом деле виноват. И давить на него могут в любой ситуации — даже если это самое обычное ДТП и никаких автоподставщиков рядом нет. Добропорядочные водители тоже иногда пользуются давлением — например, могут выскочить из машины с криками — ты виноват, кто будет возмещать! У водителя при себе должны быть обереги, которые защитят от выплат, которые он делать не должен.

Вот что относится к таким оберегам.

Полис ОСАГО. Страховая компания покроет ущерб до 400 000 ₽, если навредил чужому имуществу, и до 500 000 ₽, если навредил чужому здоровью — даже если водитель виноват. В большинстве случаев этого достаточно, чтобы бюджет водителя не пострадал — главное, своевременно приобретать полис, проходить техосмотр и не садиться за руль пьяным — иначе страховая компания ущерб возместит, а потом потребует водителя вернуть деньги.

Извещение о ДТП. Его еще иногда называют европротоколом. Даже если два водителя договорились мирно, я советую заполнить два экземпляра извещения и просто сделать в обоих экземплярах запись — ущерб возмещен на месте, стороны друг к другу претензий не имеют.

Извещение в такой ситуации можно и не передавать в страховую компанию, но сам факт его заполнения будет подтверждать, что водители не покинули место ДТП, а разобрались на месте и претензий друг к другу не имеют. В таком случае угрожать жалобой в ГИБДД на оставление места ДТП не будет иметь смысла.

Мобильный телефон. По нему можно и ГИБДД вызвать, и обстоятельства ДТП на фото и видео зафиксировать, и телефоны и данные свидетелей сохранить.

Видеорегистратор. Этот оберег не обязателен, но желателен — иногда просмотр видеозаписи с регистратора позволяет сотрудникам ГИБДД разобраться в ситуации.

Этого достаточно, чтобы разобраться с автоподставщиками.

Дмитрий СергеевРасскажите о вашем опыте общения с автоподставщиками:
  • DGОчень полезный материал, спасибо!3
  • Имя не указано2
  • Алиса МаркинаИван, общество чинится как раз такими статьями. Например, сначала у автоподставщиков была прибыль в 7 случаях из 10. Но чем больше людей прочитает статью Дмитрия Сергеева, тем хуже будут показатели у автоподставщиков. Они будут всё так же ездить толпами, так же шуметь и угрожать, но если только 1 из 10 водителей будет отдавать им условные 10-15 тысяч рублей, автоподставщикам станет невыгодно работать. Ещё хуже станут у них результаты, если избежавшие проблем водители будут делиться в соцсетях информацией, что их пытались развести ребята с синей тойоты з456ог, а какие-то парнишки с обочины играли роль свидетелей, "кстати, лица попали в мой видеорегистратор, знаете их?" И о чём в сущности статья? О том, что надо действовать по закону, иметь при себе полис, садиться за руль трезвым и сразу сообщать в ГИБДД о ДТП. Как раз воспитывает в людях сознательность и уважение к окружающим.34
  • ArtemСпасибо за полезную статью.3
  • Александр"Допустим, человек выходит во двор и видит, что на его машине появились новые повреждения: кто-то помял двери, пока хозяин машины спал. Просто вздыхать и ехать по делам не стоит — ведь это тоже будет оставлением места ДТП...." Это не будет оставлением места. Хозяин авто в этом случае не является участником ДТП и свободен в своих действиях.7
  • Дмитрий СергеевИван, а мы и есть это общество и государство. Не кто то абстрактный, и конкретные люди - я, вы и многие другие. И если мы наведем порядок вокруг себя, не будем отдавать деньги мошенникам, автоподставщикам, будем сами требовать соблюдения наших прав - общество в целом станет лучше. Другого способа изменений просто не существует.22
  • Елена ЕвстратоваЗнакомый лет 10 назад попал в подобную ситуацию. В потоке что-то по его машине ударило, то да се, остановился он и еще БМВ. Из БМВ вылезли бравые ребята и стали махать корочками ФСБ и кричать, что они опаздывают на спецоперацию. Знакомый тоже был не промах, позвонил кому-то, посоветовался. Когда его стали разводить на деньги, он предложил поехать домой, где у него, мол, лежат наличные. Ребята из БМВ сказали, что им некогда, и отправили с ним знакомую за деньгами. У подъезда всех встретили сотрудники полиции. Но кажется, что женщину потом отпустили, а привлечь к ответственности никого не удалось.6
  • Дмитрий СергеевPetr, хотелось бы, чтобы все, что выше описано, стало историей, страшилками и баснями. Но пока в криминальных сводках такие случаи фигурируют, и уголовные дела по таким фактам возбуждают. Вот относительно свежие примеры: https://tass.ru/proisshestviya/9397115 https://yandex.ru/turbo/1tv.ru/s/news/2020-06-10/387453-v_moskve_zaderzhany_sem_chelovek_kotorye_zanimalis_tak_nazyvaemymi_avtopodstavami6
  • Дмитрий СергеевЕлена, это недоработка оперов :) Нет факта передачи денег - значит нет и мошенничества. Если бы девушку приняли не на входе в подъезд, а после выхода из квартиры, и с деньгами - была бы уголовная статья.14
  • Дмитрий СергеевИван, у нас все статьи в Т-Ж о том, как починить общество и сделать его лучше.8
  • Алиса Маркинатьфунатебя, больше двух лет юристом в страховой компании, энное количество мутных схем, которые удалось победить в гражданских процессах, и даже одно уголовное дело против организованной преступной группы автомошенников, в результате которого моя компания забрала обратно довольно крупную сумму. Да, я немного в теме.15
  • Дмитрий СергеевИгорь, ну почему же не в тему. Тут важен принцип - любителей прыгать на капот тоже можно наказать, особенно если у них самих вреда здоровью нет. А вот "чиновница отсудила деньги" - это скорее штамп, который использовали журналисты. Такое мнение действительно может сложиться, если это дело только по новостным сайтам изучать. А начинаешь разбираться подробнее - выясняется, что это никакая не чиновница, а пенсионерка, и решения судов в двух инстанциях довольно неплохо мотивированы.5
  • Гопник КурткинДмитрий, спасибо за подробный материал! У меня есть только три вопроса: 1) В статье в начале в случае отсутствия претензий рекомендуется составить расписку в двух экземплярах, а ближе к концу речь идёт об извещении о ДТП без претензий. Верно ли я понимаю, что извещение нужно, если дело происходит на дороге общего пользования, а расписка - во дворе? Может в статью добавить принципиально важные данные для расписки в виде списка? 2) Имеет ли смысл для более надёжной идентификации личности и намерений договориться о взаимном фотографировании непосредственных участников с документами, позволяющими подтвердить личность, и распиской/извещением в руках? 3) Хотел уточнить про следы повреждений мылом или аналогичные "декоративные" покрытия на машине - можно ли попросить кандидата в потерпевшего попробовать их смыть? Или это лучше отложить до приезда полиции? И общий вопрос - как вообще надо обходиться, например, со слоем пыли при подозрении или настоящим ДТП?2
  • Дмитрий СергеевГопник, отвечу по пунктам: 1. Из практики - сколько водителей возит в машине чистый лист бумаги или блокнот для составления расписок об отсутствии претензий? Скорее всего единицы. Честно признаюсь, что у меня у самого ни чистого листа бумаги, ни блокнота в автомобиле нет. А вот бланк извещения есть у каждого. Закон не запрещает составить расписку прямо на бланке. В страховую вы его в этом случае не передаете, но если вдруг возникают претензии - достаете бланк, где написано, что ущерба нет и никто ни к кому не имеет претензий. В таком случае отпадает вопрос - что писать в расписке. Лицевая сторона извещения заполняется стандартно. Если второй участник - пешеход, то там, где нужно указать данные его автомобиля ставятся прочерки. А на обороте обе стороны пишут - ущерба нет, претензий друг к другу не имеет, в чем и расписываемся. Но в принципе можно и на отдельном листе расписку написать, ошибкой это не будет. А где вы это делаете - на дороге или во дворе, не важно. Важно сам факт отсутствия ущерба и претензий зафиксировать. 2.Договориться можно о чем угодно - главное, чтобы обе стороны это устраивало. Но фотографирование с распиской в руках, на мой взгляд, излишняя мера - обычно достаточно подписи. 3. Никогда не просите кандидата в потерпевшие что либо сделать со следами ДТП или с пылью на машине, и сами их не трогайте. В такой ситуации лучше вызвать полицию. Если следы нарисованы - кандидат в потерпевшие сделает все, чтобы избежать приезда полиции. Обвинения в рисовании мылом на машинах от правоохранительных органов ему не нужны - так недолго и со следователем познакомиться. Для автоподставщика это очень плохая перспектива. Если вы будете настаивать на вызове полиции - скорее всего он охотно напишет расписку об отсутствии претензий.4
  • Алия ИсаеваДмитрий, а в извещении надо данные паспортов обоих участников, или это только в расписке?0
  • Дмитрий СергеевАлия, в извещении вообще нет граф для паспортных данных. Только водительские удостоверения. Если один из участников - пешеход, водительского удостоверения у него нет, и никто ни к кому претензий не имеет, в расписке можно указать его паспортные данные0
  • Алия ИсаеваДмитрий, спасибо!0
  • Alexey SviridovЕсли у пешехода только синяк на ноге, скорее всего, вы отделаетесь штрафом в 500 рублей и всё за то, что дорогу не уступили. Но если ДТП случилось на пешеходном переходе, то там там по закону лишение прав, и отсюда простой вывод: на зебрах пропускать всех и даже не пытаться проскочить.0
  • СтарожилДрузья, повезло - не было ещё автоподстав. Просто ситуации были, конечно, но описанных - нет. Насчёт фраз непонятных гостей страницы о том, что, типа, статья так себе, мол, страшилки, басни etc… Дорогие братья по разуму! Даже если автор статьи хочет заработать статьей себе пару лайков, не говорит о несостоятельности публикации. Лично я - водитель с 20+ стажем - узнал кое-что интересное из статьи, что даст мне дополнительной уверенности в дальнейшем. Хотя я с описанными моральными уродами/отбросами общества общаюсь только на их собственном языке (другой язык эти ущербные не понимают). Зачем сразу ругать автора, если он реально старался с пользой для всех (да слепой да не увидит)… Будьте уважительней к тем, кто несёт Вам благо (и пусть даже при этом он преследует свои интересы… ну и что?)2
  • Игорь М.Всё это конечно хорошо.Но вот мой одноклассник,в очередную автоподставу малость ошибся в расчётах,от столкновения с автомобилем ударился головой об бордюрный камень и завершил свой жизненный путь.А человек за просто так получил совсем не короткий тюремный срок.За гладенькой теорией лежат шершавые метры асфальта.4
  • Светлана БелгородскаяДобрый вечер! У нас был такой случай... Муж ехал один в машине, в правом ряду, скорость не нарушая. Его режет автомобиль перестраиваясь с левого ряда без поворотников... в правый ряд... при том, что в левом ряду машин перед авто не было! Муж это понял, что его специально подрезали, но не стал как-то реагировать и поехал дальше по своему пути. Примерно через 1 км ситуация повторяется... этот же авто повторяет свой трюк! С левого ряда перестраивается в правый ряд перед мужем и снова без поворотников... что заставляет моего мужа прибегнуть к торможению... Тут муж решил все же узнать в чем причина такого поведения у данного авто. Муж обгоняет и подрезает того водителя... заставляя своим маневром его остановиться... Муж выходит из своей машины и идет к водителю. Подходит к его авто и спрашивает -Ты что творишь??? И просит открыть окошко... Водитель не открывая окно... не открывая двери... и вообще никак не реагируя включает заднюю скорость и пытается сдать назад. И вот в этот момент он чуть не наехал на ступню мужа. Муж соответственно теряет равновесие и отталкивается от его автомобиля, чтобы данный водитель не наехал передним правым колесом на ступню мужа. И уезжает. Муж садится в машину и тоже уезжает. И самое интересное все впереди!!!!! Через дня два мужа вызывают в отдел полиции... и ознакамливают с тем, что на мужа написали заявление о том, что он своими действиями нанес ущерб в размере 40000 руб. повредив капот тому водителю! (Машина автоподставщика - городской седан малого класса). И тот водитель прилагает фото якобы ударенного капота... с вмятинами... и еще у него как оказалось нашлись 2 свидетеля, которые якобы видели, как мой муж бил по его капоту. У нас уже был один суд... и конечно же мы его проиграли... В итоге мы должны заплатить в районе 70000руб этому автоподставщику. Не знаю куда даже можно теперь обратиться...чтобы доказать невиновность мужа и чтобы восторжествовала справедливость(( ... но видимо никуда!!!!! И из всей этой ситуации понимаешь, что ты НИКТО!!!!! Чувствуешь себя букашкой в этом продажном мире, где все решают деньги... и до справедливости всем наплевать!!!! Может кого-то эта ситуация убережёт от подобного случая! А может кто-то посоветует как нам поступить дальше?!0
  • Михаил АлексеевДайте, пожалуйста, пример расписки о том, что у сторон нет претензий друг к другу.0
  • vladimirvilchakВот ещё один способ. Вы паркуете авто, его перегораживают битой машиной. Номера телефона не оставляют, чья машина никто не знает. Вы приходите, торопитесь очень, но уехать не можете. Никак. Начинаете стучать по стеклам, колесам, чтобы сработала сигналка. Но она не срабатывает, как сильно не бей. Всё это скрытно записывают на камеру. Затем вызывают участкового и предлагают возместить ущерб от ударов (повреждения же есть). Водитель битой авто неработающий, и для него повреждения дорогостоящие, существенные (ст.167 ч.1 УК РФ). Если вы отказываетсь, делают экспертизу, которая подтверждает присутствие повреждений. Вас разыскивают, заводят дело о повреждении имущества по ст. 167 УК и грозят уголовным наказанием. В доказательство - видео ударов, показания свидетелей, данные экспертизы. Всё! Вы в ловушке! Либо платите напрямую мошенникам, либо Вам присудят возмещение ущерба. Чтобы нанять хорошего адвоката, провести независимую экспертизу, найти своих свидетелей уйдёт очень много времени, сил и денег (от 60000 рублей). Вот и подумаешь, бодаться, доказывать, что ты не верблюд или просто отдать деньги мошенникам. Схема полностью рабочая!!! Проверенная "Остапом Бендером". Будьте бдительны, граждане!1
  • Galina TikhonovaПодскажите как быть в ситуации. Наша машина (ГАЗ) была припаркована на первом парковочном месте. Впереди сугроб, за машиной поворот во двор. Мы садимся разогревать машину. Пока разогревались за нами припарковалась машина на расстоянии 30см (по протектору посчитали). Мы не видели этого момента, наклонялись прибраться перед тем как перепарковать машину (на неделе обещали чистить двор). У нас не было полиса, на машине не ездили, перепарковать лишь хотели в вечернее время на улице которая не является проезжей. Медленно сдавая назад на что то наткнулись. Не было аварийки у Хонды. Моментально выскочила автоводительница и тут же отогнала машину на пол метра, типа посмотреть повреждения. ДПС ждали 6 часов... ближе к полуночи нас оформили дпс признав нарушителями Хонду. Мы спокойно пошли домой оплачивать штраф по неимению ОСАГО. Это было 24 декабря. Неделю назад получаем письма о том что 22 марта у нас суд.. На нас подали как на виновников и соответственно мы должны им оплатить 70 тысяч на экспертизу, пошлину и ремонт. Выглядит как автоподстава... При ДПС хозяин Хонды приезжал с какими то людьми.. За рулём была его жена. Иск от хозяина. Они не заявляли на то что не согласны. На Экспертизу обратились спустя 4-5 дней. У нас нет никаких бумаг от ДПС.0
  • Дмитрий СергеевGalina, в ходе судебного разбирательства вы можете ходатайствовать об истребовании документов из ГИБДД.0
  • ВадимЕщё один из способов «ситуационной» автоподставы - по обстановке.. Когда водитель имеет возможность предотвратить ДТП, но умышленно не делает этого, если знает, что ПДД на его стороне. Цель - получить со страховой максимальную выплату и дополнительно через суд взыскать с виновника сумму сверх этих выплат. Свой а/м ремонтируется по минимуму, а оставшаяся сумма является существенной прибавкой в семейный бюджет.1
  • Елена Г.Александр, если у вас КАСКО и хотите получить выплату, надо вызывать участкового, чтобы написал справку. Если КАСКО нет, то водителя, который скрылся искать не будут, нет смысла оформлять ДТП, тут вы правы. Разве что, если камеры это зафиксировали и в записи просматривается номер машины виновника0
  • Codder JSeeСветлана, правило ДДД Дай дорогу дураку и не более сами виноваты)0
  • Codder JSeeСветлана, если есть регистратор - пусть кидается под машину без повортников В случае дтп - доказательства будут. Не надо лесть на рожон0
  • Петр ИвановСейчас автоподставы заменены на уступку прав по реальным ДТП. ОСАГО оплачивает допустим 99000, а потом через годик по уступке прилетает иск под лям с независимой экспертизой. Бандитская Россия0
  • Дюша МетелкинЗнакомый был виновником дтп. Страховая насчитала 270 т.р., потерпевший через свою экспертизу - 450 т.р. Причём в повреждения были записаны и коврик в багажнике и номерной знак, хотя он очевидно не был повреждён (по фото). Т.е. человек явно завысил повреждения и, видимо, делал фиктивный ремонт. Страховая сказала, что они всё понимают, но им дешевле доплатить, чем судиться. === Как застраховаться от таких ситуаций, когда небольшие повреждения "раскручиваются" фиктивными повреждениями и ремонтом? === Несправедливость такая просто подбешивает. :) Мой автомобиль повредили - я получил 15 т.р. и проклятия от виновника при моих затратах на ремонт в 30 т.р. и кучи времени. А тут наглое крупное мошенничество и никто ничего сделать не может. :(0
  • user596045919.09.24 в 19 20 двигаясь по ул Пермякова, в сторону 30 лет Победы, перестроилась на первую крайнюю полосу Пермякова и хотела повернуть на 30 лет Победы, но машина, которая двигалась за мной, проскочила через первую полосу 30 лет Победы и перекрыла мне въезд, я вывернула руль в лево и остановилась ул. Пермякова, его машина стояла на второй полосе 30 лет Победы на въезде поперёк дороги, водитель нерусской национальности выскочил и начал кричать, размахивать руками, оскорблять, главное обратите внимание кричит ,,ты кто такая, ты кто такая" и так пока я не сказала, кто я, это специально выясняет кто перед ним, я по глупости ответила и когда он узнал, что я офир в отставке, задергался. Мимо проезжал автобус маршрутка 73 и выкрикнул , я всё видел". Сразу же уехал. Когда осмотрели машины повреждений и столкновения не было, мы разъехались, но позже он вызвал своего поддельника на другой машине, поставили другую машину в глубь 30 лет победы, где уже были нарисованы якобы царапины и вызвали ДПС. Меня вызвал сотрудник ДПС только 29.10 24, думаете почему, потому что, если есть где то камеры, что бы видеозапись не сохранилось. На осмотре машину и водителя я не признала, царапины стирались просто рукой, сотрудник просто высасывал из пальца не существующие повреждения на моей машине. Пытался убедить меня, что потертость от старости за царапины или вот под зеркалом грязь тоже принял за царапины. Подбивают меня на лишение прав. В присутствие сотрудника, лицо нерусской национальности шипнул мне на ушко ,, ну и как тебе.... " также озвучил в присутствии сотрудников ДПС в кабинете ,что ему надо только деньги через страховую. Так же в присутствии сотрудников в кабинете, кричал, оказывал психологическое давление, что бы я запуталась в показаниях и сказал,, меня надо ...пристрелить.. " Спасибо ст. лейтенанту он его выставил за дверь, а вот мой сотрудник капитан не реагировал на выподы нерусского человека. Вот уже ноябрь, решение ещё не принято. Когда я искала свидетеля автобуса, все водители 73 маршрутки, сказали что ни чего не видели, вот тут то я поняла, что он тоже из этой шайки лейки, якобы он свидетель и убедить жертву в виновности. Дорогие водители, особенно женщины и пожилые люди будьте осторожны и внимательны! У нас орудуют мошенники и делают автоподставы, еще он говорит что бывший сотрудник, не верьте.0