Дети
40K

Как выбрать детскую коляску

Чтобы пользоваться ей долго и с удовольствием
16
Как выбрать детскую коляску
Аватар автора

Полина Калмыкова

коляскоиспытатель с трехлетним стажем

Страница автора

Выбрать транспортное средство для новорожденного — почти такая же непростая задача, как и купить автомобиль, особенно когда сталкиваешься с этим впервые.

У меня двое детей, и за все время родительства мы успели сменить уже пять колясок. В этой статье я расскажу, как не повторить моих ошибок и выбрать идеальную коляску с первого раза, даже если вы никогда раньше с этим не сталкивались.

Чтобы сориентировать в ценах, я покажу примеры колясок средней категории — не самых дешевых, но и не дорогих.

Какие бывают коляски

Как в мире машин есть внедорожники, седаны и кроссоверы, так и коляски делятся на несколько крупных категорий: они различаются внешне и помогают родителям решить разные задачи.

Люльки и прогулки. Первые коляски для младенцев называют люльками. Их задача — обеспечить малышу ровную поверхность для лежания и защитить его от недружелюбных особенностей внешнего мира: амортизаторы смягчают тряску на колдобинах, а капюшон и накидка укрывают от ветра, дождя и палящего солнца.

Люльки стоят около 18—30 тысяч рублей. Часто производители добавляют полезные аксессуары — сумку для мамы в цвет обивки коляски и корзину для покупок, которая стоит на дне рамы.

Обычно люльки используют до тех пор, пока ребенок не начнет сидеть. После этого понадобится следующая модель — прогулочная коляска, или прогулка. В этом возрасте дети спят уже не так много и активно интересуются окружающим миром — чтобы увеличить ребенку обзор, сиденья колясок обычно повернуты в сторону улицы, а не мамы.

Прогулочная коляска с хорошими отзывами стоит около 8 тысяч рублей.

Первая коляска моего сына — классическая люлька: этим транспортом он пользовался с рождения и до пяти месяцев
Первая коляска моего сына — классическая люлька: этим транспортом он пользовался с рождения и до пяти месяцев
В прогулке малыша уже не защищают высокие бортики, поэтому нужны ремни безопасности: без них ребенок может случайно выскользнуть из коляски
В прогулке малыша уже не защищают высокие бортики, поэтому нужны ремни безопасности: без них ребенок может случайно выскользнуть из коляски
1/2
Первая коляска моего сына — классическая люлька: этим транспортом он пользовался с рождения и до пяти месяцев

Трансформеры: два в одном и три в одном. Когда именно малыша понадобится пересаживать в прогулку, предугадать сложно: одни дети готовы к этому уже в пять месяцев, а другие предпочитают полежать в люльке подольше. Для таких неопределенностей придумали коляску-трансформер. В ее комплект входит рама и дополнительные элементы: люлька и прогулка, если коляска два в одном, или люлька, прогулка и автокресло в конфигурации «три в одном».

Автолюльку тоже можно установить на раму — получится аналог основной коляски. Постоянно возить ребенка в таком устройстве врачи не рекомендуют, но иногда это бывает удобно: например, чтобы заехать за покупками и не загружать машину громоздкой люлькой, а ребенка не носить по магазину на руках.

Еще коляски-трансформеры часто позволяют родителям выбрать, в какую сторону повернуть прогулочный блок: лицом к ним или к улице. Это может пригодиться, если ребенок не сразу привыкнет к изменениям или просто не захочет надолго упускать из вида маму.

Минусы у трансформеров тоже есть. Рамы таких колясок в первую очередь рассчитаны на то, чтобы обеспечить устойчивость люльке, — прогулка-трансформер, скорее всего, окажется более громоздкой и тяжелой, чем аналоги без возможности установить люльку. А еще не все родители доверяют безопасности автолюлек «из комплекта» и предпочитают покупать удерживающие устройства авторитетных производителей автокресел.

Чтобы избежать всех этих недостатков, можно собрать трансформер самостоятельно: купить отдельные части и объединить их с помощью специальных адаптеров. С коляской для дочери мы так и поступили и превратили удобную прогулку в трансформер три в одном с автокреслом Cybex.

Выглядит не очень изящно, зато функционально: ребенка можно закрыть сразу двумя капюшонами и полностью защитить от непогоды, вирусов и даже сглаза
Выглядит не очень изящно, зато функционально: ребенка можно закрыть сразу двумя капюшонами и полностью защитить от непогоды, вирусов и даже сглаза
1/2
Выглядит не очень изящно, зато функционально: ребенка можно закрыть сразу двумя капюшонами и полностью защитить от непогоды, вирусов и даже сглаза
Выглядит не очень изящно, зато функционально: ребенка можно закрыть сразу двумя капюшонами и полностью защитить от непогоды, вирусов и даже сглаза

Коляски для двойни и для погодок. Обычно коляски рассчитаны на одного ребенка, но для родителей, которым приходится возить сразу нескольких детей, предусмотрены специальные модели.

Коляски для двойни сконструированы так, чтобы на раму можно было прикрепить одновременно две люльки или две прогулки.

Коляски для погодок обычно два в одном: на шасси можно поставить люльку и прогулочный блок, чтобы родители могли одновременно возить новорожденного и его старшего брата или сестру, которые пока сами не слишком крепко стоят на ногах.

Вне зависимости от количества детей и конструкции коляски родителям понадобится выбирать и люльку, и прогулку. Расскажу подробнее, на что обратить внимание в каждом случае.

Коляски для двойни бывают самой разной конфигурации: одноуровневые или разноуровневые, широкие или длинные, с возможностью повернуть детей друг к другу или без нее. Эта одноуровневая коляска стоит 38 239 ₽. Источник: «Детский мир»
В разноуровневой коляске можно установить люльки в любом положении: лицом к маме, от мамы или друг к другу. Источник: «Детский мир»
В разноуровневой коляске можно установить люльки в любом положении: лицом к маме, от мамы или друг к другу. Источник: «Детский мир»
Когда оба ребенка подрастут, можно заменить люльку на прогулочный блок или купить новую коляску — с приступкой для старшего ребенка вместо дополнительного сиденья. Источник: «Олант»
Когда оба ребенка подрастут, можно заменить люльку на прогулочный блок или купить новую коляску — с приступкой для старшего ребенка вместо дополнительного сиденья. Источник: «Олант»
Когда оба ребенка подрастут, можно заменить люльку на прогулочный блок или купить новую коляску — с приступкой для старшего ребенка вместо дополнительного сиденья. Источник: «Детский мир»

Как выбрать люльку

Когда я покупала первую люльку, все коляски казались мне одинаковыми, поэтому я выбирала по цвету и цене. Оказалось, что различий гораздо больше и все они влияют на комфорт родителей и малыша.

Габариты. В магазине колясок габариты люлек обычно не бросаются в глаза, зато после покупки родителей может ждать неприятный сюрприз: например, коляска не влезает в лифт или не помещается в багажник автомобиля.

С такой проблемой столкнулись и мы: надежная на вид коляска оказалась слишком тяжелой и с трудом помещалась в машину — поэтому с сыном мы «гуляли» на балконе, а на улицу выходили только в случае крайней необходимости. При первой возможности мы сменили громоздкую люльку на легкую прогулку.

Чтобы такого не произошло, перед покупкой я рекомендую измерить все места, куда должна проходить коляска: лифт — в длину и ширину, а багажник, сиденья автомобиля и место для хранения коляски — в длину, ширину и высоту.

В магазине сравните коляску с замерами — не стесняйтесь приходить в шоурум с рулеткой и складывать коляску так, как будете грузить ее в багажник: продавцы видели и не такое, а обнаружить, что в машину не помещаются два миллиметра торчащей ручки, будет очень обидно.

Обратите внимание на вес. Обычно коляски-люльки весят 13—16 кг — и это без ребенка. Если вы не планируете хранить коляску под лестницей или живете в доме без лифта, выбирайте варианты полегче: каждый дополнительный килограмм, который приходится таскать по ступеням, будет чувствоваться.

Колеса. Основное правило простое: чем больше колеса, тем легче везти коляску. Если гулять придется по сугробам или дорога в поликлинику усеяна рытвинами и колдобинами, обратите на этот параметр особенное внимание, иначе выход на улицу рискует превратиться в бесконечную полосу препятствий.

Эта коляска весит немного, но возить ее удобно только по идеальным поверхностям: полу в аэропорту или торговом центре, ровной набережной или очищенной от снега городской плитке. Источник: «Олант»
Эта коляска весит немного, но возить ее удобно только по идеальным поверхностям: полу в аэропорту или торговом центре, ровной набережной или очищенной от снега городской плитке. Источник: «Олант»
А вот эта коляска проедет везде. Источник: «Детский мир»
А вот эта коляска проедет везде. Источник: «Детский мир»

Другой важный параметр колес — поворачиваются они или нет. Поворотные колеса делают коляску более маневренной, но в грязи или снегу они быстрее буксуют. Идеальный вариант — колеса с кнопкой блокировки, которая позволяет родителям выбрать нужную опцию, исходя из условий дороги. На маневренность влияет и количество колес: трехколесными колясками проще управлять, зато классические четырехколесные более устойчивые.

Еще колеса бывают надувными, как у велосипеда, и ненадувными: например, из цельной резины или с гелем вместо воздуха внутри камеры. Надувные колеса едут более плавно и лучше защищают от тряски, зато их легко проколоть и нужно подкачивать.

Защита от погодных условий. Выход с ребенком на улицу не всегда получается подгадать под идеальную погоду: без осадков, яркого солнца и сильного ветра. Зато можно выбрать коляску, которая защитит малыша от нежелательных погодных явлений.

Насколько комфортно будет малышу в коляске, зависит от капюшона: чем он глубже, тем лучше укроет ребенка от осадков и обеспечит больше тени в жаркий солнечный день. Чтобы коляска меньше нагревалась, лучше выбирать люльки светлых оттенков или со светоотражающим покрытием, а водоотталкивающий материал поможет малышу остаться сухим, если внезапно начнется ливень.

Такая коляска отлично подойдет для зимы: козырек у капюшона и высокий воротник накидки спрячут ребенка от холодного ветра и защитят от снега. Источник: «Детский мир»
Такая коляска отлично подойдет для зимы: козырек у капюшона и высокий воротник накидки спрячут ребенка от холодного ветра и защитят от снега. Источник: «Детский мир»

Возможности для малыша. Первое время малыш лежит на спине и смотрит вверх, но через пару месяцев ему захочется расширить обзор. Помочь в этом могут дополнительные опции в коляске: окошко в задней стенке капюшона и регулирующаяся спинка.

Хотя окошко обычно называется вентиляционным, его можно использовать и по-другому: положить ребенка в люльке на живот и показать ему мир впереди коляски. Наклон спинки тоже позволяет увидеть больше, но уже со стороны мамы: иногда даже такие незначительные изменения помогают успокоить малыша, которому попросту наскучило смотреть в одну точку.

Удобство для родителей. Коляска должна подходить родителям по высоте: постоянно тянуться к ручке или слишком сильно наклоняться, чтобы поправить ребенку шапочку или дать соску, будет неудобно.

Если рост родителей различается значительно, а гулять с ребенком планируют оба, выбирайте коляску с регулируемой ручкой — так каждый сможет установить ее на комфортную для себя высоту.

Как выбрать прогулочную коляску

Выбирать прогулочную коляску одновременно и легче, и сложнее, чем люльку. Легче — потому что родители уже знают, какие габариты у лифта и кладовки, и могут оценить дорожные условия рядом с домом. Сложнее — потому что пользоваться прогулкой ребенок будет уже не полгода, а год или даже два: если коляска не подойдет, перетерпеть пару месяцев уже не выйдет — придется раскошеливаться на новую.

Вот какие параметры стоит учесть дополнительно, чтобы не прогадать с прогулкой.

Механизм складывания. Благодаря тому, что ребенку уже не нужна люлька с жестким каркасом, производители прогулочных колясок уделяют больше внимания удобству родителей, которые будут поднимать коляску по лестницам и брать с собой в путешествия: прогулки, которые не входят в состав колясок-трансформеров, обычно удобно складывать и носить на одном плече.

Два самых популярных механизма складывания называются «трость» и «книжка».

В сложенном виде трость становится узкой и длинной: габариты коляски на фото — 26,5 × 32,5 × 117 см. Коляска стоит 2449 ₽. Источник: «Детский мир»
В сложенном виде трость становится узкой и длинной: габариты коляски на фото — 26,5 × 32,5 × 117 см. Коляска стоит 2449 ₽. Источник: «Детский мир»
Коляска-книжка становится широкой, короткой и плоской: ее габариты 82 × 59 × 35 см, стоимость — 4599 ₽. Источник: «Детский мир»
Коляска-книжка становится широкой, короткой и плоской: ее габариты 82 × 59 × 35 см, стоимость — 4599 ₽. Источник: «Детский мир»

Коляски-трости обычно весят меньше за счет тонкой рамы, небольших колес и двух ручек-крючков вместо одной ручки-скобы. Зато коляски-книжки более универсальны: большие колеса справятся с сугробами, и ребенка не придется пересаживать зимой в санки, а единая ручка позволит катить коляску даже одной рукой.

Хотя трость кажется более компактной, в небольших автомобилях она может не уместиться в ширину багажника: придется класть коляску по диагонали и жертвовать другим габаритным багажом. Книжка займет чуть больше места в высоту из-за размера колес, зато упаковывать остальные вещи будет проще.

Регулировка сиденья и подножки. Некоторые прогулки позволяют настраивать положение спинки: если ребенок уснет в такой коляске, его можно будет положить горизонтально или по крайней мере смягчить ему угол наклона спины.

Если спинка коляски раскладывается в ровную поверхность, в ней можно возить и ребенка, который еще не научился сидеть, но из люльки уже вырос.

И сына, и дочь я переложила в прогулку в пять месяцев: ездить в люльке им уже надоело
И сына, и дочь я переложила в прогулку в пять месяцев: ездить в люльке им уже надоело
1/2
И сына, и дочь я переложила в прогулку в пять месяцев: ездить в люльке им уже надоело
И сына, и дочь я переложила в прогулку в пять месяцев: ездить в люльке им уже надоело

Еще в коляске может подниматься и опускаться подножка: спать с приподнятыми ногами ребенку будет комфортнее, а совсем маленьких детей крайнее верхнее положение оградит от соскальзывания вперед.

Ремни безопасности. В прогулочной коляске ремни безопасности бывают трехточечными в виде пояса с веревкой между ног и пятиточечными с лямками поверх плеч. Дополнительно зафиксировать ребенка помогают твердые ограничители впереди: например, ручка-бампер или столик с подстаканником.

Для семей с аккуратными и спокойными детьми некоторые меры безопасности могут показаться излишними. Мои дети очень активные с рождения и не слишком переживают из-за синяков — для них я выбираю коляски, из которых трудно случайно выскочить или намеренно выбраться без разрешения родителей.

На что еще обратить внимание

Некоторые особенности колясок не так заметны в повседневном использовании, но все равно важны для родителей. Вот еще пара вопросов, которые я рекомендую задать продавцу в магазине.

Удобно ли стирать обивку. Новорожденные могут срыгивать лишнее молоко или пачкать коляску естественными испражнениями, а дети постарше — оставлять на сиденье следы грязной обуви, хватать коляску липкими руками, ронять внутрь куски еды и проливать сок.

Выбирая коляску, обратите внимание, легко ли оттереть пятна с ее поверхности и удобно ли снимать ткань с рамы: рано или поздно ее все равно захочется отправить в стиральную машинку.

Есть ли место для хранения. Когда я была беременной первым ребенком, наличие багажника, карманов или специальной сумки для коляски меня не беспокоило: казалось, что кроме ребенка мне на прогулке больше ничего не понадобится.

Теперь я знаю, что дополнительные места для хранения в коляске точно не помешают: конечно, всегда можно взять из дома рюкзак, но доставать бутылку или салфетки из кармана коляски может быть просто удобнее, чем долго рыться в рюкзаке, пока ребенок кричит или пачкает все вокруг.

Можно ли сложить и разложить коляску одной рукой. Это полезно, если одновременно нужно держать ребенка за руку, чтобы он не выбежал на дорогу или не залетел в лифт с незнакомыми соседями.

Выбирать прогулку исключительно по этому параметру я бы не стала, но между двумя колясками с одинаковыми характеристиками отдала бы предпочтение модели с более удобным механизмом складывания.

Стоит ли покупать коляску с рук

Некоторые родители покупают только новые вещи своим детям, но мне кажется это финансово нецелесообразным. Малыши растут так быстро, что детские вещи на «Авито» или «Юле» часто выглядят абсолютно новыми, а стоят дешевле, чем в магазине. Первую коляску мы купили с рук в идеальном состоянии за 8000 ₽ и продали через полгода за 7500 ₽ только потому, что потеряли подстаканник и прожгли дырку в сумке.

Но вот на что я рекомендую обратить внимание — это срок использования. Как и у любого другого транспортного средства, на износ коляски влияет ее пробег: чем дольше семья пользовалась коляской, тем вероятнее, что появятся поломки. Например, прогулочная коляска сына стала регулярно ломаться через два года ежедневного использования: оказалось дешевле купить для дочери такую же, но с минимальным пробегом, чем чинить эту.

Если покупаете коляску с рук, уточните, сколько пассажиров сменила коляска. В люльке детей возят недолго, поэтому такие коляски можно спокойно покупать даже после двух детей. А вот прогулки я советую покупать только после одного ребенка и если коляской пользовались не дольше года.

Еще на состояние коляски влияет бережное обращение: если хозяева смазывали колеса, чистили шасси после прогулки и хранили коляску в сухой и теплой квартире, она прослужит дольше, чем та, за которой не ухаживали.

Не стесняйтесь спросить владельца, не идут ли в комплекте с коляской дополнительные аксессуары: муфта для рук, дождевик, москитная сетка, подстаканник или сумка. Такие детали часто отдают даром вместе с коляской, но даже если хозяин коляски попросит за них доплатить, это все равно будет дешевле, чем покупать все в магазине, заказывать с «Алиэкспресса» или искать на «Авито» по отдельности.

Итоги

С первого раза выбрать идеальную коляску сложно, но можно. Вот несколько советов:

  1. Проанализируйте, в каких условиях вы будете использовать коляску: если придется часто носить ее в руках или поднимать по лестницам, выбирайте минимальный вес, а если в приоритете хорошая проходимость — устойчивую конструкцию и большие колеса.
  2. Коляской пользуется не только ребенок, но и родители: помимо размера люльки или наличия столика с подстаканником, обращайте внимание на высоту ручек, их конфигурацию и удобство использования механизмов — кнопки блокировки колес, тормоза и системы складывания.
  3. Не переплачивайте за ненужные функции. Если ребенок не любит спать в коляске, можно рассмотреть модели без откидывающейся спинки и регулирующейся подножки: это сэкономит не только деньги, но и время на поиски.
  4. Даже если собираетесь покупать коляску с рук или в интернете, перед покупкой посмотрите на выбранную модель в магазине: это поможет оценить ее габариты и понять, удобно ли будет ее катать.
Полина КалмыковаА вы нашли идеальную коляску? Покажите ее читателям, которые пока в поиске:
  • Александр4
  • Anastasiya GolavlЗа 1,5 года жизни дочери у нас было 4 коляски, две из которых служат сейчас и, думаю, останутся с нами до тех пор пока не отпадёт необходимость в коляске. Люлька нам не пригодилась: дочь терпеть не может лежать на спине, так что мечты о прогулках с мирно спящим младенцем рухнули в первые же две недели после роддома. Плюс с учётом того, что люлька нужна на 5-8 месяцев, имеет смысл купить её подешевле и протестировать. А там уже судить, нужно ли что-то более продвинутое или и так хорошо. Еще в плане выбора именно люльки я бы обратила внимание на ширину коляски: "зимних" малышей иногда приходится заматывать как капусту, и этот пухлый свёрток в некоторые коляски можно разве что силой запихнуть 🤔 В плане прогулочных колясок мы остановились на двух одновременно: одной "домашней" и одной "дорожной". Домашняя - устойчивая, всепроходная, с хорошей защитой и амортизацией, но тяжёлая и громоздкая. Её можно перевезти в машине, но только разобрав, и она весь багажник занимает. Дорожная - коляска-трость, складывается одной рукой, очень лёгкая, но жёсткая на дороге, ну и продувается насквозь. Её мы берём в дорогу, чтобы возить ребёнка в каких-то новых местах. Автокреслу в составе трансформеров я не доверилась и мы поставили в машину отдельное кресло. Хотя наши знакомые, у которых своей машины пока нет, купили именно трансформер 3в1, чтобы не зависеть от "детских" тарифов на такси и возить ребёнка в своей автолюльке.1
  • Mikhail ProtasevichСамое главное, родители на самом деле выбирают коляску для себя и под свой бюджет - если он ограничен, выбор будет соответствующий. Что мне не нравится в дешевых колясках, особенно раскладных - они очень хлипкие - их можно расшатать одной рукой даже без ребенка. А БУ коляски помимо самого пробега еще и могли быть использованы совершенно без жалости, и тогда даже после года будут проблемы. БУ - это всегда, лотерея, изделие все таки не такое простое, как кажется. А еще очень важно как в коляске распределяется вес ребенка, поэтому ту же прогулку лучше выбирать с малышом.5
  • Александр1
  • Балаба БалабаМне очень нравится roemer Britax 3в1, отличная амортизация и хорошие колёса. Все крепится без адаптеров. Единственный минус-цена. Смотрела ещё бугабу, но отзывы хуже, хотя она ещё дороже.0
  • Инфантильные брылиТоже долго думали над выбором первой коляски. Anex Sport самая классная коляска. Прогулочный блок ещё не ставили, но коляска с люлькой для младенца - просто идеал! Очень рекомендую!0
  • IKМы за 10 купили 3в1 "почти новую" Tutti Zippy. Осознанно полагали, что лёгкую прогулочную надо будет докупать, так как эта будет громоздкой. Как выяснилось, на рынке колясок тоже есть перекупы, как в авто. В итоге состояние коляски оказалось несколько хуже, чем она выглядела в момент покупки. Но мы все равно остались довольны. Коляска тёплая, лёгкая, маневренная. Сейчас прогулочный блок используем "вокруг дома", а для выездов купили лёгкую прогулку.1
  • Пётротличная статья. snap 4 - пожалуй, лкчшая коляска для средний широт и дорог (но надо очень внимательно следить за тормознвм тросиком! если штырь начпл авлезать, значит тросик расплетается, и скоро порвется = тросик заклинит) кто живет южнее - берите макларен квест. депо для теплвх мест.3
  • Полина КалмыковаПётр, у нас snap 3, но да, тросик у них больное место, это точно.0
  • Пётри добавлю вот что: люльки можно купить за 15-20% от цены новой. в люльке дети ездят примерно до года и коляска успевает убиться. брать 2-в-1 или 3-в-1 не стоит. проще продать/выкинуть люльку и иметь нормальную прогулку и авиокресло.0
  • ПётрАлександр, брали новую снап 4 за 16, катаем второго ребенка. брали инглезину софию на авито за 4к, откатали двух, продали за 2к. вы правы про люльки, согласен на 100%. на прогулки - я бы на авито не брал0
  • ПётрПётр, НЕ успевает. :( криво написал2
  • AlexanderПокупали Thule Urban Glide за 45к, кажется, что очень нишевая, но невероятно крутая коляска для активных прогулок, пробежек и прочего. Проезжает и забирается куда-угодно, в сугробах не встаёт, если бегаете, то переднее колесо блокируется. Невероятное удобство, просто складывать-раскладывать (а в куче колясок это лютая боль). Ничего по кайфу даже близкого не видел у знакомых/друзей даже близко примерно со схожим бюджетом.1
  • ПётрПолина, писал письмо в их представительство в рф (оптимакидз), ответ повеселил: "Сожалеем, что вы столкнулись с такой проблемой. К сожалению, у нас нет больших данных о массовой проблеме."0
  • Evgeny KurishevТоже за БУ. Можно за тот же бюджет купить гораздо более крутую коляску: более легкую, более удобную. Наш сын катался Bugaboo Cameleon, она новая стоит 70к, мы купили с рук примерно за 20к, и она спустя 4 года практически также хороша как была при покупке. Какой смысл покупать новую, например, платить 30к за более плохую модель я не понимаю вообще.4
  • Mikhail ProtasevichАлександр, Палкой гонит бюджет у родителей. Так бы все покупали новое, но найти стоящее БУ не простая задача, по временным затратам втч. У нас 2 коляски, обе куплены новыми, и я не жалею что не "сэкономил копеечку", потому что представляю как за год можно ушатать даже новую (сам ушатал), катая коляску и в лес и по снегам и с полной поклажей. А сервис БУ коляски, я что-то слабо представляю.2