Я работал в детской школе программирования: занимался текстами и коммуникациями.

По ходу разобрался в учебном процессе, а также посмотрел, как работают конкуренты.

В первую очередь я буду опираться на программы авторитетных школ программирования для детей — «Кодабры», «Кодди», «Кодланда», «Кодиума», «Алгоритмики» и Geekbrains. Все школы работают дольше пяти лет, часто попадают в обзоры и рекомендации на детских образовательных ресурсах, в них тщательно отбирают преподавателей, а на сайтах можно найти почти всю нужную информацию для принятия решения.

Чему учат на курсах

Большинство школ программирования помогает достичь двух целей: понять, что компьютер нужен не только для игр и соцсетей, и получить прикладные навыки — расскажу о них подробнее.

Разрабатывать игры. Этому учат дошкольников, младшеклассников и ребят постарше — в зависимости от возраста меняются платформы для разработки, а приобретенные навыки становятся все сложнее.

На курсах для начинающих — обычно на них занимаются ученики начальной школы — создают простую анимацию для забавных персонажей и осваивают визуальный язык программирования Scratch: им смогут пользоваться даже те, кто не умеет читать.

Ученики постарше придумывают свои сценарии для игр, учатся использовать 3Д-эффекты, создают игровые уровни. Это помогает развить воображение, изучить языки программирования для платформ «Майнкрафт», «Роблокс» и «Юнити» и даже познакомиться с основами предпринимательства: готовые игры можно разместить в Эпсторе или «Гугл-плее» и зарабатывать на рекламе.

Курсов по разработке игр много, цены зависят от сложности платформ и их популярности. Например, курсы по разработке игр на «Юнити» длятся от 72 часов и стоят от 50 000 Р.

Такие игры разрабатывают ученики в школе «Кодланд». Источник: kodland.org
Такие игры разрабатывают ученики в школе «Кодланд». Источник: kodland.org

Разрабатывать мобильные приложения и сайты. Дети изучают HTML, CSS и JavaScript, знакомятся с основами верстки, в том числе мобильной, учатся ставить цели и достигать результатов.

На некоторых курсах, например в Geekbrains, ученики работают во «взрослых» онлайн-сервисах, которые позволяют собирать свои сайты: «Фигма», «Тильда» и «Редимаг». Это помогает не только освоить прикладные навыки, которые дети смогут использовать в будущем, но и сделать более интересной учебу в школе: например, вместо обычного реферата по истории можно сделать сайт или мобильную викторину и удивить учителя и одноклассников.

Эти курсы подойдут детям с 12 лет, длятся от 40 часов и стоят от 30 000 Р.

Создавать нейронные сети. Ученики узнают, что такое машинное обучение, и учатся создавать простые варианты искусственного интеллекта: например, программу, которая умеет распознавать фотографии кошек, или телеграм-бот.

Такие курсы помогут углубить знания математики: создание нейронных сетей ближе к математическому моделированию, чем просто к программированию. Курсы подойдут для детей с 14 лет, длятся от 40 часов, в среднем стоят от 45 000 Р.

Защищать данные в интернете. На таких курсах учатся информационной гигиене и правилам безопасности в сети, разбираются, как устроено шифрование данных, изучают Python на базовом уровне. Все это помогает развить как общеобразовательные навыки — например, критическое мышление, — так и прикладные: после таких курсов ученики легко смогут восстановить данные, которые случайно удалили.

Обычно на занятия по защите данных приглашают учеников от 10 лет и старше: курсы длятся от 20 часов и стоят в среднем от 20 000 Р.

Вести видеоблог. Ученики учатся определять потребности своих зрителей, придумывать концепцию канала, писать сценарии видеороликов, наконец, снимать и монтировать видео. Даже если ребенок не станет блогером, эти навыки пригодятся ему в школьных презентациях, да и вообще при создании любых проектов.

На подобных курсах занимаются ребята от 10 лет, курс занятий длится от 20 часов и стоит от 20 000 Р.

Как проходит обучение

Важно не только найти интересную тему, но и заранее узнать, будет ли удобно заниматься ребенку. Иначе он рискует бросить занятия в середине программы просто из-за «технических» сложностей: утомительной дороги на занятия или слишком быстрого темпа на уроке. Расскажу, какие бывают форматы у занятий и как выбрать подходящий.

Онлайн или офлайн. Несколько лет назад почти все школы проводили офлайн-занятия: так преподавателям было проще поддерживать доброжелательную атмосферу, помогать ребятам с трудными задачками и получать от них обратную связь. Во время пандемии большинство школ перешли на онлайн-преподавание, а теперь предлагают студентам выбор — заниматься очно или по интернету.

Сам по себе онлайн ничем не хуже — чаще всего дети и преподаватель встречаются в зум-конференциях, выполняют задания, в случае проблем расшаривают экран и преподаватель помогает им исправить ошибки. Если зависает компьютер или возникают другие технические сложности, их решает служба поддержки.

Но к онлайн-формату нужно привыкнуть: если занятия по интернету вызывают трудности, лучше выбрать очные встречи, по крайней мере на первое время, пока ребенок осваивается.

Площадка, на которой проводят онлайн-занятие, зависит от школы: в «Кодди» и Geekbrains преподаватель с учениками встречаются в зум-конференциях, в «Кодабре» занимаются в игровом мессенджере «Дискорд», а в «Алгоритмике» для обучения используют интерактивную платформу. Раньше в некоторых школах дети просто изучали материал по заранее записанным видео, но сейчас от этой практики отказались.

Индивидуальные или групповые занятия. Стандартный формат для курсов программирования — занятия в группах. В некоторых школах, например «Кодабре», предусмотрены разовые индивидуальные занятия — на случай, если ученик пропустил общую встречу и не может сам справиться с материалом или хочет пройти более сложную тему, которой пока нет в групповых курсах.

В «Кодиуме» и «Кодди» можно изначально выбрать индивидуальный формат, если родители сомневаются в групповом: например, считают ребенка слишком стеснительным, знают, что он усваивает материал медленнее других, или, наоборот, думают, что ему будет скучно в группе, потому что он уже умеет программировать на высоком уровне.

Игровой или проектный подход. Почти во всех школах используют проектный подход — на занятиях дети не просто получают знания или решают задачи по программированию, а создают какой-то продукт, например мини-игру или несколько страниц сайта.

Но для дошкольников и первоклассников лучше выбрать курсы с игровым подходом: например, в «Кодабре» и «Кодди» занятия для ребят 7—8 лет построены как увлекательный квест.

Длинный или короткий курс. От количества занятий зависит прогресс ученика, но важно не перегрузить ребенка уроками, чтобы не отбить желание программировать.

Стандартные курсы состоят из 20 занятий, которые проходят раз в неделю: такой темп считается оптимальным. Но есть и другие варианты. Например, мини-курсы по 10 занятий в «Кодабре» или «Кодиуме» помогут быстро научиться основам тех или иных навыков — это пригодится ученикам, которые хотят попробовать разное. А в «Кодланде» некоторые курсы длятся по 32 занятия и позволяют более глубоко погрузиться в тему, если ребенок уже точно определился со специализацией.

Какие еще параметры важны при выборе курса

На качество и стоимость обучения могут повлиять еще несколько важных параметров. Расскажу, на что обратить внимание, чтобы обучение было эффективным и не отнимало большую часть семейного бюджета.

Опыт преподавателей. Высококлассные разработчики редко идут работать в онлайн-школы. Это связано и с уровнем зарплаты, и с профессиональными амбициями — в школах программирования платят меньше, чем в крупных ИТ-компаниях, и далеко не все разработчики и тимлиды хотят работать с детьми.

Поэтому в школах программирования занятия ведут обычно выпускники технических вузов, в том числе очень сильных, например МФТИ или Бауманки. Тем не менее их профессиональный уровень может отличаться: одни школы обращают внимание только на знание материала и умение программировать, а другие еще учитывают опыт работы с детьми и педагогические навыки будущих преподавателей.

Преподаватели школы «Кодланд» окончили технические вузы и побеждают в педагогических конкурсах. Источник: kodland.org
Преподаватели школы «Кодланд» окончили технические вузы и побеждают в педагогических конкурсах. Источник: kodland.org

Оборудование и ПО. Обычно для детских курсов хватает Windows 7 или MacOS 10.10 и установленного браузера «Гугл-хром». Но для разработки игр на «Юнити» понадобится 20 гигабайт свободного места и как минимум 4 гигабайта оперативной памяти: такие параметры есть не у всех домашних компьютеров, а значит, для курсов придется покупать новый гаджет.

Школы, которые проводили и проводят офлайн-занятия, раньше давали ноутбуки в аренду — сейчас такое обычно не практикуют, но лучше уточнять это у менеджеров школ.

Например, подойдет такой ноутбук: ему точно хватит мощности процессора и оперативной памяти. Источник: dns-shop.ru
Например, подойдет такой ноутбук: ему точно хватит мощности процессора и оперативной памяти. Источник: dns-shop.ru

Сайт школы. На сайте школ обычно представлена подробная информация о курсах, формате занятий и преподавателях. В первую очередь я рекомендую обратить внимание на подробную программу и результаты, которых смогут достичь ученики: это поможет определиться, совпадает ли содержание курса с ожиданиями ребенка и родителей.

Также важно узнать требования к ребенку — чаще всего младшеклассники должны владеть мышкой и уметь читать, а ребята постарше знать английский язык на элементарном уровне и уметь печатать.

В «Кодабре» есть несколько курсов, посвященным разработке игр: чтобы не прогадать с выбором, лучше заранее изучить программу каждого. Источник: codabra.org
В «Кодабре» есть несколько курсов, посвященным разработке игр: чтобы не прогадать с выбором, лучше заранее изучить программу каждого. Источник: codabra.org
На сайте «Алгоритмики» можно узнать об особенностях занятий: они проходят на особой обучающей платформе, которая позволяет учиться в своем темпе, но при этом активно взаимодействовать с другими учениками. Источник: algoritmika.org
На сайте «Алгоритмики» можно узнать об особенностях занятий: они проходят на особой обучающей платформе, которая позволяет учиться в своем темпе, но при этом активно взаимодействовать с другими учениками. Источник: algoritmika.org

Отзывы о школе. Я рекомендую изучать отзывы на сторонних ресурсах: в «2ГИС», «Отзовике», «Эдвайзоре»: это позволит узнать не только о преимуществах школы, но и о ее недостатках.

Помимо работы преподавателей обращайте внимание и на то, как устроено взаимодействие с менеджерами. Иногда родителям нравится, чему и как учат на курсах, но они совершенно недовольны сервисом — техподдержка не реагирует на проблемы, менеджеры плохо объясняют, как оплатить занятия: все это тоже может повлиять на комфорт от учебного процесса.

Это профиль Geekbrains на сервисе отзывов. Уже здесь можно сориентироваться, но лучше читать все отзывы. Источник: otzovik.ru
Это профиль Geekbrains на сервисе отзывов. Уже здесь можно сориентироваться, но лучше читать все отзывы. Источник: otzovik.ru
Главное — вчитываться в подробности, а не только обращать внимание на «звездочки». Иногда отрицательный отзыв возникает из-за банального недопонимания, а положительный публикуют после первого пробного занятия — судить по нему о долгосрочных перспективах сложно. Источник: mooc.ru
Главное — вчитываться в подробности, а не только обращать внимание на «звездочки». Иногда отрицательный отзыв возникает из-за банального недопонимания, а положительный публикуют после первого пробного занятия — судить по нему о долгосрочных перспективах сложно. Источник: mooc.ru

Также изучите отзывы бывших преподавателей: они могут обратить внимание родителей на проблемы и трудности, которых не видно со стороны родителя и ученика.

Например, бывший преподаватель «Кодабры» ругал школу за то, как устроены занятия и организована работа методистов. При этом основательница школы ответила ему в отдельном посте и попыталась объяснить проблемы в работе школы: публичная переписка помогает подробно разобраться в системе работы организации и понять, нравится ли такой подход к обучению ребенка или нет.

Условия оплаты. Некоторые школы позволяют оплачивать курсы не целиком, а по одному занятию. В таком случае обратите внимание, за какое время урока указаны цены на сайте: обычно это стоимость за час, а занятия часто идут по два часа.

Часто школы программирования позволяют оплачивать занятия с помощью материнского капитала, но перед началом занятий это стоит уточнить у менеджеров.

Как протестировать обучение

Школы программирования обычно предлагают ученикам и их родителям сначала убедиться в качестве преподавания, а потом записаться на полноценный курс. Вот какие есть варианты это сделать.

Посетить пробное занятие. Они есть во всех школах, но устроены по-разному. Например, в Geekbrains и «Кодланде» пробное занятие проводят бесплатно, а в «Кодди» предлагают в качестве пробы оплатить одно занятие, пока без абонемента.

Перед пробным занятием узнайте, кто его проводит: преподаватель или менеджер. Первый вариант предпочтительнее: по занятию с менеджером будет тяжело понять, как на самом деле учат на курсах.

Иногда на пробных занятиях просто показывают, как устроена работа, а иногда — помогают выявить интересы ребенка: это пригодится, если ученик не до конца уверен в выборе курса.

После пробного занятия узнайте у ребенка, понравились ли упражнения и преподаватель, было ли ему сложно или, наоборот, слишком легко. Если появились сомнения, лучше сходить на пробные занятия в другие школы и сравнить впечатления.

Попробовать летний интенсив или короткие курсы. Школы программирования проводят интенсивы в летние и другие школьные каникулы. Темы курсов могут различаться — они более яркие и популярные, чем обычные занятия: например, в «Кодабре» летом можно было научиться снимать короткие видео для «Тиктока», а в «Кодди» ребята пробовали рисовать иллюстрации в стиле аниме.

Также можно пробовать короткие курсы до 10 занятий — они займут два месяца, ребенок быстро достигнет первых результатов, и родителю будет понятно, насколько это полезно и интересно для ребенка.

По выходным в «Кодди» проводят бесплатные мастер-классы: на них ребенок сможет добиться первых результатов и понять, нравится ли ему заниматься программированием. Источник: coddyschool.com
По выходным в «Кодди» проводят бесплатные мастер-классы: на них ребенок сможет добиться первых результатов и понять, нравится ли ему заниматься программированием. Источник: coddyschool.com

На что обращать внимание во время занятий

Обычно ребенок испытывает кураж и удовольствие от первых занятий, но чуть позже вау-эффект проходит, а задания становятся сложнее и заниматься дальше уже не хочется. Это нормально: если с преподавателем налажен контакт и на занятиях ребенок чувствует себя комфортно, период адаптации продолжится недолго.

Но иногда отказ ребенка от занятий может сигнализировать и о других проблемах: например, скучных уроках или конфликтах с учителем. Чтобы разобраться, с чем именно связано нежелание ребенка продолжать занятия и стоит ли ходить на курсы дальше, я рекомендую обратить внимание на несколько параметров.

Хочет ли ребенок программировать. Бывает, что ребенку просто не подходит программа конкретного курса: например, оказалось, что программировать игры не так весело, как в них играть. В такой ситуации можно предложить ребенку сходить на пробные занятия других программ или попросить учителя дать задания на другие темы — чтобы выявить интересы ребенка и разобраться, какой курс ему подойдет лучше.

Как складываются отношения с преподавателем. Уделяйте этому пункту особое внимание как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. В группе ребенок может общаться со сверстниками, но преподаватель все равно остается ядром и основным источником информации и поддержки. Если преподаватель мало уделяет внимания ребенку, игнорирует его вопросы, оскорбляет его, то жалуйтесь менеджеру, а также требуйте организовать прямой разговор, на котором можно задать вопросы и разобраться в проблеме.

Также у ребенка могут возникнуть проблемы из-за непривычного стиля общения. В некоторых школах, например в «Кодабре», преподаватели не жалуются родителям на пропуски занятий или поведение ребенка, а разбирают эти проблемы с самим учеником. Если ребенок не привык к открытому диалогу по поводу проблемы, то он может воспринять это как критику и атаку.

Как работает техподдержка. На старте занятий технические проблемы могут периодически возникать: пока родители и ребенок еще не знакомы с платформой, на которой проходят занятия, или с нужными программами. В идеале служба поддержки должна реагировать моментально, но если обращений много, то возможна задержка в несколько минут. Если техподдержка реагирует долго или не может решить проблему, обращайтесь к менеджеру — техническое сопровождение всегда входит в стоимость занятия.

Каких результатов достигает ребенок. Оценить результаты непросто, если вы не понимаете, как устроено программирование. Когда ребенок сделает первую игру, вы поймете его силы, но это произойдет через несколько месяцев, а мини-проекты могут показаться шаблонными и простыми. Попросите преподавателя объяснить вам, как правильно оценивать результаты — на что смотреть и как их понимать.

Присутствуйте на занятиях сами — хотя бы иногда. Так вы поймете, насколько легко справляется ребенок, увидите работу преподавателя и почувствуете атмосферу на занятии.

Запомнить

  1. При выборе курсов важнее всего ориентироваться на интересы, цели и возраст ребенка.
  2. Выбирая конкретную онлайн-школу, обращайте внимание на педагогический опыт преподавателей и требования к ученикам — возможно, перед занятиями ребенку понадобится подтянуть английский.
  3. Запишите ребенка на пробное занятие, но будьте готовы заплатить за него.
  4. Присутствуйте на некоторых занятиях — так вам будет проще понять, за что вы платите и насколько тяжело ребенку учиться.
  5. Обращайте внимание на отношения ребенка и преподавателя — от них сильно зависит интерес и вовлеченность.