Авто
18K

Зачем нужен салонный фильтр в автомобиле

Как часто его нужно менять и какой выбрать
22
Зачем нужен салонный фильтр в автомобиле
Аватар автора

Эдуард Солодин

дышит в авто полной грудью

Страница автора

Воздух в городе и на оживленной трассе не такой чистый, как кажется.

Для городского жителя это не полезно, но и не смертельно — жить можно. Но в салоне автомобиля концентрация вредных веществ и дорожной пыли гораздо выше. Воздух в салон поступает непрерывно — всегда, когда включен вентилятор салона, приоткрыты окна или люк на крыше.

Дышать таким воздухом в замкнутом пространстве салона автомобиля опасно: у водителя может заболеть голова, он может устать и потерять концентрацию. Это повышает риски попасть в ДТП. Поэтому воздух, который попадает в салон автомобиля, идет через салонный фильтр.

Рассылка Т—Ж для автомобилистов
Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Как устроен салонный фильтр

Салонные фильтры делают из нетканых синтетических материалов. Благодаря этому они не такие горючие и не так восприимчивы к влаге, как бумажные фильтры. Также в синтетической среде хуже приживаются вредоносные бактерии, водоросли и другие микроорганизмы.

Салонные фильтры могут быть однослойными и многослойными. Чем больше слоев, тем лучше фильтр очищает воздух и тем выше его цена. И те и другие фильтры могут одинаково хорошо чистить воздух от пыли, но более дорогие могут обезопасить водителя, например, от аллергии на пыльцу. Об этом мы подробнее поговорим в одной из следующих глав.

Есть салонные фильтры, которые, по заявлению производителя, способны уловить частицы размером до 0,1 микрона. Для примера, размер пыльцы разных видов березы колеблется от 10 до 50 микрон.

Фильтр может быть разной формы и размера: главное, чтобы он идеально вставал в свое посадочное место и не пропускал потоки воздуха мимо себя.

Так выглядит фрагмент салонного фильтра при сильном приближении. Благодаря такой структуре воздух свободно проходит через фильтр, а пыль задерживается. Фото: enterphoto / Shutterstock
Так выглядит фрагмент салонного фильтра при сильном приближении. Благодаря такой структуре воздух свободно проходит через фильтр, а пыль задерживается. Фото: enterphoto / Shutterstock

Принцип работы салонного фильтра

Салонный фильтр устанавливают на пути прохода воздушного потока, который идет в салон через систему вентиляции и кондиционирования. Обычно инженеры стараются расположить салонный фильтр как можно ближе к воздухозаборнику, чтобы защитить компоненты системы вентиляции салона от загрязнений. Отопитель, испаритель кондиционера, воздуховоды и заслонки загрязняются гораздо медленнее и служат дольше.

Салонный фильтр работает по тому же принципу, что обычный барьерный воздушный фильтр: например, в пылесосе. Через него идет воздух, фильтр улавливает пыль, грязь и другие частицы. Когда он забит грязью, влага задерживается — все это становится благоприятной средой для микроорганизмов, в том числе болезнетворных. Зимой, когда фильтр подогревается печкой, все это размножается еще быстрее.

Забитый фильтр не в состоянии проводить через себя прежний объем воздуха. Поэтому система вентиляции работает с большей нагрузкой. Даже самый качественный многослойный фильтр со временем перестает очищать воздух. Поэтому, чтобы фильтр правильно работал, его необходимо периодически менять.

Какой фильтр выбрать

Лучше всего подбирать фильтр с помощью оригинального каталога. Некоторые аналоги по функционалу и ресурсу могут быть лучше оригинального фильтра. Такие аналоги стоят как оригинальный фильтр или дороже.

Барьерный фильтр отлично подходит для местности, где преобладает чистый воздух, например в горах. Это базовый фильтр механической очистки воздуха из нетканого синтетического материала. Он служит дольше, чем угольный или гипоаллергенный. Барьерные фильтры бывают однослойные или многослойные. Первые эффективно очищают воздух от крупных загрязнений, а вторые способны улавливать мелкие частицы, например мелкодисперсную пыль.

В угольном фильтре в дополнение к барьерному слою будет слой активированного угля. Он очищает воздух от неприятных запахов и вредных газов. Визуально угольный фильтр темный или черный. Основной его недостаток — меньший ресурс по сравнению с барьерным. Активированный уголь накапливает в себе вредные вещества: например, оксид азота, а при достижении предельной концентрации начинает выделять эти вещества в салон.

Чем тяжелее угольный фильтр, тем больше в нем содержится угля, значит, эффективнее очистка. Такой стоит поставить жителю мегаполиса.

Электретный фильтр очищает воздух двумя способами одновременно: механическим и электрическим. Это барьерный фильтр механической очистки, который содержит еще дополнительный слой с электростатическим зарядом. Этот слой притягивает и удерживает на себе мельчайшие частицы пыли за счет слабого статического заряда, как щетка для пыли при уборке.

Биофункциональным называют угольный фильтр с дополнительным слоем, пропитанным антибактериальным составом. Он справляется со спорами, пыльцой, бактериями и грибками: все это не попадает в салон и не может размножаться. Такие фильтры серьезно выручают аллергиков.

Биофункциональные фильтры есть не у всех производителей. Их производят, например, бренды Mann и Mahle, а стоят они дороже барьерных и угольных фильтров.

Дешевые фильтры часто не совпадают с оригиналом или качественным аналогом по размеру. Если фильтр меньше, то он болтается в посадочном месте и пропускает пыль и вредные вещества в салон. Фильтр большого размера может не уместиться в посадочное место, а если попытаться его «впихнуть», на ламелях фильтрующего элемента образуются заломы, а по периметру посадочного места — щели. Еще из-за большого размера неплотно прилегает пластиковая крышка, которая закрывает салонный фильтр.

Качество таких фильтров сомнительное, они легкие по весу и визуально похожи на изделие из бумаги. Содержание активированного угля в таких фильтрах может быть просто маркетинговым ходом.

Может показаться, что фильтр потемнел из⁠-⁠за грязи. На самом деле этот новый фильтр содержит в себе активированный уголь. Фото: nikkytok / Shutterstock
Может показаться, что фильтр потемнел из⁠-⁠за грязи. На самом деле этот новый фильтр содержит в себе активированный уголь. Фото: nikkytok / Shutterstock

Как понять, что фильтр пора заменить

К замене салонного фильтра есть несколько подходов. Одни автовладельцы меняют салонный фильтр по регламенту, другие по сезону, а есть и те, кто вообще игнорирует его замену, так как он не влияет на надежную работу двигателя. Не менять вовремя фильтр, продувать его или использовать некачественные аналоги — это экономия на здоровье, комфорте и даже безопасности. Из-за засоренного фильтра потеют стекла и ухудшается обзор. Вот причины, по которым меняют салонный фильтр:

Подошло время замены. В городах салонные фильтры визуально могут выглядеть чистыми, даже если перенасыщены вредными веществами. Пробег при этом может не достигнуть регламентной замены, ведь автомобиль не едет, а стоит в пробке. Фильтр же все это время работает, поглощая выхлопные газы и пыль с дорог. Поэтому салонный фильтр надо регулярно менять не только по пробегу, но и хотя бы раз в год, в зависимости от того, что наступит раньше. Аллергикам лучше менять салонный фильтр дважды в год и устанавливать новый фильтр перед началом сезона цветения растений.

Печка свистит. Это распространенная проблема, которая может возникнуть даже с новыми фильтрами. Возможно, при установке фильтра образовалась щель, и воздух, проходя через нее, начинает свистеть.

Если фильтр стоит давно и начал свистеть, он загрязнен и его пора заменить. Иногда печка может свистеть на свежем фильтре, на который попала листва. Достаточно ее убрать.

Стекла потеют. Во влажную погоду, осенью и весной это один из признаков того, что пора заменить салонный фильтр. Потоки воздуха хуже проникают через забитый фильтр, нарушается вентиляция в салоне. Влажный воздух конденсируется на холодных стеклах автомобиля, и ухудшается обзор.

Климатическая установка работает неэффективно. При забитом салонном фильтре летом в салоне недостаточно прохладно, а зимой — недостаточно тепло. Для того чтобы прежнее количество воздуха попадало в салон, системе вентиляции нужно преодолеть сопротивление потока воздуха забитому фильтру. Если сопротивление воздуха заставляет водителя выкручивать печку на максимум, то фильтр набрал в себя столько пыли, что его пора заменить.

Кроме пыли в салонном фильтре после пробега 10 000 км виден пух растений и даже мелкие насекомые
Кроме пыли в салонном фильтре после пробега 10 000 км виден пух растений и даже мелкие насекомые

Как самостоятельно заменить фильтр салона

Салонный фильтр может быть расположен под лобовым стеклом с доступом из-под капота или рядом с центральной панелью. Чтобы узнать, где расположен салонный фильтр в конкретном автомобиле, лучше обратиться к руководству по эксплуатации. Например, он может быть расположен за бардачком со стороны пассажира. Чтобы добраться до посадочного места, придется освободить все содержимое бардачка, снять фиксатор, если он есть, и опустить бардачок вниз. Иногда для этого нужно сжать его стенки. Затем снять пластиковую крышку, которая закрывает салонный фильтр.

Обратите внимание на то, как располагается салонный фильтр, чтобы поставить новый в то же положение. Аккуратно вытащите отработавший фильтр, не переворачивайте его и не трясите, так как из него может посыпаться пыль. Затем установите новый фильтр и проделайте все шаги в обратном порядке.

Снимите фиксатор, чтобы бардачок мог опуститься
За бардачком расположена пластиковая крышка посадочного места
Сняв крышку, можно добраться до салонного фильтра. Обратите внимание на то, как он установлен и куда направлена стрелка потока воздуха

Очень важно не перепутать его сторону. Слой для механической очистки должен быть ближе к входящему потоку воздуха, а слой с активированным углем, если он есть, ближе к выходящему в салон воздуху. Иногда на фильтр наносят стрелки с обозначением направления воздуха. Если на посадочном месте тоже есть такие стрелки, они должны быть направлены в одну сторону. Советую доверять этим обозначениям только на оригинальных фильтрах. На аналогах и заменителях стрелка может указывать в неправильную сторону.

В некоторых моделях автомобиля для установки салонного фильтра его нужно сжать по ламелям и в таком положении вставить в посадочное место. Там он расправляется, и его фильтрующая площадь увеличивается. Поэтому важно проследить, чтобы фильтр не остался в сжатом положении.

Крайне не рекомендуем пылесосить, стирать или чистить салонный фильтр. После таких процедур он может выглядеть как новый, но качество очистки воздуха снизится. Кроме того, стирка смоет антибактериальный слой, если фильтр биофункциональный. Восстанавливать салонные фильтры — бесполезная трата времени. Это одноразовый расходный материал, который нужно периодически менять.

Запомнить

  1. Салонные фильтры делают из нетканого синтетического материала, а не из бумаги.
  2. Некоторые неоригинальные фильтры по ресурсу и функционалу лучше оригинальных.
  3. Барьерные фильтры подходят в местности с относительно чистым воздухом, угольные — жителям мегаполисов, биофункциональные — аллергикам.
  4. Салонный фильтр нельзя восстановить — только заменить.
  5. При установке фильтра главное, чтобы он плотно сидел в посадочном месте, без зазоров и замятий.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Эдуард СолодинКак часто вы меняете салонный фильтр?
  • UpgradeВспомнил в тему фильтров: один человек в период гарантии 3 года ездил на ТО к ОД. По прошествии этого времени решил экономить и поехал на замену масла и фильтров в обычный сервис. Где ему сказали, что никакого салонного фильтра у него не установлено. На что владелец задумчиво ответил: странно, а я три года платил не только за фильтр, но и за его замену... :D1
  • Иван ИванычПокупал я угольный фильтр Bosch и разницы с обычным я не заметил. Также ощущал все запахи, что и с обычным. По мне так лучше купить два обычных и менять чаще, а не один угольный.1
  • Анатолий СергеевИван, у меня наоборот, очень даже ощутил разницу. При езде за коптящими камазами в салоне никаких запахов не было. Правда производителя фильтра не помню, давненько было.1
  • Григорий ГоловановИван, надо разбираться какой именно Бош, где и за сколько его купили. Если в интернете по принципу «о, я сломал систему и урвал на 30% дешевле» — не удивляйтесь, их часто подделывают. Не стоит покупать запчасти на авторынке, на маркетплейсе и не все специализированные интернет-магазины отвечают за добросовестность поставщиков. Опять же в статье пишем, о каких запахах речь. Угольный MANN отлично справляется со всем, что летит из выхлопной трубы впереди идущего старого авто без катализатора. А когда едем мимо завода Ниссан в Приморском районе, где рядом вонючая свалка — закрываем заслонки, не справляется. Но и не должен, ведь там другие химические соединения, и активированный уголь их не улавливает.1
  • Пошлый кактусМеняю угольные каждые 7500км, вроде недорогое удовольствие1
  • SJЖиву в Нижнем Новгороде. Грязно, пыльно. Езда каждый день. Меняю фильтр каждые два месяца. Причина - начинается резь в глазах. Как только чувствую, что чешутся глаза - пора менять. Раньше покупал родной фильтр. Теперь перешёл на "Невский фильтр". Он всех дешевле, а поскольку меняю всёравно часто, не вижу смысла переплачивать.3
  • Иван ИванычГригорий, покупал Bosch 1 987 435 514 в декабре прошлого года в Exist за 1099 ₽. Повторюсь, что запахи ощущал также, как и с обычным фильтром.0
  • lazexUpgrade, и у него ни разу не возникло вопроса, почему ему не кладут в салон использованные фильтры при получении машины с ТО?3
  • RedcarХоть у меня и старое корыто,но со мной ездят дети, всегда слежу за состоянием, вовремя меняю расходники. Минимум раз в год фильтры, если начинает потеть изнутри, тоже меняю. Не сама, конечно 😅 Про фильтр мне братишка - автослесарь присылал как-то в тему)))5
  • Upgradelazex, не все заморачиваются на этом, особенно те, кто доверяет ОД. Человек заплатил деньги самому что ни на есть официальному дилеру марки, почему он еще должен перепроверять? Да и ничего не мешает положить любой грязный фильтр с другой машины, возможно даже другой марки. Некоторые ОД/сервисы масло до конца не сливают, в этом случае как проверить?0
  • lazexUpgrade, интересный подход. А почему тогда "один человек" вдруг взял и вот так сразу поверил работягам с "обычного сервиса"? Вообще не допускаете обмана с их стороны? Который, кстати, как раз выглядит вполне логичным - переманить клиента, очернить конкурентов, завоевать доверие простеньким психологическим приёмом.3
  • Upgradelazex, он купил фильтр в магазине из наличия, а там типа бесплатная замена, которая включена в стоимость фильтра. Он по сути мог и дома сам поменять. Крышку салонного фильтра открыли при нем. Не было никакого умысла. Я только не понял, а вы сомневаетесь, что ОД может дурить клиентов?3
  • Upgradelazex, повторяю еще раз: центр замены масел и фильтров (условно назовем это сервисом) при покупке масла и фильтра предлагает "бесплатную" замену. Там нет понятия ремзоны, загнал машину и стоишь рядом. И он не контролировал специально замену фильтра. Если касаться темы именно контроля проведения ТО с прохождением в каске в ремзону после инструктажа, то я могу вам столько историй рассказать о "случайно" забытых операциях/манипуляциях, что никакого доверия к ОД не будет :D Вы мне таки ответьте на вопрос выше: сомневаетесь, что ОД может дурить клиентов?2
  • lazexUpgrade, да. У меня был крайне отрицательный опыт ремонта в "обычном сервисе", из-за которого пришлось тратить у дилера очень крупную сумму на исправление того, что накосячили эти рукожопы. Насоветовали этот условного "дядю Васю" на местном форуме, типа зачем вам к ОД, только денег сдерёт, а вот дядя Вася вам всё исправит. Исправил, да, машину с его "обычного сервиса" пришлось на эвакуаторе вывозить. С тех пор закаялся с этими рукожопами-самоучками дело иметь, уже лет 20 только у ОД все работы, ни разу никаких проблем не возникло. У двух из трёх дилеров вообще ремонтная зона за прозрачной перегородкой, бери тут же кофе и смотри, как твою ласточку делают.0
  • Upgradelazex, я начал свой рассказ с банального ТО по замене фильтров и масле, где вроде бы накосячить очень сложно. Но по факту обманывают тупо не меняя фильтры или не сливая полностью масло. А если уж касаться вашего примера именно с ремонтом, особенно сложным, то мой опыт говорит о том, что для успешности сего мероприятия хоть в гараже у дяди Васи, хоть у ОД, везде нужно не только присутствовать лично, но и самое главное понимать что нужно делать и как. Многие скажут это бред. Но, увы, реальность такова. Банально, сервисмен может и не желает обманывать, просто сам до конца не понимает тонкостей процесса ремонта2
  • Upgradelazex, так кроят то не ОД, а работники :D Собрали несколько фильтров, недолили масло нескольким клиентами, и все это продали. Такого думаете не бывает? :D Если вы верите в ОД, то никаких проблем, верьте и дальше, ведь на таких как вы они и существуют :D1
  • Кирилл СолодКаждый апрель меняю, перед началом сезона цветения берез) Очень сильная аллергия, но свежий фильтр очень хорошо сдерживает пыльцу. Дома плохо, на улице еще хуже, но из машины могу часами не вылезать - ничего не чувствую. Главное окна не открывать, кондер в такую погоду меня очень сильно спасает0
  • Кирилл СолодДавид, у нас зимой снимают их, типа лучше печка работает. Но я поездил без него сезон - только радиатор печки добил, как было холодно, так и осталось0