Каждый месяц в России происходит около 10 тысяч ДТП с погибшими и пострадавшими. На самом деле ДТП гораздо больше: не все попадают в официальную статистику.

ДТП — это событие во время дорожного движения, из-за которого пострадали машины, люди, какое-то другое имущество. Если никто не пострадал, а машина просто уехала в кювет, это не ДТП. Или когда машины не двигались, а стояли на парковке, но что-то все равно повреждено — это может быть страховой случай, но не ДТП.

Если попали в аварию, оцените обстановку и вспомните о своих правах. Пусть в доступе будет таблица со ссылками на нормативку: она поможет принять взвешенное решение в непростой ситуации. А еще есть карточки со списком прав.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

И не забывайте про бесплатный курс для тех, кто решил купить первую машину. Он пригодится, чтобы избежать аварии.

Потребовать от других участников оформить ДТП

Основание. ПДД п. 2.5

Как это работает. По правилам дорожного движения при любом ДТП положено остановиться, включить аварийку и выяснить обстоятельства. Если есть пострадавшие, нужно сразу вызывать медиков и полицию.

Если пострадали только машины, есть варианты. Разъехаться без полиции можно, если участники ДТП подписывают европротокол. Иначе надо сообщать в полицию. А вот варианта перевести деньги за разбитую фару и сразу поехать по своим делам в законе нет вообще.

На практике такое, конечно, случается. Но помните, что эта ситуация — рискованная. С точки зрения правил дорожного движения нельзя просто договориться на месте без каких-либо документов. Уехать по своим делам после этого — значит оставить место ДТП. Теоретически вы можете уехать, а другой участник останется на месте и вызовет инспектора. Штрафа за оставление места ДТП нет, но могут лишить прав или арестовать.

Если пострадала ваша машина или вы сами, риски тоже есть. На месте не всегда можно правильно оценить ущерб. Могут быть скрытые повреждения, или последствия травмы проявятся не сразу. При оформленном ДТП все это оплатила бы страховая или виновник. Но если вы договорились на месте и разъехались, второй участник ДТП может отказаться потом что-то доплачивать. И заставить его будет сложно. Чтобы зафиксировать, когда и кем причинен вред, нужны официальные документы. Их можно оформить, даже если второй участник уехал.

Конечно, ситуации бывают разные. Но если хотите обезопасить себя по полной, требуйте от других участников ДТП сообщить в полицию или составить европротокол. Если они отказались что-то оформлять и уехали, запишите номер машины и постарайтесь заручиться поддержкой свидетелей. Вызывайте инспектора ДПС и оставайтесь на месте. Инспектор зафиксирует ДТП, а тому, кто уехал с места аварии, грозит лишение прав.

См. также:

Покинуть место аварии для перевозки потерпевших в больницу

Основание. ПДД п. 2.6

Как это работает. Если в ДТП пострадали или погибли люди, уезжать никуда нельзя. Это грозит не только административным, но и уголовным делом. Если вам предлагают расплатиться на месте и разъехаться — оцените последствия такого решения. Уехать с места ДТП закон разрешает только в экстренном случае, когда пострадавших нужно отправить в больницу.

Везти пострадавшего в больницу на своей машине — это вариант на крайний случай, если нет возможности отправить его туда на скорой или с попуткой. При вызове скорой помощи опишите травмы и состояние пострадавшего, чтобы убедиться, что перевозка без спецтранспорта не навредит еще больше.

В больнице сообщите свою фамилию, покажите паспорт, права и СТС, попросите записать номер машины. Это поможет подтвердить, что вы покинули место аварии по уважительной причине. Потом нужно вернуться и ждать полицию. Эти правила должны соблюдать все участники ДТП, не только виновник или водитель машины, в которой были пострадавшие.

См. также:

Уехать с места аварии, чтобы освободить дорогу

Основание. ПДД п. 2.6, п. 2.6.1

Как это работает. Если машины после аварии не дают проехать другим, место ДТП тоже можно покинуть. Тут нужно учитывать, пострадали люди во время аварии или нет.

Если люди пострадали, освободить проезжую часть можно и нужно, когда движение других транспортных средств невозможно. То есть даже объезд устроить не получается. Нужно постараться сохранить следы машин или предметы, которые остались на дороге после аварии. Например, обломки. Можно отгородить их знаками аварийной остановки. Уехать далеко в любом случае не получится, так как нужно ждать скорую и полицию. Но это можно делать на обочине.

Если вред причинен только машинам, можно никого не ждать и уехать с места ДТП. Если водители подписывают европротокол, то уехать можно куда угодно.

Европротокол не всегда подходит. У кого-то из участников, например, может не быть полиса ОСАГО. В этом случае уехать можно до ближайшего поста ДПС. Сначала нужно будет позвонить в полицию, сообщить о ДТП и отсутствии потерпевших. Вам могут предложить составить схему ДТП и привезти ее в отделение. Если скажут ждать инспектора — придется ждать.

Перед тем как куда-то уезжать или переставлять машины, обязательно нужно все сфотографировать, описать, можно снять на видео. По фотографиям и записям должно быть понятно, где находились машины во время аварии и какие повреждения они получили.

См. также:

Оформить европротокол и обойтись без инспектора ДПС

Основание. ФЗ об ОСАГО ст. 11.1

Как это работает. Европротокол — это упрощенный порядок оформления ДТП для получения выплат по ОСАГО. Он удобен тем, что не нужно вызывать инспектора ДПС и представителей страховой. Можно оформить ДТП на месте, отправить фотографии в страховую через приложение и уехать по своим делам.

Чтобы оформить европротокол, должны совпасть несколько условий:

  1. В ДТП столкнулись две машины.
  2. Люди не пострадали.
  3. У каждого из участников ДТП есть полис ОСАГО.
  4. Участников устраивают лимиты выплат по европротоколу.

ДТП по европротоколу можно оформить:

  1. на бумажных бланках от страховой;
  2. через приложение «Помощник ОСАГО».

Составьте извещение о ДТП, по возможности приложите фотографии и видео с места происшествия. Бумажное извещение нужно будет отправить своему страховщику, а электронное автоматически отправится из приложения.

Оформлять через приложение выгоднее, если повреждения серьезные. Страховая сможет компенсировать ремонт в большем размере.

Лимиты возмещения по европротоколу

Согласие насчет обстоятельств ДТПФото и видео с места ДТПМаксимальная сумма выплат
ЕстьОтправлены через приложение400 000 Р
НетОтправлены через приложение100 000 Р
ЕстьНе отправлены100 000 Р
Максимальная сумма выплат — 400 000 Р
Согласие насчет обстоятельств ДТП
Есть
Фото и видео с места ДТП
Отправлены через приложение
Максимальная сумма выплат — 100 000 Р
Согласие насчет обстоятельств ДТП
Нет
Фото и видео с места ДТП
Отправлены через приложение
Максимальная сумма выплат — 100 000 Р
Согласие насчет обстоятельств ДТП
Есть
Фото и видео с места ДТП
Не отправлены

См. также:

Не платить за причиненный ущерб при наличии ОСАГО

Основание. ФЗ об ОСАГО ст. 12 п. 1

Как это работает. ОСАГО ввели для того, чтобы пострадавшие в ДТП по вине других водителей гарантированно получили возмещение вреда — даже если у виновника нет денег или желания платить компенсацию.

Работает это так: каждый водитель покупает страховку на год. И если он становится виновником ДТП, вред пострадавшему возмещает страховая компания. То есть по ОСАГО автовладелец страхует свою ответственность, а не машину.

Если произошла авария по вашей вине, возмещать ущерб будет страховая. Поэтому вы сами можете никому ничего не платить.

Лимиты возмещения по ОСАГО

Последствия ДТПМаксимальная сумма
Вред жизни и здоровью500 000 Р
Вред имуществу400 000 Р
Последствия ДТП
Максимальная сумма
Вред жизни и здоровью
500 000 Р
Вред имуществу
400 000 Р

Платить из своего кармана придется только в том случае, если страховые выплаты не покрывают реальный вред здоровью или стоимость ремонта. Например, если пострадавшую машину нельзя восстановить. Тогда разницу между суммой возмещения по ОСАГО и реальным ущербом придется выплачивать виновнику аварии.

Есть случаи, когда страховая сначала выплатит возмещение по ОСАГО, а потом взыщет все с виновника — это называется регрессным требованием. Так бывает, если виновник аварии намеренно нарушил закон: сел за руль пьяным, без прав или техосмотра, уехал с места ДТП, намеренно врезался в другую машину. Все случаи указаны в ст. 14 закона об ОСАГО.

См. также:

Обращаться за возмещением вреда в свою страховую компанию

Основание. ФЗ об ОСАГО ст. 14.1

Как это работает. В ДТП чаще всего несколько участников, и у них могут быть разные страховые компании по ОСАГО. Кажется логичным, что вред за виновника ДТП возмещает его страховая компания. Но это может быть неудобно пострадавшему. Например, страховая компания может вообще не работать в его регионе. Чтобы получать возмещение по ОСАГО было проще, закон разрешает обращаться напрямую в свою страховую компанию — ту, что продала полис. А дальше страховые разберутся между собой, кто, что и кому должен.

Вот при каких одновременных условиях можно обратиться за прямым возмещением по ОСАГО в свою страховую:

  1. В ДТП участвовали две машины или больше.
  2. У каждого из водителей есть полис ОСАГО.
  3. Люди и какое-то имущество, кроме машин, не пострадали.

То есть в самой распространенной ситуации, когда на дороге столкнулись две машины, обращаться за выплатами можно в свою страховую компанию, которая выдала полис ОСАГО.

Если есть раненые или погибшие, действует общее правило: обращаться за возмещением нужно в страховую, которая выдала полис виновнику ДТП.

См. также:

Получить от страховой компенсацию вреда здоровью и утраченного заработка

Основание. ФЗ об ОСАГО ст. 12 пп. 2, 3

Как это работает. В ДТП могут пострадать люди: водители, пассажиры, пешеходы. Вред их здоровью тоже покрывается страховкой ОСАГО. От страховой можно получить компенсацию — максимум 500 000 Р. Даже если у самого человека, который попал в ДТП, никаких страховок нет, ему все равно положена компенсация. Выплаты получают те, кто пострадал от чужих действий. То есть виновник аварии возмещение вреда здоровью по ОСАГО не получит, даже если сильно пострадал сам.

По ОСАГО можно не только получить компенсацию расходов на лечение, но и возместить утраченный заработок или иной доход. Для этого должна быть какая-то официальная занятость, чтобы подтвердить размер дохода.

Для оформления компенсации нужны:

  1. Документы из полиции, подтверждающие факт ДТП. Это важно, чтобы установить, кто виноват.
  2. Документы из медицинской организации, а также справка от скорой.

Деньги на лечение нужны сразу, но вред здоровью и объем расходов порой можно правильно оценить только по окончании лечения. Поэтому выплаты делят на две части:

  1. Сначала оплачивают расходы на восстановление здоровья по нормативам. Их можно считать ориентировочными. За разные виды вреда здоровью — разные суммы возмещения. Например, при повреждении органов зрения положено возмещение в размере от 5 до 15% страховой суммы.
  2. Вторая выплата производится, если затраты на восстановление здоровья в итоге были больше, чем оценили сначала. Это должна подтвердить медицинская экспертиза. Еще дополнительные выплаты положены, если в результате травмы человек получил инвалидность.

Во вторую выплату также можно включить расходы на лечение сверх полиса ОМС, лекарства и компенсацию потерянного заработка. В правилах ОСАГО особо отмечено, что эти выплаты не зависят от выплат по больничному листу.

Компенсация морального вреда по ОСАГО не предусмотрена. Но ее можно взыскать напрямую с виновника ДТП. Также обращаться к виновнику следует в том случае, если выплаты от страховой не покрыли всю стоимость лечения. Он должен будет оплатить разницу.

См. также: Как получить компенсацию за травму в аварии

Отремонтировать машину за счет страховой

Основание. ФЗ об ОСАГО ст. 12 пп. 15, 15.1—15.3

Как это работает. Ремонт — это основной вид возмещения ущерба по ОСАГО. Если вы попали в ДТП не по своей вине, страховая компания оплатит ремонт. Мастерскую тоже выберет страховая — вы получите от нее направление на ремонт.

Вот основные условия возмещения в виде ремонта:

  1. Срок ремонта — 30 рабочих дней.
  2. Мастерская должна находиться максимум в 50 километрах от места ДТП или от места жительства потерпевшего.
  3. Машины младше двух лет можно ремонтировать только в официальных сервисных центрах.

Если эти требования выполнить нельзя, страховая выплатит деньги. Но если требования соблюдаются, отказаться не получится. Даже если автосервис не вызывает доверия.

Можно попробовать договориться со страховой. По письменному соглашению она может одобрить ремонт на выбранной вами СТО и перевести деньги ей. Есть еще один вариант, как заранее обеспечить ремонт в проверенной мастерской: выбрать ее при заключении договора ОСАГО.

Страховая может сама предложить деньги вместо направления на ремонт после осмотра машины. Не торопитесь соглашаться: получить выплату вместо направления — это ваше право, а не обязанность. Проверьте, соответствует ли предложенная сумма будущим затратам на восстановление автомобиля. Если она значительно меньше, настаивайте на выдаче направления на ремонт.

См. также: Выплаты по ОСАГО заменили ремонтом. Теперь уже точно

Получить деньги на ремонт машины

Основание. ФЗ об ОСАГО ст. 12 пп. 15, 16.1

Как это работает. Есть несколько случаев, когда вместо ремонта по ОСАГО можно получить деньги — по договоренности со страховой или по закону.

Вот когда ремонт машины оплачивают деньгами:

  1. Страховая и владелец машины договорились о выплате возмещения деньгами.
  2. Нет возможности провести ремонт на подходящей СТО.
  3. Владелец машины выбрал СТО, на которой будет проходить ремонт, при заключении договора ОСАГО, но страховщик не может или не хочет выдать направление на эту станцию. Такой случай возможен только при прямом возмещении ущерба страховой компанией потерпевшего в ДТП.
  4. Автомобиль нельзя восстановить и отремонтировать.
  5. Стоимость восстановительного ремонта больше максимальной выплаты по ОСАГО. Владелец машины может согласиться доплатить за ремонт и провести его на СТО, которую предложит страховая. Но если он откажется это делать, страховая должна будет выплатить максимальную сумму возмещения, а ремонтировать машину можно будет на любой СТО по своему выбору.
  6. Виноваты все участники ДТП, а доплачивать за ремонт владелец машины не хочет.
  7. Потерпевший в результате ДТП получил вред средней тяжести, тяжкий вред здоровью или умер.
  8. Владелец машины — инвалид и водит специально оборудованное для инвалидов авто.

В этих случаях вы можете забрать у страховой деньги и ремонтировать машину там, где посчитаете нужным. Размер выплат рассчитывается по методике Центробанка. Учитывают износ деталей и берут среднюю стоимость запчастей. На практике стоимость ремонта по оценке страховой может отличаться от того, что реально придется потратить. Разницу потом можно взыскать с виновника ДТП.

См. также:

Взыскать с виновника ДТП доплату до реальной стоимости ремонта

Основание. Пост. Пленума ВС РФ от 26.12.2017 № 58 п. 35

Как это работает. Если ремонт машины обошелся дороже, чем насчитала страховая по методике Банка России, можно получить разницу между возмещением и фактическими расходами. Взыскивать доплату придется через суд — с виновника ДТП.

Логика здесь такая: водитель причинил ущерб другой машине, значит, он должен его возместить. Вместо виновника это делает страховая, в которой он купил полис ОСАГО. Но у страховой есть установленные законом лимиты и правила расчета страхового возмещения. Больше этих лимитов она выплатить не может. Поэтому разницу должен заплатить тот самый виновный человек. Полис покрывает его ответственность только частично, остальное пусть отдает за свой счет.

См. также:

Не учитывать износ при расчете выплат, если не было направления на ремонт

Основание. Определение ВС РФ от 19.01.2021 № 86-КГ20-8-К2

Как это работает. Иногда страховые компании ведут себя недобросовестно. Не дождавшись направления на ремонт или хоть какой-то выплаты, владельцам машин приходится ремонтировать машину самостоятельно. В этом случае затраты на ремонт можно взыскать со страховой, причем без учета износа машины.

В одном из дел, которое дошло до Верховного суда, разница между оценками расходов на ремонт БМВ Х5 — с учетом износа и без — составила 90 тысяч рублей. Так как страховая вовремя не отремонтировала машину, владелец потребовал компенсировать ему расходы на ремонт без учета износа. И Верховный суд с этим согласился. Потому что убытки, причиненные неисполнением обязательств, нужно возмещать.

См. также: Как на самом деле должны работать правила ОСАГО. Объясняет Верховный суд

Потребовать от страховщика провести техническую экспертизу за его счет

Основание. ФЗ об ОСАГО ст. 12 пп. 11—13, ст. 12.1

Как это работает. Чтобы оценить размер повреждений и стоимость ремонта, страховая компания осматривает пострадавшую машину. Иногда этого достаточно для того, чтобы определить размер возмещения вреда. Страховая после осмотра может сообщить владельцу машины, какое возмещение она готова предоставить. Если он согласен, то получит направление на ремонт или деньги.

Соглашаться на предложение страховой необязательно. Если кажется, что вам предлагают заниженную сумму, можно требовать от страховой компании организовать независимую экспертизу. Ее стоимость покрывается страховкой. Направить машину на экспертизу — обязанность страховой компании, если владелец машины об этом попросил. При отказе можно провести экспертизу самому, а ее стоимость требовать со страховщика.

Страховая может назначить экспертизу сразу, по собственной инициативе. Например, чтобы оценить, чем вызваны повреждения машины: ДТП или какой-то старой аварией.

В любом случае представить машину на экспертизу — обязанность водителя. Если этого не сделать, страховая ничего выплачивать не будет. Неважно, кто был инициатором: страховая компания или вы сами.

Провести экспертизу самостоятельно

Основание. ФЗ об ОСАГО ст. 12 п. 13, ст. 12.1

Как это работает. На осмотр и экспертизу машины у страховщика есть 5 рабочих дней после того, как он получит заявление о страховом возмещении. Если страховщик не уложится в этот срок, владелец машины может организовать экспертизу самостоятельно. Результаты такой оценки страховщик обязан принять.

Если воспользовались таким вариантом, предупредите страховую как минимум за 3 дня. Желательно — в письменном виде. Это необходимо, чтобы она могла прислать своего представителя. Потом расходы на экспертизу компенсирует страховая компания.

Порядок проведения экспертизы регламентирован законом об ОСАГО, чтобы результат оценки не зависел от того, кто ее проводит. Однако на практике оценки разных экспертов могут различаться. Поэтому иногда есть смысл провести повторную экспертизу, чтобы через суд взыскать разницу со страховой компании. В этом случае оплачивать экспертизу придется самостоятельно, но в случае выигрыша в споре расходы компенсирует страховая.

Если решите обжаловать решение страховой компании в суде, заявляйте ходатайство о проведении судебной экспертизы транспортного средства. При вынесении решения суд будет ориентироваться именно на нее.

Расходы на экспертизу можно взыскать, даже если лимит страхового возмещения исчерпан. Это подтверждает практика Верховного суда по защите прав потребителей.

См. также: Как составить исковое заявление в суд

Получить выплаты или направление на ремонт в течение 20 дней

Основание. ФЗ об ОСАГО ст. 12 п. 21

Как это работает. Выдать направление на ремонт или перечислить выплаты в счет ремонта страховая компания должна в течение 20 дней. Имеются в виду календарные дни. Но праздничные нерабочие дни не учитываются. То есть новогодние каникулы и другие официальные праздники продлят срок для ответа, если попадут в 20-дневный период.

Срок для принятия решения о страховом возмещении может быть дольше в двух случаях:

  1. Вы договорились со страховой, что отремонтируете машину на СТО, которую выбрали сами. Срок будет не 20, а 30 дней.
  2. Страховщик назначил экспертизу, а вы на нее не приехали. Тогда решение о страховом возмещении может быть отложено максимум еще на 20 дней.

Отсчитывать срок начинают от даты, когда потерпевший подал в страховую компанию заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с документами, которые необходимы для принятия решения. Перечень этих документов установлен в правилах ОСАГО.

Если страховая компания не успевает ответить в срок, владелец машины может организовать ремонт там, где ему нравится, а потом взыскать со страховой компенсацию. Суд назначит экспертизу для оценки расходов на ремонт — и сумму, указанную в заключении, взыщет со страховщика. А еще страховщик заплатит неустойку — 1% от суммы страхового возмещения за каждый день просрочки.

Получить страховое возмещение, даже если виновник был без ОСАГО

Основание. ФЗ об ОСАГО ст. 4, ст. 18

Как это работает. Водить машину можно только при наличии полиса ОСАГО. Но он есть не у всех. Кто-то забывает продлить полис, кто-то принципиально его не оформляет, а кого-то обстоятельства заставляют сесть за руль без страховки. Если в ДТП оказывается виноват человек, у которого в принципе нет полиса ОСАГО или который в него не вписан, страховая компания не возместит ущерб. Виновник должен сделать это сам.

Но это не значит, что нужно ждать суда с виновником ДТП. Есть случаи, когда выплаты можно получить быстрее и без суда. Ущерб в ДТП за автовладельцев, у которых нет ОСАГО, компенсирует РСА — Российский союз автостраховщиков. Потом он сам разберется с виновником аварии.

РСА выплатит компенсацию, если выполняются два условия:

  1. В ДТП пострадали люди.
  2. Виновник ДТП неизвестен или у него нет полиса ОСАГО.

Если пострадали только машины, придется обращаться в суд. Тут уже страховые компании не помогут.

Больше информации о компенсационных выплатах — на сайте РСА.

См. также:

Получить компенсацию по каско, даже если сами виноваты в ДТП

Основание. Закон № 4015-1 ст. 32.9 п. 1 подп. 6

Как это работает. По ОСАГО страхуют ответственность, то есть риск навредить кому-то на дороге и потом платить за это. Это никак не поможет получить деньги на ремонт, если ваша машина пострадала, но виновным признали вас. Да и когда у другого водителя нет полиса, от ОСАГО тоже мало пользы. Тут помогает традиционное имущественное страхование — каско.

Оформить каско может любой автовладелец. Обычно его требуют банки, когда выдают автокредит. Поэтому многие воспринимают каско как неприятную финансовую обязанность. Но в целом это надежный способ сохранить деньги и нервы, если с автомобилем что-то случится.

Каско позволяет получить страховое возмещение, когда ОСАГО не действует. Например:

См. также: Как работает каско

Бесплатно утилизировать машину, если ее нельзя восстановить

Основание. ФЗ № 89-ФЗ ст. 24.1 п. 9

Как это работает. В серьезной аварии машина может превратиться в металлолом. Если ее нельзя восстановить и некому продать в таком состоянии, остается снять с учета и утилизировать.

Утилизировать машину можно бесплатно. Расходы покрывает утилизационный сбор. Чаще всего его платят производители машин, поэтому владельцы о нем даже не задумываются — хотя в конечном счете эти расходы просто включают в цену. Если машину ввозят из-за рубежа, утилизационный сбор нужно уплатить на таможне. Если сбор уплачен, никакой платы за утилизацию с владельца машины брать нельзя.

До 1 сентября 2012 года утилизационного сбора не было. Поэтому за машины, зарегистрированные в России раньше, его никто не платил. За утилизацию таких автомобилей могут взять деньги по тарифу утилизирующей компании. На практике утилизировать бесплатно можно практически любую машину. Проверить, уплачен сбор или нет, можно по ПТС — в него ставят штамп-отметку.

Перед утилизацией нужно снять машину с учета в ГИБДД. Заявление можно подать через госуслуги. Это бесплатно. Если не снять машину с учета, придется дальше платить за нее транспортный налог или отдельно сообщать в ИФНС о гибели автомобиля.

См. также: