Как написать академическое эссе на английском языке

Как написать академическое эссе на английском языке

Осваиваем формат, который необходим в зарубежных университетах
4
Аватар автора

Аня Наумова

написала и эссе, и материал

Страница автора

Недавно я поступила в Амстердамский университет искусств на программу Museum and Heritage Studies.

Для заявки мне понадобились несколько письменных документов: резюме, мотивационное письмо — о них Т⁠—⁠Ж уже рассказывал — и академическое эссе. Оно показывает письменные навыки кандидата: понятно ли он излагает свои мысли на иностранном языке, хорошо ли представляет предмет, который будет изучать, умеет ли донести до экзаменационной комиссии свою ценность как будущего студента. Еще один фактор — понимает ли студент правила, по которым ему придется оформлять работы уже во время учебы.

Мне пришлось быстро погрузиться в мир строгих правил академического письма: эссе было одним из решающих документов, которое убедило бы приемную комиссию в моей компетентности. Дело в том, что в Москве я училась на киноведа во ВГИКе — и в магистратуре меняла специальность на специалиста по музейному делу. Кроме того, в российском дипломе не хватало образовательных кредитов, необходимых для зарубежной музейной программы. Наконец, я всегда выполняла письменные работы в более свободной форме.

Благодаря эссе я показала комиссии, что мои интересы шире кино, и убедила принять меня. В материале расскажу, как подошла к написанию текста так, чтобы получилось и хорошо, и остались силы на другие задачи — ведь для поступления нужно собирать множество документов, следить за сроками и отвечать организаторам. Полученные навыки пригодятся мне и дальше, так как эссе — часть любой образовательной программы за рубежом.

Какие эссе пишут для поступления в зарубежный университет

Главный совет дам в начале — внимательно читайте условия вуза, что именно и как вас просят написать. У меня получилось что-то среднее между эссе и академической статьей — так как меня попросили привести ссылки на литературу.

В зависимости от программы, специальности задание может быть сформулировано иначе — или академического эссе вообще не будет, но появится, например, personal statement — что-то вроде мотивационного письма. Для поступления на американский бакалавриат, например, могут спросить о событии, которое изменило вашу жизнь, — и здесь не все мои советы будут релевантны. Область учебы тоже влияет: в естественно-научном эссе может быть другая структура. Словом, моя статья — не инструкция, а, скорее, набор принципов.

Задание для моей заявки. Источник: reinwardt.ahk.nl
Задание для моей заявки. Источник: reinwardt.ahk.nl
Для поступления в Лондонскую школу экономики и политических наук нужно вообще показать готовую работу, написанную ранее. Если она была написана не по⁠-⁠английски, придется перевести — то есть навык академического письма, пруфридинг все равно пригодятся. Источник: lseportal.force.com
Для поступления в Лондонскую школу экономики и политических наук нужно вообще показать готовую работу, написанную ранее. Если она была написана не по⁠-⁠английски, придется перевести — то есть навык академического письма, пруфридинг все равно пригодятся. Источник: lseportal.force.com

По опыту, темы для эссе составляются так, чтобы у абитуриента остался простор для интерпретации и развития мысли. В моем случае задание звучало так: «Со ссылкой по крайней мере на три академические или профессиональные публикации отразите наиболее важные навыки, которыми должен обладать специалист по наследию в 21 веке». То есть требовали эссе в комбинации с академической работой.

В эссе нет правильного и неправильного ответа. Скорее, в хорошем эссе автор занимает определенную позицию и предлагает четкие аргументы в ее пользу. В случае академического эссе они будут строиться на фактах и списке литературы — перечне публикаций, на которые опирается автор.

С моим Upper Intermediate и нулевой практикой письма эссе заняло около месяца неторопливой работы. По ощущениям, быстрее двух недель дельный текст написать сложно, а вот заниматься уточнениями и улучшениями можно вечно. В теории, если получится хороший академический текст, всегда можно переработать его в статью для публикации — тогда на исследование может уйти и несколько месяцев.

Подбирайте срок самостоятельно, учитывая свои исходные знания и темп работы.

Как независимый оценщик и советчик мне помогла репетитор — девушка, которая сама учится в магистратуре в Англии. В начале работы я наметила план и основные мысли, потом подыскала опорные идеи и цитаты у других исследователей для списка литературы, затем написала первый драфт и посмотрела его вместе с репетитором, внесла правки и вынесла на обсуждение второй раз. В конце закрепила финальный вариант — тоже с преподавателем.

У каждого своя схема, но для меня два-три подхода правок важны: переоценивая текст, я нащупываю более точные формулировки, ловлю себя на желании философствовать, выкристаллизовываю структуру и оставляю только нужное.

Письмо — это навык, который нужно постоянно прокачивать. Я бы посоветовала каждому, кто собирается писать эссе, вводить в жизнь иностранный язык. Можно начать с малого и вести дневник на английском, писать рецензии в приложениях, найти друга по переписке. Чем чаще появляется необходимость формулировать мысль на бумаге или экране, тем сильнее развивается способность к созданию текстов и уменьшается страх белого листа.

Объем и оформление академического эссе

Объем академического эссе зависит от ступени образования, учебного предмета, рекомендаций кафедры и конкретных требований курса. В большинстве случаев укажут диапазон, а не точное число, например 2500—3000 слов или 10—12 страниц, внимательно читайте условия. Если не уверены, уточните у приемной комиссии. В моем случае поставили ограничение в 1500 слов без списка литературы.

Рекомендации по оформлению прислали в одном из писем. Я писала шрифтом Times New Roman 13 кегля, полуторный межстрочный интервал, абзацный отступ — 1,25 см. Поля были:

  1. Левое — 25 мм.
  2. Правое — 10 мм.
  3. Верхнее и нижнее — 20 мм.

Все страницы нумеруются, счет начинается с титульного листа, но его нумеровать не надо. Если на сайте университета нет пожеланий по оформлению, уточните их у приемной комиссии.

Структура академического эссе

Я выбрала формат из пяти разделов — five-paragraph essay: вводный, три основных и заключение  . Такая структура позволяет представить аргументы слоями:

  1. Введение, где автор формулирует позицию и кратко перечисляет тезисы.
  2. Основная часть, где он тщательно и подробно аргументирует каждый тезис.
  3. Заключение, где повторяется главная мысль текста с указанием на то, почему она важна.

Теперь разберу каждый элемент на примере своей работы о трех главных навыках музейного куратора в 21 веке.

Введение производит первое впечатление на читателя и настраивает на дальнейшее повествование. В хорошем введении, на мой взгляд, нужно представить главный вопрос, на который ответит автор, — не повторение формулировки в задании, а ее авторскую интерпретацию. Например, обратите внимание на двусмысленности в формулировке задания, утверждения, которые подразумеваются, — и коротко опишите, как к ним относитесь.

Далее объясните, как определяете различные термины в вопросе: так автор и экзаменатор «договариваются», на языке каких понятий говорят. Это же поможет «не потеряться» в потоке сложносочиненных предложений и вернуть себя к мысли — о чем вы планировали рассказать и какими словами.

Дайте краткий ответ на вопрос, четко обозначив позицию, которую будете отстаивать: это будет тезис или тезисное заявление работы. Убедитесь, что читателю не нужно гадать, в чем заключается основная мысль, скажите ему об этом прямо  .

Затем напишите «дорожную карту» эссе — как вы будете развивать и поддерживать ответ. В моем случае требование сконцентрироваться на трех чертах звучало в самом задании, но я отдельно пронумеровала их по совету репетитора, чтобы не дать приемной комиссии и шанса сбиться. Выбрала понимание технологий, умение ориентироваться в социально-политической повестке и навыки работы в команде.

Как видно, сначала я написала о вопросе в общем, используя слово generally, а затем конкретизировала свое видение специалиста, подчеркнув versatility и future-orientedness, то есть универсальность и нацеленность в будущее. В конце добавила свое отношение к заявленным тезисам
Как видно, сначала я написала о вопросе в общем, используя слово generally, а затем конкретизировала свое видение специалиста, подчеркнув versatility и future-orientedness, то есть универсальность и нацеленность в будущее. В конце добавила свое отношение к заявленным тезисам

Можно включить во введение контекстуальную справку, чтобы подчеркнуть для читателя важность рассматриваемого вопроса, или обрисовать более широкий круг проблем: скажем, указать ключевых мыслителей, которые думали над похожим вопросом, представителей той или иной школы. Но будьте осторожны, чтобы не уйти в длинное и неуместное историческое описание.

Когда напишете текст, убедитесь, что окончательное эссе соответствует плану в начале. Если нет, измените или эссе, или введение. Я советую начать работу над введением сразу. Во-первых, так получится утрясти в голове структуру текста и выделить в нем главное. Во-вторых, вопросы для эссе обычно оставляют широкое пространство для мысли, и постоянное возвращение к началу поможет не сбиться с повествования.

Основная часть эссе — это параграфы с доказательной частью. В общем повествование в них следует плану, изложенному в конце введения. Чтобы не потерять логику внутри аргумента, заявляйте главное в первом абзаце параграфа — его я называю основным. В нем содержится информация, которая подкрепляет дальнейшие утверждения примерами, исследованиями, статистикой, исследованиями и цитатами.

Основной абзац удобно строить по схеме «ключевое предложение — вспомогательное предложение — заключительное предложение». Такая структура позволяет сосредоточиться на главной идее, дает информацию четко, но сжато. Поясню на примере аргумента из моего эссе — в нем я размышляю, почему современному куратору важно разбираться в технологиях.

В ключевом предложении я обозначаю тезис — что важно учесть в работе куратора.

Для порядка я начала предложение с вводного firstly — «во⁠-⁠первых». Также я не побоялась использовать прилагательное с сильной модальностью — fundamental
Для порядка я начала предложение с вводного firstly — «во⁠-⁠первых». Также я не побоялась использовать прилагательное с сильной модальностью — fundamental

Следом в качестве вспомогательных предложений добавила примеры — какие вопросы может вызвать у куратора и музейного работника развитие генеративных нейросетей.

Также я обращаюсь к третьему мнению — цитирую художника Тревора Паглена, который как раз исследует влияние интернет-технологий на жизнь человека.

После цитат указывайте фамилию автора, год издания и иногда страницу цитаты, а в списке литературы указывайте полное библиографическое описание
После цитат указывайте фамилию автора, год издания и иногда страницу цитаты, а в списке литературы указывайте полное библиографическое описание

В заключительном предложении я, в сущности, повторила ключевое — только на фоне аргументов оно приобретает больший вес и напоминает читателю, о чем был весь абзац: организатору выставки так или иначе придется иметь дело с технологиями, поэтому важно быть в курсе событий.

Подвожу итог аргументу
Подвожу итог аргументу

Еще один мой тезис — следить за технологиями нужно не только в плане создания искусства, но и его консервации.

Здесь схема такая же: заявляю тезис, привожу пример из музейной жизни — в данном случае упоминаю нидерландский центр медиаискусства LIMA — добавляю заключительное предложение. Этот тезис я ввожу словом additionally — «вдобавок» к тезису о нейросетях.

В конце я добавила общий вывод — он начинается с выражения in brief
В конце я добавила общий вывод — он начинается с выражения in brief

Итак, в каждом абзаце аргумента есть ключевое предложение, которое наводит фокус. Поддерживающие предложения содержат доказательства и примеры. Заключительное предложение подводит итог абзацу или связывает его со следующим.

Если так — по абзацам — разбивать большие аргументы на тезисы поменьше, получится писать конкретно, не уходить в пространные рассуждения и следовать обозначенной структуре, а мир академии любит четкость и правила. Например, в эссе я привожу еще два аргумента в пользу своего видения современного работника музея: умение ориентироваться в социокультурном контексте и работать в команде. Они построены по тем же принципам, что и первый тезис.

Окончательный вариант эссе не должен показывать беспорядочный процесс осмысления сложного вопроса. Вместо этого читатель должен увидеть четкие и убедительные аргументы в ответ на поставленный вопрос.

Заключение резюмирует основные моменты эссе и подтверждает позицию автора. Повторите вопрос, на который пытались ответить, напомните читателю, почему мы здесь. Также кратко изложите ответ на вопрос — свои основные аргументы. Укажите, почему обсуждение было важным — последствия или применение ваших аргументов. Полезно пересказать читателю основные положения, особенно если аргумент длинный и сложный.

Имейте в виду, что вступление и заключение не должны быть одинаковыми: следует использовать другие выражения, нежели во введении и основных абзацах.

Коротко пересказываю свои аргументы и указываю, почему считаю их важными — они позволяют справиться с текущими проблемами и развивать культуру дальше
Коротко пересказываю свои аргументы и указываю, почему считаю их важными — они позволяют справиться с текущими проблемами и развивать культуру дальше

Другой подход — не пересказывать свои основные положения, а объяснить значимость аргумента. Другими словами, ответить на вопрос «ну и что», дав читателю более четкое представление о том, почему аргумент имеет значение. Например, аргумент может быть значимым для исследований определенного периода. Или же он может быть важен для определенного географического региона. Как вариант, он может повлиять на то, как читатели думают о будущем — в заключении можно даже поразмышлять о нем или призвать.

Список литературы — references — располагается в конце эссе и содержит только те книги, журнальные статьи и электронные источники, которые упоминаются в эссе. Источники располагаются в алфавитном порядке по фамилии автора или по названию организации, если у источника нет автора.

Есть разные техники и стили оформления ссылок и референсов:

  1. Гарвардское оформление. Для него есть отдельная методичка: ссылки в тексте здесь оформляются в формате «автор, год издания».
  2. Метод APA, который разработала Американская психологическая ассоциация. Здесь к ссылке добавится еще конкретная страница.

Перед написанием познакомьтесь со стилями по методичкам и сайтам. Если на платформе университета нет рекомендаций, уточните требования у приемной комиссии.

Я выбрала гарвардский вариант, потому что мое направление относилось скорее к культурным наукам. APA чаще используется для работ, связанных с образованием, социальными и поведенческими науками.

Электронный и печатный источники в моих референсах
Электронный и печатный источники в моих референсах

Подытожу. Относительно академического письма есть ожидания, которые стоит учесть:

  • объяснить свое понимание проблемы;
  • занять четкую позицию в отношении конкретного вопроса;
  • выдвинуть утверждение и подкрепить его убедительными доказательствами;
  • рассмотреть и оценить утверждения других исследователей: ставить под сомнение, сопоставлять и противопоставлять, соглашаться или оспаривать;
  • предложить рекомендации или предлагаемые действия;
  • подвести вывод.

Как облегчить себе написание эссе

Написание академических заданий требует использования более формального стиля, чем устный. На практике мне пригодились четыре приема.

Прочесть примеры других эссе. Начитанность — первый шаг к созданию скелета текста: иногда можно не изобретать велосипед, а опереться на опыт коллег. Обращайте внимание на словарь: подчеркивайте, выделяйте, выписывайте конструкции, приемы. Только не переусердствуйте, чтобы случайно что-то не списать. Я читала работы других исследователей на сайте Academia — там есть и эссе, и научные статьи. Можно подписаться на конкретные темы или людей и следить за новыми работами.

Для развития аргументации я пользовалась пошаговой методичкой от Манчестерского университета. За пять шагов, отвечая на вопросы оттуда, мне удалось очистить от шелухи аргументы и сконцентрироваться на главном.

Если хочется развивать доказательные навыки, не обязательно по академической структуре, советую читать современные колонки в больших изданиях вроде The New Yorker или The Atlantic. Подписка платная, но часть материалов доступна просто так. Кроме того, в эссе на современную тему придется привести актуальный пример — с изданиями получится оставаться в курсе событий.

Следить за построением предложений и лексикой. Я пользовалась Корпусом академических словосочетаний от Манчестерского университета — это хранилище фраз и рубрик в подспорье всем пишущим, неважно, на академические темы или нет.

Подводки в основном нейтральны и носят общий характер, но для отправной точки по содержанию и организации собственного письма они мне подошли.

В банке много подразделов — как описать тренды, объяснить причинно-следственную связь и так далее
В банке много подразделов — как описать тренды, объяснить причинно-следственную связь и так далее

Для слов-связок я опиралась на методичку от Образовательного центра Сиднейского университета. Там дан совет на века, который пригодился и мне, — использовать только те слова, с которыми удобно работать, иначе речь будет звучать неестественно. Поначалу, желая придать веса тексту, я добавила туда слова из словарей синонимов или из научных статей. Когда я прочла первый набросок заново, я не поняла свою же мысль, поэтому в следующем подходе упростила работу.

В конечном счете я вывела для себя формулу: в академии есть достаточно правил, но через тексты должны видеть и «персону», а не умный ChatGPT. Можно стремиться к определенной интеллектуальной и языковой ступеньке, но не надо прыгать выше головы из желания казаться умнее.

Подметить ошибки в грамматике, орфографии, пунктуации, употреблении слов и многом другом поможет Quillbot. Также в сервисе есть функция «Перефразировать», благодаря которой можно поменять текст на более формальный. В бесплатной версии перефразируется отрывок из 125 слов.

Не советую пользоваться сервисом постоянно — а если приходится, вычитывайте текст самостоятельно, — но для тренировки и настройки стиля это полезный инструмент. Если пользуетесь ChatGPT, попросите его проверить текст на ошибки, он это умеет, — или воспользуйтесь сервисами пруфридинга вроде Ginger.

Другой совет, о котором пишут и в других материалах Т⁠—⁠Ж, — дать почитать эссе знакомому, который знает английский. Даже если вам кажется, что вы преподнесли все четко и понятно, это не всегда так — и товарищ обнаружит темные места.

Использовать термины из своей области знаний. Термины — необязательно сложно, это могут быть слова из активного словаря работника сферы, куда вы поступаете. Внимательно прочтите описание программы, буклеты, примеры проектов университета. Возможно, там найдутся формулировки, которые хотела бы услышать приемная комиссия.

Например, если изучаете бизнес: cash flow, stakeholder, deliverable. Мне пригодились термины accessibility и decolonization — популярные в музейном деле направления, immersive experience, time-based art и другие. Было важно подчеркнуть, что я ими владею, так как в магистратуре меняю специальность с киноведа на музейного куратора.

Словом, приемная комиссия ожидает, что абитуриент владеет профессиональным языком, и вы поможете ей в этом убедиться, наполнив ими эссе. Может быть, на интервью вы разволнуетесь и не сможете их вспомнить — а так они будут в письменной работе.

Избегайте жестких формулировок. Вместо I, my, me, you, your, we, our, us пригодятся my opinion about it, глаголы may / might / can / could, наречия и фразы possibly / probably, it is likely / possible / unlikely / probably, tends to, appears to, suggests that, seems to. Это придает работе образ объективности, а не личных мыслей. Еще один признак формального стиля — избегание сокращений: не doesn’t, а does not.

Критерии оценки эссе

На сайте университета не было правил оценки, но я смотрела разные материалы по запросу «evaluation criteria for studentsʼ academic writing», чтобы ориентироваться хоть на что-то  . Из того, что увидела в разных методичках, вывела четыре общих параметра:

  1. Центральная идея эссе ясна, связана с заданием и развита.
  2. Список литературы и сноски, пересказ и анализ прочитанного материала поддерживают общую аргументацию.
  3. Логическая структура организации идей, четкие абзацы и соответствующие переходы.
  4. Грамматика верна и правильно передает смысл.

Памятка

Письмо — это способ мышления. Я начала готовиться к эссе, только когда до дедлайна подачи документов в университет осталась пара месяцев — это добавило нервов.

На учебу я отправлюсь в сентябре, а пока пытаюсь приучить себя писать если не полные академические тексты, то разные заметки на английском. Если вы более организованный человек, помните, что регулярная тренировка учит вас:

  • выбирать академические тексты и работать с ними;
  • синтезировать, анализировать и оценивать материал из разных источников;
  • четко и кратко излагать вопросы, теории и дискуссии;
  • разрабатывать центральную идею и поддерживать аргументацию от начала до конца;
  • использовать доказательства и примеры для поддержки своих аргументов.
Аватар автора

Камила Шайбакова

написала несколько эссе для зарубежной учебы

Страница автора

«У других эссе могут быть другие цели»

Я писала эссе для отбора на различные стипендии и краткосрочные программы, поэтому сталкивалась с разными требованиями и форматами.

Мой главный совет: прежде, чем приступать к написанию — точно определите, какой тип эссе от вас ожидают и что потенциально оценивают этой работой. В примере из этой статьи четко видно, что оценивают аналитические способности, критическое мышление и адаптивность к окружающему миру. Кроме того, посмотрят и на умение подобрать верную литературу и источники, навыки работы с ними.

У других эссе могут быть другие цели. Например, для известной британской стипендии Chevening я писала четыре небольших эссе на темы лидерства, нетворкинга, планов на будущее и причин обучаться в Великобритании. В подобных текстах не так важны академические и исследовательские навыки — это не академическая статья, а, скорее, возможность понять, есть ли у вас потенциал. По опыту, в таких эссе максимально важно писать по формату STAR:

  1. Statement — заявляете о чем-то.
  2. Task — рассказываете о проблеме.
  3. Action — что вы сделали, чтобы ее решить.
  4. Result — к какому результату привели действия.

Еще одна программа, для которой мне понадобились эссе, — временно закрытый Stanford U.S.-Russia Forum. Отбор состоит из нескольких этапов, один из которых — как раз написание коротких эссе по важным политическим событиям. Сами организаторы указывали, что эссе помогает выявить, насколько кандидат подходит выбранному направлению исследования и умеет ли работать с литературой в рамках написания эссе.

В данном случае писать было сложно, поскольку зачастую о современных событиях академической литературы очень мало: приходилось использовать в том числе общедоступные и новостные источники. Это тоже позволяет оценить, как кандидат подходит к выбору ресурсов и проверке информации.

Поэтому мой опыт подсказывает: понимание, что конкретно от вас требуют, — уже половина успеха. Так вы будете точно знать, какой подход выбрать и на каких знаниях или навыках делать акцент.

Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie

Аня НаумоваПоступали за границу? Расскажите, какие работы показывали комиссии:
  • Карина МальцеваПодавала документы в десяток в общей сложности вузов, сначала на бакалавриат, потом на магистратуру. В магистратуре все просто — никто никаких "эссе" от вас не просит, просят кусок вашей работы прислать по примерной тематике специальности: 2,5-3 тысячи слов. На оформление (поля, господи, шрифт — ну не в Российском же вузе) всем плевать, просят только если выбрали одну систему — её и придерживайтесь, просто чтобы человеку из приемной комиссии глаза не сломать. Берете кусок своего курсовика / диссертации и отправляете. Никаких введений, мыслей, доказательств, подводок, прочего. Можно вообще главу из середины диссертации. 80% рекомендаций этой статьи для этого вообще не релевантны. Вычурность английского языка у автора и калькирование синтаксических конструкций, присущих языку русскому (те самые навёрнутые придаточные предложения), — это скорее минус, чем плюс, потому как сильно затрудняет читабельность текста даже для носителей языка. От вас ждут соответстсвие вашего английского тому уровню IELTS, который заявлен на сайте университета. И если там 6,0 — то вот это явный и чрезмерный оверкилл. И самое главное — прежде чем давать советы по написанию, неплохо было бы осветить разницу между самим понятием "эссе" в российском контексте и английском (именно английском, потому что у французов, итальянцев и немцев — своё отдельное понимание академического стиля, который особенно у итальянцев куда ближе к российскому). Концепт "постановка проблемы - аргументы - заключение" в англоязычных эссе куда жестче и важнее для итоговой оценки, чем все эти свистки и колокольчики, которыми автор предлагает обвешать эти 1500 слов.2
  • не читаю комментарииLaTeX — сила, Word — могила. Остальное все слишком индивидуально.1
  • LushkaСпасибо, что поделились! Прямо захотелось куда-нибудь поступить)1
  • Агата ИвановаИз личного опыта подготовки к поступлению с одним агентством могу добавить следующее. Академическое эссе вы пишите именно для Великобритании и Европы. Для поступление в США ваше эссе как правило не должно быть академическим! Оно скорее должно быть про ваш жизненный путь, сложности, с которыми вы столкнулись и опыт, который приобрели. Вот как! Американские вузы хотят увидет ваш самоанализ, а британские - силу знаний в определенной области. Если вы поступаете и в Европу и в США, пишите разные эссе! Они полностью отличаются по требованиям. Но в обоих случаях важно ПОКАЗАТЬ (showcase!), а НЕ РАССКАЗАТЬ. Мы за полтора года подготовки переписывали эссе раз 15. Готовились с Crimson Education, если кому интересно. У нас было сразу два ментора по эссе, т.к. мы подавали заявки и в Англию, и в Штаты. На 10 поданых заявок получили 5 офферов и выбрали University of Brown. Надеюсь, это будет полезно. Всем удачи!2